Разница между правом и свободой. Различие прав и свобод человека

СХОДСТВА

Определяются через возможность избрать тот или иной вид поведения (например, создавать общественные объединения как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них). Еще Ш. Монтескье писал: «свобода есть право делать все, что разрешено законом» (современная версия звучит: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу», например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»

РАЗЛИЧИЯ

Права - возможность получения каких-либо социальных благ

Свобода в широком смысле - возможность избежать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений

Право - «закрепленное нормой с достаточной определенностью возможное поведение или набор вариантов возможного поведения субъектов» (А. Г. Мамонтов)

«Свобода» подразумевает более высокую степень вариантности поведения субъекта права в сфере неограничиваемых и охраняемых законом общественных отношений (А. Г. Мамонтов)

Осуществление прав чаще всего возможно только при наличии встречных действий, предоставления соответствующего блага, условия реализации таких прав предполагают тщательное нормативно-правовое регулирование. «Степень юридической свободы здесь резко уменьшается, а правовая определенность возрастает»

«Свободы» - это всегда естественные права, т. е. не предоставленные гражданам государством, а вытекающие из самой природы человека. Отношения по их реализации не носят предоставительно-обязывающего характера, т. е. не требуют от государства (или кого-либо) встречных действий: «жить, свободно выражать свои мысли, трудиться человек может даже на необитаемом острове. Главная обязанность всех иных лиц в таких отношениях - не мешать» .

Таким образом, свободы в отличие от прав представляют собой сферы, области деятельности человека, в которых человек (с большей долей вариативности поведения) проявляет независимость от государства (свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ); свобода труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), избегает его ограничений, свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства.

Хотя все выделенные отличия выглядят весьма условными. В законодательстве же многие естественные права называются правами, а не свободами. Даже сами сторонники нетождественности понятий отмечают «условность и умозрительность выделяемых отличий» . Употребление терминов «права» и «свободы» считают данью минувшему времени, когда правовые возможности человека виделись в независимости от государства. Поэтому очень часто термины используются, если не как синонимы, то, как однородные, близкие по значению, что является более оправданным.

Другой важный вопрос относительно прав и свобод человека - это отличие от прав и свобод гражданина. Конституционно-правовая теория исходит из того, что первые «проистекают из естественного права», а вторые - «из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» .

Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения (по ч. 2 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека принадлежат каждому от рождения), независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Когда в конституциях или иных законах, международных актах идет речь о таких правах и свободах, применяются следующие выражения: «никто не может быть лишен...», «каждый имеет право...», «все…», «ни один человек…» и т. п. (например, в Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), каждый имеет право на жилище (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53)).

Права и свободы гражданина - права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). При этом в конституциях четко говориться: «граждане имеют право». Например, в Конституции РФ: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).

Но нельзя забывать, что любой гражданин того или иного государства обладает всем тем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) - лишь правами и свободами человека.

Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного» . То есть лишь Конституция РФ закрепила различия между человеком и гражданином.

Преимущественно правами граждан являются по Конституции РФ политические права: право собраний, митингов, демонстрации; избирать и быть избранным; право участвовать в управлении делами государства; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Но есть и социально-экономическое право частной собственности на землю.

Не только в Конституциях государств отражены такие различия. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право па свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); и в тоже время в статье 5 закреплены права каждого гражданина - на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т. д.

В целом права человека представляют собой возможности выбора и использования человеком существенных для него благ в пределах, ограниченных правами других лиц, ограничиваясь личной ответственностью, соотносимо с активной или пассивной обязанностью других лиц. Свободы в отличие от прав представляют собой более широкие возможности выбора поведения в тех сферах, в которых человек проявляет независимость от государства, избегает его ограничений (свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода труда); свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства. Употребление терминов «права» и «свободы» как однородных, близких по значению, является более оправданным, чем употребление их как синонимов.

Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения, независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Права и свободы гражданина закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). Любой гражданин обладает всем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином - лишь правами и свободами человека.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

  • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

  • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
  • http://ru.wikipedia.org/.

Права и свобода - это две концепции, которые в определенной степени пересекаются. Права - это моральное или юридическое право человека иметь или делать что-то. Свобода - это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Это наши права, которые обеспечивают и защищают нашу свободу. В этом смысле права и свободы всегда взаимосвязаны и неразделимы. Например, право голоса гарантирует, что каждый имеет право голосовать на выборах, это также автоматически дает нам свободу голоса. главное отличие между правами и свободой является то, что право является моральным или юридическим правом в то время как свобода - это состояние или качество свободы .

Какие права

Право - это моральное или юридическое право иметь или делать что-то. Права определяют, что разрешено людям, а что должно людям. Права помогают людям решить, какие действия допустимы, а какие институты справедливы. Права являются основой правительств и законов.

Все люди имеют права независимо от их религии, места жительства, пола, национального или этнического происхождения, языка, цвета кожи или любого другого статуса. Права человека универсальны и неотъемлемы. Они также неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы; лишение одного права может отрицательно сказаться на других правах. Права человека часто гарантируются и охраняются законом.

Права могут быть классифицированы на различные категории; естественные и законные права, индивидуальные и групповые права, позитивные права и негативные права, право требования и свобода - вот некоторые из этих категорий.

Естественные права являются правами людей в соответствии с естественными законами.

Законные права Права признаны и разграничены законом.

Позитивные права являются разрешениями на действия или разрешениями, которые должны быть выполнены.

Отрицательные права это разрешения не делать что-то или права, которые нужно оставить в покое.

Требовать права являются правами, которые влекут за собой обязанности, ответственность или обязательства других сторон в отношении правообладателя.

Свобода прав являются правами, влекущими за собой свободу или разрешение для правообладателя.

Что такое свобода

Свобода - это качество или состояние свободы, т. Е. Отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. Большинство прав гарантируют, что их обладатели имеют право на свободу. Другими словами, именно права помогают нам достичь состояния свободы. Например, давайте рассмотрим одно из самых фундаментальных прав человека - право на образование. Это право гарантирует, что все дети могут получать образование; лишение ребенка этого права является преступлением. Таким образом, это право гарантирует, что ребенок свободен от принуждения и принуждения. Права на свободу, о которых мы говорили ранее, также вступают в игру. Право человека на что-либо заключается в его свободе делать или иметьчто-то. Например, право человека на свободу слова позволяет ему свободно говорить. Это означает, что никто не имеет права заставлять или принуждать нас прекратить выражать себя.

Разница между правами и свободой

Определение

права юридические и моральные права.

свобода это отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.

защита

права защищены законом.

свобода защищен правами.

Взаимосвязь

права дать вам свободу.

свобода предоставляется по праву.

Изображение предоставлено:

«Цепочка выражения свободы» Stepph - Наша работа

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва

Права человека – величайшее достижение цивилизации, ведь именно благодаря им ценность личности была закреплена юридическим образом. Свободы открывают простор для деятельности и принятия решений. Понимание отличий данных категорий необходимо начинающим юристам и правозащитникам, которые хотят глубже разобраться в предмете своей деятельности.

Определение

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.

Сравнение

Права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие. Они обозначают субъективную возможность человека совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом в государстве. Право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности, право на достойные условия труда – в виде свободы ассоциации.

Однако есть и несколько небольших отличий. Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Выводы сайт

  1. Содержание. Право – это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.
  2. Ограничение. Свободе соответствует отсутствие ограничений, а праву – наличие возможностей.
  3. Автономия личности. Свобода предполагает широкий простор для деятельности и принятия решений.