Судебная реформа александра 2 таблица. Реформы Александра II

Сильно отличались от всех предыдущих российских реформ XIX века (и уж тем более от реформ XVIII века ).

  1. Крестьянская реформа Александра . 19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права . Реформ, конечно, была спонтанна и недоработана. Однако все крестьяне стали свободными. Не все из них были к этому готовы, и многие просто не могли найти себя после освобождения. Единственным серьезным минусом реформы было ее проведение в период экономического кризиса. Все остальные недочеты были делом времени. Главным «плюсом» было то, что крестьяне не просто выгонялись на улицу, а получили в пользование наделы земли с правом выкупа в кредит.
  2. В 1857 году были ликвидированы Военные поселения , основанные еще Александром I .
  3. В 1863 году прошла финансовая реформа с целью модернизации финансовой структуры государства под капиталистический промышленный тип государственной экономики (по европейской модели). Был создан Государственный Банк .
  4. В этом же году прошла реформа образования (Университетский устав ). Результатом стали глобальные преобразования в структуре высшего образования. Вузы стали более самостоятельными и похожими на нынешние высшие учебные заведения.
  5. В 1864 году была проведена Земская реформа (реформа местного самоуправления, давшая больше полномочий органам на местах).
  6. Судебная реформа того же года также приблизила структуру судебных учреждений к современному виду.
  7. 1870 год - год реформы городского самоуправления (дала толчок к промышленному развитию городов).
  8. В 1871 году была, наконец, завершена реформа образования. В этот раз Александр взялся за среднее образование не без помощи Министра просвещения Дмитрия Толстого.
  9. В 1874 году была проведена военная реформа. Реформа была многоструктурной и затрагивала военное образование, технологические моменты, организационные моменты, обмундирование и многие другие нюансы, как например, отмена телесных наказаний или введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутирования и воинских поселений.

Реформы Александра II в 60х-70х годах XIX века стали действительно «Великими реформами », хотя и не все были доведены до конца. Тем не менее, Российская империя стала на самом деле правовым государством. Кроме того, эти перемены разрешили многие социальные и экономические проблемы в обществе и дали возможность нормального развития промышленности в стране.

В 1880 году Александр II начал разрабатывать Конституцию Российской империи , но доделать ее не успел по причине смерти.

Смерть Александра II.

Многие историки советской эпохи описывают всеобщее недовольство народа внутренней политикой Александра II . На самом деле эти сведения многократно преувеличены. Факт заключается в том, что в нескольких многонациональных городах Российской империи (в первую очередь - в Москве и в Санкт-Петербурге) радикально настроенная «интеллигенция» решила продолжить деятельность несостоявшихся революционеров (декабристов ).

По всей стране стали образовываться тайные организации. Некоторые из них даже имели по несколько ячеек в разных городах. Большинство таких террористических организаций спонсировались из-за рубежа сторонниками разложения Российской империи, а таких в Европе хватало.

За последние 15 лет правления Александра II на него было совершено шесть покушений. Как минимум три последних покушения были организованны радикальной террористической группировкой «Народная воля », идеи которой, на самом деле, были далеки от народной воли.

  1. 1866 год - пуля просвистела над головой Александра в Санкт-Петербурге.
  2. 1867 год - в Париже польский террорист выстрелил, но попал в лошадь.
  3. 1879 год - в Петербурге террорист четырежды выстрелил в императора, но со стрельбой у него были серьезные проблемы, потому как ни одна пуля не достигла цели.
  4. 1879 год - «Народная воля» взорвала вагон поезда, но император, по счастливой случайности, пересел на другой поезд перед этим.
  5. 1880 год - те же личности подложили взрывное устройство в Зимнем дворце, но Александр до взрыва не успел, так как задержался из-за встречи с принцем Гессенским.
  6. 1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил бомбу в императорскую карету на Малой Садовой Санкт-Петербурга. Александр Николаевич не пострадал, но был тяжело ранен казак его лейб-гвардии. Несмотря на просьбы гвардейцев, император выскочил из кареты и склонился над раненым, пытаясь ему помочь. В этот момент другой народоволец Гриневицкий подкрался к императору и бросил бомбу ему под ноги. Через час всероссийский император скончался от ран, не совместимых с жизнью, в Зимнем дворце. Гриневицкий был убит сразу своей же собственной бомбой. Кроме того, в результате покушения погиб тот самый раненый лейб-гвардеец и случайный прохожий - 14-летний мальчик из мясной лавки. Еще 17 человек было ранено.

Все участники преступления были схвачены (всего 6 человек) и приговорены к смертной казни. Как раз в этот день Александр II собирался одобрить проект конституции, но не сложилось.

К сожалению, всю «Народную волю» выявить и ликвидировать не удалось. Чуть позже от этой организации откололась «Террористическая фракция », одним из членов которой был старший брат В.И. Ленина .

После смерти Александра II на престол взошел его второй сын Александр Александрович (

Городская реформа (реформа городского самоуправления 1870 года) - одна из основных реформ Александра 2 , призванная дать население городов самостоятельно заниматься ведением своего хозяйства и меньше зависеть от директив, идущих из центра.

Подготовка к реформе началась в 1862 году, однако официально она была приведена в действие лишь в 1870, когда было выпущено «Городовое положение».

Предпосылки городской реформы

После проведения крестьянской реформы и отмены крепостного права образовался новый тип общества и экономики, которые требовали более быстрого и грамотного управления страной. Раньше жизнь в городах полностью подчинялась решениям, пришедшим из центра, что затрудняло их развитие и сильно тормозило его – директивы долго шли до местного управления и не всегда соответствовали экономическим реалиям. Чтобы изменить ситуацию и сделать жизнь города более эффективной, было принято решение передать им ряд полномочий в управлении.

История реформы городского самоуправления Александра 2

Подготовка проведения городской реформы началась в 1862 году с создания проекта. Для этого были созданы более 500 специальных комиссий в губернских и уездных городах, которые должны были выработать ряд предложений по улучшению ситуации. Многие из созданных комиссий выдвинули предложение о выдаче избирательных прав представителям всех сословий – по мнению комиссий это помогло бы учитывать интересы всех слоев населения и создать более комплексный подход к развитию городов. К сожалению, такое предложение не устраивало правящий класс, поэтому разработка реформы застопорилась.

В 1864 году все же было выпущено «Городовое положение», которое содержало ряд положений, выработанных созданными комиссиями. Руководил проектом П.А. Валуев. Положение было направлено на рассмотрение в Государственный совет, где пролежало два года, так как чиновники не очень хотели проводить реформу. Однако вскоре выбора уже не было, так как ситуация усложнялась. Александр 2 вынужден был принять принцип равных выборных прав для всех сословий, и измененный законопроект был принят 16 июня 1870 года.

Новый законопроект создавал городские общественные управления, которые должны были заниматься рассмотрением различных хозяйственных вопросов: благоустройство улиц и зданий, обеспечение граждан продовольствием, устройство праздников, развитие городской инфраструктуры (создание дорожных сетей, портов, рынков), безопасность, устройство финансовой системы города и многое другое.

Учреждениями городского самоуправления стали избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание занималось выбором членов городского собрания, которые имели решающий голос в спорах. Остальные же члены избирались на открытых выборах раз в 4 года. Членом думы мог стать любой гражданин, который имеет избирательные права, однако были и исключения. В частности, доля нехристиан не должна была превышать одной трети от общего числа. Возглавлял избранную думу глава.

Дума занималась назначением выборных должностных лиц, а также осуществляла прочие дела общественного устройства и городского управления. Проще говоря, члены думы выбирали управленцем и занимались сбором налогов на различные городские нужды. Дума подчинялась непосредственно губернатору, который мог отменить ее решение при необходимости.

В свою очередь дума выбирала членов городской управы (также раз в 4 года). Городская управа занималась сбором сведений для думы, составление различных городских смет, взиманием денежных средств с населения (дума только создавала постановления для сбора налогов) и другими мелкими городскими делами.

Как и предлагалось ранее, в думу мог быть избран гражданин из любого сословия, который не имел бы долгов по налогам, был старше 25 лет, не имел судимости и обладал рядом других качеств.

Итоги и значение городской реформы Александра 2

Как и земская реформа, городская реформа послужила значительным толком для развития региональной экономики. Город, который теперь сам управлял своим хозяйством, мог более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Начала развиваться городская промышленность и торговля. Кроме того, возросла гражданская активность простых горожан, которые теперь имели право участвовать в советах и думе.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться.

В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.

Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.

В перечень основных реформ входят:

  1. Крестьянская.
  2. Финансовая.
  3. Реформирование системы местного самоуправления.
  4. Переустройство судебных органов.
  5. Военные реформы.

Положительные результаты реформирования

Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право. Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда . Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии. Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.

Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам. Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами. Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения. Строительство в больших количествах земских больниц, школ привело к образованию «третьего элемента» из врачей, учителей, агрономов. Кроме того, создание инфраструктуры в ближайших населенных пунктах, строительство дорог, медучреждений, школ способствовало ускоренному развитию промышленности.

Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование. Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям. Созданная система женского образования обеспечила широкий доступ женщин к образованию. Новый закон о печати снизил уровень цензуры.

Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство . Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.

Проведение военной реформы, которое длилось с 1861 по 1874 год, завершилось уставом о всеобщей воинской обязанности, полностью изменив порядок призыва на военную службу. Теперь вместо рекрутского набора воинская повинность распространяется на все сословия. В армии были отменены телесные наказания, военные поселения упразднялись, а в учрежденные военные гимназии и юнкерские училища принимались лица всех сословий.

Минусы реформ Александра II

Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли. Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной. Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий . Порядок голосования, когда земледельцы и крестьяне голосуют отдельно, обеспечивал помещикам существенные преимущества. Земства ограничили в получении политических прав.

Недостатком наиболее прогрессивной судебной реформы можно назвать возможность затягивать рассмотрение дел с помощью судебной бюрократии, а развитие взяточничества подрывало доверие к судебной системе. Основная масса судебных дел рассматривалась в судебной палате, состоящей из представителей высших сословий, что ухудшало правовое положение других сословий.

Трудности в решении городских проблем возникали из-за недостатка необходимых для их осуществления средств. Увеличение количества служащих в правительственных учреждениях, полиции, других государственных структур, требовало большого количества средств, а финансирование проводилось, в том числе, за счет части доходов городского бюджета. Положительные результаты реформирования системы образования в России были снижены из-за того, что система оплаты за обучение не давала возможности детям из низших слоев населения получать среднее и высшее образование.

Итоги реформ Александра II

Главным достижением проведенных в XIX веке императором Александром II комплексе реформ является огромный и культурный подъем развития гражданского общества в России. В стране началось активное развитие экономики. Созданы объективные условия утверждения капитализма, как основной формации. Ликвидация монополии помещиков на крестьянский труд, активизация рынка труда, позволила преодолеть экономический кризис. Новая судебная система дала судам политическую независимость. Проведение земской реформы способствовало внедрению самоуправления, развитию просвещения, медицины, промышленности, развитию разных частей страны.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
  • 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
  • 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.


Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Падение крепостного права - важнейшее поворотное событие вистории России, открывшее новый путь экономического и социального развития страны. Вся последующая историястраны, вплоть до революции 1917 г., проходила под влиянием реформ 60-х - начала 70-х годов XIX в. Незавершенность начатых преобразований и неспособность существовавшего режима продолжать реформаторский путь стали главными причинами революционных взрывов 1905 и 1917 гг.

Консервативно-монархические историки преувеличивали роль Александра II и критиковали его за слишком большие уступки либеральному общественному мнению, что подрывало устои самодержавия и усиливало позиции его противников.Либерально настроенные историки Г.А. Джаншиев, И.И. Иваньков, А.А. Корнилов стремились выяснить экономические, политические и морально-этические причины преобразований, юридические и социальные аспекты падения крепостного строя. К пятидесятилетию отмены крепостного права был издан многотомник «Великая реформа». Либерально-оппозиционные течения видели в этих событиях пример компромиссасамодержавия с общественным мнением и плодотворность для страны реформаторского пути. Лидеры революционных партий и течений (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) преувеличивали негативные последствия реформ, чтобы обосновать неизбежность и закономерность революционного переворота.

Цель моей работы – рассмотреть сущность реформ императора Александра П в середине Х1Х века в России и определить их значение и последствия для дальнейшего развития России. Впроцессе исследования были изучены монографии ПлатоноваС.Ф., Каргалова В.В., Захаровой Л. Г, Корнилова А.А.

1. Воспитание, образование, начало царствования

Александр II – император всероссийский, старший сынимператора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г.

Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическимиспособностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М.Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия АндреевичаЖуковского, руководителя его классных занятий. Хотелось бы поподробнее остановиться на системе воспитания Жуковского, которая давала не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранныхязыков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала систему мировоззрения. Основные принципы воспитания цесаревичавыглядели так:

ГДЕ Я? Природа, ее законы. В этой части программы естественнонаучные предметы связаны с идеей «Бог в природе».

КТО Я? Учение о человеке, объединенное христианскимвероучением.

ЧТО Я БЫЛ? История, история священная.

ЧТО Я БЫТЬ ДОЛЖЕН? Частная и общественная нравственность.

К ЧЕМУ Я ПРЕДНАЗНАЧЕН? Религия откровения, метафизика,понятие о Боге и бессмертии души.

И в конце (а не сначала) вытекающие изо всего право, общественная история, государственная экономия, статистика.

Получаемые знания подкреплялись многочисленнымипутешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной.

С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

В этот период была в разгаре и принимала неблагоприятный оборот Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собрались представители семи государств (Россия,Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат.Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море - была устранена еще при жизни Александра II.

2. Александр П: трагедия реформатора

2.1 Необходимость реформ

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижатьсяпроизводительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитиехозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

2.2 Отмена крепостного права

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюракротии».

Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденныхположением мировых посредников, съездов их и губернских покрестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков всобственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму омещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне БезднаКазанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

2.3 Земская реформа

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всемисословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборыв земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, заветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

2.4 Городская реформа (в продолжение земской)

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

2.5 Судебная реформа

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

суд делается устным и гласным;

власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

устраняется канцелярская тайна;

и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

2.6 Военная реформа

Военное управление подверглось также преобразованиям.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

2.7. Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

2.8 Реформы в области печати

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

2.9 Убийство императора

Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд.

В этот роковой день государь император Александр II решил сделать развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность весьма непроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - разве потому, что заметили на нем большое, против обыкновенного, число полиции. Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся к нему с козел: “Поедемте, государь!”. Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочу видеть своих раненых”. В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить?”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце.

Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости».

Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались незыблемость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла славу и благоденствие.

Заключение

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку