Положение о комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности в учреждении (организации). Комиссия по контролю за соблюдением законодательства Компетентные должностные лица

В ст. 1 ТК РФ отношения по надзору, в том числе профсоюзному контролю, за соблюдением трудового законодательства включены в предмет трудового права. В процессе осуществления надзора полномочными государственными органами, а также профсоюзами за соблюдением трудового законодательства должно быть обеспечено правомерное поведение работодателей, а также устранение нарушений трудовых прав работников.

В связи с изложенным субъектами названных отношений являются работник, работодатель, профсоюзные органы, органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства бывают двух видов. Во-первых, отношения по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства полномочными государственными органами. Во-вторых, отношения по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав работников. Названные отношения имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения.

Основаниями возникновения отношений по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства являются обращение в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства граждан, работодателей, профсоюзов, а также наступление сроков проверки конкретного работодателя, закрепленных в плане работы государственного органа надзора. Таким образом, орган государственного надзора обязан проверить работодателя на основании обращения конкретных работников, а также профсоюза. В соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 14 июля 2000 года подобные обращения влекут возникновение у государственного органа по надзору за соблюдением трудового законодательства обязанности по проверке содержащихся в нем обстоятельств. При проведении мероприятий по государственному надзору указанные органы используют имеющиеся у них полномочия. В свою очередь работодатель не должен препятствовать осуществлению органами государственного надзора полномочий по проверке обращения профсоюза или конкретного работника. Таким образом, праву профсоюза, конкретных работников обратиться в органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства корреспондируют обязанности указанных органов провести проверку данного обращения с использованием предоставленных законодательством о труде полномочий и работодателей, которые не могут препятствовать проведению данной проверки.

В органы государственного надзора могут обратиться и работодатели с заявлением об оценке действий работника по самозащите трудовых прав или профсоюза, не выполняющего обязанности перед работодателем. Подобное обращение также является основанием для возникновения отношений по государственному надзору за действиями работников или профсоюза.

Основаниями изменений отношений по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства являются изменение содержания обращений работников, профсоюза, работодателей в органы государственного надзора, а также плана осуществления проверок указанными органами.

Основаниями прекращения отношений по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства являются отказ работников, работодателей, профсоюза от заявленных в государственные органы требований, вступление в законную силу решения государственного органа по результатам рассмотрения обращений работников, работодателей, профсоюза.

Основанием возникновения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав работников является обращение профсоюза к полномочным представителям работодателя об устранении нарушений прав профсоюза, а также трудовых прав работников. Профсоюзы вправе осуществлять деятельность по контролю за соблюдением работодателем трудовых прав работников. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя не препятствовать осуществлению этой деятельности.

Наличие заявления профсоюза о возникновении таких препятствий или об устранении нарушений трудовых прав работников и является основанием для возникновения отношений по профсоюзному контролю за правомерным поведением работодателя в сфере труда. После получения такого заявления от профсоюза полномочные представители работодателя обязаны рассмотреть его и сообщить о принятом по нему решении профсоюзу. В случае отказа работодателя в удовлетворении представления профсоюза от него может последовать обращение в государственные органы, в том числе государственного надзора, за соблюдением трудового законодательства, что будет означать возникновение отношений по государственному надзору за соблюдением трудовых прав.

Основанием изменения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства является изменение содержания обращения профсоюза к работодателю, а также заключение соглашения о частичном удовлетворении представления профсоюза. Оставшуюся без удовлетворения часть требований профсоюза работодатель рассматривает в установленном законодательством порядке. Причем профсоюз вправе требовать участия своего представителя при разрешении работодателем поступивших от профсоюза представлений.

Основаниями прекращения отношений по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав являются отказ профсоюза от внесенного работодателю представления, заключение соглашения с полномочным представителем работодателя об удовлетворении представления профсоюза, а также сообщение полномочным представителем работодателя решения по поводу предъявленного профсоюзом представления.

Таким образом, в отношениях по надзору за соблюдением трудовых прав полномочные государственные органы, а также профсоюзы реализуют свои полномочия по устранению нарушений трудового законодательства. По общему правилу устранение нарушений трудовых прав возможно по отношению к работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями. Поэтому и отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства также признаются сопутствующими трудовым.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является

создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмот¬ров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требова¬ний охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупрежде¬нию.

74. Основными задачами контроля являются:

74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных норматив¬ных требований охраны труда (далее - требования охраны труда);

74.2. оценка состояния условий труда работников, безопасности производ¬ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

74.3. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными видами контроля являются:

75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуще¬ствляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ;

75.3. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организа¬ций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (упол¬номоченных лиц по охране труда работников);

75.4. производственный контроль за соблюдением требований промышлен¬ной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про¬мышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержден¬ными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Рес¬публики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществле¬ния профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр пра¬вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377).

76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организа¬

ции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране

труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей

компетенции) осуществляют контроль за:

77.1. соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;

77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локаль¬ными нормативными правовыми актами;

77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов;

77.4. выполнением:

77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, госу¬дарственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представ¬лений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агро¬промышленного комплекса;

77.4.2. мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрен¬ных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производ¬ства и технологических процессов;

77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических ос¬видетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностью работы вентиляционных систем;

77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с тре¬бованиями охраны труда;

77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны тру¬да, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смы¬вающими и обезвреживающими средствами;

77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;

77.13. проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицин¬ских осмотров;

77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компен¬саций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического пита¬ния, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращен¬ной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);

77.16. соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников;

77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несча¬стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах.

78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, ко¬торый предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и забо¬леваний на производстве.

Периодический контроль осуществляется руководителями структурных под¬разделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием обществен¬ных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя органи¬зации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников могут быть досрочно отозва¬ны по решению избравшего их собрания. Уполномоченными по охране труда работников не избираются лица, которые в соответствии с должностными обя-

занностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении).

Периодический контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от ви¬дов деятельности и структуры организации проводится:

ежедневно - на участке цеха, ферме, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -участок);

ежемесячно - в цехе, гараже, мастерской, на производственном участке и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - цех);

ежеквартально - в организации в целом.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руково¬дителем структурного подразделения (мастером, бригадиром, начальником сме¬ны, участка, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (упол¬номоченного лица по охране труда работников) в начале рабочего дня (смены).

Ежедневно проверяются:

состояние территории, проходов, переходов, проездов;

состояние и правильность организации рабочих мест;

расположение и наличие рабочего инструмента, приспособлений, загото¬вок;

безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, гру¬зоподъемных и транспортных средств;

исправность приточной и вытяжной вентиляционных систем, местных отсо¬сов пыли и газоулавливающих установок;

наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

наличие и правильное использование работающими средств индивидуаль¬ной защиты, спецобуви и спецодежды;

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыду¬щими проверками;

соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе:

в электроустановках;

с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

транспортных и при складировании готовой продукции;

организация предрейсового и после возвращения на место стоянки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспортных средств.

В процессе проверки руководителем участка принимаются меры по устра¬нению выявленных нарушений.

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены работниками участка, его руководитель сообщает вышестоящему руководителю для приня¬тия соответствующих мер.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые создают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, долж¬ностными лицами, проводившими ежедневный контроль, приостанавливается

производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа письменно сообщается руководителю организации для принятия решения об устранении этой опасности или продолжения работы.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выяв¬ленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контро¬ля за состоянием охраны труда согласно приложению 7.

Перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков и наруше¬ний подписывают руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников), принимаю¬щие участие в проверке.

Руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране тру¬да (уполномоченное лицо по охране труда работников) по материалам проведе¬ния ежедневного контроля обязаны информировать работников о его результа¬тах.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха или главным специа¬листом отрасли с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха, структурных подразделений отрасли и представителей службы охраны труда (специалиста по охране труда).

В ходе ежемесячного контроля проверяются:

организация и результаты ежедневного контроля;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям государственных органов надзора и контроля, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;

выполнение приказов (распоряжений) руководителя организации, результа¬тов рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по ох¬ране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессио¬нальных заболеваний;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт¬ных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;

соблюдение работниками правил, норм и инструкций по охране труда, транс¬портной, промышленной и пожарной безопасности;

выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов зданий и со¬оружений, производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

состояние рабочих мест, проходов, проездов, переходов и прилегающей тер¬ритории и культуры производства;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

своевременность и качество проведения инструктажа работников по охране труда;

наличие средств индивидуальной защиты и правильность их использования работниками;

предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работ¬ников смывающими и обезвреживающими средствами;

наличие и состояние кабинетов и уголков по охране труда, учебных пособий и средств наглядной агитации;

подготовительная работа к проведению смотра-конкурса по условиям и ох¬ране труда.

Выявленные нарушения требований охраны труда в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоя¬нием охраны труда согласно приложению 8, в котором указываются мероприя¬тия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые явно со¬здают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, должностными лицами, проводившими ежемесячный контроль, приостанавли¬вается производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа пись¬менно сообщается руководителю организации для принятия решения об устра¬нении этой опасности или продолжении работы.

Контроль за выполнением указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, главный специалист отрасли, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).

Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе (по от¬расли) на совещании, собрании с участием руководителей структурных подраз¬делений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда ра¬ботников).

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, отрасли, обществен¬ного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работ¬ников).

В ходе ежеквартального контроля проверяются:

организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;

выполнение приказов, распоряжений, указаний и решений вышестоящих организаций, предписаний и указаний государственных органов надзора и кон¬троля;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективны¬ми договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами;

выполнение мероприятий по результатам расследований несчастных случа¬ев на производстве и профессиональных заболеваний;

наличие и правильность заполнения паспорта санитарно-технического со¬стояния условий и охраны труда организации;

своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;

соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспор¬тного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;

эффективность работы вентиляционных систем и установок;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производствен¬ного оборудования;

обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и органи¬зация ухода за ними;

наличие и состояние средств коллективной защиты;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

своевременность проведения медицинских осмотров работников;

результаты проведения предрейсового и после возвращения на место стоян¬ки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспор¬тных средств;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

состояние кабинетов и уголков по охране труда;

своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопро¬сам охраны труда;

готовность специалистов и рабочих цеха к ведению работ в чрезвычайных ситуациях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

готовность объектов к участию в смотре-конкурсе по условиям труда и ох¬ране труда.

По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху и каждой отрас¬ли оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки, меры по их устранению и ответственные исполнители.

Результаты ежеквартального контроля рассматриваются на проводимом в орга¬низации дне охраны труда, который устанавливается распоряжением руководителя организации и совмещается с проведением производственного совещания с учас¬тием руководителей структурных подразделений, отраслевых специалистов, служ¬бы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

79. На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в орга¬низации в целом и в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководители, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требова¬ний охраны труда, обстоятельства и причины несчастных случаев в отрасли, изучается передовой опыт работы по охране труда.

80. Перед началом сезонных работ (ремонт техники, весенне-полевые рабо¬ты, заготовка кормов, уборочные работы, постановка техники на хранение) в обязательном порядке проводится день охраны труда.

81. Итоги проведения дня охраны труда оформляются протоколом согласно приложению 9, в котором освещается состояние охраны труда в организации, в структурных подразделениях и отражаются рекомендательные предложения по улучшению условий труда работающих.

82. Применение к нарушителям требований охраны труда дисциплинарных мер наказания или поощрение лучших работников оформляется приказом руко¬водителя организации.

83. Контроль за выполнением законодательства о труде и охране труда осу¬ществляется службами охраны труда:

83.1. в облсельхозпродах - службой охраны труда, транспортной и пожар¬ной безопасности облсельхозпрода (отдел, сектор, другое структурное подраз¬деление);

83.2. в райсельхозпродах, организациях - службой охраны труда райсель-хозпрода, организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ » управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти.

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.

Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.

Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.

Местная администрация в соответствии с федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ » обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры) :

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;

5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);

6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.


Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.

Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.

Представители указанных органов имеют право:

1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;

4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) . Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) - инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Федерального закона ФЗ-66 от 15.04.1998 поясняет, каким образом выполняется общественный контроль за работой садоводческого сообщества или дачного товарищества.

После того как сообщество организовано, выбран председатель и , требуется также выбрать такой специальный орган, как комиссия по контролю за соблюдением законодательства . Целью создания данного отдела являются:

  • предотвращение и устранение загрязнений почвы, грунта, атмосферы и вод продуктами хозяйственной и иной деятельности участников объединения;
  • соблюдение назначенных санитарных норм и других правил пользования территорией;
  • контроль за исполнением обязательств по обеспечению пожарной безопасности, использования электроэнергии;
  • соблюдение особого режима природопользования для охраны памятников и архитектурных сооружений.

Члены комиссии работают исключительно под началом правления.

Непосредственно члены комиссии и ее председатель выбираются на общем созыве участников объединения из их же числа. Основным условием традиционно является наличие образования (средне-специального или высшего) юридической направленности либо в сфере управления, а также опыт работы в строительных или сельскохозяйственных отраслях. Также подойдет специальность в области экологии и природопользования. Стаж занятости в указанных сферах должен составлять не менее пяти лет . Стоит подчеркнуть, что данные требования сложились в рамках практики деятельности товариществ и законом к обязательному исполнению не установлены.

Допускается включение в комиссию членов правления , но с условием, что в составе одного органа не находится больше 50% участников другого. Совмещение полномочий руководителя правления и председателя комиссии не разрешается.

В том случае, когда в товариществе число участников не превышает тридцати , комиссия по контролю не избирается, а все функции выполняются уполномоченными участниками правления сообщества.

Деятельность комиссии по контролю за соблюдением законодательства садоводческого (дачного) товарищества

Комиссия избирается с определенными целями и после официальных мероприятий начинает выполнять обязанности, прописанные в уставе сообщества. Обязанности комиссии производны от закрепленных за ней полномочий, а именно:

  1. Оказание консультационных услуг для участников садоводческого или дачного товарищества.
  2. Осуществление контроля за исполнением действующих законодательных актов , включая земельный и градостроительный кодексы, а также ряд федеральных законов.
  3. Составление актов о правонарушениях и направление их для рассмотрения руководству сообщества, которое в, свою очередь, передает их в госорганы .

При определенных обстоятельствах члены общественной комиссии вправе обратиться в для получения обязательной консультации. При этом закон обязывает соответствующие ведомства рассмотреть представленные акты о нарушениях законодательства.

Ведение делопроизводства в садоводческом или дачном товариществе

Порядок ведения делопроизводства в СНТ описан в от 15.04.1998. Согласно положениям статьи, в отношении процедуры оформления общих , выдвигаются определенные требования:

  1. данный документ подписывают председатель и секретарь собрания ;
  2. акт заверяется печатью общества и передается на постоянное хранение в документацию сообщества;
  3. все сопутствующие документы – протоколы ревизоров, акты контрольного органа, подписываются председателями данных органов, а также заверяются печатью и хранятся в документации сообщества;
  4. копии подобных актов передаются для изучения участникам сообщества, административному аппарату, в региональные ведомства , силовым структурам, при наличии официального письменного запроса.

Заработная плата работников товарищества

Поскольку СНТ обладает правом на привлечение к сотрудничеству не только членов сообщества, но и других граждан, входящих в организацию, согласно действующему законодательству, с работниками должен быть заключен трудовой договор и назначена заработная плата. Следует упомянуть, что средства будут выплачиваться за счет тех денег, которые поступают в кассу товарищества в виде обязательных членских и в некоторых случаях от ведения коммерческой деятельности. Именно по этой причине, заработная плата работников сообщества не может превышать размера указанных показателей.

В процессе формирования фонда товарищества необходимо выделить часть в виде должностного оклада , а также компенсационных и стимулирующих выплат. Дело в том, что рабочий день у таких сотрудников ненормированный, и оплата должна производиться по табелю за отработанное время.

Как и все остальные группы работников, сотрудники товарищества имеют полное право на получение всех социальных льгот и выплат пособий, а также на предоставление отпуска.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Общественный контроль соблюдения законодательства представляет собой деятельность, которую осуществляет специальный орган.
  2. Членами комиссии могут быть участники сообщества, а руководит таким органом председатель. Руководитель товарищества не может быть руководителем комиссии по контролю.
  3. Делопроизводство ведется в СНТ согласно правилам, прописанным в уставе организации. Правление и члены спецкомиссий обязаны исполнять все требования законодательства к оформлению протоколов о работе предприятия.
  4. Зарплата сотрудников СНТ устанавливается в соответствии с общим порядком ее начисления и назначения с учетом объемов целевых взносов, поступивших в кассу предприятия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по общественному контролю садоводческого (дачного) товарищества

Вопрос: Добрый день, меня зовут Виктор. Уважаемые эксперты, поясните, пожалуйста, каким образом происходит избрание контрольного органа, если у нас в объединении дачников только 25 человек? Может ли претендовать председатель правления на должность руководителя комиссии по общественному контролю? Обстоятельства таковы, что руководитель выдвинул свою кандидатуру и объявил о проведении общего собрания, а мне кажется, что подобные меры не совсем правомерны.

Ответ: Здравствуйте, Виктор. Вы абсолютно правы. В статье 26 ФЗ-66 от 15.04.1998 указано, что председатель не имеет права быть одновременно и руководителем комиссии по общественному контролю, поскольку орган должен работать независимо. Поэтому действия вашего руководителя незаконны, и он не может выдвигать свою кандидатуру на голосование.

Что касается процедуры избрания, то в вашей ситуации голосование не проводится, а комиссия назначается из членов правления, поскольку количество участников объединения меньше тридцати человек.

осуществляемая при со­четании гласных и негласных методов, представляет собой сово­купность организационных и практических мероприятий, направ­ленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы.

В процессе реализации этих мероприятий предупрежда­ются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступле­ния; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступле­ний и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится ро­зыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопас­ности лиц, совершивших преступления, и т.д.

Организационные и практические мероприятия по осуществ­лению контроля за соблюдением установленных правил паспорт­но-регистрационной системы органы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействии с местными подразделениями Федераль­ной миграционной службы, органами безопасности, прокуратуры,

учреждениями государственной статистики, военными комисса­риатами, жилищно-эксплуатационными организациями и общест­венностью, а в пограничных зонах - также с подразделениями и частями органов пограничной службы.

Так, например, систематический обмен соответствующей ин­формацией между подразделениями паспортно-визовой службы органов внутренних дел и подразделениями Федеральной мигра­ционной службы существенно повышает эффективность контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, позволяет разрабатывать текущие и долговременные про­гнозы внутренней и внешней миграции, обеспечивать своевре­менную защиту прав и социальных гарантий мигрантов, органи­зовывать надлежащий учет и регистрацию беженцев и вынужден­ных переселенцев, разрабатывать необходимые мероприятия по предупреждению случаев неконтролируемой миграции, прини­мать соответствующие меры по депортации (высылке) лиц, неза­конно прибывших в Российскую Федерацию, и т.д.

Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообраз­ных формах (например, совместного планирования и участия в реализации практических мероприятий, обмена опытом), несо­мненно, позволяет не только успешно решать многие узкоспеци­фические задачи Федеральной миграционной службы, других правоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствует укреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима в стране.

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением пас-портно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обес­печивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению при­чин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми ин­спекторами милиции функциональных обязанностей по рассмат­риваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответствен­ными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди насе­ления.

В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регист-рационных правил важная роль принадлежит участковым инспек-

торам милиции, которые несут полную ответственность за состоя­ние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых уча­стках. В своей работе они опираются на помощь внештатных со­трудников милиции, добровольных народных дружин, общест­венных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.

Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществля­ются всеми подразделениями органов внутренних дел в процессе повседневной работы и при проведении целевых мероприятий. Мероприятия по обеспечению паспортно-регистрационного ре­жима включаются в общий план работы органа. В зависимости от конкретно сложившейся обстановки они должны предусматривать". проверку жилых помещений, где могут проживать граждане без паспортов, по недействительным паспортам, без регистрации, а также лиц, которым отказано в регистрации или срок их регист­рации истек; проверку соблюдения должностными лицами пред­приятий, учреждений и организаций, ответственными за регист­рацию, а также юридическими лицами правил паспортно-регистрационной системы; изучение характера причин и условий, способствующих нарушениям этих правил, и разработку практи­ческих мер по их устранению; проведение контрольных проверок работы участковых инспекторов милиции по обеспечению выпол­нения паспортно-регистрационных правил на обслуживаемых участках; проведение разъяснительной работы среди населения;

подготовку информации в вышестоящие органы внутренних дел и иные компетентные органы о недостатках, выявленных в ходе проведения мероприятий по обеспечению паспортно-регист­рационного режима, и предложений по их устранению.

Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных пра­вил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако сле­дует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявле­ние таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима

одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.

Основным методом осуществления данного контроля являются проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органов внутренних дел. В ходе проведения та­ких проверок обращается внимание на места возможного нахож­дения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жилом секторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квар­тир, систематически сдающие жилую площадь лицам сомнитель­ного поведения; проводятся обходы нежилых помещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могут использоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил.

Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить в период с б до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных о на­рушении паспортно-регистрационных правил.

Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответст­венных за регистрацию^ сотрудники органов внутренних дел про­веряют своевременность и правильность регистрации и снятия с регистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гости­ницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах. Эти проверки не­обходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрываю­щиеся преступники и злостные неплательщики алиментов неред­ко стремятся к проживанию именно в тех местах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.

В процессе административного надзора за соблюдением тре­бований паспортно-регистрационной системы применяются от­раслевой, территориальный виды контроля. Отраслевой контроль осуществляется путем последовательной проверки паспортно-

1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации от 17 июля 1995 г. № 713 к таковым относятся должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муници­пального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных коо­перативов, гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветера­нов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного веде­ния либо на праве оперативного управления.

регистрационного режима на предприятиях, в учреждениях и ор­ганизациях, которые относятся к какой-либо отрасли народного хозяйства и входят в систему конкретного министерства, ведомст­ва. При территориальном контроле надзор за соблюдением пас­портно-регистрационных правил осуществляется в жилом секторе населенного пункта, района, микрорайона. Выборочный контроль предполагает проверку заявлений и сообщений граждан, а также адресов, по которым могут проживать лица, получившие отказ в регистрации либо срок регистрации у которых истек.

Дифференцированный контроль позволяет получить полные и достоверные данные о состоянии паспортно-регистрационного режима, путем тщательного анализа этих сведений вскрыть при­чины и условия, способствующие нарушениям паспортно-регистрационных правил, и тем самым повысить эффективность и целенаправленность мероприятий по их устранению. Результаты контроля ложатся в основу информации о выявленных в ходе проверок наиболее характерных нарушениях, а также предложе­ний по их искоренению, которые органы внутренних дел направ­ляют в органы местного самоуправления, подразделения Феде­ральной миграционной службы, в министерства и ведомства.

Существенную роль в борьбе с преступностью играют защит­ные средства паспорта и иных документов, удостоверяющих лич­ность гражданина. Известно, что преступники зачастую выдают себя за другое лицо, подделывают свои паспорта и иные докумен­ты путем вытравливания отдельных записей и штампов и вписа-ния иных данных о себе. Нередко преступники пытаются прожи­вать по похищенным у других граждан документам, переклеивая в них фотокарточки, внося иные данные и т.п. Поэтому знание методов подделки паспортов, иных удостоверяющих личность документов и умение их обнаружить является важной обязанно­стью работников органов внутренних дел и других лиц, ответст­венных за обеспечение паспортно-регистрационной системы.

Так, например, к защитным средствам паспорта относятся те, которые присущи собственно бланку этого документа (цент­рализованный порядок изготовления по единому для всей страны образцу; использование для этого бумаги и иных материалов, вы­работанных по специальной технологии; нумерация страниц и защитная сетка на них; наличие на каждой странице серии и но­мера паспорта и тд.), а также те, которые применяются при его оформлении (например, фиксирование фотокарточки владельца рельефной и гербовой печатями). Наличие у паспорта защитных

средств ограничивает возможность его подделки и позволяет своевременно обнаружить последние.

В органах внутренних дел ведется учет похищенных и утра­ченных паспортов с целью недопущения проживания по ним пре­ступников и иных лиц, скрывающихся от органов следствия и суда.

Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, в зависимости от тяжести содеянного могут быть привле­чены к административной ответственности.

Материалы о нарушениях требований паспортно-регист-рационной системы, по общему правилу, рассматривают и нала­гают по ним взыскания административные комиссии, состоящие при органах местного самоуправления; в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге такое право предоставлено органам внутренних дел (милиции). Органы внутренних дел рассматрива­ют и разрешают дела о нарушениях правил въезда в пограничную зону или проживания в ней.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое паспортно-регистрационная система и каковы ее основные цели?

2. Какие основные функции по обеспечению паспортно-регистрационной системы выполняют органы внутренних дел?

3. Перечислите и дайте характеристику видов паспортно-регистрационного режима.

4. Что предусматривают мероприятия по осуществлению кон­троля за соблюдением правил паспортно-регистрационной систе­мы?

5. Как осуществляется контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил?

6. Перечислите основные формы взаимодействия органов внутренних дел с органами и подразделениями Федеральной ми­грационной службы России.