Обжалование действий заказчика. Обжалование действий заказчика участником закупки 44 фз подача жалобы

Закон предусмотрел следующий круг лиц, которые могут подать жалобу на нарушение установленного порядка проведения закупок (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  • любой участник закупки;
  • общественные объединения, осуществляющие общественный контроль;
  • объединения юридических лиц.

Под любым участником закупки имеются в виду в том числе и такие участники, которые не подали заявку на участие. Однако в ситуации, когда обжалуемые действия (бездействия) лиц, ответственных за нарушение порядка проведения закупки, совершены на стадии вскрытия конвертов с заявками или открытия электронных документов, жалобу вправе подать только подавший заявку участник закупки (ч. 3 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалобу можно подать на действия (бездействия) следующих субъектов:

  • контрольный орган в сфере закупок (п. 13 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • государственный и муниципальный заказчик (п. 5-6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченный орган (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченное учреждение (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • специализированная организация (п. 11 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • комиссия по осуществлению закупок, ее члены (ч. 3 ст. 25 Закона № 44-ФЗ);
  • должностные лица контрактной службы (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • оператор электронной площадки (ч. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Закон допускает одновременно подать жалобы в контрольный орган и в суд (ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Виды и сроки подачи жалобы приведены в таблице . По истечении сроков, указанных в таблице , жалоба может быть подана только в судебном порядке.

Однако перед судебным обжалованием лучше воспользоваться административной защитой.

Какие требования установлены к форме и содержанию административной жалобы

Лицо, подающее жалобу в административном порядке, составляет ее в письменной форме. В ней нужно обязательно указать сведения, установленные в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие ее обоснованность, в конце жалобы необходимо привести перечень прилагаемых документов. Если жалобу подписывает представитель, то к ней необходимо приложить доверенность на представителя (ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам закона.

Такое разъяснение содержится в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

Дело в том, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным письменному документу на бумажном носителе, который подписывается собственноручно. Исключения составляют только случаи, когда в законе прямо указано, что необходимо составить документ исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее - Закон об электронной подписи). Если же лицо, подающее жалобу, направит факс или электронное письмо без использования электронной подписи, то такая жалоба не будет рассмотрена.

Для того чтобы иметь возможность в электронном виде отсылать жалобы, нужно обладать именно квалифицированной электронной подписью , которая отличается от неквалифицированной электронной подписи .

Для подтверждения подлинности электронной подписи нужно иметь сертификат ключа проверки электронной подписи . Это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный либо доверенным лицом удостоверяющего центра. Сертификат подтверждает, что принадлежит владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона об электронной подписи.

Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России . Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан .

Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту - ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.

Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо представить комплект документов, указанный в статье 18 Закона об электронной подписи.

Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на подписание документов.

После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:

  • ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
  • квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.

Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона об электронной подписи). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России .

Несмотря на то что Законе № 44-ФЗ нет указания, что к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие право- и дееспособность заявителя и полномочия лица, действующего от его имени, лучше их приложить. К таким документам относятся выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, устав, решение о назначении руководителя. Если в организации образован совет директоров, к полномочиям которого по уставу отнесен вопрос о назначении руководителя, то тогда стоит приложить протокол совета директоров о назначении руководителя и решение высшего органа управления организации (общее собрание акционеров или участников, единственный акционер или участник) о выборе совета директоров в таком составе.

Внимание! В законе есть основания, по которым жалобу на нарушение порядка проведения закупок могут возвратить.

Жалобу могут вернуть без рассмотрения, если она:

  • не соответствует установленным требованиям;
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документально;
  • подана по истечении установленного срока;
  • подана на те же действия (бездействия), которые уже были обжалованы, и суд или контрольный орган в сфере закупок уже приняли решение по этому факту.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не более двух рабочих дней и может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 11 и 12 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалоба может быть подана в государственные органы, указанные в части 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, если обжалуются действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, а именно действия следующих органов.

1. Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России):

  • при осуществлении закупки для федеральных нужд;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.

2. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок , - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

3. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок , - при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, если закупка проводится на уровне РФ, субъекта РФ или муниципального образования, жалоба может быть подана в ФАС России или распорядительные органы власти субъекта РФ, местного самоуправления.

Если же закупка осуществляется на уровне муниципального образования, то жалоба на действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, может быть подана:

  • в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на территории которого расположено данное муниципальное образование, или
  • в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом на практике возможна ситуация, когда несколько разных участников закупки обратились в разные органы: например, при проведении закупки на муниципальном уровне на приобретение транспортных средств один участник закупки подал жалобу в ФАС России, другой - в орган власти субъекта РФ, а третий - в орган местного самоуправления. В такой ситуации подлежит исполнению решение вышестоящего органа (ч. 10 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Как рассматривается административная жалоба

Контрольный орган размещает полученную жалобу в Единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее двух рабочих дней со дня ее получения. В ЕИС размещается уведомление о поступлении жалобы с указанием даты, времени и места рассмотрения. Жалоба направляется лицам, чьи действия (бездействия) обжалуются (ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Важно отметить, что все данные, которые по Закону № 44-ФЗ должны быть указаны, с 1 января 2016 года размещаются в ЕИС (ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В рассмотрении жалобы вправе принимать участие также лица, чьи права и законные интересы ею затрагиваются (любой участник закупки, общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, объединения юридических лиц), они вправе представлять свои отзывы и заявлять возражения (ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Поданная жалоба рассматривается не более пяти рабочих дней. При рассмотрении жалобы орган, уполномоченный в сфере контроля за закупками, куда она подана, вправе истребовать необходимые документы и информацию (ч. 3 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба не может быть подана в отношении результатов оценки заявки по некоторым критериям, установленным в законе. Например, нельзя подать жалобу по поводу квалификации участников закупки.

При проверке по жалобе уполномоченный орган не рассматривает результаты оценки заявок по следующим критериям:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ);
  • квалификация участников закупки, их финансовые и материальные ресурсы, опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Такое правило установлено в части 6 статьи 106 Закона № 44-ФЗ.

В этом случае обжаловать нужно действия , поэтому он и будет выступать ответчиком.

2. Истец обращался с жалобой в административном порядке, ему отказали, и поэтому он обжалует одновременно нарушение порядка проведения закупок и отказ в удовлетворении жалобы.

В случае, когда податель обратился с жалобой в административном порядке и в ее удовлетворении было отказано, при обращении в суд следует оспаривать непосредственно сами действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, с которыми не согласен участник закупки.

Обращаясь в суд с требованием о признании действий (бездействий) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, незаконными, его необходимо соединить с требованием об обжаловании решения об отказе в удовлетворении жалобы.

Это связано с тем, что ответчик по делу в случае, если решение об отказе в удовлетворении жалобы не было обжаловано, может ссылаться на это обстоятельство как доказательство законности своего поведения. Не исключено, что и суд может использовать его как один из аргументов при вынесении решения по делу. В связи с этим обжаловать следует и действия (бездействие) и решение об отказе в удовлетворении жалобы.

В этом случае решение об отказе в удовлетворении жалобы принимает административный орган (например, антимонопольный орган), соответственно, он и будет ответчиком. Одновременно с требованием о признании недействительным решения административного органа нужно указать требование о нарушении порядка проведения закупки. Такое требование будет уже направлено к (чаще всего это заказчик). Таким образом, ответчиком по делу будут как минимум два субъекта: административный орган и лица, которые нарушили права заявителя.

Иски о признании незаконными действий (бездействий) и решений заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии рассматриваются по правилам главы 24 Административного процессуального кодекса РФ.

В заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение прав истца, какие неблагоприятные последствия у него возникли, почему он считает, что противоправным поведением ответчика нарушаются его права, какие обязательные требования были нарушены (п. 1 ст. 198 АПК РФ).

Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Рассматривать такое заявление суд будет не более трех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

3. Истец не обжалует нарушение порядка проведения закупок, а обращается с иском о признании процедуры закупки недействительной.

В главе 6 Закона № 44-ФЗ речь идет о возможности судебного оспаривания действий (бездействия) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, и ничего не сказано по поводу возможности признания самой процедуры закупки недействительной.

Несмотря на это такой иск может быть предъявлен по общим правилам, указанным в статьях 447-449 Гражданского кодекса РФ.

Важно отметить, что с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ статья 449 полностью изменилась.

Теперь заинтересованное лицо в течение одного года со дня проведения торгов может обратиться с иском о признании торгов недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса РФ.

Законодатель установил случаи, когда торги признаются недействительными (ст. 449 ГК РФ). А расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, несут лица, допустившие нарушения.

Мадрих - Юридическая компания

В некоторых случаях конкурентные процедуры по 44-ФЗ проходят не очень благоприятно для заказчика. В частности, случается это, когда заказчик (уполномоченный орган) осуществил нарушение требований законодательства о госзакупках. Чаще участник размещения заказа вынужден обратиться в контролирующий орган с жалобой на действия заказчика.

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаем необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в ФАС:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

К первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

К второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе прописывается:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

  • поручить составление жалобы юристу или попросить его представить нормативное обоснование, а жалобу писать самостоятельно;
  • информация в жалобе должна быть четко, просто, понятно изложена без излишнего цитирования закона;
  • желательно выделить основную информацию жирным шрифтом или курсивом, при этом такого выделения в тексте жалобы должно быть немного;
  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

Первый пункт вовсе не шутка. Составить грамотную и обоснованную жалобу в ФАС могут только юристы, но чаще юристы именно специализирующиеся на госзакупках. Поскольку данная сфера достаточно специфичная, необходимо обладать глубокими познаниями закона, подзаконных актов и практики применения.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Обжалование решения ФАС по жалобе в рамках 44-ФЗ возможно в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке. В других статьях более подробно разберем данный вопрос.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

В случае, если при рассмотрении документации аукциона участник обнаруживает в ней какие-нибудь несоответствия, «подводные камни», непонятные моменты в условиях выполнения заказа, противоречия, завышенные либо, наоборот, заниженные требования заказчика к исполнителю контракта, отсутствие каких-либо необходимых для выполнения заказа сведений или документов и так далее, участник вправе в установленных временных рамках направить заказчику запрос на разъяснение положений такой документации.

Разъяснение документации об аукционе

Каждый участник, вправе направить запрос на разъяснение вне зависимости от того, направил он уже аукционную заявку на эти торги или нет. Время направления запросов завершается за трое суток до последнего дня приема заявки для аукциона.

Если последний день срока направления запроса выпадает на нерабочий день, датой завершения такого срока является следующий за ним рабочий день.

При поступлении запроса позже трех суток до такой даты, заказчик размещать ответ на него не должен.

По одним и тем же торгам участник вправе сформировать и отправить только три запроса. В грамотно составленном запросе указываются ссылки на надлежащие нормативные документы, точные номера пунктов документации, нуждающихся в разъяснении, а также четко и кратко сформулирован сам вопрос или проблема.

Участник может отправить запрос из своего кабинета на ЭТП (электронной торговой площадке). Запрос оформляется в личном кабинете, прикрепляются необходимые документы, затем подписывается электронной подписью уполномоченного лица участника. В срок до одного часа площадка отправляет этот запрос в личный кабинет заказчика на рассмотрение.

Заказчику согласно закона дается два календарных дня на ответ. При отсутствии в положенный период времени ответа заказчика участник имеет право сформировать и направить жалобу в (Федеральную антимонопольную службу), уполномоченный орган, контролирующий закупочную деятельность.

Обжалование аукционной документации

При нахождении в документах аукциона ошибочной информации, наличия в ней некорректных сведений, установлении в документации требований, не соответствующих действующему законодательству, при том, что разъяснение заказчика в ответ на запрос участнику недостаточно, такой участник вправе обратиться в суд или в ФАС.

Каждый участник торгов, в том числе не имеющий аккредитацию на ЭТП, а также общественные объединения и объединения юридических лиц, вправе направить заявление с жалобой на документацию об аукционе. Обжаловать документацию возможно в период до даты окончания приема заявок на участие.

В срок, не превышающий пяти дней (учитываются рабочие дни) с даты получения, жалоба подлежит рассмотрению. ФАС вправе остановить открытый аукцион до результатов рассмотрения жалобы. Одним из таких результатов ФАС может стать отмена аукциона. Следует помнить, что при подаче заявки на участие в открытом аукционе участник тем самым подтверждает свое согласие с документацией и обязан придерживаться правил организации закупки.

Поданная заявка на участие может быть отозвана, но только до момента завершения приема заявок. После этого отказаться от участия уже нельзя.

Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя госконтракты, как правило, содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
  2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
  3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
  4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
  5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
  6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ УЧАСТНИК

МОЖЕТ ОБЖАЛОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА

Участник закупки может обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

Причинами обжалования действий заказчика могут, например, являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее — СРО) о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств СРО недостоверны.

При обращении в суд необходимо учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

СПОСОБЫ ОБЖАЛОВАНИЯ УЧАСТНИКОМ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Закон N 44-ФЗ предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

— контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. В частности, они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

———————————

<*> Целесообразно подать жалобу не позднее дня, предшествующего дате заключения контракта. Закон N 44-ФЗ не конкретизирует, что считать моментом заключения контракта при определении срока обжалования. Если жалоба подана в день заключения контракта, данный срок может быть признан нарушенным (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2016 N Ф05-19866/2015 по делу N А40-26029/15).

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

СИТУАЦИЯ: Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока?

Ответ: Нет, не правомерен. Однако в судебной практике есть примеры иного подхода в ситуациях, когда жалоба поступила в контрольный орган после заключения контракта.

Обоснование: Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит правил исчисления сроков, но при этом основывается среди прочего на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24:00 последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Следовательно, жалобы, направленные по почте в установленный срок, не должны быть возвращены без рассмотрения из-за того, что нарушены сроки обжалования.

Рекомендация. Целесообразно направлять жалобу почтой заблаговременно, чтобы к моменту ее поступления в контрольный орган не истек установленный в Законе N 44-ФЗ срок обжалования действий (бездействия) заказчика. Такие действия участника исключат риск того, что контрольный орган в случае признания жалобы обоснованной не сможет применить некоторые из своих полномочий. Например, если жалоба поступает после заключения контракта, невозможно выдать предписание об аннулировании процедуры определения поставщика или приостановить процедуру заключения контракта.

Практика по данному вопросу неоднородна. Существуют примеры, когда при аналогичных обстоятельствах суды, основываясь на положениях Гражданского кодекса РФ, признают жалобы поданными в срок. ФАС России придерживается такой же позиции (Письмо от 29.12.2015 N ИА/76070/15).

В ряде случаев суды считают возврат жалоб, направленных почтой в установленный срок, но поступивших в контрольный орган после заключения контракта, правомерным. При этом суды указывают, что определяющее значение имеет наличие у контрольного органа возможности совершить действия по приостановлению процедуры заключения контракта до рассмотрения жалобы, поэтому датой ее подачи следует считать дату поступления в такой орган.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ФАС РОССИИ

(ИНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН) НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА.

УЧАСТИЕ В РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика >>>

3.2. Жалоба участника на действия заказчика >>>

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика >>>

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган >>>

3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы >>>

Выбор контрольного органа,

в который участник подает жалобу на действия заказчика

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, по общему правилу являются:

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

— муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

— нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

— федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении N 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее — Регламент ФАС России).

Получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) также можно, воспользовавшись функционалом официального сайта http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к обоснованию включенной в план-график начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Жалоба участника на действия заказчика

См. в контрольный орган на действия (бездействие) заказчика.

В контрольный орган жалоба подается исключительно в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В качестве доводов в ней необходимо сослаться на документы (например, протоколы) или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Можно ли участнику подать на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок, одну жалобу?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки. Это следует из п. 3 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба, которая не соответствует установленным требованиям, возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения (п. 1 ч. 11 ст. 105 названного Закона).

Правоприменительная практика: Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письма от 13.08.2015 N Д28и-2449 и от 29.07.2015 N Д28и-2221). В судебной практике также есть ряд примеров применения данного подхода (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2015 N Ф10-857/2015 по делу N А36-3388/2014, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 09АП-39642/2014 по делу N А40-72201/14).

Внимание! Если заказчик совершил неправомерные действия при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой из них. В противном случае жалоба будет возвращена, а возможность подать ее вновь может быть утрачена в связи с истечением срока обжалования.

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.26 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.29 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика,

поданной участником в контрольный орган

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Порядок оформления отзыва Законом N 44-ФЗ не урегулирован. На практике, для того чтобы отозвать жалобу, нужно написать заявление.

Внимание! В случае отзыва жалобы участник не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

3.5. Возможные действия участника

в зависимости от результатов рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.33 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.34 Регламента ФАС России).

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА В СУДЕ

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Такой вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме . В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Рекомендация. Целесообразно вместе с заявлением подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

Внимание! До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

  1. СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ.

Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока? >>>

Можно ли участнику подать на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок, одну жалобу? >>>

  1. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ.

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА УЧАСТНИКОМ

Сентябрь 30, 2016