Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами. Водитель уснул за рулем наказание Документы для получения страховой выплаты

Количество погибших в ДТП на дорогах России велико. И зачастую причиной смертельных происшествий становится безответственное поведение водителей. Они не соблюдают правила, превышают скорость и выезжают на трассу в состоянии усталости.

В начале октября глубокой ночью - в 02:45 - на одной из российских трасс произошло очередное смертельное ДТП. Минивен и КамАЗ столкнулись из-за того, что иномарка выехала на встречную полосу. Удар был такой силы, что грузовик опрокинулся в кювет. Жертвами этого происшествия стали четверо мужчин, трое участников ДТП получили тяжелые повреждения - переломы позвоночника, травмы головы, переломы костей черепа и ушибы.

"Минивен направлялся в сторону Тюмени, люди ехали из Курганской области от таможни. Возможно, водитель уснул за рулем. КамАЗ двигался по направлению из города. Проезжая часть автодороги была обработана противогололедной смесью", - рассказали в региональной Госавтоинспекции. Таких примеров по стране огромное количество. И тут, естественно, возникает вопрос: как донести до водителей, что не стоит садиться за руль, когда хочется спать.

Опасности вождения

Нередко врачи утверждают, что состояние уставшего человека похоже на состояние употребившего алкоголь. При этом во втором случае за руль садиться категорически запрещено и карается серьезными штрафами, а в первом - остается безнаказанным.

"Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, - разные по происхождению, но в результате дают схожие эффекты, - говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества наркологов Татьяна Батышева. - Как воздействует алкоголь? Он поражает работу центров головного мозга, осуществляющих регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, например, увеличивает частоту сердечных сокращений, изменяет пульсовое давление, легочную вентиляцию.

В результате переутомления у человека ощутимо снижается способность сознательно контролировать свои движения. Ощущаются резкий упадок сил, одышка, сердцебиение. Одно из самых опасных проявлений усталости , с которым может столкнуться водитель, - это зрительный обман. Перед ним на дороге могут "возникать" препятствия, разные предметы и объекты, которых там на самом деле нет. Обычно эти галлюцинации четко проявляются, когда человек активно старается побороть сонливость, наваливающуюся с каждой секундой все сильнее и сильнее. В результате он оказывается в пограничном состоянии, когда совершенно не чувствует, что заснул, и продолжает быть уверенным в том, что он бодр.

И ведь все сами понимают

Согласно исследованиям, проведенным ВЦИОМ по заказу Российского союза автостраховщиков, было выявлено, что большинство россиян в теории уверены: уставший водитель на дороге - зло. 70% опрошенных отмечают, что уставший водитель подвергает себя на дороге большому риску. Причем опасность вождения в состоянии усталости подтверждали как водители с не особенно хорошим знанием правил дорожного движения, так и те, кто считают себя профессионалами на дороге.

И тут остается только надеяться на сознательность самих граждан. Ведь даже инспекторы ГИБДД, остановившие автомобиль, никак не смогут привлечь водителя к ответственности.

"Такого термина, как "усталость", не существует. В документах, касаемых дорожного движения, присутствует термин "утомленное состояние". Физическое состояние водителя при остановке транспортного средства инспектор оценить может только в тех случаях, где четко регламентированы количественные показатели. Например, содержание в крови алкогольных или наркотических средств. Усталость водителя, скорость его реакции в случае отсутствия признаков алкогольного или наркотического опьянения инспектор оценить не может. Особенно при ночной остановке транспортного средства, когда погодные условия не дают произвести даже визуальный осмотр водителя" - отмечает начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела технического надзора ГУОБДД МВД России Роман Самсонов.

Как будить себя

Традиционно водители стараются помочь себе разными методами. Пьют воду, рассасывают кусочки льда, грызут семечки, брызгают в лицо холодной водой из пульверизатора и т.д. При этом, как говорят специалисты, все эти способы совершено недейственны и не оказывают никакого эффекта. Мозг продолжает отключаться.

Исследования показали, что водителю обязательно требуются перерывы, чтобы отдохнуть, возможно, поспать. "Бывают также состояния, когда ты вроде и не устал, а в сон клонит. Я часто встречал водителей, которые засыпали за рулем. Глаза закрыл на секунду… и ты уже в кювете. И в этом случае любой кофе или энергетик - мертвому припарки. Лучше просто полчаса покемарить. Ведь иностранцы, они не просто так придумали систему "по 4 часа". Тахограф в этом плане очень полезная штука. Он контролирует режим труда и отдыха, и в Европе за этим очень строго следят: нарушение этого правила очень строго карается. Там как раз могут закрыть глаза на какую-нибудь неправильную парковку. По сравнению с усталостью водителя это мелочи, ведь большинство аварий случаются именно от усталости", - говорит водитель Владимир Князев.

При этом, как отмечают водители, система тахографии , которая сейчас запущена в России для грузопассажирских перевозок, до идеала далека, хотя идея самого устройства вполне приемлема. Многие водители жалуются на то, что отсутствуют стояночные пункты, где можно поесть, помыться и отдохнуть положенное время: когда в Европе каждые 10-20 км трассы стоит паркинг, в России не всегда есть даже банальные заездные карманы.

"Конечно, система тахографии объективно не будет работать, если не будут обеспечены реальные условия для выполнения процедур контроля, а эти условия на текущей стадии развития системы не обеспечены и это факт, - поясняет председатель Ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадий Мирошин. - Законодательные требования были написаны без учета возможности реализовать процедуры контроля предъявляемых к перевозчику требований, и в результате мы получили систему, которая позволяет перевозчикам уклоняться от исполнения своих обязательств перед обществом, наивно полагаться на то, что требования будут выполняться в условиях отсутствия реального наказания за их нарушение. В этом и состоит проблема - парковки появятся только тогда, когда услуга паркинга будет востребована перевозчиками, а востребована она будет только тогда, когда перевозчика будут серьезно и главное неотвратимо наказывать за нарушение режимов труда и отдыха".

Согласно опросам, если мужчинам рекомендован отдых каждые 4 часа, то женщинам за рулем лучше не проводить больше 3-х часов. При этом ученые доказали, что перерывы после каждых двух часов, проведенных за рулем, особенно требуются водителям, стаж которых не превышает 5 лет.

"Нельзя однозначно сказать, сколько нужно отдыхать водителю, чтобы восстановиться. Слишком много факторов: человеческая индивидуальность, причина усталости, вид усталости - в одном случае достаточно подремать полчасика, в другом - месяц в санатории. Конечно, хочется, чтобы больше внимания мы уделяли не борьбе с усталостью, не устранению последствий, а профилактике - правильное питание, двигательная активность и соблюдение режима труда и отдыха" - говорит психолог-консультант Ольга Медведева.

Показатели усталости

Чтобы понять степень усталости человека, можно провести простой тест. При нормальном состоянии человек моргает 15 раз в минуту, глаз закрывается на 50 мс. При усталости человек моргает 60 раз в минуту, время, на которое он закрывает глаз - 70 мс. В результате выходит, что у уставшего человека 4,2 сек в минуту закрыты глаза.

Проблемы возникают и с реакцией. В норме время реакции составляет 0,23-0,3, в состоянии усталости оно существенно увеличивается. А вслед за этим увеличивается тормозной путь и прочие важные показатели для водителя.

Материал подготовлен в рамках

Сон – обязательная часть жизни, но плохой спутник для водителя. Человеку, находящемуся за рулем, важно быть бодрым. Необходимо выработать для себя способы избавляться от сонливости. Иначе есть риск попасть в аварию, что и бывает в 20% случаев.

Читайте в этой статье

Быть в тонусе все время, если дорога долгая, очень тяжело. Помогут небольшие хитрости, правильная организация поездки и процесса вождения. Необязательно использовать все сразу. Каждый автомобилист выберет то, что спасет от сонливости именно его.

Правила для водителя

Оставаться за рулем бодрым можно достаточно долго, если соблюсти несколько условий:

  • Перед поездкой хорошо выспаться. Если выполнить этот пункт, скорее всего за рулем не придется бороться с усталостью.
  • Не пить алкоголь накануне. И не только потому, что вчерашнее спиртное дает «выхлоп», хорошо заметный для алкотестера. Даже небольшая доза алкоголя для организма является стрессом, который он постарается компенсировать сном.
  • Ехать днем, избегать движения вечером и ночью. В светлое время суток организм запрограммирован на работу. А вечером и ночью, как и пару часов после обеда, тянет прилечь.
  • Каждые 2 — 3 часа делать 15-минутный перерыв, то есть остановиться, походить, сделать несколько наклонов, приседаний, выпить воды, впустить в салон свежий воздух. Это поможет активизировать работу мозга и мышц, прогнать сон.
  • При непрекращающейся зевоте, жжении в глазах, сильной усталости ехать дальше опасно. Необходимо остановиться и поспать 20 — 30 минут. Этого хватит, чтобы отдохнуть. Перед сном следует выпить кофе, крепкий чай или другой тонизирующий напиток. Он подействует как раз через 20 — 30 минут, то есть не даст «отрубиться» надолго.
  • Короткий сон должен быть комфортным, поэтому с собой следует брать дорожную подушку (под шею), плед, беруши, повязку на глаза. Они сделают отдых полноценным.
  • Включать в машине музыку. Можно выбрать ту, которая нравится, чтобы подпевать. Или, напротив, раздражающую, она точно не даст уснуть. Главное — включать музыку следует громко, и она не должна быть слишком мелодичной, убаюкивающей.
  • Время от времени что-то есть. Это могут быть семечки, леденцы, шоколадные батончики, орешки, которые отвлекут и добавят энергии. Здесь важно не переусердствовать. Потому что на сытый желудок спать хочется еще больше. И не стоит забывать о пищеварении, которому такие перекусы могут навредить.
  • Взбадривать себя холодом. В салоне машины вообще следует поддерживать оптимальную температуру воздуха с помощью открытого окошка или кондиционера, ведь от жары клонит в сон. Можно протирать лицо взятыми с собой кусочками льда или хотя бы время от времени умываться холодной водой.
  • Не смотреть в одну точку или только на дорогу. Иногда нужно бросать взгляд в зеркало, обозревать обочину. Это не только избавит от монотонности, но и обеспечит лучший контроль дороги.
  • Стараться сидеть прямо, а не полулежать в кресле. Расслабленная поза скорее вызовет сонливость, чем рабочая.
  • Разложить поблизости слегка раздавленные апельсиновые или лимонные корки. Запах цитрусовых хорошо прогоняет сон.

Вместе с этими советами можно использовать специальные приборы, реагирующие на ухудшение реакции у водителя. Когда он вот-вот «клюнет носом», аппарат считывает это состояние и издает громкий звук.

Напитки для бодрости ночью

Жидкость не только дает силы, позволяет мозгу активнее работать. Некоторые напитки избавляют от желания спать:

  • Кофе. Подойдет даже растворимый, но по возможности лучше пить настоящий молотый. Если добавить в него корицу, она лучше разгонит усталость. А сахар придаст энергии. Можно также смешать кофе с кока-колой. Оба напитка быстро приведут в тонус на несколько часов.
  • Крепкий чай. В него можно добавить лимон и сахар. Такой напиток отлично взбодрит и не принесет вреда здоровью. Но действует он всего пару часов.
  • Готовые энергетики. Напитки содержат вещества, угнетающие центр сна в мозге. Это «Red Bull», «Burn», «Monster», «AMP». Но все они имеют в составе ударные дозы кофеина, сахара, других разрешенных возбуждающих компонентов. Поэтому пить их можно не более 1 банки в сутки, и то с осторожностью.

Энергетические напитки

Действия пассажиров

Еще один способ бодрствовать за рулем – это взять с собой пассажира. Если он будет постоянно поддерживать разговор, уснуть не удастся. Беседа должна быть оживленной и интересной, а не монотонной и убаюкивающей. Лучше посадить человека на заднее сиденье. Так он сможет видеть в зеркало глаза водителя. И если заметит, что они закрываются, подаст сигнал.

А вот спящий пассажир для водителя скорее создаст проблему. Ведь его пример может оказаться заразительным.

Экстремальные способы

Есть возможности избавиться от сонливости за рулем, которые точно помогут, но не все захотят их использовать:

  • Наполненный мочевой пузырь. Когда очень нужно в туалет, желание спать вряд ли возникнет. Поэтому некоторые боящиеся потерять контроль над собой водители терпят до последнего. Но этот способ достаточно опасен, так как может стать причиной серьезного урологического заболевания.
  • Муравьи. Изобретение такого необычного метода прогнать сон принадлежит одному дальнобойщику. Почувствовав, что глаза уже закрываются, он садился на муравейник в лесу. Эти насекомые очень кусачие, и после них на коже ощущается сильный зуд. Он точно не позволит заснуть в ближайшие несколько часов.

Людям, у которых уже есть проблемы с мочеиспусканием или склонность к аллергии, стоит избавляться от сонливости иначе.

О том, как не уснуть за рулем, смотрите в этом видео:

Что будет за аварию, если спал за рулем

Объяснение ставшего виновником ДТП водителя, что он очень устал и уснул за рулем, не избавят от наказания. Тем более если речь о серьезных последствиях.

Ответственность для водителя автомобиля

Статьи в законе, карающей уснувшего автомобилиста за ДТП, нет. Наказание будет за нарушение, допущенное им и приведшее к происшествию. Если в нем пострадали люди, получив небольшие телесные повреждения, будет применена часть 1 статьи 12.24 КоАП:

Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

При наличии раненых водителя могут наказать и по части 2 той же статьи:

Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Очень часто авария случается из-за выезда транспорта уснувшего автомобилиста на встречную полосу. Это статья 12.15 Кодекса:

Выезд в нарушении ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если же выяснится, что виновник уснул из-за того, что был нетрезв, его накажут по части 1 статьи 12.8 КоАП. То есть заставят выплатить штраф в 30 тыс. р. и отберут ВУ на 1,5 — 2 года. Это при условии, что после ДТП все живы, нет тяжело раненых.

Хуже всего, если в аварии есть серьезно пострадавшие или погибшие. Виновника будут судить по статье 264 Уголовного Кодекса РФ. Ему может грозить лишение свободы, а не только водительских прав. Срок зависит от обстоятельств дела, количества травмированных или жертв. Он может быть до 2 или до 7 — 9 лет.

ДТП по вине водителя автобуса

Ответственность за аварию для уснувшего водителя автобуса та же, что для того, кто управлял любым другим ТС. Но в происшествиях с его участием часто бывает больше пострадавших. И последствия обычно тяжелее, ведь автобус – достаточно громоздкий транспорт. Кроме того, санкции могут налагаться и по статьям, которые в отношении водителей машин не применяются.

Если автобус принадлежит предприятию или организации, возможно, накажут и должностное лицо, ответственное за поездку. Водитель на суде будет выступать как третья сторона. Хотя если он нарушил ПДД, заплатит штраф или останется без прав. Но выплачивать деньги пострадавшим по гражданскому иску придется организации, то есть юридическому лицу или работодателю. Это регламентируется частью 1 статьи 1068 ГК РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Приветствую моих читателей!

К сожалению, при вождении автомобиля может возникать такая неприятная, а иногда и трагичная ситуация, как попадание в аварию. Естественно, за нанесённый при дорожном происшествии другим вред придётся нести ответственность, а в некоторых случаях и наказание.

Вы знаете, что иногда потерпевший должен платить виновнику? Если хотите знать ответ на вопрос, когда такое происходит, а также иметь точное представление о наказаниях за конкретную аварию, то читайте эту статью. Это Кулик Илья, и сегодня я расскажу, какое наказание за ДТП в каких ситуациях полагается.

За нанесение вреда в дорожно-транспортном происшествии законодательством предусмотрено три типа ответственности:

  • гражданская ;
  • административная ;
  • уголовная .

В чём разница между видами ответственности

Гражданская означает обязанность причинителя ущерба возместить его пострадавшей стороне. По страхуется именно она, поэтому при наличии «автогражданки» ущерб возмещает страховая компания (СК).

Административная ответственность установлена за административные проступки, указанные в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Применяемыми мерами могут быть денежный штраф, ограничение в правах, арест (не превышающий 15 суток).

Уголовная – самая серьёзная, максимальное наказание по ней – это лишение свободы на значительный срок. Она наступает только когда в результате происшествия люди гибнут или получают серьёзные травмы.

Когда возникает ответственность

В каждом дорожно-транспортном происшествии наступает гражданская ответственность. То есть обязанность виновника (иногда и любого участника) возместить ущерб. А вот административная и уголовная ответственность за происшествие будет только тогда, когда пострадали люди.

Административная ответственность предусмотрена также за нарушение многих положений ПДД. Но за нарушения штраф и другие меры будут приниматься и к потерпевшему, и даже если авария не происходила. К ДТП наказание за игнорирование ПДД имеет отношение с позиции того, что от нарушения зависит вина в причинении вреда.

Только ли виноватому будет наказание за ДТП

Статьёй 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что владельцы транспортных средств (ТС) ответственны за причинение урона своими ТС другим независимо от своей виновности (исключение составляет вред владельцу другого транспортного средства).

Освободить от ответственности может только признание умышленности в действиях потерпевшего (например, суицид), а также действие непреодолимой силы (если машину перемещал ураган). Поэтому при наезде на пешехода, даже если виновен он, отвечать за нанесённый вред придётся.

Но административную и уголовную ответственность нести будет только виновник. Кроме того, не стоит путать наказание за ДТП и за нарушение ПДД. Платить штраф, например, за отсутствие страховки или прав придётся и потерпевшему.

Рассмотрим кого когда накажут на примерах

Первая ситуация. Произошла авария, в которой повредились два автомобиля и травмировался только водитель-виновник. Потерпевший ничего платить никому не должен. А ремонт машины ему оплатит СК и/или виновный в нанесении повреждений.

Вторая ситуация. Пострадал пешеход, причём он виноват. Водителю не придётся оплачивать штраф, ему не грозит заключение, но оплатить лечение и моральный ущерб пешеходу в размере, который определит суд, по закону он обязан (вред здоровью в границах страховой суммы возместит СК по ОСАГО). А вот ремонт машины должен оплатить пешеход-виновник. Это закреплено решением Конституционного Суда.

Если попал в аварию в нетрезвом виде

Само по себе попадание в ДТП «подшофе» – не правонарушение. Правонарушение – управление автомобилем по пьяни, за которое КоАП установлен штраф в 30 тыс. рублей, а также лишение прав на вождение на время от 1,5 до 2 лет. Если при этом бывший за рулём не имел водительских прав на управление таким типом ТС – арест или штраф, применяемый в первом случае.

При повторном попадании на пьяной езде в срок до года, после окончания наказания за предыдущее нарушение того же пункта правил предусмотрена даже уголовная статья с последствиями вплоть до заключения на два года. Но все это относится не только к попаданию в аварию, но и просто вождения.

Но состояние опьянения может стать причиной дорожного происшествия, и нетрезвого водителя признают виновным. Наказание за совершение аварии возможно разное, оно зависит от величины причинённого ущерба, но опьянение будет причиной усугубления наказания за нанесённый жизни и здоровью участников вред, о котором я расскажу в соответствующих подзаголовках.

ДТП произошло на встречке – какие последствия

Опять же, наказания за аварию, произошедшую из-за выезда на встречную полосу, не полагается. Административным правонарушением будет сама езда по встречке в тех обстоятельствах, когда это запрещается делать правилами движения. За это налагается денежное наказание в размере пяти тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев.

За разворот или поворот вопреки запрещающим знакам или разметке – одна-полторы тысячи рублей штрафа. За повтор нарушения возможно и лишение водительского удостоверения на целый год.

Такое наказание не зависит от наличия факта столкновения. Но выезд на встречку очень часто, становится причиной аварии, и тогда водитель, нарушивший предписания знаков и разметки, будет ответственен за последствия происшествия.

Что будет за оставление места ДТП

За уезд с места происшествия положено применение административной меры – на 1-1,5 года отберут водительское удостоверение, возможен и арест. Применение такой меры опять же не зависит от виновности участника, который покинул место аварии.

Стоит знать, что за покидание места происшествия, если уехал отвезти раненого в больницу, когда скорая не может приехать, перемещение автомобилей, если нет пострадавших, ничего не будет. В таких случаях не считается, что участник происшествия скрылся. Наоборот, невыполнение этих требований наказывается штрафом, равным одной тысяче рублей.

Будет ли наказание, если ДТП случилось без пострадавших

Если в происшествии нет раненых и погибших людей, то наступает только гражданская ответственность виновника (или всех владельцев ТС, если повреждены объекты, кроме автомобилей), которая должна быть застрахована по договору «автогражданки». А также ко всем участникам аварии будут применяться административные меры (штрафы, лишение прав, арест), если выявится нарушение ими каких-либо пунктов Правил движения.

Последствия ДТП без пострадавших в Беларуси и Казахстане

В Белоруссии, кроме штрафа за нарушение правил движения, за совершение ДТП без раненых и погибших предусмотрено административное наказание – штраф от 46 до 690 белорусских рублей (приблизительно 1 500 – 21 000 российских рублей) или лишение прав до двух лет (зависит в том числе и от причины случившегося). Но с 2010 года наказание за лёгкую аварию применяется только по требованию потерпевшего.

В Казахстане также за собственно ДТП предусмотрен отдельный штраф, который, если нет пострадавших, равен 10 месячным расчётным показателям (МРП), в 2017 году это 22690 тенге, что приблизительно равно 4200 российских рублей.

Что будет виновнику, когда в происшествии пострадали люди

А вот когда нанесён вред физическому состоянию людей, то к виновному в аварии уже будет применяться административные или даже уголовные статьи, смотря по тяжести травм. То есть наказывается непосредственно совершение аварии. При этом количество людей, получивших телесные повреждения, не учитывается: последствия будут одинаковыми в аварии и с одним, и с четырьмя пострадавшими.

И ещё. Не забывайте, что, являясь владельцем объекта-источника повышенной опасности, водитель за причинение вреда жизни и здоровью, нанесённый лицам, не управляющим другим ТС, отвечает в любом случае.

Когда участники происшествия получили только лёгкие телесные повреждения

Если из-за аварии человек стал лишь временно нездоров и практически не потерял свою работоспособность, это классифицируется как лёгкий вред. Последствия только административные – 2500—5000 рублей штрафа или год-полтора без права на вождение.

Авария с пострадавшими средней степени тяжести

Если же на лечение по больничному листу потребовалось три недели и больше, и трудоспособность, по заключению судебной медэкспертизы, утрачена менее чем на треть, то устанавливается средняя тяжесть.

Если люди получили травмы такой тяжести, то наказание для виновника составит уже от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, и прав за это лишают на срок минимум полтора, максимум – два года. В остальном же, отличий от более лёгких телесных повреждений нет.

Когда в результате аварии есть пострадавшие с тяжкими телесными повреждениями

Соответственно, если травмы не попадают под определения лёгкой и средней степени тяжести, то они расцениваются как тяжкие. А за нанесение в дорожной аварии такого вреда предусмотрена уже уголовная ответственность, и прописано о ней уже в Уголовном кодексе (УК), в статье 264.

Наказанием может быть:

  • Ограничение свободы максимум на три года;
  • Принудительные работы до двух лет, иногда с запретом заниматься определённой деятельностью в течение максимум трёх лет;
  • Арест сроком до полугода;
  • Лишение свободы на период не больше двух лет, возможно, с запретом на три года на определённую деятельность.

Здесь и далее встречается как дополнительная мера – запрет на исполнение определённой должности или занятие определённым родом деятельности. В рассматриваемых случаях речь идёт, конечно же, о запрете на управление транспортом. Точную формулировку ограничений определяет судья в своём решении.

Начиная с такого вреда здоровью начинает проявляться значение алкогольного и другого опьянения. Если у виновника обнаружат его, то меры будут более жёсткими, возможны такие варианты:

  • принудительные работы сроком максимально на три года с ограничением по должностям на такой же период;
  • лишение свободы максимально на четыре года, также с запретом на некоторые должности роды деятельности.

Какое наказание грозит лицу, не являющемуся водителем, за ДТП с ранеными

Редко виновными в аварии становятся не водители транспортных средств, а пешеходы, пассажиры, и другие участники движения. Но если в ДТП, случившемся по их вине пострадали люди, они также должны будут ответить за последствия. Впрочем, наказание более мягкое, чем для водителя.

За причинение лёгкого и средней степени тяжести вреда наказание административное – штраф размером от одной до полутора тысяч рублей.

А вот причинение тяжкого ущерба для здоровья уже уголовная статья 268. Предусмотренные по ней варианты наказаний это:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы не дольше, чем на 2 года;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Какое наказание применяется за ДТП со смертельным исходом

Если погиб только один человек и управлявший авто виновник был трезв применяется одно из двух:

  • принудительные работы до четырёх лет с ограничением по выполняемой деятельности до трёх лет;
  • лишение свободы максимум на пять лет с запретом на занятие по некоторым видам деятельности на три года.

Когда в ДТП несколько жертв, последствиями для виновника могут быть:

  • принудительные работы максимум в течение пяти лет с наложением ограничений по деятельности и должностям на период до трёх лет;
  • лишение свободы максимум на семь лет с запретом на некоторые должности и деятельность.

Если виновник ДТП со смертельным исходом был в нетрезвом виде

Самые серьёзные меры применяются в случае, когда из-за пьяного за рулём погибли люди.

Если в списке жертв аварии числится только один человек, то виновный в её совершении понесёт наказание – лишение свободы минимум на два, а максимум на семь лет с отниманием права заниматься некоторыми видами деятельности.

Если погибших несколько, то виновник, бывший нетрезвым при совершении ДТП, будет лишён свободы на срок от четырёх до девяти лет, конечно же, с ограничением по выполняемой деятельности на три года.

Если в смертельном ДТП виновник пешеход

Как я уже рассказал, виновники ДТП, не являющиеся водителем, также не останутся безнаказанными. Поэтому пешеход или пассажир, признанный виновным в происшествии с одним погибшим, наказывается:

  • ограничением свободы до 4 лет;
  • принудительными работами на такой же срок;
  • лишением свободы также не более, чем на 4 года.

А если авария повлекла смерть нескольких людей, то мерой наказания станет:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

За совершение описанных преступлений в нетрезвом виде отдельного пункта статьи не предусмотрено, но опьянение будет отягчающим вину обстоятельством.

Подведём итоги

  • все владельцы транспортных средств отвечают за ущерб , причиняемый их транспортом;
  • за большинство нарушений ПДД будет административная ответственность;
  • наказывается совершение ДТП в Российской Федерации только когда есть пострадавшие люди;
  • уголовная ответственность полагается только в крайних случаях.

Заключение

Теперь вы знаете, кому и как придётся отвечать за то или иное происшествие. Наказание за большинство случаев разумно и необходимо главным образом для того, чтобы не допустить совершение происшествий в будущем.

Если вам знакомы какие-либо частные случаи, нюансы применения наказания за ДТП, расскажите о них в комментариях ниже. Спрашивайте, если после прочтения материала что-то осталось неясным.

По традиции видео-бонус: 10 видео обязательных к просмотру :

Шаг № 1. Оценить характер аварии

Главное - постараться сохранить спокойствие и сначала оценить все обстоятельства ДТП: есть ли пострадавшие или повреждено только имущество. А уже после анализа предпринимать необходимые в каждом конкретном случае действия. Даже если вы видите, что на ваших глазах другой водитель уезжает , не пускайтесь в погоню.

Шаг № 2. Выполнить требования ПДД

Если в ходе произошедшего дорожного инцидента есть пострадавшие, то необходимо :

  1. о становить автомобиль (не трогаться с места);
  2. в ключить аварийный сигнал;
  3. в ыставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов не менее 30 метров от авто);
  4. н е передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. о ценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Если пострадавших нет и повреждено только имущество , то предпринять все указанные действия , кроме пунктов 6- 8.

Шаг № 3. Начать сбор информации об уехавшем участнике ДТП

Время ожидания сотрудников ГИБДД лучше потратить на сбор информации по ДТП и уехавшему водителю. Необходимо отнестись к процессу сбора доказательств максимально ответственно и основательно .

Все дела (административные , гражданские и уголовные) имеют различные нюансы , описанные в соответствующих кодексах . Но всегда к доказательствам по ним относят:

  • объяснения лиц, участвующих в деле;
  • показания свидетелей;
  • заключения экспертов;
  • вещественные и письменные доказательства;
  • аудио - и видеозаписи (конкретный и полный список доказательств указан в отраслевых процессуальных кодексах).

А сами доказательства должны соответствовать четырем главным критериям :

  • относимость (доказательства должны иметь значение для рассмотрения и разрешения конкретного дела);
  • допустимость (доказательства должны соответствовать требованиям закона);
  • достоверность (доказательства должны содержать сведения соответствующие действительности);
  • достаточность доказательств для разрешения конкретного дела и их взаимная связь в совокупности.

1) Поэтому для начала проверьте свой (при наличии), возможно, он зафиксировал момент аварии. М ожно ли установить лица, предметы, записан ли сам момент столкновения? Если запись заканчивается раньше момента аварии, то она не сможет стать доказательством, поскольку событие, которое имеет значение для судебного разбирательства, не зафиксировано. Кроме того, камера видеорегистратора должна захватывать часть вашей машины, чтобы была связь с объектом (как правило, это край капота). Наконец, регистратор должен фиксировать дату и время, поэтому перед каждой поездкой важно проверить, правильно ли выставлены эти показатели.


Видеозапись необходимо приобщить к протоколу . В протоколе также стоит подробно описать :

  • серийный номер, марку (если есть) прилагаемой карты памяти, на которой находится видео;
  • режим работы, записи (количество кадров в секунду); настройки цветопередачи (если использовались); модель (марку) видеорегистратора;
  • время съемки (утро, день, ночь);
  • погодные условия (темно, ясно, град, дождь, снег и т. д. );
  • дату и время произошедшего ДТП, зафиксированного на соответствующем видео;
  • все обстоятельства, запечатленные на видеозаписи (марку, тип, цвет, номер, приметы автомобиля и водителя, дорожную разметку, действия участников ДТП);
  • информацию о лице, которое производило съемку.

Как видите, все достаточно подробно. Но это в ваших же интересах!


2) Поговорите с очевидцами. Запишите их контактные данные. Спросите, возможно кто-то успел заснять ДТП на фото или видео, запомнил номера уехавшего авто или у кого-то есть данные видеорегистратора.

3) Оглядитесь по сторонам, если поблизости есть камеры наружного видеонаблюдения, обязательно сообщите об этом сотрудникам ГИБДД, чтобы они истребовали запись. Возможно, на видео будет отчетливо виден номер или другие приметы уехавшей машины, а также ее водителя.

4)Внимательно осмотрите место ДТП. Вполне вероятно, что на дороге остались куски разбитых фар, фрагменты уехавшей машины, а если повезет, то и автомобильный номер. Каждую из обнаруженных деталей нужно сфотографировать и принять меры к обеспечению сохранности всех предметов до момента приезда сотрудников ГАИ (помните, что в этой ситуации вам не помощник!). Любая мелочь может помочь в поиске машины, определении ее марки.

5) Осмотрите свой автомобиль. Оцените повреждения. Посмотрите, есть ли на машине следы краски от уехавшего автомобиля .

По приезду сотрудник ГИБДД выясняет возможное направление движения уехавшего водителя и все данные по машине. Если вы успели запомнить марку, тип, цвет, номер, приметы автомобиля и водителя, то найти его будет в разы проще.

Важно помнить о том , что в ч . 2 ст . 12 . 27 . КоАП РФ сказано , что участнику ДТП , оставившему место аварии, грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет либо административный арест на срок до 15 суток.

Если есть пострадавшие , то наказание ужесточается и зависит от тяжести полученных травм .

Шаг № 4. Оформить ДТП

  1. Расскажите подробно обо всех деталях случившейся аварии. Какая машина, с какой скоростью, на какой сигнал светофора двигалась. Важно подробно описать последовательность случившихся событий.
  2. Принимайте активное участие в установлении обстоятельств происшествия. Постарайтесь не упустить ни одну деталь.
  3. Обязательно при заполнении протокола отметьте, что один из водителей покинул место ДТП. Укажите всю известную вам на текущий момент информацию о нем.
  4. Укажите фамилии и адреса свидетелей.
  5. Внесите в протокол все возможные повреждения автомобиля, включая скрытые - это важно для последующего .
  6. Опишите подробно все полученные/ найденные доказательства, которые могут помочь в установлении обстоятельств происшествия.
  7. Внимательно ознакомьтесь с протоколом, схемой ДТП, сведениями о свидетелях перед тем, как подписать документы.

Шаг № 5. Связаться со страховой компанией

Нужно оперативно, при первой же возможности, сообщить в страховую компанию о ДТП и, не затягивая, подать все необходимые документы.

Главное , попав в ДТП , сохранять спокойствие и четко следовать букве закона . Не стоит идти на поводу у эмоций и догонять уезжающего водителя , так как это не только противоречит ч . 2 ст . 12 . 27 . КоАП РФ , но и может стать причиной повторной аварии .

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com

5/5 (3)

Что грозит виновнику ДТП с пострадавшими

Гражданин, признанный виновным в дорожно-транспортном происшествии, в результате которого жизни и здоровью людей был причинен вред, привлекается либо к административной, либо к уголовной ответственности.

То, к какой конкретно ответственности привлечь гражданина, решается исходя из тяжести вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших.

Важно! Исходя из норм, закрепленных в статье 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданин, признанный виновником аварии, в результате которой был причинен вред жизни и здоровью граждан, может быть привлечен к следующим мерам административной ответственности:

  • при причинении легкого вреда здоровью пострадавшего на гражданина, виновного в дорожно-транспортном происшествии, может быть наложен штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Альтернативой штрафу является лишение права управлять автотранспортными средствами сроком от 1 года до 1,5 лет;
  • при причинении средней степени тяжести вреда здоровью пострадавшего на гражданина, признанного виновным в дорожно-транспортном происшествии, налагается штраф, размер которого составляет от 10 000 до 20 000 рублей. Альтернативой штрафу, как и в предыдущем случае, является лишение права управлять автотранспортом на срок от 1,5 до 2 лет.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия жизни и здоровью пострадавшего был причинен тяжкий вред, то гражданин, признанный виновным в аварии, привлекается к уголовной ответственности.

Исходя из норм, закрепленных в 264 статье Уголовного кодекса РФ, этот гражданин может быть приговорен:

  • к лишению свободы сроком до 2 лет;
  • к аресту сроком до 6 месяцев;
  • к принудительным работам сроком до 2 лет;
  • к ограничению свободы сроком до 3 лет.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Эти наказания могут сопровождаться лишением гражданина права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В случае наличия обстоятельств, отягчающих вину гражданина, сроки наказания могут значительно увеличиться.

Практика показывает, что основным отягчающим обстоятельствам в этих случаях является нахождение гражданина в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, а также отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

Отметим, что в случае привлечения гражданина к уголовной ответственности гражданин автоматически лишается права управлять автотранспортным средством. Решение суда о лишении гражданина этого права приобщается к материалам уголовного дела.

Легкая степень

Гражданин, виновный в дорожно-транспортном происшествии, в результате которого жизни и здоровью граждан был причинен легкий вред, будет привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Важно! К легкому вреду относят:

  • кратковременную утрату гражданином здоровья;
  • незначительную стойкую потерю работоспособности на срок не более 21 дня.

В случае если пострадавший в ходе аварии гражданин был госпитализирован, то для определения степени тяжести причиненных повреждений экспертам предоставляется медицинская документация.

Если госпитализация не проводилась, гражданину следует самостоятельно прибыть к экспертам для прохождения судебно-медицинской экспертизы.

Наказание для виновника аварии в этом случае составит: штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей либо лишение права управлять автотранспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет.

Средняя тяжесть

К вреду средней тяжести относят:

  • длительную утрату гражданином здоровья;
  • утрату работоспособности не более чем на 1/3;
  • получение телесных повреждений и травм, требующих длительного, продолжительностью более 21 дня, лечения.

Во всех вышеперечисленных случаях не должно быть угрозы жизни пострадавшего гражданина.

После того как установлена причинно-следственная связь между аварией и вредом, причиненным здоровью потерпевшего, а также степень тяжести этого вреда, виновник привлекается к административной ответственности.

За совершение этого правонарушения виновника могут приговорить к штрафу в размере от 10 000 до 25 000 рублей либо к лишению права управлять автотранспортом на срок от 1,5 до 2 лет.

Учтите! В случае если гражданин, виновный в дорожно-транспортном происшествии, в результате которого жизни и здоровью пострадавших был причинен вред средней степени тяжести, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо ранее подвергался административному наказанию за управление автотранспортным средством в состоянии опьянения, либо был осужден по частям 2, 4 и 6 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, этот гражданин будет привлечен не к административной, а к уголовной ответственности на основании статьи 264.1 Уголовного кодекса РФ.

Тяжкий вред здоровью

В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия жизни и здоровью граждан был причинен тяжкий вред, водитель привлекается к уголовной ответственности:

  • на основании части 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ. По этой статье гражданин может быть приговорен к лишению свободы сроком до 2 лет, к аресту сроком до 6 месяцев, к принудительным работам на срок до 2 лет, ограничению свободы сроком до 3 лет. Эти наказания могут сопровождаться лишением гражданина права заниматься определенной деятельность и занимать определенные должности;
  • на основании части 2 статьи 264 Уголовного кодекса РФ. По этой статье к уголовной ответственности привлекаются граждане, находившиеся на момент дорожно-транспортного происшествия в состоянии опьянения. Эти граждане могут быть приговорены к лишению свободы сроком до 4 лет, к принудительным работам на срок до 3 лет. Эти наказания сопровождаются лишением гражданина права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия жизни и здоровью гражданина, виновного в аварии, был причинен вред, это не освобождает гражданина от обязанности выплатить компенсацию другим пострадавшим. Основанием для этого служит статья 1079 Гражданского кодекса РФ.

Гражданин, признанный виновным в аварии, в результате которой жизни и здоровью граждан был причинен вред средней степени тяжести, будет привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДТП со смертельным исходом

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли граждане, то гражданин, признанный виновным в аварии, будет привлечен к ответственности на основании частей 3-6 статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

Статья УК РФ Часть статьи Обстоятельства и последствия совершенного преступления Ограничение свободы, лет Принудительные работы, лет Арест, месяцев Лишение свободы, лет
264 1 Здоровью пострадавших причинен тяжкий вред до 3 до 2 до 6 до 2
2 Здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, виновник находится в состоянии опьянения до 3 до 4
3 Пострадавший гражданин скончался до 4 до 5
4 Пострадавший гражданин скончался, виновник находится в состоянии опьянения от 2 до 7
5 Авария привела к гибели 2 и более граждан до 5 до 7
6 Авария привела к гибели 2 и более граждан, виновник находится в состоянии опьянения от 4 до 9
264.1 Авария, в результате которой жизни и здоровью потерпевших был причинен вред, совершенная гражданином, привлекавшимся ранее к ответственности по частям 2, 4 и 6 статьи 264, либо совершенная в состоянии опьянения штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей, а также лишение права управлять автотранспортными средствами до 2

Запомните! Гражданин, отказавшийся проходить медицинское освидетельствование, будет признан находящимся в состоянии опьянения.

Как оформляется авария

Дорожно-транспортное происшествие, в результате которого жизни и здоровью граждан был причинен вред, должно быть оформлено с участием сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Кроме представителей правоохранительных органов на место происшествия вызывается скорая помощь. Инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с медиками проводят осмотр потерпевших, устанавливают гражданина, виновного в аварии, составляют протоколы и справки.

Кроме того, производится розыск и опрос граждан, ставших свидетелями аварии.

Кроме представителей вышеуказанных служб участие в оформлении дорожно-транспортного происшествия вправе принять представители страховых компаний.

Все лица, участвующие в составлении документации по факту аварии, обязаны строго соблюдать установленный порядок оформления этой документации. Ведь малейшая ошибка может привести к серьезным последствиям.

Посмотрите видео. Ответственность за ДТП с пострадавшими:

Сроки рассмотрения дела

Правоохранительным органам на расследование дорожно-транспортного происшествия, в результате которого жизни и здоровью граждан был привлечен вред, отводится 2 месяца. Практика показывает, что этот срок часто срывается в связи с невозможностью оценить степень причиненного здоровью пострадавших ущерба. В этом случае срок расследования продлевается до 6 месяцев.

За это время представители следствия должны:

  • провести опрос всех граждан, принявших участие в дорожно-транспортном происшествии;
  • зафиксировать показания свидетелей аварии;
  • провести необходимые исследования и экспертизы.

Внимание! Если на место дорожно-транспортного происшествия была вызвана бригада скорой медицинской помощи, то до того момента, как завершится расследование аварии, получить постановление из Государственной инспекции безопасности дорожного движения невозможно. Это в свою очередь приводит к задержке страховых выплат.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Гражданину, обвиняемому в совершении дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был причинен вред жизни и здоровью граждан, имеет смысл привлечь для защиты законных прав и интересов профессионального юриста, который сможет оценить перспективы дела и выявить обстоятельства, смягчающие вину гражданина.

К обстоятельствам, смягчающим вину, относят:

  • наличие на попечении у гражданина малолетних детей, граждан, признанных недееспособными, и так далее;
  • авария произошла из-за незначительного нарушения правил дорожного движения;
  • для женщин смягчающим обстоятельством станет беременность;
  • гражданин впервые совершил правонарушение;
  • после аварии гражданин активно оказывал помощь пострадавшим.

Важно! Стоит отметить, что, помимо смягчающих, существуют и отягчающие вину гражданина обстоятельства:

  • нахождение гражданина в момент дорожно-транспортного происшествия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • гражданин неоднократно привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения;
  • гражданин не предпринял попытку оказать помощь пострадавшим и попытался скрыться с места происшествия.

Куда обращаться пострадавшему от ДТП

Отметим, что пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия могут потребовать компенсировать не только вред, причиненный здоровью.

Компенсации подлежат:

  • выгода, упущенная гражданином за время нетрудоспособности;
  • затраты на услуги медицинских работников, лекарственные препараты, обследования и так далее;
  • если в результате полученных травм гражданин не сможет продолжить осуществлять трудовую деятельность, компенсации подлежат и расходы на переобучение гражданина.

Эти расходы могут быть компенсированы за счет обязательного страхования автогражданской ответственности. Исходя из норм, закрепленных в 7 статье Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью граждан, выделяется 500 000 рублей.

Исходя из норм, закрепленных в статье 1100 Гражданского кодекса РФ, граждане, пострадавшие в результате аварии, вправе потребовать от виновника компенсации морального ущерба. Здесь необходимо отметить, что моральный ущерб не может быть компенсирован выплатами в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности.

Для получения компенсации морального ущерба потерпевшему необходимо предъявить соответствующие требования в рамках административного или уголовного производства.

Документы для получения страховой выплаты

Чтобы получить полагающиеся в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности выплаты, потребуется подать в страховую компанию следующую документацию:

  • заполненное заявление на получение страховой выплаты;
  • заключение, выданное судебно-медицинской экспертизой, в котором указывается характер и тяжесть повреждений;
  • справку, подтверждающую размер ежемесячного дохода пострадавшего на момент аварии;
  • больничный лист, в случае наличия;
  • выписку из истории болезни, а также финансовую документацию, подтверждающую факт несения расходов на лечение и приобретение лекарственных препаратов.

Отметим, что в такой ситуации помощь юриста окажется полезной как гражданину, потерпевшему в результате аварии, так и виновнику случившегося.

Юристы смогут защитить интересы гражданина, отстояв законные права и интересы в споре со страховыми компаниями и в ходе судебных разбирательств.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о выплате страхового возмещения:

Что делать водителю

Дорожно-транспортное происшествие является стрессовой ситуацией для всех участников. Особенно для виновного гражданина. Оказавшемуся в такой ситуации гражданину необходимо сохранить самообладание. Ни в коем случае нельзя пытаться скрыться с места происшествия.

Учтите! Особое внимание следует уделить документации, составляемой на месте аварии. Малейшая небрежность может привести к тяжелым последствиям.

Поэтому следует тщательно проверить:

  • протокол, составленный по факту аварии;
  • достоверность составленной схемы дорожно-транспортного происшествия и данных, вносимых в справку;
  • оформление показаний очевидцев;
  • результаты проведенных экспертиз, включая медицинское освидетельствование.

Гражданину, находящемуся в стрессе, будет очень сложно сделать все это. Поэтому целесообразно привлечь юриста, практикующего в сфере автомобильного права.

Исковое заявление на возмещение имущественного и морального вреда

Гражданин может подать одно исковое заявление, объединив требования как имущественного, так и неимущественного характера.

Исковое заявление составляется на бумажном носителе и скрепляется собственноручной подписью подающего иск гражданина или законного представителя.

Исковое заявление содержит в себе следующие сведения:

  • полное наименование судебной инстанции, в которую иск будет подан;
  • фамилию, имя и отчество гражданина, подающего заявление, а также информацию о месте регистрации и фактического проживания, о документе, удостоверяющем личность, и номере контактного телефона;
  • максимально подробную информацию о лице, выступающем ответчиком;
  • конкретные требования, удовлетворения которых добивается истец;
  • доказательства обоснованности предъявляемых истцом требований;
  • документальное подтверждение попытки урегулировать спор в досудебном порядке;
  • подробный список всех прилагающихся к исковому заявлению материалов.

За возмещением морального вреда гражданин вправе обратиться как в суд общей юрисдикции, так и в мировой суд. Иски о возмещении морального ущерба подаются в судебную инстанцию по месту нахождения ответчика. Однако если установить место нахождения ответчика невозможно, иск можно подать в судебную инстанцию по месту нахождения истца.

Отметим, что мировые суды рассматривают иски, стоимость которых не превышает 50 000 рублей. В ряде случаев, признающихся особыми, мировые суды могут рассмотреть иски стоимостью до 100 000 рублей.

При этом иски, содержащие только требования неимущественного характера, мировыми судами не рассматриваются. В этом случае, а также в случае, если стоимость иска превышает вышеуказанные пределы, подавать исковое заявление следует в судебную инстанцию общей юрисдикции.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец иска в суд о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина в результате ДТП и выплате компенсации морального вреда: