Как воспользоваться монетизацией льгот. Аналитика закона о монетизации льгот

Как известно, сейчас существует огромное количество разнообразных льгот, которые предназначены для самых разных слоев населения. Это касается услуг ЖКХ, проезда в транспорте, посещения разнообразных заведений и еще огромного количества всевозможных областей. И это очень удобно, ведь у многих людей из незащищенных слоев населения появляется возможность вести такую же полноценную жизнь, как и все остальные. Но сегодня многие предпочитают не пользоваться таким количеством социальных льгот, а воспользоваться их денежным эквивалентом, что согласно законодательству называется монетизацией. Хорошо это или плохо? И как вообще осуществляется данная процедура? Разберемся в этом вместе.







Основание

Начнем с того, какое вообще есть основание для того, чтобы говорить о возмещении льгот в денежном эквиваленте, то есть о том, какой закон касается данной темы.

Так вот, в 2004 году Владимир Путин, фактически, бессменный президент России, инициировал федеральный закон №122, который как раз касается монетизации социальных льгот.

В 2004 году был подписан закон “О монетизации льгот”.

Он был подписан 22 августа того года, но в силу этот федеральный закон вступил только 1 января 2005 года. Собственно, там и было описано, что каждый человек, который имеет право получать один из видов льгот, может потребовать заменить их денежными компенсациями.

Этот федеральный закон также четко разделял все категории льгот на региональные и федеральные. Такой подход сильно упрощал работу местных органов самоуправления, ведь с момента, когда закон официально вступил в силу, они занимались не всеми, а лишь определенными категориями социальных льгот. Фактически, их полномочия сократились. Правда, нельзя точно сказать, насколько. Данный федеральный закон также устанавливал, что некоторым гражданам полагаются ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) вместо всех основных социальных льгот. Интересно, что федеральный закон №122 претерпел немало изменений уже на этапе принятия. В принципе, в дальнейшем он тоже менялся.

Федеральный закон №122 – эволюция


Сначала в фз №122 говорилось о принудительной монетизации!

Согласно первоначальному варианту, федеральный закон №122, в котором речь шла о монетизации льгот, должен был содержать указания на немедленное и принудительное замещение абсолютно всех социальных льгот денежными выплатами. Это означало бы, что у жителей России вообще не будет никаких привилегий. Такой вариант закона вызвал огромное количество обсуждений и критики со стороны населения. Поэтому был составлен список самых основных социальных прав граждан, который получил название социального пакета. Сюда входил бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные медицинские препараты при предоставлении рецепта от врача и лечение в санатории. Сегодня этот набор остался точно таким же. Правда, сумма его была увеличена. Так в 2005 году, согласно фз №122, человек получал социальный пакет на сумму 450 рублей, а сейчас эта сумма составляет уже 839,65 рублей. Ожидается, что в следующие несколько лет этот показатель подвергнется индексации. В 2006 году фз №122 был пересмотрен и с того времени человек может полностью отказаться от социального пакета или каких-то его частей в пользу монетизации.

Как отказаться от соц. пакета?

Итак, федеральный закон №122 говорит о том, что человек может отказаться от социального пакета и получить свои законные 839,65 рублей на руки.

Сначала стоит сказать, что выше перечислен лишь основной набор, который есть в любом социальном пакете. К примеру, для инвалидов Великой отечественной войны он будет отличаться, как и для целого ряда категорий населения. Поэтому перед тем, как отказываться, следует узнать, какие социальные выплаты вообще полагаются Вам.

После этого нужно всего лишь написать заявление, в котором указать свое прошение об отказе от социального пакета и выдачи денег в натуральном виде на руки. Такое заявление отдается в ближайшее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации. Рассматриваться оно может несколько месяцев, вплоть до 1 апреля 2017 года, когда произойдет индексация социальных выплат. Заявление необходимо подать до 1 октября 2016 года. До 1 апреля 2016 года подавать его нет смысла, ведь рассматривать его никто не будет и оно банально может затеряться. Сама процедура выглядит предельно просто и не должна вызывать особых сложностей.

Кому полагаются привилегии?

В том же фз под номером 122 четко указаны все категории граждан, которым полагаются социальные преимущества. Согласно таковому, федеральный льготник может быть:

  1. Ветераном войны;
  2. Инвалидом;
  3. Бывшим узникам фашистского режима;
  4. Тем, кто пострадал от выброса радиации при одной из аварий или во время ядерных испытаний;
  5. Тем, у кого есть звание героя СССР или России;
  6. Кавалером ордена Славы или орден Трудовой Славы;
  7. Членом семьи погибшего кавалера одного из вышеуказанных орденов или героя СССР/РФ.

Вообще, фз №122 затронул практически 70% населения России по состоянию на 2004 год. Разнообразных видов социальных привилегий на тот момент было около 120, а касались они порядка 200 категорий, что составляет более 103000000 человек по всей России. На сегодняшний день этот показатель немного уменьшился. Ведь многие пенсионеры просто ушли из этого мира. Но стоит сказать о том, что нагрузка на бюджет от этого меньше не стала, ведь появилось больше нуждающихся граждан, к примеру, из числа малообеспеченных и/или многодетных семей. Все это привело к тому, что сейчас вовсю идут переговоры о том, чтобы сделать минимальной процент индексации социальных выплат – вплоть до 4% уже в 2018 году.

Стимулирование процесса монетизации

В самом начале, то есть в 2005 году правительство выделило целых 171,8 млд. рублей для реализации данного фз. Более того, сразу же президент пообещал вернуть в каждый федеральный бюджет по 40% расходов на данный процесс. Но это не помогло. Сначала только четыре региона стали внедрять на своей территории данный фз. Некоторые и по сей день не принимают его, а большинство перешло на смешанную систему. Что касается того, какие правила действуют в Вашем регионе, об этом лучше всего узнать в ближайшем отделении Пенсионного фонда РФ или же в местном совете. Регионы, которые отказались от данного фз такие:

  1. Северная Осетия;
  2. Дагестан;
  3. Хакасия;
  4. Ханты-Мансийской АО;
  5. Красноярский край;
  6. Калининградская область;
  7. Новгородская область.

Против фз №122 проходили протесты.

В некоторых из них даже проходили полномасштабные митинги против принятия и внедрения вышеуказанного фз. В частности, в Нижнем Новгороде на площадь выходили жертвы политических репрессий и заявляли об огромном количестве ошибок в данном фз, которые по их словам необходимо было исправлять. Но, в конце концов, в большинстве фз все-таки стал действовать. К примеру, в той же Новгородской области в 2008 году прошла монетизация социальных привилегий на услуги ЖКХ.

Обоснования принятия закона

Чем же руководствовались чиновники, когда принимали все вышеуказанные нормы в рамках закона о компенсации социальных преимуществ? В основном, тем, что система банально изжила себя. Льготы были актуальны в советское время, когда нужно было поощрять определенные категории населения за особые заслуги перед страной. В 80-е годы прошлого века очень много разнообразных льгот просто не было обеспечено из-за слишком высокого уровня инфляции. Кроме того, причиной тогда послужило отсутствие денег в бюджете страны.

Сегодня же, по словам самих чиновников, такая система просто является средством реализации коррупционных схем и способствует хищению денег из государственного бюджета России. Конечно, некоторые социальные привилегии остались и по сей день, но, во всяком случае, их стало намного меньше. Были и другие причины. К примеру, что касается льгот на проезд в общественном транспорте, такой подход приводил к деградации системы общественных перевозок. В любом случае закон принят и действует еже более десяти лет.

Закон о монетизации льгот: видео

Еще немного размышлений по этому поводу можно видеть на ролике ниже.

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.


Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2019 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2019 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.


Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.


Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил:Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, их причины.

При реализации закона власти столкнулись с множеством проблем и самая масштабная из них – отсутствие средств в региональных бюджетах. Регионы оказались неподготовлены к осуществлению перевода льгот в денежные компенсации. Чтобы не «будить в народе зверя» некоторые субъекты сохранили льготы (Камчатка, Красноярский край, Ростовская обл., Тюменская обл., Москва, Ульяновская обл., Челябинская обл. (подробнее – см. Приложение№1)). Но народного волнения, социальной напряженности не удалось избежать. Многие города встретили Новый год демонстрациями. Если до Нового года телевидение пестрело репортажами о довольных льготниках, уверенных в том, что после монетизации жить станет легче, после вступления закона в силу картина резко изменилась. Возмущенные пенсионеры и инвалиды недовольны порядком выплаты компенсаций и требуют вернуть натуральные льготы. С 9 января практически по всей стране проходят массовые акции протеста: митинги в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Ставрополе, Георгиевске; пикеты зданий администрации в Курске, Нальчике, Самаре, Казани, Барнауле, Ангарске; блокирование движения транспорта в Твери, Вологде, Альметьевске, Хабаровске.  Митинг прошел и в нашем городе: 20 января тульские льготники вышли на пл.Ленина.  Некоторые политики считают эти выступления не стихийными, а хорошо спланированными: кто-то использует народ для достижения своих целей. Олег Ковалев ("Единая Россия") утверждает, что «под видом протестов идет политическая борьба, стариков обманом и подкупом вовлекают в преступные действия»  . По данным соцопроса, проведенного «Левадой», 59% считают, что нынешние протесты "носят в основном стихийный характер", 18% - что они организованы "противниками Путина".  Но митингующие предъявляли конкретные требования (вернуть льготы), не выдвигая политических лозунгов.

На фоне всеобщих волнений Сибирь оставалась спокойной. Это объясняется социальной политикой, проводимой местными властями. В Кузбасс средства из федерального бюджета поступают всего на 1/3 всех льготников, остальных финансирует область. «Но, несмотря на это, - отмечает Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, - мы не будем отменять свои льготы…Подписан указ о сохранении бесплатного проезда федеральным льготникам и милиции, сохранении бесплатного слухо - и зубопротезирования для инвалидов и ветеранов войны, блокадников».

Спокойно отнеслась к монетизации и Челябинская область. 20 января более 20 общественных организаций Уральского федерального округа выступили с заявлением в поддержку проводимых в стране реформ, осуждая митингующих.  Стоит отметить, что 41% опрошенных заявили о поддержке акций протеста, еще 41% относятся к ним "с пониманием", но не готовы поддержать, лишь 10% решительно высказались против действий протеста.

Чем вызвана волна протеста, прокатившаяся по всей стране? Ведь до вступления закона в силу многие льготники выступали за монетизацию. Причина очевидна: правительство не оправдало ожиданий (компенсации, по мнению 74% опрашиваемых, не соответствуют размеру утраченных льгот  , более того, власти не организовали своевременную их выплату) (приложение №2).

Что касается военных и милиции, государство обделило их не меньше других. Но Министерство обороны предприняло ряд мер, призванных улучшить их положение.

    Во-первых, с 1 января 2005г. Увеличена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (теперь он составляет примерно 1000 руб.)

    Во-вторых, увеличена выплата за поднаём жилья (до 1500 руб. вместо прежних 500 руб., а если в семье бесквартирного военнослужащего есть дети – 2250руб.)

Что можно сказать об обеспечении льготными лекарствами? Лучше всего ситуация обстоит в Дальневосточном округе (здесь в январе лекарства не получили лишь 3,5 % льготников ). В остальных регионах картина печальная: с началом года в аптеках и больницах выстроились огромные очереди, льготных лекарств не хватает. Чем объяснить подобную ситуацию?

    Одна из причин – ажиотажный спрос: люди запасались впрок, брали лекарства и себе, и родственникам, боясь, что что-нибудь изменится.

    Другая причина - несовершенный перечень лекарств.

    И третья, самая главная, - неподготовленность к реформе врачей и работников аптек. Врачам поликлиник приходится заполнять несколько анкет, помнить многозначные коды лекарств. Поэтому процедура получения рецепта довольно длительная и утомительная.

Сибирь нашла решение этой проблемы: для директоров и работников аптек, фармацевтов были проведены выездные семинары, на которых разъяснялся порядок заполнения бланков и работы с новыми списками лекарств. Немалые деньги вложены также и в компьютеризацию аптек. 

Сложно обстоит ситуация в Туле. В городе всего 11 аптек, работающих с льготниками, по области – 121. К тому же льготные лекарства на 30-50% дороже обычных. Это объясняют тем, что лекарства поставляют в аптеки не напрямую, а через посредников – фирмы, одобренные правительством. К тому же аптеки не получают лекарства в необходимом объеме (в январе всего 25-30%). Поэтому льготники вынуждены либо ждать, томиться в очередях, либо покупать лекарства за свой счёт.

Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Почему через полгода после принятия закона власти не смогли его реализовать, чем вызвали народное недовольство? Почему долгожданная монетизация не улучшила жизнь всей страны? Причин, на мой взгляд, несколько:

    Во-первых, все это говорит о непродуманности самого закона и несоответствии его российской действительности. (Кстати соцопрос показал, что "продуманной и подготовленной" считают замену льгот всего 13% опрошенных, не согласны с этим 81%). Создается впечатление, что власти не имели представления о реальном числе льготников и необходимых суммах компенсаций.

    Во-вторых, регионы оказались неподготовлены к переводу натуральных льгот в денежную форму. Когда настало время выплачивать компенсации, выяснилось, что в местных бюджетах не хватает средств.

    Третья причина – недостаточная информированность населения. Многие льготники не были ознакомлены с порядком выплат и не знали, какая сумма полагается взамен потерянных льгот.

Последствия закона о монетизации для населения: плюсы и минусы.

Как же отразился новый закон на населении? Ответом на этот вопрос могут быть акции протеста, требования вернуть льготы. Бывших льготников не устраивает ни порядок выплат, ни размер компенсаций (в большинстве случаев их не хватает ни на лекарства, ни на проезд). По данным соцопросов, в том, что социальная реформа принесет стране пользу, уверены только 34% населения (причем из них лишь 23% считают, что она улучшит положение наименее социально защищенных слоев населения (приложение №3)). За примером далеко ходить не надо: если раньше пенсионеры имели право на 50% - ную оплату за телефон и могли разговаривать без ограничений, то после отмены этой льготы пожилые люди лишились, возможно, единственного способа общения.

Еще один пример. До Нового года пенсионеры пользовались правом на бесплатный проезд в городском транспорте, после «отмены льгот» они его лишились (в большинстве регионов). И что мы видим? Ни одна поездка в общественном транспорте не обходилась без стычек между пенсионерами и кондукторами, порой доходило до того, что деды врукопашную бросались на кондукторов, как будто те виноваты во всем. Ветераны Труда, труженики тыла, репрессированные граждане не могли смириться с отменой льгот, ведь за это они почти ничего не получили.

С введением льготного проездного положение несколько улучшилось.

Сильно монетизация ударила по карману семей, где есть учащиеся, ведь школьники остались без компенсаций, о них власти просто-напросто забыли.

Но наиболее предприимчивые бывшие льготники нашли способ увеличения выплат: они записываются в инвалиды (это самая «выгодная» категория льготников – из федеральной казны они получают ежемесячно до 950 руб.). Число инвалидов в Калининградской обл. резко возросло с середины 2004г. В Карелии неожиданно возникли огромные очереди желающих получить звание ветерана труда республики (по данным республиканского Минздрава, количество заявлений о присвоении звания увеличилось в два раза)  . Не имея возможности честно получить от государства достойные выплаты, льготники идут на хитрости.

Кому монетизация и принесла пользу, так это жителям деревень. Для них, действительно, льготы существовали лишь на бумаге. Они не могли пользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, правом на льготную установку телефона (просто нет возможности провести телефонную линию в отдаленные поселки и деревни)  . Поэтому денежные компенсации для этих людей оказались хоть и небольшой, но помощью.

Заключение

Монетизация оказалась серьезным общественным потрясением. Пожалуй, ни одна из сторон-участниц (ни министры, разрабатывавшие законопроект, ни сами льготники) не предполагала, насколько сильна будет реакция. Оценить последствия социальной реформы довольно сложно. С одной стороны, некоторые(!) группы населения оказались в выигрыше – вместо несуществующих льгот они получили реальные деньги. Выполнены ли остальные цели?

Да, действительно удалось разграничить полномочия региональной и федеральной власти. Но к чему это привело? К сокращению социальных обязательств государства и частично к перекладыванию их с федерального на региональный уровень. Кто от этого выиграл (если кто и выиграл), трудно сказать. Но уж точно не региональные льготники, мизерные компенсации которым выплачиваются из местных бюджетов. По мнению Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы, подобные действия приведут к «дезинтеграции, ликвидации единой политики федерального центра в области социальной защиты, образования и культуры»  .

На мой взгляд, монетизация льгот – поспешный и необдуманный шаг, действия правительства не основаны на анализе реальной социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, идея монетизации правильная: необходим перевод части (!) натуральных льгот в денежные компенсации, но эта реформа должна была проводиться постепенно, в несколько этапов. При этом важно было провести ряд организационных мероприятий по переходу от льгот к выплатам, чему наше правительство, к сожалению, уделило мало внимания. И последнее - государство с самого начала должно было предоставить населению право выбора: льготы или деньги. Возможно, в этом случае удалось бы избежать социального взрыва.

Список литературы :

    Агентство социальной информации. Реформа "монетизации" льгот. Горькие "уроки" монетизации льгот. 20.10.2005

    Большинство россиян не знают, какую сумму будут получать взамен льгот.Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Брянцева Г. «Социальный пакет: хватит на всех»// «Российская газета»-2004г.-№143(3520)-стр.4-5.

    «Еще раз о выплатах и льготах»// «Российская газета»-2005.-№6(3675)-стр.-11-12.

    Каковы отрицательные последствия монетизации льгот? | Опросы за январь 2005 года... Нижний Новгород / Новости / Участники акции против монетизации льгот перекрыли...22.01.2005. http://8312.ru/0-889-7154-0/20050122-20050122/1085700--0/

    Н.Коньков. «Лишняя страна Кремля (парламентский репортаж)»

    Овчарова Л.Н. Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий. Политический журнал - ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА - Монетизация льгот: цена вопроса 24.07.2004г

    Россияне о монетизации льгот. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    Сергей Черешнев. Обиженные льготники записываются в инвалиды… 17.12.2004 Сивкова В. Жертвы и герои монетизации.// «Аргументы и факты»-2005г.-№5-стр.9

    Социально-политическая ситуация в России в январе 2005 года. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    С. Юринский «Что будет с льготами?» // «Российская газета»-2004г-№141(3518)-стр.3

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    ФОМ > Акции в поддержку замены льгот выплатами. (29.02.2005)

Приложение №1

Какие льготы сохранились в регионах

Алтайский край

зубопротезирование

Ивановская обл.

Иркутская обл.

зубопротезирование

Калининград

Камчатка

Проезд в пригородном транспорте

Красноярский край

Все льготы сохранены

Все льготы сохранены

Ростовская обл.

Все льготы сохранены

Свердловская обл.

Все льготы сохранены

Тюменская обл.

Все льготы сохранены

Ульяновская обл.

Все льготы сохранены

Челябинская обл.

Все льготы сохранены

Ярославская обл.

Приложение №2

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

Для замены натуральных видов преференций для ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других категорий граждан в 2005 году была предложена монетизация льгот. Данное решение было закреплено законодательно и вызвало определенное недовольство в обществе. Согласно новому закону, деньги на компенсацию натуральных льгот пропорционально разделяются между местными и региональными бюджетами. Причиной такого решения стало то, что к 2005 году в Российской Федерации насчитывалось около 200 категорий, которые получали около 120 льготных услуг, что в совокупности составляло около 103 млн. граждан.

Согласно нормативным документам, монетизация льгот — это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и
механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до 01.01.2005 года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Претенденты на льготы и денежные выплаты

Монетизация, как замена льгот денежной компенсацией, распределяется на наименее социально защищенные категории граждан и людей, имеющих особые заслуги для страны. Все они делятся на федеральные – финансируемые из центра, и региональные – деньги на которые поступают из региональных бюджетов. К категории , одинаково финансируемых на территории всей страны,
относят:

  • пенсионеров по возрасту;
  • ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  • несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем;
  • кавалеров определенных комплектов наград и Героев СССР;
  • членов семьи погибшего участника боевых действий;
  • ликвидаторов атомных аварий, получивших облечение;
  • Героев Социалистического Труда.

Наряду с этим, органы центральной власти на законодательном уровне принуждают регионы участвовать в программе монетизации социальных льгот. Чтобы стимулировать этот процесс, им гарантируется федеральная субвенция в размере 40% от выплат, причитающихся льготникам. Такая политика не позволит местным властям перевалить расходы, связанные с предоставлением услуг определенным категориям граждан на коммерческие структуры. Организовывая бесплатный проезд, власти обязательно должны оплатить его транспортной организации, с которой заключен договор. Причем расчет должен осуществляться не послаблениями в налоговой сфере или другими вариантами, а именно деньгами.

Местные власти могут расширять федеральный список категорий льготников, но обязаны самостоятельно их финансировать. В такой список включаются многодетные семьи, дети-инвалиды, матери-одиночки и другие категории. Порядок и размер выплат компенсаций в этом случае решаются в каждом регионе самостоятельно. Нередко это приводит к тому, что на местах количество льгот наоборот, сокращается и работают только федеральные программы.

Перечень видов льгот

Некоторые компенсации по льготам выплачиваются в денежной форме уже давно. Это специальные пенсии, разнообразные пособия, к ним относят и материнский капитал. К ним прилегают, и налоговые льготы для отдельных категорий населения, и особые условия кредитования. Такие выплаты легко контролируются, а их монетизация не вызывает нарекания. В Федеральном Законе № 122 вводится монетизация льгот в РФ для других преференций, проконтролировать которые гораздо сложнее. Сегодня к ним добавлено еще четыре вида льгот:

  • на проезд в разных видах транспорта;
  • возможность получения лекарств бесплатно;
  • отдых и санаторно-курортное лечение;
  • снижение тарифов на услуги, предоставляемые ЖКХ – с 2008 года.

Основная проблема состоит в том, что получатели данных льгот изначально находятся в неравном положении, поэтому пользуются ими по-разному. Один человек пользуется городским транспортом ежедневно, а другой, по состоянию здоровья, в отсутствие желания или причин не пользуется льготой. В этом случае начисление единой денежной выплаты к финансовому пособию, которую подразумевает монетизация льгот, помогает снять эту проблему.

После внедрения в работу Единой Государственной информационной системы соцобеспечения, ситуация с выплатами компенсаций должна кардинально улучшиться. Система создается для того, чтобы все граждане, получающие льготы были персонифицированы. Все виды и суммы помощи будут контролироваться, что позволит справедливо распределять выплаты и пособия.

Перечень льгот для различных категорий

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Пенсионеры

Законом о монетизации предусмотрен перечень льгот для пенсионеров, единый для всех регионов России:

  • бесплатное передвижение в городском транспорте;
  • компенсация стоимости лекарств – полная или частичная;
  • уменьшение тарифов на коммунальные услуги.

Некоторые регионы предлагают дополнительные преференции. В Москве пенсионеры дополнительно пользуются правом:

  • бесплатного выезда врача на дом;
  • ежегодного получения путевки на санаторное лечение;
  • бесплатных услуг стоматолога.

В регионах пенсионеры получают дополнительные деньги на поездки в центральный город. В Подмосковье пенсионер, которому необходимы поездки в Москву для лечения ежемесячно получает монетизацию в 1000 рублей.

Ветераны труда

Эта категория пользуется тем же пакетом льгот, что и пенсионеры. Единственным отличием является больший процент компенсаций. Если обычный пенсионер имеет преференцию по ЖКХ в 25%, то ветеран труда получит 50%. Дополнительная льгота – частичная компенсация стоимости билета на проезд, но она не работает летом.

Ветераны боевых действий

Данная категория относится к лицам, имеющим заслуги перед государством, которым выплачивает ежемесячная денежная выплата. Дополнительно они имеют право на утвержденный перечень льгот, в том
числе:

  • налоговые преференции;
  • обеспечение нуждающихся лиц жильем;
  • оплата 50% занимаемой жилплощади, распространяется и на членов семьи;
  • медицинская помощь в специализированных учреждениях;
  • обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

При монетизации льгот они добавляются к единой ежемесячной выплате и другим пособиям, которые получает ветеран боевых действий.

Многодетные семьи

Согласно законодательству, многодетность устанавливается региональными властями, обычно в эту категорию попадают семьи с тремя и более детьми. Основанием для получения статуса является
соответствующее удостоверение, после чего можно получить льготы, подлежащие монетизации:

  • предоставление бесплатных путевок в детские лагеря;
  • бесплатный проезд в городском транспорте для детей и одного из родителей;
  • возврат стоимости лекарств;
  • процент снижения тарифов на ЖКХ.

В регионах могут предоставляться дополнительные преференции:

  • выплаты компенсаций при увеличении стоимости потребительской корзины;
  • бесплатный городской телефон;
  • увеличение процента снижения стоимости комуслуг в зависимости от количества детей.

Матери-одиночки


Основная масса льгот, предоставляемых матерям-одиночкам, относятся к их работе.
Им предлагаются щадящие графики работы и преимущества при сокращении или увольнении. Денежную компенсацию можно получить за:

  • медикаменты для ребенка, не достигшего трехлетнего возраста;
  • путевки в детские лагеря отдыха.

В некоторых регионах матерям-одиночкам предлагают частичную оплату детских садов.

Инвалиды

В законодательстве выделено три группы инвалидов, в зависимости от тяжести функциональных нарушений в организме. Для каждой из групп предусмотрен свой перечень льгот, подлежащих монетизации.

I группа имеет право на:

  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
  • один раз в год бесплатный проезд до места лечения для инвалида и сопровождающего;
  • путевки на санаторное лечение в течение первых трех лет после присуждения инвалидности;
  • получение лекарств и других средств по рецепту врача на основании медико-социальной экспертизы;
  • бесплатную установку зубных протезов;
  • зачисление в учебные заведения вне конкурса и обучение за государственный счет;
  • предоставление протеза или ортопедической обуви.

ІІ группа:

  • бесплатный проезд на городском транспорте;
  • одноразовую неоплачиваемую поездк к месту лечения;
  • льготное предоставление медикаментов и других средств, согласно медико-социальной экспертизе, для инвалидов со статусом безработного – скидка на лекарства в 50%;
  • частичную оплату ортопедической обуви;
  • бесплатное зубопротезирование;
  • зачисление на учебу вне конкурса.

ІІІ группа:

  • одноразовую годовую скидку 50% на проезд во всех видах транспорта;
  • инвалиды со статусом безработного получают 50% скидки на лекарства;
  • частичную скидку на приобретение ортопедической обуви.

При получении социальных услуг, предусмотренных законодательством, инвалид может заменить их выплатой монетизацией.

Дети-инвалиды

Эта категория лиц получает социальное пособие до достижения совершеннолетия. Дополнительно им полагает пакет социальных услуг, многие из которых распространяются на лиц, ухаживающих за
инвалидами. Преференции для детей инвалидов:

  • бесплатное получение лекарств по рецепту;
  • право на зачисление в дошкольные учебные или реабилитационные заведения;
  • бесплатный проезд в городском транспорте с сопровождающим;
  • бесплатное получение вспомогательных средств.

Лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, имеют льготы по месту работу и более раннему выходу на пенсию.

Оформление монетизации льгот

Чтобы оформить рассматриваемую выше преференцию, нужно собрать пакет необходимой документации и предъявить по месту требования.

Перечень документов

Согласно законодательству, замена определенного перечня социальных услуг может заменяться ежемесячной выплатой только по желанию самого льготника. Чтобы сделать это, в
Пенсионный фонд необходимо подать пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • справку на получение соответствующей льготы;
  • заявление на монетизацию льготы.

На основании этих документов производится начисление, после чего сумма компенсации будет прибавлена к ежемесячной денежной выплате. Нужно знать, что монетизировать можно только бесплатные льготы, по определенному перечню.

Заявление

Этот документ составляется вместе с сотрудником Пенсионного фонда, но заявителю необходимо знать, что в нем должно быть указано:

  • полное наименование госучреждения, куда подается документ;
  • имя и инициалы заявителя;
  • адрес;
  • социальные услуги, от которых решено отказаться;
  • дата и подпись.

Действительным будет только документ, написанный без ошибок и помарок.

Сроки монетизации

Заявление об отказе от социальных услуг необходимо подать до конца текущего года на заменяющую их монетизацию. Это даст возможность получать деньги на протяжении следующего календарного года. По истечении этого времени можно вернуться к получению натуральных льгот. Но для этого снова нужно будет обратиться с заявлением в пенсионный фонд.

Заключение

Реакция на ФЗ № 122 не была однозначной, что связано с особенностями социального обеспечения в различных регионах. Жители городов устроили многочисленные протесты, в то время как сельские жители восприняли эту реформу вполне благосклонно. Это понятно, поскольку бесплатный проезд в общественном транспорте для горожан более выгоден в натуральной форме, в то время, в селе предпочитают, чтобы им компенсировали деньги.

Опыт внедрения реформы показывает, что некоторые ветераны боевых действий, пенсионеры по возрасту, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС вообще лишились многих льгот, переданных на региональное финансирование.

Вместе с тем монетизация льгот имеет и большие преимущества. Прежде всего — это возможность выбора для каждого конкретного человека. Если он может обойтись без положенной ему по закону бесплатной социальной услуги, льготник обращает ее в деньги, а при желании может снова воспользоваться ею.



Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Пять лет назад, 22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием, который в быту назвали законом о монетизации льгот. Непродуманность предстоящей реформы подвигла десятки тысяч людей выйти на улицы. Масштабы протеста, спровоцированного принятием документа, были сопоставимы лишь с протестными акциями «лихих 90-х». Протесты постепенно утихли, и сейчас - самое время попытаться понять, достигнуты ли поставленные властями цели.

Предоставление всевозможных льгот определенным группам граждан, имеющих заслуги перед государством, широко практиковалось еще в СССР. Считалось, что это специфическая особенность советской экономики, порожденная хроническим дефицитом на потребительском рынке. Однако система льгот, в том виде, как мы ее знаем сейчас, сформировалась в постсоветские 90-е, в самый разгар либеральных реформ. В условиях гиперинфляции, деиндустриализации экономики, и, как следствие, - массовой безработицы, натуральные льготы превратились в инструмент социальной поддержки населения и способ хотя бы частично погасить протест против политики властей. Число льгот и граждан, их получавших, стремительно росло. К концу 90-х количество льготников составляло больше половины населения страны.

С начала 2000-х экономика РФ постепенно стабилизировалась, опасность волнений на социальной почве сошла на нет, а бремя льгот все больше тяготило государство. Тогда-то и появилась идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией. Чиновники упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь есть категории граждан (например, жители деревень), которые практически не могут воспользоваться правом бесплатного проезда в общественном транспорте, и потому лучше компенсировать абстрактную льготу живыми деньгами.

Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств. Некоторые фармацевтические компании, занимавшиеся обеспечением лекарствами льготников, получали от государства деньги, но реально отпускали лекарств на гораздо меньшую сумму. А недобросовестные транспортные предприятия порой требовали за обслуживание льготников неадекватно высокие компенсации. Наконец, те же транспортники жаловались, что потери от обслуживания льготников (в некоторых городах не оплачивалось до 50% поездок) ведут к деградации муниципального транспорта.

Был еще один резон, о котором власти старались не говорить, по крайней мере, громко. Монетизация льгот должна была способствовать ускорению реформы ЖКХ и естественных монополий, то есть постепенной передачи их в частные руки. А сделать это весьма затруднительно, если потенциальные инвесторы не будут уверены, что потребитель полностью оплатит услуги их компаний.

Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя: льготами на проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатными лекарствами и правом на бесплатное санаторно-курортное обслуживание. Реформа так или иначе затронула более 40 млн. человек: около 14 млн федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 млн региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. руб., ветераны войны - по 1,5 тыс. руб., инвалиды войны - по 2 тыс. руб., блокадники - по 1,1 тыс. руб. Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, 1,4 тыс. руб. для инвалидов первой группы, 1 тыс. руб. для инвалидов второй группы, и 800 руб. для инвалидов третьей группы.

На замену льгот денежными компенсациями только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Вопреки мнению властей, прежняя система льгот многих устраивала. По крайней мере, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона №122-ФЗ. 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, 2 августа акции протеста прокатились почти по всей стране, а Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова провела акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

В январе 2005-го, то есть с начала фактического действия закона о монетизации льгот, масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и сопровождались перекрытием крупных автотрасс. Основной движущей силой этих акций были пенсионеры, их поддерживали военные: опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг (закон запрещает военным проводить митинги и забастовки). Военные потребовали увеличить финансирование вооруженных сил и даже сформировать офицерско-казачье ополчение.

Масштабы протестов заставили власти принимать срочные меры. В январе 2005-го президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно президент поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Прошло пять лет, а реформа еще не завершена. Власти не могут решиться на самый сложный шаг - монетизировать льготы по услугам ЖКХ, ибо в условиях экономического кризиса это чревато новыми социальными волнениями. Но предварительные итоги реформы подвести можно, по крайней мере, оценить, в какой мере решены основные задачи монетизации: снизилась ли коррупция в сфере предоставления льгот, уменьшилась ли нагрузка на бюджет и стало ли распределение льгот более справедливым.

Действительно, существовавшая система натуральных льгот была не идеальной, и страдала недостатками, присущими любому распределительному процессу. Это и невозможность абсолютно справедливого распределения (вспомним деревенского жителя с правом бесплатного проезда на городском транспорте), и почва для коррупции. Но уровень коррупции в системе распределения льгот был не выше, чем в других сферах, контролируемых государством: например, в распределении государственных контрактов, выдаче лицензий или рыболовстве. Значит, и решение проблемы стоило искать в другой плоскости.

Снизилась ли нагрузка на федеральный бюджет? Начнем с того, что уровень госрасходов в РФ далеко не самый высокий среди развитых стран. Как отмечали критики монетизации пять лет назад, в Европе доля госрасходов не опускалась ниже 35% от ВВП (Великобритания - 42,6%, Франция - 53,8%, Германия - 48,2%), в США они составляли 35,2%, в Японии - 36,9%.

А российским властям в 2005 году только для регионов пришлось выделить, по разным оценкам, свыше 200 млрд рублей, и это при запланированных 171,8 млрд руб. Усложнился и сам процесс предоставления льгот, ведь часть их выплачивается наличными, а часть (например, льготы по ЖКХ) пока остаются безналичными. А это дополнительная нагрузка, а значит, и дополнительные расходы на бюрократический аппарат.

Зато, как считают некоторые эксперты, замена натуральных льгот денежными выплатами помогла российским властям улучшить некоторые статистические показатели. Денежные выплаты увеличили совокупный доход беднейших слоев населения, и таким образом, вывели их из категории «бедные», при том, что объем реально потребляемых ими благ остался неизменным или даже уменьшился.