Чем свободы отличаются от собственно прав человека. Разница между правами и свободой

СХОДСТВА

Определяются через возможность избрать тот или иной вид поведения (например, создавать общественные объединения как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них). Еще Ш. Монтескье писал: «свобода есть право делать все, что разрешено законом» (современная версия звучит: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу», например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»

РАЗЛИЧИЯ

Права - возможность получения каких-либо социальных благ

Свобода в широком смысле - возможность избежать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений

Право - «закрепленное нормой с достаточной определенностью возможное поведение или набор вариантов возможного поведения субъектов» (А. Г. Мамонтов)

«Свобода» подразумевает более высокую степень вариантности поведения субъекта права в сфере неограничиваемых и охраняемых законом общественных отношений (А. Г. Мамонтов)

Осуществление прав чаще всего возможно только при наличии встречных действий, предоставления соответствующего блага, условия реализации таких прав предполагают тщательное нормативно-правовое регулирование. «Степень юридической свободы здесь резко уменьшается, а правовая определенность возрастает»

«Свободы» - это всегда естественные права, т. е. не предоставленные гражданам государством, а вытекающие из самой природы человека. Отношения по их реализации не носят предоставительно-обязывающего характера, т. е. не требуют от государства (или кого-либо) встречных действий: «жить, свободно выражать свои мысли, трудиться человек может даже на необитаемом острове. Главная обязанность всех иных лиц в таких отношениях - не мешать» .

Таким образом, свободы в отличие от прав представляют собой сферы, области деятельности человека, в которых человек (с большей долей вариативности поведения) проявляет независимость от государства (свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ); свобода труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), избегает его ограничений, свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства.

Хотя все выделенные отличия выглядят весьма условными. В законодательстве же многие естественные права называются правами, а не свободами. Даже сами сторонники нетождественности понятий отмечают «условность и умозрительность выделяемых отличий» . Употребление терминов «права» и «свободы» считают данью минувшему времени, когда правовые возможности человека виделись в независимости от государства. Поэтому очень часто термины используются, если не как синонимы, то, как однородные, близкие по значению, что является более оправданным.

Другой важный вопрос относительно прав и свобод человека - это отличие от прав и свобод гражданина. Конституционно-правовая теория исходит из того, что первые «проистекают из естественного права», а вторые - «из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» .

Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения (по ч. 2 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека принадлежат каждому от рождения), независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Когда в конституциях или иных законах, международных актах идет речь о таких правах и свободах, применяются следующие выражения: «никто не может быть лишен...», «каждый имеет право...», «все…», «ни один человек…» и т. п. (например, в Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), каждый имеет право на жилище (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53)).

Права и свободы гражданина - права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). При этом в конституциях четко говориться: «граждане имеют право». Например, в Конституции РФ: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).

Но нельзя забывать, что любой гражданин того или иного государства обладает всем тем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) - лишь правами и свободами человека.

Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного» . То есть лишь Конституция РФ закрепила различия между человеком и гражданином.

Преимущественно правами граждан являются по Конституции РФ политические права: право собраний, митингов, демонстрации; избирать и быть избранным; право участвовать в управлении делами государства; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Но есть и социально-экономическое право частной собственности на землю.

Не только в Конституциях государств отражены такие различия. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право па свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); и в тоже время в статье 5 закреплены права каждого гражданина - на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т. д.

В целом права человека представляют собой возможности выбора и использования человеком существенных для него благ в пределах, ограниченных правами других лиц, ограничиваясь личной ответственностью, соотносимо с активной или пассивной обязанностью других лиц. Свободы в отличие от прав представляют собой более широкие возможности выбора поведения в тех сферах, в которых человек проявляет независимость от государства, избегает его ограничений (свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода труда); свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства. Употребление терминов «права» и «свободы» как однородных, близких по значению, является более оправданным, чем употребление их как синонимов.

Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения, независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Права и свободы гражданина закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). Любой гражданин обладает всем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином - лишь правами и свободами человека.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться на нашем сайте "Веб-клуб Космополит" с современными концепциями Андрея Булатова о связи психики человека с его нервной системой.
Просим дать ссылку на таламопсихологию в учебные заведения и в научные организации!
Будущий мир - представления развития мира в свете современных информационных технологий.
P.S. Не пропустите новости о новых теориях будущего мира и таламической психологии, которые не перестают и никогда не перестанут развиваться - подпишитесь здесь: Рассылка-ЖМИ

Чем права отличаются от свободы

Одинокому человеку на необитаемом острове права не нужны, так как у него там исключительно только одни свободы. Может он делать все, что захочет.

Права появляются в обществе в ответ на ограничение отдельных индивидуальных свобод. В обществе необходимо одеваться определенным образом и следить за собственным поведением, нести трудовую повинность. Прав становится больше, если больше ограничиваешь себя и больше служишь людям. Люди предоставляют тебе право распоряжаться их свободами, если поведешь их к всеобщему благу.

Общество предоставляет права, забирая некоторые свободы. На основе этих прав появляются новые правовые свободы, которые гораздо больше дают возможностей индивидууму, чем возможности одинокого человека.

Право есть доля от общественных благ, за которую следует платить своей свободой. Но можно и чужой свободой расплатиться. А лучше платить идеями и инновациями, которые сокращают индивидуальный вклад в общественном производстве благ.

Права предоставляют государственные органы власти, международные правозащитные организации. Необходимо приложить усилия, чтобы реализовать свои права и воспользоваться ими.

Государство дает право, принуждает к праву. Свободу же дает сам Господь Бог.

И если человек живет без Бога, не является он сам по себе свободным, то и никакое право ему не поможет обрести в жизни радость и счастье.

Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах.

Права человека, их генезис, назначение - одна из «веч­ных» проблем общественно-культурного развития всего челове­чества, постоянно находившаяся в центре внимания политиче­ской, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значитель­ной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.

В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневе­ковья и особенно в эпоху Просвещения.

Концепции прав человека базируется на трех основных положениях:

    Каждая власть ограничена.

    Каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть.

    Каждый человек, защищая свои права, может предъявить претензии к государству.

Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и сво­бод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предло­жить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), по­стараемся разобраться в некоторых из них.

В самом общем виде права человека могут быть опреде­лены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функциони­рования не только индивида и общества, но и государства в це­лом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность ка­ждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного челове­ческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно прису­ще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравствен­ная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной цен­ности, уникальности и неповторимости.

Достоинство человека - источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возмож­ность самораскрыться и самореализоваться как личности.

В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения.

Учение естественного права утверждает, что права чело­века являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждае­мыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили назва­ние естественные права человека.

Целью естественно-правовой доктрины является огра­ничение притязаний государства по своему усмотрению опреде­лять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. По­этому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.

Естественные права человека не нуждались до возникно­вения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рожде­ния, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. фор­ма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы чело­века, и получило название позитивное право.

Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении инди­вида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему.

Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он не­разрывно связан со своими правами и свободами, они не долж­ны быть никем и никаким образом отняты у него.

Прaвa человека носят все общий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах.

Все люди без какой-либо дискриминации имеют основ­ные права и свободы. Международные стандарты и законода­тельства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, нацио­нальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещают­ся любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Все права и свободы универсальны с точки зрения их со­держания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на сво­боду убеждений - это наиболее общие права и свободы всех лю­дей независимо от политического режима, формы государствен­ного устройства и формы правления, общественного строя стра­ны, к которой человек принадлежит.

Всеобщность прав и свобод человека находит свое выра­жение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это облада­ние не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ог­раниченной в своем суверенитете.

Наконец, проблема прав человека - это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межго­сударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках:

    Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав.

    Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д.

    Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом наруше­нии последних.

Права и свободы человека: сходство и различия. Язык меж­дународных документов и национальные законодательства при­меняют понятия «права человека» и «свободы человека». Возни­кает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или ме­жду ними существуют различия?

Если коснуться проблемы юридической природы и нор­мативного закрепления прав и свобод в правовых актах (между­народные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы - это те же права. Но относительно про­блемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следую­щему.

Свободы человека - это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в сво­боды человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных сво­бод. Например, демократическому государству нет никакого де­ла до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеда­нию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной - это свободы, принадлежащие конкретным людям. Од­нако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетво­рения справедливых требований морали и общественного по­рядка в демократическом обществе.

Права человека - это установленные и гарантируемые го­сударством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и за­щитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, вари­анта действия внутри данного права. Им можно либо воспользо­ваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны.

Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объектив­ном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и националь­ных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъек­тивном смысле права и свободы человека - это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступ­ка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого госу­дарством.

Классификация прав . В правовой литературе и в исследовани­ях по международному праву можно встретить различные под­ходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека.

Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их суще­ствования, догосударственности, дополитичности. К ним отно­сятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мне­ний, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие.

Существует несколько уровней классификации прав че­ловека:

Первый уровень прав ориентирован на выявление их статус­ного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к ко­торым государство должно воздерживаться от вмешательст­ва в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспе­чению выполнения этих нрав.

Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, соци­альные, политические и культурные. Причем под граждан­скими понимаются личные или индивидуальные права.

В Уставе ООН и Международном билле о правах, вклю­чающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и культурные. Остановимся кратко на их характеристи­ке.

Гражданские права - это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призва­ны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и лич­ную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, со­вести.

Экономические права призваны обеспечить экономиче­скую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключе­ниями, право на социальное вознаграждение в случае безрабо­тицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т.

Социальные права обеспечивают человеку минимум эко­номической безопасности, без которого было бы трудно предъ­являть свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачас­тую их объединяют в социально-экономические права.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культур­ной жизни общества, право на защиту моральных и материаль­ных интересов.

Американская традиция, идущая от Билля о правах (пер­вых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами че­ловека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Ме­ждународного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социаль­ных и культурных прав.

В Европе - родине теории естественного права и естест­венных прав человека - сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и права в области культуры. Они закреплены в Европей­ской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах.

Поколения прав. Права человека, если исходить из их класси­фикации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они раз­личаются и по времени возникновения. Развитие знаний о пра­вах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили на­звание «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвер­дилось разделение прав на три поколения.

Первое поколение прав включает традиционные ценно­сти, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед за­коном, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независи­мым и беспристрастным судом и ряд других.

Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеоло­гического, правового компромисса между бывшими социали­стическими и капиталистическими государствами. Так, в Кон­ституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав вто­рого поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на миро­вое общественное сознание, на идею формирования прав второ­го поколения.

В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послево­енные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым кол­лективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напря­мую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах на­родов, а затем были приняты региональные международные нормы.

Между поколениями прав существуют различия. В част­ности, различия между первым и вторым поколениями прав свя­заны с позицией государства по отношению к ним. Права перво­го поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешатель­ства , индивидуального или государственного, в их осуществле­ние. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, не­обходимы гарантии и обязательства государства по их претво­рению в жизнь.

Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему:

    Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения - коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида.

    Они различны также и по своей природе. Права личности - это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исклю­чением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.

Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно воз­никающие противоречия между правами человека, правами го­сударства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаи­вает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого челове­ка, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на пе­редний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмот­рены основные понятия концепции прав и свобод человека, от­раженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представ­ляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    "

    1. Термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчи­вая конкретного его результата: "каждому гарантируется сво­бода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28); "каждому га­рантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов по­ведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательст­ва проявляется в разных его видах.

    В отли­чие от этого термин "право" определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управле­нии делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может ис­пользовать или не использовать свое право

    2. Право гражданина постольку является его правом, по­скольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со­ответствующего государства. Закон является непосредствен­ной основой права. Между тем свобода личности может су­ществовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.

    3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Ес­ли же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.

    4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование огра­ничения свободы, вытекающее из закона.

    Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.

    Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.

    Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.

    Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин" обязан соблюдать законы другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности.

    Права человека и гражданина. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

    Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др.

    Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей си­лой выступают его индивидуальные интересы. Реализация та­кого интереса осуществляется в гражданском обществе, осно­ванном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принад­лежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

    Права гражданина охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государ­ством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).