Оформление ДТП: пошаговая инструкция. Оформление дтп без гибдд Оформление дтп с участием гибдд

Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ :

Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП - составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара - услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Порядок действий для водителей

Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.

Первые действия участников

При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.

Что делать, если нет бланка?

Если бланк отсутствует, ни у кого из водителей нет возможности его получить, то оформить Европротокол не получится. Обычно бланки в нескольких экземплярах выдаются в страховой компании при процедуре оформления полиса. Их нужно возить в автомобиле для подобных случаев.

Обращение в страховую компанию

После оформления Европротокола у водителей есть пять суток для отправки извещения в страховую компанию согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ (больше информации о сроке подачи Европротокола, а также о том. что будет, если время подачи бумаги истекло, узнайте ). Каждый из участников ДТП предоставляет свой . Также нужно обратить внимание, что первые 15 дней с происшествия нельзя отправлять машину на ремонт.

Поскольку европейский протокол оформляется при незначительных повреждениях, то данное ограничение не принесет каких-либо особых неудобств, и можно будет продолжать эксплуатировать транспортное средство по своему усмотрению.

Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться, можно узнать .

Выгода и недостатки

Главная выгода такого оформления - нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.

Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола - это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия - при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.

Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.

Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.

Оформление ДТП при помощи Европротокола - отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.

К сожалению оформить можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вступивший в силу новый регламент работы дорожно-патрульной службы вызвал у читателей массу вопросов по поводу того, как теперь будут оформляться аварии, и как пострадавшим получить страховую выплату.

На эти вопросы в редакции "РГ" отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее. Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков. Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами. Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности. Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники. Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции - европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

Участники аварии должны сами подать документы в ГИБДД на оформление ДТП. Это их обязанность

Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы. Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя. После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло. Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями. Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился. Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился - обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь. В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб. У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП. И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов. Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц - барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться. В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать. В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе. Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке - эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания. Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому - отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении. И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях. Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях. Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

ГАИ на службу не берет

Об этом сообщает "Газета.Ru". Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

В Госавтоинспекции корреспонденту "РГ" подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.

Считаются неприятными ситуациями, при которых может наноситься урон имуществу или здоровью граждан. Относительно недавно такие ситуации требовали непременного привлечения работников ГИБДД, но теперь участники происшествия могут самостоятельно заниматься оформлением. Для этого важно разобраться с тем, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Процедура выполняется с помощью выплаты компенсации на руки или составления европротокола, но для этого должны соблюдаться определенные условия.

Когда допускается не пользоваться помощью ГИБДД

Только при удовлетворении некоторых требований могут участники ДТП самостоятельно заниматься оформлением аварии. К ним относится:

  • в аварии участвовало исключительно две машины;
  • отсутствуют пострадавшие;
  • компенсация должна быть получена только одним автовладельцем за нанесенный урон машине;
  • у каждого автовладельца имеется действующий полис ОСАГО;
  • граждане желают самостоятельно оформить происшествие, поэтому оба согласны на то, чтобы не вызывать сотрудников ГИБДД;
  • граждане знают, как правильно оформить европротокол, а также у них имеется подходящий бланк.

ДТП без ГАИ можно оформить только при вышеуказанных условиях. Если у участников имеются какие-либо травмы или задействовано три автомобиля, то придется дожидаться приезда работников ГИБДД.

Какая компенсация выплачивается по европротоколу

Перед тем как оформить ДТП без вызова ГИБДД, участники происшествия должны оценить нанесенный урон. Дело в том, что если составляется европротокол, то страховыми компаниями выплачивается только ограниченная и небольшая сумма средств, поэтому важно убедиться, что ее будет достаточно для покрытия убытков.

Максимально по этому документу страховые компании выплачивают 50 тыс. руб. Жители городов федерального значения могут рассчитывать на компенсацию в размере 400 тыс. руб. Во втором случае требуется, чтобы хотя бы один участник ДТП обладал специальным устройством, фиксирующим место расположения машин и точное время происшествия. Для этого подходят датчики ГЛОНАСС или GPS. Оформление должно осуществляться в течение одного часа после непосредственного происшествия. В кадре должны фиксироваться номера машин и повреждения.

Автовладелец, являющийся пострадавшим в ДТП, должен убедиться, что 50 тыс. руб. будет достаточно для покрытия убытков.

Правила оформления аварии без европротокола

Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли без ГАИ, так как нередко приходится ждать работников ГИБДД длительное время. Если соблюдаются вышеуказанные условия, то автовладельцы могут решить вопрос мирным способом. Нередко отсутствует даже необходимость в составлении европротокола, если виновник согласен непосредственно на месте возместить убытки другому участнику аварии.

В этом случае должны соблюдаться правила:

  • оба участника должны быть согласны на такое решение проблемы;
  • повреждения должны быть незначительными;
  • обязательно передача денег фиксируется составлением расписки;
  • пострадавший должен составить документ, где он подтверждает, что у него отсутствуют какие-либо претензии к виновнику аварии, причем пишется текст от руки.

Обычно такой способ используется, если действительно имеются незначительные повреждения машины, поэтому передается компенсация, не превышающая по размеру 10 тыс. руб.

Как можно оформить аварию на парковке

Работники ГИБДД нередко вовсе отказываются приезжать для оформления незначительных ДТП, происходящих на парковках. В этом случае должны участники аварии знать, как оформить мелкое ДТП без ГАИ, но при этом получить от работников данной службы справку, необходимую для получения компенсации от страховой компании. Для этого выполняются гражданами последовательные действия:

  • первоначально желательно найти свидетелей аварии, чтобы записать их контактные данные;
  • фиксируются с помощью видео или фотографий все детали, имеющие отношение к происшествию;
  • формируется схема происшествия, причем все сведения должны быть правильными и точными, а также с внесенными данными должны быть согласны оба участника;
  • схема подписывается участниками аварии и свидетелями;
  • автомобили перемещаются с проезжей части;
  • далее надо обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД, чтобы работники данного учреждения официально зарегистрировали аварию;
  • привлекается виновник к ответственности за совершенное правонарушение.

При использовании данной схемы важно много внимания уделять правильности составления схемы и сборке доказательств. Оформить ДТП без ГИБДД этим методом допускается только при наличии незначительного материального ущерба и отсутствии пострадавших.

Оформление с применением европротокола

Другой возможностью оформления аварии без привлечения работников ГИБДД выступает самостоятельное составление участниками европротокола. Как оформить ДТП без вызова ГИБДД таким способом? Для этого должны соблюдаться многочисленные условия, к которым относится наличие только двух участников аварии и отсутствие пострадавших. К другим особенностям данного процесса относится:

  • хотя бы один из водителей обладает бланком европротокола;
  • у автовладельцев должны иметься знания о том, как правильно заполняются пункты данного документа, поэтому они должны разбираться в том, как оформить ДТП без вызова ГАИ с помощью этого протокола;
  • важно заранее убедиться, что у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.

Такой метод оформления аварии считается выгодным для каждого автовладельца, но при этом пострадавший должен убедиться в том, что для ремонта машины не потребуется тратить больше 50 тыс. руб., так как только такая максимальная сумма выплачивается страховыми компаниями.

Как правильно составляется

Достаточно часто при мелких авариях задумываются водители о том, как оформлять ДТП без ГАИ. Европротокол для этого считается идеальным решением, поэтому если граждане знают, как правильно формируется этот документ, то можно получить компенсацию пострадавшему участнику аварии без привлечения работников ГИБДД. При составлении этого документа учитываются правила:

  • при заполнении первого листа происходит автоматическое внесение информации на второй экземпляр, поэтому надо писать на жесткой поверхности и хорошей ручкой;
  • вносятся сведения каждым участником аварии на нужной стороне основного бланка, разделенного на две части;
  • на лицевой стороне должно иметься две подписи;
  • допускается вносить изменения уже после разъединения документа, но под всеми новыми данными должны иметься подписи обоих участников.

Если не следовать вышеуказанным требованиям, то существует вероятность, что страховой компанией не будет принят неправильно составленный евпропротокол.

Инструкция по заполнению европротокола

Наиболее часто при выборе способа, как оформить ДТП без ГАИ, граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно разобраться в правилах составления и оформления этого документа. К ним относится:

  • используется только специальный фирменный бланк, который можно скачать на официальном сайте ГИБДД;
  • внесением сведений должны заниматься оба автомобилиста;
  • на лицевой стороне документа указываются данные о месте и времени аварии, а также приводятся личные данные об участниках;
  • прописываются сведения о страховых компаниях, чьи страховые полисы имеются у автовладельцев;
  • на лицевой части европротокола описываются все повреждения, имеющиеся на автомобилях, а также приводятся обстоятельства, при которых возникло происшествие;
  • в 14 пункте должны иметься все повреждения и их характер;
  • в 15 пункт можно внести разные замечания;
  • 17 пункт предназначается для составления схемы, с помощью которой будет понятно, в каком направлении двигались автомобили, а также каким образом возникла авария;
  • обратная сторона документа обычно остается неиспользованной, поэтому она зачеркивается с помощью символа Z, так как при таких условиях исключается вероятность того, что кто-нибудь из участников сможет внести недостоверные сведения.

Если во время заполнения документа граждане допускают ошибки или вносят неправильные данные, то придется пользоваться новым европротоколом, так как не разрешаются разные зачеркивания или исправления. Достаточно легко разобраться водителям в том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Пример заполнения европротокола можно посмотреть ниже.

Правила заполнения схемы

Особенно много внимания должно быть уделено формированию так как в ней все сведения должны отражаться верно и грамотно. Поэтому при составлении документа учитываются нюансы:

  • указываются, как располагаются автомобили относительно друг друга после столкновения;
  • прорисовывается конфигурация проезжей части, поэтому по схеме должно быть понятно, возникла ли авария на прямом участке дороге, повороте или вовсе на перекрестке;
  • описываются все элементы, располагаемые рядом с местом столкновения, причем сюда относятся знаки дорожного движения, остановки общественного транспорта или светофор;
  • указывается, имеются ли разные дефекты на дорожном покрытии, которые могли бы стать причиной столкновения.

Только разобравшись в том, как оформить ДТП без ГАИ, могут граждане не вызывать сотрудников ГИБДД и рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Как только европротокол будет грамотно составлен, требуется известить полицию о происшествии. Далее пострадавший в аварии может обратиться с этим документом к своей страховой компании для получения компенсации.

Когда надо передать сведения в страховую фирму

Важно не только разобраться, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, но и какие действия должны выполняться далее пострадавшему участнику аварии, чтобы получить компенсацию от страховой фирмы.

Для этого важно в течение пяти дней после аварии обратиться к работникам компании для оформления происшествия. Далее в течение 15 дней не допускается ремонтировать или утилизировать автомобиль, так как это выступает нарушением требований страховых фирм, поэтому может быть получен отказ в предоставлении компенсации.

Какие документы передаются компании

Для получения страховки требуется передать в фирму определенную документацию. К ней относится:

  • правильно составленный европротокол;
  • заявление на получение возмещения;
  • фотографии или видеозаписи, где зафиксированы автомобили после происшествия;
  • письменные показания свидетелей при их наличии.

Можно ли оформить ДТП без ГИБДД? Если грамотно выполнить все необходимые действия, то никаких проблем с таким оформлением не возникнет.

Когда невозможно заниматься оформлением самостоятельно

Существуют определенные ситуации, когда автовладельцы не могут воспользоваться европротоколом для оформления аварии. К ним относятся случаи:

  • у участников аварии имеются разногласия относительно того, кто из них является виновником происшествия;
  • отсутствуют у граждан бланки европротокола;
  • не знают автовладельцы, как правильно составлять документ;
  • имеются пострадавшие;
  • в аварии участвовало больше двух машин;
  • требуется для ремонта машины получить от страховой компании сумму, превышающую 50 тыс. руб.

Особенно аккуратным надо быть автовладельцу, который является пострадавшей стороной. Это обусловлено тем, что если виновник аварии в будущем поменяет показания, то это может стать причиной того, что получать компенсацию придется через суд.

Заключение

При возникновении мелких аварий автовладельцы могут самостоятельно их оформить. При этом наиболее часто граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно грамотно разобраться, как правильно составляется данный документ, а также когда он должен передаваться работникам страховой компании.

Ка к оформить ДТП в 2019 году – важнейший вопрос, которым задаются участники аварий. Подробный ответ на него, с учетом требований актуального законодательства, дан в статье.

Порядок оформления ДТП зависит от того, есть ли пострадавшие, согласны ли все участники аварии с обстоятельствами происшествия. Процедура прописана в п. 2.5, 2.6, 2.6.1 Постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД).

Способы оформления ДТП следующие:

  1. С вызовом сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  2. Без вызова сотрудников ГИБДД, с последующей явкой в подразделение Госавтоинспекции для оформления документов.
  3. Без участия сотрудников ГИБДД, путем составления извещения о ДТП его участниками (европротокол) и передачи его в страховую компанию.

Разберем каждый из способов ниже.

Оформление ДТП с участием сотрудников ГИБДД

Оформление ДТП с обязательным участием сотрудников ГИБДД производится в следующих случаях:

  • когда есть пострадавшие;
  • если участники ДТП не достигли согласия по механизму ДТП, не могут определить винового.

Оформление ДТП без пострадавших, если есть разногласия по механизму ДТП или определению виновника

Для удобства материал будет дан пошагово. Если четко следовать порядку действий, все будет оформлено правильно.

Если пострадавших нет, но есть разногласия, необходимо:

  1. Включить аварийку.
  2. Поставить знак аварийной остановки и не трогать предметы, которые имеют отношение к ДТП (осколки стекол, куски пластика, металла, и т.д.). Расстояние от знака до транспортного средства в населенном пункте – 15 метров, вне его – 30 метров.
  3. Сфотографировать или снять на видео картину ДТП (транспортные средства и их расположение относительно друг друга, осколки, повреждения).
  4. Освободить проезжую часть, если ДТП мешает проезду (только после фиксации картины ДТП!).
  5. Вызвать ГИБДД.
  6. Собрать данные у свидетелей происшествия и дожидаться сотрудников.
  7. Подготовить документы: полис ОСАГО, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства.
  8. Содействовать сотрудникам в оформлении документов: давать объяснения, уточнять детали ДТП, помогать составлять схему происшествия.
  9. Получить на руки документы, необходимые для страхового возмещения (для невиновной стороны, либо при наличии полиса КАСКО).

В настоящее время есть возможность при наличии разногласий по механизму ДТП (но без пострадавших) оформить его не на месте аварии, а с выездом на ближайший пост ДПС или в ГИБДД. Процедура почти такая же, как указана выше, но при вызове полиции, сотрудник должен указать, что для оформления аварии требуется подъехать в указанное им место. Такие действия полиции полностью законны, и к ответственности за оставление места ДТП его участники привлекаться не будут.

Оформление ДТП с пострадавшими

Оформление ДТП с пострадавшими производится по представленному ниже пошаговому алгоритму.

  1. Полностью остановить транспортное средство.
  2. Включить аварийку.
  3. Визуально оценить тяжесть причиненного вреда здоровью потерпевших.
  4. Если их жизнь вне опасности, необходимо вызвать скорую помощь и полицию, оказать первую помощь – лично, либо с помощью очевидцев, других участников ДТП.
  5. Если состояние потерпевших тяжелое, необходимо вызвать полицию, найти попутные транспортные средства, водители которых отвезут пострадавших в больницу, либо, если это осуществить невозможно, отвезти пострадавших в больницу самостоятельно, а затем вернуться на место ДТП.
  6. Если везти потерпевших в больницу не пришлось, либо по возвращении на место ДТП, поставить аварийный знак и сохранить все следы столкновения.
  7. С помощью фото и видео съемки зафиксировать расположение участников аварии, осколки, повреждения транспорта.
  8. Если транспорт, участвующий в ДТП мешает проезду, освободить проезжую часть (предварительно зафиксировав картину ДТП!).
  9. Собрать данные у свидетелей происшествия, если таковые есть, и дожидаться сотрудников.
  10. Подготовить документы, требующиеся для оформления. Понадобятся: полис ОСАГО, свидетельство о регистрации автомобиля, водительское удостоверение.
  11. Помогать приехавшим на место сотрудникам в оформлении материалов — давать объяснения, уточнять детали, содействовать в составлении схемы ДТП.
  12. Получить документы, необходимые для страхового возмещения, если право на таковое возникает, либо следовать инструкциям сотрудников ГИБДД.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД, но с личной последующей явкой в государственную инспекцию

Нужен ли европротокол при ДТП, если его участники согласны со всеми его обстоятельствами, и пострадавших нет? Его можно составить, если ущерб – менее 50 000 рублей, однако что делать, если ущерб более существенный? Многие не знают, что есть возможность оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, даже если не планируется использовать европротокол. Сотрудников ГИБДД даже не нужно извещать об аварии, если соблюдено несколько условий:

  • в ДТП нет пострадавших;
  • у участников аварии нет спора относительно виновника аварии и механизма дорожно-транспортного происшествия.

Самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД в 2019 году производится по представленному ниже алгоритму.

  1. При обнаружении, что произошла авария, требуется незамедлительно остановиться.
  2. Включить сигнал аварийной остановки.
  3. Поставить знак аварийной остановки.
  4. Сфотографировать или снять на видео транспортные средства, местность, на которой произошла авария, повреждения. Рекомендуется делать снимки со всех возможных ракурсов.
  5. Составить схему ДТП.
  6. Поехать на ближайший пост ДПС, либо в ближайшее подразделение ГИБДД.
  7. Сообщить об аварии, дать письменные объяснения.
  8. Водителям предоставить инспектору схему ДТП, письменные объяснения, водительские удостоверения, свидетельства о регистрации транспортных средств, страховые полисы.
  9. Дожидаться оформления документов (как правило, не более часа).
  10. Получить документы. Потерпевший получает документы для страховой компании (справка о ДТП, постановление по делу об административном правонарушении в отношении виновника, либо определение об отказе в возбуждении дела), виновник – постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела).

Оформление ДТП без европротокола возможно только при соблюдении указанных выше условий, при этом ответственность за оставление места ДТП на его участников возлагаться не будет.

Оформление ДТП по европротоколу в 2019 году — порядок действий

Согласно п. 2.6.1 ПДД РФ оформить документы о ДТП можно без полиции. Это значит, что сотрудников не нужно вызывать на место происшествия, им не нужно сообщать об аварии, и после аварии в ГИБДД приезжать также не следует. Такую процедуру в народе принято называть «европротокол».

Европротокол можно оформить, если соблюдены следующие условия:

  • в ДТП участвуют только два транспортных средства;
  • оба они застрахованы по ОСАГО;
  • в аварии не пострадали люди, имущество третьих лиц;
  • оба участника ДТП не спорят относительно определения виновника, и вообще не имеют разногласий по произошедшему событию. О том, как оформляется европротокол при ДТП, читайте далее.

Максимальная выплата по европротоколу при ДТП составляет 50 000 рублей, соответственно процедура подходит только для тех потерпевших, ущерб которым нанесен в меньшем размере. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях можно оформить европротокол на сумму до 400 000 рублей, если автомобили оснащены средствами, которые могут зафиксировать место аварии с помощью спутниковых систем и такая фиксация произведена.

Как заполняется европротокол при ДТП

Форма европротокола при ДТП – единая. Составление европротокола после ДТП заключается в необходимости заполнения и подписания обоими участниками аварии одного извещения, выданного вместе со страховым полисом. Его можно заполнить с использованием обычной шариковой ручки.

У извещения есть две стороны. На первой отражаются сведения об участниках аварии, схема происшествия, данные о транспортных средствах. На задней стороне кратко описывается произошедшая авария (даются объяснения участника, желающего получить страховое возмещение).

Лицевая часть состоит из общей (поля № 1-8) и уточняющей частей (поля № 9-15).

Оформление извещения о ДТП: общая часть

Общая часть (поля 1-8) заполняется любым из водителей следующим образом:

  1. В полях № 1, 2, 3 указываются место и дата ДТП, количество поврежденных ТС (2 транспортных средства).
  2. В поле № 4 ставятся прочерки в графах о пострадавших лицах,
  3. В поле № 5 ставится галочка в графе, подтверждающая, что медосвидетельствование участников ДТП не производилось.
  4. В поле № 6 ставятся галочки, подтверждающие, что имуществу третьих лиц не причинен ущерб (в графе указывается «нет»).
  5. В поле № 7 указывается на отсутствие свидетелей. Они не нужны, поскольку разногласий по ДТП нет.
  6. В поле № 8 ставится галочка на слове «нет», в поле о номере нагрудного знака ставится прочерк.

Заполнение уточняющей части извещения о ДТП обоими водителями

Уточняющая часть (поля № 9-15) раздваивается, и каждому транспортному средству выделены свои поля — «А» и «Б». Один водитель заполняет все графы «А», а другой все графы «Б». Выбор того, кто какую часть заполняет остается на усмотрение водителей.

  1. В полях № 9 указываются марка и модель ТС, VIN номер кузовов, гос. рег. знаки, номера свидетельств о регистрации. Все эти данные можно переписать из свидетельств о регистрации ТС каждого водителя.
  2. В полях № 10 указываются имена собственников транспортных средств и данные об их регистрации по месту жительства. Важно не путать собственника и водителя. Водитель – тот, кто управлял ТС в момент ДТП, а собственник – тот, кому ТС принадлежит.
  3. В полях № 11 указываются сведения о водителе каждого ТС – Ф.И.О., дата рождения, адрес, телефон, номер и дата выдачи водительского удостоверения, категория ТС, а также документ, на основании которого производилось управление, например, доверенность.
  4. В полях № 12 указываются сведения о страховых полисах водителей (наименование страховых компаний, номера полисов, сроки их действия). В этом же поле необходимо поставить галочку, в которой указано, застрахованы ТС от ущерба, или нет (наличие или отсутствие КАСКО).
  5. В полях № 13 каждому водителю необходимо поставить стрелочку рядом с местом, которым их транспортные средства соприкасались. Каждый водитель ставит стрелочку в своей графе, относительно своего ТС.
  6. В полях № 14 водители указывают причиненные их ТС повреждения.
  7. В полях № 15 каждый водитель пишет слово «нет», ставят подписи.
  8. В полях № 16 (большая область по центру извещения) ставятся галочки в нужных местах. Их может быть несколько. В нижней части поля № 16 указывается на количество поставленных каждым водителем галочек.
  9. В поле № 17 один из водителей или оба рисуют схему ДТП.
  10. В поле № 18 водители ставят свои подписи.

Европротокол (извещение о ДТП) передается в страховую компанию, которая оформляет страховое возмещение лицу, которое является невиновным в ДТП вместе с иными необходимыми документами.

Таким образом, в статье изложены все варианты ответов на вопрос о том, как оформить ДТП в 2019 году. Какой из них выбрать – зависит от конкретной ситуации, характера повреждений, количества участников аварии, однозначности выводов участников ДТП о его виновнике.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: « «.

Для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП по новым правилам по европротоколу, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно.

Новый образец европротокола при ДТП с 1 июня: пошаговая инструкция для самостоятельного оформления

С 1 июня 2014 года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу , хотя действует эта процедура уже давно. А с 1 июня 2018 года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.

Важных изменений произошло два:

  • Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь - 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.
  • Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.

Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват .

  • Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП.
  • Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.
  • При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает.
  • В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но - не позже 10 минут после инцидента.
  • Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА. Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.

Для аварий с разногласиями изменится форма извещения о ДТП. В пункте 18 на лицевой стороне и в пункте 7 оборотной необходимо упомянуть факт разногласий и уточнить их суть. Кто получит возмещение и в каком размере, в этом случае будет решать суд.

Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, при соблюдении следующих условий:

  • только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства.
  • в ДТП были повреждены только транспортные средства (нет вреда жизни или здоровью людей),
  • ответственность участников ДТП застрахована по правилам ОСАГО,
  • участники ДТП достигли соглашения по поводу обстоятельств ДТП, состава ущерба и его оценки и при этом сумма не превышает 100 тысяч рублей.

Случаи, когда аварию нельзя оформить по европротоколу:

  • Если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется.
  • Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди.
  • Если у второго водителя нет полиса ОСАГО.
  • И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват.

В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Образец заполнения европротокола

Итак, если все условия соблюдены, можно приступать к заполнению извещения об аварии. Бланк извещения вручается при заключении договора ОСАГО. А еще его можно получить в любом отделении страховой компании или распечатать из интернета. В первом случае бланк будет самокопирующимся, во втором - придется заполнять каждый лист.

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение выплаты по ОСАГО

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.

Как оформить ДТП без инспектора с помощью гаджетов


Электронное оформление ДТП

Самостоятельное оформление дорожных аварий по европротоколу станет проще - для этого надо будет только перепрошить терминал ЭРА-ГЛОНАСС или установить специальное мобильное приложение.

Оформление через космос

Минтранс предложил облегчить эту малоприятную процедуру владельцам автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС (таких машин сегодня уже больше миллиона по всей стране). Для этого, правда, придется доплатить за перепрошивку штатно установленных терминалов, чтобы добавить так называемую функцию оповещения о ДТП.

Стукнулись, к примеру, две машины. Данные о столкновении (сила удара, ускорение и торможение автомобилей, координаты) автоматически передаются в центр ЭРА-ГЛОНАСС. У водителя будет десять минут, чтобы нажать кнопку экстренной связи и подтвердить оператору факт столкновения. Дальше участники ДТП с помощью специального приложения фотографируют место аварии и поврежденные машины.

Бланки извещения по европротоколу заполнять в этом случае всё равно придется. Преимущество владельцев автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, заключается в том, что появится возможность получить максимальную выплату по ОСАГО - 400 тысяч рублей. Предложение находится в стадии обсуждения, дата запуска проекта неизвестна.

Плюсы и минусы:

  • Полученная выплата покроет расходы на практически любой мелкий ремонт
  • Всё равно придется вручную заполнять извещения. Да и мало кому понравится перепрошивать терминал за свои
Без бумажной волокиты

Сейчас лишь 32% дорожных происшествий фиксируются по упрощенке. Чтобы сделать эту процедуру привлекательнее, Банк России предложил эксперимент по оформлению аварий через электронное приложение «Помощник ОСАГО». Программа позволит обойтись без заполнения бумажных бланков. Отсутствие разногласий по поводу обстоятельств дорожного происшествия водители смогут подтвердить электронной подписью. Банк России предлагает для этого использовать комбинацию логина и пароля, получаемого при скачивании приложения, РСА - идентифицировать пользователя через портал госуслуг.

Водители фотографируют место столкновения, повреждения автомобилей, а дальше с помощью электронного меню заполняют извещение и в онлайн-режиме отправляют в свою страховую компанию. Это, безусловно, проще и быстрее бумажного оформления. Но насколько корректно в этом случае будет происходить фиксация происшествия и обработка информации в страховых компаниях, сказать сложно. Запустить пилотный проект планируют в ближайшие два года. И пока лишь на территории Москвы.

Плюсы и минусы:

  • Главный плюс - не нужно заполнять бумажные бланки. Оформление аварии с помощью смартфона займет не больше 15 минут.
  • «Помощник ОСАГО» анонсирован еще в прошлом году, а сейчас его лишь собираются обкатывать. При такой неспешности скоро ли появится полноценно работающий продукт?