Судебная контрреформа. Мировые судьи Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Мировые судьи в России

Мировая юстиция в России
История мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII - начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть "Учреждений управления Российской Империей", где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы "Судебные уставы", которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование "неопороченности" (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность "просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли".

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам "Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. - М.:Издательство БЕК, 2002.)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Мировые судьи во многих государствах являются судьями первой инстанции. Как правило, назначаются Законодательным Собранием субъекта, а также избираются населением и функционируют в составе одного мирового судьи . Мировые судьи подвергают рассмотрению уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

    Мировой суд появился в Англии в XIV веке , был введен в Северной Америке в XVII веке , во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

    История

    В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов . [ ] Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.).

    Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории - участковых и специализированных:

    Специфика института мировых судей состоит в том, что они будут подразделяться на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и других). Если первые в основном станут разрешать уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях, то вторые возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека.

    Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

    1. имеющий высшее юридическое образование ;
    2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
    3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
    4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным ;
    5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма , наркомании , токсикомании , хронических и затяжных психических расстройств ;
    6. не имеющий иных заболеваний , препятствующих осуществлению полномочий судьи
    7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности), а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ . От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    Компетенция

    Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

    II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

    III. Дела об административных правонарушениях , отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Приговор или иное решение М. С. по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционном порядке - путём принесения ходатайств , именуемых апелляционными жалобами (для прокурора - апелляционными представлениями).

    В литературе

    Все слыхали, как ты это самое при всем простом народе: «Мировому судье такие дела не подсудны». Все слыхали, как ты это самое... Меня, ваше высокородие, в жар бросило, я даже сробел весь. Повтори, говорю, повтори, такой-сякой, что ты сказал! Он опять эти самые слова... Я к нему. Как же, говорю, ты можешь так объяснять про господина мирового судью? Ты, полицейский урядник, да против власти? А? Да ты, говорю, знаешь, что господин мировой судья, ежели пожелают, могут тебя за такие слова в губернское жандармское управление по причине твоего неблагонадежного поведения? Да ты знаешь, говорю, куда за такие политические слова тебя угнать может господин мировой судья? А старшина говорит: «Мировой, говорит, дальше своих пределов ничего обозначить не может. Только малые дела ему подсудны». Так и сказал, все слышали... Как же, говорю, ты смеешь власть уничижать? Ну, говорю, со мной не шути шуток, а то дело, брат, плохо. Бывало, в Варшаве или когда в швейцарах был в мужской классической прогимназии, то как заслышу какие неподходящие слова, то гляжу на улицу, не видать ли жандарма: «Поди, говорю, сюда, кавалер», - и всё ему докладываю. А тут, в деревне кому скажешь?.. Взяло меня зло. Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении, я размахнулся и... конечно, не то чтобы сильно, а так, правильно, полегоньку, чтоб не смел про ваше высокородие такие слова говорить...

    Примечания

    Ссылки

    • Исмаилов Б. И. Правоприменительная практика зарубежных государств в формировании системы местного (мирового) правосудия. 2010 г.-12с.
    • Л. Н. Ланге. Настольная книга для мировых судей. 1866

    Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки». С. Ю. Витте министр финансов в 1892 – 1903 гг. Эпоха контрреформ. С. Иванов. Никакия взыскания не могут быть налагаемы по другим поводам. Основные идеи царствования. Предоставление крестьянам льготных кредитов на покупку земли. Однако «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством. Начало царствования.

    «Контрреформы Александра 3» - Реформа в области просвещения. Начало. 1845-1894 – годы правления Александра III. Насильственная русификация. Земская контрреформа. Национальная и религиозная политика. Задачи. Циркуляр о кухаркиных детях. Александр правил вместо умершего брата. Какой характер носила политика. Воспитатели. Отставки. Замена крестьянской администрации дворянской. Деятельность Александра III называют контрреформами. Судебная контрреформа (1887-1894гг).

    «Экономическое развитие при Александре 3» - Транссибирская железнодорожная магистраль. Финансовая реформа. Крестьяне. Особенности промышленного развития. Характеристика экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Н.А.Вышнеградский. Н.Х.Бунге. Развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге.

    «Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Временные правила о печати. Политика в области образования. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Смена правительства. Полицейское государство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Внутренняя политика Александра III. Персоналии. Александр III. События. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Идеология. Документ. Выход крестьян из общины. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов.

    «Александр III и его внутренняя политика» - Национальная и религиозная политика. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III и его внутренняя политика. Контрреформа. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Земская контрреформа. Манифест. Из Москвы выселили всех евреев. Циркуляр о кухаркиных детях. М.Т.Лорис-Меликов. Закон о земских участковых начальниках. Александр правил вместо умершего брата. Экономика при Александре III.

    «Внутренняя политика Александра 3» - Сословный состав земских собраний. Циркуляры Главного цензурного комитета. Земские начальники. Министерство Д.А. Толстого. Земская контрреформа. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Ликвидация мирового суда. 1884 г. – студенческие волнения. Победоносцев.

    Развитие мирового суда.

    В 80-х годах XIX века, с усилением отрицательного отношения ко всем реформам императора Александра П, все чаще стали появляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировых судей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще. Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мирового суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что некоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали, замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах они превратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения, в общем, были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Возникли требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены выборного начала, т.е. поставить мировой суд под административный контроль. Тревожным симптомом явилась в 1888 году резкая критика со стороны добросовестного публициста (П. П. Обнискова), горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будто в уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством, и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридического образования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частного ходатая - все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожить выборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов.

    При проведении судебной контрреформы мировой суд на большей территории страны был упразднен. В 1889 году Александр Ш утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.

    После 1889 года выборные мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге с его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове и Харькове, а также в Области Войска Донского. Более посчастливилось учреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не только остались там, где введены были раньше (кроме названных выше местностей еще в среднеазиатской области и в Измайловском уезде Бессарабской губернии), но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России, введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новой Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу Закавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правом министра юстиции увольнять и переметать судей).

    Новые судебные органы.

    Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов. Ими могли быть:

    лица, прослужившие не менее трех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного и образовательного ценза при этом не требовалось;

    местные потомственные дворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование или прослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мирового судьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500 рублей.

    Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мирового суда, был городской судья.

    Земские начальники и городские судьи рассматривали гражданские дела по спорам и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев, дела о потравах и других повреждениях полей и угодий, когда сумма ущерба не превышала 500 рублей и все прочие иски на сумму не свыше 500 рублей. Им были подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшей ответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ с использованием отмычек, а также дела о беспатентной продаже спиртных напитков и табачных изделий.

    Вторую, апелляционную инстанцию для дел, подсудных земским начальникам и городским судьям, составлял так называемый уездный съезд в лице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителем дворянства, а в местностях, где не проводились дворянские выборы, - особым председателем. В состав судебного присутствия входили: уездный член окружного суда, почетные мировые судьи, городские судьи и земские начальники данного уезда.

    Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальниками и городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся в каждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда или его товарища и двух непременных членов. Кроме того в работе губернского присутствия принимал участие председатель или один из членов местного окружного суда.

    Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированных мировых судов, были так называемые члены окружного суда, назначаемые министром юстиции по одному в каждом уезде. Им передавались все уголовные и гражданские дела, отнесенные ранее к ведению мирового суда и неподсудные земским начальникам и городским судьям. Уездные члены окружного суда участвовали в заседаниях этого суда, могли привлекаться к работе последнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для члена окружного суда был окружной суд, а кассационной - соответствующий (уголовный или гражданский) департамент Сената.

    Таким образом, учреждение земских начальников поставило на место судьи, призванного охранять мир и насаждать чувство законности, судью-администратора, призванного восстановить опеку над крестьянским населением. Только в городах, за исключением наименее значительных, функции мировых судей перешли не к земским начальникам, а частью к городским судьям, частью к уездным членам окружных судов, которые заведовали делами, не вошедшими в компетенцию земских начальников.

    Безусловно, нельзя идеализировать преобразования второй половины XIX в. в России. Они были проведены в стране, только что освободившейся от крепостного права, пережитки которого сохранялись и в экономике, и в сознании людей, в стране, где оставался сословный строй с его привилегиями и ограничениями, где формой правления была абсолютная монархия. Определенная ограниченность, непоследовательность, незавершенность были в текстах Судебных уставов. А нормы и принципы, выглядевшие в законе идеально, столкнувшись с российской действительностью, действовали не так, как задумывалось, а то и не действовали вовсе.

    Однако успех мирового суда в народе превзошел все ожидания. Мировой суд с момента его учреждении постепенно распространился во всех земских губерниях. То, что мировые судьи явятся благодеянием для населения, нетрудно было предвидеть уже потому, что они должны заменить собой большое количество судебно-административных мест. В обеих столицах, как только в народе распространилась весть о новом суде, к мировому судье потянулись с такими "мелкими" тяжбами и обидами, о которых прежде не поднимали речи. Все, кто прежде чувствовали себя бесправными и молча сносили обиду и угнетение, пошли к "мировому" просить правосудия и заступничества, не справляясь с законами о его компетенции; просьбы жен о разводе или о выдаче вида на жительство стали обычным явлением. Небывалой популярности суда в России содействовали, помимо скорости решения, вежливость и равное со всеми обращение со стороны судей.

    Таким образом, было достигнуто то, ради чего создавались мировые суды:

    • - быстрое рассмотрение дел без судебных проволочек;
    • - отделение административной власти от участия в отправлении правосудия;
    • - приближение суда к простому народу;

    На протяжении четверти века мировые судьи функционировали, водворяя в обществе и народе идею законности и уважения личности.

    А. Ф.Кони о деятельности мировой юстиции конца XIX века писал:

    «Общее направление мировых судей сделало их камеры не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школою порядочности и уважения к человеческому достоинству» Кони А.Ф. На жизненном пути. - М.: Спб. 1999. - T.I, С. 431..

    В конечном итоге с введением института земских участковых начальников Законом 12 июля 1889 года мировой суд был ликвидирован в большинстве мест Российской империи. К концу XIX - началу XX века мировой суд, предусмотренный Судебными уставами 1864 года, сохранился лишь в Москве, Петербурге, Петербургском уезде, в Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Харькове и области Войска Донского. В других местностях существовали свои местные суды, значительно отличающиеся по устройству и порядку рассмотрения дел в зависимости от региона.

    Мы приходим к выводу, что к концу XIX века стройная система мировых судов, созданная Судебными уставами, оказалась практически уничтожена. К концу XIX столетия в России уже не было единого мирового суда, что снижало авторитет и судебной власти, и государственной власти в целом.

    «Мировой суд в России по Закону 15 июня 1912 года» рассматриваются причины восстановления мирового суда, порядок подготовки проекта Закона 1912 года, а также структура и порядок рассмотрения дел обновленного мирового суда.

    Замена эффективно действовавшего института мировых судей институтом земских участковых начальников, соединивших в своих руках судебную и административную власть, не оправдала себя на практике. В конечном итоге это привело к попытке повсеместного восстановления мирового суда в России.

    Уже в Высочайшем указе от 12 декабря 1904 года говорилось о необходимости в целях охранения равенства лиц всех состояний перед законом и судом внести единство в устройство судебной части Российской империи. С этого времени началась многолетняя подготовка законопроекта о едином местном суде в Российской империи.

    Проект закона о преобразовании местного суда разрабатывался в Министерстве юстиции при Н.В. Муравьеве и И.Г. Щегловитове, вносился на обсуждение I, II и 111 Государственной думы, обсуждался в Государственном совете, где была создана особая комиссия, работавшая около полутора лет. Между проектом Государственной думы и мнением Государственного совета возникли противоречия, и для их устранения была создана согласительная комиссия.

    В конечном итоге 15 июня 1912 года был принят Закон «О преобразовании местного суда», синтезировавший опыт Судебных уставов 1864 года с рядом нововведений, одним из которых стало то, что в новой редакции ст. 17 Учреждения судебных установлений содержалось правило, по которому председатель съезда мировых судей не избирался из числа судей, как по Судебным уставам 1864 года, а назначался «Высочайшей властью по представлению министра юстиции из лиц, кои могут быть определяемы в должности по судебному ведомству не ниже члена окружного суда, либо из участковых мировых судей, прослуживших в этой должности не менее трех лет». Это свидетельствовало о стремлении администрации поставить под жесткий контроль деятельность местного суда.

    Как и а предшествующий период, мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городскими думами на три года, однако новеллой стало то, что судья, прослуживший первый срок, мог быть избран в дальнейшем уже на шесть лет. Мотивами этого нововведения стало то, что шестилетний срок обеспечивал большую стабильность судье, его уверенность в завтрашнем дне. Это, по мнению законодателя, должно было привлечь к службе молодых людей и обеспечить более широкий круг кандидатов на должность мирового судьи. Новшеством стало и то, что теперь к отправлению должности мирового судьи допускались лица, вообще не имеющие никакого образования, но прослужившие не менее шести лет в должностях предводителя дворянства, секретаря мирового съезда, секретаря уездного съезда или в должности участкового земского начальника. Тем самым, по мнению автора, «трудоустраивались» земские участковые начальники, должности которых были упразднены Законом 1912 года.

    Ряд нововведений в законодательство о мировом суде был вызван практическими жизненными потребностями. Например, в Законе 1912 года был расширен перечень категорий граждан, не имеющих права занимать должности мировых судей. Теперь, кроме граждан, названных в перечне, установленном еще Судебными уставами 1864 года, не могли быть мировыми судьями лица, исключенные из числа присяжных поверенных, их помощников, а также частных поверенных.

    Законом 15 июня 1912 года подсудность мирового суда была значительно расширена. К ведению мировой юстиции, сверх дел о преступных деяниях, предусмотренных Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, по общему правилу, были отнесены дела о преступных деяниях, не подвергающих лишению всех или всех особенных или некоторых прав и преимуществ, хотя бы преступные деяния эти были предусмотрены Уложением о наказаниях или уставами казенных управлений, если они влекут за собою выговор, замечания и внушения, денежные взыскания не свыше 1 000 рублей, арест не свыше 3 месяцев и заключение в тюрьме не свыше 1,5 года. Все это позволило существенно разгрузить окружные суды, так как большое количество ранее подсудных им дел теперь перешло мировым судьям.

    По гражданским делам в компетенцию мирового суда попал разбор дел по искам до 1 000 рублей вместо 500 рублей, предусмотренных Судебными уставами 1864 года. В области гражданского процесса были приняты меры, направленные на его упрощение.

    Несмотря на то, что Закон «О преобразовании местного суда» был принят летом 1912 года, к 1917 году мировой суд был восстановлен всего в 20 губерниях из 97 губерний и областей Российской империи.

    При Временном правительстве была сделана попытка распространить мировой суд еще на 33 губернии и ввести серьезные законодательные нововведения в деятельность этого института. Однако из-за очень небольшого времени существования этого правительства большинство его законодательных нововведений, в том числе и касающихся мирового суда, не были реализованы на практике.

    Вчера городской суд Санкт-Петербурга вернулся к рассмотрению собственного вердикта о ликвидации статуса юридических лиц для мировых судей, принятого в феврале этого года. Поводом для этого стало требование депутатов ЗакСа разъяснить им механизм исполнения данного решения. А именно -- кому и в каком порядке надлежит передавать имущество, закрепленное за мировыми судьями и их участками. Кроме того, неясным остается вопрос о том, может ли судья самостоятельно нанимать на работу своих служащих. С подробностями -- Анна Пушкарская.

    Напомним, в феврале 2005 года горсуд решил, что мировые судьи не могут обладать правами юрлиц. Следствием этого вердикта должен стать перевод помещений, материально-технической базы и штатных сотрудников судебных участков в ведение комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (КВЗПБ) Смольного во главе с Леонидом Богдановым. Это ведомство должно стать распорядителем средств городского бюджета, выделяемых на содержание судебных участков. Общий объем этих ассигнований приближается к 86 млн рублей в год, что примерно в три раза ниже, чем фонд зарплаты самого комитета. К реформе системы мировых судей, которых в городе 160, Смольный приступил месяц назад, после того как успешно завершил борьбу с Уставным судом.

    По информации Ъ, КВЗПБ предложил мировым судьям самостоятельно ликвидировать свои юрлица, перечислив им на это по 12 тыс. рублей. Учитывая сроки формирования бюджета на следующий год, судьи решили не обострять ситуацию и приступили к процедуре ликвидации. Однако реализовать план Смольному может помешать противодействие депутатов, которые не хотят в пользу Смольного отказываться от возможности влиять на назначение мировых судей. Дело в том, что мировые судьи ежегодно рассматривают около тысячи дел, в том числе по таким жизненно важным вопросам, как лишение водительских прав и земельные споры. В итоге ЗакС воспользовался приемом, который был успешно опробован губернатором Валентиной Матвиенко, когда потребовался повод для неисполнения решения Уставного суда о ликвидации губернаторской администрации. Депутаты заявили, что процедура исполнения решения горсуда требует уточнений. Однако, в отличие от губернатора, за разъяснением правового механизма ЗакС обратился непосредственно в горсуд и попросил ответить на 11 вопросов. В том числе -- кому и в каком порядке подлежит передать имущество, закрепленное за мировыми судьями и их судебными участками, а также может ли судья самостоятельно нанимать на работу своих служащих. Эти же вопросы глава парламентской комиссии по законности и правопорядку Аркадий Крамарев переадресовал курирующему КВЗПБ вице-губернатору Валерию Тихонову с предложением разрешить создавшуюся юридическую коллизию таким образом, чтобы "сохранить независимость и самостоятельность мировых судей".

    Обо всем этом господин Крамарев объявил в минувшую пятницу на собрании мировых судьей и пообещал им не менять закон, регулирующий их деятельность, до разъяснений суда. Оппонентом депутата вынужден был выступить глава КВЗПБ господин Богданов, чьи подчиненные, по данным Ъ, накануне обзванивали судей, безуспешно пытаясь сорвать кворум собрания. В дополнение к уже предпринятым шагам господин Богданов предложил судьям распустить Совет мировых судей (независимый орган судейского сообщества), передав его функции сформированному Смольным Координационному совету из чиновников, депутатов и судей во главе с вице-губернатором Валерием Тихоновым. Однако судьи не только отказались от этого предложения, но и отказали в доверии и главе своего совета судье Анне Никитиной, которая, по их мнению, занимала "просмольнинскую позицию". Теперь главным кандидатом на этот пост называют однокурсницу президента Владимира Путина судью Татьяну Силлер. Одновременно собрание проголосовало за включение в городскую квалификационную коллегию судей (ККС) судьи Ольги Василенко, выступавшей оппонентом Смольного. Впрочем, учитывая, что Смольный активно лоббирует свою позицию в отношении мировых судей в лояльном к нему руководстве всего городского судейского сообщества, дальнейшее развитие событий остается непредсказуемым.

    Вчера, заслушав 11 вопросов, интересующих депутатов, городской суд удалился для вынесения решения.

    Ъ будет следить за развитием событий."Внутренние дела судей и не должны волновать граждан"

    Собрание мировых судей стало прелюдией к предстоящим 21 октября перевыборам председателя квалификационной коллегии судей (ККС), за чей пост активно ведут кулуарную борьбу Смольный и ЗакС. Последние два года ККС возглавляла Вера Ильинская -- судья Уставного суда, недавно отправленного в отставку по требованию губернатора. Состав и кандидатура новой коллегии имеет принципиальное значение с точки зрения подконтрольности судейского сообщества Смольному и ЗакСу. ККС отбирает кандидатов в судьи, принимает решения как о лишении судей полномочий, так и присвоении чинов, а также устанавливает размер пожизненного содержания судьи при выходе его в отставку. По данным Ъ, борьба за пост главы ККС развернется между двумя главными кандидатами, представляющими Арбитражный и городской суды. При этом треть голосов в коллегии принадлежит представителям общественности, избранным ЗакСом. Совет судей решил изменить практику голосования и выбрать главу ККС не на коллегии, а на общей конференции судей -- тоесть без участия общественных представителей. Одновременно совет предписал мировым судьям провести выдвижение своих делегатов не на общем, а на районных собраниях. В свою очередь председатель Совета судей Юрий Козлов отказался возвращаться к традиционной процедуре избрания главы ККС, заявив, что "это внутреннее дело судей и не должно волновать граждан".