Правовой статус арктики и антарктики. Международно-правовой режим антарктики и арктики

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

1. Общее понятие и виды территорий в международном праве

2. Правовой режим Арктики и Антарктики

2.1 Общие положения

2.2 Арктика

2.3 Антарктика

Список использованных источников

1. Общее понятие и виды территорий в международном праве

Человеческая цивилизация развивается не в вакууме - она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается. Так, в современном международном праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственно институт правового регулирования территории в международном праве - один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.

В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство».

Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).

На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)).

Международные территории, или международные пространства (terra communis) - это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.

Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, что технологически более развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морского дна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований. Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды.

Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.

Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.

К территориям со смешанным, правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства. В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.

Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории.


2. Правовой режим Арктики и Антарктики

2.1 Общие положения

Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.

2.2 Арктика

В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом)

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.

Воды арктических морей омывают берега Российской Федера­ции, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского кон­тинентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтвердил это положение. В 30-е годы XX века сложилась обычная норма международного права деления се­верных полярных пространств на секторы по принципу тяготе­ния к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия - в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.). Эта норма сложи­лась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними при­оритета в исследовании и освоении соответствующих районов. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. бы­ли определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открыты­ми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют тер­риторию Советского Союза (России). Российский сектор включа­ет в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн кв. км - водное про­странство.

Таким образом, главная особенность правового режима Север­ного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные госу­дарства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

Режим прибрежных морских вод. Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль. Но тут есть некоторые особенно­сти. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без осно­вания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибир­ское как исторические моря заливного типа и внутренние нацио­нальные морские пути, на которые по праву можно распростра­нить режим внутренних морей России на следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Кар­ским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.), и иностранные го­сударства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана об­ширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская комму­никация Российской Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или истори­чески принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морского флота, которая организует арк­тическое судоходство; обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути; принимает меры по предотвращению загрязнения вод и другие.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах.

26 ноября 1984 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, приле­гающих к северному побережью Союза ССР», в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязне­ние вод.

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Дого­вором об Антарктике 1959 г. (Договор 1959 г.), участниками кото­рого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя статья IV Договора 1959 г. и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Ан­тарктике в настоящее время «заморожен».

Согласно этому Договору Антарктика используется исключи­тельно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия воен­ного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором 1959 г. также предусматривается, что в случае войны Антарктика не может быть превращена в театр во­енных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия этого Договора. Следует, однако, отметить, что Договор 1959 г. не запрещает использовать при мирных исследованиях Ан­тарктики военный персонал (ст. I, VII).

В Договоре 1959 г. закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях; устанав­ливается свободный обмен информацией, наблюдателями, науч­ным персоналом и т.д.

Договор 1959 г. обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках До­говора 1959 г. были подписаны Конвенция о сохранении антарк­тических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских жи­вых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвен­ций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

Контроль за соблюдением Договора 1959 г. осуществляется на­циональными наземными и воздушными средствами. Каждое го­сударство вправе назначать неограниченное количество своих на­блюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудова­ние, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам данного До­говора (ст. VII).

Существенное место в установлении международно-правового режима Антарктики занимает комплекс мер по регулированию природных ресурсов Антарктики. И здесь важную роль играет Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г. 1991 г.

Договор об Антарктике 1959 г., выполняя роль базового юри­дического акта, создает действенную систему взаимодействия го­сударств по всем аспектам международного сотрудничества по проблеме Антарктики.

Международно-правовой статус и режим Арктики

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33" северной широты, — Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть — суверенитет — того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, — России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств — издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения:

  • «О Государственной границе РФ»;
  • «О континентальном шельфе РФ»;
  • «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • «Об исключительной экономической зоне РФ».

Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.

Необходимо особо оговорить, что ни одно из приарктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало. Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Этот подход к оценке юридического статуса пространств Арктики — так называемая «теория секторов» («секторальная» или «секторная» теория) — какого-либо подкрепления в положениях национальных нормативных актов или международных договоров не получил. Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные — материковые и островные — образования. Даже особый правовой статус архипелага Шпицберген, основанный на многостороннем международном договоре, с полной определенностью фиксирующем признание над этим архипелагом суверенитета Норвегии, никоим образом не затрагивает сопредельных с ним морских пространств арктического сектора, в пределах которого он находится.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран, — на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.

Международно-правовой статус и режим Антарктики

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями под командованием М. П. Лазарева и Ф. Ф. Белинсгаузена.

Правовое положение южного полярного региона базируется на установлениях Договора об Антарктике, принятого 1 декабря 1959 г. по результатам Вашингтонской конференции, в которой участвовали Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский Союз, Франция, Чили и Япония. Созыв Конференции, заключение и быстрое введение в действие этого многостороннего международного соглашения (вступило в силу 23 июля 1961 г.) обусловливалось обострением противостояния между государствами, притязавшими на различные районы данной части земного шара, и другими странами, отвергавшими односторонние действия такого рода.

Состоявшиеся на Вашингтонской конференции дискуссии увенчались преодолением противостояния государств-участников по территориальной проблеме. Итогом переговорного процесса явилась ст. IV Договора, анализ текста которой позволяет сделать выводы о том, что участники Договора:

  1. не признают суверенитета ни одного из государств в каком бы то ни было районе Антарктики и, более того, не признают каких бы то ни было — выдвинутых или могущих быть выдвинутыми со стороны любого государства — претензий, утверждающих здесь его территориальный суверенитет;
  2. не требуют от любой из договаривающихся сторон отказа от ранее заявленных ею территориальных претензий в Антарктике либо от имеющихся у нее оснований для выдвижения в будущем претензий на территориальный суверенитет;
  3. исходят из того, что ни одно из положений Договора не должно рассматриваться как наносящее ущерб позиции любой из договаривающихся сторон в части признания или непризнания уже заявленных кем-либо из ее контрагентов прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике либо наличия у него оснований на такой суверенитет.

Иначе говоря, содержание ст. IV сводится, с одной стороны, к закреплению положения, сложившегося в Антарктике до заключения настоящего Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь, а с другой стороны, к признанию за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, права на выдвижение подобных претензий, однако без реального использования этого права.

Следовательно, конструкция, созданная ст. IV Договора об Антарктике, может характеризоваться как утверждение фактического положения Антарктики в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать Антарктику как международную территорию, т.е. имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.

По вопросу осуществления юрисдикции в Антарктике Вашингтонская конференция была вынуждена согласиться с многообразием позиций и практики заинтересованных государств. Это означает, что государство — эксплуатант Антарктики будет осуществлять юрисдикцию над лицами, направляемыми им для этой цели, в таком объеме и на основе таких принципов, которые будут для данного государства предпочтительными.

Следовательно, государства могут осуществлять здесь как юрисдикцию над лицами (личная юрисдикция), так и юрисдикцию, связанную с их территориальными притязаниями (территориальная юрисдикция).

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явились разработка и закрепление в Договоре об Антарктике основных правовых принципов деятельности в этом районе:

  1. мирного использования Антарктики (в качестве демилитаризованной и нейтрализованной территории Антарктика не может использоваться для размещения здесь воинских контингентов, служить театром военных действий или базой для ведения таковых где бы то ни было, не может быть полигоном для применения ядерного или обычного оружия);
  2. свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой области (указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора);
  3. обеспечения экологической безопасности в регионе.

Что касается территориальной сферы действия Договора об Антарктике, то она определена ст. VI, согласно которой: «Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники...» Из этого следует, что в состав конвенционного региона входят как сухопутные — материковые и островные, так и водные пространства, ограниченные с севера условной линией — географической параллелью под 60° южной широты. При этом ст. VI содержит важную оговорку, указывающую, что Договор «не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района». Данное положение еще раз свидетельствует о весьма значительном сходстве юридического статуса Антарктики со статусом упоминавшихся выше территориальных сфер с международным режимом. Характерно в этой связи отсутствие у побережья Антарктического материка и островных образований внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон, как это имело бы место, если бы сама Антарктида и прилежащие к ней морские и сухопутные пространства подпадали под суверенитет или юрисдикцию той или иной страны.

Участие в Договоре об Антарктике имеет открытый для всех заинтересованных государств характер, однако членами консультативных, совещаний могут стать помимо первоначальных участников страны, проводящие в регионе существенную научную деятельность (экспедиционную либо постоянную).

Положения Договора об Антарктике, создающие фундамент для международно-правового регулирования в этом регионе, получили развитие и дополнение в ряде других международных многосторонних соглашений. Первым таким документом явилась Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., предусматривающая существенное ограничение добываемых их видов, а также устанавливающая допустимые уровни вылова, лимитирующая добычу по полу, размеру, возрасту, определяющая открытые и закрытые для охоты районы, регламентирующая применение различных орудий лова. Важнейшей составной частью созданной этой Конвенцией системы охраны тюленей Антарктики является проведение инспекций деятельности по их добыче.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т. е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Поэтому объектом ее регулирования являются популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, всех других видов живых организмов (в том числе птиц), находящиеся не только в пространстве к югу от 60-й параллели южной широты, но и вообще в районе «между этой широтой и Антарктической конвергенцией», т. е. в зоне более протяженной в широтном направлении, где происходит схождение (совмещение, перемешивание) сугубо антарктических природных факторов (океанологических, физических, био- и фитологических) с факторами более северного океанического региона.

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции, причем предпринимаемые ею меры по сохранению становятся обязательными для всех государств — членов Комиссии по истечении 180 дней после того, как о них последние надлежащим образом будут уведомлены.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяются Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Ее основные принципы развивают, детализируют содержащийся в Договоре об Антарктике принцип обеспечения экологической безопасности региона, устанавливая правовой режим разработки неживых природных ресурсов, при котором в первоочередном порядке учитывалась бы необходимость защиты природной среды, предотвращения причинения ей значительного уваженияправ и интересов других пользователей Антарктики. В качестве механизма реализации положений Конвенции учреждены специальные органы — Комиссия и Консультативный комитет, обладающие достаточными правомочиями, чтобы осуществлять организационные и контрольные функции в отношении конвенционной деятельности эксплуатантов.

Конвенция 1988 г. в силу не вступила ввиду весьма отрицательного отношения к ней большинства членов международного сообщества, выразивших в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции сожаление в связи с позицией участников данного соглашения, недооценивших особую уязвимость экосистемы антарктического региона. Такая реакция была правильно воспринята государствами — членами Конвенции, которые на XI специальной сессии Консультативного совещания в 1991 г. подписали в Мадриде Протокол по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики об охране ее окружающей среды, являющийся дополнением к Договору об Антарктике 1959 г.

Из числа прочих положений Протокола, направленных на укрепление системы Вашингтонского договора и обеспечение исключительно мирного использования данного полярного региона, на то, чтобы Антарктика никогда не стала объектом международных конфликтов, необходимо выделить установление ст. 7, возлагающее на участников запрет в отношении любой деятельности, связанной с минеральными ресурсами, за исключением научно-исследовательской. Тем самым фактически замораживается проведение всех видов геологоразведочных (и, конечно, эксплуатационных) работ сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашается международным заповедником. Каждая из договаривающихся сторон обязана осуществить все необходимые законодательные и иные меры, включая акции административного и принудительного порядка, в целях обеспечения соблюдения Протокола, а также предпринять надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, чтобы воспрепятствовать осуществлению в Антарктике любым государством деятельности, несовместимой с Протоколом.

Протоколом устанавливается процедура урегулирования возможных споров при толковании и применении его положений, а договаривающиеся стороны обязываются разработать Правила о материальной ответственности за ущерб в случае нанесения такового в результате деятельности в Антарктике.

Международно-правовой режим Арктики. Сотрудничество приарктических государств по охране и освоению арктических пространств

Правовой режим Арктики

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом, что включает в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Все сухопутные образования в Арктике попадают под суверенитет того или иного из государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном – России, Дании, Канады и США. Так же есть несколько стран, граничащих с этим регионом, которые имеют свои исторические интересы в Арктике, к ним относят Финляндию, Швецию и Исландию. Причем Финляндия в связи с передачей Советскому Союзу района Печенги (Петсамо) лишилась выхода в Северный Ледовитый океан. Исландия определяет свою территорию как входящую в арктическую зону, но претензий на собственный арктический сектор не предъявляет.

Первой страной, которая юридически закрепила за собой конкретную часть арктического сектора, была Канада . Еще в 1909 г. правительство Канады, официально объявило своими владениями все земли и острова, как открытые, так и те, которые могут быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что земли и острова, находящиеся к северу от канадской континентальной части попадают под ее суверенитет. В 1925 г. приняла соответствующие дополнение к закону о северо?западных территориях, согласно которому, всем иностранным государствам запрещалось заниматься какой?либо деятельностью в пределах канадских арктических территорий без разрешения канадского правительства. Эти требования были подтверждены специальным королевским указом в 1926 году. Современная Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60° с.ш. и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады составляет 1430 млн км 2 .

Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР (Россия ) «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане » от 15 апреля 1926 г. географическое арктическое пространство, в пределах которого все открытые земли и острова, а также те земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза (России). Однако это Постановление не затрагивало вопросов правового статуса и правового режима пространств полярного сектора Арктики к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°04’35” в.д., и меридианом 168°49’30” з.д.

К арктической области США входят территории США к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим, цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США – 126 млн. км 2 .

Что касается Норвегии , то она не дает определения своих арктических территорий в национальных нормативно?правовых актах. Но при подписании 13 июня 1997 г. министрами по окружающей среде арктических государств «Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике » Норвегия определила, что для целей этого Руководства ее арктическую территорию образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии – 746 тыс. км 2 .

Гренландия и Фарерские о-ва были включены в арктическую область Дании . Решением Постоянной палаты международного правосудия в 1933 г. закрепился суверенитет Дании на Гренландию. Площадь полярных владений Дании составляет 372 тыс. км 2 .

США, Норвегия и Дания, в отличие от Канады и России, не принимали специальных актов, касающихся непосредственно арктических районов, прилегающим к их территориям. Однако национальное законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы.

Сформулированный в документах Канады и СССР принцип учета особых прав и интересов приарктических государств в прилежащих к их побережьям арктических пространствах нашел отражение в так называемой секторальной теории . Эта теория нашла применение в практике отдельных государств Арктики. В частности, этой теории придерживается Канада, которая в разное время выдвигала в качестве международно?правового обоснования своих притязаний на использование арктических вод секторальную теорию.

В 1920?е года сложилась норма международного права, согласно которой арктические территории распределялись на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Эта норма гласит, что сектор находится под юрисдикцией приарктического государства, суверенитет этого государства распространяется и на острова и земли, находящиеся в этом секторе.

Указанное секторальное разделение Арктики в момент его осуществления не вызывало каких?либо возражений иных неарктических государств и было де­факто принято. Это фактическое признание действовало до тех пор, пока развитие науки и техники не позволило государствам приступить к практической разведке и разработке природных ресурсов Арктики.

Сами по себе границы полярных секторов не считаются государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешает вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских пространств.

Сегодня США продолжают выступать против секторальной системы.Такой же позиции придерживается Норвегия.Оба государства думают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря.

Норма секторального распределения арктических территорий не нашла подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г . Эта Конвенция установила территориальное море шириной 12 миль, на которое, распространяется полный суверенитет прибрежного государства равно как и на воздушное пространство над ним, на его дно и недра, и 200?мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей?либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, и все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов. Заинтересованное государство в разработке глубоководных ресурсов морского дна, имеет право подать соответствующую заявку в ООН или иные специализированные международные органы. Решение о разработке таких ресурсов принимается Международным органом по морскому дну.

Однако если более внимательно ознакомиться с положениями Конвенции 1982 г., то арктическим пространствам можно присвоить особый статус. В частности, статья 234 Конвенции не только не отрицает секторального разделения Арктики, но и особо предусматривает, что «...прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах …». Как известно, отличительной особенностью морей Северного Ледовитого океана является относительно небольшая глубина и то обстоятельство, что они большую часть года (до 9 мес.) покрыты непроходимыми для обычных судов льдами, что не позволяет определить, где заканчивается суша и начинается ледовая поверхность океана.

Сложность решения проблемы правового режима Арктики обусловлена тем, что существуют разные подходы к определению этого участка земного шара. Один подход может рассматривать Северный Ледовитый океан как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно?правовыми последствиями. Другой подход рассматривает Северный Ледовитый океан как особый вид государственной территории пяти стран мира, прилагающих к нему, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также покрытые льдом поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, относятся к составу государственной территории.

Это и объясняет разность подходов приарктических государств в применении международно?правовых и внутригосударственных актов при решении все увеличивающихся межгосударственных споров по использованию пространств и ресурсов Арктики.

Относительно морских пространств Арктики действуют нормы международного морского права (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ).Согласно Конвенции прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической войны.

В районе Арктики установлено свободное судоходство, кроме того, возможны стоянки военных подводных кораблей, обладающих ядерным оружием. Северный морской путь, проходящий вдоль арктического побережья России, является главной национальной коммуникацией в России.Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе Полярного круга, правила охраны окружающей среды и т.п.

Договор о Шпицбергене 1920 г. устанавливает статус этого, расположенного в Арктике архипелага.Согласно договору Шпицберген (Свальбард) является демилитаризованной и нейтрализованною территорией, находящейся под суверенитетом Норвегии.Договором также предусматривается свободный доступ на острова и воды архипелага граждан всех государств-участников договора на проведение хозяйственной, научной или иной деятельности.

Новый импульс сотрудничеству арктических государств и всего мирового сообщества с арктических вопросов был дан в сентябре 1996 года, когда 8 арктическими государствами (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), на основе подписанного в Оттаве (Канада) декларации, была создана новая региональная международная организация - Арктическая Рада .

Соответствии с уставными документами ее целями являются:

  • осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
  • контроль и координация выполнения экологических программ;
  • разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития;
  • распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

Неарктические государства могут участвовать в деятельности Арктического Совета в качестве наблюдателей.

Договор об Антарктике 1959 г. Правовой режим использования ресурсов Антарктики

Антарктика - это материк Антарктида, расположенный вокруг Южного полюса Земли, ограничен с севера 60" южной широты и включает прилегающие к нему шельфовые ледники, острова и прилегающие моря.

Антарктика была открыта в ходе экспедиции российских судов под командой М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинс-Хаузен в 1818-1821 годах.

Правовой режим этой зоны определяется Вашингтонским договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. , первоначально был подписан двенадцатью государствами, включая СССР.Договор об Антарктике носит бессрочный и открытый характер.Он открыт для присоединения к нему любого государства-члена ООН или любая другая страна, может быть приглашена присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.

По этому договору (статья 1) Антарктида объявлена??демилитаризованной и нейтрализованной территорией.Там нельзя проводить ядерные испытания и осуществлять выброс радиоактивных отходов (статья 5).Однако договор не запрещает использование военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых мирных целей.Антарктида должна использоваться международным сообществом в мирных целях.Установлено свободу научных исследований и сотрудничества.Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находится под юрисдикцией государства, которое их туда направило.Воды Антарктики являются открытым морем.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживались».Но после подписания договора они были заявлены.Причиной стало предположение, что недра континента содержат большие минеральные богатства.На претензиях особенно настаивают Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия, Чили, Норвегия и Новая Зеландия.Положение обострилось в связи с ростом количества участников Договора: на 1 июля 1996 года в договоре уже принимало участие 41 государство.Выход был найден весьма оригинальный: государства-участники Договора на специальном Консультативном совещании 4 октября 1991 подписали в Мадриде (Испания) документ по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики - Протокол об охране окружающей среды , стал практически составной частью Договора об Антарктике.Им фактически замораживается (запрещается) ведение в Антарктике всех видов геологоразведочных работ, включая эксплуатационные, сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашена международным заповедником.

Украина, в соответствии с положениями Договора в 1959 года, с 1996 имеет на этом материке свою научно-исследовательскую станцию??«Академик Вернадский» (бывшую «Фарадей»), расположенную на острове Галиндес (архипелаг Арджентайн), которая была подарена ей Великобританией.

Понятие и кодификация международного морского права

Понятие и история международного морского права

Международное морское право - это отрасль международного права, которая состоит из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Эта отрасль является одной из старейших, потому что с незапамятных времен Мировой океан, составляет 71% поверхности планеты Земля, играла значительную роль в удовлетворении хозяйственных и транспортных потребностей народов мира.

В течение длительного времени обычное право составляло основу данной отрасли, регулируя прежде отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся с этой целью на ранних стадиях развития международного морского права, но достаточно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н. н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режим плавания в заливах Карфагенский и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Эти договоры впоследствии повлияли на формирование международно-правового режима территориальных вод.

По римскому праву море целом признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), но вместе с тем подчинялось юрисдикции императора. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от Палестины как доминион Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не было принципа свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права как системы норм, определяющих режим морских пространств и правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.

В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные пространства. Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия - на Тихий океан и Мексиканский залив, английские короли - на Северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя - Лигурийского. Некоторые из этих претензий подкреплялись буллами римских пап Александра VI (1493) и Юлия II (1506). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности происходил по отдельным морскими регионами и учитывал местные условия и традиции. Так появились региональные источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронськие свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники составили свод местных законов, обычаев и общепринятого, что формировались и действовали в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали влияние на развитие международного морского права.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, обусловлены Великими географическими открытиями, способствовало утверждению принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны капитализма, победившего - Нидерландов, в книге "Свобода морей, или Право, которое принадлежит Голландии, участвовать в торговле в Ост-Индии" ("Mare Liberum") утверждал, что ни Португалия, ни одна другая страна не могут владеть морями и иметь исключительные права на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. Вместе с тем он признавал возможность установления пояса территориальных вод прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.

Великая французская революция и утверждение капиталистических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свободы открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море - часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен действовать принцип свободы морей.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права формировались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX в. ознаменовался чрезвычайно быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти изменения требовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

Кодификация международного морского права

В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане стало понятно, что обычный характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущие потребности морской деятельности.Возникла острая потребность в разработке и принятии международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчалась успехом, она была сделана в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развития международного морского права.Так, в период 1949-1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычных норм и разработки новых.Это дало возможность провести и Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой были рассмотрены и приняты четыре конвенции:

  1. территориальном море и прилежащей зоне;
  2. континентальном шельфе;
  3. рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права:

  • принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем, право мирного прохода через территориальное море;
  • принцип реальной связи между судном и государством флага;
  • о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны.Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в 1960 г. К сожалению, эта конференция не дала желаемых результатов.

Между тем вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными.К этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией: загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

Весомым политическим фактором международных отношений стали развивающиеся страны, которые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств обусловила необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства.В результате появились такие международно-правовые акты, как:

  • Конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. и 1974 г.;
  • Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
  • Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.;
  • Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.;
  • Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.;
  • Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.;
  • Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.;
  • Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г.;
  • Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 г.;
  • Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных сферах, свидетельствовали о необходимости разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву - Хартии современного международного морского права.Среди других, первостепенной важности, приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения.Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 от 16 ноября 1973 была созвана ІІІ Конференция ООН по морскому праву.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума.Важной составляющей правил процедуры Конференции было "джентльменское соглашение" о консенсусе как главное средство принятия решений.Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип "пакетного" подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, несмотря на признание тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и исключений.

Всего было проведено 11 сессий, причем, начиная с 7-й сессии, каждая из них имела дополнительные ("восстановлены") части сессии.В них принимали участие делегации 164 государств. Также были приглашены 12 специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.

На Конференции проявили себя такие полюса силы, за которыми стояли определенные политические и экономические интересы, как "Группа 77" (развивающиеся страны, которых на самом деле было около 120); группа западных капиталистических государств; группа социалистических государств; группа архипелажных государств; группа государств, не имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географических условиях; группа проточных государств и др.

Несмотря на такое разнообразие интересов государств, принимавших участие в конференции, в конце концов удалось вынести на единственное за все годы голосование согласованный текст Конвенции ООН по морскому праву.30 апреля 1982 г. Конвенция была принята: "за" проголосовали 130 делегаций, «против» - 4 и 17 воздержались.Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции, образовали Приложение I к ней.

Заключительный акт Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бэй (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В тот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания.