«Исследование школьных кабинетов. Размеры письменного стола для школьника

4.27. В помещениях начальных классов............ устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам

11015-93

11016-93

Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1000 -1150

Оранжевый

1150 - 1300

Фиолетовый

1300 - 1450

Желтый

1450 - 1600

Красный

1600 - 1750

Зеленый

Свыше 1750

Голубой

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду .

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; ....

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура С 0

Длительность проветривания помещения (мин)

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От + 10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

20-30

От 0 до -5

15-25

От -5 до -10

10-15

Ниже - 10

1-1,5

5-10

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.......

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут........

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывния длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушиваемые аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

3 - 4

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

Физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

Организованных подвижных игр на переменах;

Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг....

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Приложение 3

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1.

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

Русский (национальный иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная литература)

История (4 классов)

Рисование и музыка

Труд

Физическая культура

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Внеурочная деятельность.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Питание.

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов.

Климатическая зона

Возраст обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

Без ветра

При скорости ветра 5 м/с

При скорости ветра 6-10м/с

При скорости ветра более 10 м/с

Северная часть РФ (Красноярский край, Омская обл. и др.)

До 12 лет

10 -11 о С

6 -7 о С

3 -4 о С

Занятия не проводятся


Название помещений

Площадь на одного ученика, м 2

Примечание

1. Помещения для школы I уровня (1-4 классы):

Помещения для учеников 1 класса:

 классная комната

 спальная комната

 игровая комната

 рекреационная

 туалеты

 гардероб

Помещения для учеников 2-4 классов:

 классные помещения

 помещение для дежурных учеников (при каждом классе)

шкаф для одежды 3 м 2 , шкаф для технических средств

 спальня для учеников с нарушениями состояния здоровья

 мастерская для трудового обучения младших школьников (на 25 мест с инвентарной)

 универсальный зал (для физической культуры, ритмики и хореографии с инвентарной)

 раздевалки для девочек и мальчиков (по 12-13 мест)

 душевые с туалетом

7 м 2 х 2 (по две душевых сетки, 1 унитазу и 1 умывальнику)

 рекреационная

 гардероб

 туалеты для девочек и мальчиков

 универсальные помещения для групп продленного дня

2. Помещения для школы ІІ–ІІІ уровня (5-12 классы):

Учебные кабинеты для предметов

общеобразовательного цикла для 5-12 классов:

 кабинет украинского языка и литературы

1 кабинет на 5 классов

 кабинет русского языка и литературы

 кабинет иностранного языка (на 12–13 мест)

На 50% классов

 кабинет истории и обществоведения

1 кабинет на 8 классов

 кабинет географии

1 кабинет на 15 классов

 кабинет математики

1 кабинет на 8 классов

 лаборантские на группы одноименных кабинетов

16 м 2 на 1 группу

 кабинет информатики и вычислительной техники (с лаборантской для ремонта техники)

на 1 рабочее место возле ЭВМ

(лаборантская – 9 м 2)

Лаборатории для естественных наук:

 из физики и астрономии

1 лабораторию на 8 классов

 из химии

1 лабораторию на 15 классов

 из биологии

1 лабораторию на 15 классов

 лаборантские из химии, физики, биологии, астрономии

16 м 2 на каждое помещение

Помещение для физкультурно-оздоровительной работы:

 физкультурно-спортивные залы

 раздевалки с душевыми и туалетами для девочек и мальчиков

(21 м 2 + 7 м 2) х 2

 инвентарные

16 м 2 и 33 м 2

Помещение для занятий допризывной подготовки:

 кабинет допризывной подготовки с препараторской и комнатой для хранения оружия.

6 м 2 + 6 м 2 + 6 м 2

Учебный тир с дистанцией стрельбы 25 м:

 зона для стрельбы

 комната для подготовки

 гардероб

 комната инструктора

 комната для хранения и чистки оружия

6 м 2 + 9 м 2

 туалет

Общешкольные помещения для проведения

коллективных внеурочных мероприятий и отдыха:

 эстрадная

 инвентарная для эстрадного инвентарю

 артистическая раздевальная

12 м 2 х 12 м 2

 киноаппаратная

 радиоузел, директорская, комната для ремонта аппаратуры

21 м 2 (12 м 2 + 9 м 2)

 комната психофизиологической разгрузки

6 м 2 на 25 % преподавательского состава

 зал для дискотек с инвентарной

108 м 2 + 6 м 2

Помещение для трудовой учебы и

профессиональной ориентации учеников 5–9 классов:

 мастерская по обработке металла, древесины с помещением для теоретических занятий и чертежа

 гардероб

 инструментальные комнаты мастеров

 складские помещения для сырья и изделий

 распилочная

 мастерская (кабинет труда) по обработке ткани и кулинарии с инвентарной и гардеробом

90 м 2 + 54 м 2 +9 м 2 +12 м 2

Административно-хозяйственные помещение:

 кабинет директора

 кабинет заместителей директора по учебной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителей директора по воспитательной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителя директора по хозяйственной работы

 методический кабинет-учительская с раздевалкой

8 м 2 на 1 рабочее место;

0,25 м 2 на 1 место

 кабинет психолога

 канцелярия

 аудитория для студентов средних и высших педагогических и медицинских учебных заведений с раздевалкой

2,5 м 2 на 1 место

 библиотека

267 м 2 на 34 тыс. единиц сохранения

 столовая на 33% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 кафетерий на 10% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 умывальня при столовой

24 м 2 (1 умывальник на 20 мест и 1 питьевой фонтанчик на 100 учеников)

 буфетный прилавок и кладовка буфета

Медицинский блок:

 кабинет врача с приемной

18 м 2 + 6 м 2 , одна из сторон не меньше 5 м

 процедурная и кабинет для проведения профилактических прививок

10 м 2 + 8 м 2

 физиотерапевтический кабинет

 кабинет врача-стоматолога

 кабинет логопеда

18 м 2 , занятие с группой

68 детей

Туалетные помещения:

 для персонала (на каждом этаже отдельно для мужчин и женщин)

 кабинет личной гигиены женщины

3 м 2 при туалетах для женщин

Необходимо отметить, что количество классов, учебных помещений, лабораторий и спортивных залов рассчитывают, исходя из количества часов занятий в одну смену и занятости последних не менее 75% от общей длительности учебного времени.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, такими, чтобы было возможно проведение уборки влажным способом.

Пол помещений общеобразовательных учебных заведений должен быть изготовлен из древесины или линолеума на теплой основе, не иметь щелей, пол туалетных и умывальных комнат должен устилаться керамической или мозаичной шлифуемой плиткой. Запрещается использовать цементные и мраморные материалы для настила пола всех помещений.

Классные комнаты (учебные помещения) для учеников 1–4 классов следует размещать только на первом этаже в отдельном блоке, который изолирован от помещений для учеников других возрастных групп.

Если в школе функционирует кабинетная система обучения, то она нуждается в размещении кабинетов в пределах одного-двух этажей таким образом, чтобы переход из кабинета в кабинет занимал не более 2 минут. Кабинеты предметов, которые чаще всего изучаются в школах, для 5–9 классов размещаются на первом этаже, для 10–12 классов  на третьем этаже. Оптимальное количество кабинетов в зависимости от вместимости школы составляет 2–4 кабинета на один учебный предмет.

Учебные помещения не должны быть проходными и должны быть изолированными от помещений, которые являются потенциальными источниками шума и посторонних запахов (мастерские, спортивный и актовый залы, пищеблоки и другие).

Помещения для трудового обучения (мастерские по обработке древесины, мастерские по обработке металла, комбинированные мастерские по обработке металла и древесины, кабинет обслуживающего персонала и другое) быть изолированными от других основных помещений и должны располагаться в отдельных блоках на первом этаже школы или в отдельных зданиях с гардеробом и туалетом. Для трудовой деятельности и профессиональной подготовки учеников 10–12 классов дополнительно предусматривается учебно-производственные мастерские или организовывается их учеба на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебных цехов промышленных, а также сельскохозяйственных предприятий.

Спортивный зал размещается на первом этаже. Его размеры должны обеспечивать оптимальное выполнение программ физического воспитания и организации внеурочных спортивных занятий.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход либо непосредственно через раздевалку, либо через отделенный коридор. Инвентарная для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м x 2,2 м). Пол в этом помещении должен находиться на одном уровне с полом спортивного зала. Из инвентарной или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку. Высота спортивных залов должна быть не менее 6 м.

Актовый зал должен быть расположен на втором этаже. Использовать актовый зал как спортзал не рекомендуется.

Производственные помещения пищеблока проектируются с учетом особенностей размещения технологического оборудования. Кухонные плиты, работающие на твердом топливе, можно размещать только в сельских школах вместительностью не более 80 учеников. Кухни в школах должны быть рассчитаны на размещение оборудования для приготовления еды как из сырья, так и полуфабрикатов.

Площадь обеденного зала рассчитывается не менее 0,85 м 2 на одного ученика. Максимальная наполняемость обеденных залов составляет 350–490 мест. Следует предусмотреть наличие отдельного выхода на территорию двора из производственных помещений пищеблока.

Обеденные залы необходимо оборудовать столами на 4–6–10 мест и стульями или табуретами. Расстояние между столами и окном (дверьми) для раздачи еды и приема грязной посуды должно составлять 150–200 см, между рядами столов – 100–150 см, между столами и стеной – 40–60 см. Столы должны иметь покрытие, которое отвечает гигиеническим требованиям, легко моется, является стойким к влиянию горячей воды и дезинфицирующих средств. Умывальники следует устраивать, исходя из расчета 1 умывальник на 20 мест, электрополотенца – из расчета 1 электрополотенце на 40 мест.

Помещение для организации занятий на группе продленного дня для учеников общеобразовательных учебных заведений следует размещать, ориентируясь на необходимость обеспечения данной формой учебной работы до 20 % школьников от общего количества учащихся 14 классов и до 10 % школьников – от общего количества учащихся 59 классов.

Ширина рекреационных помещений в случае одностороннего размещения учебных помещений должна составлять не менее 2,8 м. Площадь рекреационных помещений рассчитывается для каждого этажа и должна быть не менее 2,0 м 2 на одного ученика. Во время строительства или реконструкции общеобразовательного учебного заведения следует предоставлять преимущество размещению рекреационных помещений зального типа.

Медицинский блок, который состоит из таких помещений, как кабинет врача площадью не меньше 18 м 2 и длиной 5 м (для определения остроты слуха и зрения учеников), кабинет врача стоматолога площадью не менее 15 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 10 + 8 м 2 и кабинет психофизиологической разгрузки площадью не менее 18 м 2 , следует размещать на первом этаже.

Гардероб размещается на первых этажах учебного заведения с обязательным оборудованием секций для каждого класса. В вестибюлях следует проектировать двойные тамбуры с тремя дверями для обеспечения надежной теплоизоляции внутренних помещений.

Для учеников 1–4, 5–7 и 8–9 классов в случае использования блочной системы застройки следует предусмотреть наличие самостоятельных входов в школу, во всех других случаях необходимо устроить не менее 2 выходов для постоянной эксплуатации.

Межэтажные лестницы обязательно должны иметь естественное освещение. Высота ступеньки должна составлять 15 см, ширина  30-35 см, угол наклона ступеньки  не более 30°. Не допускается горизонтальное размещение элементов ограждения ступенек. Высота ограждения ступенек должна составлять 1,5 м с перилами высотой 0,8 м. Ширина марша ступенек должна составлять 1,8 м.

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает , что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821-10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах . В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Наполняемость классов-комплектов

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821-10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15)

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Проектирование школьных зданий и помещений. Характеристики классных помещений. Помещения специального назначения. Помещение многоцелевого назначения. Кабинеты физики и химии. Помещения для групповых занятий. Помещения общественного назначения. Помещения вспомогательного назначения. Виды классов. Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания. Противопожарная защита. Защита от шума. Отопительные установки. Рекомендуемая температура школьных помещений. Установки энергоснабжения. Освещённость школьных помещений. Помещения для занятий трудом, мастерские, склады материалов. Помещения административного назначения. Проекты школьных зданий.

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ≥ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.

Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней и подиумов в классных помещениях не разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером 6,5 х 8 м, высотой 3,6 м. Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:

помещение многоцелевого назначения (площадью примерно 80 м2), используемое в качестве резервного или комбинированного классного помещения и оборудованное эпидиаскопом и шторами для затемнения, с небольшим подсобным помещением для хранения проекционной аппаратуры;

кабинеты физики и химии;

специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвышающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода ≥ 0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения ≥ 80 м2. Глубина помещения ≥ 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот.

Следует предусматривать присоединения к газовой, водопроводной и электрической сетям с централизованной блокировкой.

По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.

Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью ≥30 м2), которая располагается за спиной учителя.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели. Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов.

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями, предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал . Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы . Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения. Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

1. Целесообразные разбивки оконных проёмов, отвечающие размерам парт (столов). М 1: 200.

2. Размеры школьных классов, согласно Строительным правилам. М 1: 200.



3. Сопоставление различных требований к учетным помещениям в отношении их габаритов. М 1: 400.

4. Обычная ширина классных помещений, установленная исходя из ширины скамей. М 1:200.

5. Обычная расстановка школьной мебели (раздельная)

6. Расстановка рядами;



7. Расстановка при занятиях ручным трудом;

9. Расстановка на открытом воздухе в солнечные дни;

8. Расстановка при беседах.

Различают следующие виды классов : обычные классы, подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты. Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие». При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь изредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.). При системе «кочующих классов» учащиеся меняют классные помещения, а учитель имеет свое постоянное классное помещение.


1. Классы с двусторонним освещением (с одной стороны оконные проемы над гардеробной и коридором). Благодаря местному расширению коридора обеспечен непосредственный доступ в два класса и расположенное между ними помещение для хранения учебных пособий. Архитекторы Норке, Розенберг. Мардаль.

2. Блок, состоящий из класса, класса на открытом воздухе и помещения для ручного труда. Типовое решение. Архитектор Нейтра.


3. «Пилообразная» планировка плана. Возможны взаимные помехи занятий. Архитектор Карбонара;

4. Класс дополнительно освещен сзади через высокорасположенное окно, недоступное для посторонних взглядов. Расширение коридора перед каждым классом, используется для размещения гардеробной и кладовой. Архитектор Карбонара;


5. Шестиугольные классы с изолированными помещениями для ручного труда треугольной в плане формы. Архитектор Брехбюлен.

6. Шестиугольные классы без коридора со входом через гардероб-тамбур; имеется проход под навесом. Архитекторы Готтвальд, Вебер.


7. Четыре класса с двусторонним освещением на каждом этаже. Классы имеют боковые треугольные ниши для проведения групповых занятий. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

8. Два класса с двусторонним освещением на каждой лестничной клетке многоэтажного здания. Архитектор Шустер.

Окна. Площадь окон должна составлять от 1/5 до 1/2 площади пола. В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха: в помещениях для занятий и практических упражнений - четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях - шестикратный, в кухнях другого типа и в помещениях для химических опытов - десятикратный обмен воздуха.

Коридоры (рис, 4 - 6). При наличии одного класса ширина коридора должна быть ≥ 2 м. При односторонней застройке ширина коридора должна быть ≥ 2,5 м; при двусторонней ≥ 3 м. Расстояние от полотна открытой двери до противоположной стены коридора (С) должно быть ≥1м,

на 0,7 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 100 -500 чел.;

на 0,5 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 500 -1000 чел.;

на 0,3 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором свыше 1000 чел.

Для зала вместимостью 1200 человек свободная ширина коридора С составит 5 0,7 + 5 0,5 + 2 0,3 = 6,6 м, что соответствует устройству двух коридоров шириной ≥ 3,3 м каждый.

Высота коридора должна быть 2,2 м. Желательная отделка стен коридоров, допускающая их мытье на высоту ≥ 1,3 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м. Ширина поперечных проходов и коридоров у помещений административного назначения 1,5 м.

Минимальная ширина коридоров не может быть сокращена за счет конструктивных элементов или встроенного оборудования. Коридоры должны иметь естественное освещение и вентиляцию. В коридорах, являющихся путями аварийного выхода, не разрешается устройство ступеней.

Тамбуры . Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Двери . Ширина дверных проемов должна соответствовать максимальной интенсивности движения через них, но в любом случае должна быть не менее 1 м. Все двери должны открываться наружу.

В школьных зданиях с двусторонней застройкой коридоров двери противоположных помещений должны быть расположены «вразбежку», со взаимным смещением на две и более ширины дверного полотна.

Лестницы (рис. 7 и 8). Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м. Относительная величина подъемов (уклон лестницы): высота подступенков 17 см, ширина проступей 29 см; устройство забежных ступеней не допускается.

Перила устанавливаются на высоте 0,9 м; они не должны иметь открытых концов; перила и поручни для инвалидов должны быть непрерывными (рис. 7).

Проемы, ведущие из лестничных клеток к коридорам и другим помещениям, должны быть защищены от проникания дыма.

Остекления, устраиваемые на высоте 2 м и более, должны быть стойкими к механическим воздействиям. Лестничные клетки должны иметь прямое естественное освещение; на первом этаже должен быть устроен непосредственный выход наружу.


1. Окно классного помещения. Фасад М 1: 100.

2. Разрез по окну: обычное решение (а) и по швейцарским нормам (б).


3. Окно классного помещения. План М 1: 100.

5. Коридор, застроенный с двух сторон. Необходимые расстояния между дверями.

6. Коридор с односторонней застройкой. Требуемая ширина.

7. Разрез. М 1: 50.

8. План. При ширине >2м посередине маршей следует устраивать двойные поручни.

Помещения вспомогательного назначения

Гардеробные . Их размещение в учебных помещениях не допускается по гигиеническим соображениям. Возможно размещение гардеробов в коридорах (гардеробы-ниши).

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах. В специальных школах (для детей- инвалидов) уборные должны быть на каждом этаже. Уборные устраиваются раздельно для мальчиков и девочек, а также для учащихся и учителей; вытяжные воздуховоды из уборных не следует располагать под окнами помещений, где возможно длительное пребывание учащихся и учителей. Проход к уборным допускается исключительно через шлюзы с постоянным проветриванием (поперечное проветривание). Перегородки в уборных на высоту до 2 м следует торкретировать, они должны иметь моющуюся отделку или облицовку.

Двери уборных должны запираться изнутри с возможностью открывания их снаружи торцовым ключом.

Нормы расчета санитарных приборов:

на 40 учащихся (мальчиков): 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м;

на 20 учащихся (девочек) 1 унитаз;

на 15-20 учителей: 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м; на 5-10 учительниц: 1 унитаз.

Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания

Противопожарная защита . Несущие стены, колонны, прогоны и перекрытия должны быть огнестойкими.

Облицовку стен и потолков в учебных помещениях и мастерских следует выполнять из несгораемых материалов.

Школьные здания с шестью и более классами должны иметь два отдельных выхода (двери открываются наружу).

По согласованию с соответствующими органами противопожарного надзора следует устанавливать устройства пожарной сигнализации и пожаротушения. В остальных случаях для школ с пятью и менее классами или рабочими помещениями следует иметь ручной огнетушитель.

Защита от шума . Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Следует избегать появления в здании источников шума. Существующие источники шума следует снабжать звукоизоляцией.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Отопительные установки . Система центрального отопления должна обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях; следует предусматривать возможность ее легкого регулирования. В основном рекомендуется применять системы отопления, способные быстро реагировать на изменение внешних условий.

Радиаторы должны легко очищаться; система их размещения в здании должна эффективно противодействовать таким влияниям, как холод и сквозняки.

Температура в помещениях:

умывальные, душевые и гардеробные 22°С;

помещения для занятий и практических упражнений, административные и общественные помещения и относящиеся к ним коридоры 20°С;

все остальные помещения 15°С.

При радиационной системе отопления максимальная температура теплоизлучающих конструктивных элементов должна быть 35°С.



1. Вешалка для верхней одежды с запирающейся цепочкой, продеваемой через пальто и т.п., и вешалка с крючками, размещенными вразбежку;

2. Разрез по школьному коридору М: 100;

3. Гардеробная, расположенная между двумя классами М 1: 200;

4. План коридора М 1: 100;



5. Одностороннее расположение кабин уборных. Двери открываются наружу;

6. Уборные с писсуаром;

7. Двустороннее расположение кабин уборной;

8. Уборная в угловой части здания. Проветривается свежим воздухом, идущим из окна в умывальной. Двери кабин открываются внутрь (более рационально);

9. Одностороннее расположение кабин уборной;

10. Уборная с писсуаром;

11. Двустороннее расположение кабин уборной;м

12. Американские душевые и уборные в школьных зданиях: для девочек (вверху), для мальчиков (внизу).

Вентиляционные установки не должны быть шумными и не должны служить причиной возникновения сквозняков. Каналы и шахты должны быть из несгораемых материалов. Огонь, дым, пыль, запахи и шумы не должны проникать из очага их возникновения в другие помещения и не должны оказывать вредного воздействия на строительные элементы и конструкции.

Установки энергоснабжения . В школьном здании, у его входов и на дорогах школьного участка должно быть обеспечено достаточно интенсивное электрическое освещение.

Школьное здание должно быть оснащено электрической аварийной сигнализацией (звонком), даже при наличии сигнальной установки. При числе классов, равном 10, обязательно наличие аварийного освещения на путях эвакуации.

Освещенность рабочих мест в учебных помещениях и лаборантских должна быть 250 лк, за исключением случаев, когда требуется большая освещенность в связи с выполнением работ специфического характера (см, отдельные описания помещений).

Чертежный зал . Площадь чертежного зала около 100 м. Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6 - 8 м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10 - 16 м (таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9 - 11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 1/4 площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис. 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5 -2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).

В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал, оборудованный столами с откидными досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня (рис. 8 и 10). Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов. Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений. Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми и комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды и столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и ≥ 8 м.

Помещение для ручного труда площадью ≥ 70 м2 должно иметь розетки для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин.

Площадь оконных проёмов должна составлять 2/5 площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест ≥ 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещении необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м2.

Тёмную комнату (проявочную) площадью 20 м2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления, увеличения фотоснимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что и к кустарным и ремесленным мастерским.

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов - несгораемые конструкции.

1. Чертёжный зал;

2. Чертёжный зал с отдельными столами;



3. Зал для музыкальных занятий с откидными скамьями;

4. Откидная скамья местами для пяти чертёжников. План и разрез по a - b.

5. Переплётная мастерская;

6. Деревоотделочная мастерская;



7. Мастерская для занятий ручным трудом;

8. Учебная кухня;

9. Учительская;

10. Аксонометрия учебной кухни на рис.8.

Помещения административного назначения.

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора. Площадь кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м2. При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м2.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 ж.

В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки.

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2. В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м2.

Комната коменданта школы , помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения и очистки уборочного инвентаря (с водоразборным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача . Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки. Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий . Площадь около 20 м2.

«Мокрые помещения » - умывальные и душевые - следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же их равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию школы.


1. План 2-гр этажа. Классы, расположенные по периметру здания, имеют одностороннее освещение;

2. План 1-го этажа с вестибюлем (финский проект). Центрально размещенный актовый зал с лестницами, ведущими на 2-й этаж (см. рис. 1), служит одновременно и гимнастическим; по периметру здания размещены специализированные кабинеты и помещения вспомогательного назначения;


3. Народная школа Munkegard в Дании с 20 нормальными классами, попарно размещенными в одноэтажном здании с небольшими озелененными двориками. В северной части здания двухэтажный блок со специализированными кабинетами. Архитектор Арне Якобсен.

1 - кабинет металлообработки; 2 - мастерская; 3 - библиотека; 4 - читальный зал; 5- комната для занятий рукоделием (для девочек); 6 - озелененный дворик; 7 - гардеробная; 8 - класс; 9 - дворик для занятий на открытом воздухе; 10 - внутренний двор; 11 - учительская; 12 - уборная; 13 - кладовая; 14 - актовый зал; 15 - фойе; 16 - сцена; 17 - архив; 18 - контора администрации; 19 - крытый переход; 20 - двор; 21 - гимнастический зал; 22 - сушилка; 22 - раздевалка; 24 - душевая, умывальная; 25 - уборная для мальчиков; 26 - умывальная для мальчиков; 27- уборная и умывальная для девочек: 28 - место для контейнеров с мусором; 29 - детский сад.


1. (Входной) (1-й) этаж здания народной школы, верхние этажи которого решены по типу, предложенному Шустером. Архитекторы Крамер, Зейдель, Хаузман.

1 - библиотека; 2 - хранение учебных пособий; 3 - учительская; 4 - кабинет директора; 5 - приемная; 6 - класс; 7 - гардеробная; 8 - ванная; 9 - детская; 10 - кухня; 11 - спальня родителей; 12 - жилая комната; 13 - терраса; 14 - комната для переодевания; 15 - фойе; 16 - уборная; 17 - помост; 18 - гимнастический зал; 19 - умывальная; 20 - комната преподавателя гимнастики; 21 - храненле гимнастических снарядов и инвентаря;

2. План верхней галереи (к рис. 3).

3. Народная школа с центрально расположенным актовым залом (Хельсинки). Вход в школу расположен под гимнастическим залом. План 1-го этажа и разрез. Архитектор Я. Ярви.


4. Начальная школа в Ратерсвиле с 20 нормальными классами. Внутренний двор окружен с северной стороны гимнастическим залом и специализированными кабинетами (шумные помещения), с востока и юга - классами, и с запада зоной помещений церковного назначения (отдельная зона). Каждая из свободно расположенных на участке групп учебных помещений имеет свой открытый рекреационный зал. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

Народные школы с числом классов более трех кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15 - 20 м2, служащую одновременно учительской (в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).

При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению пищи, а также душевые.

В школах с числом классов более пяти необходим, кроме того, гимнастический зал площадью около 200 м2 с комнатой для хранения спортивного инвентаря и принадлежностей при нем, раздевальной и подсобными помещениями общей площадью 100 м2, всего 300 м2.

Двухкомплектная народная школа (в больших городах) состоит из 1 2 х 16 нормальных классов и 2 х 4 классов размером 2/3 нормального класса; площадь классов (37 1/3 класса размером 54 м2) составляет всего 2000 м2.

Кроме того необходимы следующие помещения:

для занятий по черчению и труду
2 х 1 чертежных зала с встроенными шкафами (площадь одного чертежного зала равна площади двух классных помещений) 2 x 2 = 4 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при зале 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 умывальные 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 x 2 помещения для занятий по труду 4 х 1 1/3 = 5 1/3 класса
2 х 1 помещения для профессиональной ориентации 2 x 1 = 2 класса
2 х 1 кладовые для хранения материалов 2 х 1/3 = 2/3 класса
для музыкальных занятий
2 х 1 зала для пения (по 108 м2 каждый) = 216 м2
2 х 1 помещения для хранения нот 2 х 1/3 = 2/3 класса
библиотеки, учительские и конторские помещения
2 х 1 библиотеки для учителей 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 библиотеки для учащихся 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 комнаты для заседаний и учебных занятий 2 х 1 1/3 = 2 2/3 класса
2 х 1 комнаты для учительниц 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 помещения гардеробных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 кабинета директора 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 кабинета для заместителя директора 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 приемных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 швейцарских 2 х 1/3 = 2/3 класса
2x3 комнаты для.хранення учебных пособий 6 х 1/3 = 2 класса
прочие помещения
1 школьная кухня 1 1/3 класса
1 помещение для хранения продуктов при кухне 1/3 класса
1 мойка 2/3 класса
1 учебная прачечная 1 класс
2 помещения для хранения велосипедов 100 м2
уборные для мальчиков 4 класса
уборные для девочек 4 класса
для учителей 1/3 класса
для учительниц 1/3 класса
1 кабинет школьного врача 1/3 класса
1 изолятор 1/3 класса
2 комнаты молодежного клуба 1/3 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
2 уборные при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
Кроме того, 2 гимнастических зала и т.д......

Потребность в площадях для других народных школ устанавливается в зависимости от их типа и величины.

Средние школы (шестиклассные), кроме 6 классов, рассчитанных на 40 - 48 учащихся, каждый должны иметь: аудиторию с расположением мест амфитеатром и киноустановкой; 1 темную комнату; 1 помещение для хранения пособий по физике и химии; 1 кабинет биологии, одновременно являющийся рабочей комнатой; 1 чертежный зал; 1 учительскую; актовый зал, одновременно используемый для музыкальных занятий; гимнастический зал; библиотеку; 3 мастерские (слесарную, столярную, переплетную) и кладовую для хранения материалов.


1. Школьное здание с большой общей комнатой. Благодаря сокращению площади коридоров и переходов образована большая общая комната, предназначенная для хорового пения, игр, бесед, просмотра диафильмов и т.п. В комнате имеются ниши для занятий ручным трудом и рукоделием. Блоки классов выше, чем блок общей комнаты, что дает возможность их двустороннего освещения и сквозного проветривания. Разработан «Рабочей группой 4» Вена. М 1:500;

3. Объединённая в единый двухъярусный; зал помещения внутренних коммуникаций школы используются в качестве общешкольных помещений. Архитектор Шадер.

2. Школа с классами старшей ступени (на 2-м этаже), классами младшей ступени, детским садом и буфетом (на 1-м этаже). Архитектор Э. Нойферт. 1 - холл; 2 - учительская; 3 - классы; 4 - класс на открытом воздухе; 5 - конторские помещения; 6 - буфет; 7 - кухня: 8 - детский сад: 9 - гардеробная; 10 - уборная.