Классическая немецкая философия: кратко о самом главном. Немецкая классическая философия

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия рассматривается отдельной темой в курсе философии, потому что на небольшом отрезке времени появились четыре гиганта. Философы - теоретики, которые сделали теоретические открытия столь глобального масштаба, которые изучаются и подтверждаются в современной науке. Основоположники немецкой классической философии: И. Кант родился (1724-1804). Всю жизнь он прожил в городе Кенигсберге (Калининград). Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Философы были связаны узами дружбы и учительства. Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте. В процессе жизни они разошлись, дружба была прервана, многие их них обвинили друг друга. В Германии была благоприятная среда для развития науки, исследований. К этому времени в Германии образовалась сеть университетов. Философы были преподавателями. Университеты поддерживались государством в материальном плане. Научная информация была доступна для широкого круга людей. 19 в. считался развитием Европейской философской мысли. Немецкие философы превратили философию в профессиональный вид занятий. Они сделали попытку превратить ее в высшую форму теоретического познания. Философствование не отделимо от научности. Теория выше, существеннее всякого эмпирического созерцательного бытия. Характерной чертой немецкой философии была абсолютизация понятийного познания на основе особой формы работы с понятием. Главный предмет науки - понятие немецкой классической философии - выступает в предельной форме рационализма заложенного традициями Платона и Аристотеля. В основе традиции лежат мысли: “не человек, а мировой разум. Законы разума лежат в основе мира” (не доказано не истина). Доказательство истины было доведено до крайней черты немецкой классической философии. Для всей немецкой классической философии свойственна особенная техника философствования (работа с понятием). Мыслительная сила способна предвидеть, работающая только с понятием. Отсюда следует вывод: интеллект, имеет чисто теоретические возможности, который способен даже на мысленные эксперименты. Немецкой классической философией был разработан диалектический метод: мир рассматривается в целом, не по частям. Мир рассматривается в движении, развитии. Доказана связь низшего с высшим. Мир развивается от низшего к высшему, изменения происходят количественно, и переходит в новое качество. Развитие имеет внутреннюю цель. Особое открытие в диалектике сделал Гегель. Он предположил, что существует тройственный метод мышления. Например, тезис-антитезис - синтез; бытие - небытие - становление. Гегель размышляет спекулятивно, т.е. умозрительно, обращаясь к понятию, а не к опыту через единство и противоположность этих понятий. Гегель начинает с простого, через движение к синтезу, от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему. Пока не получится вся “ткань” действительности. Его мышление соответствует закону логики и подчинено единству логического и исторического. Немецкая классическая философия стоит на границе с современной философией. Она смогла синтезировать идею романтизма и просвещения. Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В.Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б.Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый - “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.

Во второй, “критический” период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она - “вещь в себе”, неуловима (ноумен).

Теория познания Канта основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в “вещи в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.

Бессилие человеческого разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.

В работе “критика практического разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.

Кант-автор категорического императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел иметь в качестве всеобщего закона, и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда не относился к нему только как к средству”. Категорический императив, по его мнению, должен применятся и в отношениях между народами.

Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения - это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.

Кант ставит следующий вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает познавательный процесс? Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная душа. Кант приходит к выводу, что не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.

Практический разум рассматривает нравственные проблемы, человек понимается как двойственное существо: человек как телесное существо и как феномен.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) - тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы - переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

· в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);

· в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

· в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления” (Ленин). Считает, что разум есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом, то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира - это способ и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается логически и абстрактно;

2)развитие инобытия идеи (природа);

3)конкретного духа

1) переход количественных изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию - антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха - в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.

Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.

Основные представители немецкой классической философии: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

Свое название их философия получила, во-первых, благодаря национальному своеобразию, во-вторых, за классическое понимание философии, восходящее к представлениям о философии ее созидателей Платона и Аристотеля. Все те, кого объединяет эта школа, стремились выстроить законченные философские системы, включающие все части: онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе. Они полагали, что завершенность системы есть признак ее совершенства. Одни при этом начинали с критики прежних взглядов на сознание как познавательную деятельность, другие непосредственно с онтологии – учения о бытии. Общим для всех было понимание фундаментальной роли категорий – наиболее общих понятий – в строительстве философского мировоззрения. Категории позволяют связать знания по различным направлениям в общую систему.

Начинается немецкая классическая философия с исследований И. Канта (1724-1804). В творчестве этого философа и ученого выделяются два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Кант всегда относился к процессу познания критически, иначе он не был бы выдающимся ученым. (Познакомьтесь с научными открытиями И.Канта.) Но до второй половины 1770-х годов его критичность носила традиционный характер – сомневаться до тех пор, пока нет достаточных доказательств истинности.

Впоследствии маститый ученый пришел к заключению: прежде чем размышлять о том, смогу или нет я познать какое-то явление, мне необходимо исследовать свою способность познавать. Она неограниченна, или существуют пределы познания, выйти за которые человеку не дано? Подтолкнула к подобному необычному для Просвещения шагу Канта научная деятельность и концепции некоторых предшественников – философов, в частности, Д. Юма.

«Суд» над познавательной способностью сознания нашел выражение в классических трудах Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Приговор Канта категоричен: познание имеет пределы. Достоверное познание сущностей невозможно.

В онтологии И. Кант занимает материалистические позиции. Он признает существование вещей вне сознания. Но именно это признание и стало отправной точкой определения границ познания предметного мира. Кант различал «вещи в себе», т.е. формы их существования самих по себе, независимо от нас, и «вещи для нас». Первые нам истинно не ведомы. Познание ограничено знанием «вещей для нас», т.е. того, что дано в наших чувствах. Мир «вещей в себе» – сущностей – вне зоны действия познавательной способности человека, он находится по ту сторону – трансцендентен .


Широко известно учение И. Канта о нравственности. Оно показывает немецкого философа как убежденного гуманиста. Прежде всего обратите внимание на содержание опорного нравственного принципа И. Канта – «категорического императива». Уточните также, как И. Кант трактовал связь между моралью и религией.

И. Фихте (1762-1814) – идеалист, эволюционировавший от субъективного идеализма (до 1800 г.) к объективному. Вначале абсолютизировал субъекта – «Я», введя формулу бытия – «Я – не Я», в которой «не Я» определялось «Я». Закончил толкованием тождественности бытия Богу.

Позитивно в учении Фихте может быть оценена его идея о том, что созерцанию, теоретическому осмыслению предшествует практически- деятельное отношение человека к предметному миру. Мысль о деятельном субъекте была не просто новой, а своевременной для утверждения буржуазного общества. Реальность, по Фихте, есть продукт деятельности субъекта.

Нередко идеализм Фихте называют этическим.

Г. Гегель (1770-1831) – идеалист, создал наиболее совершенную систему объективно-идеалистической философии благодаря разработке диалектического метода. Диалектические идеи высказывались и до Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он придал диалектике системный характер. Гегель сформулировал принципы диалектического мышления, законы и основные понятия. Из фрагментов, диалектических догадок, диалектика у Гегеля выстроилась в целостный метод. Правда, философ – идеалист не мог распространить диалектику на природу, ограничив ее сферой духа, познанием, поэтому гегелевская диалектика осталась локальной.

В онтологии Гегель предложил замкнутую систему развития бытия. Исходное состояние бытия – объективная Идея, объективный Дух, находящийся в состоянии необходимости развития. Себя на начальном этапе Дух не осознает. Природа – инобытие Духа, его противоположность. Сознание человека становится средством самопознания Духа. Развиваясь, Дух познает себя, он превращается в Абсолютную идею, или Абсолютный Дух. Здесь важно следующее: Гегель понимает движение как самодвижение (источник, сила находятся внутри явления); причина движения в противоречии (единстве противоположностей); движение осуществляется поступательно; развитие есть закономерный процесс. Всякое развитие предполагает наличие 3-х универсальных образующих – причины; направления; содержания и оформления. Соответственно им Гегель открыл три основных диалектических закона:

· Закон единства противоположностей;

· Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

· Закон отрицания отрицания.

Подробнее эти законы будут рассмотрены в главе «Диалектика».

Человеческую историю Гегель впервые представил объективным поступательным развитием, определяемым логикой Мирового Духа. Люди не творят историю, они реализуют творческий характер Духа. История несовместима с произволом и экстремизмом, во всех проявлениях они антиисторичен, препятствует развитию. Вместе с тем Гегель сознавал, что в реальной истории неразумного предостаточно. Отсюда его замечательное объяснение: реальность бывает двух видов. Есть реальность необходимая, она разумна, но параллельно существует реальность, потерявшая былую необходимость, такая реальность не разумна. Разумную (необходимую) реальность Гегель называл действительностью, утверждая, что «все разумное действительно, а действительное разумно».

Ф. Шеллинг (1775-1854) – представитель трансцендентального идеализма. Значительное внимание, в отличие от Фихте и даже Гегеля, уделил натурфилософским проблемам. Натурфилософию рассматривал как «органическую часть трансцендентального идеализма».

Л. Фейербах (1804-1872) – по выражению Ф. Энгельса, последний представитель немецкой классической философии. Симптоматично, что начиналась ее история с материалиста И. Канта и завершилась материализмом Л. Фейербаха. Свой материализм Фейербах определил как «антропологический», подчеркнув особое место человека для философии. Религия теоцентрична, а философия должна быть антропоцентрична. Фейербах критиковал христианство, отвергал его, но не был в принципе против религии. Согласно пониманию философа, религию нужно переориентировать с любви к Богу на любовь к человеку. Он говорил: чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Философия Просвещения отразила социальный подъем, связанный с разрушением феодального строя и надеждами на буржуазные революции и реформы. За XVII и XVIII столетиями пришло XIX – время господства капитализма. Оказалось, что в реальной жизни противоречия остались, социальное напряжение переместилось в иные области отношений. Изменилась социальная динамика, новые проблемы испытал человеческий дух. Немецкая классическая философия предприняла попытку разобраться в изменившейся реальности, следуя общему курсу Просвещения на разумность деятельности человека. Гуманизм, сила Духа, нравственность; дальнейшее движение вперед составили ядро ее интереса.

Центральные проблемы немецкой классической философии:

· Стадии развития мира;

· Движущие силы развития мира;

· Место и роль в развитии мира человека;

· Познание мира;

· Совершенствование человека и человеческих отношений;

· Нравственность, ее реальность и идеалы;

· Противоречия, их природа и способы разрешения.

Важнейшие идеи:

· Обоснование движения как самодвижения;

· Признание и разработка различных видов движения: в пределах исходного состояния; поступательности изменений, возвращения в исходное состояние; превращение в противоположное;

· Открытие основных законов развития мышления;

· Строительство диалектики как метода познания, основанного на признании единства противоположностей;

· Анализ противоречий развития буржуазного общества;

· Развитие гуманистического учения Просвещения;

· Разработка проблемы творчества, новый взгляд на деятельность субъекта как способ его активного бытия.

Вопросы для самопроверки.

2. Что такое априорное и апостериорное знание? Знания, которые вы получаете на лекциях по специальным дисциплинам, априорны или апостериорны?

3. Зафиксируйте в глоссарии ключевые термины немецкой классической философии.

4. Дайте определение диалектики.

Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под "немецкой классической философией". Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".

Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.

Перечислим некоторые из положительных моментов немецкой классической философии. Философия Канта завершает рациональную философию (начатую Декартом). В его философии нашло свое выражение теоретическое отражение и понимания в просвещенческом духе человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии можно видеть зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы новой натурфилософии у Шеллинга (его же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике), диалектическую концепцию Гегеля (переосмыслившую старое понимание диалектики, как способа спора и обсуждения проблем в сторону ее научного построения, где диалектика становится методом познания развивающейся действительности). Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм, идею развития в исследование общества и природы и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей просвещенческой эпохи (идея развития становиться главной в диалектике Гегеля).

Послекантовская философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности) и всей предшествующей рационалистической и эмпирической традиции.

Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания (субъективизм, начавшийся с работ Декарта, доводится Кантом до логического конца и его поэтому можно считать последним последовательным субъективным идеалистом, с чем связано то, что в последующей фазе развития немецкой философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции).

Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию пантеизма дали Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности), а также дискуссия, разгоревшаяся в конце 18 века вокруг философии Спинозы (вызванная книгой Ф. Якоби "Об учении Спинозы", представляющей атеистическую интерпретацию его философии).

В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований "гражданского общества" и "правового государства").

Немецкая классическая философия кратко – учение об универсальных способах познания бытия. Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. В чем ее суть, постараемся разобрать в этом посте. Материал этот вам будет крайне полезен при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Предпосылки для формирования немецкой классической философии

Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.

Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.

Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.

Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.

Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.

Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян. Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству.
Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.

Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.

К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.

Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.

Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.

Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.

В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.

Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.

Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:

1. 17-18вв. Предтеча идеализма — философия Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.

2. 18-19вв. Немецкий идеализм (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель и др.). Создаются труды, по сей день признающиеся вершиной философской мысли. Выстраивается универсальная и общая картина мира, систематизируются основные знания человека о природе, процессе познания.

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве.
Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

Выделяют следующие особенности немецкой философской мысли 18-19вв.:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:
1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.
2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.
3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.
4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724—1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира.
По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихт е (годы жизни 1762 - 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллин г (годы жизни 1775 - 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770—1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе. Подчеркивал важность труда и его материальной оценки.

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями.

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

С уважением, Андрей Пучков

, Карла Маркса , Артура Шопенгауэра , Фридриха Ницше , Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас .

История

Средние века

Зарождение немецкой философии относится ко времени Высокого Средневековья, когда в Германии появились университеты (Кёльнский и Гейдельбергский). Одной из первой форм философской мысли в Германии стала схоластика , представленная Альбертом Великим и тяготевшая к реалистическому направлению . Помимо схоластики средневековая философия в Германии была представлена мистикой (Майстер Экхарт), определившей на многие века пантеистические и интуитивистские черты немецкой философии.

Реформация

Огромное влияние на развитие немецкой мысли (в том числе и на взгляды его противников) оказало учение Мартина Лютера . Его ключевой философской работой является трактат «О рабстве воли». Будучи теологическим по форме, трактат, однако, пытается дать ответы о роли и месте человека в современном ему обществе, что было разрывом с прежней чисто теологической традицией.

Просвещение

XIX век

Немецкий идеализм

Тремя самыми выдающимися немецкими идеалистами были Фихте , Шеллинг и Гегель . Однако, нужно различать идеализм субъективный (из перечисленных философов - Кант, Фихте, Шеллинг) и объективный (Гегель). Взгляды Гегеля кардинально отличаются от взглядов других немецких идеалистов из-за различий логик. В начале своей карьеры Гегель очень серьёзно занимался древнегреческой философией, особенно логикой Пифагора, Гераклита, Сократа и Платона. Гегель возродил их логику и представил её в виде законченной системы в своей «Науке логики». Он считал, что в основе всего существующего лежит Абсолютный Дух , который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история. Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть - мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Гегель считается наиболее сложным философом для чтения (из-за сложности логики), поэтому ему могли приписывать идеи, которые были не поняты или неверно переведены.

Карл Маркс и младогегельянцы

Среди тех, на кого повлияли учения Гегеля, была группа молодых радикалов, называвших себя младогегельянцами. Они были непопулярны из-за своих радикальных взглядов на религию и общество. Среди них были такие философы, как Людвиг Фейербах , Бруно Бауэр и Макс Штирнер .

XIX-XX века

Виндельбанд, Вильгельм

Дильтей, Вильгельм

Риккерт, Генрих

Зиммель, Георг

Шпенглер, Освальд

XX век

Венский кружок

В начале XX века была сформирована группа немецких философов под названием «Венский кружок ». Это объединение послужило идейным и организационным ядром для создания логического позитивизма. Его участники восприняли и ряд идей Витгенштейна - концепцию логического анализа знания, учение об аналитическом характере логики и математики, критику традиционной философии как лишенной научного смысла «метафизики ». Сам Витгенштейн не соглашался с участниками Венского кружка насчет интерпретации философии Аристотеля .

Феноменология

Феноменология определяла свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных, идеальных черт. Основателем направления был Эдмунд Гуссерль , к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа [ ] . Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику