Кекушев лев николаевич постройки. Кекушев, лев николаевич

Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля «модерн» в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна.

NVO , CC BY-SA 2.5

Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

Биография

Начало карьеры

Лев Кекушев родился 7 (19) февраля 1862 года в многодетной семье дворянина Николая Григорьевича Кекушева, с 1838 года состоявшего на военной службе в Павловском лейб-гвардии полку.

В конце 1850-х - начале 1860-х годов Павловский полк дислоцировался в Царстве Польском; вероятно, там Николай Григорьевич и познакомился со своей будущей женой Констанцией, католичкой по вероисповеданию, дочерью помещика из рода Воеводских.

В 1861 году Кекушев вышел в отставку в звании майора и в 1863 году поступил на гражданскую службу в инженерный корпус, расквартированный в Вильно. Впоследствии в связи со службой старшего Кекушева семья несколько раз переезжала - в Санкт-Петербург (1863), Псков (1864), Новгород (1865), - пока во второй половине 1860-х годов окончательно не осела в Вильно.

По предположению исследователей жизни Кекушева, Лев Николаевич родился на территории Царства Польского, по-видимому в Вильно. Однако сам архитектор в документах и автобиографиях по каким-то причинам убавлял себе один год (1863) и указывал местом рождения Симбирскую губернию.

неизвестен , Public Domain

Окончив в 1883 году Виленское реальное училище, в том же году поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, который окончил в 1888 году со званием гражданского инженера, был удостоен Серебряной медали и права на чин X класса. Учился на одном курсе с Виктором Величкиным, Илларионом Ивановым-Шицем и Николаем Марковым, которые также стали известными архитекторами, тогда как большинство выпускников выполняли разнообразные инженерные работы. После окончания института был принят на работу в Техническо-строительный комитет МВД. Параллельно государственной службе с 1889 года работал в Санкт-Петербурге помощником архитектора на постройке зданий и водонапорной башни на городских скотобойнях. Вышел в отставку в 1890 году и перебрался в Москву.

По приезде в Москву посвятил себя, главным образом, частной архитектурной практике. С 1890 по 1893 годы работал помощником архитектора С. С. Эйбушица, участвовал в постройке по его проектам здания Центральных бань Хлудовых и Охотного ряда. За время стажировки у Эйбушица, Л. Н. Кекушев стал мастером многих прикладных технологий - ковки, гальванопластики, травления металлов и стекла. В 1893 году основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором. В августе 1898 года уволен со службы согласно поданному прошению.

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899 гг.) преподавал в Императорском Московском Техническом училище, с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище. В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения.

В 1890-е годы совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектировал инфраструктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги. Впоследствии, расширил здание Ярославского вокзала.

Кекушевский модерн

В 1896 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн - доходный дом в Варсонофьевском переулке (в наше время перестроен с сохранением фасада, интерьер утрачен). В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеля и В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Новомодный стиль моментально приобретает поддержку видных московских застройщиков (Яков Рекк) и меценатов (Хлудовы, Морозовы). Известно, что особняк по Глазовскому переулку, дом 8, Кекушев строил для себя (1898-1899), но промышленник Г. И. Лист, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться.

В 1899 году Кекушев выигрывает конкурс на проект гостиницы «Метрополь», однако волей Саввы Мамонтова, организатора строительства, подряд достаётся Валькоту. После ареста Мамонтова новые владельцы нанимают Кекушева управлять строительством. «Ничто из прежней практики Валькота и близко не подходит к масштабам „Метрополя“. Участие Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта» (Брумфилд, гл. 3). Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке (после развода дома на Остоженке достались его бывшей жене, А. И. Кекушевой). С 1899 года Кекушев возглавлял архитектурную контору Московского торгово-строительного акционерного общества, по зказам которого возвёл ряд особняков и доходных домов в Москве и Тамбове.

Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Он строит такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской (входивший в состав элитного квартала, спроектированного по заказу компании Якова Рекка). Эти постройки отличает исключительная проработка интерьеров и декоративных металлических деталей. Длительное время помощником Кекушева работал архитектор С. С. Шуцман.

Отход от дел и смерть

После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» (1907) - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает; исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов невыразительны.

М. B. Нащокина предполагает, что самоустранение Кекушева - последствие болезни, вероятно, психической. Смерть архитектора остаётся тайной - не известны ни точный год смерти, ни место погребения.

Проекты и постройки

  • 1887 - учебный проект комплекса скотобоен, Санкт-Петербург (не осуществлён)
  • 1880-е - участие в постройке казарм на Юго-Западной железной дороге, участок Цветково-Шпола
  • 1889-1893 - участие в строительстве Центральных бань под руководством С. С. Эйбушица, Театральный проезд, 3
  • 1890-1893 - особняк А. И. Обуховой, Малый Козловский переулок, 4 (осуществлён со значительными отклонениями от проекта, позднее частично перестроен)
  • 1890-1892 - намогильная часовня Прохоровой в Ново-Алексеевском монастыре (не сохранилась)
  • 1890-1892 - намогильная часовня Хлудовых в Покровском монастыре (не сохранилась)
  • 1890-1892 - перестройка барского дома, постройка школы, служб и церковной ограды в имении А. А. Боборыкина Богородицкие Рябинки, Орловская губерния (не сохранились)
  • 1892 - конюшня во владении Общества акклиматизации (в Московском Зоологическом саду), Большая Грузинская улица, 2 (не сохранилась)
  • 1892-1893 - доходный дом Григорие-Богословской церкви и хозяйственная постройка при нём, Большая Дмитровка, 30
  • 1893-1898 - особняк и доходный дом А. А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 2
  • 1894 - павильон станции Сергиево Московско-Ярославской железной дороги (не сохранился)
  • 1894-1895 - перестройки и ремонт дома В. И. Фирсановой, Мясницкая улица, 8 (не сохранился)
  • 1894-1895 - больница имени П. Д. Хлудовой (предположительно, строительство по проекту Кекушева осуществлял архитектор Э. Б. Ходжаев), Кисловодск (не сохранилась)
  • 1894-1896 - перестройка особняка Т. И. Коробкова (при участии Н. С. Шуцмана), Пятницкая улица, 33
  • 1894-1896 - доходный дом наследниц Г. И. Хлудова, Театральный проезд, 3/1 - Рождественка, 1/3 (капитально перестроен в 1934 и 2001 годах)
  • 1894-1896 - перестройки во владении Хлудовых, улица Ленивка, 4
  • до 1895 - отделка дома Х. Д. Спиридонова, Мясницкая улица, 13 (?)
  • 1895-1896 - станция Мытищи Московско-Ярославской железной дороги
  • 1895-1896 - восточное крыло и новый перрон Ярославского вокзала, Комсомольская площадь, 5 (правое крыло существующего здания; перрон встроен в существующий зал ожидания)
  • 1895-1896 - водоподъёмное здание в комплексе Ярославского вокзала, Комсомольская площадь, 5
  • 1895-1897 - комплекс железнодорожных, технических сооружений и жилых построек Вологодско-Архангельской железной дороги, совместно с И. А. Ивановым-Шицем (сохранился частично)
  • 1895-1899 - Богадельня имени И. Н. Геера с храмом Святого Иосифа Обручника (при участии И. А. Иванова-Шица), Верхняя Красносельская улица, 15 памятник архитектуры (региональный)
  • 1896 - проект павильона Крайнего Севера для Всероссийской художественной и промышленной выставки (не осуществлён)
  • 1896 - строительство павильона Крайнего Севера на Всероссийской художественной и промышленной выставке по эскизам К. А. Коровина, Нижний Новгород, Канавино (не сохранился)
  • 1896 - оформление части Тверской улицы (от Дома генерал-губернатора до Кремля), Воскресенской площади и здания Городской думы к празднествам по случаю коронации императора Николая II (не сохранилось)
  • 1896 - павильон-галерея (временная станция) для приёма гостей в период коронационных торжеств на Брестском вокзале (не сохранился)
  • 1896 - проект особняка М. С. Кузнецова на Мясницкой улице (не осуществлён)
  • 1896 - проект особняка М. С. Кузнецова на Пятницкой улице (не осуществлён)
  • 1896-1897 - доходный дом князя В. С. Оболенского-Нелединского (Е. П. Кудрявцевой), Варсонофьевский переулок, 6
  • 1896-1897 - службы церкви Николая Чудотворца Дербентского, Уланский переулок, 11
  • 1896-1901 - перестройка особняка и другие работы в усадьбе С. И. Мамонтова, Садовая-Спасская улица, 6, стр. 1 (перестроен)
  • 1897 - усыпальница Кузнецовых на Рогожском кладбище (не сохранилась)
  • 1897 - перестройка особняка Т. С. Любатович со службами, Долгоруковская улица, 36 (не сохранился)
  • 1897 - загородный дом Г. П. Воронина, вблизи станции Степаново Московско-Нижегородской железной дороги (не сохранился)
  • 1897 - доходный дом Я. А. Бабушкина, улица Покровка, 29 памятник архитектуры (вновь выявленный объект)
  • 1897 - дача К. Г. Востряковой, Кислозаводск (не сохранилась)
  • 1897 - проект доходного дома Раевской на Спиридоновке (не осуществлён)
  • 1897-1898 - постройки во владении Дома призрения бедных, основанного Г. И. Хлудовым, Сыромятнический проезд, 6
  • 1897-1898 - загородный дом С. П. Фёдорова в усадьбе Воробьёво, Калужская область
  • 1897-1900 - загородный дом М. С. Грачёва в усадьбе Грачёвка (при участии Г. А. Кайзера), Зеленоградская улица, 13
  • 1897-1901 - дома в имении И. И. Некрасова Райки, Московская губерния
  • 1898 - проект убежища в память Святого Коронования их Величеств (не осуществлён)
  • 1898 - конкурсный проект фасадов гостиницы «Метрополь» (совместно с В. В. Воейковым, Н. Л. Шевяковым, С. С. Шуцманом; 1-я премия)
  • 1898 - устройство четырёх иллюминаторов и пристройка чёрной лестницы во владении Н. А. Лукутина, Тверская улица, 18
  • 1898-1899 - Химическая лаборатория Императорского Московского Технического училища, Вторая Бауманская улица, 10
  • 1898-1899 - надстройка здания ИМТУ (бывшего Слободского дворца), Вторая Бауманская улица, 5
  • 1898-1899 - особняк Л. Н. Кекушева (О. А. Листа, Н. К. Кусевицкой), Глазовский переулок, 8 памятник архитектуры (федеральный)
  • 1898-1899 - станция «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги
  • 1899 - проект здания Цветковской галереи (особняка И. Е. Цветкова) на Пречистенской набережной (не осуществлён)
  • 1899 - проект особняка Северного домостроительного общества (Санкт-Петербургского Общества Страхований) на Тверском бульваре (не осуществлён)
  • 1899 - перестройка особняка И. И. Некрасова, Гоголевский бульвар, 4
  • 1899 - перестройка конюшен А. А. Портман, Нарышкинская аллея (не сохранились)
  • 1890-е - собственная дача в Серебряном Бору (не сохранилась)
  • 1899-1900 - (при участии С. С. Шуцмана), Поварская улица, 24 памятник архитектуры (региональный)
  • 1899-1900 - Никольские (Иверские) торговые ряды (при участии С. С. Шуцмана), Никольская улица, 5
  • 1899-1901 - гостиница «Метрополь» (проектирование и общее руководство строительством до пожара 1901 г.; при участии В. В. Воейкова, Н. Л. Шевякова, С. С. Шуцмана; идея оформления фасада - В. Ф. Валькот), Театральный проезд, 2
  • 1900 - доходный дом М. Л. Шоршорова, Тамбов, улица Карла Маркса, 144/10
  • 1900 - отделка интерьеров здания Московской Городской думы, площадь Революции, 2/3
  • 1900-1901 - конкурсный проект фасада Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, IV премия (не осуществлён)
  • 1900-1902 - церковь при фабрике А. Баранова, с. Карабаново (не сохранилась; восстановлена в 1990-200 годах с сохранением прежней композиции)
  • 1900-1903 - особняк А. И. Кекушевой (при участии В. С. Кузнецова), Остоженка, 21
  • 1901 - конкурсный проект доходного дома наследников Папудовой (совместно с Н. С. и С. С. Шуцманами) в Одессе, II премия (не осуществлён)
  • 1901 - конкурсный проект Суворовского музея в Санкт-Петербурге, III премия (не осуществлён)
  • 1901 - доходный дом В. И. Грязнова (при участии С. С. Шуцмана), Остоженка, 17
  • 1901-1902, 1907 - перестройка, изменение фасада и отделка особняка В. И. Лыжина, Остоженка, 24
  • 1902 - конкурсный проект доходного дома С. И. Лямина на Тверской улице, III премия (не осуществлён)
  • 1902 - конкурсный проект женской гимназии М. Н. Гарелина в Иванове-Вознесенске (совместно с Н. С. и С. С. Шуцманами), III премия (не осуществлён)
  • 1902 - конкурсный проект женской Мариинской гимназии в Одессе. III премия (не осуществлён)
  • 1902 - доходный дом, Колпачный переулок, 4, стр. 1
  • 1902 - проект доходного дома А. Ф. Франк (при участии С. С. Шуцмана) в Уланском переулке (не осуществлён)
  • 1902 - общежитие ИМТУ, Вторая Бауманская улица, 14
  • 1902 - перестройка, оформление фасада и интерьеров ресторана С. П. Тарарыкина «Прага», Арбат, 2/1
  • 1902-1903 - корпус хирургической лечебницы С. М. Рудневв, Серебряный переулок, 4, левое здание
  • 1902-1903 - перестройка домов на территории ювелирной фабрики О. Ф. Курлюкова с конторой и магазином, Колпачный переулок, 4, стр. 3
  • 1902-1903 - доходный дом А. И. Кекушевой, Остоженка, 19
  • 1902-1905 - доходный дом М. А. Франка (совместно с С. С. Шуцманом), Большой Кисельный переулок, 11
  • 1902, 1904 - доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21
  • 1903 - особняк В. Д. Носова с каретным сараем и подпорной белокаменной стеной, Электрозаводская улица, 12
  • 1903 - конюшня, прачечная и другие хозяйственные постройки в имении коннозаводчика Н. П. Малютина, Санкт-Петербургское шоссе (не сохранились)
  • 1903 - доходный дом К. В. Исаева (К. Т. Толоконникова), Пятницкая улица, 42, корп. 2
  • 1903-1904 - (Московского торгово-строительного акционерного общества) с флигелем и конюшней, Поварская улица, 44 памятник архитектуры (федеральный)
  • 1903-1904 - (Московского торгово-строительного акционерного общества), Поварская улица, 42 (перестроен) памятник архитектуры (региональный)
  • 1904 - дом Дамского попечительства о бедных Ведомства учреждений императрицы Марии (совместно с Н. С. Шуцманом), Малый Козихинский переулок, 4
  • 1904-1906 - (Московского торгово-строительного акционерного общества), Пречистенка, 28 памятник архитектуры (федеральный)
  • 1905 - лечебница докторов Кавалерова и Урбановича, Рязань, улица Полонского, 13
  • 1905 - дача В. А. Лыжина, Ивантеевка
  • 1906 (?) - городская усадьба В. В. Аносова, Тамбов, Советская улица, 66
  • 1906-1907 - особняк М. В. Асеева (при участии Л. М. Кугушева), Тамбов, Коммунальная улица, 21
  • 1907 - конкурсный проект нового здания ресторана «Яр» (не осуществлён)
  • 1907, 1908-1910 - ресторан И. А. Скалкина «Эльдорадо», Красноармейская улица, 1 (возведён при участии Н. Д. Поликарпова по изменённому проекту) памятник архитектуры (региональный)
  • 1907-1909 - перестройка особняка С. И. Щукина для размещения коллекции современной французской живописи, Большой Знаменский переулок, 8
  • 1908 - перестройка и отделка интерьеров особняка И. А. Морозова (включая отделку зала для панно М. Дени), Пречистенка, 21
  • 1909 - проект старообрядческой церкви в Гавриковом переулке (не осуществлён)
  • 1909 - пристройка к особняку А. А. Пантелеева, Олсуфьевский переулок, 2
  • 1909-1910 - доходный дом В. Е. Быкова, 2-я Брестская улица, 19/18, стр. 1
  • 1909, 1911-1912 - дворовые постройки и изменения в торговом доме В. Д. Носова, Большой Черкасский переулок, 11
  • 1900-е - деревянная дача и флигель А. И. Ермакова, Мамонтовка (Пушкино), Октябрьская улица, 23
  • 1900-е - конторское здание («дом для служащих»), конюшня, каретный сарай, жилая казарма для рабочих, фабричная плотина при Тонкосуконной фабрике В. А. Лыжина, Ивантеевка
  • 1900-е - усадебный дом в имении М. К. Морозовой «Турлики», Обнинск
  • 1910 - надстройка и изменение фасада доходного дома В. Е. Быкова (Е. Е. Кокорина), 2-я Брестская улица, 19/18, стр. 4
  • 1910 - оформление магазина в доме наследников П. М. и Н. С. Третьяковых, Никольская улица (не сохранился)
  • 1910-1911 - перестройки во владении С. П. Тарарыкина, Арбат, 5, во дворе (не сохранилось)
  • 1910-1913 - убежище престарелых сестёр милосердия Красного Креста, Сергиев Посад, улица Митькина, 37 памятник архитектуры (федеральный)
  • 1911 - часовня-сень Н. Ф. Кёльха на Введенском кладбище
  • 1912-1913 (?) - Дача М. Г. Понизовского «Понизовка», Симеиз
  • 1912-1914 - больница и склад при Преображенской старообрядческой общине Преображенский Вал, 19 памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Кекушев Лев Николаевич окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1888 году со званием гражданского инженера. С 1890 года — в Москве, работал помощником С. С. Эйбушица по постройке здания Центральных бань (1890 год, Театральный проезд, дом 3). В 1893-98 годах состоял участковым архитектором, строил богадельню имени Геера на Верхней Красносельской улице, дом 15 (1893-97 год). С 1898 года — архитектор Московского торгового домостроительного общества. Преподавал в Техническом училище (1898-99 года, построил химическую лабораторию училища, 2-я Бауманская улица, дом 10), в Строгановском училище (1898-1901 год), в Московском инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-04 год). Имел обширную частную практику, приобрел славу одного из лучших московских мастеров. Вполнил более 60 проектов. Основные работы: дом Пантелеева в Олсуфьевском переулке, дом 2 (1890-92 год), дом в Малом Козловском переулке, дом 4 (1891 год), дом Хлудовых в Театральном проезде, дом 3/1 (1894-96 год, перестроен); особняки: Пятницкая улица, дом 33 (1894 год, в 1899 году перестроен), улица Поварская, дом 24 (1899-1900, совместно с С. С. Шуцманом), дом 42 (1903 год, перестроен) и дом 44 (1903 год), Электрозаводская улица, дом 12 (1903 год); доходные дома: улица Большая Дмитровка, дом 30 (1896 год, совместно с С. И. Тихомировым), Гоголевский бульвар, дом 21 (1902 год), улица Пречистенка, дом 28 (1904-06 год), 2-я Брестская улица, дом 19/18 (1900-10 год), Варсонофьевский переулок, дом 6 (1892-93, 1898 года), улица Покровка, дом 29 (1897 год), улица Остоженка, дом 17 (1901 год), Малый Афанасьевский перулок, дом 4 строение 2 (1910 год), Улановский переулок, дом 4 (1900-е годы); станция «Одинцово» Брестской железной дороги (1898 год); собственный особняк в Глазовском переулке, дом 8 (1898-99 год); собственные доходный дом и особняк на улице Остоженка, дом 19-21 (1900-03 год); перестройка особняков: Гоголевский бульвар, дом 4 (1899 год) и Большой Знаменский переулок, дом 8 (1909 год); Никольские торговые ряды на Никольской улице, дом 5 (1899-1900 год, совместно с С. С. Шуцманом); постройки на Московско-Ярославской железной дороге — водоподъемное здание, перрон Ярославского вокзала (Комсомольская площадь, дом 5), вокзал в Мытищах (до 1900 года); дом в усадьбе «Грачевка» на Клинской улице, дом 2 (1900 год, совместно с Кайзером); клиника в Серебряном переулке, дом 4 (1902 год, 1910 год); два корпуса во дворе дома на улице Пятницкой, дом 49 (1903 год); ресторан «Прага» (1906 год, улица Арбат, дом 2, надстроен в 1915 году и реконструирован в 1955 году); больница на улице Преображенский Вал, дом 17 (1912 год). Построил убежище престарелых сестер милосердия в Сергиевом Посаде (1910 год), церковь при фабрике Баранова в Карабанове (1900 год, на сохранилась). В 1898 году выполнил совместно с В. В. Воейковым, Н. Л. Шевяковым и С. С. Шуцманом конкурсный проект (1-я премия) гостиницы «Метрополь» (Театральный проезд, дом 1/4), по которому велось строительство на первом этапе (до пожара 1901 года). Выполнил конкурсные проекты Суворовского музея в Санкт-Петербурге (1901 год, 3-я премия) и вокзала Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги (1901 год, 4-я премия), а также проект ресторана «Яр» в Москве (1905, 1907 год). После 1912 года практически полностью прекратил творческую деятельность.

Имя Льва Николаевича Кекушева — «архитектора-энциклопедиста», как его называли современники, — занимает в истории архитектуры русского модерна одно из ключевых мест. До сих пор в Москве и ее окрестностях сохраняется более 50 его произведений — особняки, доходные дома, больницы, богадельни, железнодорожные сооружения и дачи. Многие из них стали знаковыми для своего времени и образцами для других зодчих.

Жизнь и творчество

Это он построил одно из популярнейших и интереснейших зданий

в Москве для Г. И. Хлудова. ...

Это он старое, никуда не годное здание на Арбате превратил

в уютнейший и любимейший ресторан Москвы — «Прагу».

Это он построил особняк «со львами» на Остоженке. ...

Это его особняки выделяются на Поварской...

Архитектурная Москва

Наследие Кекушева выглядит ярким, стилистически цельным и очень «московским» по характеру, хотя его постройки есть в Тамбове, Рязани, Архангельской, Вологодской и Калужской областях. Положив начало развитию модерна в архитектуре старой столицы, его творения и поныне украшают московские улицы. С годами они становятся все более заметными в соседстве с геометричными современными постройками, остро оттеняющими богатство фасадной пластики и затейливого декора кекушевских домов.

Лев Николаевич Кекушев родился 7 (19) февраля 1862 года в небогатой дворянской семье подполковника военно-инженерной службы Николая Григорьевича Кекушева и провел детские годы в Вильно (Вильнюсе). Окончив Виленское реальное училище, где, по-видимому, уже проявлял художественные способности, в 1883 году он поступил в Институт гражданских инженеров (ИГИ) в Санкт-Петербурге. Это учебное заведение позволяло выпускникам соединять наклонности к художествам с респектабельной и востребованной во все времена профессией архитектора строителя. Выпускники ИГИ успешно конкурировали с выпускниками Императорской Академии художеств и активно строили по всей стране. Лев Николаевич учился с удовольствием, представлял на институтских выставках свои превосходные акварели и получал курсовые награды «за успехи в архитектуре». В 1888 году он окончил институт с серебряной медалью и званием гражданского инженера. Талантливого молодого человека определили на службу в Петербург, но уже в 1890 году он вышел в отставку и переехал в Москву. В конце XIX века Москва больше, чем Северная столица, тяготела к новизне и современности, а энергичному молодому зодчему здесь легче было начать самостоятельную творческую жизнь. Насколько верным был выбор Кекушева, показало время.

По приезде в Первопрестольную Лев Николаевич поступил помощником к известному архитектору С. С. Эйбушицу, занятому тогда возведением Центральных бань. Проведя на стройке почти четыре года, Кекушев сумел стать не только полноценным соавтором этого сооружения, но и установить прочные отношения с именитой московской купеческой фамилией Хлудовых. Вскоре ему был заказан грандиозный доходный дом наследниц Г. И. Хлудова (1894-1896), в котором воплотились самые современные представления тех лет о торгово-развлекательном комплексе. Дом эффектно дополнил ансамбль центра Москвы и положил начало наиболее успешному периоду в жизни Кекушева, став пропуском архитектора в среду состоятельных заказчиков — Кузнецовых, Носовых, Грачёвых, Лыжиных.

Как и многие его сверстники, Кекушев начал самостоятельный творческий путь с нарядных построек в стиле поздней эклектики, таких как упомянутый доходный дом наследниц Хлудовых в Театральном проезде, особняк Т. И. Коробкова (1894-1896, 1899) на Пятницкой и особенно загородный дом М. С. Грачёва в подмосковной усадьбе Грачёвка (Ховрино-Знаменское) (1897-1900). Однако чуткие современники сразу оценили яркую индивидуальность мастера и увидели в его работах черты нового. Названные сооружения были выполнены в популярном тогда «пышном стиле французского ренессанса», или «стиле Наполеона III», созданном Шарлем Гарнье (1825-1898) — автором роскошного здания парижской Оперы. Более того, по желанию заказчика усадебный дом М. С. Грачёва в Ховрине отчетливо напоминал знаменитое казино в Монте-Карло, выстроенное Гарнье. Кекушев блестяще интерпретировал прототип, создав эффектное усадебное сооружение, наделенное особым архитектурным шармом. Сложные силуэты зданий с грузными или небольшими чешуйчатыми куполами, множество изящных металлических элементов и щедрое использование скульптуры и лепного декора (ваз, рельефных масок, путти, женских фигур и растительных завитков) — все это присутствует в наиболее значимых постройках зодчего 1890-х годов. Тогда же родился и его коронный прием — использование в оформлении львиных масок в качестве собственной шутливо-символической подписи.

В Москве к Кекушеву быстро пришел успех. За короткое время — чуть больше пяти лет — начинающий архитектор превратится в маститого зодчего, одного из самых именитых в старой столице, обремененного множеством престижных заказов. Неудивительно, что в 1896 году в числе лучших московских мастеров он украшал город к торжеству по случаю коронации Николая II. Как прекрасный рисовальщик, он много работал для художественной промышленности — делал рисунки бронзовых, деревянных и цинковых предметов. К сожалению, эти произведения не подписывались, поэтому его декоративное творчество представлено только в его постройках: нарисованные им решетки балконов в доходном доме Григорие-Богословской церкви (1893-1894) на Б. Дмитровке, или Царские врата в церкви московской богадельни им. И. Н. Геера (1892-1899), известные по фотографии, — очень красивы!

Первой железнодорожной постройкой Л. Н. Кекушева, возведенной к коронации Николая II, был специальный павильон для приема царского поезда на пути в Троице-Сергиеву лавру на Брестском (Смоленском) вокзале.

К приему царской четы было построено и станционное здание в Мытищах, бывшее частью работ по дальнейшему строительству Северной железной дороги по заказу С. И. Мамонтова.

Поистине судьбоносной для Льва Николаевича стала встреча в середине 1890-х годов с самым успешным и ярким предпринимателем Москвы — Саввой Ивановичем Мамонтовым. С знаменитым меценатом будут связаны наиболее грандиозные замыслы и архитектурные работы Кекушева, оставившие заметный след в истории русской культуры. Энергичный и обаятельный, Савва Великолепный как магнитом притягивал к себе интересных, деятельных и одаренных людей, поэтому появление в его окружении Кекушева было по-своему закономерно. Занятый строительством и благоустройством Северной железной дороги, Мамонтов в 1894 году заказал ему летний вокзал «Сергиево» («Сергиевский посад») — легкое, нарядное деревянное здание, к сожалению не сохранившееся. В 1895 году Лев Николаевич спроектировал водонапорную башню при Ярославском вокзале (1895-1897) и вокзал в Мытищах (строился к коронации 1896 года). Тогда же началась его широкомасштабная планировочная работа над типовыми сооружениями новой грандиозной стройки Мамонтова — линии Вологодско-Архангельской железной дороги, выполненная совместно с однокурсником по ИГИ И. А. Ивановым-Шицем. Гражданские и железнодорожные здания вдоль дороги (вокзалы, водонапорные башни, дома для служащих железной дороги, паровозные депо, казармы, бани и т. д.), будучи деревянными, получили запоминающийся облик. В нем соединились мотивы зарождавшегося стиля модерн с характерными чертами добротных северных домов. Благодаря таланту молодых гражданских инженеров и, прежде всего, Кекушева, Северная дорога от Вологды до Архангельска стала огромным по протяженности выразительным архитектурным ансамблем, частично сохранившимся до сих пор. Окончание этого грандиозного проекта совпало со знаменательным событием в жизни зодчего: в 1897 году он женился на очаровательной девятнадцатилетней провинциальной дворянке из Кременчуга Анне Ионовне Болотовой.

Завершала ряд железнодорожных сооружений Льва Николаевича по заказам Мамонтова реконструкция главного вокзала Северной железной дороги на Каланчевской площади. С восточной стороны старого здания он пристроил новый крытый перрон первого класса с оригинальной аркадой невысоких колонн под массивным каменным антаблементом, кардинально отличавшихся от типовых металлических стоек перронов остальных московских вокзалов.

В 1890-е годы Савва Иванович привлекал Кекушева и к другим работам: возведению павильона «Крайний Север» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, перестройкам в собственном московском доме и, наконец, к своему самому грандиозному архитектурному замыслу, оказавшемуся — увы! — последним в его бурной и насыщенной творческими планами жизни, — сооружению в центре Москвы гостиницы «Метрополь». По инициативе Саввы Ивановича в комплекс кроме зимнего сада, многочисленных залов для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, ресторанов и магазинов должен был входить и шести ярусный оперный театр на 3100 зрителей («чуть больше Венской оперы!»), в котором меценат хотел разместить свою Частную оперу, скитавшуюся по съемным театральным помещениям. Стройка началась с характерным мамонтовским размахом. Пресса сообщала: «Архитектор Л. Н. Кекушев и инженер С. П. Чоколов на днях выехали за границу для осмотра в Вене, Берлине, Париже и Лондоне больших гостиниц, чтобы при окончательной выработке плана перестройки гостиницы “Метрополь” и сооружения здесь большого театра, применить все новейшие усовершенствования, которые введены в Западной Европе».

В 1898 году Кекушев закончил проектировать гостиницу и начал строительство. Однако задуманный им внешний облик сооружения, видимо, не полностью удовлетворял заказчиков, и в январе 1899 года был объявлен специальный международный конкурс на фасады «Метрополя». Несмотря на то что проект Льва Николаевича и его помощников был удостоен первой премии, в два главных фасада гостиницы вскоре были внесены некоторые детали проекта московского архитектора В. Ф. Валькота, занявшего на конкурсе лишь четвертое место. Скорее всего, изменения сделал сам Кекушев, и на его высокий статус главного архитектора это не повлияло, поскольку не имевший строительного опыта 24-летний Валькот не мог рассматриваться в качестве руководителя огромной стройки.

В конце 1899 года, с началом громкого судебного дела против Мамонтова, на стройке произошли неизбежные изменения. Хотя присяжные в 1900 году полностью оправдали Савву Ивановича, он был разорен дотла и к предпринимательской деятельности больше не вернулся. Однако его влияние на облик «Метрополя» сохранилось, поскольку верхнюю часть новых фасадов вскоре заняла вереница керамических панно: «Принцесса Грёза» М. А. Врубеля и панно по рисункам А. Я. Головина, произведенные на керамическом заводе мецената «Абрамцево». Кекушев, по-видимому, продолжал участвовать в проектировании гостиницы, но строившая ее команда архитекторов поменялась. И несмотря на то что он в итоге оказался не единственным автором «Метрополя», его роль в выработке образа и стиля этого сооружения, которому суждено было стать своеобразным манифестом московского модерна, все же осталась основополагающей. План комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской стене, полностью соответствуют первоначальным чертежам, а внешний вид здания, включая его силуэт с характерными арочными субструкциями, и оформление интерьеров вестибюля и поэтажных холлов находят близкие аналогии именно в творчестве Кекушева.

Одновременно с началом строительства «Метрополя» Лев Николаевич начал возводить собственный особняк в Глазовском переулке. Этому дому суждено было стать первым произведением «кекушевского» модерна и ознаменовать ключевой этап в развитии нового стиля в Москве. Уже в этом небольшом сооружении зодчий уверенно использовал те особые приемы, которые стали характерными для всех его последующих построек в стиле модерн и очень благожелательно были приняты публикой и профессионалами. Перипетии ли с «Метрополем» заставили Кекушева сразу продать здание или дом изначально строился для продажи, но семья архитектора (в 1898 году родился его первенец Николай) в него так и не переехала.

Творческое кредо зодчего парадоксальным образом сочетало композиционное новаторство с традиционным подчеркиванием главного фасада, гораздо более разработанного и насыщенного декором. Подобная двойственность — отличительная черта именно московского модерна, о чем свидетельствует и следующее кекушевское сооружение в новом стиле — особняк М. С. Саарбекова (1899-1900) на Поварской, поражающий изысканной фасадной пластикой. Особенно изобретательно автор подчеркнул вход: он предложил свою трактовку перспективного портала, в силуэте обозначив его аттиками и тремя рядами мелких, последовательно убывающих по высоте фигурных нишек.

На редкость выразительная композиция главного фасада привлекает и в проекте Никольских торговых рядов (1899-1900): огромные оконные проемы с массивными дубовыми рамами занимали все пространство между пилястрами, образующими рациональную И В ТО же время нарядную структуру фасада, который очерчен плавно изгибающимся карнизом и дополнен крупными, превосходно выполненными лепными деталями. Остроумие, находчивость, эффектность в решении зданий — особенности кекушевских проектов, как нельзя лучше отвечавшие эстетике нового стиля. Более всего они проявляются в скульптурном декоре модерна, который отличался от декора предыдущих исторических стилей нарочитой неканоничностью, легкостью и динамизмом. К характерным приемам зодчего относится щедрое использование настенных рельефов и круглых скульптур, представлявших собой аллегорию или символ. Неудивительно, что в оформлении Никольских рядов, как и в большинстве произведений Кекушева, обращали на себя внимание вмонтированные в карниз львиные маски — аллегорическая «подпись» Льва Николаевича.

На рубеже веков архитектор много работал в разных жанрах и не только в Москве. Среди его построек: загородный дом Г. П. Воронина у станции Степаново под Москвой (1897), усадебный дом С. П. Федорова в Воробьеве под Калугой (1897-1898), станция Одинцово Московско-Брестской железной дороги (1898-1899), дачи в имении И. И. Некрасова Райки под Москвой (1897-1901), перестройка особняка И. И. Некрасова (1899) на Гоголевском бульваре и корпуса Императорского высшего технического училища в Москве (1899-1902), доходный дом М. Л. Шоршорова в Тамбове (1900), деревянный особняк В. Д. Носова (1903) на Электрозаводской улице, дача и фабрика В. А. Лыжина в Ивантеевке (1905-1906), роскошно отделанный особняк М. В. Асеева в Тамбове (1906-1907) и т. д. Особенно привлекательно и современно выглядели отделанные им особняки и деревянные дачи с башенками, обширными террасами, фигурными козырьками и многообразными резными деталями. Одной из общепризнанных работ Кекушева начала века стала также перестройка и внутренняя отделка ресторана С. П. Тарарыкина «Прага» (1906) на Арбатской площади — одно из любимых мест литературно-художественной Москвы.

Успешные заказы позволили зодчему заняться строительством дома для своей разросшейся семьи — в 1900 году у него родилась дочь Татьяна, а вскоре после появления на свет младшей Екатерины (в 1901-м) Кекушевы переехали в собственный дом на Остоженке (1900-1903). Этот особняк был, как бы сейчас сказали, «эксклюзивным»: просторный, великолепно меблированный по чертежам хозяина, с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов. Роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева и высоком общественном положении, достигнутом им всего за десять лет работы в городе. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое городское жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по собственным проектам, владели единицы. Это была привилегия только самых популярных зодчих, востребованных в кругах московских толстосумов.

Дом Кекушева — воплощение проекта, разработанного зодчим еще в 1899 году для С. И. Мамонтова; заказанный меценатом особняк должно было возвести Северное домостроительное общество в районе Тверского бульвара. Тогда из-за банкротства Мамонтова строительство не состоялось, поэтому через два года архитектор осуществил проект с некоторыми изменениями в качестве собственного особняка. В этом здании язык модерна Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до совершенства. Это подчеркивала и гордая поза скульптурного льва на аттике, откровенно обозначавшая творческие амбиции владельца — Льва Кекушева!

Незаурядным произведением зодчего стал и доходный дом А. И. Кекушевой, возведенный по соседству почти одновременно с особняком. Решение его фасада основывалось на очень своеобразной и мастерски прорисованной пластике оконных проемов. Их графически отточенные абрисы и светотеневая разработка просто завораживали, недаром современники отмечали в этом сооружении «талантливые шаблоны». Не менее стильным получился у Кекушева и близлежащий дом В. И. Грязнова, где продемонстрирован также пластичный, но иной по характеру вариант отделки фасада. Три соседние постройки на Остоженке вместе с оформленным зодчим особняком В. А. Лыжина (1904), расположенным напротив его собственного дома, представляют собой кусочек воображаемой кекушевской Москвы. Несмотря на отличия в композиции, цвете и отделке, их объединяет совершенно неповторимое пластическое своеобразие, тонкая режиссура света и тени, рафинированность декора и высокое качество исполнения. Как вспоминала жена архитектора, он часто увлекался, превышал сметы и делал многое за собственный счет, чтобы увидеть в натуре более полное и точное воплощение своих идей, поэтому ничего, кроме долгов, после себя не оставил.

Возможно, именно благодаря столь редкому для профессии авторскому бескорыстию лучшие творения Кекушева и обладают таким необычным для Москвы качеством и архитектурным совершенством.

К лучшим произведениям зодчего, несомненно, относятся особняки И. А. Миндовского и М. Г. Понизовского на Поварской, построенные на средства Московского торгово-строительного акционерного общества Я. А. Рекка с целью последующей продажи. Первое здание, с сохранившейся великолепной отделкой фасада, с наибольшей полнотой представляет кекушевский синтез архитектуры и декоративных искусств. Неслучайно над архивольтом трехчастного окна, что на втором этаже, помещено рельефное панно с аллегориями искусств в виде очаровательных путти — один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Второй особняк (М. Г. Понизовского) был перестроен в стиле неоклассицизма, но сохранил в интерьерах множество великолепных витражей, созданных по рисункам архитектора.

Период конца 1890-х — середины 1900-х годов был самым счастливым в жизни Льва Николаевича: он много и увлеченно работал, рисовал плакаты и шаблоны для художественной промышленности, в том числе для изделий из металла, участвовал и побеждал во многих архитектурных конкурсах. Его известность стала всероссийской, он немало проектировал для губернских городов и провинциальных усадеб. Столичным качеством отделки отличались созданные им особняки М. В. Асеева в Тамбове и В. Т. Асеева в Рассказове.

Своеобразным апофеозом модернистского творчества Кекушева стал московский доходный дом И. П. Исакова (1904-1906) на Пречистенке, входящий в число лучших памятников московского модерна. Эффектный волнообразный силуэт, продуманная фасадная пластика, выразительные формы и декор оконных проемов, кружево балконов в сочетании с традиционным для произведений Кекушева скульптурным декором до сих пор неизменно привлекают внимание.

Лебединой песней «кекушевского» модерна мог стать ресторан И. А. Скалкина «Эльдорадо» в Петровском парке (1907) — его уникальный пространственный замысел демонстрировал первоначальный авторский проект здания, к сожалению, осуществленный другим зодчим со значительными изменениями.

Исчезновение модерна из архитектурной практики Москвы конца 1900-1910-х годов повлияло на сокращение профессиональной деятельности Кекушева.

Самыми заметными и удачными поздними работами Льва Николаевича стали две знаменательные перестройки московских зданий, в которых предполагалось разместить частные художественные коллекции: это реконструкция и отделка интерьеров в особняке И. А. Морозова на Пречистенке и в особняке С. И. Щукина в Большом Знаменском переулке. Поразительно, что оба великих московских коллекционера, подаривших отечеству одну из лучших коллекций западноевропейского искусства своего времени, поручили создание музейных помещений для своих сокровищ именно Кекушеву. Он полностью подчинил свою индивидуальность будущей экспозиции, создав строгие, светлые, подлинно музейные залы. Достаточно сказать, что Морис Дени писал свой знаменитый античный цикл «История Психеи» для стен Белого зала особняка И. А. Морозова, оформленного Кекушевым. Жаль, что теперь картины Дени находятся в Санкт-Петербурге, и мы не можем воочию представить себе этот ансамбль — союз архитектуры и живописи, созданный двумя равновеликими по таланту художниками.

Последующие произведения зодчего принципиально почти ничего не добавили к уже сложившимся приемам «кекушевского» модерна, хотя даже в самых проходных и не вполне удавшихся поздних постройках он оставался незаурядным мастером с характерным, легко узнаваемым в городской среде почерком. Соединение модерна с входившим в моду неоклассицизмом удавалось зодчему меньше (например, в корпусе хирургической лечебницы С. М. Руднева (левая часть) в Серебряном переулке, 1910-1911). Последние известные нам работы Кекушева датированы 1912-1913 годами, дальнейшая жизнь выдающегося зодчего, видимо, была омрачена тяжелой болезнью. Именно из-за болезни ему, вероятно, пришлось отказаться от профессиональной деятельности, именно она стала причиной преждевременной смерти Льва Николаевича в 1917 году, в возрасте 55 лет, в московской психиатрической больнице.

Сегодня очевидно, что архитектурное наследие Льва Николаевича Кекушева стало подлинным украшением Москвы. Яркое архитектурное дарование позволило ему создать свой собственный, легко узнаваемый стилистический язык модерна, поэтому его постройки в отличие от сооружений большинства московских архитекторов того времени можно сразу узнать по характерным архитектурным и декоративным чертам.

Основные этапы творчества Льва Николаевича Кекушева

Особняк А. И. Обуховой 1890-1893 Москва,
Доходный дом и хозяйственная постройка при Григорие-Богословской церкви 1892-1893 Москва, Россия
Особняк Пантелеева 1893-1898 Москва, Россия
Богадельня им. И. Н. Геер (при участии И. А. Иванова-Шица) 1894-1899 Москва, Россия
Особняк Т. И. Коробкова 1894-1896 Москва, Россия
Доходный дом наследниц Хлудовых (капитально перестроен) 1894-1896 Москва, Россия
Станция Мытищи Северной железной дороги 1895-1896 Мытищи, Московская область, Россия
Комплекс железнодорожных, технических сооружений и жилых построек для Вологодско-Архангельской железной дороги. Совместно с И. А. Ивановым-Шицем (сохр. частично) 1895-1897
Восточное крыло и новый перрон в здании Ярославского вокзала (правое крыло здания; перрон встроен в современный зал ожидания) 1895-1896 Москва, Россия
Доходный дом князя Оболенского-Нелидовского 1896 Москва, Россия
Доходный дом А. Я. Бабушкина 1897 Москва, Россия
Химическая лаборатория императорского Московского технического училища 1898-1899 Москва, Россия
1898-1899 Москва, Россия
Станция Московско-Брестской железной дороги Одинцово 1898-1899
Перестройка особняка И. И. Некрасова 1899 Москва, Россия
Особняк М. С. Саарбекова (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия
Никольские (Иверские) торговые ряды (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия
Гостиница «Метрополь» (проектирование и общее руководство строительством до пожара 1901 г.; при участии В. В. Воейкова, Н. Л. Шевякова,
С. С. Шуцмана; идея оформления фасада В. Валькота)
1899-1901 Москва, Россия
Загородный дом М. С. Грачёва в усадьбе «Грачёвка» 1897-1900 Москва, Россия
Дома И. И. Некрасова в имении «Райки» 1897-1900 Московская область, Россия
Особняк А. И. Кекушевой 1900-1903 Москва, Россия
Хирургическая лечебница С. М. Руднева 1902 Москва, Россия
Ювелирная фабрика О. Ф. Курлюкова с конторой и магазином 1902 Москва, Россия
Доходный дом Е. Е. Кокорина 1902 Москва, Россия
Проект доходного дома М. А. Франка (при участии С. С. Шуцмана) 1902 Москва, Россия
Перестройка ресторана «Прага» С. Тарарыкина 1902, 1906 Москва, Россия
Особняк И. А. Миндовского с флигелем и конюшней 1903-1904 Москва, Россия
Особняк Торгово-строительного общества (М. Г. Понизовского) 1903-1904 Москва, Россия
Дача В. А. Лыжина 1905 Ивантеевка, Московская область, Россия
Доходный дом И. П. Исакова 1904-1906 Москва, Россия
Перестройка особняка И. А. Морозова 1905-1908 Москва, Россия
Особняк М. В. Асеева 1906-1907 Тамбов, Россия
Перестройка особняка С. И. Щукина для размещении коллекции современной французской живописи 1907-1909 Москва, Россия
Деревянная дача и флигель А. И. Ермакова 1900-е Поселок Мамонтовка, г. Пушкино Московской области, Россия
Убежище престарелых сестер милосердия 1910-1913 Сергиев Посад. Московская область, Россия
Больница и склад при Преображенской старообрядческой общине 1912-1914 Москва, Россия

Лев Кекушев, 1907 г.

Лев Николаевич Кекушев (1862-1919) – архитектор.

Лев Кекушев родился в Вильно 7 февраля (19 февраля) 1862 г. в семье военного инженера, надворного советника Николая Григорьевича Кекушева. В 1883 г. окончил Виленское реальное училище. В 1888 г. Кекушев с серебряной медалью закончил Петербургский Институт гражданских инженеров. Некоторое время работал в Техническо-строительном комитете МВД, где занимался гражданским строительством. Но в 1890 г.ушёл с государственной службы, переехал в Москву.

В первопрестольную Кекушев приехал по приглашению известного архитектора С.С. Эйбушитца , получившего от сестёр Хлудовых заказ на строительство Центральных бань. Баня должна была быть с бассейном, а Кекушев имел опыт разработки гидротехнических сооружений. Позже оказалось, что он был также отличным архитектором и художником.

За четыре года, что Кекушев был помощником Эйбушитца , он занимался и архитектурой, и художественной отделкой интерьеров, и инженерным обеспечением. Это была серьёзная школа. Кстати, в 1891 г. Кекушев реализовал первый самостоятельный проект – дом Обуховой в Малом Козловском переулке .

В 1893 г. Кекушев основал собственную архитектурную фирму и начал работать самостоятельно. Успешная работа с сёстрами Хлудовыми открыла ему доступ в среду состоятельных заказчиков: Кузнецовых , Носовых, Морозовых, Прохоровых, Лукутиных, Найденовых .

В 1899 г. Кекушев выиграл конкурс на проектирование гостиницы "Метрополь", но Савва Мамонтов, организатор и финансовый вдохновитель строительства, отдал подряд Валькоту . В том же году Мамонтов потерпел финансовый крах, был отстранён от дел и арестован. Новые хозяева пригласили Кекушева управлять строительством. Проект был успешно завершен и навсегда стал главным произведением модерна. Архитектор заработал огромное состояние и начал строить собственные многоквартирные доходные дома .

Расцвет творчества Кекушева пришелся на 1900-1903 гг. Он не только строил, но и оформлял интерьеры в возведенных им, а так же в уже существующих зданиях. В этот же период Лев Кекушев преподавал в Техническом училище, в Строгановке , вёл занятия в Инженерном училище путей сообщения.

В середине 1900-х гг. начался спад архитектурной деятельности Л.Н. Кекушева. Часто его связывают с тем, что модерн уходил из архитектурной практики, а Кекушев не смог приспособиться к новым требованиям. На самом деле, просто всё это стало не нужно.

В 1897 г. Кекушев женился на Анне Ионовне Болотовой, очаровательной девушке из города Кременчуга Полтавской губернии. Жениху было под 35, невесте – 19 лет. Родился сын Николай (1898), дочери Татьяна (1900) и Екатерина (1901). Кекушев построил для семьи дом на Остоженке и дачу в Серебряном бору, много и плодотворно работал. Было для кого.

И вдруг, в 1906 г. Кекушев переехал на съёмную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Судя по косвенным сведениям, разрыв с любимой женой, произошёл из-за её увлечения одним из сотрудников его бюро. В 1907 г. Кекушев поселился в квартире № 9 в доме Пречистенка, 28 . Когда в 1910 г. особняк на Остоженке был продан за долги, к нему присоединилась семья.

После октябрьского переворота Кекушев страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани, со строительства которых началась его московская жизнь, посещал регулярно.

Последний раз Кекушева видели в феврале 1919 г. на Мясницкой , возле чайного магазина : его увезли в машине люди в кожанках. Новую власть Кекушев не любил, руководителей государства называл аферистами и проходимцами.

Дома Кекушева в Москве

  • Арбат, 2 . Ресторан "Прага". Л.Н. Кекушев, 1902; Эрихсон , 1915; Соболевский, 1954-1955.
  • Бауманская 2-я, 10. Химическая лаборатория Императорского Технического училища. Л.Н. Кекушев, 1898-1899.
  • Брестская 2-я, 19. Многоквартирный дом Быкова. Л.Н. Кекушев, 1909-1910.
  • Варсонофьевский, 6. Многоквартирный дом Гагарина. Л.Н. Кекушев, 1890-1893, 1896. Здесь в разное время жили композитор Скрябин, архитектор Жолтовский.
  • Глазовский, 8. Дом Л.Н. Кекушев строил для своей семьи, но после завершения продал фабриканту Отто Листу. В начале XX в. зданием владел дирижер Кусевицкий. Л.Н. Кекушев, 1898-1899. Этот особняк считается домом булгаковской Маргариты.
  • Гоголевский бульвар, 4 . Особняк И.И. Некрасова. Л.Н. Кекушев, перестройка, 1899. С 1968 г. здесь Комитет ветеранов войны.
  • Гоголевский бульвар, 21 . Многоквартирный дом Бочаровых. Л.Н. Кекушев, 1902; К.Ф. Буров, 1906.
  • Дмитровка Б., 30 . Многоквартирный дом Григорие-Богословской церкви. Тихомиров и Л.Н. Кекушев, 1888-1893.
  • Долгоруковская, 36. Особняк Любатович. Л.Н. Кекушев, 1897.
  • Знаменский Б., 8. Дом ротмиста Шаховского – С.И. Щукина. Л.Н. Кекушев, перестройка, 1913.
  • Кисельный Б., 11 / Кисельный М., 2 . Многоквартирный дом Франка. Построен на месте бывшей на пересечении Кисельных переулков усадьбы князя Голицына. А.В. Иванов , Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1902.
  • Клинская, 2. Усадьба купца Грачёва, включающий главный дом, флигелья, конюшни и каретный сарай. Проект Л.Н. Кекушева, архитектор Кайзер, 1898-1900.
  • Козловский М., 4. Дом А.И. Обуховой . Л.Н. Кекушев, 1891.
  • Колпачный, 4 С3 . Ювелирная фабрика О.Ф. Курлюкова. Л.Н. Кекушев, 1902.
  • Комсомольская, 5. Колоннада бывшего перрона Ярославского вокзала. Л.Н. Кекушев, 1910.
  • Красносельская В., 15. Богадельня имени Геер. Л.Н. Кекушев и Иванов-Шиц , 1892-1899.
  • Никольская, 5 . Никольские торговые ряды. Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1899-1900.
  • Остоженка, 19 . Многоквартирный дом Кекушевой. Л.Н. Кекушев, 1902-1903.
  • Остоженка, 21 . Особняк Кекушевой. Л.Н. Кекушев и В.С. Кузнецов, 1900-1903.
  • Поварская, 24 . Особняк Саарбекова. Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1899-1900.
  • Поварская, 42 / Скатертный, 1. Особняк текстильного миллионера Понизовского. Л.Н. Кекушев, 1903-1904.
  • Поварская, 44 / Скарятинский, 2. Дом владельца мануфактуры Миндовского. Л.Н. Кекушев, 1903-1904.
  • Покровка, 29 . Многоквартирный дом Бабушкина. Л.Н. Кекушев, 1897;

Лев Николаевич Кекушев был первым выдающимся московским архитектором, который работал в стиле модерн. Архитектор придерживался раннего франко-бельгийского варианта модерна, его профессиональной особенностью стала скрупулезная проработка внутренних интерьеров. Авторским знаком Кекушева, своеобразным автографом, были статуя или барельеф льва в своде здания.

Биография Льва Николаевича Кекушева полна темных пятен. По одной версии он родился в 1863 году в Вильно (Варшавская губерния), по другой - в Саратове Симбирской губернии. Точная дата смерти также не установлена, предположительно это произошло в 1916-1919 годы.

Получив среднее образование в Вильно, Кекушев в 1883 году поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По окончании института (1889 г.) с правом на чин 10 класса по табели о рангах, Кекушева зачислили в Техническо-Строительный комитет МВД. Вначале он работал помощником при строительстве зданий и водонапорной башни на скотобойнях Санкт-Петербурга, а спустя год, в 1890 г., молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) - известному в Москве архитектору и художнику. За время обучения Кекушев овладел различными прикладными декоративными техниками: ковкой, гальванопластикой, травлением по стеклу и металлу. В качестве помощника Эйбушица в эти годы Кекушев участвует в постройке Центральных бань и Охотного ряда.

В 1893 году, закончив стажировку, Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию. С 1898 по 1899 г.г. Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, именно для нужд училища он построил химическую лабораторию на ул. 2-й Бауманской. В это же время он преподавал серебрение, железную ковку и композицию и в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.), а затем, по 1904 г. Лев Николаевич работал в Московском инженерном училище путей сообщения. В период с 1893 по 1897 годы он находился на посту участкового архитектора, и уже самостоятельно построил здание с элементами мавританского стиля (почти исключительный случай в его практике) для богадельни имени Гера на Верхней Красносельской улице.

В 90-х годах начался постепенный переход Кекушева к модерну. Вначале это касалось декоративных деталей, что можно проследить на примере балконных решеток доходного дома Григорие-Богословской церкви, который Кекушев построил совместно с С.И. Тихомировым на ул. Большой Дмитровке (1888-1893 г.г.) и по некоторым другим его работам. В 1894-1896 годах Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова. В результате, этот дом, расположенный на ул. Пятницкой был выполнен уже ближе к стилю модерн, но сохранял отчетливые черты эклектики. Следующая работа архитектора - доходный дом Хлудовых является еще более ярким образцом модерна в архитектуре. Это здание принадлежит к числу наиболее известных московских памятников архитектуры 19 века.

Первое свое здание в стиле модерн Лев Николаевич Кекушев построил в 1893 году. Это был доходный дом в Варсонофьевском переулке. В наши дни дом был перестроен. Фасад здания при перестройке сохранили, а внутренние интерьеры были полностью утрачены. Новую манеру поддержали основные московские застройщики (Якоб Рекк) и меценаты, в числе которых были Кузнецовы, Носовы, Хлудовы, Морозовы. К архитектору приходит известность и финансовый успех, он становится одним из самых популярных специалистов в этой сфере.

В 1898 году Лев Николаевич построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8). В отделке дома отчетливо прослеживались традиции романской строительной школы: растительные орнаменты, каменный цоколь и редкие ордерные фрагменты. Это здание так понравилось промышленнику А.Г. Листу, что он предложил архитектору продать ему дом за небывало большую сумму. Лев Николаевич согласился, и у здания появился новый хозяин.

В дальнейшем развивая вариант романского модерна, Кекушев не остановился на создании особняков, напротив, он старался проектировать сооружения различного функционального назначения. Так, в 1898 году Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыне, а в 1899-1900 годах совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды. Также вместе с Шуцманом Кекушев перестраивал особняк М.С. Саарбекова, расположенный на Поварской улице. В это же время архитектор перестроил еще один особняк - это был дом И.И. Некрасова на Гоголевском бульваре.

В 1898 году Льва Николаевича Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования, планировавшего начать в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле модерн.

Спустя год после назначения Кекушева на пост главного архитектора Домостроительного общества, был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту, занявшему четвертое место в конкурсе. Не теряя времени, знаменитый меценат и промышленник начал строительство, но осуществить свой проект Мамонтов не смог. Его обвинили в крупных растратах и арестовали. Несмотря на то, что суд признал невиновность Саввы Мамонтова, он был разорен. Новые владельцы Метрополя пригласили Кекушева в качестве соавтора гостиничного комплекса, и он занялся переработкой проекта своего предшественника. Многие профессионалы считают, что именно участие Кекушева в разработке проекта гостиницы Метрополь обеспечило небывалый успех предприятия.

Так, постепенно Кекушев стал довольно состоятельным человеком, и смог построить собственные доходные дома в Хамовниках и на Остоженке. После его развода с женой, дом на Остоженке отошел в ее владение. Сейчас в этом здании располагается бюро военного атташе Египта.

К числу лучших образцов московского модерна относится особняк И.А. Миндовского, построенный Кекушевым по адресу ул. Поварская, 44. Этот дом располагался в элитном квартале, спроектированном по заказу компании известного московского застройщика Якоба Рекка. Сейчас в этом здании располагается посольство Новой Зеландии. Здесь художник использует различные вариации своих любимых франко-бельгийских декоративных мотивов в камне и металле.

К произведениям архитектурного искусства принадлежит и особняк В.Д. Носова, который Кекушев возвел в 1903 году на Электрозаводской улице. Дом был построен в стиле загородной дачи. Просторные террасы, фигурные козырьки и резные обрамления являли собой уникальный пример использования франко-бельгийского стиля ар нуво в деревянном строении.

Если сравнить все творения Кекушева, нельзя не заметить, что на стыке веков этот архитектор проявил себя не только как родоначальник московского модерна, но и как его верный последователь на протяжении многих лет. Отличительной особенностью манеры Кекушева можно назвать щедрое применение таких элементов декора как настенные рельефы и круглые скульптуры.

Помимо, собственно, строительства. Кекушев прославился и как талантливый оформитель интерьеров. В частности, по его эскизам был оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага в 1906 года. А в 1905-1908 годах Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Пречистенке.

Уже в 1905 году, после революции общественные вкусы стали склоняться от роскошного раннего модерна к лаконичному и сдержанному северному модерну. Л.Н. Кекушев либо не захотел, либо не смог работать в новом стиле, и его популярность стала уменьшаться. Строительство ресторана Эльдорадо (1907 г.) должно было стать одним из самых крупных проектов архитектора, но его передали другому специалисту, в результате чего здание построили с большими отклонениями от чертежей Кекушева. Последним ярким творением Льва Николаевича стала больница в Преображенском (1912 г.), остальные его работы, созданные в это время, не отличались индивидуальностью и выразительностью.

В последние годы жизни Л.Н. Кекушев отошел от дел. Некоторые биографы архитектора считают, что такое самоустранение было вызвано психической болезнью Кекушева. Известно лишь, что после 1912 года он отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки. В годы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез. Неизвестна ни дата его смерти, ни место погребения.

Сын Льва Николаевича, Николай Львович, стал авиатором. За боевые действия в Средней Азии в 1924 году он был награжден орденом Красного Знамени. В 1930 году служил бортмехаником полярной авиации, входил в состав экипажа П.Г. Головина, который впервые высадился на Северном полюсе в ходе подготовки к высадке экспедиции И. Папанина. Во время Великой Отечественной войны на его счету было 59 полетов на невооруженном Ли-2 в блокадный Ленинград, откуда вывозили блокадников на большую землю. В послевоенные годы был арестован, пережил джезказганские лагеря, освободившись, написал книгу воспоминаний, но подробностей о жизни и смерти отца в ней нет.


Историческая справка:


1862(3) г. – родился Лев Николаевич Кекушев
1883 г.- поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге
1889 г. – окончил институт с правом на чин 10 класса по табели о рангах, затем был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД
1890 г. - молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) – известному в Москве архитектору и художнику
1893 г. - закончив стажировку, Л.Н. Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию
1898-1899 г.г. - Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.)
1904 г. - Кекушев работал в Московском инженерном училище путей сообщения
1893- 1897 г.г. - он находился на посту участкового архитектора
1888-1893 г.г. – совместно с Тихомировым занимается строительством доходного дома Григорие-Богословской церкви
1894-1896 г.г. - Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова
1898 г. - Кекушев построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8)
1898 г. - Л.Н. Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыном
1899-1900 г.г. - совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды
1898 г. - Л.Н. Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования
1899 г. - был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту
Начало 20 в. – новые владельцы проекта пригласили Кекушева в соавторы для строительства гостиницы Метрополь
1903 г. – был построен особняк В.Д. Носова, который на Электрозаводской улице
1906 г. – Ккушевым оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага
1905-1908 г.г. - Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Перчистенке
1912 г. – строитеся последнее выдающееся здание Кекушева - больница в Преображенском
1912 г. и далее - Кекушев отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки
1916 г. - и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез