Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Патриаршая комиссия РПЦ поддержала декриминализацию побоев в семье

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, существующая с 2011 года, уполномочена заниматься на общецерковном уровне целым рядом важных вопросов, одним из которых формирование позиции Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи, а также по законопроектам в сфере семейных отношений, материнства и детства, ведение от имени Русской Православной Церкви диалога по вопросам семьи с органами государственной власти и местного самоуправления всех уровней.

В этом диалоге Патриаршая комиссия уделяет большое влияние правовым вопросам - поскольку законодательство серьезно влияет на демографию и положение семьи, являясь своего рода практическим отражением тех или иных ценностей. В зависимости от того, отражаются ли в нормах закона те или иные взгляды на семью, они могут либо создать условия для рождения детей, распространения многодетности - либо эти условия уничтожить.

В течение нескольких последних лет Патриаршая комиссия опубликовала немало официальных документов, дающих оценку различных законодательных предложений и иных решений, связанных с защитой семьи и прав родителей.

Эти документы предназначены не только для законодателей или представителей государственной власти. Они обращены и ко всем православным христианам и здоровым общественным силами, желающим сохранить и защитить семью как основу будущего России и всего нашего народа. В этих документах собраны важные богословские, нравственные и правовые ориентиры для общественного и церковного диалога с государством. Многие люди и организации, которым небезразличны судьбы нашего отечества, считают весьма полезным для себя их содержание.

Несмотря на то, что документы эти, как правило, связаны с оценкой конкретного законопроекта или какой-то иной конкретной инициативы, в них излагаются важные общие принципы православного христианского отношения к семье и вопросам семейного законодательства.

Так, к примеру, Комиссия обращает внимание на то, что, с точки зрения нравственных принципов, государство обязано уважать основополагающие права родителей в области воспитания детей и принятия решений, которые их касаются. Церковь убеждена, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», а право воспитывать детей, выбирать для этого методы и подходы, принимать иные решения, касающиеся детей - принадлежат не государству, а их родителям.

Любые законодательные решения, приводящие к ущемлению прав и свободы родителей в отношении воспитания их детей, а значит и выбираемых ими конкретных методов защиты их прав и интересов, заботы об их психологическом благополучии, являются нравственно недопустимыми, противореча незыблемым нравственным принципам, которым учит православная вера. Комиссия подчеркивает, что православные политические и общественные деятели не должны поддерживать законодательные и практические решения, отступающие от этого принципа.

Говоря, о помощи государства семье, Комиссия подчеркивает еще один принцип - это принцип сугубой добровольности принятия любой помощи и любых услуг вообще гражданами и, в частности, семьями. Недопустимо, когда родители и семьи принуждаются к оказанию социальных услуг, социальному сопровождению. Те редкие ситуации, когда родители нарушают справедливые нормы закона и это оправдывает принудительное вмешательство в семейную жизнь, должны рассматриваться в сфере уголовного и административного права, а не законодательства о социальных услугах. Получение же любых услуг и помощи может происходить только добровольно, без какого-либо принуждения.

Большую дискуссию в обществе вызвала критика со стороны Комиссии пропаганды, использующей понятие «насилие в семье». В своих документах Комиссия указала, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Она обратила внимание общества, на то, что такие концепции, как «семейное насилие», «домашнее насилие» и им подобные тесно связаны с ложными идеологиями, направленными против семьи - такими, как идеология радикального феминизма. Эти идеологии разрушительны для семьи и общества и основанные на них решения не могут принести пользы.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют нравственно недоброкачественную направленность. Анализируя весь корпус документов разного уровня, в том числе международного, связанных с так называемым «противодействием семейному насилию», эксперты Комиссии обнаружили его тесную связь с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые - в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Эти концепции, разумеется, не просто ложны, но и разрушительны для общества, семьи и подлинных отношений любви между людьми.

Фактически, концепция «семейного насилия» в ее существующем виде направлена не столько против какого-либо реального насилия, сколько против семьи как таковой, традиционных семейных ценностей, прав родителей. Предлагаемые в связи с ней решения являются серьезной угрозой для семьи и ведут к массовому нарушению прав человека и прав семьи.

Некоторые современные представления о правах детей дают им расширительное толкование. Это противоречит традиционной культуре семейной жизни и воспитания, ведет к противопоставлению прав детей правам родителей, что недопустимо. Одно из проявлений такого подхода - попытки представить в качестве недопустимого насилия и преследовать применение родителями в воспитании детей умеренных физических наказаний.

С точки зрения православного вероучения, наказание является необходимой частью воспитания ребенка. Выбор необходимых поощрений или наказаний - это право родителей, которые должны осуществлять его исходя из любви к ребенку и целостной заботы о развитии его личности. Неправильно, когда родителей преследуют в уголовном порядке за разумное и умеренное наказание детей в их же собственных интересах, как это, увы, сегодня иногда случается.

В заключение стоит упомянуть краткое заявление Патриаршей Комиссии в связи с публикацией официальной позиции ЮНИСЕФ, поддерживающей законодательное признание однополых союзов. В нем Комиссия подчеркивает важнейшие здравые основы международного права и жестко критикует попытки под видом защиты ложно понимаемых «прав человека» отменить самого человека, перечеркнув основу человеческого общества - семью, основанную исключительно на браке мужчины и женщины. В заявлении Комиссия также обращает внимание на серьезные злоупотребления в работе многих международных структур и призывает всех православных христиан и других людей доброй воли, включая политических и общественных деятелей, всеми законными средствами противодействовать таким злоупотреблениям.

Комиссия ведет большую и серьезную экспертно-правовую работу в области защиты семьи. Можно смело сказать, что у этой работы нет аналогов на современном пространстве России. И эту работу, с Божьей помощью, Комиссия в своем служении всей церковной полноте намерена продолжать в сотрудничестве со всеми здоровыми общественными силами.

Екатерина Чистякова

Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования. Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами «материнство» - свойство только женщины.

«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос - равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории.

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства - т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству - с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации , это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».


Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет . В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать - «семья». Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства - феномены динамичные, развивающиеся.

Права матери и ребенка и механизм их защиты

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери - женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

Статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

Статья 68. Защита родительских прав;

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ.

Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

10 марта 2016 г. в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На заседании были рассмотрены результаты работы Комиссии за истекший период, в частности, говорилось об исполнении поручения Священного Синода Русской Православной Церкви [Журнал № 105 заседания Священного Синода от 23.10.2014, п. 4] и основных приоритетных направлениях дальнейшей работы Комиссии и общецерковной работы в данной сфере. Были рассмотрены и одобрены Обращения Комиссии к общественным организациям и политическим деятелям и к епархиальным комиссиям и ответственным за семейное служение о необходимости усиления общественного служения православных христиан в сфере заботы о семье. Также был рассмотрен вопрос о деятельности Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

В совещании принял участие протоиерей Александр Зайцев, назначенный ответственным по вопросам защиты семьи в Юго-Западном викариатстве г. Москвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства сказал о том, что семья - это основа общества, опора государства, человеческий фундамент Церкви. Необходимо остановить кризис семьи, содействовать возрождению семьи и пониманию ценности рождения детей и жизни каждого ребенка с момента зачатия. «Семья по своей природе - колыбель жизни, и нельзя превращать ее в фабрику смерти», - подчеркнул отец Димитрий, назвав ситуацию с абортами национальной катастрофой России, которая остается одним из мировых лидеров в области убийства нерожденных детей. Печально, что до сих пор не реализовано сделанное Святейшим Патриархом Кириллом предложение о выведении абортов из системы ОМС. «Безнравственно народными средствами оплачивать уничтожение будущего самого народа и нашего государства», - добавил священник.

Также он сказал о распространении химических абортов, гормональной контрацепции с абортивным механизмом, о процедурах ЭКО, которые сопровождаются гибелью нерожденных детей. На миллиарды рублей, которые ежегодно идут из бюджетов на ЭКО, можно построить дома для тысяч многодетных семей. Тревожит ежегодное снижение числа браков и рост количества разводов, в т.ч. среди молодежи. Более половины браков заканчивается разводом. До 90% мужчин не платят алименты брошенным женщинам с детьми.

«К сожалению, - сказал о. Димитрий, - мы сталкиваемся сегодня с активной пропагандой, прямо направленной против семьи и брака. В частности, наше общество столкнулось с небывалым ростом спекуляций на тему семейного насилия, говорящих о семейном насилии, о семье как источнике угрозы». «Это подрывная работа, направленная на разрушение семьи как основы российского общества и государства. Но семья, наоборот, является наиболее безопасным местом для детей, женщин, пожилых людей», - подчеркнул глава Комиссии, напомнив о проблеме ювенальной юстиции. Русская Православная Церковь считает приоритетными права родителей, а не государства в деле воспитания детей.

Очень важными задачами являются подготовка к браку, к таинству венчания, организация на приходах семейных клубов и родительских центров, работа с духовенством, которое должно знать, в частности, о проблемах биоэтики и новых репродуктивных технологиях. О кризисе семьи шла речь в ходе встречи Святейшего Патриарха с главой Римско-Католической Церкви. Видение этих проблем и подходы к ним у православных и католиков во многом совпадают. В деле защиты семьи, жизни, естественных нравственных норм самоизоляция недопустима и невозможна. Но практическое сотрудничество не должно вести к каким-либо вероучительным уступкам или отклонениям. «Нам предстоит большая работа и на Всемирном Русском Народном Соборе, и на X Всемирном Конгрессе Семей, который в этом году пройдет в Тбилиси», - сказал отец Димитрий. В преддверие Великого поста он призвал всех через таинство покаяния изменить парадигму самоуничтожения на парадигму сохранения жизни.

Секретарь Комиссии Сергей Александрович Иваненко доложил о результатах работы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства за истекший период. Основные цели и задачи деятельности Комиссии - популяризация семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ общества, обсуждение актуальных вопросов в сфере защиты и поддержки семьи, материнства и детства, формирование политики Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи. В 112 епархиях, включая викариатства Москвы, назначены ответственные клирики по работе с семьей.

Была отмечена положительная роль Комиссии в развитии государственно-общественного диалога. Положительным образцом сотрудничества Церкви, общественных сил и государства в сфере заботы о семье является содействие Комиссии общественному обсуждению двух важных правительственных документов - Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р) и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р). В результате диалога экспертов Комиссии с разработчиками этих важных документов они были существенно усовершенствованы. В документах в явной форме нашли отражение некоторые фундаментальные принципы, без которых невозможна плодотворная, созидательная государственная семейная политика.

При участии Патриаршей комиссии в 2015 году в Общественной Палате РФ были проведены четыре Круглых стола: 1) «Семейные клубы и родительские сообщества - неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», 2) «Роль системы образования в подготовке молодёжи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», 3) «Как помочь развитию семейного образования: роль семейных объединений и школ в развитии семейного образования, необходимость государственной поддержки», 4) «Традиционные семейные ценности в системе высшего образования». Через Общественную Палату РФ одобренные рекомендации по итогам круглых столов направлены в органы государственной власти.

Участники заседания получили изданные Комиссией четыре сборника материалов, посвященных защите семьи и жизни, вопросам биоэтики.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказал о социальной деятельности Русской Православной Церкви в деле поддержки многодетных и неполных семей, беременных женщин и молодых матерей с детьми.

На Заседании выступил Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, с докладом «Современные вызовы и угрозы традиционным нравственно-духовным и семейным ценностям России».

Он предложил разработать и ввести в образовательные стандарты учебный курс, посвященный воспитанию детей в духе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей (например, «Семьеведение»), исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов сексуального просвещения детей, а также предложил использовать все гуманитарные курсы в школе для популяризации среди несовершеннолетних ценности семьи, материнства, отцовства и детства, уважительного и бережного отношения к человеческой жизни, в том числе жизни нерожденного ребенка.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сказал о необходимости поддержки многодетной семьи. В России, где с каждым годом наблюдается колоссальная убыль многодетных семей, необходимо создать положительный образ счастливой многодетной семьи. «Нужна пропаганда такой семьи. Мы в своем приходе помогаем многодетным семьям получать квартиры, даем льготы по оплате школы. Наши многодетные семьи живут лучше всех», - сказал отец Владимир.

В ходе заседания Комиссии также выступили со своими сообщениями и предложениями члены Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Максим Обухов, руководитель информационного отдела Комиссии, Силуянова И. В., заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

В этом заседании также приняли участие протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Лаврова Н.Ю., руководитель Управления по реализации Всероссийской программы «Святость материнства», клирики, назначенные в Москве и Московской области ответственными за пастырскую работу по семейной тематике: протоиерей Кирилл Каледа от благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, протоиерей Виталий Ткачев от викариатства Новых территорий г. Москвы, протоиерей Александр Краля от Московской (областной) епархии, представители викариатств города Москвы: протоиерей Андрей Речинский (Центральное викариатство), протоиерей Александр Зайцев (Юго-Западное), протоиерей Александр Березовский (Северное), протоиерей Михаил Мелешко (Северо-Восточное), священник Тимофей Куропатов (Южное), священник Сергий Сиротин (Юго-Восточное), приглашенные председатели епархиальных отделов по вопросам семьи, защиты материнства и детства: протоиерей Александр Дягилев (Санкт-Петербург), протоиерей Михаил Бень (Барнаул), священник Иоанн Золотавин (Ростов-на-Дону), священник Дмитрий Ваулин (Екатеринбург), а также сотрудники Патриаршей Комиссии.

После появления некоторых публикаций в средствах массовой информации в адрес Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают обращения с просьбой прояснить, претерпела ли изменения позиция Комиссии в отношении вопросов, связанных с наказанием за преступления, совершаемые в семейном окружении, и профилактикой подобных преступлений.

В ответ на эти обращения Комиссия считает нужным подчеркнуть, что ее позиция по указанным вопросам была подробно и аргументировано изложена в целом ряде документов, публиковавшихся ею с 2014 года:

  • Позиция Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (опубликована 14.11.2014).
  • Комментарий Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обращениями в отношении Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (опубликован 07.01.2015).
  • Пояснения в отношении оценки Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства термина «насилие в семье», иных аналогичных терминов и связанных с ними концепций и подходов (опубликованы 25.01.2015).
  • «Не хорошо быть человеку одному…»: православный взгляд на семью и проблемы современности» - документ Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, подготовленный по поручению Священного Синода для Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (опубликован в январе 2016 года).
  • Резолюция направления «Христианская семья - домашняя церковь» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, содержанием которой Комиссия призвала руководствоваться епархиальные структуры и всех православных христиан в соответствующем официальном обращении (опубликовано 02.04.2016 года с благословения Святейшего Патриарха).
  • Обращение Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к общественным организациям и политическим деятелям (опубликовано 12.03.2016 года с благословения Святейшего Патриарха).
  • Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного Кодекса РФ (опубликовано 02.07.2016).
  • Официальное разъяснение Комиссии к данному заявлению (от 12.07.2016).

Все позиции Комиссии, изложенные в данных документах, остаются неизменными и полностью сохраняют свое значение. Любые обратные утверждения со стороны средств массовой информации являются ошибочными или недобросовестными .

При этом во избежание ложных трактовок своей позиции, Комиссия считает необходимым напомнить и пояснить следующее:

1. Согласно учению Церкви, семья и брак - это божественное установление . Они «тесно связаны с подлинными достоинством и свободой человека» и «занимают уникальное место в жизни Церкви и всего общества».

«Все народы и цивилизации в истории человечества вели семейный образ жизни, без которого были невозможны их существование и благополучие.

Такие традиционные семейные ценности и элементы семейной жизни как брак, заключаемый исключительно между мужчиной и женщиной, супружеская верность и взаимное уважение супругов, направленность семейной жизни на рождение и воспитание детей, уважение к авторитету и власти родителей в семье, признание их основополагающих прав в воспитании детей, защита семейной жизни от произвольного вмешательства извне - относятся к числу основополагающих норм, вложенных Богом в саму природу человека. Это вечные ценности, признание которых восходит еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, являющихся частью объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Без уважения к семье и к этим ценностям, без сохранения семейного образа жизни и обеспечения надлежащей защиты семьи невозможно благополучие и подлинное развитие ни одного народа или государства.

Забота о защите брака и семьи, связанных с ними традиционных духовных и нравственных ценностей, богоданных прав родителей - общая задача всех здоровых общественных сил, каждого человека, вне зависимости от его политических или религиозных взглядов».

При этом, однако, «греховная поврежденность человеческой природы затрагивает и омрачает все сферы земной жизни, в том числе и семейные отношения. Хотя опыт поколений и обширные фактические данные свидетельствуют, что основанная на браке семья является одним из наиболее действенных факторов профилактики преступности и защиты от преступных посягательств и противозаконного насилия всех слабейших членов общества - детей, пожилых людей, женщин,- иногда преступные действия направляются и на тех, кто связан с преступником семейными узами. Предоставляя светской власти справедливое преследование совершенного преступления, Церковь в таких случаях стремится в духе любви и молитвы содействовать покаянию виновных и оказать духовную и практическую помощь пострадавшим от преступлений» .

2. Предание Церкви считает недопустимым и греховным поведением физическое насилие между супругами. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Для мужа благородного должно быть постыдно бить и даже поднимать руку и на рабыню. Если же для мужа бесчестие бить и служанку, то кольми паче бесчестно подымать руку на жену. Бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, которая давно уже помогает тебе в трудах твоих, не есть ли признак крайнего беззакония? Такого мужа (если только можно назвать его мужем, а не зверем) я ставлю наравне с отцеубийцей и матереубийцей. Ибо если нам заповедано оставлять ради жены отца и матерь, то не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять даже родителей? Но одно ли безумие это? А бесславие, происходящее от сего? Какое слово в состоянии даже выразить то, когда вопли и стенания жены разносятся по улицам, и когда соседи и прохожие сбегаются к дому того, кто делает такое бесчестие, как бы к жилищу некоего зверя, который в своем логовище пожирает свою добычу? Лучше было бы, если бы земля поглотила такого нечестивца, нежели ему опять показываться среди добрых людей!» .

Святые Отцы учат, что христианские супруги призваны строить свою семейную жизнь на взаимной любви, терпеливо переносить слабости друг друга и избегать действий, которые могут подтолкнуть кого-либо к совершению греха. Св. Иоанн Златоуст особо призывает мужей, как главенствующих в семье, терпеливо переносить недостатки своих жен: «Когда в доме случится что-либо неприятное оттого, что жена твоя сделала ошибку, утешай ее, а не увеличивай печали. Хотя бы ты все потерял, но нет ничего прискорбнее, как раздор с женой. Посему-то любовь к ней должна быть для тебя драгоценнее всего. Если каждый из нас должен «друг друга тяготы носити» (Гал. 6:2 ), то тем более муж обязан так поступать с женой» .

Физическое насилие между супругами - как в отношении жены со стороны мужа, так и со стороны жены в отношении мужа - отвратительно и недопустимо. Если кто-либо из супругов, призванных любить и уважать друг друга, совершает вместо этого реальные преступные действия, направленные на причинение вреда спутнику своей жизни и самому дорогому человеку, государство может, а нередко и должно преследовать такие действия по закону наряду с любыми иными преступлениями .

«Вместе с тем, Церковь выступает против попыток в связи с подобными трагическими случаями дискредитировать семью, брак и домашний очаг, представив их в виде потенциального источника угрозы и насилия. Семья была и остается наиболее безопасным для человека житейским окружением, а трагические отклонения от этой нормы являются результатом отхода от подлинных нравственных и духовных основ семейной жизни и отношений между людьми. Церковь предостерегает от попыток оправдать подобными случаями введение законодательных оснований для широкого вмешательства в семейную жизнь. Семейные отношения имеют глубоко личную и нравственную природу, а потому не могут и не должны всецело регулироваться законодательно. Путь к предотвращению трагических ситуаций в семьях лежит не через расширение вмешательства закона в семейную жизнь, а через нравственное возрождение общества» .

3. Как уже не раз поясняла Патриаршая комиссия, она также «выступает категорически против причинения детям какого-либо вреда. Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону. Не может быть оправдано и является тяжелым грехом сознательное причинение вреда здоровью, психике, нравственному состоянию ребенка, особенно когда его причиняют те, от кого ребенок зависит, кому он доверяет и от кого вправе ожидать защиты и заботы» .

При этом Комиссия сочла и по-прежнему считает нужным уточнить: «Однако ни христианское вероучение, ни здравый смысл, ни правовая логика не позволяют приравнивать к подобным преступным или злонамеренным деяниям действия родителей, которыми движет любовь к ребенку, забота о его земном и духовном благе, стремление удержать его от опасных для него дурных поступков или защитить от их последствий. Опыт поколений показывает, что в некоторых случаях такие действия родителей могут включать и применение физического наказания. Если при этом родителями руководит забота о ребенке, его настоящем и будущем, они действуют разумно и без крайностей, не причиняют здоровью ребенка и его личности никакого реального вреда - нет никаких оснований ставить знак равенства между такими действиями и злонамеренной преступной агрессией, подвергать в этой связи родителей какому-либо преследованию» .

Недопустимы гиперопека в отношении семьи со стороны государства, необоснованное вмешательство государства в воспитание детей их родителями, презумпция недоверия в отношении семьи и криминализация нормального родительского поведения.

4. Вопрос о том, как именно будут преследоваться по закону те или иные действия, справедливо и обоснованно считающиеся преступными и недопустимыми, относится к компетенции государственной власти .

При этом Комиссия убеждена, что, решая подобные вопросы, государственная власть всегда должна учитывать деликатную природу семейных отношений, избегая избыточного и необоснованного вмешательства в семейную жизнь. Серьезные преступления должны серьезно наказываться, независимо от того, соединен ли преступник с жертвой родственными и семейными узами. Вместе с тем, в случае супружеских конфликтов, не связанных с причинением реального вреда или ущерба здоровью, целесообразно оставить супругам свободу решать, будут ли они обращаться за защитой к государству или предпочтут урегулировать ситуацию между собой.

Что касается отношений между родителями и детьми, то Комиссия, поддерживая борьбу с реальными преступлениями против детей, кем бы они ни совершались, продолжает считать необходимым «исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью» . В частности, Патриаршая комиссия категорически не поддерживает попытки возвратить в Уголовный кодекс норму, предполагающую возможность уголовного преследования родителей в случае любого использования ими в воспитании детей физических наказаний.

С учетом сказанного, Комиссия считает шагом в правильном направлении решение законодателей, которые, следуя требованиями общественности, в 2017 году исключили из ст. 116 («Побои») Уголовного кодекса РФ поправку, целенаправленно и необоснованно криминализующую семейные и родственные связи, которая была внесена туда полугодом ранее под влиянием антисемейного лобби.

Однако у Комиссии вызывает серьезную озабоченность пропаганда, основанная на преднамеренном искажении фактов, которая ведется рядом НКО и ложно представляет это решение законодателей как «декриминализацию домашнего насилия» .

Пропаганда такого рода сознательно вводит общественность в заблуждение, поскольку в реальности все серьезные преступления в семейном окружении продолжают преследоваться в уголовном порядке. При этом административное наказание, предусмотренное для хулиганов и дебоширов, наносящих кому-либо побои, существенно не отличается от ранее назначавшегося уголовного, а привлечь виновного к ответственности стало заметно проще. В такой ситуации намерения и мотивы тех, кто пытается изменить законодательную ситуацию, вернув ее в прежнее состояние, вызывают серьезные и обоснованные вопросы.

5. Комиссия, как и прежде, категорически возражает против использования в правовом поле и введения в законодательство терминов и понятий, не отражающих реальную криминологическую ситуацию и по своему происхождению связанных с радикальными антисемейными идеологиями, а также любых основанных на них подходов .

«Необходимо учитывать, что зачастую в законодательство, практику социальной работы и общественной деятельности под видом нейтрального профессионального или научного инструментария внедряются понятия и подходы, тесно связанные с теми или иными ложными идеологиями, несовместимыми с христианской верой и объективными нравственными ценностями. Зачастую такие понятия сознательно используются для разрушения брака, семьи, традиционной культуры семейной жизни и семейных ценностей. С этой целью, к примеру, сегодня широко применяют такие понятия, как «гендер», «гендерная идентичность», «гендерные стереотипы», «гендерное равенство», «семейное насилие», «домашнее насилие», «сексуальные и репродуктивные права», «репродуктивный выбор», «планирование семьи», «регулирование рождаемости» и т.п.» .

В частности, у Комиссии вызывают серьезную тревогу попытки лоббировать принятие и ратификацию в России т.н. «Стамбульской конвенции» («Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием»). Указанный международный документ, прикрываясь благими целями, вводит в законодательное поле целый ряд опасных для семьи и общества понятий и подходов, основанных на т.н. «гендерной идеологии» и взглядах радикального феминизма, имеющих ярко выраженную антисемейную направленность. С возражениями против воплощения в жизнь этого документа уже выступали многие христианские общины в различных странах Европы, в том числе Болгарская Православная Церковь , многочисленные гражданские структуры, защищающие семью. Резкие протесты против подписания и ратификации этой Конвенции звучат и в России - как со стороны просемейных общественных объединений, так и со стороны граждан, письма которых на эту тему поступают в нашу Комиссию. Вызывают озабоченность и иные попытки внедрения т.н. «гендерной идеологии» в российскую практику на законодательном, политическом и практическом уровнях.

В этой связи считаем уместным напомнить всем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Так называемая гендерная идеология под видом установления равенства доходит до отрицания данного Богом природного, объективного различия между мужчиной и женщиной. Утверждается, что родительская власть, необходимая для воспитания детей, должна уступить место крайне широко и не всегда верно понимаемым правам ребенка. Однако, отрицая семью, эти идеологии отрицают саму природу человека» .http://pk-semya.ru/images/news/sbornik2.pdf

В Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают просьбы разъяснить оценку использования в нормативных правовых актах терминов «насилие в семье» и аналогичных терминов («семейное насилие», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.), которую Комиссия ранее дала в своем официальном комментарии в связи с обращениями в отношении Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

В указанном комментарии, в частности, отмечено: «В законе также использован юридически неопределенный и представляющий семью в неблагоприятном свете термин «насилие в семье», что не вполне отвечает приоритетам государственной семейной политики, направленным на повышение общественного престижа семьи и ее социального статуса. Известно, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Комиссия считает нежелательным какое-либо использование этого термина (и аналогичных ему терминов «семейное насилии», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.) в нормативных правовых актах любого уровня».

Такая оценка со стороны Комиссии основана на тщательном анализе проблем, связанных с концепцией т.н. «семейного насилия» (или аналогичными – «домашнего насилия» и т.п) в ее реально существующем мировоззренческом, ценностном и правовом контексте. Речь идет об истории формирования и использования этой концепции, о связанном с ней идейным, ценностным и мировоззренческим содержании, о специфике ее современного применения, направленности предлагаемых в связи с этой концепцией правовых и иных решений.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют направленность, которую трудно признать доброкачественной в нравственном и правовом отношении.

Эксперты Комиссии отмечают целый ряд проблем в этой области, многие из которых неотделимы от концепции «семейного насилия» в ее современном виде. Эксперты отмечают, что специфическое мировоззренческое и идейное наполнение концепции «семейного насилия» становится вполне очевидным при анализе существующего корпуса документов соответствующей направленности, в том числе международных. Очевидна, в частности, неразрывная связь этой концепции с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые – в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Несомненна неадекватность таких представлений, их опасность для общества, несовместимость с традиционными нравственными и правовыми ценностями.

Эти представления не соответствуют и методологически корректным научным данным. В действительности и здравый смысл, и многочисленные данные исследований говорят о том, семья, основанная на браке, является в целом наиболее безопасным и благоприятным окружением как для женщин, так и для детей.

Фактически, концепция «семейного насилия» в том виде, в каком она сформировалась на сегодняшний день, оказывается направленной отнюдь не против реального насилия или преступности, а против семьи как таковой. Систематические ссылки на эту концепцию ведут к тому, что семья начинает восприниматься в обществе не как одна из его главных ценностей, главная защита для его наиболее уязвимых членов, а как источник проблем, опасности и угрозы для них. Это, разумеется, недопустимо.

Неудивительно, что и правовые решения, предлагаемые в рамках подобных концепций, также не отвечают общественному благу и, зачастую, вступают в явное противоречие с базовыми принципами справедливости и соразмерности юридических норм. По мнению экспертов Комиссии, эти дефекты тесно связаны с упомянутыми ранее мировоззренческими проблемами.

Достаточно упомянуть лишь некоторые из таких правовых недостатков, свойственных как уже существующим правовым решениям в этой области, так и подходам, предлагаемым сторонниками концепции «семейного насилия» в качестве своего рода «стандартов» международного или национального уровня.

Так, внедряемые в связи с ними определения «насилия» выходят далеко за здравые правовые рамки. В соответствии с ними к «насилию» могут быть отнесены отнюдь не только справедливо преследуемые по закону физические посягательства, но и такие действия, для юридического преследования которых не может существовать никаких здравых оснований. Помимо прочего, речь зачастую идет о «криминализации» нормальных воспитательных действий родителей.

Серьезные вопросы вызывает «профилактическая» направленность предлагаемых сторонниками концепции «семейного насилия» правовых решений. Фактически, под «профилактикой» в них понимается не создание здоровой нравственной атмосферы в обществе и укрепление семейных ценностей, но возможность принудительного юридического вмешательства в жизнь граждан и семей тогда, когда никакие реальные и опасные противоправные действия еще никем не совершаются. При этом предлагаемые меры (такие как охранные предписания, профилактический учет и т.д.) не отвечают элементарной справедливости, позволяя ограничить человека в правах (в том числе родительских), свободе или возможностях использования своего имущества без всяких веских доказательств его виновности в каких-либо противоправных действиях, на основании одних словесных обвинений. Подобные подходы, будучи попросту несправедливыми в правовом отношении, едва ли могут поддерживаться христианами.

Регулярно звучащие предложения отнести дела о т.н. «семейном насилии» к категории дел публичного обвинения также вызывают у экспертов серьезные возражения. На практике речь идет о лишении членов семьи возможности, в случае произошедшего конфликта, простить друг друга и принять решение примириться. Как представляется, такие предложения попросту не учитывают многообразие человеческих темпераментов, человеческое несовершенство и сложность межличностных отношений. Вряд ли можно считать вполне правильной ситуацию, когда в рамках семейного конфликта одних родственников будут защищать от других независимо от их собственного желания.

Эксперты полагают, что правовые меры, предлагаемые в рамках указанных подходов, являются серьезной угрозой для нормального выстраивания семейных отношений, способствуя не столько предотвращению реальных насильственных действий, сколько возникновению и эскалации конфликтов между супругами, а также опасной манипуляции обвинениями в «насилии» в ходе таких конфликтов.

Комиссия исходит из того, что распространению реального насилия, в том числе и между родственниками, способствует вовсе не недостаток тех или иных законодательных инструментов, а упадок семейных и нравственных ценностей в обществе. Укрепление семьи и семейных ценностей, брака, создание нравственной атмосферы, содействующей выстраиванию между людьми отношений, основанных на любви и уважении, а вовсе не «профилактические» законы репрессивной направленности, должны стать основой профилактики проблем межличностных отношений, в том числе и в семье. Именно это – верный путь к предотвращению любых реальных проблем в семье, а через нее – и в обществе в целом.

Комиссия обращают внимание на то, что в основе правового регулирования семейных отношений в России должны лежать, с одной стороны, верные представления о семье, ее роли и значении в обществе, основополагающих правах родителей, а с другой – традиционные для нашей страны семейные и нравственные ценности. Здесь недопустимо слепое копирование тех или иных зарубежных подходов, особенно тех, которые уже плохо зарекомендовали себя на практике в других странах.

В этой ситуации лоббирование введения в России законов о «профилактике семейного насилия», построенных по зарубежному образцу, вызывает, как минимум, недоумение. В зарубежной практике их применение ведет к серьезным проблемам, а их принятие в России будет способствовать не столько предупреждению реальных преступных действий, сколько дальнейшему ослаблению семьи, семейных отношений и ценностей в нашей стране, а также серьезному нарушению прав граждан.

Как представляется, отсутствие в российском праве специальной правовой категории, в которую было бы искусственно выделено «семейное насилие», отнюдь не мешает осуществлять справедливое уголовно-правовое преследование в тех ситуациях, в которых действительно имеют место реальные преступления насильственного характера – независимо от того, являются ли преступник и жертва посторонними или близкими людьми. В действительности, по мнению экспертов Комиссии, для создания такой категории не существует реальных оснований. Едва ли отсутствие такой категории (то есть особого выделенного названия) может помешать установлению факта реального совершения преступных действий, когда они действительно имеют место, и принятию необходимых уголовно-правовых мер в связи с этим. Те проблемы, которые действительно существуют в этой области, связаны не с необходимостью принятия тех или иных новых законов, а с недостатками существующей правоприменительной практики.

Позиция Комиссии, отраженная в процитированном ранее комментарии, учитывает как эти, так и иные факты и экспертные оценки.

При этом Комиссия осознает, что отдельные православные верующие могли вполне добросовестно пользоваться понятием «семейное/домашнее насилие» вне его концептуального контекста либо просто в силу неосведомленности о связанных с ним системных проблемах. Вместе с тем, в современных условиях, как отметила в указанном комментарии Комиссия, «этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений» . При этом приходится признать, что этот термин и его аналоги едва ли могут быть полностью отделены от своих недоброкачественных идеологических корней и концептуального контекста. В связи с этим Комиссия выступает против использования указанных терминов как в правовом, так и в общественном поле, и рекомендует православным христианам воздерживаться в дальнейшем от какой-либо поддержки связанных с ними концепций.

В этой связи также необходимо иметь в виду Позицию Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» , где рассмотрен вопрос о правомерности уголовного преследования родителей за применение наказаний в воспитании детей.

Пресс-служба Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства