Фз рф об аудиторской деятельности. Об аудиторской деятельности

Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.

Об аудиторской деятельности

Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.

Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.

ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.

Аудиторы и аудиты

Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:

  • это организация, созданная на коммерческой основе, которая представляет собой объединение аудиторов, производящих независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности.

Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  • ценные бумаги организации допущены к торгам;
  • организация имеет организационно-правовую форму общества акционерного типа;
  • объем выручки от продажи продукции составляет более 400 млн рублей за предшествовавший отчетный год;
  • организация представляет и раскрывает годовую сводную консолидированную отчетность;
  • в иных случаях, установленных ФЗ.

Обязательный аудит проводится каждый год.

Права и обязанности аудиторов

ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:

  • на самостоятельное определение методов и форм оказания профессиональных услуг;
  • на исследование в полном объеме документации, связанной с хозяйственной и финансовой деятельностью аудируемого лица;
  • на проверку любого имущества, указанного в документации;
  • на получение у должностных лиц подтверждений и разъяснений по возникшим в ходе проверки вопросам;
  • на отказ от осуществления своих должностных обязанностей, если аудируемое лицо не предоставляет всю необходимую документацию;
  • на осуществление прочих прав, указанных в договоре.

Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:

  • предоставление аудитором аудируемому лицу информации о членстве в аудиторской организации;
  • своевременную передачу аудиторских заключений;
  • составление документов на русском языке;
  • обеспечение сохранности документации;
  • информирование аудируемых лиц о и многое другое.

Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.

Стандарты аудиторской деятельности

Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:

  • противоречить международным стандартам;
  • создавать препятствий к осуществлению аудиторской деятельности.

А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.

О независимости аудиторов

ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:

  • являющиеся учредителями аудируемого лица, его главным бухгалтером или руководителем;
  • являющиеся близкими родственниками аудируемого лица;
  • индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению финансовой отчетности;
  • и прочие, согласно ФЗ №307.

Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.

Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.

Об аудиторской тайне

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.

Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.

Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.

Контроль над аудиторами

Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.

Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:

  • устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля профессиональной деятельности;
  • проходить внешний контроль деятельности, представлять государственным органам всю необходимую документацию;
  • принимать участие в работе саморегулируемой организации аудиторов, если они являются ее членами.

Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.

Государственное регулирование

№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:

Аудиторская деятельность предоставляет собой проверку содержания отчетности коммерческого лица при условиях независимости и объективности с целью отражения экспертного мнения относительно достоверности предоставляемой отчетности.

С 01.01.2017 оказание аудита регламентируется новыми правилами в связи с принятыми Международными стандартами аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10. 2019 №192н.

  • Акционерные общества;
  • Страховые компании;
  • Кредитные организации и другие.

С полным перечнем можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Минфина России (отражено в тексте Информационного сообщения от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13).

Список содержит:

  1. Правовые основания для аудита;
  2. Вид отчетности;
  3. Субъекты, которые обладают правом на проведение аудита.

Деятельностью по предоставлению аудиторских услуг способны заниматься исключительно аудиторы. При этом оказание данных услуг должно быть единственным видом работы (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

Изменения 2019-2017 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ пребывает на вершине законодательного регламентирования аудиторской деятельности и правил оказания услуг в части аудита предприятий. Так, все остальные законы в данном аспекте сориентированы именно на данный и пребывают в соответствии с его положениями.

Закон содержит в себе:

  • Основные определения понятий;
  • Дается описание порядка организации процесса осуществления деятельности аудиторов;
  • Дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей субъектов аудита.
  • Указан порядок проведения контролирующих действия в части оказания услуг аудиторами.

Одним из нововведений является корректировка понятия в 2019 году «публикация консолидированной отчетности», и его последующая замена на «раскрытие годовой консолидированной отчетности», что описано в списке предпосылок для оказания аудита обязательного характера в ст.5.

Видео: Нюансы

Сравнение законов

До вступления ФЗ № 307- ФЗ на территории РФ фигурировал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, утративший силу 01.01.2011. Исходя из назревших изменений в экономике государства и правил, стандартов проведения аудита, был одобрен закон № 307-ФЗ.
Если сравнивать акты законодателя, то можно определить такие качественные отличия:

  1. Отличия в объеме содержания и численности норм. Так ФЗ № 307-ФЗ гораздо больше предшественника;
  2. ФЗ № 307-ФЗ делит сущность «аудита» и «аудиторской деятельности», в то время как в предыдущем эти определения уравнивались;
  3. Внедрено в употребление понятие — бухгалтерская отчетность;
  4. П. 6 ст.1 закона № 119-ФЗ имеет перечисление услуг, которые являются сопутствующими проведению аудита. Новый (ч.4 ст.1) отсылает к перечню таковых, которые устанавливаются государственными органами. В настоящий момент это ПСАД № 30,31.33;
  5. Перечисляются виды прочих услуг, что отражено в ч.7 ст.1, в то время как раньше такового не вводилось;
  6. П.2 ч.2 ст.14 расширяет правосубъектность аудитора при проверке. Так, он надеяется правом полномерного изучения документации, которая содержит коммерческую тайну. Предыдущий закон подобных оговорок не имел, поэтому лицо, которое подлежало аудиту, могло ответить отказом в предоставлении подобных бумаг;
  7. Ранее обязательным аудитом способны были заниматься исключительно организации (п. 2 ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ). На данный момент такой правомочностью обладают и обособленные специалисты;
  8. Определение аудиторской организации излагается неоднозначно (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ);
  9. Новый закон предусматривает обязательное условие по пребыванию аудиторов в СРО, отсутствие такового грозит не допуском к работе. Ранее – требования не содержал.
  10. Ч.2 ст.23 отменяет обязательные условия по наличие лицензии. Теперь аудитом можно заниматься в отсутствие таковой, она больше не является необходимой.

Последняя редакция Закона «Об аудиторской деятельности»

Последняя редакция № 307-ФЗ имеет ряд корректировок, среди которых дополнение ст.23 ч.16.

Среди поправок основными и заслуживающими внимания следует считать такие:

  • Дано пояснение того, что представляет собой аудиторская деятельность, и что к ней не относится (ч.2 ст.1);
  • Утверждено, что Минфин РФ занимается утверждением видов и перечня аудиторских, и сопутствующих услуг (ч.4 ст.1);
  • Аудит стал носить обязательный характер для всех акционерных обществ, в то время, как ранее это имело место только для ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5);
  • Раньше оформление заключений происходило по правилам, которые устанавливались стандартами федерального значения, то сейчас с 01.01.2017 года введены международные стандарты, которые завизированы приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. так, из содержания статьи было исключен термин «федеральные»;
  • Ст.6 имеет дополнение ч.6, в котором значится перечень лиц, которые обладают правом на обращение в суд для признания аудиторского заключения заведомо несостоятельным;
  • Переход на международные стандарты аудита (МСА) обозначил данное указание и в содержании закона. Ранее ориентиром были ФСАД. Так корректировки внесены в ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7;
  • Аудитор не может сделать аудит в пределах кредитного учреждения, которое его кредитует, либо предоставило банковскую гарантию и т.д.
    Аннулирование квалификационной документации аудитора является возможным, когда не предпринималась подобная деятельность сроком до 3-ех лет (ранее 2);
  • Ранее услуга имела наименование, как «проведение аудита», сейчас – «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ);
  • Увеличен минимальный предел численности участников организации аудиторов для регистрирования как СРО. Так, ранее было 700 человек и 500 организации, сейчас 10 000 и 2000 соответственно;

Законодательство в регуляции деятельности аудиторов в последнее время изменяется и корректируется, что связано с переходом на МСА. Содержание последней редакции закона ФЗ № 307-ФЗ расширяет перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Содержит в себе квалификационные требования к аудиторам конкретизируются и расширены. Предоставляет право заниматься аудиторской деятельностью обособленным специалистам, помимо организаций аудиторов.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:

  • даются определения основных понятий;
  • описывается порядок организации деятельности аудиторов;
  • перечисляются права и обязанности участников аудита;
  • указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.

Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.

Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:

  1. Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
  2. В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
  3. В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  4. В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
  5. Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
  6. П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
  7. Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
  8. По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
  9. Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
  10. Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).

До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.

Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:

  1. Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
  2. Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
  3. Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку в настоящее время действуют международные стандарты, утвержденные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 №2н.
  4. В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
  5. Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
  6. Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
  7. Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.

В Российской Федерации по аудиторской деятельности было принято два федеральных закона. Первый из них заменил Временные правила аудиторской деятельности и был принят в августе 2001 года (ФЗ № 119 от 7 августа 2001года). Он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения закона №119-ФЗ были уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что привело к принятию нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Закон весьма лаконичен, он включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация и другие понятия.

В Законе установлены:

  • · права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
  • · критерии проведения обязательного аудита;
  • · понятие аудиторской тайны;
  • · сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
  • · понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того в законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.

Семь статей Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемой организации аудиторов, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов.

По новому закону № 307-ФЗ

  • · обязательный аудит может проводиться и индивидуальными аудиторами, кроме организаций, ценные бумаги которых допущены в обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций.
  • · численность аудиторской организации должна быть не менее трех.
  • · общественные организации аудиторов создаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Квота для создания такой организации включает не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (п.3 ст. 17) .
  • · обязательное (членство) лицензирование аудиторской деятельности (ст.3,4,17,18);
  • · состав услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями подразделяется - на аудит, сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью. Аудит (внешний) подразделяется на обязательный, инициативный, и аудит по специальным заданиям. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными правилами (стандартами) (п.4ст.1).

Примерный перечень прочих аудиторских услуг включает (п.7 ст.1):

  • 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, составление налоговых расчетови деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Приведенный в п.1 - 10 ч. 7 ст. 1 Федерального закона перечень услуг, которые аудиторские организации могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, не является исчерпывающим. Согласно положению ст.7 стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемых организаций. В Законе №119-ФЗ были предусмотрены три группы стандартов. Третья группа включала внутренние стандарты аудиторской деятельности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов. Исключение третей группы стандартов из закона не означает, что они не должны разрабатываться и использоваться. Их роль весьма существенна, особенно для начинающих аудиторов и ассистентов аудиторов.

Положения в ст. 17-22 посвящены вопросам саморегулирования: правилам приема в СРО, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций, мерам дисциплинарного воздействия и так далее.

Нормативная поддержка закона обеспечивается в основном действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности (ПСАД), приказами Минфина России и другими документами. Закон №307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года. Однако время не стоит на месте, принятый Закон претерпевает изменения и дополнения.

Знание Закона необходимо, прежде всего, аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.

Новый порядок расчета пеней

Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация) , в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом… ». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.

Юридические формулировки

Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ».

При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу ». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.

Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.

Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.

Применение различных норм в различные периоды

Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.

Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.

Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.

Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.

Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.

Выводы

Исходя из сказанного в , представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.

В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей с 01.01.2017, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки \ Должник

Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК

91 день и более