Анкеты по профилированию безработных граждан. Технология по профилированию безработных граждан в камчатском крае

1.12. Профилирование безработных граждан.

Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан осуществляется в соответствии с технологией по профилированию безработных граждан в краевых государственных казенных учреждениях центрах занятости населения Камчатского края (далее – технология), утвержденной приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 № 39.
1.12.1. Проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, оптимизация мер по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе.

Целью профилирования является оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве. Профилирование проводится как для вновь обратившихся граждан, так и для стоящих на учете (не реже одного раза в три месяца).

Региональная технология предусматривает распределение безработных граждан по 5 профильным группам.Распределение безработных граждан по профильным группам в 2016 году представлено в таблице.
человек


Распределение по профильным группам

Численность безработных граждан, охваченных профилированием в 2016 году

за отчетный период

на конец отчетного периода

состоят

на учете на конец отчетного периода с измененной группой профилирования


Всего профилированы

6854

3105

351

Готовы приступить к работе

73

25

12


508

199

63



5989

2742

223



48

24

9



236

115

44

Для повышения эффективности содействия службы занятости в трудоустройстве безработных граждан при их распределении на профильные группы применяются следующие меры.

Работа специалистов службы занятости населения проводится в несколько этапов. На первом этапе определяется профильная группа в зависимости от мотивации и потенциала граждан. Далее формируется план необходимых мероприятий, в зависимости от того, в какую группу был включен гражданин и в соответствии с этим используются различные формы работы. В ходе проведения мероприятий с гражданином проводится мониторинг профильной группы и корректировка плана мероприятий. Такие этапы позволяют более качественно оказывать государственные услуги содействия в поиске подходящей работы и минимизировать сроки безработицы.

После проведения мероприятий по профилированию безработных граждан в отчетном периоде трудоустроено 3104 человека, что составляет 45,2% от общего количества признанных безработными.

Анализ показателей проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в 2016 году по сравнению с прошлым годом показал увеличение численности граждан, принявших участие в профилировании, на 7,7%. В динамике распределения безработных граждан по профильным группам отмечено увеличение на 62,0% численности граждан, отнесенных к группе «Готовы приступить к работе», на 10,7% – к группе «Условно готовы приступить к работе со средней мотивацией, на 8,3% – к группе «Условно не готовы приступить к работе». При этом отмечено снижение численности граждан по следующим профильным группам: «Условно готовы приступить к работе с высокой мотивацией» (на 14,0%), «Условно готовы приступить к работе с высоким потенциалом» (на 51,5%).
1.12.1. Доля зарегистрированных безработных граждан, охваченных мероприятиями по профилированию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан.
В 2016 году в органах государственной службы занятости населения Камчатского края 6871 гражданин зарегистрирован в качестве безработного, из них 6854 человека или 99,8% были профилированы.

Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете на конец отчетного периода, составила 3109 человек, из них 3105 человек или 99,9% – профилированы.

Сравнительные показатели проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в 2015, 2016 годах представлены в таблице.


Отчетный период

Доля безработных граждан, охваченных профилированием, из числа признанных безработными, %

Из гр. 2: доля безработных граждан, получивших после профилирования государственные услуги, %

за отчетный период

на конец отчетного периода

нашли работу (доходное занятие)

направлено на профобуче-ние

профессиональная ориентация

психологическая поддержка

социальная адаптация

1

2

3

4

5

6

7

8

2015 г.

99,0

99,9

40,0

8,5

61,4

9,8

9,9

2016 г.

99,7

99,8

45,2

9,2

69,3

10

10

1.12.3. Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.
Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявлять причины их безработицы и планировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения. Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости.

В 2016 году повысился уровень трудоустройства граждан всех профильных групп. Увеличение доли трудоустроенных из числа профилированных граждан в разрезе профильных групп показано в таблице.


Профильная группа

Доля трудоустроенных из числа безработных граждан, %

Увеличение (снижение)

2015 год

2016 год

Готовы приступить к работе

46,6

58,9

+12,3

Условно готовы приступить к работе с высокой мотивацией

40,1

44,3

+4,2

Условно готовы приступить к работе со средней мотивацией

40,7

45,3

+4,6

Условно готовы приступить к работе с высоким потенциалом

42,4

68,7

+26,3

Условно не готовы приступить к работе

18,3

36,8

+18,5

Всего профилировано

39,9

45,3

+5,4

1.12.4. Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.
В целях совершенствования деятельности по профилированию безработных граждан, предлагаем разработать сборник лучших практик проведения мероприятий по профилированию безработных граждан органами службы занятости субъектов Российской Федерации.

Одним из новых направлений в работе Центра занятости населения г. Чебоксары является профилирование безработных граждан. Технология работы по профилированию заключается в распределении безработных граждан по четырем социально-психологическим группам. Критериями отнесения к тому или иному профилю является конкурентоспособность безработного на рынке труда и уровень мотивации к поиску работы и занятости. Технология профилирования определяет положение безработного на рынке труда и необходима для подбора центром занятости оптимальных мер по содействию занятости и социально-профессиональной адаптации на рынке труда. Целью профилирования является предупреждение длительной безработицы.

Профилирование проводится с июля 2004 года. Первый этап заключался в распределенииграждан, признанных безработными, по четырем профилям. По состоянию на 01.07.2005 по профильным группам распределены 4325 безработных, это 92,4% от всех состоящих на учете зарегистрированных граждан. Всего за I полугодие в центр занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 10862 гражданина, процедуру распределения по профильным группам прошли 8156 обратившихся граждан. В их составе: 1) 6,6% граждан группы А (Активные ), они конкурентоспособны и отличаются высокой мотивацией к трудоустройству, хотят и могут самостоятельно найти работу; 2) 54,1% граждан с профильной группой Б (Ищущие ),которые активно ищут работу, но не имеют определенных навыков, отвечающих рынку труда и требованиям работодателей, поэтому менее конкурентоспособны граждан группы А; 3) 7,4% безработных группы В (Пассивные ) отличаются слабым или низким уровнем мотивации к трудовой деятельности и недостаточностью профессиональных знаний, умений и навыков; 4) 31,9% граждан относятся к группе Г (Манипуляторы ), они отвечают требованиям рынка труда, но не заинтересованы в поисках работы.

Следующий этап реализуется с 2005 года и заключается в отработке механизмов оказания практической помощи безработным в соответствии с принадлежностью к определенной профильной группе. С января 2005 года в практике работы центра занятости населения проведение групповых консультаций с безработными гражданами профилей А, Б и В, Г. За шесть месяцев т.г. проведено 6 консультаций с 81 безработным гражданином. Программа занятий включает знакомство с ситуацией на рынке труда, способами поиска вариантов трудоустройства, технологией трудоустройства (составление резюме, поиск работы по телефону, собеседование с работодателем), включая навыки самопрезентации.

Анализ трудоустройства показывает, что 44,4% обратившихся, имеющих на момент проведения профилирования группу А, находят работу. Среди трудоустроенных центром занятости за шесть месяцев 2005 года 50,2% граждан имеют на момент трудоустройствапрофильную группу Б; 27,7% - группу Г; 16,7% - группу В.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Трудовое право

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Приоритетным направлением государственной политики на рынке труда является разработка и реализация активных программ по оказанию содействия незанятому населению в поиске работы и помощи в трудоустройстве, в повышении конкурентоспособности безработного на локальном рынке труда. Для постоянного роста эффективности этого содействия требуется разработка и использование современных методик работы с безработными. Как показывает международный опыт и практика работы служб занятости некоторых российских регионов, профилирование безработных - одно из перспективных направлений деятельности службы занятости. Профилирование представляет собой систему разделения безработных на категории, или группы, в соответствии с возможным риском длительной безработицы. Он оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, которые отражают потенциал трудоустройства и мотивацию к труду. С целью повышения этого потенциала для тех групп граждан, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях, определяются наиболее предпочтительные активные программы занятости. Центром экономических и финансовых исследований и разработок РФ был проведен выборочный анализ используемых в органах занятости пилотных регионов технологий работы с безработными гражданами и принятого порядка включения безработных в состав участников активных программ занятости. К пилотным регионам отнесены Республика Карелия, Челябинская, Московская, Омская и Воронежская области. Сотрудники центра провели серию интервью со специалистами центров занятости населения данных регионов, изучили методики и информационные материалы, раскрывающие используемые технологии. Была также подготовлена специальная анкета, вопросы которой нацелены на выявление практики работы с безработными гражданами, и в частности, критериев их отбора для участия в активных программах занятости. Результаты проведенных исследований и стали предметом обсуждения на семинаре-совещании в Минтруде РФ, состоявшемся 10 сентября. Открыли и вели семинар заместитель министра труда и социального развития РФ М. А. Топилин и замсетитель генерального директора Российского фонда социальных реформ В. В. Трубин. С докладами об основных положениях проекта методики профилирования безработных граждан и организационно-правовых аспектах реализации этой методики выступили ведущие научные сотрудники Центра экономических и финансовых исследований и разработок, руководитель работ по проекту И. А. Денисова и заместитель руководителя С. М. Гуриев. В работе семинара-совещания участвовал и выступал руководитель Департамента ФГСЗН по Республике Карелия М. В. Анненков. Состоялась дискуссия по обсуждению проекта методики профилирования безработных в качестве основы планирования активных программ содействия занятости населения. В ней приняли участие представители Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерства труда и социального развития РФ, Департаментов ФГСЗН субъектов Российской Федерации, представительства Всемирного банка в Москве, научной общественности. По общему мнению участников семинара-совещания, методики профилирования, разработанные специалистами региональных служб занятости, распространение и использование систематизированного и обобщенного опыта в этом направлении, призваны, по мнению разработчиков проекта, повысить эффективность работы центров занятости населения. В четвертом квартале текущего года планируется проведение эксперимента по практическому применению разработанных автоматизированных методик, в том числе в службе занятости Карелии.

Cамозанятость безработных на основе предпринимательской деятельности

Еще в первой половине 90-х годов республиканская служба занятости населения стала помогать гражданам, оставшимся без работы, в организации предпринимательской деятельности. Тогда же определились и принципиальные особенности содействия самозанятости безработных. Субсидия, компенсирующая часть расходов на организацию собственного дела, выдавалась единожды, причем на ее размер не влияли ни сумма пособия по безработице, выплаченного ранее, ни затраты на обучение или переобучение. Претендент обязательно должен был представить технико-экономическое обоснование (бизнес-план) будущей деятельности, который подтверждал бы серьезность его намерений и эффективность использования средств. Служба занятости содействовала в организации собственного дела только тем безработным, кому невозможно было найти подходящую работу. Все отношения службы занятости с гражданином оформлялись в виде договора. С 1996 года снизились страховые взносы в фонд занятости, выросли долги по пособиям перед безработными гражданами. Как следствие, ряд активных программ на рынке труда, в том числе субсидируемая самозанятость, был свернут. В 1998 году начались положительные изменения, обусловленные, прежде всего, опытом работы службы занятости населения в условиях дефицита денежных средств, взаимозачетами с предприятиями, задолжавшими в Государственный фонд занятости, и с безработными. В основе технологии взаимозачетов лежал принцип движения не реальных денежных средств, а товарно-материальных ресурсов в натуральном виде. В течение 1998 года специалисты республиканской СЗ изучали опыт организации самозанятости населения, проживающего в сельской местности, в Пензенской, Ярославской и Тверской областях. Все последние годы наибольшие проблемы вызывало трудоустройство именно этой категории безработных, так как привычная система государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий была практически разрушена. Это привело их к крайне тяжелому финансовому и экономическому положению, вызвало резкое сокращение объемов производства мясомолочной, растениеводческой продукции, производства пушнины и, как следствие, массовую безработицу на селе. Опираясь на опыт коллег в других областях РФ, методические и нормативные материалы, анализ ситуации на республиканском рынке рабочей силы, Министерство труда и занятости РК разработало и утвердило в мае 1999 года Порядок работы с безработными гражданами, постоянно проживающими в сельской местности и желающими начать собственное дело по производству сельскохозяйственной продукции. К сожалению, в 1999 году значительных результатов в сфере самозанятости безработных граждан достигнуть не удалось. Всего 9 человек открыли свое дело. В Олонецком районе 24 человека заключили трудовые соглашения с сельхозпредприятиями о выращивании овощей на арендованном участке земли Главная причина невысоких результатов - не удавалось преодолеть недоверие безработных к новой форме занятости, подготовить их организационно и психологически. Те же, кто проявил интерес к индивидуальной предпринимательской деятельности, столкнулся с проблемой: не хватало знания даже элементарных основ предпринимательства. Тогда Департаментом была продумана модель практической помощи: выездные одно- двухдневные семинары по месту жительства граждан. Целями экспресс-учебы была психологическая подготовка и ориентирование безработных граждан на самозанятость, а также обучение основам предпринимательской деятельности. Семинары для специалистов службы занятости и безработных, желающих самим обеспечить себя работой, прошли в Пудожском, Олонецком, Медвежьегорском, Лоухском, Суоярвском, Лахденпохском, Беломорском, Питкярантском районах, а также г. Сортавала. Проблемы сельской самозанятости обсуждались со специалистами администраций местного самоуправления, занимавшимися вопросами сельского хозяйства. К проведению учебы привлекались специалисты налоговой инспекции, Пенсионного фонда, администраций местного самоуправления. На занятиях освещались на доступном уровне общие вопросы предпринимательства, давались рекомендации по составлению бизнес-планов, юридические и методические консультации. В течение 2000 года более 600 безработных граждан получили информационно-методическую помощь по вопросам предпринимательства и практическую помощь в составлении бизнес-планов. Финансовая помощь (субсидия на организацию собственного дела) была оказана 216 безработных гражданам. Всего в 2000 году на субсидии для поддержки предпринимательской деятельности было выделено из средств Государственного фонда занятости населения 1096 тыс. рублей. Это позволило 184 чел. заняться животноводством, 7 - растениеводством, 4 - рыболовством и 2 - пчеловодством. 19 человек приступили к деятельности в других отраслях, не связанных с сельским хозяйством (бытовое обслуживание, транспортные услуги, производственная деятельность). Наибольшее количество безработных граждан трудоустроили на условиях самозанятости Пудожский (72 чел.), Олонецкий (53 чел.), Медвежьегорский (36 чел.) отделы занятости населения. "Программа содействия занятости населения РК на 2001 год" предусматривала оказание финансовой помощи 200 безработным гражданам, оформляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом работать предстояло в новых условиях - бюджетного финансирования и юридической самостоятельности центров занятости населения. По-прежнему содействие самозанятости оказывалось преимущественно безработным гражданам, проживающим в сельской местности. Однако теперь акцент переносился на организацию собственного дела в сфере бытового обслуживания населения. В связи с этим Департамент разработал образец бизнес-плана мини-парикмахерской. В 2001 году семинары по проблемам организации самозанятости безработных были проведены в Прионежском, Пряжинском и Медвежьегорском районах, в городах Сортавала и Костомукша. В условиях перехода на бюджетное финансирование существовавшая ранее нормативная база перестала действовать, а новый нормативный документ "Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета" был утвержден приказом Министерства труда и социального развития РФ только 16 февраля 2001 года. Были потеряны 2 месяца. В 2001 году 306 человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, из них 279 чел. (83,2 % - в сельской местности) получили финансовую помощь в виде субсидий из федерального бюджета на общую сумму 2566,6 тысячи рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2000 г.. Размер субсидии для организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица был установлен в пределах суммы 12-кратного утвержденного на момент заключения договора минимального прожиточного уровня в регионе. Свыше 80 % безработных занялись животноводством и выращиванием птицы, остальные - преимущественно растениеводством и сферой бытовых услуг. Наиболее активно в 2001 году помогали организации самозанятости безработных граждан Пудожский (53 чел.), Медвежьегорский (42 чел.), Олонецкий (31 чел.), Суоярвский (34 чел.), Пряжинский (20 чел.), Прионежский (19 чел.), Питкяратский (19 чел.) центры занятости населения. Таким образом, Департаментом, центрами занятости населения за 1999-2001 гг. был накоплен достаточно большой опыт в сфере поддержки предпринимательской активности безработных граждан. Свыше 2 тысяч безработных граждан получили консультационные и учебно-методические услуги, 504 из них занялись предпринимательской деятельностью, получив субсидии, 75 трудоустроились, арендуя землю. Г. ЗАВОДОВСКИЙ, заместитель руководителя Департамента ФГСЗН по РК.

Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 464 с.
  2. Труд и занятость в России. 2005. – М.: Росстат, 2006. – 504 с.
  3. Экономическая активность населения России. 2006. – М.: Росстат, 2006. – 208 с.
  4. И.М. Алиев, Н.А. Горелов. Политика доходов и заработной платы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
  5. Экономическая активность населения России 2008. – М.: Росстат, 2008. – 168 с.
  6. И.И. Глущенко. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
  7. С.М. Швец. Формирование инвестиционной политики рационального освоения недр. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 528 с.
  8. А.М. Артемьев. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: организационно-правовой аспект. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. – 144 с.
  9. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Теория и практика. – М.: МИК, 2011. – 400 с.
  10. А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2013. – 152 с.
  11. Валерий Плашенков, Любовь Антропова und Наталья Дорофеюк. Механизмы реализации активных и интерактивных методов обучения в ВУЗе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
  12. Владимир Лапин und Юрий Лапин. Приоритеты налоговой политики России в условиях новой экономики. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 184 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Прогноз и структура потребности в кадрах на территории области. Организация профессионального обучения безработных граждан. Анализ эффективности услуг по профессиональной переподготовке за счет средств центра занятости населения в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2016

    Проблема занятости и трудоустройства. Социальная поддержка безработных граждан. Размеры пособия по безработице. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска. Рекомендации по улучшению деятельности ГУ Центр занятости населения.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Обзор литературы по проблеме развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Структура психодиагностического исследования. Методические рекомендации по развитию профессиональной компетентности в работе с детьми-инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2012

    Социальная работа среди безработных. Роль социальных работников в защите безработных. Государственные гарантии безработным в области занятости. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения. Технология и подходы к поиску работы.

    реферат , добавлен 08.12.2007

    Сущность, причины, виды и формы безработицы. Проблемы занятости населения и основные направления государственной политики занятости. Характеристика деятельности социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости в России.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность безработицы и факторы ее возникновения, принципы формирования системы социальной защиты безработных. Типы безработных, их распространенность в современной России. Потребности и мотивы обращения безработных в службу занятости в городе Чебоксары.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Анализ кадрового потенциала учреждений социально-психологической коррекции. Обзор типологии компетентности сотрудников системы социальной защиты населения. Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, ЯрославльО профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местных рынках труда оставляют желать лучшего, службы занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности, т. е. организация работы центров занятости по профилированию безработных по группам.

История вопроса

Работая в государственной службе занятости с момента ее образования, я имею возможность воочию наблюдать все этапы ее деятельности, напрямую связанные с изменениями общероссийского и регионального рынка труда. Началу 90-х годов была свойственна относительно небольшая численность безработных, значительную часть которых составляли высвобожденные инженерно-технические работники и служащие. Середину 90-х годов отличало примерно одинаковое число уволенных по собственному желанию и уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата. В службу занятости стали обращаться граждане, длительное время не работавшие. Прослышав о существовании такой службы, где выплачивают пособие по безработице вместе с доплатами на иждивенцев и при этом сохраняется трудовой стаж, годами не работавшие граждане хлынули в органы занятости. Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжала ухудшаться.Конец десятилетия был отмечен резким спадом производства, значительным сокращением общего числа рабочих мест, ростом безработицы, обострением социальной напряженности. Главными целями государственной службы занятости стали содействие в трудоустройстве гражданам, обращающимся за помощью в поисках работы, и социальная поддержка особо нуждающихся категорий населения.Начиная с 1999 г., когда обозначился экономический рост, количество свободных рабочих мест во многих регионах России начало увеличиваться. Это привело к тому, что у людей появилась возможность выбора места работы. В результате обращаемость граждан в органы службы занятости снизилась, а численность регистрируемой безработицы к концу 2000 г. резко уменьшилась. Эти явления не замедлили сказаться на структуре незанятых граждан и качественном составе ищущих работу. Наиболее мобильная, подготовленная часть их достаточно быстро трудоустраивалась и снималась с учета, оставались те, кто либо не мог, либо не торопился приступать к работе.Именно в 2000 г. мы, специалисты Самарской областной службы занятости, впервые услышали о программах профилирования. В июле того же года был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р “Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы”). В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе службы занятости с обращающимися к ней за помощью гражданами, в частности касающиеся “внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных”. Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в федеральную и региональные программы содействия занятости населения на 2002–2005 гг.В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение стали приобретать качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. В марте 2001 г. в журнале “Человек и труд” была опубликована статья специалистов из Санкт-Петербургской службы занятости А. Соловьева и И. Шолохова “Профилирование безработных”.Авторы статьи предлагали четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование исходя из потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи.При профилировании безработных специалистам службы уже в процессе первичного приема, перерегистрации, профконсультирования, профориентации и других процедур необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. Задача следующего этапа – подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в службу занятости попадает в одну из трех социально-психологических групп:“А” – имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца. Помощь службы занятости гражданам из группы “А” заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (трудоустройство на имеющиеся свободные рабочие места, профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в т. ч. специализированных, рабочих мест и др.).“Б” – лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости – не более четырех месяцев. Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа “Б”) необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).“В” – все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев). Для граждан из группы “В”, с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на общественные работы, или, как альтернатива, – оформление досрочной пенсии.К сожалению, никаких предложений, касающихся дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости в части программ профилирования, авторы статьи не рассматривали.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, Ярославль

Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 гг. (постановление Правительства Москвы от 16.07.02 № 548-ПП “О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 годы”) предусматривает внедрение новых технологий в практику профориентационной работы; совершенствование услуг по психологической поддержке и социальной адаптации граждан; участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан; ориентация программ трудоустройства и материальной поддержки на наиболее уязвимые категории безработных граждан (по результатам профилирования).

Сроки и этапы реализации программы содействия занятости населения
г. Москвы на 2002–2005 гг.:
первый этап – 2002–2003 г.,
второй этап – 2004–2005 г.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан.

В среднесрочной перспективе предполагается внедрение новых методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной увязки выплаты пособий с результатами профилирования.

За последние два года в Саратовской области удалось значительно повысить число обращений в службу занятости, в т. ч. и незанятого населения. Этому способствовали расширение информированности населения, создание центров самостоятельного поиска работы, разнообразие программ, повышающих возможность трудоустройства незанятого населения. У специалистов службы возникли серьезные опасения, что с отменой некоторых из них и значительным сокращением финансирования из федерального бюджета определенные результаты, достигнутые в 2001 г., резко снизятся, что может вызвать рост безработицы.

В этой связи перед центрами занятости были поставлены задачи увеличения численности граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве за счет повышения эффективности работы. Для этого в Департаменте были определены три головных центра занятости населения по отработке технологий профилирования безработных граждан, предрасположенных к длительной безработице, усиления взаимодействия с работодателями. После апробирования в головных центрах данные технологии будут внедряться в других центрах области в зависимости от структуры зарегистрированных безработных и ситуации на рынке труда.

Специалистами Департамента ФГСЗН по Ярославской области в 2003 г. разработано методическое пособие “Технология работы специалистов службы занятости по организации и проведению профилирования безработных граждан”. Как явствует из данного пособия, технология разработана в соответствии с действующим законодательством о занятости и содержит формы анкет, структуру анализа мотивации к трудоустройству, признаки определения профильных групп, основные методы работы по ним, а также направления взаимодействия с гражданином.

О профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

Следует отметить, что Планом действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р, Минтруду России было поручено разработать эффективные механизмы проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных граждан. В этой связи в апреле 2001 г. Минтруд России обратился к территориальным органам по вопросам занятости с просьбой представить свои предложения, направленные на определение методов и форм работы с гражданами, имеющими различные возможности возвращения к занятости, и разработку технологий работы службы занятости с указанными гражданами.

Предложения должны были содержать:

1) перечень групп граждан, ищущих работу в зависимости от имеющихся у них возможностей возвращения к занятости, и критерии отнесения указанных граждан к различным группам;

2) перечень услуг (специальных программ) по возвращению к работе и условия их предоставления для различных групп граждан, ищущих работу;

3) технологии работы с различными группами граждан;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о занятости, предусматривающие профилирование безработных по группам.

Кстати сказать...

Во многих странах Запада система профилирования достаточно хорошо развита. Она является основополагающей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу, и широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса “долгосрочного” безработного и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и возвращения работников к занятости (WPRS).Безработные, часто теряющие работу и имеющие право на пособие по безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие. Модель содержит следующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в прошлом и местный уровень безработицы. Профилированные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобучением, т. к. они более дорогостоящие. В Бельгии планирование действий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, причем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по составлению плана влечет за собой применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы. План имеет список мер: участие в консультациях по поиску работы, профессиональное обучение, субсидирование занятости.Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вмешательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе занятости ищущий работу и консультант договариваются о плане “возвращения к работе”, который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска работы. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения “пособия ищущим работу”. По истечении 13 недель безработицы план действий может быть пересмотрен. По истечении 6 месяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе “Новый старт” с дальнейшими повторами через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматриваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того как период безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного курса “Новый старт”.

Кроме того, предполагалось представление разработанных и используемых в работе центров занятости методических рекомендаций по работе с различными категориями граждан, технологий работы центров занятости и других методических материалов, которые могли быть использованы при совершенствовании законодательной базы и нормативной базы в сфере занятости населения.

Департамент ФГСЗН по Самарской области в ответ на вышеназванное письмо Минтруда представил свои предложения. Так, специалисты службы занятости Самарского региона считали целесообразным проводить профилирование безработных по следующим группам:

группа 1 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе при наличии вакансий. Эти граждане имеют специальности или профессии, конкурентоспособные на рынке труда, психологически готовы приступить к работе и для их трудоустройства требуется только подбор соответствующих вакансий;

группа 2 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе, но для их трудоустройства необходимы стажировка на рабочем месте либо организация непродолжительного обучения;

группа 3 – граждане, которые могут быть трудоустроены только после серьезного обучения и проведения мероприятий по психологической поддержке для адаптации к условиям рынка труда;

группа 4 – граждане, психологически не готовые приступить к работе, и образование которых не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Для оказания действенной помощи гражданам по их возвращению к работе необходимо прежде всего выстроить соответствующую технологию работы. По мнению специалистов Самарской службы занятости, данная технология должна обеспечивать:

– индивидуальность подхода к каждому безработному, исходя из его психологических и профессиональных особенностей;

– организацию приема безработных по профессионально-квалификационным категориям, возрастным группам, принадлежности к категории граждан, нуждающихся в социальной защите (особенно инвалидов);

– организацию специальной подготовки для сотрудников, ведущих прием безработных;

– доступ безработных, желающих работать, к оперативной информации по мере поступления вакансий, а не по мере наступления срока контрольных явок (дат перерегистраций).

Лишь в 2003 г. российские законодатели внесли дополнения в ст. 14 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), расширив деятельность государства, направленную на содействие “полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения”, такой позицией, как “внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан”. Здесь имеется краткое определение профилирования как распределения безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

И опять приходится сожалеть, что мы, специалисты государственной службы занятости, ничего конструктивного, нормативно закрепленного в отношении профилирования безработных граждан, в новой редакции Закона о занятости не получили. Но тем не менее не надо расценивать этот факт как основание для уныния. Напротив, полагаю, что следует подвести промежуточные итоги и сформулировать свои предложения.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что работа по организации профилирования категорий безработных в России медленно, но верно идет. Во многих территориальных органах по вопросам занятости населения специалисты пытаются внедрять у себя в работе отдельные элементы профилирования. Есть определенные попытки выстроить свою систему, включающую базовые процедуры первичного обращения гражданина в службу регистрации его в качестве безработного и т. д. Однако все это, на мой взгляд, носит поверхностный, фрагментарный характер, поскольку сегодня у специалистов государственной службы занятости нет самого главного – нормативно-правовой базы профилирования безработных граждан. Предвижу удивление, негодование и другие негативные эмоции, связанные с отрицанием моего утверждения, т. к. здесь срабатывает уже сформировавшийся стереотип, что профилирование – это удел только профконсультантов. Полагаю, что определить, к какой группе относится наш клиент, означает лишь первый шаг в данном направлении. За определением группы стоит определение объема услуг для каждого конкретного гражданина, обратившегося в службу занятости. Это напрямую связано и с выбором программы активной политики занятости, и с мерой материальной поддержки в период безработицы.

Необходимо нормативно закрепить сроки проведения обязательного глубокого интервью каждого безработного гражданина для выбора стратегии поиска работы – при постановке на учет, через 3 месяца безработицы, через 6 месяцев и т. д. Кроме того, крайне важно, когда и при каких условиях результаты интервью могут служить основанием для определения объема услуг, предоставляемых службой занятости. Эти позиции напрямую связаны с правами, обязанностями и мерой ответственности как безработных граждан, так и специалистов службы занятости. По большому счету, необходимо решить вопрос, на каких условиях безработный гражданин будет принимать участие в программе профилирования – факультативных или обязательных, и исходя из этого выстраивать дальнейшие отношения со службой занятости.

Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального безработного и специалиста центра. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой занятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда.