Отличие первобытной власти от государственной. Отличие государства от первобытного общества

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:



1. Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2. Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3. Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:

· Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

· Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

· Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:



Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;

5. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:

Общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);

Формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;

Разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);

Обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).

Мононормы: понятие и общая характеристика. Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.

6. (написано)Теологическая теория: теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Теологическая теория призывает:

Достоинства данной теории:

Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Патриархальная теория возникновения государства

К достоинствам патриархальной теорииможно отнести то, что она:

* способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;

* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

В семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;

Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв.

Теория общественного договораимела боль­шое прогрессивноезначение:

Были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

Сделан шаг к созданию гражданского общества;

Фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

Государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

Теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

Согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Существеннымнедостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

Сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия (Шан Ян и др.)

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилияговорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века.

Достоинствами

восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;

признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;

оригинальность теории.

Недостатками органической теорииявляется сле­дующее:

Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

Сильное влияние дарвинизма;

Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана “Древнее общество”, котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком” 5 . Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

    Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

    Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

    если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

    реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

    обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Современная антропология, археология и этнография знакомят нас со сведениями, на основе которых, мы делаем вывод, что уже полтора - два миллиона лет назад человек, отделившись от мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Одни из самых ранних форм объединения людей, были связаны с не классифицированными, неупорядоченными семейно-родовыми отношениями того времени, с необходимостью объединения для защиты от внешних угроз и добычи провианта с использованием совместных усилий. Человеку было необходимо провести за более миллиона лет эволюции, прежде чем первобытные люди, научились создавать (изготавливать) орудия труда. Но прогресс на этом не остановился, следующим шагом в эволюционной лестнице стало изготовление каменных топоров и копий, заостренных кольев, создание первого лука и соответственно стрел для него, рыболовных сетей и множество других примитивных приспособлений для улучшения своих условий существования.

Человек стал строить первые примитивные хижины, жилища, выбираясь из пещер, научился добывать огонь. Стали появляться более классифицированные и выделенные семейно-родовые связи. Стали появляться первые первобытные общины - «Верфи».

Исходя из эволюционных составляющих первобытного строя, данный промежуток времени получил названия первобытнообщинный, соответственно и период развития общества называется «первобытное общество».

На протяжении многих веков функционирования и существования, государство как организация или институт, всегда особо выделялось от других, догосударственных, существовавших задолго до него, и негосударственных существующих параллельно государству институтов и организаций, своими специфическими признаками, функциями, устоями.

За историю развития человечества философами, великими мыслителями и политическими деятелями времен их существования, было высказано небывалое количество различных суждений и мнений относительно существования признаков государства.

Согласно учениям древнегреческого философа Демокрита, жившего в 460-370 годах до нашей эры, «Специфическая особенность государства является в том, что в нем представлены всеобщие блага и справедливость» Он писал что: «Хорошо управляемое государство, - есть величайший оплот, в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет». Исследуя цитаты одного из знаменитых римских ораторов, государственного деятеля и мыслителя - Цицерона жившего в 106-43 годах до нашей эры. Он исследовал и рассматривал в качестве одного из многих, но основных признаков государственного дела, это «достояние народа». Понятие «народ» он понимал следующим образом: «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Исследуя развитие государства и общества, нельзя не затронуть одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения, Макиавелли, который гласил: «признак государства, есть политическое состояние общества». В чем данное высказывание заключалось? Разбираясь более подробно в данном высказывании, на ум приходит вывод, что истина его слов в установлении и поддержке отношений между подвластными и властными слоями общества, в введении и использовании органов пенитенциарной системы и системы юстиции в целом, в законотворческой и реализации норм права, и в становлении и узаконивание стабильной, народовластной политической власти.

Он все это подтверждал и другим высказыванием: «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», - писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Подходя к заданному нами вопросу, какие же основные признаки, отличные государственной и догосударственной организации политической власти.

Одним из немало важных критериев, служит - наличие выделенного из общества и верховенствующего над обществом - государственного аппарата управления и принуждения. Данные аппараты, состоят из «особого» слоя людей, одним из основных занятий которого, является выполнение управленческих, властных функций. Они не являются производителями духовных или материальных благ, нет, они являются управленцами «дел государевых».

Данные должности достаются им путем назначения или избрания, наследования или замещения. Основными частями государственной власти (аппарата управления и принуждения), являются органы исполнительной, судебной и законодательной власти, и органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.

Так же одним из основных признаков государства, является наличие аппарата управления и принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде вооруженных сил и правоохранительных органов, разведки, контрразведки, различных исправительных учреждений (тюрем, колоний, лечебно-исправительных учреждений) и т.д.

Еще одним не мало важным признаком государства, является: выступление государства на международной арене от лица общества. Тесная взаимосвязь права и государства. Издание, опубликование и реализация применения нормативно-правовых актов данного государства.

Каждое государство, имеет свои государственные символы, к ним относят: флаг, гимн, герб. Так же многие государства используют свой язык в качестве государственного или используют несколько государственных языков. Самый распространённый язык, используемый в мире, является не английский, а китайский, его используют более миллиарда людей по всему миру.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и до государственной и негосударственной организациями - с другой.

В понятие публичной власти, научные круги соотносят с понятием «материальные придатки» в виде аппарата власти соотнесенные с лагерями и другими учреждениями принудительного характера (лагеря, тюрьмы, колонии), а так же с вооруженными людями (вооруженные силы, правоохранительные органы). Следует заметить, что в научных кругах, понятие публичной власти толкуется неоднозначно и иногда даже противоречиво. Основное толкование включает в себя признак государства, но реже публичную власть воспринимают как синоним государства.

Не смотря на различность, расхождение в толковании публичной власти, они склонны к единому мнению, что наличие публичной власти, имеет принципиальный характер для любой государственной организации, которая отличает ее как от негосударственных организаций существующих параллельно государственным, так и догосударственной организации общества.

В условиях первобытного общества, власть имела фиктивный общественный характер, совпадая непосредственно с физическими данными представителя власти. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.

Властные полномочия по урегулированию дел племени, союза племен, рода и других первобытных объединениях, осуществлялось не особым классом людей (элитой), а занятыми в производстве взрослыми членами этого общества (в основном мужчинами).

Властные полномочия и функции осуществлялись как путем непосредственного участия в собраниях родовых и иных объединений, так и через целый комплекс (систему) органов управления - фратрий, племен, родов.

Люди, выполняющие властные полномочия, всегда в основном были выборными должностями и всегда сменяемыми. В начале государственного развития они выбирались по решению племени из числа уважаемого рода.

Не в пример государственным чиновника, за которыми стоит государство, с его разветвленным комплексом государственного аппарата управления и принуждения, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет и поддержку членов этого объединения.

Возникшая и укрепившаяся общественная власть в условиях первобытного общества, основанного на равенстве социальных и материальных благ, не могла успешно функционировать, выполнять свои функции на более поздних этапах развития. Когда произошел раскол общества на классы по материальному, социальному и других признаков на имущие и неимущие социальные слои, классы, группы.

Общественная власть неизбежно должна была смениться публичной властью, опирающуюся на политический характер аппарата насилия и принуждения.

Отличием от первобытного строя, в котором общественная власть принадлежала людям по кровному родству, в зависимости от происхождения из того или иного рода, племени или союза племен, при государственном строе, власть распределена на них в зависимости от места проживания данной группы.

С образованием (созданием) государства, граждане, по замечанию научных исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории».

Под территорией государства чаще всего понимается его пространство в пределах которого, осуществляется государственное управление и осуществление государственно-властных полномочий.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, и исключает, какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. Добровольно суверенитет ограничивается и в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Помимо суверенитета и других названных выше признаков государств обладает также рядом других признаков.

В их числе, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие, как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества

Государство как особая организация политической власти отличается от родоплеменной организации тем, что:

1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, население в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориальных единиц);

2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;

3) для государства характерна особая публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);

5) главным орудием в руках государства для управления людьми является закон - нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права).

Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества

В первоначальном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутренним убеждением людей, их привычками, одобрением или осуждением родственников.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, которые устанавливаются или санкционируются государством (его органами). В нормах права четко разграничиваются права и обязанности. Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта. Нормы права обеспечиваются всеми средствами убеждения и государственного принуждения.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, которое государство использует для управления населением. Они выражают волю экономически и политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей. Реализацию норм юридического права обеспечивает государство.

Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти

Общество должно давнюю историю. С позиции теории государства и права, а не философии, нас интересует общество в его взаимодействии с государством и правом. Нам предстоит понять общество как систему, его структуру. В этом аспекте и надо исследовать понятие "общество", место и роль в нем государства и права.

Общество - социальный организм, часть природы, состоящая из людей, которые постоянно работают над совершенствованием орудий и средств производства.

Природа - это то, что окружает человеческое общество, географическая среда. Влияние географической среды всегда опосредуется общественными условиями и прежде всего уровнем развития производства.

Воздействие человека на природу зависит от уровня развития производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самого человека.

Организация общества и осуществления политической власти государством зависит и от того, какой смысл вкладывается в определение общества. Здесь есть две позиции: широкая и узкая.

В широком смысле общество - это часть материального мира, отделилась от природы и является формой жизнедеятельности людей, исторически развивается. В узком смысле общество - это определенный этап истории человечества, внутренне формационные или мижформацийни степени исторического развития или индивидуальное, отдельное общество.

Примерами такого понимания общества могут быть: а) общественно-экономическая формация; б) раннефеодальное общество, докапиталистическое общество и т. др.; в) французское, русское, американское-общество и т. д.

Существуют различные мнения относительно развития общества. Одна из них та, что общество развивается в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивается по своим специфическим законам на основе конкретного способа производства.

В философии XVII-XIX в. рассматривался и договорное общество. Критикуя его, Гегель выдвинул концепцию гражданского общества.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе:

1) подчиняет свою деятельность служению этому обществу;

2) обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости и милосердия;

3) не вмешивается в личную жизнь человека;

4) регулирует общественные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов (или других источников права).

С появлением государства и права в обществе возникают новые виды общественных отношений: политические и правовые. Это побудило к возникновению политической и правовой систем.

Политическая система в теории государства и права определяется по-разному. Различные позиции по этому вопросу можно свести к двум: широкого и узкого понимания этого общественного явления.

Узкое понимание политической системы сводится к совокупности государственных организаций, общественных объединений и трудовых коллективов, осуществляющих функции по реализации политической власти.

Политическая система в широком смысле - это самая совокупность материальных и нематериальных компонентов, связанных политическими отношениями при осуществлении политической власти.

К материальным компонентов как признаков политической системы относят: а) политическую организацию общества или субъектов политики; б) политические нормы; в) политические отношения; г) политические функции; политический режим; д) политический процесс и др.

К нематериальным компонентов относятся: а) политические взгляды; б) политическое сознание; в) политическую культуру.

Политика - это часть жизнедеятельности людей, связанная с главными для жизни и деятельности человека, государства и общества интересам, в основе которых лежат потребности народов, наций, социальных групп, государства и других социальных субъектов. Известно, что чистой политики, не связанной с другими сферами жизнедеятельности людей, не бывает. В широком смысле политика охватывает экономику, собственно политику, социальную, духовную и другие сферы жизнедеятельности человека. С развитием общества в пределах общественно-экономической формации происходит и развитие политики, оформление ее в целостную политическую систему. В теории права политика как многогранное явление определяется по-разному: как способ практической деятельности партий, классов, государств и средства, с помощью которых защищаются интересы этих субъектов; как особый вид деятельности людей, связанный с организацией всего процесса социальной жизни; как платформа выбора целей, стратегии и тактики, ведущих к осуществлению этих целей; как сфера взаимоотношений народов, национальностей, партий, других объединений граждан, государств и других общественности; как сознательная и целенаправленная деятельность политических субъектов, затрагивает отношения между государствами и народами.

Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена тем, что она является центром, ядром политической системы.

Поэтому только государство обладает суверенной властью, является верховной, самостоятельной, полной, единой и неделимой в пределах ее территории, а также независимой и равноправной во внешних отношениях; выступает официальным представителем всего населения страны или большинства его; олицетворяет суверенитет народа и нации, а также способна реализовать права народа на самоопределение; имеет специальный аппарат управления и принуждения, с помощью которого способна обеспечить реализацию своих функций, охране прав человека и гражданина, удовлетворить в-социальные и общечеловеческие потребности; с целью реализации управления обществом выдает общеобязательные для всех правила поведения в виде юридических норм, а также индивидуально-правовые предписания, необходимые для регулирования прав и обязанностей конкретных лиц относительно конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, политика государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В ее основе лежат потребности народа, нации, социальных слоев и групп, личности и государства, других социальных субъектов.

Важная роль в организации общества и осуществлении политической власти относится и праву.

Право, как и государство - это надстройка над экономическим базисом общества, является частью правовой системы общества.

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство осуществляет необходимый нормативный влияние на общественные отношения, закрепляя, регулируя, охраняя и защищая их1.

Следовательно, можно рассматривать соотношение экономики, политики и права в обществе.

Роль права в обществе прежде всего проявляется в соотношении его с экономикой.

Во-первых, производственные отношения в экономике объективно определяют, каким должно быть право.

Во-вторых, экономика определяет право не непосредственно, а через другие социальные явления: социальную структуру общества (классы, слои, группы), политику, правосознание, идеологию, способ производства, отражаются в праве.

В-третьих, право, в свою очередь, влияет также на экономику. Такое воздействие происходит как непосредственно, так и через различные экономические рычаги. Государство как собственник средств производства и другого имущества владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Государство также определяет субъектов и размеры налогов, минимальной заработной платы и пенсии, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, правила технической, экологической безопасности труда и производства, санитарии и тому подобное. Все эти отношения государство регулирует с помощью права.

Право соотносится и с политикой, а именно:

1) право зависит от политики и прежде всего от руководящей части общества, имеет государственную власть;

2) право является формой проявления политики указанной части общества;

3) в праве отображается только и политика руководящей части общества, к которой она стремится, которой может оказать общеобязательность с помощью государства и других субъектов политической системы общества;

4) право е концентрированным выражением политики той части общества, осуществляет руководство;

5) политика в праве формируется в виде конкретных прав и обязанностей человека и гражданина;

6) политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством декларирования, осуществление и обеспечение политики, а также пропаганды отдельных политических программ или их положений.

Роль права в гражданском обществе и осуществлении политической власти зависит от взаимосвязи государства и права. Как уже отмечалось, право (как юридическое явление) и государство (как политическая организация власти) возникают одновременно и тесно взаимосвязаны.

Право зависит от государства, поскольку:

1) возникает как институированный система источников, устанавливаются или санкционируются государственными органами и должностными лицами, а это означает, что юридическое право исходит от государства;

2) более или менее устойчивым и неприкосновенным благодаря государству;

3) благодаря государству и его органам внедряется в жизнь;

5) сущность права отражает социальную сущность и назначение государственной организации.

Но необходимо помнить, что право обладает относительной самостоятельностью и влияет на государство (его органы), а следовательно, и государство зависит от права. Право как явление цивилизации и культуры: 1) ограничивает в демократическом обществе государственной власти;

2) упорядочивает государственную власть через процессуальную и процедурную форму;

3) позволяет государственным органам соответствующие действия;

4) организует строительство, структуру, совершенствование и развитие государственных органов, определяет их функционирования;

5) предоставляет государственным органам престижа и авторитета.

В реализации своих функций государство использует правовые и никак правовые формы и методы.

Итак, как государство, так и право играет определенную роль в организации общества и осуществлении политической власти.

Таким образом государство и право в современном обществе существовали не всегда. Основной причиной возникновения государства и права были распад первобытного строя, потребность в осуществлении управления людьми в новых условиях, появление социально неоднородного, классового общества, противоречий между классами, которые не могли быть преодолены общественной властью первобытного строя. Государство и право отличаются рядом признаков от общественной власти, обычаев, традиций и морали первобытного общества. В демократическом обществе формируются правовое государство и правовая система, защищающие интересы всех слоев населения.

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Дайте определение теории государства и права как науки.

2. Проанализируйте предмет теории государства и права.

3. Что составляет методологию теории государства и права?

4. Определите функции теории государства и права и ее место в системе юридических наук.

5. Какие этапы развития науки теории государства и права в Украине?

6. В чем заключаются основные закономерности возникновения государства и права?

7. Рассмотрите особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов.

8. Покажите различные теории возникновения государства.

9. Какие вы можете назвать черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества?

10. Назовите характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

11. Какая по вашему мнению роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти?