Как составить протокол общего собрания. Как составляется протокол совещания

Ответьте, пожалуйста, на два вопроса относительно оформления -протокола заседания / собрания:
  • Если в повестку дня включается вопрос информативного характера, например, «О ходе строительства…», то:
    • Необходимо ли выносить какое-либо решение типа: «Принять -к сведению». Или можно вопрос оставить без постановляющей части?
    • Нужно ли такие вопросы вообще включать в повестку дня?
  • Всегда ли в протоколе необходимо хотя бы кратко приводить содержание выступлений в ходе обсуждения вопроса, требующего принятия решения, или можно просто указать: «Проведено обсуждение…» и далее -«Постановили (решили)»?
  • На вопрос отвечает Брызгалова К.М., эксперт журнала

    Ответ на первый вопрос читателя содержится в самом определении протокола как вида документа: протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов, т.е. процесс принятия управленческих решений и сами решения.

    Итак, протокол содержит запись хода обсуждения вопросов и принятия решений по ним. Если делается обычный доклад информационного характера, который не подлежит обсуждению и по нему не принимается никаких решений,то нет смысла включать его в виде отдельного пункта в повестку дня. Тогда и решение типа «Принять к сведению» записывать в протоколе не потребуется.

    Если вопрос читателя следует понимать как вопрос о том, допустимо ли в принципе писать формулировку «Принять к сведению» в качестве принятого решения, то ответ на него будет утвердительным. Да, допустимо. Ведь даже в образце оформления краткого протокола, который приведен в приложении № 10 к Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, такая формулировка принятого решения присутствует (см. Пример 2).

    Но в реальной практике управленческой деятельности «голое информирование» встречается крайне редко. Да и ход строительства требует постоянного контроля. Как минимум по итогам такого доклада может быть принято решение о назначении следующей даты информирования о ходе строительст-ва, например, через месяц на следующем заседании или в виде письменного отчета, предоставленного конкретным должностным лицам.

    Итак, вопрос «О ходе строительства…» может носить не только информативный характер. В зависимости от хода строительства присутствующие на заседании / собрании могут:

    • либо одобрить его (если все идет по заранее намеченному плану),
    • либо принять решение о необходимости экстренных мер для выправления ситуации, о сдвиге сроков, об изменении плана работ и т.д.,
    • а также назначить дату и форму следующей «контрольной точки».

    Получается, что по итогам доклада о ходе строительства коллегиальное решение все-таки принимается. Тогда его формулировку и нужно -зафиксировать в протоколе в части «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)».

    Ответить на второй вопрос читателя нам помогут правила оформления протокола, которые содержатся в Типовой инструкции по делопроизводст-ву в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536).

    Текст протокола состоит из двух частей:

    • вводной и
    • основной.

    Образец полного протоколам. в Примере 1.

    Во вводной части указываются председатель, секретарь и присутствующие (приглашенные). Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня - перечнем рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, и его наименование -начинается с предлога «О» («Об»), которое печатается от границы левого поля.

    Основная часть протокола состоит из разделов в соответствии с пунктами повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: «СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)».

    В части «ВЫСТУПИЛИ» указываются фамилии и инициалы всех выступивших по данному вопросу и краткое содержание их выступлений. Содержание выступления может быть оформлено отдельно, тогда в протоколе делается сноска «текст выступления прилагается» (см. раздел 2 протокола из Примера 1).

    Если выступлений и обсуждений не было, то часть «ВЫСТУПИЛИ» просто не включается; тогда этот раздел протокола будет состоять только из двух частей: «СЛУШАЛИ» и «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» (см. раздел 1 протокола из Примера 1).

    В практике делопроизводства применяется также краткий протокол, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов. Его форму мы привели в Примере 2.

    В таком протоколе указывают только:

    • список присутствующих,
    • рассматриваемые вопросы и
    • принятые решения.

    Для начала посмотрим, как Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предписывает оформлять краткую форму протокола. При этом напомним, что положения данного документа являются обязательными лишь для федеральных органов исполнительной власти. Остальные организации могут по собственному желанию заимствовать для себя формы документов и технологии работы, описанные в Типовой инструкции.

    Фрагмент документа

    Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536

    2.7.3.4. Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Во вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), а также должности, инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании.

    Слово «Присутствовали» печатается от границы левого поля, подчеркивается, в конце слова ставится двоеточие. Ниже указываются наименования должностей, инициалы и фамилии присутствующих. Наименования должностей могут указываться обобщенно, например:

    • Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • заместители Руководителя Федерального архивного агентства Российской Федерации.

    Многострочные наименования должностей присутствующих указываются через 1 межстрочный интервал.

    Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой.

    Основная часть протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога «О» («Об»), печатается центрованно размером шрифта № 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии -печатаются через 1 межстрочный интервал.

    Затем указывается принятое по вопросу решение.

    Отметим, что в предыдущей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Рос-архива от 27.11.2000 г. № 68 и в настоящее время утратившей силу, не было положений, посвященных краткому протоколу. Т.е. раньше оформление кратких протоколов не регламентировалось на федеральном уровне, поэтому они оформлялись в соответствии с инструкцией по делопроизводству конкретной организации. А инструкции по делопроизводству организаций в свою очередь составлялись на основе практического опыта, который был изложен в любом учебнике по делопроизводству.

    В Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, действующей сейчас (утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536), появился пункт 2.7.3.4, посвященный краткому протоколу. Поэтому инструкции по делопроизводству, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, должны содержать такие же требования к оформлению краткого протокола. При этом отметим, что в требованиях, изложенных в пункте 2.7.3.4 Типовой инструкции, существуют «инновации в оформлении», которые не характерны для общепринятой практики оформления кратких протоколов. К ним в первую очередь можно отнести:

    • исключение из вводной части повестки дня;
    • центрирование наименования вопроса и подчеркивание его одной чертой ниже последней строки;
    • оформление информации о присутствующих;
    • правила оформления основной части.

    Для наглядности покажем приложение № 10 к действующей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, которое содержит образец оформления краткого протокола.

    28.03.2019, Сашка Букашка

    Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме - это официальный орган управления многоквартирным домом согласно Жилищному кодексу. Оно проводится в целях управления домом, на нем обсуждаются вопросы и принимаются решения. Кто решает судьбу общедомового имущества? Только владельцы квартир на голосовании. Сейчас расскажем, как это делается. Если вам просто нужен документ, то скачать образец протокола собрания жильцов многоквартирного дома 2019 года вы сможете в конце статьи.

    Общее имущество МКД может приносить доход

    Мало кто задумывается о том, что общее имущество может быть не только затратной статьей, но и приносить доход. Ведь если, например, сдать подвал в аренду, денег может хватить и на оплату ремонта, и на коммунальные расходы. По этому пути пока идут очень немногие, потому что не знают о своих правах или не могут провести соответствующие решения через общие голосования. В этой статье расскажем, как это сделать, а также предложим вам актуальный протокол общего собрания собственников многоквартирного дома 2019.

    Что такое управление домом и при чем тут жильцы

    Мы с вами, как собственники квартир, распоряжаемся также и общедомовым имуществом своей многоэтажки. Не всем, лишь частично, и не всегда понятна доля владения, но право такое есть - оно прописано в Жилищном кодексе РФ. Общее имущество - это стены, крыши, чердаки, подвалы, инженерные коммуникации, то есть все, что предназначено для использования более чем одним квартировладельцем. И поскольку состояние этого самого имущества напрямую влияет на условия и безопасность проживания всех жильцов, в законе оговорена ответственность за содержание.

    Об этой ответственности нам каждый месяц напоминают платежки. Мы оплачиваем коммунальные ресурсы, которые расходуются на общедомовые нужды, платим управляющей компании за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, перечисляем общего имущества. Но большинство жильцов не знает, на что конкретно идут деньги и насколько эффективно они используются.

    Как проводится собрание собственников и какие вопросы оно решает

    Согласно , собрания собственников может проводиться:

    • ежегодно по плану;
    • по инициативе одного из собственников;
    • по инициативе управляющей организации.

    Если инициатором является собственник или управляющая компания, то всем владельцам жилья вручаются уведомления с указанием времени и места собрания не позднее чем за 10 календарных дней до собрания.

    Состав собрания должен быть следующим:

    • председатель;
    • секретарь (может быть выбран из собравшихся);
    • кворум (собраться должно не меньше половины всех жильцов многоквартирного дома);
    • приглашенные лица (администрация, депутаты, должностные лица управляющей компании и другие).

    Часто из собравшихся избирают счетную комиссию, если какое-то решение должно приниматься голосованием. Комиссия занимается подсчетом голосов и фиксированием результатов.

    Как правило, собрание собственников многоквартирного дома проводится в соответствии с регламентом:

    1. Регистрация всех присутствующих.
    2. Вступительное слово председателя.
    3. Разбор вопросов повестки собрания с голосованием.
    4. Разбор вопросов собственников.
    5. Подведение итогов и заключительное слово председателя.

    В повестку собрания входят вопросы, перечисленные в . Например:

    1. Вопросы, связанные с пристройками к многоквартиному дому, способами его расширения.
    2. Вопросы по использованию придомовой территории, земельного участка вокруг дома.
    3. Решения по назначению ответственных лиц, которые могут заключать договоры с гражданами и сторонними организациями, которые хотят задействовать придомовую территорию в коммерческих целях.
    4. Вопросы, связанные с ремонтом дома.
    5. Решения о назначении дополнительных сотрудников для работы по содержанию дома, охране.

    С полным перечнем можно ознакомиться в Жилищном кодексе.

    ВАЖНО! Перечень вопросов для обсуждения на собрании должен быть включен в уведомлении, которое вручается всем собственникам многоквартирного дома. Изменять список вопросов, а также обсуждать вопросы, не включенные в повестку, на собрании невозможно.

    Как проводится голосование собственников

    Решение общего собрания принимается большинством от общего числа голосов владельцев помещений, участвующих в данном мероприятии. По некоторым вопросам (о реконструкции дома, о формировании и др.) для принятия решения необходимо даже две трети голосов всех собственников.

    Количество голосов, которым обладает каждый собственник жилья на общем собрании, пропорционально его доле в праве собственности на общее имущество. А она, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащей ему квартиры. Это означает, что владелец четырехкомнатных апартаментов обладает большим количеством голосов, чем владелец малогабаритной однушки.

    Вопросы компетенции и порядок принятия решений установлены Жилищным кодексом РФ. Форма протокола общего собрания собственников многоквартирного дома закрепляет лишь основные требования к этому документу. Однако во избежание возможных разногласий рекомендуем как можно более внимательно отнестись и к содержательной части. Помните, что любая на первый взгляд незначительная ошибка, например нечеткая формулировка, может стать причиной судебного иска, предъявленного жильцами, не согласными с принятым вами решением.

    Важно правильно оформить протокол

    Для того чтобы ваше решение о судьбе общего имущества приобрело юридическую силу, мало провести общее собрание. Его результаты нужно еще правильно оформить. Решения оформляются протоколом, который является итоговым документом, фиксирующим итоги голосования, в том числе содержит сведения о дате, месте проведения, повестке, наличии кворума, количестве голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу.

    Какой-то единой, универсальной формы протокола общего собрания владельцев помещений многоквартирного жилого дома не существует, есть лишь общие правила его составления. Требования к оформлению такого документа утверждены Приказом Минстроя России Приказ Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», который вступил в силу с 05.03.2019.

    Образец протокола общего собрания жильцов многоквартирного дома 2019:

    Обратите внимание, что с марта 2019 года документ изменился!

    Текст протокола общего собрания (для заполнения):

    Протокол N _______
    общего собрания собственников помещений
    в многоквартирном доме (общая форма)
    по адресу: __________________________________
    (наименование муниципального образования)
    ул. ______________, д. ___, корп. ______

    г. ________________ “___”________ ____ г.

    Дата проведения: “___”_____________ _____ г.
    Время проведения: _______________________.
    Место проведения: _______________________.
    Время начала регистрации участников заседания: _________ часов ________ минут.
    Время окончания регистрации участников заседания: ____ часов __________ минут.
    Начало заседания: _____ часов ______ минут.
    Окончание заседания: ______ часов ______ минут.

    Годовое (или: внеочередное) общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу: __________________________________________ в форме очного (заочного, очно-заочного) голосования.

    Инициатор проведения общего собрания собственников помещений: ___________________________________________________________________________ (наименование юридического лица, инициатора общего собрания, или Ф.И.О. членов инициативной группы, __________________________________________________________________________ (номера их жилых помещений).

    Лицо, председательствующее на общем собрании: ________________________.
    Секретарь общего собрания: ____________________________________________
    Лица, проводившие подсчет голосов: ___________________________________.

    Общая площадь многоквартирного дома – ____________ кв. м.
    Площадь многоквартирного дома, находящаяся в собственности граждан, – _____________.
    Площадь многоквартирного дома, находящаяся в собственности юридических лиц, – _____________.
    Площадь многоквартирного дома, находящаяся в государственной (муниципальной) собственности, – _____________.

    Присутствовали:

    1
    2
    3

    Приглашены

    Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме – ________ голосов.
    Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в собрании, – ____________________.
    Кворум имеется (не имеется).
    Общее собрание собственников помещений правомочно (неправомочно).

    Повестка дня:
    1. ___________________________________________________________________.
    2. ___________________________________________________________________.

    1. Слушали ___________________________________________________________.

    Были заданы вопросы:






    2. Слушали ___________________________________________________________.
    (Ф.И.О. выступавшего, номер вопроса, краткое содержание выступления)

    Были заданы вопросы:
    1. _________________________________________.
    2. _________________________________________.

    В обсуждении приняли участие: _________________________________________ (Ф.И.О.).
    Предложено: ______________________________________________________________.

    Решили (постановили): _____________________________________________________
    (решение с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня, количества голосов, отданных за различные варианты голосования)
    За ___________________________________________________________________.
    Против _______________________________________________________________.
    Воздержался __________________________________________________________.
    Решение принято (не принято).

    Приложения:
    1. Реестр собственников помещений в многоквартирном доме (представителей собственников) на ____ листах.
    2. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений на ____ листах.
    3. Реестр вручения собственникам помещений извещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на ____ листах.
    4. Список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании.
    5. Доверенности представителей собственников помещений в количестве ____ штук.
    6. Документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании.
    7. Решения собственников помещений в многоквартирном доме.
    8. Иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

    “Против” по ____ вопросам повестки дня проголосовали:
    _________________________________;
    _________________________________ (наименование/Ф.И.О., иные сведения).
    Лица, проводившие подсчет голосов по вопросам повестки дня:
    _____________________________________________________________ (Ф.И.О.).

    Председатель общего собрания: _____________________/__________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

    Секретарь общего собрания: ________________________/__________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

    Следите за актуальностью бланка протокола

    Образец протокола общего собрания собственников жилья жильцы обычно берут в местной администрации или скачивают в интернете. В последнем случае обратите внимание на то, когда информация была выложена в сеть. В противном случае вы можете взять за образец устаревшую форму, составленную без учета вышеуказанного Приказа Минстроя. А это, в свою очередь, может повлечь за собой признание вашего документа недействительным. (Под этой статьей предлагается к скачиванию полностью актуальный документ.)

    Обязательные реквизиты протокола

    Бланк протокола общего собрания собственников многоквартирного дома нужно разборчиво заполнить от руки или напечатать документ на компьютере.

    Образец протокола собрания собственников жилья многоквартирного дома хоть и не имеет установленной формы, все же должен содержать некоторые обязательные реквизиты:

    • наименование документа;
    • дата и номер;
    • дата и место проведения мероприятия;
    • заголовок к содержательной части (включает в себя вид собрания - годовое или внеочередное - и форму его проведения - очное, заочное, очно-заочное голосование);
    • содержательная часть документа;
    • место (адрес) хранения протоколов заседаний и решений по вопросам, поставленным на голосование;
    • приложения;
    • подписи.

    Председатель и секретарь мероприятия избираются из числа присутствующих открытым голосованием. Председатель ведет заседание, секретарь фиксирует результаты голосования. Они же подписывают протокол - за исключением случаев, предусмотренных законом (например, при принятии решения о создании ТСЖ документ подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие такого решения).

    Органом управления в МКД является собрание всех владельцев квартир. Оно принимает ключевые решения, касающиеся общего имущества

    Инициировать собрание может любой владелец помещения в МКД. Такое положение закреплено во 2 пункте ст. 45 ЖК РФ . Как правило, создается инициативная группа из числа владельцев. Ее члены формируют повестку и занимаются организационными вопросами.

    Первое заседание

    Исходя из положений ст. 45 ЖК РФ , все собрания, за исключением итогового ежегодного, считаются внеочередными. Перед созывом собрания проводится предварительное заседание инициативной группы. В нее могут входить только владельцы помещений МКД.

    На первом заседании группы определяется повестка общего собрания собственников многоквартирного дома , день и адрес проведения. Оно должно быть организовано в очной форме. Другими словами, в нем должны участвовать все собственники.

    По результатам заседания инициативной группы составляется протокол. В нем выражается намерение провести , указывается его место проведения. В протоколе также приводится перечень вопросов, подлежащих обсуждению, и другие важные моменты.

    Важные моменты

    Решения общего собрания собственников многоквартирного дома могут приниматься только по тем вопросам, которые отражены в повестке. Обсуждать другие проблемы или изменять перечень вопросов собрание не вправе. Соответствующие предписания содержатся в 46 статье ЖК.

    Учитывая это, при разработке повестки собрания необходимо максимально точно формулировать вопросы, предлагаемые к обсуждению.

    Перед проведением общего собрания собственников многоквартирного дома необходимо получить сведения о жильцах и занимаемых ими площадях. Эту информацию инициативная группа может запросить у управляющей компании.

    Уведомление

    Для обеспечения кворума необходимо направить извещение каждому жильцу о предстоящем собрании. В уведомлении следует указать:

    • Информацию о лицах, инициировавших процедуру.
    • Форму проведения собрания.
    • Место, время, дату или день, в который завершается прием решений владельцев помещений по вынесенным на голосование вопросам, адрес, по которому они должны быть переданы (если собрание будет организовано в заочной форме).
    • Правила ознакомления с материалами (сведениями), которые предполагается представить на собрании, либо адрес, по которому с ними можно ознакомиться.
    • Повестку дня.

    Способ уведомления

    Инициативная группа должна сообщить о предстоящем общем собрании собственникам многоквартирного дома за 10 суток до дня его проведения. Уведомить жильцов можно:

    • Заказными письмами. Такой способ считается самым эффективным.
    • Вручив извещения каждому жильцу под подпись.
    • Разместив объявление

    Вместе с извещением целесообразно направить жильцам информационные письма, в которых будут присутствовать разъяснения по существу вопросов, которые вынесены на голосование. Такое письмо можно также разместить на доске объявлений.

    Очное собрание

    В назначенный день инициаторы встречают жильцов в назначенном месте. Жильцы вправе направить на собрание своих представителей. В этом случае полномочия последних должны подтверждаться доверенностью.

    Сведения о присутствующих жильцах вносятся в регистрационные листы.

    Необходимо сказать, что собрание можно признать правомочным, если на него пришли владельцы помещений, в совокупности имеющие более половины голосов от всего количества. Число голосов, которым может обладать собственник, рассчитывается пропорционально доле в праве на общее имущество многоквартирного дома .

    Если по каким-то причинам набрать кворум не удалось, об этом составляется протокол. Его подписывает инициативная группа.

    Ключевые процедуры

    На первом общем собрании собственники многоквартирного дома должны выбрать председателя, секретаря, сформировать комиссию для подсчета голосов. Секретарь ответственен за ведение протокола. При создании комиссии сначала утверждается количество ее членов, а затем конкретные лица, входящие в нее.

    Ознакомление с принятыми решениями

    При этом сами собственники должны решить, по какому адресу и каким образом будет проходить ознакомление с решениями. Разумеется, это должно осуществляться на территории многоквартирного дома . Все владельцы квартир должны иметь свободный доступ к такому месту.

    Как правило, на доске объявлений вывешивается копия протокола общего собрания. Собственники помещений многоквартирного дома , однако, могут постановить, что ознакомление с результатами голосования будет осуществляться в виде уведомления, направляемого каждому жильцу.

    Хранение документации

    Вне зависимости от того, в какой форме проводилось заседание владельцев помещений, документы (протокол общего собрания собственников многоквартирного дома и пр.) необходимо хранить в месте, определенном жильцами. Это правило установлено ЖК.

    Заочное голосование

    Оно проводится, если общее собрание собственников многоквартирного дома не набрало кворум.

    На рассмотрение жильцов выносятся те же вопросы, изменяется только форма принятия решения по ним. Для реализации процедуры проводится заседание членов инициативной группы. На нем обсуждается вопрос о форме уведомления жильцов, порядке доставки бланков с вопросами для голосования. По результатам заседания также составляется протокол.

    Как и в случае с очным голосованием, извещение собственников осуществляется за 10 дней до даты начала приема решений. При заочном обсуждении целесообразно направлять уведомление каждому жильцу. К нему следует приложить бланк с вопросами.

    Форма решения

    • Ф.И.О субъекта, участвующего в голосовании.
    • Реквизиты документа (свидетельства), удостоверяющего право собственности на жилплощадь в МКД.

    В бланках должны также содержаться поля напротив каждого вопроса с вариантами "за", "против" либо "воздержался".

    Прием и обработка бланков

    Решения собственников по поставленным вопросам принимаются по адресу, указанному в протоколе заседания членов инициативной группы. Целесообразно продублировать место приема в каждом бланке. Кроме того, следует указать контрольные сроки.

    Обработка поступивших бланков осуществляется счетной комиссией. По завершении процедуры результаты голосования обнародуются.

    Особенности оформления решений

    Юридическое значение будут иметь бланки, в которых по каждому вопросу выбран только один вариант ответа из представленных. Решения, оформленные с нарушениями, считаются недействительными.

    Если в бланке присутствует несколько вопросов, несоблюдение установленного требования в отношении некоторых из них не повлечет признание недействительности остальных решений.

    Обнародование результатов осуществляется по тем же правилам, что предусмотрены для очного голосования. Сообщение может размещаться на доске объявления или направляться каждому жильцу в форме письма. Срок уведомления также равен 10 дням со дня окончательного подсчета голосов.

    Минстрой выпустил Методические рекомендации по вопросам применения положений ЖК. В них присутствует несколько приложений, в которых приводятся примерные типовые формы бланков с вопросами, протоколов и других документов, составляемых в ходе собраний. Их можно принять за основу, дополнить, изменить в соответствии с потребностями жильцов конкретного многоквартирного дома.

    Что могут обсуждать собственники?

    На повестку собрания могут выноситься вопросы, касающиеся исключительно МКД. В частности, могут обсуждаться:

    1. Реконструкция сооружения (в том числе связанная с надстройкой или расширением), строительство хозпостроек и иных строений, зданий, ремонтные , правила использования фонда капремонта.
    2. Выбор способа создания фонда капремонта, величина взноса в части его превышения над установленными минимальными нормативами. Последнее обсуждается, если региональным законодательством установлены соответствующие показатели.
    3. Выбор конкретного лица, ответственного за открытие спецсчета и осуществление расчетных операций со средствами, находящимися на нем.
    4. Вопросы получения товариществом собственников или жилищным кооперативом (ЖСК) либо другим специализированным потребкооперативом, управляющей организацией, уполномоченным лицом (если управление осуществляется исключительно собственниками жилплощадей) займа/кредита на проведение капремонта. При этом общее собрание может определить необходимость поручительства, получения гарантии указанными ответственными субъектами. Собственниками обсуждаются правила погашения займа за счет средств фонда капремонта, уплаты процентов и расходов на получение гарантий и поручительств.
    5. Пределы пользования придомовой территорией многоквартирного дома. Владельцы помещений могут установить ограничения для посторонних лиц (в рамках законодательства). Кроме того, общее собрание вправе обсуждать вопросы, касающиеся благоустройства придомовой территории многоквартирного дома, источников средств на проведение соответствующих работ.
    6. Пределы пользования общим имуществом посторонними лицами. В частности, общее собрание вправе обсуждать условия предоставления элементов многоквартирного дома для размещения рекламных конструкций, заключения договоров с компаниями, осуществляющими их монтаж и эксплуатацию.
    7. Назначение лиц, ответственных за заключение соглашений с третьими лицами об использовании имущества МКД, в том числе об установке и эксплуатации рекламных конструкций на условиях, установленных собственниками квартир в доме.
    8. Вопросы использования информационных или иных, в том числе автоматизированных систем при организации и проведении заочного голосования, назначения лиц, ответственных за это.
    9. Выбор способа приема уполномоченным лицом (администратором собрания) сообщений об организации и проведении собраний собственников, решений, принятых владельцами квартир по вопросам, поставленным в бланках для голосования, продолжительности срока принятия тех или иных решений при проведении заочного голосования.
    10. Собственники вправе поручить управление ТСЖ, управляющей компании или осуществлять его самостоятельно.
    11. Вопросы, касающиеся проведения текущего ремонта сооружения, инженерных коммуникаций, прочих элементов многоквартирного дома.
    12. Прочие вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирования МКД, отнесенные ЖК к компетенции органа управления.

    Для утверждения решений по п. 1-7 необходимо не меньше 2/3 голосов от всего количества участвующих в собрании жильцов. По остальным вопросам достаточно большинства голосов.

    Значение собраний

    Несмотря на то, что в большинстве случаев управление многоквартирными домами поручается ЖСК или управляющей компании, совместное обсуждение проблем, связанных с функционированием МКД, не теряет своей актуальности.

    Владельцы помещений решают множество вопросов: от ремонта крыши до сооружения хозпостроек. Жильцы могут сами установить сумму взноса на капремонт. Она не должна быть меньше регионального норматива (если он установлен), но может быть больше него.

    Особенно актуальны вопросы, касающиеся использования прилегающей к дому территории. Между соседями часто возникают споры по поводу парковки автомобилей, выгула собак. Целесообразно один раз решить все эти вопросы на общем собрании, чем постоянно вступать в конфликты.

    Собственники могут сообща, согласованно распределить между собой обязанности, связанные с поддержанием чистоты в подъездах, на лестничных площадках. Нередко возникают конфликты между курящими и некурящими соседями. На собрании жильцы могут определить проветриваемое помещение для курильщиков, установить правила размещения колясок, велосипедов и других предметов, которые часто используются, в помещениях общего пользования.

    В заключение

    В последнее время люди стали проявлять большую активность в решении вопросов, касающихся дома, в котором они живут. Провести очное собрание, однако, сложнее, чем заочное голосование. Как правило, постоянными участниками являются пенсионеры, поскольку они не обременены работой, у них больше свободного времени.

    Тем не менее общие собрания необходимы. Они позволяют жильцам быть в курсе событий. Главное - нужно сформировать инициативную группу из энергичных, активных людей. Хорошо, если в состав войдет юрист. Он сможет стать представителем жильцов в разных инстанциях, судебных в том числе. Это имеет особое значение при реализации решений, связанных с денежными средствами. Открывать счет, на котором будут храниться накопления жильцов, заключать договора от имени всех собственников с банковской организацией, осуществлять платежные операции должен человек, заслуживающий доверие.

    Обычно в каждом подъезде находится активный жилец, готовый отстаивать интересы всех собственников. Сформировать инициативную группу можно как раз из таких людей: по одному из каждого подъезда (если их несколько). Если подъезд всего один, то вполне достаточно и одного-двух активных граждан. Во многих домах управление осуществляется исключительно жильцами. Это существенно экономит средства собственников, поскольку платить никакой сторонней организации за это не нужно.

    Приказ Министерства строительства и “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор”

    В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 39, ст. 4542; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724) приказываю:

    1. Утвердить:

    а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно к настоящему приказу;

    б) Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно к настоящему приказу.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

    Министр М.А. Мень

    Приложение № 1

    жилищно-коммунального хозяйства РФ
    от 25 декабря 2015 г. № 937/пр

    Требования
    к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

    I. Общие положения

    1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно - протокол общего собрания, общее собрание).

    2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания.

    3. Протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.

    4. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются:

    а) наименование документа;

    б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;

    в) дата и место проведения общего собрания;

    г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

    е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;

    ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

    з) подпись.

    II. Требования к оформлению реквизитов протокола общего собрания

    5. Наименование документа - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

    6. Датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания.

    7. Регистрационным номером протокола общего собрания является порядковый номер общего собрания в течение календарного года.

    8. В качестве места проведения общего собрания указывается адрес, по которому проводилось очное собрание или адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме при очно-заочном и заочном голосовании. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) при проведении общего собрания, в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания.

    9. Заголовок к содержательной части должен содержать адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

    11. Вводная часть протокола общего собрания включает в себя следующие сведения:

    а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами; для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение;

    б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, - за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания;

    в) о лицах, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные);

    е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

    ж) о повестке дня;

    з) о наличии или отсутствии кворума общего собрания.

    12. Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова «Присутствующие» и включают в себя:

    а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц;

    б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество голосов, которым владеет соответствующее лицо, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

    13. Если лиц, присутствующих на общем собрании, более пятнадцати, информация о них может быть оформлена в виде списка, в котором сведения о присутствующих указываются в соответствии с настоящих Требований, который является обязательным приложением к протоколу общего собрания. В этом случае в протоколе общего собрания после указания на общее количество присутствующих делается отметка «Список прилагается, приложение № ____».

    14. Сведения о лицах, являющихся приглашенными для участия в общем собрании, указываются после слова «Приглашенные» и включают в себя:

    а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) лица или его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещений в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), цель участия данного лица в общем собрании и его подпись;

    б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, цель участия данного лица в общем собрании и его подпись.

    15. Текст основной части протокола общего собрания состоит из повестки дня и отдельных разделов по количеству вопросов повестки дня общего собрания. В повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

    16. Вопросы повестки дня общего собрания должны формулироваться предельно точно, ясно, отражать суть обсуждаемых вопросов и не допускать двоякого толкования. В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в протоколе указывается соответствующая формулировка. Не допускается включать в повестку дня общего собрания пункт «Разное», а также объединять в одной формулировке разные по содержанию вопросы. В случае если предметом вопроса, включенного в повестку дня, является рассмотрение какого-либо документа, указываются полное наименование и реквизиты данного документа.

    17. Текст протокола общего собрания излагается от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили», «решили»).

    18. Текст каждого раздела протокола общего собрания состоит из трех частей:

    а) часть 1 - «СЛУШАЛИ», в которой указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня проставляется перед словом «СЛУШАЛИ»;

    б) часть 2 - «ПРЕДЛОЖЕНО», в которой указывается краткое содержание предложения по рассматриваемому вопросу, по которому будет проводиться принятие решения и голосование. При этом предложение формулируется предельно точно, ясно, должно отражать суть обсуждаемого вопроса и не допускать двоякого толкования. В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в протоколе указывается соответствующая формулировка;

    в) часть 3 - «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)», в которой указываются решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня, количества голосов, отданных за различные варианты голосования. Решение может содержать один или несколько пунктов, каждый из которых нумеруется.

    19. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

    а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;

    б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2014, № 30, ст. 4264; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание;

    в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;

    г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные настоящих Требований;

    д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;

    е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;

    ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно - заочного или заочного голосования;

    з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

    20. Все приложения к протоколу общего собрания подлежат нумерации. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указывается на первом листе документа.

    21. Реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

    22. В установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2015, № 48, ст. 6724) случаях протокол общего собрания подписывается также собственниками помещений в многоквартирном доме. В указанном случае реквизит подписи протокола общего собрания, помимо сведений, предусмотренных настоящих Требований, содержит сведения о фамилии, инициалах собственников помещений, проголосовавших за принятие таких решений, а также собственноручную подпись указанных лиц и дату ее проставления.

    Приложение № 2
    к Министерства строительства и
    жилищно-коммунального хозяйства РФ
    от 25 декабря 2015 г. № 937/пр

    Порядок
    передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор

    1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - органы государственного жилищного надзора).

    2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 39, ст. 4542; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

    3. Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий.

    Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.

    4. Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче копий решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, - в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора.

    Обзор документа

    Утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

    Протокол составляется секретарем собрания в сроки, установленные собранием, но не позднее чем через 10 дней.

    Обязательные реквизиты - наименование документа; дата и регистрационный номер протокола; дата и место проведения собрания; заголовок к содержательной части; содержательная часть; место (адрес) хранения протоколов собраний и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование; приложения к протоколу (в случае указания на них в содержательной части); подпись.

    Обязательные приложения к протоколу - реестр собственников, сообщение о проведении собрания, реестр вручения собственникам сообщений, список присутствовавших собственников, документы, по которым принимались решения и др.

    Также утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов собраний в региональные органы госжилнадзора.

    За передачу отвечают управляющая организация, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребкооператива. Это делается в течение 5 дней с момента получения ими копий от лица, инициировавшего собрание.