Установка шлагбаума во дворе: пошаговая инструкция. Установка шлагбаума во дворе МКД – как не нарушить законодательство

После введения платных парковок, московские власти как бы пошли на встречу жителям и приняли Постановление об упрощенном порядке согласования установки ограждений (установка шлагбаумов, ворот и т.п.) на придомовых территориях в городе Москве.

О процедуре:
1. Жителям многоквартирных домов необходимо собрать небольшой пакет документов, в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП.
2. Собранный пакет документов необходимо передать в аппарат Совета депутатов. Как правило, он находится в здании управы района. В момент подачи документов, уточните номер телефона, по которому потом можно будет узнать о принятом Советом депутатов решении и дату очередного заседания Совета депутатов. Решение принимается именно на заседании. Заседания, как правило проходят один раз в месяц.
3. Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов. Забрать решение можно будет в аппарате Совета депутатов.

Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве

1. Настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.

2. Для целей настоящего Порядка под ограждениями понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств (далее - ограждающее устройство).

3. Установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме.

4. В случае, если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов.

5. В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем (далее - уполномоченное собственниками лицо).

6. Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

7. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения, тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства (далее - совет депутатов).

8. Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов (п.7).

9. Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:

9.1. Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

9.2. Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее - территории общего пользования).

10. Решение совета депутатов о согласовании либо отказе в согласовании установки ограждающего устройства направляется уполномоченному собственниками лицу не позднее 5 рабочих дней с момента его принятия.

11. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

12. Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

13. Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

14. В случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки (далее - демонтаж) в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

15. Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки.

16. Выплата компенсации (п.15) производится государственным заказчиком работ по благоустройству территории или государственным заказчиком работ по строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства за счет средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение указанных работ (далее - государственный заказчик), на основании документов (п.18).

17. В случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, государственный заказчик обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах государственного заказчика, префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на ограждающих устройствах следующей информации: 17.1. О дате проведения работ по демонтажу ограждающего устройства. 17.2. О месте, сроке предоставления и перечне документов, представляемых государственному заказчику в целях выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка.

18. В качестве документов, являющихся основанием для выплаты компенсации, уполномоченным собственниками лицом представляются:

18.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке ограждающего устройства, согласованное в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка с советом депутатов. 18.2. Документы, подтверждающие факт приобретения и (или) установки ограждающего устройства. 18.3. Реквизиты банковского счета уполномоченного собственниками лица для перечисления денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства.

19. Государственный заказчик: 19.1. Обеспечивает проведение независимой оценки стоимости подлежащего демонтажу ограждающего устройства. 19.2. Осуществляет перечисление на банковский счет (п.18.3) денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства в размере, определенном в отчете об оценке подлежащего демонтажу ограждающего устройства.

20. Размер денежной компенсации, определенный на основании отчета об оценке, может быть обжалован собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.

Жители любого московского многоквартирного дома, независимо от района проживания, могут принять решение об установке шлагбаумов на въездах во двор и получить софинансирование от Правительства Москвы на их установку в размере 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум.

Субсидию можно получить еще до проведения работ по установке ограждающих устройств. Таким образом вы избежите необходимости собирать деньги с соседей и вкладывать личные средства.

2. Каков порядок действий?

Шаг 1. Соберите общее собрание собственников помещений в доме и примите необходимые решения.

Шаг 2. Обратитесь за субсидией.

Шаг 3. Получите деньги и установите шлагбаум.

Шаг 4. Отчитайтесь об установке шлагбаума.

Если шлагбаум уже установлен, вы также можете за получением субсидии на возмещение ваших расходов.

3. Как провести собрание собственников для установки шлагбаума?

На общем собрании должны присутствовать собственники жилых и нежилых помещений дома или домов - если к дворовой территории, которую вы хотите оградить, примыкает несколько домов.

Решение об установке шлагбаума принимается на общем собрании собственников по каждому многоквартирному дому большинством голосов от числа голосов (долей) собственников, принявших участие в собрании, при наличии Общее собрание имеет кворум, если в нем приняли участие собственники помещений, обладающие в сумме более чем 50% голосов от числа всех голосов собственников в доме.

">кворума . и (ГУ ИС) обязаны оказать содействие в проведении собрания.
  • в опросе примут участие более 50% от общего числа физических лиц - собственников помещений в доме.

4. Какие вопросы нужно вынести на обсуждение?

На собрании (или в ходе онлайн-опроса) большинством голосов нужно принять решение об установке одного или нескольких шлагбаумов, определить схему размещения шлагбаумов на плане дворовой территории (можно использовать карту в масштабе, достаточном для визуального понимания, где конкретно будут установлены шлагбаумы), а также определить уполномоченное лицо, которое в дальнейшем будет подавать документы от имени жильцов дома.

В результате у выбранного ответственным собственника должен оказаться на руках протокол* общего собрания, в котором большинством голосов будут одобрены:

  • избрание уполномоченного лица для представления интересов жильцов и для взаимодействия с госорганами;
  • установка шлагбаума;
  • выбор места размещения шлагбаума;
  • вид и технические характеристики шлагбаума;
  • решение об обращении за субсидией.

Затем нужно обратиться в с заявлением о согласовании установки шлагбаума, приложив к нему протокол общего собрания и схему размещения шлагбаума (или шлагбаумов).

В течение 30 дней Совет выдаст разрешение на установку, либо даст отказ.

Если вместо общего собрания проводился онлайн-опрос в рамках проекта «Электронный дом», вместо протокола общего собрания у вас должны быть результаты опроса, сформированные на бумажном носителе. Получить их сможет инициатор опроса через 5 рабочих дней с даты окончания голосования, обратившись к администратору сервиса «Электронный дом». При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.

5. Как получить субсидию на установку шлагбаума?

Субсидия выдается из расчета 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум. Чтобы получить субсидию до установки шлагбаума, уполномоченному лицу нужно обратиться в окружную Дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа со следующими документами:

  • заявлением о получении субсидии;
  • протоколом общего собрания собственников жилья, в котором зафиксированы решения об установке шлагбаума и об обращении за субсидией (или сформированными на бумажном носителе результатами опроса, проведенного с помощью системы «Электронный дом»);
  • согласованием установки шлагбаума Советом муниципальных депутатов;
  • подписанным уполномоченным лицом Если при подаче заявления и пакета документов вы не представите проект договора, дирекция ЖКХ должна самостоятельно сформировать его, распечатать в двух экземплярах и передать на подпись уполномоченному лицу. После чего в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта договора уполномоченное лицо должно подписать его и направить в дирекцию ЖКХ. ">проектом договора о предоставлении субсидии - в двух экземплярах;
  • копией документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего проект договора.

Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора, окружная Дирекция жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа подпишет и направит копию договора уполномоченному лицу. В течение этого же срока на расчетный счет уполномоченного лица будет перечислена субсидия.

После этого вы можете начинать установку шлагбаума.

6. Что нужно учитывать при установке шлагбаума?

Устанавливая на въезде во двор шлагбаум, вы обязаны обеспечить доступ автомобилям специальных служб - коммунальной службы, полиции, скорой и т.д. Для этого в вашем доме должна быть охрана или консьержи, которые при необходимости откроют шлагбаум, либо вы должны будете обеспечить доступ иным способом - например, предоставив специальным службам электронные брелоки.

Установить шлагбаумы нужно в течение 2 месяцев с момента получения средств на расчетный счет.

Затем в течение 1 месяца после установки необходимо подтвердить, что работы действительно были проведены. Для этого уполномоченному лицу нужно представить в окружную Дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административного округа следующие документы:

В этом случае, чтобы оформить субсидию на уже установленный шлагбаум, нужно провести собрание собственников, на котором большинством голосов будет принято решение об обращении за субсидией, а также о назначении уполномоченного лица, которое это сделает.

Вместо общего собрания можно провести онлайн-опрос среди собственников помещений с помощью сервиса . Результаты опроса будут иметь силу, если будут соблюдены несколько условий:

  • инициатором проведения опроса выступит кто-то из собственников;
  • в опросе примут участие более 50% от общего числа физических лиц – собственников помещений в доме.

После проведения общего собрания подайте документы на получение субсидии в . Вам понадобятся:

  • заявление о получении субсидии;
  • протокол первого общего собрания собственников жилья, в котором зафиксировано решение об установке шлагбаума;
  • протокол второго общего собрания собственников жилья, в котором зафиксировано решение об обращении за субсидией и назначении уполномоченного лица для получения субсидии;
  • согласование установки шлагбаума Советом муниципальных депутатов;
  • договор на проведение работ по установке шлагбаума и (или) акт приемки выполненных работ по установке шлагбаума.

Если все документы в порядке и шлагбаум на самом деле установлен, через 22 рабочих дня денежные средства будут переведены на счет представителя, после чего представитель должен будет распределить эти деньги между собственниками помещений пропорционально внесенным средствам.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Для начала давайте разберемся, можно ли установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома?

Несанкционированное ограничение въезда на площадки и проезды у жилого здания законным назвать нельзя: прежде всего, это препятствует пожарной службе быстро попасть к месту вызова, не сможет подъехать машина скорой помощи, работники обслуживающих организаций также не будут иметь возможности беспрепятственного доступа к помещениям МКД.

Без положительного решения заинтересованных служб установка шлагбаума будет считаться самовольным действием, влекущим штрафные санкции (ч. 8 статьи 20.4 КоАП РФ) .

Законодательного акта в отношении установки шлагбаума не существует, но зато есть правила пользования общедомовой территорией, и в том числе и касаемо ограничения, каким является шлагбаум.

Принятие такого решения может быть осуществлено общим собранием собственников (п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ), причем большинство голосов должно быть не менее 2/3 от общего числа владельцев.

Но все эти действия возможны только в случае, если придомовая территория правильно оформлена и закреплена за домом .

Не принимающие участия в голосовании владельцы обязаны подчиниться принятому решению (с ч.5 ст.46 ЖК РФ) и сдать деньги на приобретение и устройство ограничителя. Другое дело, что шлагбаум – недешевое удовольствие.

К тому же выходит, что у полосатой планки постоянно, и причем круглосуточно, должен находиться человек для управления таким устройством, или это должен быть крутой дорогостоящий шлагбаум, управляемый автоматически.

Но и это не все – нужно получить разрешение на подобное ограничение от специальных городских служб и органов .

Теперь, когда вы знаете, законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома, поговорим о том, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома и что для этого требуется.

Требования


По правилам пожарной службы, путь во двор любого жилого объекта обязан быть всегда беспрепятственным.

Ст. 23 ППБ РФ именно это и утверждает, что дает право сотрудникам пож. инспекции сразу отказать в оснащении двора преградой в виде шлагбаума.

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ППБ 01-03)

23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Тот же смысл и в требованиях Град. кодекса (СНиП 2.07.01-89) – еще на стадии проектирования специалисты обязаны предусмотреть вольный доступ к зданиям .

Есть еще одно требование: от кромки проезда до стены дома на расстоянии 5-8 м при высоте дома до 10 этажей, и 8-10 м для зданий большей этажности запрещено устраивать ограждения.

На эти требования есть возражение, которое почерпнуто из тех же ППБ РФ, утверждающими пунктом 1.5, что придомовую площадь проездов нельзя нагружать сквозным движением машин, а близкие к дому проезды дорогой считать нельзя.

Таким образом, шлагбаум служит для упорядочения движения по близко расположенным к дому проездам, так как препятствует сквозному движению авто (п. п. 17.2,17.4 ПДД РФ).

Такая формулировка должна убедить ГИБДД.

Что касается пожарных, то и здесь есть аргументы в пользу установки шлагбаума :


Чтобы не нарушить этих требований, есть такие пути решения проблемы: у шлагбаума устроить пункт круглосуточного обслуживания, или же оборудовать недалеко расположенную диспетчерскую службу с пультом управления шлагбаумом.

Прямо на полосатой преграде должна быть прикреплена табличка с указанными на ней телефонами соответствующих постов, одним движением руки способных открыть доступ .

Документы и согласование


Прежде чем заниматься подготовкой бумаг, надо собрать общее собрание собственников.

И решив вопрос одобрения устройства полосатого препятствия для транспорта, сразу же важно определиться с видом шлагбаума.

Так как проектная компания должна получить конкретное задание.

Прийти на согласование в любое из учреждений нужно не с пустыми руками, поэтому важно, чтобы были подготовлены такие документы :

  • протокол общего собрания владельцев помещений МКД;
  • проект на привязку и строительство шлагбаума и поста охраны или диспетчерского пункта;
  • письма с просьбой разрешить устроить преграду;
  • документы о праве собственности на придомовую территорию с планом размежевания.


Согласовать устройство ограничителя въезда во двор нужно будет с такими органами и службами :

  1. ГИБДД.
  2. Пожарной инспекцией.
  3. Местной администрацией.

Основной задачей будет получение разрешения именно от пожарной службы, но это реально, если выбрать правильный вариант шлагбаума и в письме правильно мотивировать свое пожелание установить преграду.

Виды шлагбаумов и их выбор

Шлагбаумы делятся на два основных вида – механические и автоматические. В первом случае управление ручное, то есть человеком.

Это недорогой вариант по стоимости приобретения и проведения строительных работ, но зато проблемный с точки зрения обслуживания, так как требует круглосуточного присутствия обслуги.

Автоматические преграды – более современный вид, а еще и удобный, с несколькими разновидностями управления :


Оба вида преград могут быть оборудованы подсветкой, сигналом, светодиодным освещением. Различной может быть и длина стрелы, этот показатель диктуется шириной въезда во двор.

Выбор вида полностью зависит от платежеспособности жильцов, а еще – функциональной необходимостью .

Если поток транспорта небольшой, то никакого смысла в автоматическом шлагбауме нет, а при частой потребности в манипуляциях со стрелой конечно, стоит остановиться на автоматическом варианте.

Порядок установки

Инициатива может исходить и от активных жильцов, и от правления жилищной компании. Получив подобное предложение, актив собственников вместе с правлением должны подготовить собрание, на котором выступить с уже конкретными предложениями вариантов.

Порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома :


Наличие заторов автотранспорта и попытки водителей обойти пробку дворами, нарушая покой и безопасность жильцов, вынудили чиновников пойти на ободрение таких мер, как установка шлагбаумов, по упрощенной схеме. Так, например, вышли из положения, приняв ПП Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП, где вопрос сразу решается в райсовете, без хождений по инспекциям.

В едином окне райсовета пакет зарегистрируют, и на ближайшей сессии рассмотрят . Сотрудники районной администрации обязаны уложиться в 30-дневный срок, после чего выдадут результат.

Не всегда этот результат положительный, если правила доступа к подъездам нарушаются (п. 9 ПП Москвы №448), то последует отказ.

Заключение

Установка шлагбаума на придомовой территории МКД – задача непростая, но вполне решаемая.

Важно учитывать, что инициатива, решение вопроса разрешения, а также и финансирование этого мероприятия целиком ложится на плечи управления многоквартирным домом.

Установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома можно, но для этого надо четко соблюдать законодательство. Одной воли жителей дома недостаточно, необходимы согласования и выполнение ряда условий. Нарушителей ждет штраф и демонтаж ограждающих конструкций за собственный счет. Статья поможет тем, кто хочет легально поставить шлагбаум и не иметь в дальнейшем проблем при его эксплуатации.

На придомовой территории выделяются машино-места для парковки машин владельцев квартир и их гостей. В открытых дворах стоянку регулярно занимают посторонние автомобили, а интенсивное движение в дворовых проездах создает жителям дополнительные неудобства. Решением проблемы часто становится установка шлагбаума. Ограничение доступа на дворовую территорию возможно при соблюдении налагаемых законом условий.

Легальность установки шлагбаума

Территорией вокруг многоквартирного дома собственники помещений владеют как дольщики (ст. 36 ЖК РФ). Они могут обустраивать ее по своему усмотрению, но без самоуправства. Установка шлагбаума во дворе жилого дома не запрещена, если не нарушается закон.

Относящийся к дому участок является общей собственностью, поэтому и распоряжаются им коллективно. Все решения принимаются на общем собрании. Вопрос об установке шлагбаума выносится на ОСС, где за него должны проголосовать не менее 50 процентов владельцев квартир.

Ограничить можно только выделенную и занесенную в кадастр придомовую территорию. Если участок по закону не обособлен, то начать придется именно с этой процедуры. На кадастровой карте обозначают границы относящейся к дому территории, ее площадь и размещенные объекты.

Жители на общем собрании должны проголосовать как за установку шлагбаума, так и за введение его в эксплуатацию. Лучше, если голосов будет значительно больше 50 процентов. У ограничения проезда во двор всегда бывают противники из числа жителей дома, поэтому подавляющее большинство «За» - однозначный плюс.

За принятием решения об установке шлагбаума во дворе жилого дома следует согласование сметы. Оборудование закупается и монтируется за счет владельцев квартир, поэтому им нужно утвердить расходы. В смете указывается модель шлагбаума, его технические характеристики и прочие детали. Это также фиксируется в протоколе.

Заявление на монтаж ограждающего устройства направляется в муниципалитет. К нему прикладывается протокол с проектом размещения шлагбаума и разрешения контролирующих органов (ГИБДД, пожарная служба). После одобрения муниципальных властей начинаются монтажные работы.

Чтобы поставить шлагбаум, нужно собрать следующие документы:

  • подтверждение долевой собственности владельцев квартир на придомовую территорию;
  • выписка из кадастра со всеми сведениями о земельном участке;
  • протокол ОСС с решением о монтаже ограждающей конструкции;
  • техдокументация на шлагбаум;
  • согласования с муниципальным органом власти, органом ЖКХ, ГИБДД и пожарной службой.

Требования закона

Шлагбаум по нормам законодательства не является капитальным объектом. Это упрощает задачу его согласования, потому что не нужно оформлять разрешение на строительство.

В качестве приложения к заявлению может понадобиться схема движения машин рядом с МКД и по дворовым проездам. На дорогах общего пользования ПДД запрещают установку ограждающих конструкций, которые сдерживали бы проезд. При установке шлагбаума нужно подтверждение того, что рассматриваемый участок относится к придомовой территории. Если рядом с МКД находится сквозной проезд, то устанавливать на нем ограждения нельзя.

По закону устанавливаемый шлагбаум согласуется с:

  • пожарной службой;
  • ГИБДД;
  • коммунальщиками.

Сложнее всего получить согласие пожарной охраны. Его рекомендуется оформлять заранее, чтобы не просрочить запуск монтажных работ. Если проигнорировать это требование, то при наличии недостатков контролирующий орган добьется переделки или демонтажа конструкции.

Главное требование пожарных – отсутствие помех для проезда автомобилей службы на территорию МКД. При несоблюдении этого условия конструкцию признают незаконной. Нарушение пожарной безопасности – прямое основание для отказа в установке шлагбаума.

Представителям экстренных служб нужно продемонстрировать, как будет открываться шлагбаум для пропуска их автомобилей. Делаться это может двумя способами.

  1. Рядом с ограждением ставится пост охраны, на нем организуется круглосуточное дежурство. Это надежно, но сложно и дорого в реализации. Расходы на охранника, как и все остальные, ложатся на владельцев квартир. С их увеличением они часто не соглашаются.
  2. Подключить видеонаблюдение, картинку с которого в реальном времени получает диспетчер. Он и будет принимать решение о пропуске транспорта.

Водитель пожарного автомобиля имеет право снести ограждение, если:

  • установка шлагбаума во дворе жилого дома произведена без согласования;
  • шлагбаум постановлен с разрешением, но при подъезде спецтранспорта он не открывается.

Возмещать ущерб за слом самовольной или неработающей ограждающей конструкции экстренная служба не будет. Если при сносе стрелы пострадает пожарный автомобиль, то с инициатора монтажа шлагбаума взыщут средства на ремонт.

Условия установки шлагбаума

Есть несколько условий установки шлагбаума во дворе жилого дома. Если все их соблюдать, то оснований для демонтажа не появится.

1. Шлагбаум перекрывает проезд только транспорту, движению пешеходов он мешать не должен. Свободное передвижение должно обеспечиваться тем, кто:

  • гуляет с детскими колясками;
  • передвигается на инвалидных колясках;
  • ездит на велосипеде, и так далее.

2. Автомобили экстренных служб должны свободно попадать на придомовой участок. Это касается не только пожарных, полиции и медиков. Требование распространяется также на газовщиков и прочие организации.

3. Стрела изготавливается из легкого материала. Если шлагбаум окажется обесточен или неисправен, то должна оставаться возможность беспрепятственно открыть его вручную. Ограждение устанавливают для обозначения закрытой территории. Задачи создать физически непреодолимый барьер не ставится.

4. Шлагбаум оснащается элементами безопасности. В первую очередь, это фотоэлементы для фиксации появления в проезде препятствия. При получении сигнала от них стрела блокируется, что предотвращает повреждения транспорта и травмы людей. Другой элемент – сигнальная лампа, мигающая при срабатывании шлагбаума. Она служит дополнительным предупреждением для окружающих о том, что стрела пришла в движение.

5. Основание для стойки и держателя стрелы бетонируется. Конструкция получается устойчивой и надежной.

В Москве при установке шлагбаума во дворе жилого дома по закону можно получить денежную компенсацию от правительства в размере 100 000 рублей. Эти средства выплачиваются потому, что жители многих МКД вынуждены ставить шлагбаумы из-за действий властей по введению платных парковок. В местах их появления дворы заставляются автомобилями тех, кто не хочет оплачивать стоянку. Кроме этого, в дворовых проездах создается постоянный поток транспорта, владельцы которого ищут свободные места. Чужие машины оставляются на газонах, детских площадках и тротуарах.

100 000 рублей выплачивается с расчетом на каждый шлагбаум. Субсидию можно получить до проведения монтажных работ. В таком случае не потребуется собирать деньги с жителей дома. Недовольных будет меньше, а процесс упростится.

Власти контролируют расходование этих целевых средств. На установку шлагбаума дается два месяца после того, как деньги окажутся на расчетном счете. После этого у инициаторов есть еще один месяц на то, чтобы подтвердить проведение работ. Тут надо представить два документа:

  • договор на установку шлагбаума;
  • акт выполненных работ.

Получить субсидию можно и на уже установленный шлагбаум. Ее размер будет зависеть от даты монтажа:

  • до 24 мая 2018 года – 50 000 рублей;
  • после 24 мая 2018 года – 100 000 рублей.

Столичное правительство утвердило субсидию 30 сентября 2015 года. Если ограждение установлено раньше, то выплата не полагается.

Демонтаж и штраф за незаконную установку

Факт незаконной установки шлагбаума может быть обнаружен по сообщению жителей, представителей экстренных служб, ГИБДД и коммунальных организаций. Выявляются нарушения и при рейдах представителей муниципалитетов по дворам. Демонтаж ограждений может быть инициирован без участия собственников квартир.

Поступившие жалобы рассматриваются с привлечением представителей МЧС, ГИБДД и других служб, занимающихся выдачей разрешений на установку шлагбаумов. Предписание о демонтаже шлагбаума выдается представителями власти или контролирующими органами. При его невыполнении в установленные сроки следует обращение в суд. Судебное решение дает больше возможностей для давления на ответственного за монтаж шлагбаума.

При установке шлагбаума во дворе жилого дома с нарушением закона выписываются следующие штрафы:

  • гражданам – 2 000 рублей;
  • должностным лицам – до 10 000 рублей;
  • организациям – до 150 000 рублей.