Вокал нужно ли делать задержку вдоха. Уроки вокала - правильное дыхание и опора вокалиста

Воздушная струя, в среде которой и образуется звук, должна быть очень точно управляемой. Ведь ее воздействие на голосовые складки крайне велико. Если не уметь именно управлять силой своего набранного и выдыхаемого воздуха, то никогда не добиться координации, воздух всегда будет занимать по отношению к работе складок не согласованную позицию. То его мало, то много, но никак не могу попасть, чтобы нота была плотной и качественной… Проблемы с верхами, с силой голоса, с «киксами», голосовая усталость… Одной из основных причин всех этих неприятностей является неуправляемое дыхание.

Давно, опять же, замечено, что певческое дыхание отличается от разговорного в первую очередь своей, что ли, «растянутостью», длительностью и ровностью фонационного выдоха. В повседневной речи фразы могут быть разными, кто-то говорит коротко и односложно, а кто-то шпарит сложносочиненными предложениями. А посмотрите на речь диктора? Это уже совсем другое дыхание, сбалансированный и ровный, длительный выдох. Речь устойчивая по тембру и силе, с хорошей дикцией, с передачей эмоционального оттенка...

Вокал - еще более высокий уровень владения своим дыханием. Тут и длительность гласных совершенно другая, и сила голоса, и высотность...

Ученые, занимавшиеся изучением дыхания при пении, обратили внимание на то, от чего зависит ровный и устойчивый фонационных выдох - энергетическая основа звука. Энрико Карузо по этому поводу говорил: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его пра­вильно и экономно использовать зиждется все искусство пения.» Эта фраза не менее актуальна для любого современного вокального стиля, чем для классики.

«Какие же дыхательные движения характерны для опытных певцов? Несмотря на большое разнообразие и индивидуальность этих движений, можно обнаружить здесь и некоторые общие черты. При выполнении того же задания (тянуть звук с одинаковой силой) у опытных певцов, как правило, наблюдается очень незначительный спад дыхательных кривых... Это говорит в пер­вую очередь о большой экономии расходования воздуха опытными певцами. По собственному признанию Э. Карузо, он стремился использовать для звукообразования «каждую частицу воздуха», выходящего из легких. »

Грудная клетка у опытного певца опадает со значительно меньшей скоростью, чем у неопытного! Как пишут классики, хороший певец поет, задерживая воздух, а не выпуская его весь и сразу. «Внутреннее дыхание» экономно регулирует расход воздуха, силу воздушной струи, скоординированность потока воздуха с высотой ноты, всегда поддерживая оптимальное подсвязочное давление. Вот что помогает плотности смыкания связок и получению чистого и качественного звука!

Если же воздуха сразу хватануть много, чему способствует, как раз, «дыхание животом», то кроме срочного желания выпустить, выбросить лишнее, проявится еще и вот такой эффект:

«Теперь нам становится ясно, почему большой перебор воздуха и пение на максимальном вдохе оказываются вредными для голоса: под влиянием сильного давления в легких и максимального раздвижения ребер диафрагма уплощается, опускается и не может совершать свои ре­гулирующие, парадоксальные движения. Кроме того, как подметил еще Л. Д. Работнов, быстрое спадение стенок грудной клетки во время фонации в такой же мере является нежелательным, так как лишает диа­фрагму опоры, которая необходима ей для совершения своих парадоксальных движений. Остается один выход - сохранять во время пения состояние лишь очень умерен­ного вдоха, что мы и наблюдаем у квалифицированных пев­цов.»

В.П.Морозов «Тайны вокальной речи»

А умеренный вдох - это вдох естественный, к которому мы привыкли в жизни.

*****

Так что певческое дыхание, действительно – «краеугольный камень» всего процесса. Если свет слишком яркий – мы не видим вокруг ничего, но ведь то же самое, если свет слишком тусклый… Все требует ОПТИМУМА! Любому процессу нужна точность. Могу даже привести пример из далекой от вокала темы – биологии.

Известен факт того, что когда-то в Австралию завезли кроликов. А поскольку этот вид животных не обитал в Австралии раньше и не приобрел естественных врагов, кролики размножились до степени национальной угрозы. И люди вынуждены были воевать с поголовьем этих «безобидных» зверьков с оружием в руках, чтобы сохранить свои посевы… Везде должен быть баланс…

*****

Таким образом, естественное (косто-абдоминальное) дыхание свойственно нам по жизни. Я в своей практике очень часто наблюдала, что приходящие заниматься молодые люди УЖЕ дышали таким верным способом, зачем их переучивать?

Хватало воздуха и на длинную ноту, и на фразу. А когда снималось излишнее психологическое напряжение, звук становился качественным без всякой его «дыхательной» обработки. И вибрато появлялось вполне достаточное. В данном случае соглашаюсь с выводами известного в мире специалиста (Сэта Риггса), что излишнее внимание к певческому дыханию скорее вредит, чем помогает. Если оно естественное и, при этом, не костальное (ключичное), то зачем вмешиваться в регулировку самой природы?

Но бывают и иные студенты… У которых именно верхнее ключичное дыхание уже превратилось в рефлекс… Вот тут да, тут надо возвращать его в природное русло, так скажем. Особенно часто такое наблюдается у жителей больших городов. Причина? Думаю, ритм жизни, скорость общения с самого детства...

Хотите проверить, есть ли у вас ключичное дыхание? Встаньте перед зеркалом. Вдохните быстро! Если при вдохе плечи и верх груди поднимаются вверх и втягивается живот – есть. Если плечи немного ОТКЛОНЯЮТСЯ НАЗАД , а по высоте при этом остаются на месте – все нормально.

*****

Так почему вокальные педагоги с первых уроков начинают «переделывать» студенту способ дыхания? Что ими движет? Откуда «пошла есть…»?

Как всегда – от классики… Вернее, от какого-то упрощенного прочтения классических канонов. Сейчас уже невозможно точно определить, кто стал учить «дышать животом», но эту неверную установку растиражировали (не вникая в суть) с годами ТАК , что сегодня у нас в России ИНЫХ , верных рассуждений, уже практически не встретишь… Да и не только в России. Весь многоязычный YouTube на эту тему полон роликами, где наличие выпяченного при вдохе живота преподносится, как единственно истинный способ дыхания.

А ведь мои слова о том, что ученые, в том числе и российские, давно выяснили, каким должно быть верное дыхание при пении, относятся именно к классическому вокалу. Да-да! В России-то, как в Америке, например, никто вокал другой и не изучал! Поскольку ВОКАЛОМ считается только голос классический, других, как бы, нет, остальное – «попса», не заслуживающая внимания.

«Эстрадники», как попугаи, повторяют эту «мантру о животе» не один десяток лет, не утруждая себя необходимостью все-таки разобраться досконально, что есть что. А ведь тут существует серьезная особенность.

Само музыкальное строение классического репертуара таково, что требует «медленного» и относительно глубокого дыхания. В большинстве своем. Пусть классики не кидают в меня всякие предметы, в сложных произведениях есть филигранные пассажи, требующие очень тонкого управления воздушным потоком, я это не оспариваю. Однако замечу, что петь такие пассажи удается классическому вокалисту после многих лет обучения, когда «искусственность» превратилась в естественность, выработался необходимый рефлекс, а это дело долгое. Да и количество такого материала относительно всего сонма произведений для вокалиста-классика – всего несколько процентов.

Другие, НЕ КЛАССИЧЕСКИЕ стили вокала могут и осваиваться значительно быстрее, и, главное, звучать без оперной «характЕрности», в них не нужен слишком мощный ток воздуха, в них важнее другое – скоординированность на базе естественных положений вокальных структур.

Опера – это многое другое, кроме дыхания. Это и положение гортани, и приемы прикрытия, и (как следствие) строгая позиционированность вокального тракта, нюансы мимики, даже жестов… Современные стили не требуют такого скрупулезного следования определенной, именно оперной, технике, у них техника своя, которая требует и своей воздушной поддержки, очень во многом отличающейся от классической.

Даже хотя бы вспомнить, что ряд видов вокальности в опере просто недопустим. Там нет фальцета, субтона, йодля, бэлтинга, гроула и так далее… А ведь для реализации такой техники обязательно требуется соответствующее воздушное «воздействие».

И получить это воздействие возможно только на базе естественного, природного косто-абдоминального дыхания, при котором вокалист вовсе не раздувается при каждом вдохе, как воздушный шар. Супер профессионалы совсем не выпячивают свой живот, когда поют, взгляните:

Справедливости ради необходимо сказать, что в опере тоже дыхание косто-абдоминальное, а вовсе не брюшное. Это подтверждают многочисленные как русскоязычные, так и итальянские источники. Настоящий оперный певец не станет глупо «дышать животом», поскольку ему требуется та же управляемость. Хотя, разумеется, сила воздушной подачи (которую чуть ли не все неопытные вокалисты путают с ОПОРОЙ ), при пении классики, как правило, более велика.

Тут опять эффект баланса. Научившись управлять только мощным грузовиком, не всякий сможет быстро совладать с автомобилем, пересев за руль легковушки. Аналогично и наоборот. Привыкнув ездить на легковом автомобиле, попробуйте-ка так же с первого раза повести мощный грузовик!

*****

Учить же с первых уроков «дыханию животом» просто вредно, поскольку это вводит студента в заблуждение. Да, так проще почувствовать то, на что раньше внимания не обращал. Но зачем обращать, если и так все хорошо? Если природа сама отрегулировала этот процесс, без педагогического вмешательства? Эффект сороконожки, которая споткнулась, задумавшись, с которой ноги ей шагнуть…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Отличается ли ваше разговорное дыхание и дыхание при пении?

Согласитесь, когда мы используем певческое дыхание, голос звучит иначе. Чтобы почувствовать, чем отличается дыхание при пении от вашего обычного разговорного, предлагаю несложный тест: посчитайте вслух от одного до десяти привычным разговорным тоном. Затем сделайте тоже самое еще раз, но напевно.

Все верно: дыхание при пении подразумевает растяжку звука за счет выдоха. Выдох соединяет слова песни, делает их певучими и красивыми.

Певческое дыхание сложнее, чем простое разговорное, оно требует от нас большего внимания и контроля. В жизни мы говорим коротко, выпуская мало воздуха, но при пении вдох становится интенсивнее, а выдох — продолжительнее.

Существуют определенные принципы, понимая которые, вы очень быстро соедините голос и дыхание в одно целое, и запоете легко и свободно.

Принцип первый — вдох при пении . Как правиль но вдыхать?

Как вы уже догадались, вдох при пении отличается от разговорного. Такой певческий вдох используют и актеры, и лекторы, и дикторы. Все, у кого поставлен голос и дыхание.

Если вы смотрите новости или различные ток-шоу, прислушайтесь, как и сколько вдыхают ведущие, их вдох слышен между слов. В зависимости от длины фразы они распределяют количество набранного воздуха, экономят его. Вдыхают интенсивно и коротко. В этом и смысл вокального дыхания: за доли секунды необходимо взять много воздуха сразу.

Вдох при пении не должен быть вялым. Но и не растянутым по времени, иначе есть вероятность что он пойдет в верхнюю часть грудной клетки, а не в низ ребер. Цепкий и емкий вдох — вот самое лучшее описание для певческого вдоха.

Максимально приближен к такому вдох удивления в обычной жизни. Представьте, что вы удивились чему-то или испугались и ахнули с открытым ртом. Сделайте это со звуком, интенсивно вдохните на слоге “Ах!”.

Посмотрите, куда и сколько вы взяли воздуха. Напомню, что взять дыхание нужно коротко, быстро, но интенсивно. Воздух идет в низ легких, раздвигая нижние ребра. Повторите такой же острый короткий вдох, но уже беззвучно.

Вдыхать можно и ртом, и носом: поищите комфортный для вас способ.

  • Послушайте своих любимых певцов. Посмотрите live-концерты знаменитостей, например, в записи на Youtube, где они поют вживую и слышно, насколько интенсивно их дыхание при пении. Вдох профессионального певца всегда короткий и активный, а не размазанный! Вы удивитесь, как раньше, слушая любимые песни, могли не замечать этого. Если вы разучиваете известную песню, обязательно проанализируйте, где и сколько вдыхает исполнитель в оригинальной версии, и постарайтесь повторить.
  • Не стесняйтесь брать вдох шумно, даже если поете в микрофон. Дыхание профессионального вокалиста всегда слышно и видно. Это правильно! Хуже, если вы вдыхаете так вяло и беззвучно, что и сами не понимаете, взяли вы воздух или нет.
  • Важно создавать воздухообмен: брать немного дыхания, но активно выпускать набранное. Тогда воздух не будет застаиваться в вас, голос станет подвижным и живым.
  • Вдох при пении должен быть комфортным, удобным по количеству воздуха. Частая ошибка начинающих вокалистов в том, что они искусственно создают напряжение при вдохе и выдохе, только так им кажется, что у голоса есть опора. Они набирают как можно больше воздуха в легкие и не выпускают, удерживая его зажатыми мышцами горла и живота, в страхе, что иначе выдоха может не хватить на длинную фразу. Увы, такое состояние только парализует голос. Дыхание не выходит.

А ведь все работает наоборот: вдох должен быть небольшим и емким, а выдох — продолжительным, плавным и свободным.

В работе с дыханием очень помогает , также известная как парадокс вокального дыхания . Она позволяет распределить дыхание при пении и не дать ему быстро сдуться.

Еще немного о певческом вдохе...

Существует байка, что в 90-е годы, когда расцветало искусство цифровой звукозаписи и электронных звуковых эффектов, призвук живого сильного вдоха во время пения считался дефектом.

Любые придыхания и вдохи певца беспощадно вырезали, создавая между фразами паузы. Отчего порой складывалось ощущение, что поп-дивы, например, Уитни Хьюстон или Селин Дион, на своих ранних альбомах, вообще не вдыхают и поют все на одном выдохе, словно роботы.

Сейчас в век выступлений под фонограмму и продвинутого тюнинга голоса, наоборот, любые придыхания, вдохи и сипы певца стараются сохранить даже при студийной записи. Они передают настоящий голос исполнителя, свидетельствуют, что человек поет вживую.

А как вы ощущаете свой выдох?

Многие ученики не чувствуют, выдыхают ли они, когда поют. Например, когда вы зажимаете мышцы в попытке удержать воздух, так как боитесь, что он быстро кончится, но на самом деле не управляете своим дыханием, не чувствуете его. Это приводит к ненужным спазмам голоса. Знакомо?..

Приучите себя выдыхать! Делайте выдох при пении активным, обращайте внимание на работу диафрагмы и ребер. Перед пением выдохните с открытым ртом: почувствуйте струю воздуха на губах, холодок на нёбе. И пропойте звук, сохраняя эти же телесные ощущения.

Голосовой аппарат устроен так, что звук воспроизводится только на выдохе. В бездыханном состоянии мы становимся немыми. Посчитайте громко вслух, при этом совсем не выдыхая — ни капельки. У вас не получится!

Голос и дыхание являются одним целым. Можно представлять, что при пении дыхание похоже на исходящий из вас непрерывный поток воздуха, либо на направленную вперед струю. Нужно сохранять этот образ воздушного потока и во время звукоизвлечения. Иначе вы станете петь отрывисто, по слогам, а в голосе не будет красоты и мелодичности.

Дыхание словно топливо в автомобиле. Благодаря дыханию голос летит вперед, а не стоит на месте.

К сожалению, современные поп-мелодии не требуют большой работы выдоха. В нынешних песнях мало длинных распевов и сложных нот, а интонациями они приближены к речи, где на первое место выходит ритм.

Разве у вас не складывается ощущение, что современные певцы просто говорят? Из-за этого кажется, нет нужды использовать дыхание в полной мере. Но это обманчивое впечатление, дыхание при пении должно работать всегда!

Для меня до сих пор кажется загадкой, почему зажимая воздух внутри грудной клетки, не давая ему свободно выйти и даже не задумываясь о выдохе, люди хотят красиво и свободно звучать!

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, буду рада пообщаться!

Вам понравится:


Профессиональный преподаватель сразу отличит новичка от опытного вокалиста по постановке его дыхания. Главными признаками не поставленного дыхания является:

  1. Невозможность протянуть длинную ноту. Новичку просто не хватит воздуха, чтобы ее удержать, поэтому у него начинает дрожать голос на длинных нотах, появляться фальшь, тембр становиться тусклым или звук пропадает совсем.
  2. Невозможность спеть фразу на одном дыхании. Часто такое певец начинает брать дыхание в середине слов, что искажает передачу смысла песни и ее настроения. Особенно ярко это проявляется в медленных или, напротив, очень быстрых композициях.
  3. Голос звучит тускло, не в полную силу. В нем не полностью раскрывается его тембр, характерная интонация, даже в некоторых случаях трудно понять, кто поет, сопрано или меццо, тенор или баритон. Без правильного дыхания хороший вокал невозможен.
  4. Дыхание короткое, непродолжительное, при вдохе поднимаются плечи. Это происходит потому, что у непрофессионала дышат только верхушки легких, поэтому ему не хватает дыхания, чтобы удержать всю фразу до конца.
  5. Наличие различных зажимов в голосе, боли в горле во время исполнения песни, быстрая усталость, осиплость. Чтобы дотянуть фразу до конца, вокалисты начинают удерживать ее горлом, прикладывая значительные усилия. Это очень вредно для здоровья, поэтому у вокалистов с не поставленным дыханием часто развиваются ангины, воспалительные заболевания, а также ларингиты и осиплость. Правильная постановка дыхания снимает все эти проблемы и голос начинает звучать плавно, богато и красиво.
  6. Невозможность спеть мягко, филировать звуки на длинных нотах. Без правильного дыхания голос становится резким, пронзительным и неприятным. У него может появляться характерный визгливый звук, при этом, когда нужно спеть тихо, голос пропадает. В результате вокалист не может управлять своим голосам, делать его тише и громче, сочнее и насыщеннее, и тихие ноты у него не звучат. Правильная постановка дыхания позволит вам менять громкость вашего голоса, при этом его будет слышно даже на самых тихих нотах.

Постановка дыхания не потребует от вас значительного времени и усилий, но зато вы сможете петь красиво и свободно длительное время, без признаков усталости и боли в горле после занятий вокалом. Большинство вокалистов осваивают ее за несколько недель, а некоторые и с первого раза. Правда, постановка дыхания для хорового и сольного пения немного отличается.

Если вокалист, который поет сольно, не может взять дыхание на длинной ноте, то многие хоровые произведения построены так, что протянуть одну ноту на дыхании невозможно. Поэтому, когда один из исполнителей берет дыхание, остальные держат ноту, в то время как дирижер управляет звучанием, делая его то громче, то тише. То же самое происходит и в ансамбле, только пением там управляют сами исполнители.

Как научиться дышать при пении – упражнения

На самом деле, ничего тут сложного нет. Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Это нужно проконтролировать перед зеркалом. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными. Затем попробуйте сделать глубокий вдох и спеть какую-то фразу или просто потянуть длинный звук. Протяните его, сколько сможете. Вот с таким ощущением нужно и нужно петь. Ежедневная тренировка дыхания поможет вам привыкнуть к этому ощущению.

Как правильно дышать при пении романса или песни? Вам нужно взять нотный текст и посмотреть, где стоят запятые. Ими обозначается дыхание между фразами или в определенных местах для создания особого эффекта. Преподаватели советуют брать дыхание перед началом следующей фразы в тексте. Конец фразы стоит немного продлить и сделать тише, чтобы не создалось ощущение, что вам не хватает воздуха.

Много ли времени занимает тренировка дыхания? Если речь идет об отдельных упражнениях, то не больше 20 минут в день, ну а в целом сам процесс пения является самым лучшим тренажером для дыхания при условии, что вы поете правильно. Вот несколько простых упражнений:

  1. Медленный выдох на звуке «ш». Вам нужно взять часы с секундной стрелкой, сделать максимально глубокий вдох и выдыхать на звуке «ш» очень медленно. Норма – 45 или 50 секунд для взрослого человека.
  2. Медленный выдох на звуке. Попробуйте спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение. Чем длиннее фраза, тем быстрее вы научитесь петь на дыхании длинные ноты и фразы.
  3. Теперь попробуйте петь фразу с длительным произношением слов. Это труднее, чем предыдущие упражнения, но результат того стоит. Успехов вам и хороших результатов!

Знаете ли вы, что способ, каким вы регулярно дышите, сильно влияет на тело и жизненно важные функции? Дыхание не по правильным шаблонам нарушает сон и настроение, пищеварение, работу сердца и нервной системы, мышц, мозга и даже развитие зубов. Если же изучить несложные правила того, как правильно дышать, возможно, получить массу преимуществ. Это поможет добавить вам энергии, улучшить здоровье, уменьшить состояние беспокойства и страха, сделать жизнь счастливее и усовершенствовать развитие органов дыхания. Ответ на эти проблемы – осознанное дыхание.

Итак, что такое дыхание по правильным шаблонам? Простыми словами, это такой вид дыхания, который является физиологически оптимальным для тела. Это способ, которым человек должен дышать, только никто этому не учит (поэтому учитесь самостоятельно, смотрите видео по теме).

Большинство из нас дышат способом, который еще нужно совершенствовать. Это учащенное дыхание, задержка дыхания и/или поверхностное дыхание. Эти дыхательные модели вредны для организма и приводят к нехватке кислорода и энергии. Правильное дыхание характеризуется отсутствием таких проблем или незначительным проявлением.

Чтобы устранить эти проблемы, осознавайте способы, которыми вы дышите, и измените привычный способ дыхания. Итак, почему это важно для здоровья? Ответ – далее.

Последствия неправильного дыхания

Неправильные дыхательные привычки приводят ко множеству неожиданных негативных последствий для здоровья и благополучия. Вот некоторые из них:

  • Нервная система становится несбалансированной - дыхание важно для поддержания хорошего самочувствия, потому что каждый вдох производит непосредственное воздействие на нервную систему.
  • Дыхательные пути ставятся жестче, что осложняет проход воздуха из легких. Чтобы компенсировать это, мы работаем больше и дышим быстрее, чтобы сделать ту же самую работу, что и раньше. Если есть нейроинфекция спины, может даже появиться боль во время вдоха. Также становится труднее читать вслух.
  • Кровеносные сосуды сужаются, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, заставляет сердце работать усерднее.
  • Вырабатывается меньше энергии. Плохое дыхание уменьшает способность организма доставлять кислород к клеткам. Клетки получают стресс и своей целью ставят выживание, а не развитие. В интернете есть много видео, которые содержат ответ на эти проблемы.

Каждый процесс в организме зависит от кислорода. Некоторые из самых интенсивных рабочих органов это:

  • Мозг. Использует 20% кислорода, который мы потребляем. Когда кислорода недостаточно, мозг будет работать медленнее, и так как он регулирует много других функций в организме, которые тоже затрагиваются.
  • Сердце, совершающее 100 000 ударов в день, является большим потребителем кислорода, и дефицит поставок означает, что сердце откачивает кровь уже не так эффективно. Это приводит к плохой циркуляции, и результатом могут быть холодные руки и ноги.
  • Мышцы. Когда кислорода не хватает, это оказывает негативное влияние на выносливость, так как мышцы становятся жесткими, напряженными и устают быстрее.

5 простых принципов правильного дыхания

В полезных видео говорится о расслабленном и спокойном дыхании. Как сделать около 25 000 вдохов, которые вы делаете каждый день, расслабленными и гармоничными? Ответ прост – сделать это можно, соблюдая несложные правила:

  1. Дышите через нос

Дыхание должно входить и выходить через нос. Когда вы дышите через рот, легкие получают гораздо больше «нефильтрованного» воздуха, сырого, холодного, сухого и полного вирусов и бактерий.

  1. Дышите с диафрагмой

Воздух, вдыхаемый через нос, должен оказаться в вашем животе. Дыхательные мышцы состоят из диафрагмы и мышц в области живота, груди, шеи и плеч. 70–80% вдоха должно быть сделано с помощью диафрагмы, так ваше дыхание будет глубоким. Если вы будете дышать животом, а не грудью, такое дыхание принесет ряд преимуществ.

  1. Дышите расслабленно

Независимо от того, что мы планируем сделать, мы делаем это лучше, если мы расслаблены. Взяв под контроль дыхание, тело расслабляется, что приводит к улучшению функционирования. Посмотрите видео с расслабляющей музыкой или послушайте звуки природы, чтобы успокоиться и расслабить дыхание.

  1. Дышите ритмично

Все имеет естественный ритм – волны океана, времена года, луна. Тело ничем не отличается. Ритм сердца измеряется в электрокардиограмме, а мозга - в ЭЭГ. Гормоны в организме следуют нашему естественному ритму. Как пример - мелатонин, который выделяется, когда мы идем спать. Чтобы дышать правильно, тоже соблюдайте определенный ритм.

  1. Дышите тихо

Кашель, храп, сопение создают лишние шумы и мешают равномерному дыханию, и оно становится прерывистым. Избавляйтесь от этих проявлений дыхания, лишних звуков при разговоре. Попробуйте потренироваться: читать вслух или посмотрите об это видео.

Правильное дыхание во время тренировок

В основном мы не задумываемся о том, как правильно дышать в повседневной жизни в отличие от спортсменов. Правильное дыхание играет важную роль во время тренировок и позволяет добиться хороших результатов. В интернете можно найти множество видеотренировок о значение правильного дыхания в спорте.

Во время физических упражнений: бега, ходьбы или езды на велосипеде не забывайте глубоко дышать. В это время организм испытывает стресс и ему требуется больше кислорода.

Постановка дыхания меняется в зависимости от выполняемых упражнений:

  • Упражнения на силу. При выполнении таких физических упражнений, вдох должен происходить в тот момент, когда вы расслаблены, а выдох при нагрузке. К примеру, если вы делаете жим штанги лежа, то вдох вы должны делать, когда штанга находиться на груди, а выдох при толчке штанги от груди. Следует учитывать, что если во время выполнения упражнения у вас не получается дышать по правилам и вы задерживаете дыхание, значит это слишком большая нагрузка для вашего тела.
  • Растяжка. Дыхание во время тренировок на гибкость строится по такому принципу: вдох делается тогда, когда ваша грудная клетка полностью распрямлена, а выдох в согнутом положении тела. Если, к примеру, взять наклоны, то вдох делается, когда вы выпрямлены, а выдох когда согнулись.
  • Плавание. Здесь все проще и в то же время интересней. Дыхание зависит напрямую от стиля плавания. Если плывете брасом – вдыхаете, когда голова находится над водой, если кролем – вдыхаете, когда голова повернута в сторону. Выдыхаете только во время движения и делаете это в воду.

Правильное дыхание во время пения

Эффективное дыхание во время пения - это сочетание правильной осанки и умелых вдохов и выдохов. Когда вы поете, помните о важности осанки, правильная постановка и поза позволяет сделать полный вдох. Если вы сутулитесь или вы слишком напряжены, диафрагма блокируется грудью и не позволяет нормально дышать во время пения. Если ваше дыхание и поза, в которой вы находитесь, будут работать вместе, как команда, вы можете улучшить свое пение.

Еще одним пунктом, когда идет постановка голоса, является правильное фонационное дыхание. Это выдох воздуха с одновременным произнесением звуков при разговоре. Иными словами, это важнейшая часть пения.

При быстром выдохе теряется фонационное дыхание, поэтому стоит тренироваться выдыхать медленно и умеренно, чтобы использовать выдох настолько, насколько это возможно.

Для развития дыхания при пении старайтесь читать вслух, проверяйте каждое движение грудной клетки при выполнении этого упражнения. Посмотрите видео о том, как нужно правильно читать вслух.

Итак, правильное дыхание имеет значение не только в повседневной жизни, но и в некоторых специфических сферах деятельности, например, при пении и выполнении упражнений. Ключ к правильному дыханию лежит в соблюдении нескольких правил осознанного дыхания. Чтобы довести до автоматизма процесс вдоха и выдоха и получить результат необходимо уделять этому время и силы.

Дыхание для артиста играет очень важную роль в работе. Начиная карьеру, артисту важно отработать правильное дыхание в вокале. Особенно часто интересуются начинающие исполнители упражнениями на правильное дыхание во время исполнения песен. Ведь многим, как правило, не хватает воздуха допеть ноты или свою песню до конца.

В обыденной жизни дыханию мало кто уделяет должное внимание. А ведь от того, как человек сделает вдох, зависит, какой звук он сможет произвести выдыхая.

Видео-обучение «Правильное дыхание в вокале»

Типы дыхания

Различают три типа дыхания. В разных вокальных методиках существуют свои рекомендации. Кто-то советует дышать только животом, кто-то только грудью. Некоторые преподаватели практикуют систему, объединяющую дыхание диафрагмой и грудной клеткой, рекомендуют подключать плечи.

Приступая к выполнению упражнений, заметим, что строгих указаний, как дышать, нет существует. Каждый находит сам свой «стиль» вдоха и выдоха, который обеспечивает успех выступления. Заметим только одно — при исполнении песни все должно работать гармонично.

Первое упражнение

Дыхание можно начать брать диафрагмой, затем – грудной клеткой и последний этап с подключением плеч. При этом наполнение легких воздухом идет снизу до верха. Исходя из сказанного, потренируемся набирать воздух:

  • сначала на 1/3 животом;
  • затем 1/3 объема воздуха набираем грудью;
  • остаточный объем набираем, подключая плечи.

Выдыхаем воздух в обратном порядке.

Снова повторяем вдох в той же последовательности, как и в первый раз, повторяем выдох. Таким способом даем своему подсознанию команду запомнить трехуровневый диапазон работы дыхания.

Потренируйтесь дышать в таком режиме до тех пор, пока это не станет естественным процессом.

Второе упражнение

Его суть – в работе с диафрагмой. Часто приходится делать опорный твердый сильный звук. Сила звука зависит не только от речевого аппарата, а еще и от силы и умения работать диафрагмой. Именно диафрагма помогает делать сильный выдох.

Чтобы потренировать диафрагму, выполним такое упражнение:

  • на звуке «у» делаем полный вдох животом;
  • резко выдыхаем на звуке «хо»;
  • упражнение повторяем 5-10 раз, в зависимости от того, как развито дыхание.

Третье упражнение:

  • складываем губы трубочкой на тоненькой разговорной букве «у»;
  • медленно-медленно набираем воздух через эту трубочку;
  • через такую же узкую трубочку выпускаем весь воздух.

Такое упражнение помогает развивать объем легких и тестирует легкие на выносливость при минимуме вдоха.

Упражнение способствует развитию управляемости дыхания при постоянном его контроле: вдох и выдох делаем спокойно, не торопясь и не рывками. Благодаря этому упражнению организм привыкает выдавать воздух в заданном объеме.

Если во время исполнения песни исполнителю не хватает дыхания или оно нестабильное, обрывчатое, его хватает только на какую-то часть текста, на короткое время, значит исполнитель делает ошибку. Вдох между словами делается неправильно и это отражается на дальнейшем исполнении. Поэтому исполнитель, контролируя пение, исполнитель должен следить и за тем, как дышит.

Совет новичкам: когда берете какой-то звук, обязательно делайте вдох во всех трех уровнях на звуке, с которого предстоит продолжить пение. Не оправдан вдох носом, голос будет отличаться от обычного.

Обратите внимание на свое дыхание, потренируйтесь, согласно рекомендациям и обратите внимание на разницу исполнения.

Если будете контролировать дыхание, пение значительно улучшится.