Что включает структура личности. Понятие личности, её структура

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Психологическая структура личности .

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

· Интеллектуальность – ограниченность.

· Рассудительность, стойкость, сдержанность - подверженность влиянию, суетность.

· Мягкость - черствость, цинизм.

· Дружелюбие, гибкость, покладистость - ригидность, мстительность, тираничность.

· Реализм - аутизм.

· Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

· Уверенность - неуверенность.

· Тактичность - бестактность.

· Веселость - грустность.

· Общительность - необщительность.

· Самостоятельность - конформность.

· Разнообразие интересов - узость интересов.

· Серьезность - ветреность.

· Агрессивность - доброта.

· Оптимизм - пессимизм.

· Щедрость - скупость.

· Уверенность в себе - неуверенность.

· Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

· Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

· Доброта, ненавязчивость, терпимость - своеволие,эгоизм.

· Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.

· Сила воли - безволие.

· Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

· Взрослость - инфантилизм.

· Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

· Очарованность - разочарованность.

· Активность - пассивность.

· Экспрессивность - сдержанность.

· Чувствительность - холодность.

· Честность - лживость.

· Бодрость - веселость.

· Смелость - трусость.

· Независимость - зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Социальная структура личности .

Проводя исследование социальной структура личности , пришлось столкнуться с рядом теоретических преград, мешающих построить концепцию личности. Главным элементом здесь выступает личность, рассматриваемая как социальное качество. Социологическая структура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности.

11.Психоанализ

Одним из главных направлений изучения этого раздела психологии стало бессознательное, а также его связь и влияние на сознательные процессы. Психоанализ появился раньше бихевиоризма в конце 19 века и хотя понятие бессознательного существовало задолго до этого, первые психоаналитические очерки появляются из под пера Зигмунда Фрейда, которого принято считать основателем этого метода. Среди других крупных психоаналитиков стоит упомянуть Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга и Дмитрия Узнадзе, который разработал теорию установки.

Фрейд

Итак, Фрейд был основоположником психоанализа. В своих трудах он говорит о защитных механизмах, которые позволяют человеку противостоять бессознательным проявлениям, интерпретирует сновидения. Фрейд приходит к выводу, что бессознательное является побудителем сознания, поэтому чтобы объяснить поведение человека, следует искать его причины в бессознательном.

Психика по Фрейду делится на три элемента – сознание, предсознание и бессознательное. При этом он уподобляет ее айсбергу, в котором сознание только видимая его часть. Чем глубже тот или иной элемент бессознательного, тем сложнее он поддается анализу. Фрейд также вводит понятие предсознательных процессов, которые не находятся в сознании постоянно, но при желании могут быть им вызваны.

В период появления первых трудов по психоанализу в терапии было распространено применение гипноза. Однако, Фрейд решает отказаться от этой практики, поскольку считает, что пациент или клиент должен самостоятельно, при небольшой помощи психоаналитика, вывести структуры своего бессознательного в сознание. При введение пациента в гипнотическое состояние и последующем выведении из него он не помнит того, что с ним происходило, поэтому подъем бессознательного опыта в сознание становится невозможным, а значит данная терапия не может работать. Поэтому Фрейд работает через метод свободных ассоциаций и интерпретацию сновидений.

Он по-новому описывает структуру личности, в которую теперь входят Оно, Эго и СуперЭго.

Оно – изначальное бессознательное, населенное желаниями. Их Фрейд делит на проявления Эроса и Танатоса, либидо и деструктивных сил жажды смерти.

СуперЭго – также является бессознательной субстанцией, однако состоит оно из приобретенных в ходе развития норм поведения, табу, запретов и правил. Многие из них являются до формирования речи.

В свою очередь эго является результирующей двух противостоящий энергий бессознательного – Оно и СуперЭго. По Фрейду гармоничная личность должна умело сочетать два этих начала. Соответственно перекос в одну из сторон ведет к отклонениям и даже патологиям.

Фрейд также описывает несколько стадий развития, которые проходит ребенок прежде чем повзрослеть.

Оральная стадия – связана с получением удовольствия через ротовую полость. Собственно отклонения на этой стадии, которые получены в ходе соответствующего ощущения дефицита в детстве чреваты во взрослом возрасте проявлениями алкоголизма, табакокурения, обжорством.

Анальная стадия – связана с освоением контроля над испражнением. В этой стадии может появится стремление к злоупотреблению этим умением, проявляющимся в чрезмерном задерживании кала в организме, вывод которого в последствие приносит удовольствие равносильное оргазму. Во взрослом возрасте это может сказать на характере в виде проявлений жадности и на физиологическом уровне в виде частых запоров.

Генитальная стадия – связана с появлением личной половой идентификации. При этом модель взаимоотношений отца и матери становится для ребенка образом того, как надо вести себя со своим будущим половым партнером. Здесь Фрейд отмечает такие явления как комплекс Эдипа и комплекс Электры.

К примеру, комплекс Эдипа, связан с тем, что ребенок, начиная осознавать себя мужчиной, видит мать в качестве представителя противоположного пола. Соответственно в данной ситуации отец становится его половым конкурентом. Аналогично с комплексом Электры для девочек, которые начинают воспринимать половыми конкурентами своих матерей.

Генитальная стадия имеет несколько фаз, которые отличаются инициатическими проявлениями. К примеру, у женщин это девочка, девушка, женщина, мать, бабушка. Все они имеют различные функции, ценности и особенности восприятия окружающего мира. Собственно, отсутствие инициатического процесса также ведет к отклонениям.

Адлер

Адлер был учеником Фрейда и его продолжателем. Свои идеи он сформулировал в книге «Индивидуальная психология», открыв тем самым новое одноименное направление в психоанализе. В отличие от Фрейда и Юнга Адлер не пытается выделить в структурные элементы личности и говорит о ее целостном характере. Центральным моментом в его теории является изначальное чувство несовершенства, которое потом перерастает в комплекс неполноценности и как следствие процесс компенсации.

Адлер подчеркивает, что комплекс неполноценности возникает абсолютно у любого человека независимо от объективных причин или его индивидуальных недостатков. К примеру, в детстве оно может возникнуть из-за мокрых пеленок или недостаточного проявления материнских чувств. Ребенок зависим и свои потребности реализует в качестве зависимого, что и создает чувство несовершенства.

Компенсация по Адлеру может носить конструктивный и деструктивный характер. То, каким он будет, определяется внутрисемейным климатом. Стиль отношений в семье формирует модель развития процесса компенсации.

Конструктивная компенсация – связана с развитием социального интереса и стремлением занять в нем свое гармоничное место естественным путем. Эта модель связана с чувством сопричастности общему делу, которому соответствует благоприятный семейных климат.

Деструктивная компенсация – связан с унижением и уничтожением других людей, за счет которых происходит социальный рост.

Адлер отмечает две самые распространенные причины возникновения деструктивной компенсации:

1) Жесткая иерархия в семье, существующей «по закону джунглей», когда происходит подчинение младших старшим. Возникает культ силы и власти, к которым стремится человек с тем, чтобы занять доминирующее положение в семье, а затем и в обществе.

2) Избалованность и излишнее почитание потребностей ребенка. Он в свою очередь привыкает к такому отношению к себе и начинает требовать того же от остальных уже вне семьи. Когда он этого не встречает, то у него возникает внутренний протест, который он выражает в давлении на слабых.

Помимо компенсации Адлер вводит понятие сверхкомпенсации. Если компенсация – это преодоление чувства неполноценности, то сверхкомпенсация – это такая компенсация, которая ведет к полному подчинению жизни этому процессу, он становится центральным. Как пример Адлер приводит Наполеона, который своими завоеваниями компенсировал свой маленький рост и Суворова, который боролся со своим тщедушным телом. Современники отмечали, что часто Адлер озвучивал данные идеи, поскольку сам постоянно находился в болезненном состоянии, которое привело его к такой сверхкомпенсации.

Карл Густав Юнг, как и Адлер, также вносит существенные изменения в психоанализ, что приводит к возникновению так называемой «аналитической психологии», по которой автор пишет одноименную книгу. Важнейшим вкладом Юнга стоит считать введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом.

Если Фрейд был атеистом, то его ученик Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях он реабилитирует понятие «душа».

Также Юнг проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит схожие мотивы и соответствующую им специфику поведения, идентичность которой зачастую встречается, не смотря на расовые и половые различия.

Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы.

Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений. Стоит отметить, что у Фрейда элементами сна являются образы желаний.

Структура личности по Юнгу состоит из нескольких частей:

Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.

Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.

Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логизм, агрессивность.

Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследовали традиций, мифов и сказок ориентируются на его трудах.

12. Гуманистическая психология была создана как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Корни в экзистенциальной философии – Ясперс, Кьеркегор, Сартр, Хайдеггер. Представители: Фромм, Олпорт, Маслоу, Роджерс, Франкл.

Концепция становления (динамика). Маслоу.

Человек как единое целое . Направленность на индивидуальность. Принцип несводимости суммы к целому (мотивация влияет на человека в целом). Неуместность экспериментов на животных. Разрушительная сила в людях – результат фрустрации (ненаследственная) – противоположность Фрейда (природа человека хороша). Творчество неотъемлимое свойство природы человека (присутствует от рождения, но теряется в результате окультуривания – официальное образование). Творчество ведет к самовыражению. Критика Фрейда: однобокость теории (изучении болезней, а не здоровья). Через здоровье можно понимать заболевание. Человек – желающее сущ-во, редко достигающее состояния полного удовлетворения. Все потребности врожденные (инстинктоидные). иерархия потребностей: физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение, самоактуализация (потребность личного усовершенствования). Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз – утухание внутренних сигналов.

Комплекс ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового) и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение).

Роджерс:

Феноменологический подход . Все мотивы включены в состав достижения мастерства (тенденция актуализации). Движение по направлению большей сложности. Организмический оценочный процесс показывает соответствует ли настоящие переживания тенденции актуализации. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека; центральное место – Я-концепция (включает Я-идеальное). Элементы, определяющие развитие Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (любят всегда). Угроза возникает, если противоречие между Я-концепцией и организмическими переживаниями. Защитные механизмы: искажения или отрицания восприятия (рационализация). Личностные хар-ки полноценно функционирующих людей: открытость к переживаниям, экзистенциальный образ жизни (каждое переживание – новое), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Противоположность бихевиоризма (свобода выбора). изменяемость (постоянный рост), субъективность (мир субъективен).

Олпорт:

Диспозициональное направлении.

Олпорт является автором теории черт\диспозиционной теории личности. Он говорит о кардинальных, центральных, вторичных диспозициях. Диспозиции – синоним «черты», она м.б. разного ур-ня обощенности\ генерализованности. Кардинальные – самые генерализ (осн направления в жизни, носители – выдающиеся лич-ти, он прив пример Жанны Дарк), центральные – наши обычные лич. Хар-ки (обычно включ. В рекомендат письма, в хар-ки), вторичные – ситуативные кач-ва, кот проявл-ся в раз жиз ситуациях.

Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. В этом определении схвачены существенные хар-ки Л, подчерк роль психофизиологических систем, т.е. личность рассматривается в целостной связи с организмом. Также подчерк целостность и динамический хар-р Личности – Личность как постоянное (организация, стр-ра), с другой стороны – это изменяющаяся сис-ма, т.е. поднимается вопрос об изменчивости. Также говорится, о роли Личности в регуляции поведения.

Все, что наблюдаемо – выражение личности. Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности – моральное иди соц оценка. Если поступки не согласуются с данной чертой личности, то это не значит, что данная черта отсутствует. Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки), вторичные. Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва. 7 аспектов самости и стадии: телесная, самоидентичность(непрер-ть Я), самоуважение, расширение самости(Я охватывает аспекты соц и физич окр-я), образ себя, рациональное управление самим собой(применяется абстракция и логика для решения повседневных проблем), проприотивное стремление (целостное чувство Я, планирование перспективных целей – подростковый возраст) –самое главное. На последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка к самоосознанию и самопознанию. Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой.Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател. Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется. Механизм Ф.А. объясняет формирование личности. Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность, реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.

13. Личность чаще всего определяют как человека в контексте его социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию «личность» тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это социальное лицо, «личина» человека. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин: личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:

· 1917-1936 гг. - личность как профиль психологических черт;

· 1936-1950 гг. - личность как опыт человека;

· 1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст;

· 1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности

Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.

· Период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».

· К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.

Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В этой связи нельзя согласиться с К. К. Платоновым, упрекающим В. Н. Мясищева в том, что он вывел за пределы структуры личности направленность, темперамент и эмоциональность. Что касается направленности, то она по мнению В. Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интерграл». Эмоциональность также представлена одним из компонентов в структуре самого отношения. Что же касается темперамента, то введение этого структурного, по своей природе, элемента в функциональное образование, коим является личность и с чем не спорит К. К. Платонов, становится просто алогичным.

Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А. Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношения – сознательно - избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные отношения, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т.д. в виде игровой, учебной, общенческой и трудовой деятельности), которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т.е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова

Данная концепция – это наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Основополагающим моментом определения параметров личности в ее статистической модели является несхожесть компонентов психики. Различают такие составляющие:

· общие свойства психики для всех людей (эмоции, восприятие, ощущения);

· характерные только для определенных социальных групп особенности психики благодаря различным ценностным ориентациям и социальным установкам;

· индивидуальные свойства психики, они неповторимы, присущи только конкретному человеку (характер, способности, темперамент).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

К. К. Платонов предложил свою концепцию динамической структуры личности. Он выделяет в динамической структуре личности следующие подструктуры:

1. социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

2. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

3. индивидуальные особенности различных психических процессов (ощущения, восприятие, память);

4. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

14. Одной из новейших комплексных научных дисциплин, оформившихся в XX в., сталаобщая теория систем. В соответствии с установками этой теории одним из ключевых общенаучных понятий утвердилось понятиесистемы , а одним из методов научной методологии сталсистемный подход к действительности , причем виды систем чрезвычайно многообразны. Они могут быть статическими или динамическими, открытыми или закрытыми. Примером открытой системы. т.е. системы, тесно связанной с окружающей средой, является человек. Это означает, что человек не может существовать без тесной связи с окружающей его внешней средой, природной и социальной.

Этим обстоятельством и вызывается наличие у человека разнообразныхпотребностей, тот или иной состав которых является важнейшей характеристикой личности.

Удовлетворение этих потребностей - фундаментальное условие человеческого существования. В этом процессе выражается тесная связь человека с окружающей средой, его принадлежность к тому типу систем, которая характеризуется какоткрытая система.

В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.

С потребностями тесно связано и понятие мотива. Мотив - это связанное с потребностями внутреннее состояние готовности к активным действиям определенной направленности и формы.

Потребности как психический процесс имеют некоторые особенностями:

§ они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой;

§ более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям;

§ эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию;

§ ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей.

Потребности человека многообразны. Они делятсянематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище, генле) икультурные, или социальные , связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и т.н.

Естественные потребности отражают зависимость человека от природных, материальных условий, необходимых для поддержания его жизни. В культурных потребностях отражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

Когда потребность осознается, происходит се «опредмечивание», конкретизация, она приобретает форму мотива. Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и целях поведения, обеспечивающего ее удовлетворение.

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Мотивация - это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные условия деятельности, направленной на преобразование среды в соответствии с потребностями человека.

Общая мотивация, характерная для данного человека, является важнейшей составляющей характеристики его личности.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации являетсяконцепция иерархии мотивов американского психологаАбрахама Маслоу.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

§ физиологические (органические) - потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;

§ в безопасности - проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;

§ в любви и принадлежности - человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;

§ в уважении - человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;

§ в самоактуализации - в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

§ мотивы имеют иерархическую структуру;

§ чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности;

§ с повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, куда относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек (как человек) существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждою нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Высшие потребности имеют следующие признаки:

§ они более поздние;

§ чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;

§ жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньшая склонность к болезням и т.д.;

§ удовлетворение чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость счастье, обогащает внутренний мир.

Л. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.

Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что жалуются люди, а также уровень их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.

Основными функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

В психологическом плане существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу - осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинают анализ с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей - такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и любая живая система, неспособен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любые проявления активности человека сопровождаютсячувствами и эмоциями, которые в значительной степени определяют характер этой активности.

15. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивидуума со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

История

Слово «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов):

· преобладание жёлтой желчи (греч. холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком ,

· преобладание лимфы (греч. флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком ,

· преобладание крови (лат. сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником ,

· преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку. Важно, однако, отметить, что выделение именно четырех темпераментов связано не столько с реальным существованием четко различающихся групп (большинсто людей имеют смешанные темпераменты), сколько с магией чисел, характерной для средиземноморской цивилизации, в которой важную роль играло число четыре. В то же время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

В настоящее время учение темпераментах продолжает развиваться все в том же в том же нумерологическом ключе. Например, в рамках соционики выделяют 16 (4×4) психотипов. Однако эти исследования не принимаются всерьез академической психологией.

  • 6. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.
  • 7. Структура современной психологии.
  • 8. Соотношение житейской и научной психологии.
  • 9. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.
  • 10. Методы исследования в психологии.
  • 11. Различные теоретические воззрения на природу психики.
  • 12. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  • 13. Мозг и психика. Основные функции психики.
  • 14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.
  • 15. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного.
  • 16. Состояния измененного сознания.
  • 17. Психика и организм.
  • 18. Эволюционные предпосылки человеческой психики.
  • 19. Психика, поведение и деятельность.
  • 1. Стадия сенсорной психики.
  • 2. Стадия перцептивной психики.
  • 3. Стадия интеллекта.
  • 20. Ощущение, их свойства и виды.
  • 21. Восприятие, его свойства и закономерности.
  • 22. Общая характеристика представления.
  • 23. Внимание, виды и свойства внимания.
  • 24. Воображение, его функции и виды.
  • 25. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.
  • 26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы.
  • 27. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.
  • 28. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
  • 29. Стресс и его особенности.
  • 30. Формы переживания чувств. Виды чувств.
  • 31. Воля и ее характеристика.
  • 32. Структура и этапы волевого действия.
  • 33. Понятие и структура личности.
  • 34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
  • 35. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
  • Типы темперамента
  • Особенности характера
  • 37. Способности: виды и характеристика. Талант, одаренность, гениальность.
  • 38. Задатки как природные предпосылки способностей.
  • 39. Самосознание личности и «я-концепция».
  • 40. Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов.
  • 41. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
  • 42. Виды общения.
  • 43. Общая характеристика вербального и невербального общения.
  • 44. Речь. Свойства речи. Виды речи.
  • 45. Общая характеристика и виды малых групп.
  • 46. Социально-психологические явления и процессы в малых группах.
  • 47. Самосовершенствование личности в системе современного образования.
  • 48. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования.
  • 49. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования.
  • 50. Методы психофизического саморегулирования.
  • 33. Понятие и структура личности.

    Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

    Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

    Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

    34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

    "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.

    Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становитсяличностью .

    Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.

    Академик А.В.Петровский определяет личность как системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

    Личность – системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.

    Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного воспитания.

    Структура личности:

        интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.

        интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.

        метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.

    Сферы личности: потребностно-мотивационная,волевая и познавательная.

    ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

    Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждениях. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему в ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом). Так, в 70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу человеческих ресурсов". Суть этих изменений в том, что люди - персоны, личности - рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как личностей.

    Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".

    Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.

    Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

    Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности) интеллекта; мировоззрения; сочетание семейно - бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.



    Очень интересно происхождение самого слова "личность". В русской литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что этим словом обозначается "отношение одного лица к другому". Дано и второе, видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность"- "колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не переходить на личности").

    Позже, с развитием общественных отношений термин перешел разряд научных. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мерей можно говорить о четырех аксиомах:

    1) личность присуща каждому человеку;

    2) личность есть то, что отличает человека от животных, личности нет;

    3) личность есть продукт исторического развития, т,е. возни на определенной ступени эволюции человеческого существа;

    4) личность есть индивидуальная отличительная характеристик человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного складах

    Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной, на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность - это, прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

    В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

    1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

    2) социально-специфические черты (социальные установки, ценностные ориентации);

    3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).

    Личность - это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. И наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

    Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.

    Любая личность характеризуется:

    1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и проч.);

    2) специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

    3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;

    4) направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений;

    5) определенным складом характера;

    6) биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

    7) психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикой психики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, а динамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью;

    8) психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и проч.).

    При решении кадровых вопросов важно с достоверностью определять типичные для человека в данных условиях психические состояния, которые лучше обнаруживаются в экстремальных ситуациях.

    Структура личности - это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.

    История развития проблематики значения понятия «структура личности»

    Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.

    Подсистемы Б. Г. Ананьева

    В своих работах исследователь обозначил три категории:

    Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова

    Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:


    Структура личности по Юнгу

    Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).

    Структура личности по Фрейду

    Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:

    1. Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
    2. Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
    3. Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).
  • 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

    ЛИЧНОСТЬ- 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

    Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

    Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

    Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

    Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

    1.богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

    Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

    Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

    Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности - это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

    Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

    К проблеме биологического и социального в структуре личности.

    Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью – да может – это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание - процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).

    Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей приущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

    Современные представления о личности и психологической структуре . Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется мо­дель Б.С.Братуся (1988). Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жиз­ни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-испол­нительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

    Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хоро­шо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как спо­собности и черты характера, отвечающие за особенности проявле­ний личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функциониро­вание личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой лич­ности, а к ее предпосылкам.

    Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы ус­матриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток зак­лючается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации лич­ности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уров­ня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несу­щий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир челове­ка»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю обо­лочку. (Психофизиологический уровень - уровень телесных и моз­говых механизмов - мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

    Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня прин­ципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и спо­собностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом - как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулиру­ют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид - про­изводство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятель­ности человека, реализации его отношений с миром.

    За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности - меха­низмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы - свобода и от­ветственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребнос­ти, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существо­вания и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятель­ности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержа­нием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии разви­тия смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она фор­мируется.