Феодальное государство в китае. Социальное и политическое устройство средневекового китая

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.

Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (13681644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно территориального деления: область, уезд, волость и селение

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на ХXIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.

Например, при правлении Сун (9601 126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

Китай во VIII-XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Государственная организация империи Мин. Усиление централизации

Утвердившись у власти как противники свергнутого юаньского режима, минские правители заимствовали многие из его политических институтов. Империя Мин сохраняла типичные черты китайской феодальной деспотии . Император, как и прежде, являлся неограниченным владыкой, считавшимся священной персоной, «сыном неба». Столичная администрация по своей структуре первоначально полностью повторяла образцы предшествующих феодальных династий. Высшим исполнительным органом была назначаемая императором «Верховная палата». Ее глава, первый министр, или канцлер, осуществлял повседневное руководство нижестоящими звеньями государственного аппарата. «Верховная палата» непосредственно направляла деятельность традиционных шести ведомств. Отдельно от этих органов стояла особая палата цензоров, надзиравшая за работой столичных и местных чиновников. Провинциальная власть в первые годы Мин была построена по принципу единоначалия. Губернаторы имели широкие полномочия, делавшие их почти самостоятельными правителями.

Унаследовав традиционные формы управления, Минская династия попыталась преодолеть в них те изъяны, которые мешали упрочению ее власти. Чжу Юань-чжан повел решительную борьбу против злоупотреблений чиновников - язвы, которая ранее разъедала весь государственный организм. Особенно суровые наказания были установлены за лихоимство. По императорским указам за взятку, превышавшую 60 лянов серебром, чиновнику отрубали голову, затем с казненного сдирали кожу, набивали ее соломой и изготовленное таким образом жуткое чучело выставляли напоказ всем. Уличенные в мелком взяточничестве и других незаконных действиях служащие подлежали ссылке на каторгу. Строгие меры хотя и не ликвидировали, однако на время значительно уменьшили масштаб коррупции феодальной бюрократии.

Становление империи Мин происходило в сложной политической обстановке. Свергнутая Юаньская династия имела еще много приверженцев не только среди изгнанной за пределы Китая монгольской знати, но и внутри страны, среди китайских феодалов. Чжу Юань-чжан, привлекая к себе влиятельных феодалов, в том числе бывших юаньских бюрократов, и ища их поддержки, в то же время относился к ним с известным недоверием. Опасаясь измены и сепаратизма, он стремился обеспечить надежный контроль за действиями подчиненных, максимально усилить централизацию государственной власти.

С этой целью в 1376 г. была проведена реформа провинциального управления. Вместо всевластных губернаторов в каждой провинции устанавливались три высших должности: гражданского и военного губернаторов и провинциального судьи, независимых друг от друга и подчиняющихся только столичным органам. Такое разделение власти ослабляло самостоятельность местной администрации и облегчало контроль.

Дальнейшая централизация была ускорена в связи с раскрытием в 1380 г. крупного антиминского заговора среди чиновничества, корни которого уходили в Монголию. Организатором заговора был глава «Вер-ховной палаты», канцлер Ху Вэй-юн. Жестоко расправляясь с изменни-

ками, Чжу Юань-чжан одновременно осуществил серьезную перестройку центральных органов управления. Он упразднил пост канцлера, а затем вообще ликвидировал «Верховную палату», долгое время служившую своего рода кабинетом министров при феодальных монархах Китая. Функции этого органа, восстановление которого впредь было строго запрещено, отныне переходили лично к императору.

Успехам централизаторского курса способствовало ослабление в результате предшествующих народных восстаний группировки крупных китайских феодалов. Многие крупные помещики погибли, средние же и мелкие нуждались в сильном государстве.

Активную роль в процессе централизации системы управления сыграла конфуцианская идеология. Реформированная при Сун, она временно ослабила свои позиции в период монгольского господства. С приходом династии Мин конфуцианские доктрины снова стали надежным идейным орудием укрепления императорской власти. Известные конфуцианские ученые, знатоки древних книг, с самого начала формулировали основные принципы политики минского двора.

Явным противоречием централизаторскому началу в деятельности Чжу Юань-чжана было создание им института «удельных» князей из сыновей и внуков императора, насчитывавших к концу его царствования несколько десятков человек. За каждым из них с рождения закреплялся «удел». По достижении совершеннолетия князья переезжали туда на жительство, получая часть местных налоговых поступлений.

Минские «уделы» в отличие от европейских являлись условным пожалованием без права гражданской и судебной власти. Однако «удельным» князьям были даны значительные военные полномочия. При их резиденциях-ставках учреждался штат придворных и охранные войска. Эти резиденции становились подобием императорского двора. Еще при жизни Чжу Юань-чжана многочисленные принцы крови стали плести интриги друг против друга и повели скрытую борьбу за наследование престола. Лишь суровый нрав основателя династии удерживал его отпрысков от открытых распрей и междоусобиц.

После смерти Чжу Юань-чжана группа придворных, минуя сыновей императора, возвела на престол его внука Хой-ди. Молодой император вместе с частью сановников решил ликвидировать княжеские «уделы». В ответ осенью 1399 г. один из наиболее влиятельных князей, Чжу Ди, поднял мятеж против нового государя.

Чжу Ди был четвертым сыном Чжу Юань-чжана. Его «удел» находился на севере страны с резиденцией в Пекине. Сам он приобрел солидный военный опыт и влияние в пограничных войсках, неоднократно участвуя в походах против монголов. Возглавив мятеж, Чжу Ди двинулся из своей базы на юг, на столицу империи. В четырехлетней войне против армии императорского двора он одержал победу. В 1403 г. его войска взяли Наньцзин. Император Хой-ди бесследно исчез во время штурма города; Чжу Ди провозгласил себя императором под девизом Юнлэ (1403-1424). Утвердив свою власть и сделав столицей сначала Наньцзин, а затем, с 1421 г.,- Пекин, он восстановил в стране режим политической централизации.

После обретения независимости правительства государств Латинской Америки провели крупные реформы права.

Практически повсеместно были приняты конституции, для которых образцом служили конституции не только США (1787 г.), но и Франции (1791, 1793 и 1799 гг.), Испании (1812 г.), отдельных государств Латинской Америки.

Одним из наиболее ярких документов той эпохи стала Конституция Боливии 1826 г.

По замыслу ее создателя Симона Боливара Конституция должна была совместить конституционные ценности нового времени и принципы политической организации Древнего Рима.

В основу нового государства были положены те же принципы независимости, единой религии, свободы, народовластия и разделения властей, которые были закреплены в предшествующих конституциях США, Франции, Испании, некоторых других государств. Но здесь не было слепого копирования. Напротив, в каждый из этих принципов были внесены уточнения, которые заметно меняли их смысл. В этом можно убедиться на примере ст. IX, установившей деление верховной власти на четыре ветви: избирательную, законодательную, исполнительную и судебную1.

Конституция провозглашала суверенитет государства, его приверженность демократии и праву. С. Боливар был убежден, что защитить эти принципы могут только те боливийцы, которые обладают теми же добродетелями, что и граждане Древнего Рима. Поэтому Конституция Боливии призывала:

«1. Жить в соответствии с Конституцией и законами;

2. Уважать установленные власти и подчиняться им;

3. Вносить свой вклад на общие расходы государства;

4. Приносить в жертву свое имущество и даже свою жизнь, если того требует безопасность Республики;

5. Стоять на страже гражданских свобод» (ст. XII)1.

С особой тщательностью в Конституции были разработаны нормы о гражданстве. Как и в Древнем Риме, оно не было почетным званием либо формальным свидетельством принадлежности к государству. С ним было сопряжено обладание политическими правами. Поэтому Конституция предъявляла к гражданам повышенные требования (цензы):

«1. Быть Боливийцем;

2. Быть женатым либо достичь совершеннолетия, то есть быть не моложе 21 года;

4. Заниматься ремеслом, торговлей, какой-либо наукой или искусством, не находясь при этом в положении домашней прислуги (sirviente domestico)» (ст. XIV)3.

В Конституции были подробно описаны условия не только приобретения, но и приостановления и утраты гражданства. Гражданство, в частности, утрачивалось в случае:

«1. Измены Общественному Долгу;

2. Принятия гражданства другого государства;

3. Применения позорящей меры наказания по приговору суда, кроме случаев восстановления утраченных прав по решению Законодательной Власти;

4. Принятия должностей, званий, содержания от правительств других государств без согласия Палаты Цензоров» (ст. XIX)4.

По замыслу С. Боливара Конституция должна была не только возродить гражданские добродетели Древнего Рима, но и воплотить в жизнь неосуществленные мечты Гая Юлия Цезаря о новой форме политического устройства.

Во главе новой республики должен был стоять президент, который избирался пожизненно. Предполагалось, что тем самым будут созданы особые гарантии его независимости. Он наделялся большими правами и вместе с тем освобождался от ответственности. Как и в монархиях, его указы вступали в силу только при условии, что они были скреплены подписью министра, который брал на себя ответственность за их исполнение.

Особым образом была сконструирована законодательная власть. Она состояла из трех палат: палаты трибунов, палаты сенаторов и палаты цензоров. Помимо общих вопросов, которые требовали согласия законодательной власти в целом (принятие законов, избрание по представлению президента вице-президента и т.д.), каждая из палат имела свой круг государственных дел. Так, палата цензоров следила за соблюдением исполнительной властью Конституции, законов и международных договоров. Палата сенаторов избирала окружных судей и давала согласие на назначение губернаторов, префектов, других должностных лиц. Палата трибунов выступала с инициативой законов о ежегодном налогообложении и расходовании государственных средств, о долговых обязательствах, о строительстве дорог, о поощрении торговли, ремесел и т.д.1

Мечты С. Боливара не сбылись. Его Конституция просуществовала чуть более года. Созданная на ее основе громоздкая система власти оказалась нежизнеспособной. Вместе с тем она сыграла в конституционной истории исключительно важную роль. И дело даже не в том, что ее идея пожизненно избранного президента неоднократно использовалась многочисленными диктаторами латиноамериканских стран. Намного более важным был другой ее урок - ценность гражданских добродетелей, без которых невозможно, как убеждал С. Боливар, сохранить независимость государства, демократический строй, права и свободы человека.

В ряду наиболее ярких конституционных документов Латинской Америки следует особо отметить основные законы Перу 1823 г.,

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Уругвая 1830 г., Коста-Рики 1844 г., Аргентины 1853 г., Мексики 1857 г., Колумбии 1886 г.

Многие из них внесли заметный вклад в развитие конституционализма. Так, в текст Конституции Мексики 1857 г. была включена норма, которая в ХХ в. будет положена в основу построения правовых государств: «Основные права человека определяют содержание и являются целью общественных учреждений»1.

Но наиболее глубоким было влияние Конституции Мексики 1917 г., ставшей, «по сути, манифестом новой конституционной доктрины социального государства»2. Вскоре после ее принятия закрепленные в ней принципы и нормы были заимствованы авторами Конституции РСФСР 1918 г., Веймарской Конституции Германии 1919 г., основных законов многих других государств.

Прежде всего отметим, что Конституция Мексики впервые в истории закрепила нормы о социальных ограничителях права собственности. В частности, ст. 27 устанавливала: «Собственность на землю и воды, находящиеся в пределах национальной территории, изначально принадлежит нации, которая имела и имеет право передавать частным лицам владение ими, создавая частную собственность. Нация имеет право в любое время устанавливать такие ограничения частной собственности, которые могут быть востребованы в общественных интересах, она имеет также право регулировать использование природных ресурсов, являющихся объектом присвоения, в целях сохранения и равноправного распределения общественных богатств...»

Но наиболее полными были ограничения, возложенные на работодателей. Закрепляя право на труд, Конституция Мексики провозглашала: «Ни одно лицо не может быть ограничено в праве выбора любой профессии, промышленного или торгового занятия, при условии, что они являются законными. Осуществление этого права может быть запрещено только по судебному приказу, когда нарушаются права третьих лиц, либо по административному предписанию, изданному в порядке, установленном законом, если нарушаются права общества. Никто не может быть лишен плодов своего труда иначе как по реше

Глава шестая. Латиноамериканское право

нию суда... Никто не может быть принужден работать без должной компенсации и без своего полного согласия, за исключением принудительного труда, назначенного в виде наказания по решению суда»

Эти общие нормы были дополнены другими положениями Конституции, в ряду которых особое место занимает ст. 123, ставшая манифестом новой конституционной доктрины социального государства.

В частности, в ней было установлено, что рабочее время в дневное время не может превышать восьми часов, а в ночное - семи часов. Было запрещено привлекать к ночной работе и принимать на вредные и опасные производства женщин и детей моложе шестнадцати лет. Не допускался прием на работу детей моложе двенадцати лет. Было закреплено также право каждого работника на один день отдыха после шести дней работы (п. I-IV).

Самым подробным образом регламентировались вопросы оплаты труда:

«Минимальный размер заработка, получаемый работником, должен быть достаточным с учетом условий, существующих в соответствующих регионах страны, для удовлетворения обычных жизненных потребностей, получения образования и приобретения законных благ работником как главой семьи.

На всех сельскохозяйственных, производственных либо горнодобывающих предприятиях работники имеют право на участие в распределении прибыли в порядке, предусмотренном пунктом IX настоящей статьи.

Одинаковый заработок должен выплачиваться за одну и ту же работу вне зависимости от пола или национальности работника.

Минимальная заработная плата освобождается от налогообложения, штрафов и вычетов.

Заработная плата выплачивается в установленной законом национальной валюте; запрещается оплачивать труд товарами, чеками, расписками либо иным образом взамен денежных знаков.

Сверхурочные работы должны оплачиваться на сто процентов выше, чем за работу в нормальные рабочие часы. Ни при каких обстоятельствах сверхурочные работы не должны превышать трех часов в день либо назначаться более чем на три дня подряд; женщины любого возраста и мальчики-подростки до шестнадцати лет не могут привлекаться к сверхурочным работам» (п. VI-X).

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Примечательны положения ст. 123, в которых закреплялись обязательства работодателей по развитию социальной инфраструктуры.

Так, п. XII и XIII обязывали владельцев каждого сельскохозяйственного, промышленного, горнодобывающего предприятия предоставлять работникам комфортабельное и соответствующее санитарным требованиям жилье, за которое они могли взимать ежемесячную ренту в размере не более половины процента от оцененной его стоимости. Они должны были учреждать школы, диспансеры, предоставлять иные услуги, необходимые для лиц, работающих и живущих у них.

Кроме того, Конституция обязывала отводить в рабочих поселках с населением свыше двухсот человек земельные участки размером не менее пяти тысяч квадратных метров для обустройства общественных рынков, строительства зданий учреждений, оказывающих муниципальные услуги, и организации развлечений и досуга. В этих поселках запрещалось создавать питейные и игорные заведения.

Помимо этого предусматривалось также создание кооперативов для строительства дешевого и отвечающего санитарным условиям жилья с последующим его переходом в собственность работников (п. ХХХ).

По сути в этих положениях впервые в конституционной истории была сформулирована концепция государственно-частного партнерства с целью сохранения общественного мира. Осуществить ее можно было только при сохранении баланса интересов труда, капитала и государства. Развивая эту идею, п. Х\^ и XVII ст. 123 закрепили право работников и предпринимателей на объединение в целях защиты своих интересов, а также на проведение забастовок и локаутов. Примечательны форма и содержание этих норм:

«Забастовки считаются законными, если они используются как мирное средство для достижения баланса между различными производственными интересами и гармонии между трудом и капиталом»

«Локауты считаются законными, если перепроизводство товаров приводит к необходимости закрытия предприятия с целью поддержания цен на уровне, разумно превышающем стоимость производства, при условии если на это будет получено согласие совета по примирению и арбитражу» (п. XIX).

Глава шестая. Латиноамериканское право

«Разногласия либо споры между трудом и капиталом должны разрешаться советом по примирению и арбитражу, формируемым из равного числа работников и предпринимателей и одного представителя Правительства» (п. ХХ)1.

В целом большей части конституций латиноамериканских государств был присущ высокий уровень правового оформления. Но им крайне редко удавалось добиться стабильности и сохранения демократических форм правления. Причиной была постоянная борьба за власть, вызванная прежде всего крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией. Например, в Доминиканской Республике с 1865 по 1879 г. было около 50 военных мятежей и 21 реформа правительства. В Эквадоре только в XX в. было 12 военных переворотов и две гражданские войны. В период с 1923 по 1948 г. в этой стране ни один президент не смог сохранить свой пост до истечения срока своих полномочий2. Еще более бурной была история Гондураса. В общей сложности там было более 300 мятежей, восстаний, гражданских войн3.

Такие условия расшатывали конституционные основы демократического правления. Уже в первой половине XIX в. формируются особые, каудильистские политические режимы с характерным мессианским культом вождей и господствующей ролью армии. При этом отметим, что это происходило на волне не только авторитарных, но и демократических движений.

О политической нестабильности в регионе можно судить по такому индикатору, как частая смена конституций. Так, в Мексике, Бразилии и Уругвае действовало семь конституций, в Коста-Рике и Гватемале - девять, в Чили - 10, в Перу - 12, в Сальвадоре, Гондурасе и Никарагуа - 14, в Эквадоре - 20, в Венесуэле - 26, в Доминиканской Республике - 32 конституции (это абсолютный рекорд в мире)4.

Определенная стабилизация политической жизни наступила только к концу XX в. Усиливается роль законодательной и судебной ветвей

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

власти. Развивается местное самоуправление. Демократические выборы (в частности, в 1983 г. - в Аргентине, в 1985 г. - в Бразилии и Уругвае, в 1989 г. - в Боливии, Парагвае, Чили) становятся привычным явлением, знаменуя отказ от прежних авторитарных форм правления.

И, что самое важное, конституции становятся подлинно действующими, а не декларативными актами.

Прежде всего речь идет о реализации конституционных прав и свобод. В целом для латиноамериканских конституций характерны две особенности: расширение перечня прав и свобод и подробная их регламентация. В этом, несомненно, отражено стремление к созданию дополнительных правовых гарантий.

Так, Конституция Венесуэлы подробно регламентирует права индейских народов (ст. 119-126), Конституция Никарагуа - семейные права (ст. 70-79), Конституция Гондураса - права детей (ст. 119-126), Конституция Перу - права в сфере образования (ст. 13-19), Конституция Панамы - права в сфере культуры (ст. 76-86), Конституция Колумбии - формы защиты прав и свобод (ст. 83-94)1.

Особое внимание конституции латиноамериканских государств обращают на вопросы децентрализации управления. Такая задача решается не только в федеративных (Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике), но и в унитарных государствах. Так, Конституция Колумбии провозглашает, что Колумбия является децентрализованным государством с автономией административно-территориальных образований (ст. 1).

" Подробнее о традиционной системе управления в Ки- тае см.: История государства и права зарубежных стран. Учеб- ник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391. С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам". Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинс- кие власти показали полную неспособность организовать оборону страны. В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор отк- рывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайс- ких порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англи- чанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредни- ческой торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоко- лом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра- во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры- тых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "спра- ведливую" арендную плату. Иностранцы полностью изыма- лись из-под юрисдикции китайских судов, для них уста- навливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.). Важным следствием "опиумной" войны явилось возникно- вение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восс- танию. Его возглавили руководители тайного антимань- чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество поклоне- ния верховному владыке"). Главой общества и его идеоло- гом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество пропове- довало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъ- го" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), поэтому его последователи и стали именоваться тайпина- ми. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тай- пинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения. Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тянъго", руководитель движения Хун Сюцюань получил ти- тул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайс- кие крестьяне не пошли дальше установления "справедли- вой" монархии. Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей "небесного государс- тва". Вскоре после этого события был обнародован доку- мент под названием "Земельная система небесной динас- тии", значение которого выходило за рамки его официаль- ного наименования - практически он был программой анти- феодальной крестьянской революции. Этот документ пре- дусматривал распределение земли на уравнительных нача- лах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, госу- дарственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Власть тайпинов на части территории Китая просущест- вовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армии потеряли былую боеспособ- ность, а тайпины в целом - широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержан- ных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей ки- тайской буржуазно-демократической революции, предвест- ником национально-освободительной борьбы. "Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государствен- ном строе не произошло существенных изменений, за иск- лючением некоторых преобразований в структуре государс- твенных органов. Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ве- домством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной струк- туре специального органа по иностранным делам стало оп- ределенной вехой, означавшей конец многовековой изоля- ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морс- ким делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного нерав- ноправного договора и захватом французами Аннама. Одна- ко средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежне- му оставался безоружным перед лицом иностранной агрес- сии. После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепи- лись возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состояв- шие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью нисп- ровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников". Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее по- ложение, были вынуждены предоставить китайским фео- далам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников. Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономи- ке, к возникновению сравнительно сильного и быстрораз- вивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав. В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка- питалистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся на- циональной буржуазии стали крупные чиновники и помещи- ки. Раньше национальной образовалась в Китае компра- дорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как си- ла, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональ- ный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайс- кой деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к миро- вому рынку. Рост национального капитализма, расширение экономи- ческих связей в стране, возникновение крупных экономи- ческих и культурных центров создали условия для образо- вания китайской нации, развития национального самосоз- нания. Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и осо- бенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интел- лигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обур- жуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модерни- зацию страны, за проведение реформ с помощью импера- торской власти. Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй наз- начил членов группы на государственные посты и на осно- ве подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа- рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совер- шенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуан- сюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены. В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восс- танием. Это было выступление сельской и городской бед- ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и сог- ласия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило глав- ным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кру- гов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила по- водом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитули- ровал. В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки- тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни- зительных условий, закреплявших окончательное превраще- ние Китая в полуколонию. Позорные условия "заключитель- ного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы- нуждены были предпринять ряд реформ. Первым практическим шагом в серии реформ была реор- ганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуа- ней было создано Министерство иностранных дел по евро- пейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об- щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставле- на задача выработать уставы, регламентирующие деятель- ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо- собствовать притоку капиталов в промышленность и тор- говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преоб- разованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создают- ся министерства образования,почти путей сообщения, фи- нансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администра- ции. Судебную систему составили Верховная судебная па- лата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура. В 1906 году был обнародован указ о проведении подго- товительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учреди- ли бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси- лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опуб- ликован документ под названием "Основная программа конституции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях поли- тической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, правда, с весьма ограниченными совещатель- ными функциями. Глава 7 . Латинская Америка 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV - начале XVI в., т. е. в эпоху средневековья. Хотя завоевание "Индий" (так офи- циально именовались испанские колонии) рассматривалось как цивилизаторская миссия, как обращение в христианс- тво язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами. Там, где существовала традиционная индейская госу- дарственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т. д.). Земля в колониях офици- ально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадо- ров и католической церкви. Широкое распространение по- лучила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев. Юридически считалось, что индейские общины, находив- шиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж - долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях. Колониальная администрация в Латинской Америке фор- мировалась исторически по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии. За 300 лет господства Испании в Америке сложилась самая крупная и прочная по тем временам колониальная империя с чрезвычайно сложной социально-этнической структурой, с единой католической верой и с централизованной системой политического уп- равления. На вершине этой властной пирамиды стоял испанский король. Практически же общее руководство по- литикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала- та, а затем с 1524 г. - созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализирован- ный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чи- новников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов. Высшую власть в самой Америке осуществляли вицекоро- ли, которые не просто представляли, но как бы олицетво- ряли собой испанскую корону. В самих колониях им оказы- вали все почести, которые причитались самому испанскому королю. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехи- ко), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). Вице-короли командовали вооруженными силами, издава- ли местные законы, руководили администрацией, закрепля- ли земли и индейские общины за испанскими переселенца- ми, контролировали сбор налогов. Их полномочия действи- тельно были королевскими, а потому даже в официальной доктрине Испании вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевс- твом (королевства Леона и Кастильи). В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь- но подчинялись вице-королям, но практически пользова- лись административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий. К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевс- твами и генерал-капитанствами станут основой погранич- ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств. Важную роль в колониальном управлении играли созда- ваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции. В провинциях, на которые делились колонии, руководс- тво администрацией, судом, церковью осуществляли губер- наторы, которым, в свою очередь, были подчинены кор- рехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы уп- равления в провинции назначались интенданты и субделе- гаты. Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, замеща- лись исключительно выходцами из числа испанской фео- дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови". Единственным звеном колониальной администрации, дос- тупным местному дворянству из потомков испанских посе- ленцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Здесь сохранялись некоторые тра- диции и формы, заимствованные из муниципального самоуп- равления Испании. Имущая верхушка составляла муници- пальную корпорацию - кабильдо. Управление городами осу- ществляли советники - рехидоры и избираемый ими аль- кальд. Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над цер- ковью в колониях, в частности право назначать на цер- ковные должности. В результате церковь стала органичес- кой частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздейс- твия на население колоний. Инквизиционные трибуналы су- рово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредото- чившим в своих руках одну треть всей пахотной земли ко- лоний. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен- довать на самостоятельность в политической жизни. В Па- рагвае, например, орден иезуитов организовал подобие автономного, закрытого для внешнего мира и для офици- альных властей государства, основанного на принудитель- ном труде индейцев в церковных владениях - редукциях. Это своеобразное политическое образование иезуитов, на- поминавшее платоновское государство, просуществовало практически более столетия. Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управ- ления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрокра- тизмом со свойственной ему неэффективностью и коррупци- ей. Строжайшая централизация не мешала чиновникам всех рангов, начиная от вице-королей и кончая городскими ре- хидорами, пользоваться большой отдаленностью от Испа- нии, проявлять самовластие, осуществлять правотворчест- во, допускать любые беззакония. К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-ка- питанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к властям метрополии часто руководствовались правилом: "повинуюсь, но не выполняю". Испанская администрация стремилась тщательно регла- ментировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных ак- тов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) - первый в истории официальный сборник колониального права. Колониальное законодательство закрепляло систему фе- одальной поземельной собственности (энкомиенды, асьен- ды, латифундии) и сословное деление общества. Это деле- ние проявилось не только в предоставлении урожденным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дво- рянские титулы), но и в установлении неполноправности индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (мети- сов, мулатов). Характерным для колониального права было также то, что креолы, составлявшие основную часть фео- дальной знати в Латинской Америке (идальго, кабальеро), по своему правовому положению все же стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании. Схожей была и система управления в Бразилии, являв- шейся колонией Португалии. С XVII в. колониальную адми- нистрацию возглавил вице-король, при котором были соз- даны военное и налоговое ведомства. Ему подчинялся местный аппарат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку порту- гальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опиравшийся на феодальные права фазендейро (плантаторов, эксплуатировавших преимущественно труд негров-рабов). Освободительная война 1810-1826 гг. и образование неза- висимых государств. Несмотря на господство латифундизма и на многочисленные запреты и ограничения со стороны метрополий, в колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробуди- лось национальное самосознание - процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США. Политика метрополий порождала недовольство у различ- ных слоев трудящегося населения (индейцы, метисы, мула- ты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному режиму проистекала все же со стороны наиболее влиятельной по- литической силы в колониях - латифундистов-креолов, а также со стороны усиливающейся местной буржуазии. В си- лу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и по- литической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость. Большое влияние на развитие освободительного движе- ния в испанских и португальских колониях в Америке ока- зала также французская революция XVIII в. и ее консти- туционные документы, которые дали импульс восстанию негров-рабов и провозглашению в 1806 г. независимого государства Гаити (бывшей французской части колонии СанДоминго). В 1806 г. один из видных представителей освободительного движения - венесуэлец Ф. Миранда, участник французской революции, предпринял первую, правда, закончившуюся неудачей, попытку высадиться на самом континенте и начать вооруженную борьбу за сверже- ние колониального испанского режима. Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Ферди- нанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Создалась благоприятная обстанов- ка для выступления патриотических сил, поскольку новый испанский король был воспринят в колониях как узурпа- тор. Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с метрополией. В 1810 г. начались анти- испанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах. Освободительная война в колониях прошла два этапа (18Ю-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской ко- роне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинс- кой Америки, исключая Ла-Плату. С этой целью он исполь- зовал метод уступок и распространил на колонии либе- рально-демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы. Уже на первом этапе освободительной войны создава- лись правительственные хунты, которые не просто руково- дили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государствен- ные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты выраба- тывали конкретные формы организации политической и го- сударственной власти, которыми заменяли старую колони- альную администрацию. По мере успехов освободительной войны (главным обра- зом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали неза- висимость отдельных колоний. Как правило, это происхо- дило путем принятия специальных деклараций о независи- мости. Несмотря на существовавшие внутри антииспанского ла- геря серьезные противоречия, обусловленные различными интересами классов и социально-этнических групп, участ- вовавших в этой войне, патриотические круги добились определенного общественного согласия и утверждения пер- вых национальных правовых документов, выступавших иног- да в виде временных регламентов или статутов. К концу освободительной войны на месте бывших ис- панских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Ко- лумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американс- кая федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами. Война за независимость в Латинской Америке, высту- пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в последую- щем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесу- эльской и т. д.) и соответствующей им национальной го- сударственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные последствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благопри- ятных условий для развития капиталистических отношений. Еще в ходе войны и в первые годы существования новых государств пришедшие к власти романтически и радикально настроенные лидеры патриотов проводили реформы антифео- дального характера, которые, правда, не всегда имели под собой реальную социальную почву. Их осуществление затруднялось в силу низкого уровня политической и пра- вовой культуры широких масс населения. Тем не менее в большинстве стран была запрещена ра- боторговля, ограничено или отменено рабство, упразднена подушная подать с индейцев, церковная десятина и т. д. Прогрессивную направленность имели и такие реформы, как отмена сословного строя, упразднение дворянских титу- лов, торговых и иных феодальных монополий, отказ от регламентации производства, утверждение неограниченной частной собственности, а также свободы предприниматель- ства и торговли. С упразднением старого аппарата управления подрыва- лись многие феодально-колониальные политические порядки и институты: бюрократическая централизация, откровенная безответственность чиновников, суды инквизиции и т. д. В политическую практику молодых государств (по крайней мере, на первых порах) вводились новые абсолютно неиз- вестные колониальной эпохе политические и правовые инс- титуты: выборность государственных органов, процессу- альные гарантии личности (право на защиту, презумпция невиновности и т. д.), политические и личные права и свободы граждан. Однако эти преобразования, проводившиеся в разной степени во всех государствах, нигде не привели к корен- ному изменению основ их социально-экономической, а сле- довательно, и правовой структуры. Трудящиеся массы (крестьяне-индейцы, негры-рабы, го- родские низы и т. д.), втянутые в той или иной степени в освободительное движение, находились в плену религи- озных установок и традиционных представлений о незыбле- мости власти короля, чиновников и местных латифунди- стов. Они не были готовы к ликвидации самого сложивше- гося в колониях полуфеодального, полурабского образа жизни и эксплуатации. Лишь в отдельных странах антифеодальные требования крестьян-индейцев наложили свой отпечаток на политичес- кую программу радикально настроенных лидеров патриоти- ческого лагеря (например, движение под руководством М. Идальго и X. М. Морелоса в Мексике). Но эти требования не могли быть реализованы вследствие решительного соп- ротивления католической церкви и креольской реакции. Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные тра- диционные привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и помещичьими кру- гами, не способны были самостоятельно бороться за осу- ществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободительного движения (например, С. Боливар) проявили осторожность и непосле- довательность при подходе к решению политических и осо- бенно социальных вопросов. Первые конституции стран Латинской Америки. Расхож- дения во взглядах и интересах различных сил, составляв- ших патриотический лагерь, вызвали острую политическую борьбу по ряду принципиальных вопросов организации но- вой государственной власти. Но в целом при наличии этих серьезных противоречий господствующим было убеждение в том, что формирующаяся новая государственная власть должна иметь самостоятельный конституционный базис. В связи с этим основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех новых государствах Латинской Америки с самого начала был конституционализм. Уже в ранних документах латиноамериканского конституционализ- ма нашли свое отражение передовые политико-правовые идеи и институты своего времени, закрепленные в консти- туционной практике Испании, Англии, США и Франции. Первые конституции латиноамериканских государств, несмотря на отсталую социально-экономическую базу пос- ледних, испытали на себе в огромной степени влияние пе- редовых для своего времени идей республиканизма. Пример США, где республиканский строй не препятствовал длительному компромиссу плантаторов-рабовладельцев Юга и предпринимательских кругов Севера, порождал республи- канские настроения не только у радикальной интеллиген- ции и народных масс, чьи симпатии в ходе освободитель- ного движения оказались на стороне республики, но и у части латифундистов-креолов. Последние рассчитывали до- биться решающего влияния на состав государственных ор- ганов и на политику в новых республиках. Однако в ряде государств утверждение республиканско- го строя проходило в острой борьбе. Например, первая конституция Аргентины (Конституция Объединенных провин- ций Южной Америки), принятая в 1819 г. Учредительным собранием, где сильные позиции занимали помещикимонар- хисты, обошла молчанием вопрос о форме правления. И только по Конституции 1826 г. в Аргентине окончательно утвердилась "республиканская представительная форма".

Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам.

Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоевателя.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 – около 1434).

В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей.

Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, довольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них появляются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуан-чжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков.

Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи.

Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости.

Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.