Конспект развлечения для старших дошкольников «Огонь — друг, огонь — враг. Под кровать она забилась

огонь - враг»

Игра - путешествие для детей дошкольного возраста


Отгадайте загадку

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь.

огонь



ЗАПОМНИТЕ!

Самое главное правило

не только при пожаре,

но и при любой другой опасности:

Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Огонь это жизнь!


Знают все – человек без огня Не живёт ни единого дня. При огне, как при солнце светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите ребята вокруг: Нам огонь – повседневный наш друг. Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим врагом.


Отгадай загадку

Если дым валит клубами,

пламя бьется языками,

и огонь везде, и жар –

это бедствие -

Пожар


Огонь - враг

Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.


Загадка

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички?

Пожар




Чтобы пожаров избежать, Нужно много детям знать!

Сам костёр не разжигай И другим не позволяй! Даже крошка- огонёк От пожара недалёк!


Помните о том, друзья!

Над плитой бельё сушить НЕЛЬЗЯ!


Сама к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся!


Украшать свечами ёлку

Строго запрещается.

Потому что от свечей

Ёлка загорается!

А поэтому- не смей

Зажигать на ней свечей!

Можешь запросто, заметь,

Вместе с ёлкою сгореть.


Чтобы пальчик или гвоздик

Вдруг в розетку не совать-

Электричество опасно-

Это каждый должен знать!


Пословицы

Спичка невеличка,

огонь великан .

.

Коробка спичек хоть мала,

но может сделать много зла.



Крепко помните, друзья,

нельзя

Что с огнем шалить...

вызывай

Дым увидел - не зевай И пожарных...




Кто с огнем борьбу ведет

Дни и ночи напролет?

Работники ударные –

Это все…




ЗАГАДКИ

Он друг ребят,

но когда с ним шалят,

он становится врагом

и сжигает всё кругом

Огонь

В маленьком амбаре

Держат 100 пожаров.

Спичечный коробок

Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар. Мы быстры, словно стрелы.

Пожарная машина


Пословицы

Спичка невеличка,

огонь великан .

Маленькая спичка сжигает большой лес .

Коробка спичек хоть мала,

но может сделать много зла.


Пусть огонь

в сердцах пылает,

а пожаров не бывает!!!


Спасибо

за

внимание

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Цель: отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности.

Воспитатель: отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить: Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь!

(огонь)

Ребёнок: Огонь бывает разный

Бледно - жёлтый,

Ярко – красный,

Синий или золотой

Очень добрый,

Очень злой.

[Е.Ильин]

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.

Ребёнок: Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почёт.

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

[Е.Ильин]

Воспитатель: но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.

Ребёнок 1: Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать!

От огня несдобровать.

Ребёнок 2: Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Ребёнок 3: Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда

Это помните всегда!

Воспитатель: сегодня мы выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им. Оценить эти знания нам поможет жюри (в форме пожарников).

Перед началом соревнований проведём викторину:

1.Кто такие пожарные?

2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?

3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?

4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?

5.Какого цвета пожарная машина?

6.Какой пожарный инвентарь есть в детском саду?

7.Для чего при пожаре нужен песок?

Итоги викторины.

Дети делятся на 2 команды: (сами придумывают названия команд)

Задание 1.

На столах перед командами лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.

Задание 2.

Каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

Спички – не игрушки, а огонь – не забава.

Спичка – невеличка, а от неё великан.

Солома с огнём не дружит.

Не шути с огнём – обожжёшься.

Малая искра сжигает города.

Пожар слезой не зальёшь.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.

Задание 3.

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям – не играйте с домом этим (спички).

Красная корова всю солому поела (огонь).

Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).

Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает (огонь).

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его (водой).

Воспитатель: Загадки мы отгадали, жюри считает фишки, а мы готовимся к эстафете.

Задание 4. Эстафета.

«Пожарный номер 01»

Члены команд поочерёдно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и чётко назвать свой адрес, фамилию.

«Спаси куклу»

Ведущий: Напоминает детям правила поведения при возникновении пожара: нельзя прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираться из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригибаясь к полу. На финише расположены куклы, вокруг кукол привязаны красные шары («пламя»).

Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под столами.

Выигрывает команда, которая быстрее «спасёт» кукол.

«Погладь платочки»

Вызывают по ребёнку из каждой команды, которые должны быстро «погладить» по 3 платочка и поднять детский утюг вверх.

«Собери спички»

Команды собирают спички в коробочки.

«Потуши пожар»

На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика – он изображает огонь. Участники каждой команды добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня – опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».

Воспитатель: Пока жюри подводит итоги конкурсов, предлагаю всем вместе поиграть.

Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать, будьте внимательны.

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Молодцы! А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.

Уходя из дома, необходимо гасить свет.

Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил «Всё равно вечером приду, и буду смотреть».

Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

Если случится пожар, я позвоню по телефону «25»

Воспитатель: профессия пожарных трудна и опасна, поэтому очень важно, чтобы рядом был всегда верный друг; следующее задание будет таким: каждой команде нужно спеть песенку о дружбе, готовьтесь

(после конкурса жюри подводит итоги)

Последнее задание будет творческим: вы приготовили инсценировку отрывка из произведения «Кошкин дом».

Слово предоставляется жюри (подводит итоги, обобщает, какие умения и навыки продемонстрировали дети, награждает медалями самых активных детей).

Ведущий: А сейчас все вместе поиграем в игру: «Причины пожаров»

Раз, два, три, четыре

У кого пожар в – квартире.

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил – утюг.

Красный отблеск побежал

Кто со спичками – играл.

Стол и шкаф сгорели разом

Кто бельё сушил над - газом.

Столб огня чердак объял

Кто там спичками - играл.

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг – костёр.

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг – листву.

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые - предметы.

Дым увидел – не зевай

И пожарных – вызывай.

Знает каждый гражданин

Этот номер – 01.

2.Тестирование.

Т Е С Т

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А) попытаться самому потушить огонь?

Б) позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

В) позвать на помощь соседей.

Верный ответ Б.

2. Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры.

Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.

В) Поскорей убежать из квартиры.

Верный ответ А и Б

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не

Вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

Верный ответ А

4.Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?

А) Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б) Не пользоваться электроприборами.

В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.

Верный ответ А.


Программное содержание:

Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей уважение к труду пожарных, расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Методические приемы:

Игровой, наглядный, словесный, театралезация.

Материал:

Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинка пожарной команды, предметы для пожаротушения, фотографии пожарных машин.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, чтение С. Маршала «Кошкин дом», «Пожар», занятие «профессия-пожарный».

Работа с родителями:

Совместное рисование с ребёнком «Огонь-друг, огонь-враг», изготовление костюмов героев сказки «Гном Наум».

Ход занятия.

В-ль: Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие мы с вами с игры. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети: По одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землятресение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.

В-ль: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. (дети садятся на стульчики).

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, вы постарайтесь её отгадать.

«Что дотронувшись едва,

Превращается в дым дрова?»

«Шипит и злится, Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.»

Да, это – огонь. (ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» огонь, «поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

И сейчас я вам расскажу сказку об огне.

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.

И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает: Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?

Дети: приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка и т.д.

Ребёнок: Знают все, человек без огня не проживет не одного дня. При огне, как при солнце, светло. При огне и зимой тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь самый лучший друг. Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.

В-ль: Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете.

Дети: Тепло.

В-ль: ну давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: Показать детям что есть не видимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

В-ль: А сейчас ребята назовите мне причины по которой может случиться пожар.

Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т.д.

В-ль: А сейчас мы с ребятами покажем вам небольшую сценку, которая называется: «Гном Наум». Одну из причин по которой может случиться пожар. Ребёнок: читает стихотворение стихотворение о том что всегда нужно помнить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда, грозить нам будет злой пожар!

Но если вдруг пришла беда

Что же делать нам тогда?

Ответы детей:

Звонить пожарным 01.

Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью)

Опыт со свечкой – лишаем огонь «воздуха».

Физминутка «горит, не горит»

Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Молодцы справились с заданием, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру: здесь спрятана картина, если мы ответим на все вопросы, то увидим что там изображено.

В-ль: И так вопрос первый:

Как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей?

Дети: Пожарные (открывают картинку)

В- ль: Почему работа пожарного нужна людям?

Дети: Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их дома.

В- ль: Какая работа у пожарных?

Дети: Трудная интересная, тяжёлая, опасная.

В-ль: Какими должны быть пожарные?

Дети: Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими.

В-ль: А почему они должны быть сильными и смелыми?

Дети: Чтобы спасать людей, работают в огне, в дыму.

В-ль: Зачем пожарные надевают противогазы?

Дети: Легко дышать при задымлении.

В-ль: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Дети: Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и своё имя.

В-ль: Молодцы ответили на все вопросы.

Работа по картине:

Дети: пожарная машина.

Ребёнок:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (О чем это стихотворение?)

В-ль: для чего нужна пожарной машине нужна сирена?

Дети: Чтобы все слышали и уступали дорогу.

В-ль: Почему пожарная машина красного цвета?

Дети: Красный цвет – цвет огня, цвет опасности.

В-ль: Зачем машине нужна лестница?

Дети: чтобы подниматься на высокие этажи.

В-ль: где пожарные берут воду, если она закончится в машине?

Дети: Из реки, озера, колонки, колодца и т.д.

В-ль: чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:

«Это я, это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопайте в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

В-ль: Молодцы ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. И так чтобы избежать пожара, что нужно делать?

Дети: Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, гасить свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.

В-ль: Правильно ребята, пожара можно избежать, если выполнять правила противопожарной безопасности.

Занятие наше подошло к концу, сегодня вы узнали что огонь может быть для нас другом, и врагом, но всё таки пользы от огня больше чем вреда. Я очень хочу чтобы вы были осторожны с огнем внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдет вас стороной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Программное содержание:

Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей уважение к труду пожарных, расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Методические приемы:

Игровой, наглядный, словесный, театралезация.

Материал:

Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинка пожарной команды, предметы для пожаротушения, фотографии пожарных машин.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, чтение С. Маршала «Кошкин дом», «Пожар», занятие «профессия-пожарный».

Работа с родителями:

Совместное рисование с ребёнком «Огонь-друг, огонь-враг», изготовление костюмов героев сказки «Гном Наум».

Ход занятия.

В-ль: Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие мы с вами с игры. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети: По одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землятресение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.

В-ль: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. (дети садятся на стульчики).

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, вы постарайтесь её отгадать.

«Что дотронувшись едва,

Превращается в дым дрова?»

«Шипит и злится, Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.»

Да, это – огонь. (ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» огонь, «поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

И сейчас я вам расскажу сказку об огне.

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.

И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает: Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?

Дети: приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка и т.д.

Ребёнок: Знают все, человек без огня не проживет не одного дня. При огне, как при солнце, светло. При огне и зимой тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь самый лучший друг. Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.

В-ль: Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете.

Дети: Тепло.

В-ль: ну давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: Показать детям что есть не видимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

В-ль: А сейчас ребята назовите мне причины по которой может случиться пожар.

Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т.д.

В-ль: А сейчас мы с ребятами покажем вам небольшую сценку, которая называется: «Гном Наум». Одну из причин по которой может случиться пожар. Ребёнок: читает стихотворение стихотворение о том что всегда нужно помнить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда, грозить нам будет злой пожар!

Но если вдруг пришла беда

Что же делать нам тогда?

Ответы детей:

Звонить пожарным 01.

Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью)

Опыт со свечкой – лишаем огонь «воздуха».

Физминутка «горит, не горит»

Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Молодцы справились с заданием, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру: здесь спрятана картина, если мы ответим на все вопросы, то увидим что там изображено.

В-ль: И так вопрос первый:

Как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей?

Дети: Пожарные (открывают картинку)

В- ль: Почему работа пожарного нужна людям?

Дети: Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их дома.

В- ль: Какая работа у пожарных?

Дети: Трудная интересная, тяжёлая, опасная.

В-ль: Какими должны быть пожарные?

Дети: Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими.

В-ль: А почему они должны быть сильными и смелыми?

Дети: Чтобы спасать людей, работают в огне, в дыму.

В-ль: Зачем пожарные надевают противогазы?

Дети: Легко дышать при задымлении.

В-ль: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Дети: Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и своё имя.

В-ль: Молодцы ответили на все вопросы.

Работа по картине:

Дети: пожарная машина.

Ребёнок:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (О чем это стихотворение?)

В-ль: для чего нужна пожарной машине нужна сирена?

Дети: Чтобы все слышали и уступали дорогу.

В-ль: Почему пожарная машина красного цвета?

Дети: Красный цвет – цвет огня, цвет опасности.

В-ль: Зачем машине нужна лестница?

Дети: чтобы подниматься на высокие этажи.

В-ль: где пожарные берут воду, если она закончится в машине?

Дети: Из реки, озера, колонки, колодца и т.д.

В-ль: чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:

«Это я, это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопайте в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

И другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

В-ль: Молодцы ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. И так чтобы избежать пожара, что нужно делать?

Дети: Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, гасить свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.

В-ль: Правильно ребята, пожара можно избежать, если выполнять правила противопожарной безопасности.

Занятие наше подошло к концу, сегодня вы узнали что огонь может быть для нас другом, и врагом, но всё таки пользы от огня больше чем вреда. Я очень хочу чтобы вы были осторожны с огнем внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдет вас стороной.


Программное содержание:

  • Обучение детей ориентировке в проблемных ситуациях;
  • Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём и его свойствами;
  • Воспитывать понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду;
  • Закрепление знаний детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
  • Развитие любознательности, памяти, логического мышления.

Цели занятия:

  • Познакомить детей со свойствами огня;
  • Обобщить знания детей о разнообразном применение огня для жизнедеятельности человека;
  • Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни.

Оборудование. Ёмкости с водой, песком, землёй, спички, иллюстрации по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, воздушный шар.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежит сундучок. Мы не знаем, что в нем находится. Давайте его откроем. (В сундучке лежит спичечный коробок).

Воспитатель читает стихотворение:
Перед нами коробок,
Он похож на теремок,
Злой волшебник в нем живет,
Недовольный пряча взгляд,
Непослушных ждет ребят.
Как начнет он их просить:
«Можно с вами мне дружить?
Я веселый огонек,
Стал мне тесен коробок!
Разве трудно спичку взять, —
Отпустить меня гулять?
Буду бегать и шалить,
Всех могу развеселить!»
Очень хитрый огонек!
А ребятам невдомек,
Что дружить с таким нельзя,
Спички прячутся не зря!

Воспитатель: Расскажите, какой огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий.

Ответы детей: огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей.

Воспитатель: Огонь без дыма не живет. Попробуйте угадать загадку.

Красный бык — на земле лежит,
Голубой бык — к небу тянется.

Дети: Красный бык-это огонь, а голубой — это дым.

Воспитатель: Знаете ли вы. Что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его “приручать?” Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра. Который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей. Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Воспитатель: А почему, ребята, огонек хитрый и злой? Ведь он такой маленький. Не успеешь зажечь спичку, как она гаснет. И от одной спички пожар может быть. Жаль, что это не все ребята понимают, играют со спичками. Тут-то их злой волшебник огонек и ловит.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот плакат. (Изображение пожара в доме.) Что здесь изображено?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, скажите, от чего возник пожар?

Дети дают различные варианты ответов: (от неосторожного обращения со спичками, от неправильного использования электроприборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами).

Воспитатель: А сейчас скажите мне, а как можно сделать огонь? (спичками, зажигалками, газовая плита).
— Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костёр? Для чего нам нужен огонь?

Дети: чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т.д.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Польза и вред огня».
— Почему мы говорим, что огонь наш друг?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, огонь наш друг: он нужен заводам для выплавки металла, фабрикам – для работы станков, школам, детским садам – для освещения и приготовления пищи. А какой вред приносит огонь?

Дети: могут сгореть вещи, квартира, дом, лес; пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.

Воспитатель организует игру “ Если возник пожар”.

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)

Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь — (пожар).

(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).

Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер — (01).

Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)!

Воспитатель : А сейчас дети мы с вами проведем эксперимент с огнем.

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонёк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить) Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).

А давайте проверим правильность ваших утверждений. У нас в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольём немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Воспитатель: Скажите, ребята: а когда мы самостоятельно не можем потушить огонь, что мы должны сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы вызываем пожарную команду.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Найдите на рисунках “ четвертый лишний” предмет. /Дымящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой, электроплитка/.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

1) Он красив и ярко-красе
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)

2) Он дает тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет! (огонь)

3) Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар
Это бедствие…(пожар)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Разговор по телефону». И повторим правила вызова пожарных.

Дети играют в игру и закрепляют правила вызова пожарных.

Воспитатель: Давайте повторим… В жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности.

Ответы детей:

  • не включать утюг и другие электроприборы без взрослых;
  • не оставлять включенным электроприборы (утюг, прибор для выжигания) после работы с ними;
  • нельзя закрывать электролампы и другие электросветильники бумагой;
  • нельзя использовать бензин для растопки печи;
  • не играть бенгальскими огнями, зажигалками, хлопушками, даже в новогодние праздники;
  • нельзя играть со спичками;
  • не подходить к газовой плите;
  • не влезать предметами в розетку;
  • при пожаре звонить -01.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили правила пожарной безопасности. А теперь я предлагаю вам нарисовать предметы, из-за которых может возникнуть пожар (дети рисуют на листах).


«ОГОНЬ - ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ»

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста

Цель проведения: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности.

Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим с вами об огне. И мы узнаем, что он может быть и добрым, и злым

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Основная часть

История появления огня

Как же человек научился обращаться огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…

Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

Беседа с детьми по теме «Огонь добрый, огонь злой»

Педагог: Как помогает нам огонь? Для чего мы его используем?

Дети: возможные варианты ответов (На огне готовим пищу, согреваем дома, используем как украшение, когда зажигаем свечи, для освещения …)

Педагог: Но огонь может выйти из-под контроля человека: перевернулась свеча, выпал из печки раскаленный уголек, задымился брошенный окурок сигареты … Что может случиться?

Дети: Пожар.

Определение понятия пожара

Педагог: Что же такое пожар? Давайте попробуем дать определение пожара.

Дети : когда что-то горит (дети дают варианты предполагаемых ответов).

Педагог : ребята, задумайтесь, ведь костер это тоже горение, но его пожаром не назовешь. Чем пожар отличается от просто огня или костра? Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы?

Дети: возможные ответы детей (люди получают ожоги, травмы, гибнут, сгорают дома, леса, страдают животные, и другие варианты ответов).

Определение о понятии пожара

Педагог: Итак, дадим определение пожара. Пожар - это огонь, который вышел из-под власти человека, которым невозможно управлять. Пожар губит дома, леса, уничтожает другие предметы, приносит вред жизни и здоровью человека.

Понятие об опасных факторах пожара, первая помощь при ожогах

Педагог: Для жизни и здоровья человека самыми страшными его сторонами пожара являются пламя и искры, высокая температура, ядовитые вещества от сгоревших предметов, дым, недостаток кислорода воздуха. Эти явления называются опасными факторами пожара, приносящими вред здоровью и иногда приводящие к гибели человека. Так, при воздействии пламени, искр, высокой температуры человек может получить ожоги, от дыма - задохнуться, а от воздействия ядовитых веществ - отравиться.

Часто во время пожара начинают рушиться постройки - падают кирпичи, балки, другие горящие предметы. Они могут также ранить человека, привести к переломам ушибам, ударить по голове.

Как мы уже говорили, от огня можно обжечься. Кто-нибудь из вас получал ожоги? Что вы при этом чувствовали?

Дети : возможные ответы детей (Было больно)

Педагог : Ребята, запомните, при ожоге нельзя ничем мазать рану, лучше обернуть обожженную часть тела бинтом или чистой тканью и срочно обратиться к взрослым, чтобы они вызвали врача.

Если на вас загорелась одежда, нельзя бежать - огонь будет разгораться сильнее. Необходимо упасть на землю и кататься по ней. Пламя должно погаснуть. Срывать с обожженного тела одежду запрещено.

Педагог : Вот сколько неприятностей и горестей может принести нам пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения. Ведь зачастую сам человек виноват в том, что начался пожар.

Педагог : Теперь, ребята, представьте себе, что наступила осень, падают листья. Вы, наверное, помогали их убирать. Часто взрослые, забывая об опасности, сжигают листья прямо у строений, что приводит к пожару.

Педагог : На Новый Год мы стараемся красиво нарядить елку. Но помните, не в коем случае нельзя зажигать на ней свечи, так как иголки нашей лесной красавицы очень хорошо и быстро горят. Опасно украшать елку легкогорючими игрушками, ватой, зажигать вблизи нее бенгальские огни.

Педагог: Ребята, вы знаете, что причиной пожара могут быть оставленные без присмотра электроприборы - утюги, телевизоры, печи, магнитофоны, светильники. Часто люди используют неисправные приборы, что также приводит к пожару.

Педагог: Детская шалость с огнем - это одна из наиболее распространенных причин пожаров. Малыши играют со спичками, разжигают костры, открывают газ, включают электроприборы без разрешения взрослых, часто остаются дома без присмотра, затевая опасные игры с огнем.

Преподаватель подводит итог по теме «Причины пожаров»: Итак, мы видим, что пожар начинается чаще всего по вине людей, из-за их невнимательности и небрежного отношения к огню. Поэтому мы должны очень аккуратно обращаться с огнем: не играть со спичками, не разжигать костры, не оставлять горящие свечи и всегда выключать электроприборы.

Огонь используй осторожно,

С ним аккуратен будь всегда,

Чтоб никогда не приключилась

С тобой случайная беда.

Педагог: А сейчас, ребята, мы немного поиграем.

Игра-эстафета «Найди опасность».

В ходе игры используются предметы, которые могут стать причиной пожара - спички, электроприборы, зажигалки, бенгальские огни, пиротехника и т.д. А также пожаробезопасные предметы: ножницы, брелки, стеклянные бусы, шариковые ручки и т.д.

Педагог объясняет и показывает: Ваша задача, поочередно подбегая к столу, на котором лежат предметы, выбрать из них пожароопасные и принести на старт. По окончании игры каждый участник объясняет свой выбор и описывает возможную ситуацию, в которой этот предмет явился источником опасности.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли нам раскрыть такую сложную тему. Мы надеемся, что наша беседа пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды. Огонь будет только вашим другом.