Как получить компенсацию за найм жилья бюджетникам, сиротам, сотрудникам полиции и фсин. Как получить компенсацию за аренду жилья сотрудникам полиции, фсин, бюджетникам и сиротам? Решение характерных проблем

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях реализации постановления Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области» (далее – государственная программа), Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

п о с т а н о в л я е т:

1. Установить на период реализации государственной программы дополнительную меру социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления компенсации платы за наем жилого помещения.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

1.1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления компенсации платы за наем жилого помещения.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 22.06.2015 N 231-п)

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

Губернатор области
В.А.Юрченко

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 10.12.2012 N 557-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
области от 21.05.2018 N 211-п , -
см. предыдущую редакцию)

ПОРЯДОК
предоставления компенсации платы за наем жилого помещения

1. Порядок предоставления компенсации платы за наем жилого помещения (далее - Порядок), разработан в целях реализации постановления Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.08.2019 N 347-п , - см. предыдущую редакцию)
2. Компенсация платы за наем жилого помещения (далее - компенсация платы), расположенного на территории Новосибирской области, предоставляется заявителю в отношении одного жилого помещения, ее размер не может превышать 5000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории муниципального района, 10000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории городского округа (за исключением города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово), 15000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
3. Компенсация платы предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - заявители).
Компенсация платы предоставляется нуждающимся в ней заявителям. Критерием нуждаемости в компенсации платы является наличие по независящим от заявителя причинам среднемесячного дохода (если он проживает один), либо среднемесячного среднедушевого дохода члена его семьи (если он проживает с семьей) за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении компенсации платы (далее - заявление), ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области на 1 января года обращения.(Абзац в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
Компенсация платы предоставляется заявителям при условии, если трудоспособный заявитель, его (ее) трудоспособная (трудоспособный) супруга (супруг) является занятым в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» или состоит на учете в службе занятости населения в качестве безработного или занят уходом за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, в случае получения компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленной Пенсионным фондом Российской Федерации в предусмотренном федеральным законодательством порядке, или занят уходом за ребенком до достижения возраста трех лет.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
Уходом за одним и тем же лицом, относящимся к одной из вышеперечисленных категорий, не могут быть заняты заявитель и его (ее) супруга (супруг) одновременно.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
Действие Порядка не распространяется на заявителей, если в период найма жилого помещения заявители обучались по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения при наличии у образовательной организации жилищного фонда для предоставления заявителю жилых помещений в общежитиях.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
4. При предоставлении компенсации платы заявителю компенсируется плата, внесенная им по договору найма жилого помещения за период не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дате регистрации заявления в министерстве труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство). (Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.05.2018 N 211-п , - см. предыдущую редакцию)
Заявители, которые в установленном законом порядке реализовали на момент обращения в министерство свое право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеют право на получение компенсации платы за наем жилого помещения за период, не превышающий двенадцати месяцев до даты регистрации заявления в министерстве, но не позднее даты издания правового акта органом местного самоуправления Новосибирской области о предоставлении жилого помещения.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
5. Заявители или их уполномоченные представители (далее – представители) для получения компенсации платы представляют в министерство заявление по форме, установленной министерством, с указанием номера лицевого счета в кредитной организации для перечисления компенсации платы и приложением следующих документов:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
1) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя), и его копия;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя, и его копия;
3) - Подпункт исключен - постановление Правительства области от 21.06.2016 N 181-п - см. предыдущую редакцию
4) договор найма жилого помещения и его копия;
В случае если сдаваемое в наем жилое помещение находится в общей собственности, представляется согласие всех собственников такого жилого помещения, находящегося в общей собственности на сдачу внаем жилого помещения;(Абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
5) документ, подтверждающий правомочие наймодателя на распоряжение указанным в договоре найма жилым помещением.
В случае заключения договора найма жилого помещения с представителем наймодателя жилого помещения дополнительно представляется документ, подтверждающий полномочия указанного представителя на заключение представленного договора найма жилого помещения.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
6) документы, подтверждающие плату, внесенную по договору найма жилого помещения за период фактического найма жилого помещения, предшествующий дате регистрации заявления в министерстве, (платежные поручения, чеки, собственноручные расписки собственника или управомоченного им лица в получении денежных средств от заявителя или иные документы, свидетельствующие о произведенной плате), и их копии.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
7) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий занятость трудоспособного заявителя, его (ее) трудоспособной (трудоспособного) супруги (супруга) (кроме справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении заявителем, его (ее) супругой (супругом) компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
8) документы о доходах членов семьи или одиноко проживающего заявителя за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (кроме справок территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о подтверждении получения пенсии заявителем (членами его семьи) и справок (сведений) органа службы занятости по месту жительства заявителя (членов его семьи) о назначенных безработному заявителю (членам его семьи) социальных выплатах);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
9) справка образовательной организации о наличии (отсутствии) у образовательной организации жилищного фонда для предоставления заявителю жилого помещения в общежитиях (предоставляется заявителем, обучающимся в образовательной организации по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения).(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
Заявитель вправе представить по собственной инициативе:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)

- Абзацы дополнительно введены постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п :
справку территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о подтверждении получения пенсии заявителем (членами его семьи);
справку территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении заявителем, его (ее) супругой (супругом) компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы;
справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства заявителя (членов его семьи) о назначенных безработному заявителю (членам его семьи) социальных выплатах.

В случае если вышеперечисленные документы или информация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и заявителем не представлены по собственной инициативе, министерство получает эти документы (сведения) на основании запроса, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
5.1. При повторном и последующих обращениях (при сохранении оснований, дающих право на получение компенсации платы) для получения компенсации платы заявитель (представитель) представляет в министерство заявление и документы, указанные в подпунктах 1, 6 пункта 5 Порядка, и договор найма жилого помещения и его копию (в случае прекращения действия ранее представленного договора найма жилого помещения).(Пункт дополнительно введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
6. При подаче документов, указанных в пункте 5 Порядка, заявители (представители) дают согласие на обработку персональных данных соответствующих субъектов персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Верность копий документов свидетельствуется подписью специалиста министерства, принявшего документы, с расшифровкой фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, копии заверяются печатью.
Оригиналы документов, указанных в подпунктах 1-6 пункта 5 Порядка, возвращаются заявителю или его представителю.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
7. Заявители (представители) вправе направить заявление с приложением копий документов, указанных в пункте 5 Порядка, в министерство через организацию почтовой связи. В этом случае подпись заявителя (представителя) в заявлении и прилагаемые к нему копии документов должны быть заверены нотариусом или иным лицом в установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Датой приема заявления и копий документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в день поступления в министерстве.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
8. - Пункт утратил силу - - см. предыдущую редакцию
9. Министерство осуществляет следующие действия:
1) принимает заявление и документы (их копии), указанные в пункте 5 Порядка;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
2) регистрирует в день поступления заявление и прилагаемые к нему документы (их копии);
3) проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и при наличии сомнений в их достоверности запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях; (Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 22.06.2015 N 231-п , - см. предыдущую редакцию)
4) комиссия по предоставлению компенсации платы за наем жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная приказом министерства на период действия государственной (далее - комиссия), с 15 по 20 число каждого месяца рассматривает заявления и прилагаемые документы (их копии), предусмотренные пунктами 5, 6 Порядка. Итоги заседания комиссии не позднее одного рабочего дня после дня заседания комиссии оформляются в виде протокола.
На основании протокола комиссии министерство не позднее 3 рабочих дней после дня заседания комиссии принимает решение о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы.(Подпункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
5) не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы направляет заявителю (представителю) уведомление о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 27.06.2017 N 239-п , - см. предыдущую редакцию)
В случае отказа в предоставлении компенсации платы в уведомлении указываются основания для такого отказа. (Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см.предыдущую редакцию)
6) перечисляет компенсацию платы на лицевой счет заявителя в кредитной организации, указанный в заявлении о предоставлении компенсации платы, в течение 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации платы, в пределах лимитов, установленных на текущий финансовый год.
В случае полного расходования лимитов на текущий финансовый год компенсация платы осуществляется заявителям, в отношении которых принято решение о предоставлении компенсации платы, в последующие годы реализации государственной программы, в порядке очерёдности, исходя из даты регистрации заявления в министерстве, в течение 5 рабочих дней после поступления целевого финансирования.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
10. Основанием для отказа в предоставлении компенсации платы является установление министерством следующих обстоятельств:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
1) заявители (представители) не представили в министерство документы, указанные в пунктах 5, 6 Порядка (за исключением документов, запрашиваемых министерством посредством межведомственного информационного взаимодействия);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
2) заявитель отказался от вселения в предоставляемое ему органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма жилого помещения (договору найма специализированного жилого помещения) два раза (при наличии у органа местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения подтверждающих документов);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
3) заявитель имеет во временном пользовании жилое помещение, предоставленное в муниципальном общежитии.
4) отсутствие у заявителя права на получение компенсации платы в соответствии с Порядком;
5) смерть заявителя, признание его безвестно отсутствующим либо объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
6) наличие в представленных документах повреждений, исправлений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
7) недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах.(Подпункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
11. Заявитель, получивший отказ в предоставлении компенсации платы, имеет право на повторное обращение в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении в реестр.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
12. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 22.06.2015 N 231-п - см. предыдущую редакцию

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена "КОДЕКС"

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Компенсация за найм жилья является одной из наиболее значимых льгот, полагающихся различным категориям граждан. К примеру, возмещение расходов за наем жилья может быть определено для малоимущих семей, наиболее незащищенных слоев населения, сирот, детей без родительской опеки. Компенсация положена также военнослужащим, вынужденным снимать жилье вблизи места службы. Компенсация за найм жилья может также предоставляться работнику предприятия, если он договаривался об этом с работодателем в момент трудоустройства.

Социальная компенсация за найм жилья

Социальное возмещение затрат граждан на жилье регулируется как федеральными, так и региональными законами. При назначении льготы органы социальной защиты населения ориентируются на устанавливающие документы. Как правило, компенсация утверждается именно органами местного самоуправления с целью оказания финансовой поддержки граждан, которым в данный момент невозможно предоставить жилье в собственность или по договору социального найма.

Льготой могут воспользоваться наиболее социально незащищенные слои общества, такие как дети-сироты, дети без родительского попечения, малоимущие семьи. Для этого представитель льготной категории граждан должен встать на учет в органах социальной защиты населения и заявить о том, что нуждается в улучшении жилищных условий.

Размер компенсации за найм жилья будет меняться каждый год в зависимости от индексации, проводимой по региону на будущий год.

В 2010 году власти приняли решение о монетизации компенсации за наем квартиры. Ранее размер компенсации был для всех категорий получателей одинаков – принималось среднее значение стоимости съемного жилья. На сегодняшний день заявитель должен документально подтвердить свое право на получение компенсации, после чего специалисты УСЗН каждый месяц производят перерасчет компенсационной суммы (ежемесячной денежной компенсации – ЕДК), принимая во внимание фактически понесенные затраты человека на оплату ЖКУ и квартиры.

Бывает так, что в семье, проживающей совместно на одной жилплощади, сразу несколько человек имеют право на компенсацию квартплаты, и тогда компенсации складываются. Однако, общая сумма выплаты не может превышать 50% размера платежа за квартиру.

Чаще всего размер компенсации также изменяется по сезонам – в зимнее время, когда включено отопление, субсидия увеличивается, а летом, наоборот, уменьшается. Жильцы квартиры не должны предпринимать никаких мер – специалисты соцзащиты самостоятельно произведут перерасчет. Бывает и так, что субсидия летом вообще не предоставляется – все зависит от региона проживания семьи.

Наличие задолженностей по квартплате автоматически лишает жильцов права на получение компенсации. И здесь единственным выходом станет обращение в коммунальную службу с просьбой заключить договор о реструктуризации долга – тогда гражданин будет выплачивать долг небольшими долями на протяжении длительного периода времени. Но следует быть готовым и к тому, что ЖЭК откажет в подобном послаблении.

Право на получение компенсации необходимо подтверждать каждые полгода, в противном случае придется подавать полный комплект документов заново.

Наконец, льгота по квартплате – не единственная преференция, которую можно получить. Малоимущие семьи, которые отдают 22% от совокупного дохода всех совместно проживающих членов семьи за оплату коммунальных услуг, вправе получить скидку на ЖКУ. И данная льгота не препятствует получению компенсации за найм квартиры.

Компенсация за найм жилья работнику предприятия

Во время заключения трудового договора наниматель и сотрудник могут обговорить пункт о компенсации затрат работника на найм жилья. Для этого должен быть повод, например, осуществление трудовой деятельности в филиале компании или работа разъездного характера, предполагающая длительные или частые командировки.

Трудовой договор может содержать все условия предоставления компенсации – размеры надбавки к зарплате, порядок выплаты, вид жилья и т.д. Размер компенсации может зависеть от количества жильцов в помещении (если предполагается, что семья будет жить с сотрудником), продолжительности командировок, уровень комфорта жилья.

Деньги на оплату жилья работодатель может сразу перечислять на счет арендодателя, предварительно заключив с ним договор аренды. Или работник должен оплачивать жилье, а затем получать компенсацию вместе с заработной платой. Если договор расторгается по вине сотрудника, если он нарушал трудовую дисциплину или уволился по собственному желанию, право на возмещение стоимости жилья утрачивается.

Компенсация за найм жилья военнослужащим

Право на получение компенсации за найм (поднайм) жилья военнослужащими зависит от принадлежности военного к одной из следующих групп:

  • пребывающих на службе по контракту в данный момент;
  • уволенных в запас (должны состоять на учете как нуждающиеся в улучшении условий проживания).

При этом компенсация за найм жилья не будет назначена военнослужащему, если:

  • он не подавал заявление на предоставление ему государственной поддержки;
  • один из членов его семьи владеет на правах собственника пригодным жилым помещением неподалеку от места несения службы военнослужащим.

Размер компенсации будет зависеть от двух показателей – социальной нормы площади (которые, в свою очередь, зависят от количества членов семьи военнослужащего) и средней стоимости 1 кв. м. площади жилья в данном регионе.

Социальная норма площади рассчитывается следующим образом:

  • 24 м2 на одного военнослужащего, который будет жить один;
  • 36 м2 на военнослужащего и одного члена семьи помимо него;
  • 43 м2 на военнослужащего, супругу и ребенка (троих человек);
  • 12 м2 на каждого члена семьи, если общее их число превышает 3 человека.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин не стал оформлять компенсацию по квартплате, поскольку уже получает субсидию на оплату коммунальных услуг.

Компенсация за поднаем жилых помещений выплачивается в том случае, когда работник не обеспечен жилой площадью по месту службы .

Если у него имеется квартира на таком удалении, что он не успевает ежедневно приезжать к месту выполнения своих служебных обязанностей и обратно, то такой сотрудник считается необеспеченным жильем .

О том, кому предоставляется жилплощадь по , вы можете узнать на нашем сайте.

Сотрудники ФСИН

Уголовно-исполнительная инспекция руководствуется в данном вопросе Постановлением Правительства РФ № 204 от 12 марта 2013 года. Оно предоставляет практически те же условия для выплаты, которые дает Постановление № 1228 сотрудникам полиции .

Бюджетники

Работники государственных заведений социальной области деятельности, физкультуры и спорта, молодежных организаций, а также персонал учреждений образования, культуры, здравоохранения относятся к бюджетной сфере.

Денежная компенсация за жилье осуществляется согласно законам местных органов власти . Например, мэрия Новосибирска приняла Постановление № 1439 от 15 февраля 2012 г., которым утверждает порядок возмещения расходов по найму для представителей бюджетных учреждений города.

В отдельных регионах могут приниматься законы о выплате только определенным специалистам . Пример: Правительство Пермского края решило возмещать медицинским работникам Перми до 10 тыс. рублей и до 6-8 тыс. рублей медицинскому персоналу иных населенных пунктов.

Другие категории

Здесь могут быть различные варианты:

Для обоих случаев имеется нюанс – это порядок обложения налогом такой финансовой помощи. Если арендой занимается предприятие, то на финансы работника это никак не отражается.

В случае выплаты с сотрудника могут высчитывать налог. Это зависит от порядка оформления возмещения расходов бухгалтерией предприятия.

Поэтому специалисту выгоднее, когда предприятие напрямую осуществляет оплату наймодателю.

Дети-сироты

Сиротам и детям, которые лишились родительской заботы и покровительства, возмещаются затраты на аренду жилого помещения с 18-летнего возраста . Порядок и сумма определяется местными органами власти.

Общие правила оформления

Для получения компенсации, как правило, требуется написать в соответствующую инстанцию заявление (рапорт ) и приложить к нему определенный перечень документов.

Что нужно для оформления? Прикрепленные документы должны нести следующую информацию:


Если требуется возмещать расходы за наём жилого помещения для семьи, то документы должны быть представлены на каждого ее члена , в том числе доказательства отсутствия собственного жилья.

Размер

Как производится расчет? Возмещаемая сумма определяется , указанным в . Но она не может быть больше нормы, регламентируемой соответствующим законодательным актом для каждой категории.

Приведем лимиты для каждой группы. Для сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы :

  • в Москве и Санкт-Петербурге — 15 тыс. рублей;
  • в других городах — 3,6 тыс. рублей;
  • в иных населенных пунктах — 2,7 тыс. рублей.

Внимание! Компенсация за аренду жилого помещения налогообложению не подлежит!

Компенсация за съем жилья бюджетникам , а также для сирот устанавливают местные органы власти по своим нормам. Например, новосибирским бюджетникам платят в национальной валюте до 5 000, а хабаровским сиротам – до 10 000.

Как она рассчитывается за аренду жилья сотруднику ? Каждому специалисту сумму определяет руководство его предприятия. Здесь допускается вариант, когда затраты возмещаются в полном объеме.

Как увеличить сумму компенсации? Когда у сотрудника МВД или ФСИН количество членов семьи превышает два человека, не считая его самого, тогда лимиты по возмещению платы за аренду жилого помещения увеличиваются в полтора раза.

Возможные проблемы

Для работников полиции, уголовно-исполнительной инспекции и членов их семей положено предоставлять служебную квартиру или другое помещение.

Бывают случаи, когда сотрудники прописаны у своих родителей , и тогда им не платят компенсацию за аренду.

Это неправомерно, если имеется . В противном случае сотрудника могут посчитать членом семьи владельцев квартиры (т. е. его родителей). Тогда служебное жилье не полагается.

В пункте 2 правительственного Постановления N 1228 о прописке ничего не упоминается.

В таком случае нужно подать рапорт о выплате с необходимым перечнем документов. Если вы получите отказ, то потребуйте его в письменной форме. Затем вместе с этим документом обратитесь в суд .

На обжалование дается 3 месяца (ст. 256 ГПК РФ)! Нужно вложиться в этот срок, иначе суд не примет иск!

Судебная практика подтверждает, что для решения вопроса лучше выписаться с квартиры родителей и зарегистрироваться по месту временного проживания или на служебной территории.

После подачи документов вам должны дать ответ на протяжении 10 дней:

  • если он положительный , то с момента найма помещения вы получаете компенсацию. Это может быть приурочено с выплатой заработной платы;
  • при отрицательном результате можно обжаловать решение в соответствующих органах.

К сведению! Членами семьи считают всех лиц, проживающих совместно с гражданином, которому полагается компенсация за аренду жилья. Если кандидат проживает совместно с родителями (другими родственниками), которые имеют квартиру, то он считается обеспеченным жильем и в финансовой помощи ему будет отказано.

Порядок получения

Как оформляется компенсация за найм жилья сотрудников полиции? Для сотрудников полиции к рапорту на имя руководителя учреждения, где проходите службу, прилагаются:

  • копия договора аренды;
  • справки с БТИ;
  • справки с Федеральной службы государственной регистрации и кадастра.

Будьте внимательны! Вместе с копиями показываются оригиналы. Документы готовятся на каждого члена семьи!

Могут потребовать данные о прописке, свидетельство о заключении брака, справку о составе семьи.

Рапорт пишется в установленной форме. Образец можно взять в отделе кадров по месту службы.

Работники уголовно-исполнительной инспекции подчиняются такому же порядку подачи документов, какой имеют представители полиции.

Для бюджетников чтобы получить право на компенсацию необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • быть в трудовых отношениях с данной бюджетной организацией;
  • не иметь собственного жилья (это касается также каждого члена семьи работника);
  • профессия сотрудника не должна относиться к категории дефицитных специальностей в данном регионе.

Перечень обязательных документов, которые подаются вместе с заявлением (касается каждого члена семьи):

  • копии документов, подтверждающих личность;
  • выписку по месту жительства из домовой книги;
  • справку с БТИ об отсутствии собственного жилого помещения;
  • справку из Росреестра о том, что не владеют иным жильем;
  • копию договора аренды помещения.

Специалисты , которым компенсирует оплату жилья их предприятие, подтверждают необходимость аренды следующим образом:

  • документами о составе семьи;
  • отсутствием собственной жилой площади;
  • договором найма.

Но этот вопрос регулируется руководителем данного предприятия.

Сироты могут подавать документы на компенсацию по достижении возраста 18 лет, когда они покинули стены школы, ПТУ, учреждения социального обслуживания населения.

Если они были призваны в ряды Вооруженных Сил, то такое заявление пишется после окончания срока службы.

В местах отбывания наказания подобные льготы недоступны. Поэтому документы на возмещение платы за аренду жилья подаются после освобождения.

Заявление составляется в центре социальной поддержки населения по месту проживания. К нему прикрепляются:

  • документ, подтверждающий личность;
  • договор аренды;
  • расчетный счет, на который будут перечисляться средства.

Дополнительно могут потребовать другие материалы для подтверждения статуса. Заявление заполняется на специальном бланке, который можно взять в этом же центре, где подаете заявление.

Обратите внимание! Если вам предоставили временное жилье, общежитие , но вы отказались от него, то компенсации вы не получите! В любом из выбранных случаев может быть много нюансов.

Поэтому с каждым из них нужно разбираться индивидуально.

Главное, помните, что любой чиновник – это еще не государство!

Добивайтесь своих гражданских прав!

Наш сайт – для вас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .