Сообщества об упрощенном получении украинцами рф гражданство. Упрощенная система получения гражданства рф для украинцев

Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок для иностранцев, в том числе и для граждан Украины в 2019 году. Общий порядок приобретения правовой связи с государство достаточно тяжел и длителен, однако многие украинцы смогут воспользоваться более простым и быстрым – упрощенным порядком.

Общий порядок натурализации в России предусматривает несколько условий, главным из которых выступает длительное проживание на территории страны (не меньше 5-ти лет) с момента получения вида на жительство. Очевидно, что до того, как лицо получит вид на жительство пройдет еще несколько лет. Именно это положение усложняет процедуру и делает ее, как считают многие эксперты, практически неосуществимой.

Кроме того, по общей схеме процедура только рассмотрения документов длится целый год. А решение принимает исключительно один субъект – Президент. Этот факт также не способствует получению желаемого статуса быстро.

Упрощенный порядок предлагает гораздо более лояльные условия. Во-первых, сроки проживания в таком случае либо сильно снижены, либо и вовсе не принимаются во внимание. Не обязательно оформлять вид на жительство. Это значит, что отпадает необходимости в многолетнем ожидании.

Рассматривают начальники территориальных отделов МВД по субъектам федерации. Очевидно, что наличие большого числа субъектов, способных рассмотреть заявление вселяет надежду на более короткие сроки изучения и принятия решения. И действительно, период ожидания сокращен вдвое. Срок составляет до 6 месяцев. Практика показывает, что реально процедура рассмотрения документов и принятия решения о присвоении российского гражданства занимает от 3 до 6 месяцев.

Это уже серьезный повод для поиска возможностей пройти натурализацию по простому пути.

Основания для упрощенной процедуры

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» содержит перечень оснований, позволяющих воспользоваться гражданам Украины и другим иностранцам упрощенной процедурой получения российского гражданства в 2019 году.

В список таких лиц входят:

  • иностранцы/апатриды, у которых хотя бы один из родителей имеет российский паспорт и живет в РФ;
  • бывшие граждане Союза ССР, жившие на его территории, которые так и не получили какого-либо гражданства и остаются апатридами;
  • рожденные на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и получившие до 1991 года паспорта Союза;
  • лица, имеющие супруга с российским паспортом, при условии проживания в РФ не меньше 3-х лет;
  • нетрудоспособные индивиды, дети которых имеют российское гражданство;
  • родитель-иностранец либо апатрид, ребенок которого имеет российское гражданство, при условии, что второй родитель не может по объективным причинам выполнять свои обязанности относительно малолетнего/несовершеннолетнего;
  • иностранцы/апатриды, дети которых имеют российское гражданство и признаны недееспособными либо ограничены в дееспособности, если второй родитель по объективным причинам не может осуществлять свои функции;
  • иностранцы/апатриды, получившие с момента принятия закона (2002 год) профессиональное или высшее образование в учреждениях РФ, которые хотя бы 3 года после окончания и перед ходатайством о статусе гражданина работают по профессии в РФ;
  • иностранцы/апатриды-предприниматели, ведущие не меньше 3-х лет хоздеятельности в РФ с ежегодной выручкой не меньше 10- миллионов рублей;
  • инвесторы, вкладывающие не меньше 10-ти процентов уставного фонда (составляющего не менее 100 миллионов рублей) в компании, ведущие хоздеятельность в РФ;
  • иностранцы/апатриды, которые не меньше 3-х лет работают в РФ и по специальностям, включенных в перечень, который предоставляет право получить в упрощенном порядке;
  • нетрудоспособные апатриды и иностранцы-выходцы из стран, которые входили ранее в состав Союза ССР, при условии их регистрации в РФ до 1.07.2002;
  • участники ВОВ;
  • лица до 18 лет и недееспособные индивиды;
  • участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников, живущих за границей;
  • носители русского языка.

Согласно международным соглашениям в упрощенном порядке приобретать российское гражданство могут также граждане Киргизии, Казахстана, Республики Беларусь. Для них процедура получения статуса происходит за 3 месяца с момента подачи документов оформленных надлежащим образом.

Носители языка

Для многих украинцев упрощенная процедура получения статуса в 2019 году доступна ввиду возможности быть признанным носителем русского языка. Нововведения в российское законодательство появились в мае 2014 года и связаны они с вполне очевидными событиями, названными «защитой русскоязычного населения» на территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ гражданином Киргизии в 2019 году

Процедура натурализации для носителей языка предусматривает отсутствие условия о пятилетнем проживании в стране по виду на жительство. Это главное упрощение позволяет снизить срок натурализации с 8 лет до 1 года с момента начала процедуры.

Российское законодательство требует при получении статуса гражданина РФ отказаться от гражданства Украины. Для лиц, которым нужно предоставить подтверждение получения иного гражданства для отказа от предыдущего, предоставляется справка о возможности приема в гражданство РФ.

Для признания лица носителем русского языка специально созданы комиссии при каждом госоргане по вопросам миграции МВД. Индивид проходит собеседование с этой комиссией и решение о признании его таковым принимается коллегиально. Чтобы получить соответствующее свидетельство необходимо:

  • владеть и пользоваться русским языком в повседневной жизни и социально-культурной сфере;
  • самим проживать или иметь родственников по прямой восходящей линии, которые проживали когда-либо на территории современной Российской Федерации.

Для признания носителем языка в 2019 году нужно соблюсти оба условия. Чтобы доказать факт проживания предков на территории России, нужно предоставить соответствующие документы. Если таковых нет, можно сделать запросы в архивные учреждения.

Если документы собраны и есть все необходимые подтверждения, можно подавать соответствующее заявление. Сделать это можно в госорган по вопросам миграции МВД по месту жительства. По результатам рассмотрения заявки лицо приглашается на собеседование с комиссией. При положительном итоге встречи иностранец/апатрид получает решение о признании его носителем языка. Срок действия такого решения не ограничивается.

Этот документ служит основанием, чтобы оформить гражданство РФ в ускоренном порядке.

Процедура присвоения статуса гражданина Российской Федерации для носителя языка занимает всего 3 месяца.

Ускоренная процедура через диппредставительства РФ

Еще один способ просто и быстро оформить статус гражданина России украинцу – проходить натурализацию, подавая документы через дипломатические представительства Российской Федерации на территории Украины. Эксперты утверждают, что это самый легкий путь и наименее затратный, так как для натурализации даже не придется ехать в страну. Все оформить можно с территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ по программе переселения соотечественников

Перечень документов и заявление в таком случае подаются в дипломатическое представительство государства на территории Украины, а решение принимается в течение полугода.

Возможностью получить гражданство таким образом может воспользоваться в 2019 году ограниченный круг соискателей. Для этого нужно обладать одним из следующих оснований:

  • иметь хоть бы одного родителя с российским гражданством, живущего на территории Федерации (то есть имеет внутригражданский паспорт с регистрацией места жительства);
  • быть несовершеннолетним, у которого родитель (один из или единственный) обладает российским паспортом, либо если над несовершеннолетним назначен опекуном гражданин РФ.

Кроме того, оформить статус таким образом в 2019 году могут апатриды, проживающие на территории Украины, которые:

  • были гражданами Союза ССР и не получали иной правовой связи с каким-либо государством;
  • не достигли 18-летнего возраста, при условии что один (или единственный) родитель обладает российским паспортом, а при отсутствии родителей есть опекун с гражданством РФ.

Во всех других случаях, даже если у украинцев есть основания на упрощенную схему получения статуса, оформлять его в 2019 году придется на территории РФ.

Условия по упрощенной форме

Для того, чтобы оформлять гражданство как по общему, так и по упрощенному пути в 2019 году нужно соответствовать определенному ряду условий, предъявляемых российскими властями к натурализующимся иностранцам и апатридам. При прохождении более простой процедуры этих условий меньше, однако они есть. Так, нужно, чтобы натурализующийся:

  1. Имел легальный доход или источник средств к существованию, который может быть подтвержден документально (в случае признания нетрудоспособности таковыми признаются социальные выплаты).
  2. Обязался знать и соблюдать предписания Конституции РФ и законодательных актов страны.
  3. Отказался от другого иностранного гражданства при получении российского.

Последнее условие выглядит довольно нелепо при учете факта, что российское законодательство допускает возможность иметь двойное гражданство и паспорта других государств. Получается, что такой статус доступен только тем, кто уже являются гражданами страны.

Отказываться от предыдущих связей с другими государствами необходимо официально и предоставлять доказательства такого письменного заявления в госорганы по вопросам миграции при оформлении документов на получение статуса. В 2019 году отказ не обязателен в двух случаях:

  1. Если иное предусмотрено международными соглашениями (у Украины и РФ такого соглашения нет).
  2. Если выполнить это действие мешают объективные факторы (поскольку отказ может быть направлен в дипломатическое представительство Украины в РФ по почте, то наличие таковых объективных причин представляется сомнительным).

Тысячи и тысячи людей столкнулись со сложным выбором после распада СССР: остаться на территории нового государства и стать гражданами Украины (или Молдовы, или Кыргызстана и т. д.) или . Но не все смогли покинуть свои дома. В настоящее время многие украинцы, учитывая родственные связи с гражданами РФ, задумываются о том, чтобы переселиться в Россию и стать ее гражданами.

Процедура - общая для стран СНГ, и изначально вопрос решается в ФМС или консульстве.

Руководство представляет:

  • Основание для приобретения гражданства.
  • Юридический адрес в течение не менее 5 лет или степень учебного заведения на территории РФ.
  • Комплект документов, соответствующий требованиям исполнительных органов.

Для граждан Украины, решивших сменить место жительства и официально оформить документы на , действуют разные статусы и программы, предоставляющие способы предельно упростить процедуру получения документов и сменить гражданство:

  1. Статус временного пребывания. Он касается жителей районов боевых действий на территории Украины. Они имеют возможность оформить его на срок, не имеющий ограничений.
  2. Временное предоставление убежища. Существует 2 способа подать заявление на гражданство:
  • По праву рождения / происхождения (применимо, только если человек родился в России, один или оба его родителя являются россиянами и гражданами бывшего СССР).
  • Путем натурализации.

Это главный раздел для всех иностранцев, которые хотят подать заявление на российское гражданство. Законы натурализации охватывают категории за инвестиции и в связи с профессиональной квалификацией.

Общая процедура включает несколько этапов. Вид на жительство предусматривает определенный срок проживания на российской территории (5 лет). Если претендент имеет достижения в любой научной области, термин может быть сокращен; без соответствующего документа заявка не рассматривается. В течение этого времени строго соблюдаются законы страны, в противном случае может последовать депортация и отказ в получении гражданства. Предусмотрен экзамен на владение официальным языком. Рассматривается и вопрос постоянного официального дохода.

Если жители Украины получают гражданство РФ на общих основаниях, предусмотрены следующие процедуры:

  1. и пересечение контрольного пункта.
  2. Визит в миграционную службу для оформления разрешения на право пребывания на территории страны.

Новые законы с поправками от 1 сентября 2017 года

19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, которые объединены в один Федеральный закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

  1. Упрощенная схема работает, когда с гражданином РФ заключен брак, который длится не менее 3 лет и действителен на конкретный момент.
  2. Вопрос с беженцами рассматривается в очень короткие сроки, при этом соискатели вправе рассчитывать на льготные условия.
  • Положения облегченной системы затрагивают вопросы семейных связей: родители (или один из родителей) - граждане РФ. Если несовершеннолетние дети - граждане РФ, то родители могут вступить в гражданство по упрощенной схеме. Резко увеличиваются шансы, если родственники по прямой линии живут или ранее проживали на территории Российской Федерации: кандидат является потомком жителей СССР или царской России.
  • Выпускники учебных заведений РФ. Диплом российского образца, в том случае если учеба закончена после первого июля 2002 года, дает право на подачу заявления на получение гражданства по облегченной системе. Или если человек имел официальную работу в стране не менее пяти лет.

После подачи заявления специальная комиссия принимает , который проходит во время расширенного интервью. Разноплановые вопросы включают знание грамматики или объяснения, почему принято решение о переезде в Россию. Соискателю, может быть, придется написать творческое эссе, чем его привлекает Россия.

Законодательство РФ предлагает процедуру по упрощенной схеме украинцам - носителям русского языка. Но требуется согласие своего государства и соответствующий документ, который представляется в МВД РФ. Двойное гражданство оговаривается конституцией Украины. Процесс является сложным, в нем задействовано несколько агентств, но окончательное утверждение должно быть подписано президентом. Многие люди получают российский паспорт, не дожидаясь долгого бюрократического процесса по выходу из украинского гражданства.

С 2018 года выйти из гражданства Украины стало легче. Подробности описаны .

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

1 сентября в России вступил в силу закон, упрощающий получение гражданства РФ для украинцев. Теперь будет действтвать заявительный порядок (без предоставления подтверждающей справки от компетентных национальных органов) при отказе от гражданства Украины для получения вида на жительство и паспорта в РФ.

В документе говорится, что «отказ от имеющегося гражданства Украины осуществляется путем направления заявления об отказе от гражданства в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства, является нотариально заверенная копия заявления».

Сообщается, что отказ от гражданства Украины оформляется нотариально, один документ идет в ФМС, второй - на Украину. Предполагается, что при подаче документов на получение гражданства отказ от гражданства Украины заменит ту справку, которую до этого нужно было получать с Украины.

Напомним, законопроект, меняющий правила получения гражданства России разработали Руслан Бальбек, Наталья Поклонская и Константин Затулин, и он уже получил положительное заключение комитета по делам национальностей ГД.

«В случае принятия данного закона получить гражданство Российской Федерации можно будет не только по принципу крови, родства, но и по принципу почвы. Основным критерием будет являться знание русского языка, а также берется за основу связь с территориями Советского Союза и Российской империи», - рассказал Бальбек.

Законом оговаривается право на ускоренное и приоритетное получение гражданства жителями бывших советских республик. Тот же Бальбек сообщил, что право на упрощенную процедуру предоставления гражданства России получат носители русского языка - выходцы или их родственники по восходящей линии из стран постсоветского пространства, которые некогда входили в состав СССР или Российской империи.

Изначально законопроект разрабатывался в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина по ускоренному порядку получения гражданства носителями русского языка и культуры, однако тема эта широко обсуждалась еще до того, как на нее обратил внимание президент. Собственно, вопрос встал ребром после присоединения Крыма и начавшейся на Украине гражданской войны.

Отметим, что закон - лишь один из шагов, направленных на обеспечение безопасности и соблюдения прав наших соотечественников. Собственно, помимо жителей Украины речи идет также, например, и о русских жителях стран Прибалтики, где после крымских событий и обострения отношений России и Запада нагнетается антироссийская истерия. В том числе, и на деньги НАТО.

В последнее время давление на русских в прибалтийских странах приобрело беспрецедентные масштабы, как и государственная русофобия - и желающих сбежать из Прибалтики в Россию наверняка тоже немало.

При этом согласно действующему законодательству получить гражданство по ускоренной процедуре могут только те, кто сам или чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ (либо ранее относившейся к Российской империи или СССР).

Теперь же, после изменений, вносимых законопроектом, право на ускоренную процедуру будет и у тех, кто родился в России или имеет родственников по прямой восходящей линии, также родившихся в нынешних границах Российской Федерации.

По сути, закон дает возможность жителям всех остальных республик бывшего СССР стать гражданами России. Причем даже в том случае, если их прямые предки переехали на нынешнюю территорию другого государства еще до октябрьской революции. Кроме того, такую же возможность получат и «возвращенцы» - бывшие эмигранты, успевшие сменить гражданство, которые хотели бы снова жить в России.

На самом деле, «право почвы» - принцип получения гражданства, довольно широко распространенный в мире. Он действует, в том числе, в США и Канаде, в Доминиканской Республике, во многих странах Латинской Америки, является вполне стандартной юридической практикой и ничего сенсационного в себе не несет.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Граждане Украины смогут быстрее получить российское гражданство

Украинцам, которые предоставят МВД заявление об отказе от гражданства своей страны, позволят получить российский паспорт в ускоренном порядке. В МВД говорят, что эта мера поможет миллиону украинцев, живущих в России.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству во вторник одобрил для принятия во втором чтении поправки, вводящие дополнительные льготы для граждан Украины, которые хотят получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Чтобы получить российский паспорт, им нужно будет предоставить МВД только письменное заявление об отказе от гражданства Украины.

Подтвердить отказ

Получить гражданство России можно в обычном и в ускоренном порядке. При обычном порядке у заявителя должен быть вид на жительство в России, а прожить в стране он должен не менее пяти лет.

В ускоренном режиме получить российский паспорт могут так называемые "носители языка", живущие в России и отказавшиеся от гражданства другого государства. В этом случае они должны предоставить в МВД документ, подтверждающий отказ.

Отказываться от родного гражданства необязательно, если "отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин" или если между странами заключен специальный договор (такой есть между Россией и Таджикистаном).

Получение документа, подтверждающего отказ от предыдущего гражданства, стало проблемой для живущих в России украинских граждан, сообщили на заседании комитета депутаты и чиновники.

Правообладатель иллюстрации Viktor Bartenev/TASS

По их словам, сейчас граждане Украины сталкиваются с тем, что украинские органы власти не выдают им справки, подтверждающие обращение о выходе из гражданства.

Согласно поправкам, украинцам теперь не нужно будет ждать ответа от органов власти на родине, достаточно написать в России заявление об отказе от гражданства, нотариально заверить его и предоставить в МВД.

Граждан других стран новый порядок не коснется.

Квитанция об отправке обращения

Руководитель главного управления МВД по вопросам миграции Ольга Кириллова сообщила на заседании комитета, что сейчас около миллиона человек не могут получить справку об отказе от украинского гражданства.

Из них 450 тысяч обратились за статусом временного проживания. А остальные не могут получить гражданство, потому что либо у них нет возможности доказать статус "носителя языка", собрав данные о родственниках, либо регионы не выделили квоту.

В целом статистика по числу граждан Украины, которые столкнулись с этой проблемой, плавающая, заявил глава комитета Павел Крашенинников.

Ростовской области нам сообщили, что у них сотни тысяч граждан не могут получить справки об отказе от украинского гражданства. Но вести такую статистику сложно, потому что фиксировать всех невозможно", - пояснил Крашенинников.

Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) спросил у представителя МВД, как они будут контролировать то, что после предоставления украинцами в МВД заявления об отказе от гражданства, они его реально отправят на Украину. Представитель МВД сообщила, что ведомство просит предоставить квитанцию об отправке обращения.

Поправка для украинцев дополнит законопроект о лишении гражданства за терроризм и экстремизм. Его в конце апреля внесли спикер Госдумы Вячеслав Володин и лидеры всех фракций после теракта в метро в Санкт-Петербурге.

Депутаты предложили отменять решение о выдаче российского гражданства в случаях, когда получившие его люди нарушают взятое на себя обязательство соблюдать конституцию и законы России.

Законопроект также обяжет приносить присягу при принятии в российское гражданство. Процедуру принесения присяги определит президент, сообщил Крашенинников. Документ должен быть принят во втором чтении 12 июля, закон, как ожидается, вступит в силу с 1 сентября.