Что проверяет антимонопольная служба. Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции

Тема номера

Как ФАС проводит плановые и внеплановые проверки

Ольга Чагина,
начальник отдела проверок Управления контроля размещения госзаказа ФАС России

ФАС России контролирует соблюдение Закона № 44-ФЗ, проводя плановые и внеплановые проверки (ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В ходе проверок ведомство устанавливает факты нарушения законодательства, привлекая субъекта контроля к ответственности и разъясняя, как не допустить в дальнейшем аналогичные нарушения. В статье подробно рассмотрен порядок проведения каждого вида таких проверок.

Сейчас антимонопольная служба и территориальные органы проверяют субъектов контроля в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 .

Субъекты контроля - это заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.

Как проводят внеплановые проверки

Основания и сроки. Основанием для проведения внеплановой проверки ФАС в рамках п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ служит поступление в контрольный орган информации о нарушениях законодательства. Такой информацией признают обращения физлиц и юрлиц, общественных организаций, запросы правоохранительных органов.

Срок проведения такой проверки не превышает 30 дней с момента поступления информации о нарушениях законодательства.

В исключительных случаях и при направлении запроса о предоставлении необходимых документов и информации контрольный орган вправе продлить срок проверки не более чем на 30 дней, уведомив об этом заявителя и субъект контроля.

Порядок проведения. Информация о проведении проверки и ее результаты, в том числе текст решения и предписания, размещают в ЕИС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 .

Процесс внеплановой проверки проводят по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб на действия заказчиков, но он не ограничен конкретным сроком.

Регламент внеплановых проверок пока не зарегистрирован в Минюсте. Поэтому территориальным органам ФАС рекомендовано уведомлять лиц, которые направили информацию о нарушениях, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, чтобы у них была возможность защитить свои интересы, предоставить пояснения, дополнительные документы и сведения (письмо ФАС России от 04.05.2016 № ИА/29998/16).

В отличие от рассмотрения жалоб в рамках ст. 106 Закона № 44-ФЗ, при проведении внеплановых проверок контрольный орган не приостанавливает заключение контракта до рассмотрения обращения по существу.

Зона контроля. Внеплановые проверки охватывают весь процесс определения поставщика и исполнения контрактов. Но при их проведении (как и плановых проверок, а также при рассмотрении жалоб) под контроль не подпадают результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями (ч. 12 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Эти результаты участники закупок могут обжаловать в судебном порядке. Также ФАС России и территориальные органы не проводят контроль в сфере закупок по ч. , и ст. 99 Закона № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Право на запрос информации. При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа могут в соответствии с их полномочиями запрашивать мотивированным запросом в письменной форме необходимые документы и информацию. Также при предъявлении служебных удостоверений и распоряжения руководителя при проведении таких проверок сотрудники ФАС имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок для получения документов и информации о закупках (ч. 26 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Субъекты контроля обязаны представлять по требованию в контрольный орган объяснения в письменной форме, информацию о закупках и давать объяснения в устной форме (ч. 28 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Ответственность за недостоверные сведения и нарушения. Если заказчик не представил или представил заведомо недостоверную информацию и документы, это признают административным правонарушением. Ответственность за это предусмотрена в ст. 19.7.2 КоАП РФ: виновных должностных лиц штрафуют на 15 тыс. руб., юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если контрольный орган выявит нарушения, он выдает обязательные для исполнения предписания об устранении всех нарушений, в том числе об аннулировании определения исполнителей (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В результате внеплановых проверок при выявлении фактов, которые содержат признаки состава преступления, ФАС передает эту информацию в правоохранительные органы.

Как проводят плановые проверки

Порядок проведения. Плановые проверки в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще, чем один раз в шесть месяцев.

Это делается на основании плана проверок, который утверждает руководитель контрольного органа. В этом плане указывают наименование контрольного органа, информацию о субъекте контроля, цель и основания проведения проверки, а также месяц начала ее проведения. План проверок и вносимые в него изменения контрольный орган размещает в ЕИС.

Приказ о проведении проверки. Перед проверкой подготавливают приказ о ее проведении, который утверждает руководитель контрольного органа, и направляют уведомление о проведении плановой проверки.

Приказ о проведении плановой проверки содержит сведения о наименовании контрольного органа, составе комиссии с указанием Ф. И. О. и должности каждого члена, предмете, а также о цели и основании проведения. Кроме того, там должна быть информация о дате начала и окончания проведения проверки, проверяемом периоде, сроках, в течение которых составляется акт по результатам проведения, а также о наименовании субъектов контроля.

При этом оригинал приказа о проведении плановой проверки комиссия представляет для ознакомления субъекту контроля до начала проведения плановой проверки.

Что входит в уведомление о проведении проверки. Как правило, уведомление о проведении плановой проверки содержит сведения о ее предмете, целях и основаниях на это, дате начала и окончания проведения, а также проверяемом периоде. В такое уведомление нужно включить необходимые документы и информацию с указанием срока их предоставления субъектами контроля.

Кроме того, там должны быть сведения о необходимости обеспечить условия для работы комиссии. В частности, возможность предоставить помещение для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые средства, оборудование для проведения плановой проверки.

Контрольный орган размещает в ЕИС информацию в течение 2 рабочих дней с даты приказа о проведении плановой проверки, указывая перечисленную информацию.

Уведомление о проведении плановой проверки направляют субъекту не позднее 7 рабочих дней до даты проведения проверки почтовым отправлением с уведомлением или любым иным способом с отметкой о получении.

На что имеют право члены комиссии. При проведении плановой проверки члены комиссии имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают субъекты, для получения документов и информации о закупках на любых носителях. Для этого они должны предъявить служебные удостоверения и приказ руководителя контрольного органа о проведении плановой проверки.

Таким должностным лицам позволено истребовать необходимые для проведения плановой проверки документы и сведения, включая служебную переписку в электронном виде. Также по запросу субъекты предоставляют документы и сведения, которые составляют коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, и информацию, составляющую гостайну, при наличии у членов комиссии формы допуска к ней.

Кроме того, члены комиссии имеет право получать необходимые для проведения плановой проверки объяснения в письменной или устной форме по предмету плановой проверки от субъекта контроля и его должностных лиц, осуществлять аудиозапись объяснений, а также фото- и видеосъемку с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица.

Наконец, они могут запрашивать мнение специалистов и экспертов в случае, если для проведения плановой проверки членам комиссии потребуются специальные знания.

Обычно в состав комиссии, которая образована контрольным органом для проведения плановой проверки, входит не менее трех человек. При этом ФАС в случае необходимости может обратиться в прокуратуру, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав комиссии должностных лиц этих ведомств.

Что обязаны делать субъект контроля и его должностные лица. Во время проведения плановой проверки субъект контроля и его должностные лица обязаны не препятствовать ее проведению. В частности, как уже отмечалось, они должны обеспечивать право беспрепятственного доступа членов комиссии на территорию и в помещения с учетом требований законодательства о защите гостайны.

По письменному запросу комиссии либо ее члена им необходимо предоставлять в установленные запросом сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и копии документов, включая служебную переписку в электронном виде.

Кроме того, субъект контроля должен обеспечивать необходимые условия для работы комиссии, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в уведомлении.

По требованию субъекта контроля запрашиваемые документы и сведения передают на основании акта приема-передачи. Если субъект контроля не может представить требуемые документы, он обязан представить комиссии письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их предоставления.

По письменному заявлению субъекта контроля на основании письменного решения комиссии срок подачи требуемых документов могут продлить не более чем на 5 рабочих дней

Этапы проверки. Плановую проверку проводят в два этапа, которые могут быть одновременными.

Первый этап - рассмотрение закупок, которые находятся на стадии определения исполнителя на предмет их соответствия требованиям законодательства. В случае выявления признаков нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов комиссия:

  • назначает дату заседания комиссии;
  • направляет уведомления о заседании комиссии субъекту контроля, с указанием даты, времени и места заседания комиссии;
  • проводит заседание комиссии;
  • рассматривает представленные комиссии документы и сведения, которые относятся к предмету плановой проверки;
  • заслушивает объяснения субъекта контроля;
  • принимает решения по результатам заседания и выдает предписания об устранении нарушений.

Субъект контроля вправе присутствовать на заседании комиссии лично либо направить своих представителей, давать пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства.

По результатам проведения первого этапа плановой проверки на основании документов и сведений, которые представлены на заседание комиссии, принимают решение о наличии в действиях субъекта контроля нарушений законодательства. Если такие нарушения выявлены, комиссия выдает обязательное для исполнения предписание об их устранении.

Полный текст решения и предписания размещают в ЕИС в срок до 3 рабочих дней со дня их оглашения, направляют субъекту контроля и заинтересованным лицам

Второй этап плановой проверки проводят в отношении закупок, по которым уже заключены контракты. Результаты проверки оформляют актом проверки в сроки, которые установлены приказом о проведении плановой проверки. При этом решение и предписание комиссии по результатам первого этапа проведения плановой проверки - неотъемлемая частью акта плановой проверки.

Копию акта проверки направляют субъекту контроля в срок до 3 рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контрольного органа либо его заместителя. После изготовления и подписания контрольным органом полного текста акта, но не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания текст акта и его электронную копию, его номер и дату размещают в ЕИС.

Субъект контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в контрольный орган письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые также приобщаются к материалам проверки.

Сейчас ФАС России разрабатывает административный регламент, который регулирует порядок исполнения функции по проведению плановых и внеплановых проверок того, как субъекты контроля соблюдают контрактное законодательство (постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373). Регламент необходим для определения сроков и последовательности административных процедур ФАС и ее территориальных органов при проведении проверок.

Какие нарушения выявила ФАС за первые три квартала 2016 года

За первые три квартала 2016 года ФАС России и территориальные органы провели 8000 внеплановых и 200 плановых проверок. По их результатам выданы: по внеплановым проверкам около 2560, по плановым проверкам 24 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.

Всего за указанный период 2016 года ФАС России и территориальные органы проверили почти 37 тыс. закупок. При этом выявлено около 10 600 закупок с нарушениями и около 13 900 нарушений законодательства.

Наибольшее количество нарушений, которые обнаружили ФАС России и ее территориальные органы, касались:

  • нарушения размещения информации в ЕИС;
  • нарушения порядка выбора способа определения поставщика;
  • нарушения в части установления требований в документации о закупках, которые повлекли ограничение количества участников закупок;
  • установления требований о предоставлении в составе заявок на участие в закупках документов и сведений, которые не предусмотрены Законом № 44-ФЗ;
  • необоснованного допуска участников к участию в процедурах, в том числе победителей;
  • необоснованного отказа участникам закупок в допуске к участию в процедурах;
  • нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, который установлен в конкурсной документации, применения критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных конкурсной документацией, нарушения порядка определения победителя конкурса;
  • нарушения порядка заключения контракта или неправомерного изменения его условий, а также заключения контрактов с нарушением объявленных условий закупок.

«Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Звезда
за правильный ответ

Проверьте себя

Неправильно

Правильно!

Через какой срок с момента поступления информации о нарушениях законодательства проводят внеплановую проверку?

Не более чем через 20 дней с этого момента

Не более чем через 30 дней с этого момента

15 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Тема номера

Как применяют ограничения на закупку импортных продуктов: все возможные комбинации

Разберем варианты действий заказчика: когда нужно и не нужно отклонять заявки с импортными продуктами питания

Работа на должностях по закупкам без подтверждения квалификации нарушает трудовое и бюджетное законодательство. Какие штрафы за это можно получить - смотрите в таблице.

Штрафы за работу без подтвержденного образования

Документ Нарушение Санкции
Трудовой кодекс Независимо от причин, по которым работодатель принял работника на запрещенную для него работу, после установления этого факта необходимо немедленно освободить работника от занимаемой должности. Трудовой договор должен быть прекращен по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ КоАП РФ
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
На должностных лиц - 1–5 тыс. руб., На юридических лиц - 30–50 тыс. руб.
Уголовный кодекс Пункт 3 ст. 160 УК РФ: растрата с использованием служебного положения (например, лицо не имело право заключить госконтракт и оплатить его за счет бюджетных средств, т. к. незаконно занимало должность работника контрактной службы) От 100 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы до 5 лет, ограничение свободы до 5 лет

3 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.

Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках . Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.

В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.

Внимание!

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

Варианты проверок ФАС

Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.

О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).

Внеплановые проверки ФАС

Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).

Выездные проверки ФАС

ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции <…>, утв. ).

По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).

Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().

Запрос информации при проверке ФАС

Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС. При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию. ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела ().

Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо (). Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п. 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции <…>, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).

Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет ().

В другом деле суд указал, что компания не вправе требовать от ФАС обоснования запроса (). Но такая позиция содержит противоречия разъяснениям КС РФ из определения от 20.11.14 № 2634-О. Высшая инстанция указывала, что компании обладают правом на судебный контроль действий госорганов.

Фактически, компания обязана при проверке ФАС предоставить любую информацию по запросу. Признать недопустимыми данные доказательства компания сможет только в судебном порядке.

Что такое ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Другими словами, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, которое неразрывно связано с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и направлено на развитие свободной и добросовестной конкуренции, а также на укрепление рыночных отношений в Российской Федерации.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе» , принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Какое отношение антимонопольное законодательство РФ может иметь к Вам.

Действия (бездействие) конкурентов и других Ваших контрагентов, а также органов власти, нарушающие антимонопольное законодательство РФ, которые влекут серьезные последствия для Вашего бизнеса. Негативными последствиями для Вас могут стать, например, сокращение доли на рынке, которое, в свою очередь может привести в лучшем случае к снижению прибыли, в худшем - к банкротству.

Ваши собственные действия (бездействие), направленные на повышение эффективности бизнеса или связанные с расширением бизнеса, могут быть расценены ФАС России как нарушающие действующее антимонопольное законодательство РФ. Таким образом, Ваша деятельность может стать предметом расследования антимонопольного органа.

Направления антимонопольного регулирования по отраслям.

Можно смело утверждать, что контроль антимонопольного органа распостраняется на подавляющее большинство отраслей современной экономики России:

  • Электроэнергетика;
  • Агропромышленный комплекс;
  • Оборонно-промышленный комплекс;
  • промышленность;
  • транспорт;
  • связь;
  • строительство и недвижимость;
  • химическая промышленность;
  • финансовые рынки;
  • розничная и оптовая торговля;
  • социальная сфера;
  • информационные технологии;
  • контроль проведения торгов;
  • Другие.

Если Ваша предпринимательская деятельность стала предметом расследования антимонопольного органа.

ФАС России имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания, проводить плановые и внеплановые проверки, привлекать виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности и передавать материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности.

Например, предусмотренное статьей 14.31 КОАП РФ злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке может привести к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Выявленный факт недобросовестной конкуренции, предусмотренный статьей 14.33. КОАП РФ, если действия правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния, может привести к тем же последствиям.

При выявленном факте недобросовестной конкуренции, в случае, если выявлены признаки уголовного преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», последствия могут наступить в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Что предпринять.

Своевременный правовой анализ действий (бездействия) конкурентов, других Ваших контрагентов, органов власти, а также мониторинг нормативных актов органов власти разных уровней, позволит Вам избежать негативных последствий, связанных с нарушением действующего антимонопольного законодательства РФ.

Однако, если время упущено, и Вы уже несете убытки в связи с противоправной деятельностью конкурентов, нарушающих антимонопольное законодательство РФ всегда остается время и возможность для привлечения внимания к данному факту ФАС России.

С другой стороны, если в настоящее время Вы являетесь предметом заинтересованности антимонопольного органа, не всегда это может привести к санкциям, т.к. не всякие действия могут трактоваться как нарушающие антимонопольное законодательство РФ.

ФАС определила, как будет проводить проверки

ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.

Федеральная антимонопольная служба России определила, как она будет следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Новый административный регламент утвержден приказом ФАС. Документ определяет порядок проведения проверок, права и обязанности сторон, основания для обжалования действий сотрудников ведомства.

ФАС будет проверять, как соблюдают антимонопольное законодательство государственные органы, государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Планы проверок структурные подразделения ведомства будут составлять ежегодно. Сводный план утверждает центральный аппарат ФАС. Кроме того, документ согласовывает Генеральная прокуратура РФ. Окончательная редакция размещается на сайте антимонопольного ведомства.

Плановая проверка проходит раз в три года. Проверяемое лицо должны предупредить об инспекции не позднее чем за три рабочих дня. О внеплановой проверке оповестят за 24 часа. Регламент определяет основания для неожиданного визита. В частности, выделяются следующие поводы для инспекции:

  • материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • поручение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Организация должна обеспечить должностным лицам ФАС беспрепятственный доступ на территорию или в помещение. Инспекторы вправе потребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну. Кроме того, проверяющие могут запросить сведения, cоставляющие государственную тайну. В этом случае член инспекции должен предъявить документ, предоставляющий ему доступ к секретной информации. Осмотр территорий, помещений и знакомство с документами должно проходить в присутствии двух понятых. Проверяемое лицо или его представитель также могут участвовать в осмотре.

Создание препятствий для работы должностных лиц ФАС может обернуться штрафом. Наказание за неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор, предусмотрено в статье 19.4 КоАП РФ. Штрафы по этой статье достигают 4 тысяч рублей.

По результатам проверки инспекторы составляют акт. Причем если один из членов инспекции не согласен с содержанием акта, он может письменно в произвольной форме изложить свое мнение. Материалы дела направляются заместителю руководителя антимонопольного органа, который делает итоговое заключение. В частности, он может составить докладную записку о необходимости проведения правовой экспертизы и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Материалы проверки могут передаваться в другие государственные органы. Также бумаги могут приобщить к ранее начатому делу. Если нарушений не выявлено, документы вернут в структурное подразделение ФАС.

Действия и решения должностных лиц можно обжаловать в досудебном и судебном порядке.

После вступления в силу нового административного регламента прекратит действие прежняя версия документа , утвержденная приказом антимонопольного ведомства от 24.02.2010 N 89.

Напомним, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы , госзакупок , конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом "О защите конкуренции" и Положением о Федеральной антимонопольной службе .

Добавим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ . В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Проверки ФАС России – контрольное мероприятие, проводимое антимонопольной службой, которое рано или поздно случается с каждым предпринимателем, поэтому так важно знать план проверок на 2017 год, административный регламент на плановые проверки и то, как проводится внеплановая проверка. Это поможет пройти ее без проблем и дальше продолжить свою работу.

Антимонопольное законодательство

Буквально в этом году был утвержден и определен порядок, в соответствии с которым происходит проведение проверок, права сторон и что может послужить причиной для обжалования результатов проверок. Основная проверка будет направлена на соблюдение антимонопольных законов государства, работу с внебюджетными фондами, взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций, действия юридических и физических лиц.

Поэтому даже продажа бизнеса может послужить поводом для приезда сотрудников ФАС, которые должны выяснить и зафиксировать причину, проследить за правильностью оформления документов и убедиться в том, что при этом не нарушается соответствующее законодательство.

Когда будут проводиться проверки?

План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.

В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:

  • Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
  • Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
  • Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Поручение от президента страны или от главы правительства.
  • Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.

Как проходит проверка?

После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.

По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно , но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.

Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

N 175/13 ,

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 N 16935).

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

Приложение

к приказу ФАС России

от 25.05.2012 N 340

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов ФАС России от 21.03.2013 N 175/13 ,

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - государственная функция).

Наименование федерального органа исполнительной власти,

исполняющего государственную функцию

1.2. Исполнение государственной функции осуществляется ФАС России и его территориальными органами (далее вместе - антимонопольный орган).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих

исполнение государственной функции

1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с:

Федеральным