Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда Безо


3.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу .

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится при их переподготовке и обучению другим рабочим профессиям , а также в виде специального обучающего курса (тренинга), по мере необходимости при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения работниками работ с повышенным уровнем профессионального риска или на опасных производственных объектах.

3.2 Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ работников отдельных отраслей и производств определяются работодателем на основе соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по безопасности ведения работ и охране труда.

3.3 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят по рабочим программам, разработанным и утвержденным работодателем в соответствии с Примерной программой обучения по охране труда (теоретическая часть) и практическими задачами конкретного рабочего места.

3.4 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специально созданных учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, в учебных и действующих рабочих местах под руководством инструктора производственного обучения, прошедшего соответствующее обучение по охране труда и имеющего большой практический опыт.

3.5 Обучение безопасным методам и приемам труда работников рабочих профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, завершается экзаменом либо письменным тестированием. Рабочему, успешно сдавшему экзамен, выдают удостоверение (или оформляют допуск) на право самостоятельной работы.

3.6 Все работники рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенным уровнем профессионального риска - более одного года, также должны пройти обучение по безопасным методам и приемам труда до начала самостоятельной работы.

3.7 Вопросы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и обучения требованиям охраны труда должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной подготовки работников рабочих профессий, переподготовки, получения второй профессии, повышения квалификации, проводимых непосредственно работодателем или в обучающих учреждениях.
^

4 Проведение стажировки на рабочем месте


4.1 Стажировка - производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ.

4.2 Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо имеющих перерыв в работе более года, проведение стажировки на рабочем месте со сдачей экзаменов , а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

4.3 Продолжительность и содержание стажировки устанавливается работодателем (или уполномоченным им лицом), направляющим работника на обучение, исходя из ее целей.

4.4. Подведение итогов стажировки для лиц, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проводится в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда, утвержденных работодателем.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки работника, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности), оформляет соответствующий протокол (приложение 5) и запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

4.5. При удовлетворительных итогах стажировки работодатель (или уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) работники, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца.
^

5 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим


5.1 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве проводится работодателем (или уполномоченным им лицом) в течение месяца при приеме на работу для всех вновь принимаемых на работу лиц, при переводе на новую работу, а также в силу производственной необходимости для отдельных работников, работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня профессионального риска травмирования или острого профессионального заболевания (ингаляционного отравления, радиационного поражения), а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Для работников рабочих профессий работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое обучение оказанию первой помощи пострадавшим, но не реже одного раза в год.

Работодатель вправе привлекать для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ специалистов организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года №205н.

5.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Рабочие программы всех инструктажей и видов обучения требованиям охраны труда должны включать в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по рабочим учебным программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке работодателем на основе соответствующего Примерного Учебно-тематического плана и Примерной программы обучения (приложения 6,7).

5.3. Работодатель организует обучение работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи во вредных и (или) опасных условиях труда, в виде специального курса обучения (тренинга) приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Во всех подразделениях или в обособленно работающей бригаде (группе) работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи вредных и (или) опасных условиях труда, должно быть не менее одного такого обученного лица в каждой смене.

5.4. Перечень должностей и профессий работников, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов обучения работников приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве определяются работодателем самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка, а также специфики трудовой деятельности работников и соответствующих государственных нормативных требований охраны труда и безопасности производства.
^

6 Периодическое обучение по охране труда


6.1.Периодическое обучение по охране труда (далее – Обучение) проходят определенные категории работников (далее – обучаемый персонал) организаций.

1) Руководители и специалисты по охране труда, в том числе:


  • руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда;

  • заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – индивидуальные предприниматели, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда (специалисты по охране труда), обеспечивающие организацию работ по охране труда.

2) Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющие организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда.


  1. Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций, оценивающие уровень приобретенных знаний слушателей (работников) в процессе обучения по вопросам охраны труда.

  2. Специалисты аттестующих организаций, проводящих аттестации рабочих мест по условиям труда, и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда.
5) Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся, осуществляющие обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и Примерными программами обучения по охране труда.

6) Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

6.2. Обучаемый персонал организаций проходит Обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение осуществляется с отрывом, с частичным отрывом от работы (до 3-х рабочих дней) с использованием как традиционных методов обучения (лекция, практические занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации), модульной системы обучения, так и активных методов (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги), возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категории и отраслевой специфики обучаемых.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты по охране труда организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

6.3. Обучение персонала организаций проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, соответствующей материально-технической базы, и прошедших аккредитацию Минздравсоцразвития России по соответствующим рабочим планам и программам с учетом специфики вида экономической деятельности, разработанным на основании Примерного Учебно-тематического плана и Примерной учебной программы обучения по охране труда, отличающихся объемом аудиторных часов (18, 40 и 72 час.) для определенных категорий обучаемых (приложения 8,9,10,11).

6.3.1. Учебно-тематический план объемом 18 аудиторных часов для:

Руководителей организаций, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда;

Заместителей главных инженеров по охране труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей, иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

6.3.2. Учебно-тематический план объемом 40 аудиторных часов для:

Руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технических работников;

Членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

6.3.3. Учебно-тематический план объемом 72 аудиторных часа для:

Специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда (специалистов по охране труда);


  • членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

  • специалистов аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

  • педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподавателей дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;

  • специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда.
6.4. Отдельные категории работников из состава обучаемого персонала проходят обучение в обучающих организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской а именно:

Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;


  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.

У вас появился новый работник. Какие мероприятия по охране труда следует с ним провести? Смотрите видео Анатолия Терентьева по этой теме в конце статьи.

1. Проведение вводного инструктажа

Как только работник появился на предприятии, еще до подписания трудового договора, с ним необходимо провести . Данный инструктаж проводит специалист по охране труда, либо специально обученное лицо.

Должна быть программа обучения, утвержденная руководителем организации, с перечнем вопросов, которые вы, как специалист по охране труда включаете на свое усмотрение. Чаще всего включаются общие вопросы:

  • общие сведения о предприятии;
  • наличие вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на работника;
  • средства защиты, которые могут выдаваться работникам;
  • льготы и компенсации предоставляемые работникам;
  • действия работника в аварийных ситуациях.

Результаты обучения отражаются в журнале . Работник расписывается в этом журнале.

2. Проведение первичного инструктажа

Далее, работник выходит на работу. В первый же рабочий день, непосредственный руководитель данного работника проводит . Обучение проводится по программам, инструкциям, или иным документам, в которых отражается порядок и безопасность производства работ. Результаты обучения также отражаются в специальном журнале.

3. Стажировка на рабочем месте

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Чтобы определить, нужна ли стажировка работнику, достаточно почитать его трудовой договор. Если в договоре условия труда оптимальны, допустимы, то стажировка для данного работника не обязательна.

Это работники, которые занимаются обслуживанием и ремонтом технических устройств. Например, у стропальщика условия труда допустимы, а вот стажировка для него обязательна.

Стажировка оформляется приказом:

«Иванову Ивану Ивановичу назначить стажировку под руководством Петрова Петра Петровича в количестве ________ смен с _____ по ________»

4. Обучение безопасным способам выполнения работ

Есть отдельные виды профессий, по которым инструктаж на рабочем месте можно не проходить, а вот обучение безопасным методам и приемам выполнения работ становится обязательным.

Как проводится? Правила об этом четко не говорят. Минтруд говорит, что организация этого вида обучения проводится на усмотрение руководителя организации. Поэтому можно отправлять своих работников в , либо приглашать специалистов, либо организовать данное обучение у себя на рабочем месте.

Данный вид обучения проводится не позднее 1 месяца при трудоустройстве работника.

Обязательно должна быть разработана программа обучения. Она обычно состоит из пяти разделов:

  • трудовое право / рассказываем о правах работников и ответственности ;
  • охрана труда / разбираем все внутренние локальные документы ;
  • пожарная безопасность;
  • электробезопасность;

5. Проверка знаний работников

«Комиссия в составе ______________________________ провела проверку знаний требований безопасных методов и приемов выполнения работ , оказанию первой помощи пострадавшим …» Также туда можно добавить различные инструкции и внутренние регламенты.

Данный протокол должен быть оформлен и подписан работником не позднее 1 месяца с момента поступления на работу.

6. Допуск работника к самостоятельной работе

Допуск к работе оформляется приказом, который составляется после прохождение всех выше описанных мероприятий:

«На основании положительной проверки знаний, допустить работника к самостоятельной работе».

Вывод:

Почему важно осуществить все эти мероприятия?

Потому, что при несчастном случае на предприятии, все выше описанные мероприятия отражаются в первом разделе акта «Н1», раздел «Сведения о работнике».

Если не будут проведены все выше изложенные мероприятия, то ни о каком допуске работника к работе не может быть и речи. Так, согласно статьи 76 Трудового Кодекса РФ работника, не прошедшего в соответствующем порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний следует незамедлительно отстранить от работы.

Обучение безопасным методам труда, требованиям охраны труда на каждом рабочем месте, для каждого вида работ, в том числе с повышенной опасностью, проводится непосредственно на предприятии, является одной из важных задач СУОТ и организуется руководством предприятия.
Система обучения безопасности труда представлена ниже. Она включает три основные составляющие: собственно обучение безопасным методам и приемам работы, организационно-техническое и научно-методическое его обеспечение. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79, определяющим порядок и виды обучения рабочих и ИГР вопросам охраны труда.
Обучение рабочих включает производственные инструктажи и повышение квалификации. Принимаемые на работу, а также работающие на предприятии, в обязанности которых входит обслуживание, испытание, наладка й ремонт оборудования, использование инструментов, хранение сырья и материалов, обязательно проходят вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий инструктажи по технике безопасности.
Обучение безопасности на предприятии начинается с вводного инструктажа, проводимого инженером по охране труда (технике безопасности) в течение 2—3 ч с поступившими на работу индивидуально или с группой рабочих по программе, утвержденной главным инженером. Инструктаж включает основные положения законодательства по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка и поведения на территории предприятия, требования к организации и содержанию рабочего места, основные правила техники безопасности и производственной санитарии, а также порядок использования средств индивидуальной защиты. Инструктаж регистрируется в журнале вводного инструктажа, который хранится в течение 35 лет. Каждому прошедшему инструктаж выдается инструкция по охране труда, разработанная с учетом конкретных условий производства и специфики работы.
Все остальные инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ.
Перед допуском к самостоятельной работе с каждым вновь принятым, переведенным, командированным, при бывшим на практику студентом и другими лицами, выполняющими новую работу, непосредственно на рабочем месте проводится первичный инструктаж. Его проводит мастер индивидуально с каждым работающим в объеме инструкции для отдельных видов работ пли профессий данного производства, что регистрируется в личной карточке инструктажа.

Мастер знакомит работника с общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном участке производства, устройством оборудования, на котором ему предстоит работать, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами сигнализации, с потенциально опасными и вредными производственными факторами конкретного рабочего места, обслуживаемого оборудования и применяемого инструмента, а также объясняет действия, которые необходимо предпринять при возникновении опасных ситуаций для предупреждения возможных неблагоприятных последствий. Для практического усвоения безопасных приемов я методов труда на рабочем месте новый работник на несколько смен прикрепляется к квалифицированному рабочему и находится под его постоянным наблюдением, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
Повторный (очередной, плановый) инструктаж проводлп мастер на рабочем месте с установленной для данного производства и вида работ периодичностью. Эта периодичность не превышает шести месяцев на обычных работах и трех месяцев на работах с повышенной опасностью. Повторный инструктаж регистрируется в личной карточке инструктажа.
Внеплановые инструктажи проводятся мастером индивидуально или с группой работников одной профессии. Они проводятся при изменении правил охраны труда, технологического процесса, нарушениях работниками требований безопасности, которые могут привести к травме, аварии, взрыву или пожару, несчастных случив па производстве, после длительного отсутс.щ-я работника (более 30 дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и более 60 дней для остальных работ).
Текущий инструктаж проводи;ся с рабп: щ::г;ми перед производством работ, на которые оформляете наряд-допуск. В наряде-допуске фиксируется проведение инструктажа.
Кроме инструктажей знания в области безопасности труда работающие совершенствуют на курсах повышения квалификации (целевые, производственно-технические), организуемых на предприятии отделами технического обучения, а также на специальных курсах по безопасности труда и в школах передового опыта. Типовые программы обучения утверждаются министерствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсоюзов, а при необходимости — с органами государственного надзора. На их основе разрабатываются программы повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах, курсах обучения вторым и смежным профессиям и т. п. Они обязательно содержат разделы по безопасности труда, объем которых составляет не менее)0 % общего курса обучения.
Рабочие пищевых производств, которым поручается самостоятельное выполнение ответственных и опасных работ, проходят специальное курсовое обучение по безопасности труда, организуемое по соответствующим специальностям непосредственно на предприятии. Перечень профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, утверждается руководством предприятия.
На хлебопекарных, кондитерских, макаронных, сахарных предприятиях и предприятиях бродильных производств курсовое обучение по утвержденным программам должны обязательно пройти рабочие перед допуском к обслуживанию следующего оборудования или выполнению указанных ниже работ:

  • паровых и водогрейных котлов, производственных печей и других тепловых установок, работающих под давлением сосудов и аппаратов;
  • компрессоров, холодильных установок, газового оборудования;
  • электротехнических установок, подъемников, подъемных механизмов, тракторных лопат, буртоукладчиков, буртоукрывочных машин, автопогрузчиков, автокаров, электрокаров, тракторов н другого внутризаводского н внутрицехового механизированного транспорта;
  • газоэлектросварочного оборудования;
  • аппаратов диффузии н выпаривания, варки утфеля, центрифуг, кислотных и щелочных установок, установок бестарного хранения сырья, мойкн пищевого сырья; такелажных, монтажных, ремонтных, погрузочных, разгрузочных и других работ.
После прохождения курсового обучения рабочие сдают экзамены, аттестуются, им вручают удостоверение с отметкой срока его действия и они допускаются к выполнению соответствующих работ. Указанные категории рабочих ежегодно проходят проверку знаний по технике безопасности, что отмечается в удостоверении.
ИТР предприятия проходят вводный инструктаж, а через каждые три года — повторную проверку знаний правил техники безопасности. С периодичностью не реже 1 раза в шесть лет ИТР повышают знания на специальных курсах по охране труда при предприятиях, научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации или на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.
Большое значение для повышения качества и эффективности обучения по безопасности труда на предприятиях имеет его организационно-техническое и научно-методическое обеспечение. Оно включает подбор и подготовку квалифицированных кадров для проведения обучения, создание соответствующей современным требованиям учебно-производственной базы на предприятии, обеспечение ее качественными наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, учебными про! раммами, методическими рекомендациями и НТД по охране труда.
Важная роль в улучшении обучения рабочих безопасным приемам и методам труда принадлежит кабинетам по охране труда, которые организуются на предприятии в соответствии с «Типовым положением о кабинете охраны труда». Для кабинета должно быть выделено специальное помещение, площадь которого зависит от численности работающих на предприятии.
В кабинетах проводятся вводный и другие инструктажи, тематические занятия и семинары по охране труда для ИТР и рабочих, лекции, беседы, просматриваются фильмы и диафильмы по охране труда, даются информации о новых книгах, консультации для работников цехов и отделов по оргащгзации выставок и уголков по охране труда, осуществляется обмен информацией по вопросам охраны труда (через отделы технической ннформапии предприятия) с учетом достижений других родственных предприятий с целью популяризации и распространения их передового опыта. Кабинеты охраны труда оснащаются наглядными пособиями (учебными плакатами, схемами, макетами, натуральными экспонатами, диафильмами и кинофильмами), техническими средствами пропаганды и обучения (кинопроекторами, диапроекторами, магнитофонами, тренажерами), методическими рекомендациями и справочными материалами для проведения семинаров, инструктажей и тематических занятий.
В кабинетах для самостоятельного обучения, контроля и самоконтроля знаний наряду с обычным применяется программированный метод, предусматривающий использование обучающих и контрольных машин. При программированном машинном методе знания обучающегося оцениваются с помощью машины исходя из ответов на билеты, подготовленные по разным разделам охраны труда. Наиболее совершенной формой обучения и контроля программированным методом является использование ЭВМ, в памяти которой закодированы вопросы и ответы на них. ЭВМ особенно целесообразно использовать для самоподготовки, так как она позволяет работать обучающему с ней а диалоговом режиме.


Рис. 6 Форма контрольной карты н шаблона безмашннкого контроля знаний по охране труда

Широко используется также программированный метод безмашинного контроля знаний по охране труда, суть которого заключается в следующем. Экзаменующийся выбирает билет и получаст чистую контрольную карту (рис. 5, а). в билете указано пять вопросов и от двух до пяти ответов па каждый пз них, при этом только один правильный. Экзаменующийся должен в каждой горизонтальной строке, номер которой соответствует номеру вопроса, заштриховать квадрат, номер которого, по его мнению, совпадает с правильным ответом. Заполненная таким образом карта сдается преподавателю, который накладывает на нее шаблон с вырезанными соответствующим образом окнами (рис. 5, б) для проверки правильности ответов. Совпадение заштрихованных квадратов с окнами определяет число правильных ответов. Оно и является оценкой знаний по данному билету.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.


  • Какое обучение по охране труда необходимо для допуска к самостоятельной работе вновь принятого работника?
  • Может ли работать специалистом по ОТ на предприятии сотрудник имеющий опыт работы, но не имеющий профильного высшего образования?
  • Имеет ли право подписывать протокол проверки знаний учащихся, преподаватель, принятый в учебный центр по договору ГПХ?
  • Как происходит обучение по ОТ врачей и медсестер, имеющих только лечебную функцию?
  • Кого внести в список персонала для обучения охране труда?

Вопрос

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и обучение по охране труда – это одно и тоже? Или есть какой документ, ставящий знак равенства между этими двумя понятиями?

Ответ

2.1. Проведение инструктажа по охране труда

2.2. Обучение работников рабочих профессий (в данном разделе говорится об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ)

2.3. Обучение руководителей и специалистов

Т.е. и все виды инструктажей, и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучение по От и проверка знаний требований ОТ (с выдачей удостоверений) - это все относится к обучению по ОТ.

Таким образом, «знак равенства между этими двумя понятиями» ставит Порядок 1/29.

Но установленный порядок прохождения этих видов обучения ( , обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучения по охране труда с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений) отличается.

Как и когда должно проводиться обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий указано в разделе 2.2. Порядка 1/29.

Извлечения:

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу

Обратите внимание! Процедура данного обучения не прописана. Следовательно, Вы имеете право в включить раздел «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ согласно производственным инструкциям и инструкциям по ОТ». Если нет производственных инструкций, то - согласно руководствам (инструкциям) по безопасной эксплуатации оборудования.

Таким образом, факт проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будет у Вас подтвержден записью о прохождении инструктажа на рабочем месте и содержанием программы инструктажа. Сроки, установленные в п. 2.2.1., также будут соблюдены. Вы проведете это обучение сразу после приема на работу работника (т.е. в отведенный Вам месяц Вы «укладываетесь).

НО… это касается только работников, принимаемых на работу с допустимыми условиями труда. Поскольку …- см. п.2.2.2.

2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с , безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда .

Т.е. для работников с вредными и опасными условиями труда установлен именно такой порядок:

1) сначала обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем - стажировка - для практического освоения

3) затем - сдача экзамена,

4) только после этого - допуск к самостоятельной работе.

Т.е. для этих работников Вы сначала проводите , включающий в свою программу теоретическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем проводите стажировку - для практического освоения приемов безопасного выполнения работ непосредственно на рабочем месте (под руководством руководителя стажировки),

3) затем принимаете экзамен,

4) только после этого издаете приказ о допуске к самостоятельной работе.

Впоследствии с данными работниками (работающими во вредных условиях труда) Вы уже буде проводить труда и проверку знаний требований охраны труда .

Порядок, форма, периодичность и продолжительность данного обучения устанавливается работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. См. п.2.2.3. Порядка 1/29.