Правовая подготовка (2013 год). Состав полиции Состав полиции и порядок ее создания определяются
1. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:
1) правительством Российской Федерации;
2) Президентом Российской Федерации
3) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Контракт о службе в органах внутренних дел – это:
1) соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон
2) соглашение между Российской Федерацией и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
3) договор общества с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел.
3. Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция на место происшествия обязана прибывать:
1) по возможности в короткий срок, в случае отсутствия обстоятельств непреодолимой силы;
2) не позднее 15 минут после полученного сообщения о происшествии;
3) незамедлительно
4. Согласно ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана:
1) участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
3) выявлять условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
5) все перечисленное.
5. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:
1) по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего
2) по решению главы администрации;
3) по решению прокурора.
6. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:
1) хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей
3) данный вопрос законом не регламентируется.
Каким нормативным правовым актом установлены принципы деятельности, права и обязанности полиции, особенности правового положения сотрудника полиции, порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 941 «Об особенностях службы в полиции»;
4) все вышеуказанные варианты верны.
8. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:
1) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника
2) не допускается перемещение сотрудников из мест постоянной дислокации;
3) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений только с согласия сотрудника
Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Органы дознания
Органы дознания РФ, их задачи и полномочия.
Органы дознания занимаются:
- первоначальным пресечением преступных действий;
- первоначальным сбором доказательств;
- первоначальным обследованием места преступления
Дознание – форма преварит. расследования.
Органы дознания: Милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники воен. учреждений; органы ФСБ; начальники исправит. учреждений и следственных изоляторов; органы гос пожар надзора; органы фед погран службы; органы службы налоговой полиции; капитаны морских судов в дальнем плавании; начальники зимовок; таможенные органы.
Формы дознания: по делам, по кот. обязательно пр-во предвар. следствия (неотложные следств. действия –осмотр, обыск, выемка); по делам, по кот. пр-во предвар. следствия не обязательно (орган дознания проводит расследование в полном объеме).
На органы дознания возлагаются:
дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Органы предварительного следствия
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960г.
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
следователями прокуратуры;
следователями органов Федеральной службы безопасности;
следователями органов внутренних дел РФ;
следователями органов налоговой полиции.
Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Несоответствие положений пункта "а" части 1 статьи 7.3 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предписаниям Конституции Республики Карелия, в частности ее статье 5, устанавливающей требование, согласно которому законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия, А.А. Беленький усматривал в том, что они - вопреки предписаниям пункта 3 части 2 статьи 22.1 и части 2 статьи 22.2 КоАП Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона "О полиции" - наделяют правомочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных этим Законом , должностных лиц полиции, которая является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1. Установить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
2. Установить, что перечень подразделений и служб полиции утверждается:
а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации - Президентом Российской Федерации;
б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации - Министром внутренних дел Российской Федерации.
3. Установить, что подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:
а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта) - Министром внутренних дел Российской Федерации;
б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта) - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
в) в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлениях, отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, начальниками линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур, типовых штатных расписаний и в пределах нормативов штатной численности этих управлений, отделов, отделений, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статья 1. Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.
3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.
2. Основные направления деятельности полиции в соответствии ФЗ «О полиции»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПОЛИЦИИ"
от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.01.2011)
(действующая редакция от 13.07.2015)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.