Аналитика публикации. Несвоевременное размещение отчета об исполнении контракта на еис Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44.

В сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца - неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 - в частности.

Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне.

Ответственность за нарушения по контрактной системе

Административные наказания за неисполнение контракта по ФЗ 44 различаются. Это касается размеров выплачиваемых сумм. Они рассчитываются в процентном соотношении от цены контракта.

Наиболее уязвимой остается сфера государственных закупок, рассматриваемая ФЗ 44. Поэтому, последние нововведения в законодательстве РФ затрагивают данный вопрос.

Правонарушения со стороны заказчиков, хоть и редки, но случаются, и за них предусмотрены санкции по ФЗ 44. В результате последних редакций закона, наказание, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, кроме заказчика, несут:

  • должностные лица официальных органов;
  • лица, входящие в комиссию по осуществлению госзакупок;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных площадок;
  • стороны сделки.

Но и поставщики могут допустить свои виды нарушений по ФЗ 44. Среди них в юридической практике самые распространенные:

  • просроченный договор;
  • частично выполненные или невыполненные обязательства;
  • несоблюдение законодательных формальностей.

За все нарушения ФЗ 44 взыскивается пеня, и ее размер растет с увеличением срока просрочки. Она может дополняться штрафами или принимается решение об одностороннем разрыве контракта.

Штрафные санкции для заказчика

По ФЗ 44 от 5 апреля 2013 года, штрафы в сфере закупок теперь регулируются статьями 7.29-7.32.1 КоАП. Обычно, заказчики обходятся без правонарушений по ФЗ 44, но всегда остается вероятность ошибки или неверно истолкованных нормативов законодательства.

Все нарушения закона о контрактной системе влекут за собой административную ответственность. Сумма выписываемых штрафов по ФЗ 44 варьируется от 5 тыс. рублей, за просрочку возврата денег не более чем на 3 дня, и до 1 миллиона - за отказ или уклонения поставщика вооружения РФ от заключения контракта на государственный оборонный заказ.

Наказание за сроки

Как уже говорилось выше, длительность просрочки влияет на размер пеней ФЗ 44, которые нарушитель обязан выплатить. Стоит привести примеры штрафов по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту.

За нарушение сроков контракта заказчиком, размер штрафа по ФЗ 44 составляет 3 тыс. рублей, если длительность просрочки не превысила 2 рабочих дня. Для государственных оборонных заказов, с тем же нарушением сроков, сумма увеличивается до 30 тыс. рублей. По ФЗ 44, для операторов электронной площадки с аукционами, за нарушение сроков блокировки выносится наказание об уплате 15 тыс. рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тыс. рублей, если им нарушен порядок закупки информации и документов, указанный в ФЗ 44, и нарушение сроков не превышает одного рабочего дня.

Таблица штрафов за нарушение 44 ФЗ

Номер статьи КОАП

Текст правонарушения ФЗ 44

Административная ответственность по ФЗ 44

Часть 1, ст. 7.29

Нарушение требований, предъявляемых законодательством РФ к способу определения поставщика при закупке продукции.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 2, ст. 7.29

Игнорирование необходимости проведения конкурса или аукциона для определения поставщика.

Штраф 50000 руб.

Часть 2.1, ст. 7.29

Заказчиком было принято решение о проведении конкурса или аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или он нарушил порядок и сроки направления, нужного для заключения контракта с единственным поставщиком.

Штраф 50000 руб.

Часть 3, ст 7.29

Должностное лицо включило в план-график закупок товары, не соответствующие целевому назначению, указанному в документе, или обладающие максимальной ценой, без должного обоснования.

Штраф в 20-50 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.29

Должностное лицо не обосновало начальную стоимость контракта или закупаемого товара.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.29

Был нарушен порядок/сроки общественного обсуждения по вопросу закупок, или оно не было проведено.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.29

Нарушение установленного законодательством РФ в ФЗ 44 срока утверждения планов-графиков закупок.

Штраф 30000 руб.

Часть 1. ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона на 2 дня или меньше.

Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 15 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.1, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона более чем на 2 дня.

Штраф в 30 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 100 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.2, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или меньше.

Штраф в 3 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 10 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.3, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или больше.

в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.4, ст. 7.30

Нарушение установленного ФЗ 44 порядка при предоставлении документации конкурса или аукциона, или при приеме заявок на участие в них. Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.5, ст. 7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, менее чем через 10 дней с момента внесения соответствующих поправок в план-график. Штраф 30000 руб.

Часть 1.6, ст. 7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при отсутствии соответствующего момента в плане-графике. Штраф 30000 руб.

Часть 1.7, ст.

7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при наличии предписания о необоснованности закупки. Штраф 30000 руб.

Часть 2, ст. 7.30

Отказ в участии в аукционе или конкурсе на основаниях, не указанных в ФЗ 44, или нарушение порядка рассмотрения заявок.

Часть 2.1, ст. 7.30

Наличие нарушений в протоколе, определяющем поставщика. Штраф в 10 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.30

Несоблюдение требований ФЗ 44 по вопросу размещения информации и документов. Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 500 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 4, ст. 7.30

Лицом предъявлены не описанные в ФЗ 44 требования к участникам закупки. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб.

Часть 4.1, ст. 7.30

Установленные на объект закупки требования, ограничивающие количество участников конкурса или аукциона, кроме случаев, указанных в ФЗ 44. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 10 до 50 тыс. руб.

Часть 4.2, Ст. 7.30

Документация на конкурс или аукцион, на запросы предложений или котировок утверждена с нарушением законодательных требований ФЗ 44. Штраф в 3 тыс. руб.

Часть 6, ст 7.30

Отклонение или прием заявки на незаконных основаниях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками и их последующей оценки. 5% от начальной цены контракта - до 30 тыс. руб.

Часть 7, ст. 7.30

Незаконное определение победителя в конкурсе или аукционе Штраф 50000 руб.

Часть 8, ст. 7.30

Незаконное уменьшение сроков подачи заявок. Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 11, ст. 7.30

Закупки у малых предпринимательств или социальных некоммерческих организаций осуществлялись в меньших размерах, чем те, которые предусмотрены ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

Часть 13, ст. 7.30

Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на срок до двух дней. Штраф в 3 тыс. руб.

Часть 14, ст. 7.30

Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на два дня или более. Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.31

В реестре недобросовестных поставщиков была внесена информация, не соответствующая действительности. Штраф 50000 руб.

Часть 2, ст. 7.31

Просроченная подача или ненаправление информации для реестров недобросовестных поставщиков, и контрактов, заключенных заказчиками. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.31.1

Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или меньше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, описанное ФЗ 44. Штраф в 5 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 30 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 2, ст. 7.31.1

Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или больше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, указанное в ФЗ 44. Штраф в 15 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 90 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 1, ст. 7.32

В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44. 1% от цены контракта, от 5 до 30 тыс. руб. - для должн. лиц

1% от цены контракта, от 50 до 300 тыс. руб.

Часть 2, ст. 7.32

В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

Часть 3, ст. 7.32

Должностное лицо уклонилось от подписания контракта, или нарушило сроки его заключения, указанные в ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

Часть 4, ст. 7.32

Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб. - для должн. лиц,

Часть 5, ст. 7.32

Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

Часть 6, ст. 7.32

При одностороннем отказе выполнить условия контракта, был нарушен официальный порядок его расторжения, приведенный в ФЗ 44. Штраф в 50 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 200 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 7, ст. 7.32

В результате действия/бездействия должностного лица или индивидуального предпринимателя был нанесен вред общественным интересам, и его степень недостаточна для уголовной ответственности. От 5 до 15% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 30 тыс. руб.), или дисквалификация - до 2 лет - для должн. лиц или ИП,

от 100 до 300% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 300 тыс. руб.) - для юр. лиц

Часть 8, ст. 7.32

Нарушение требований ФЗ 44, наряду с другими нормативными актами законодательства РФ, связанными с контрактной системой в сфере закупок, при изучении результатов проведенных работ или поставленных товаров. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 9, ст. 7.32

Должностное лицо не отправило мотивированный отказ от принятия заказа, или не составило перечень документов, указанных в ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 10, ст. 7.32

Должностным лицом была принята работа, не соответствующая условиям контракта, что повлекло за собой увеличенные расходы из бюджета РФ. Штраф в От 20 до 50 тыс. руб.

Часть 11, ст. 9.16

Закупленные товары не соответствуют требованиям их энергоэффективности. Штраф в 30000 руб. - для должн. лиц в 100000 руб. - для юр. лиц

Часть 7, ст. 19.5

Предписания от официальных органов не выполнены к установленному времени. Штраф в 50000 руб. - для должн. лиц в 500000 руб. - для юр. лиц

Ст. 19.7.2

Лицо не предоставило или пропустило сроки предоставления в уполномоченные органы, контролирующие сферу закупок, информации и документов, указанных ФЗ 44. Штраф в 15000 руб. - для должн. лиц,

в 100000 руб. - для юр. лиц

Нарушения данного ФЗ грозят серьезными штрафными санкциями, найти деньги на погашение которых — не всегда просто, однако выход есть. Можно оформить срочный банковский заем и рассчитаться с долгом в тот же день. Предложения

Скачать текст закона

В закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно .

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок

Изначально, когда были введены составы административных правонарушений, была привязка к 223-ФЗ. Подавались жалобы, они рассматривались. Тогда рассматривались действия заказчиков и поставщиков, выявлялись правонарушения 223-ФЗ, но к административной ответственности никого не привлекали, так как составы правонарушений не были разработаны и введены.

Когда составы были введены, велись споры в судах, ответственные лица говорили о том, что Федеральная антимонопольная служба вообще не должна рассматривать дела об административных правонарушениях.

Но в соответствии с частью 10 статьи 3 223-ФЗ, частью 1 статьи 18.1 135-ФЗ, ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Также в соответствии с частью 1 статьи 23.83 КоАП, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3-8 статьи 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса.

Все эти статьи содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Если будут добавляться другие составы, то будут и внесены изменения в Кодекс. Если сравнить, то за нарушения закона 44-ФЗ на сегодняшний день предусмотрено большее количество составов административных правонарушений.

Есть ли нормативный акт, который регулирует процедуру привлечения к административной ответственности? Единого документа до сих пор нет, поэтому при нарушениях 233-ФЗ применяется часть 2 статьи 23.66 КоАП РФ .

Частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе в том числе:

  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и его заместители, то есть руководитель ФАС России и его заместители.
  2. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и их заместители, то есть начальники управлений центрального аппарата ФАС России и их заместители .
  3. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители.

В данной статье указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут контролировать исполнение 223-ФЗ. Только они вправе рассматривать детали дела и решать его исход. Никакие противоречия, которые могут не соответствовать этой части КоАП РФ, не могут быть приняты, то есть расширить перечень лиц, принимающих решения в данной области, невозможно.

Понятие и виды административных правонарушений в сфере закупок

Часто заказчики или поставщики не могут понести наказание, так как не являются должностными лицами. Понятие должностного лица установлено в примечании к статье 2.4 КоАП.

У должностных лиц есть особенность: они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Лица, осуществляющие функции членов комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, а также работники контрактной службы несут административную ответственность как должностные лица .

Все лица, которые ответственны за организацию и осуществление закупок, являются должностными лицами и должны нести административную ответственность. Также, к примеру, руководитель департамента несет ответственность не только за собственные действия (бездействие), но и за действия своих подчиненных. Это следует из прямого указания 2.4 КоАП.

Существует и понятие срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности — статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения.

Там четко указаны не 2 месяца, как считают многие, а именно 1 год. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения . К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 7.32.3

Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Каждая часть данной статьи являет собой состав административного правонарушения.

Часть 1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Говоря о составах правонарушений по 223-ФЗ, нужно сказать, что по 44-ФЗ к ответственности привлекается только должностное лицо заказчика. Но по 223-ФЗ штраф может накладываться как на юридическое, так и на физическое лицо. Дела возбуждаются на эти виды лиц отдельно.

Часть 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Дисквалификация предусмотрена только в судебном порядке, поэтому дело формируется и передается в суд, где судья решает исход. В отношении юридического лица дело в таком случае не возбуждается.

Часть 3. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Это нарушает принцип информационной открытости закупки. Все данные закупки должны быть открыты для того, чтобы все участники закупки могли ознакомиться с ними. Этот состав предусматривает ответственность за нарушение сроков размещения информации.

Часть 5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Данное нарушение встречается часто как при рассмотрении жалоб, так и по результатам проверок. Нарушение выявляется, если закупка размещена, а информация о ней в плане закупок отсутствует.

Если та или иная информация подлежит размещению в установленные сроки, а разместить ее не получается в силу технических причин или обстоятельств, которые не зависят от физического или юридического лица, то необходимо предоставить доказательства этого. К примеру, скриншот рабочего стола, видеозапись работы на компьютере. Если дело будет возбуждено, то ответчик сможет доказать то, что он пытался выполнить требования закона.

Важно помнить, что на скриншотах должны быть видны дата и время выполнения действий, но лучше всего предоставить видеозапись экрана компьютера.

Одно из самых часто выявляемых нарушений при проверках — это нарушение Постановление Правительства №1352, пункта 10. В данном пункте установлена обязанность утверждать и публиковать перечень закупки товаров, работ или услуг и субъектов малого и среднего предпринимательства как на официальном сайте, так и на сайте заказчика.

Часть 6. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком , утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Здесь говорится о неразмещении изменений, которые вносятся в положение о закупках. Это очень важно, так как каждая организация по 223-ФЗ создает свое собственное положение о закупках, по которому впоследствии и работает. Изменения в положении должны постоянно публиковаться и быть видны в ЕИС и на официальном сайте заказчика.

Часть 7. Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Такое нарушение встречается в практике наиболее часто. Это нарушения, которые выявляются в документации. Но это и одна из самых низких санкций — штраф минимален. В 44-ФЗ привлекается к ответственности лицо, которое утвердило документацию, а по 223-ФЗ привлекается то лицо, которое в организации ответственно за осуществление закупок. То есть ответственность несет в этом случае лицо, руководящее размещением закупок организации.

Часть 8. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Наиболее частое привлечение по данной части происходит в связи с неправомерным рассмотрением заявок: члены комиссии подписывают документ об отклонении или принятии заявки. Но если заявка была допущена или отклонена неправомерно, то лица, ответственные за это, привлекаются к административной ответственности.

Здесь важно отметить: дело об административном правонарушении будет возбуждено в отношении каждого члена комиссии.

Помимо восьми основных в практике существуют также специальные составы правонарушений:

Часть 7.2 статьи 19.5 КоАП . Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как происходит данное нарушение? Если рассматривается жалоба, после выдается предписание, но это предписание не выполняется в срок. Тогда ответчик должен заплатить штраф за невыполнение предписания антимонопольного органа.

Если предписание не выполняется, а обжалуется. В случае принятия к рассмотрению заявления об обжаловании предписания его действие приостанавливают. Но сам факт подачи заявления еще не останавливает решение о предписании. Часто бывает, что срок исполнения предписания подошел, но лицо говорит о том, что заявление на обжалование уже подано. Заявление должно быть принято судом. В противном случае возникает состав административного правонарушения. Заявление в кратком виде нужно подать в наиболее короткие сроки вместе с пакетом документов. Далее можно подготовить полноценное заявление и подать его на следующей стадии, когда уже будет вынесено определение суда.

Непредставление сведений по требованию контролирующего органа. 19.7.2-1. Часто ответчики приводят доводы о невозможности предоставления информации, но, безусловно, суды могут принять лишь те доводы, которые подкреплены доказательствами.

При проведении проверок изучается, в первую очередь, положение о закупке заказчика. Это база, которая позволяет выявить нарушения в действиях заказчика.

Наиболее частые нарушения:

  • соответствие действий заказчика, организатора торгов Положению о закупках. Важно внимательно относиться к условиям закупочных процедур, которые прописаны в собственном положении, ведь это основа и правила закупочной деятельности организации. Это может быть нарушением при выборе способа закупки, когда заказчик сам ограничивает себя Положением, подается та или иная жалоба. Таким образом, это нарушение является самым странным, так как это положение создала сама организация;
  • наличие сведений о закупке в плане закупок. На такую закупку могут пожаловаться, а также выявить нарушение при плановой проверке;
  • описание объекта закупки . Несоблюдение требований к документации о закупке. Объединение в один лот разные виды работ, отсутствие описание объекта закупки;
  • установление неизмеряемых требований к участникам закупки . Неуместно делать отсылку к приказам, нужно четко прописывать все требования. Также часто есть указание «важна необходимость обладания всеми материальными ресурсами и документами для данных видов работ». Здесь важно списком указывать конкретные требования. Также часто есть требование: «важна необходимость обладания всеми сертификатами и квалификациями для данных видов работ». Это все необходимо прописывать в требованиях к участникам закупки;
  • установление ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в закупке . Выявляется нарушение 223-ФЗ, которое нарушает требование информирования о порядке и алгоритме оценки, чтобы участник знал, в каком случае он может получить максимальное количество баллов. Также важно соблюдать пропорциональную зависимость. Часто заказчики представляют свою методику проставления баллов, но может быть выявлено нарушение 223-ФЗ, так как порядок оценки заявок соблюдать необходимо, а также размещать методику на официальном сайте ЕИС;
  • требования к коллективному участнику . Участником закупки может быть круг лиц, их объединение. Заказчики могут ограничивать возможность выступления консорциумом. Уменьшать круг участников неправомерно. Лица подают заявку вместе для того, чтобы объединить свои производственные мощности и квалификационные ресурсы, то есть предъявлять завышенные требования к отдельным частям группы также неправомерно.

Документация должна содержать дату начала и окончания срока предоставления разъяснений.

Еще одно частое нарушение: неправомерное требование к участнику предоставить письма от дилеров, которые бы подтверждали, что участник сможет поставить тот или иной товар. Оснований для того, чтобы требовать такие письма, нет. Это неправомерно, так как такие письма получить сложно.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (Гл.28-31 КоАП РФ):

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Оно может быть возбуждено протоколом или определением об административном правонарушении. Разница этих способов состоит в том, что любое дело об административном нарушении должно содержать в себе протокол. Составление протокола обязательно. Дело возбуждается определением, когда в протоколе не содержится достаточных сведений о том, что есть наличие события и состава правонарушения. За этим следует административное расследование: запрашиваются и изучаются дополнительные документы. В течение месяца принимается решение о составлении протокола. Дело может и прекратиться, если есть факт неподтверждения административного правонарушения. Но если факт состава события был подтвержден, то протокол составляется (при этом событии лучше присутствовать). Руководитель может написать доверенность на другое лицо о представлении его интересов по делам об административных правонарушениях на всех стадиях процесса.
  2. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Если протокол составлен, то он вручается под расписку или отправляется по почте. 15 дней дается на рассмотрение дела. Важно помнить, что лицо, которое составляет протокол, и которое его рассматривает — это два разных должностных лица (это требования КоАПа).
  3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
  4. Исполнение постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу

Согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения;
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (1 год);
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Признаки малозначительности (Статья 2.9 КоАП):

  • Исполнение выданного на основании Решения Предписания. К примеру, была рассмотрена жалоба на необоснованный отказ в допуске участника. Но предписание было исполнено, заявка допущена. Предписание выдано и исполнено, дело будет прекращено.
  • Признание вины (в т.ч. отсутствие судебного производства). В случае отсутствие признания вины прекратить производство по малозначительности трудно. Если заказчик обжалует решение в судебном порядке, то это значит, что ответчик не признает свою вину.
  • Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения. Нарушения не повлияли на ход проведения торгов.
  • Факт совершения правонарушения впервые. Это также указывает на малозначительность.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Решение по КоАПу изготавливается 3 дня. Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  1. жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;
  2. постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
  3. постановление отменяется и дело прекращается;
  4. изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

Положение лица ухудшено быть не может.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев (статья 31.5 КоАП РФ).

КоАП установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания.

Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу путем внесения или перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение.

Возможно и принудительное исполнение.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства.

Вопросы участников

В положении о закупке не указан вид закупки у единственного поставщика, закупки до 100 000 рублей. Обязанности размещать эти закупки в ЕИС также нет. Будет ли нарушением, если все закупки до 100 000 рублей отражать в отчетности с присвоением способа закупки?

Размещение закупки до 100 000 рублей является правом, а не требованием. Состава административного правонарушения данный факт образовывать не будет, так как это не обязанность.

Предприятие попало под 475-Р. Предусмотрена ли ответственность?

Да, предприятие попало под это распоряжение и было обязано разместить годовой перечень инновационной продукции в виде плана. Если такой план размещен не был, то предусмотрена административная ответственность по части 5 статьи 7.32.3. Также есть ответственность, предусмотренная частью 4.

Сменился руководитель в марте 2016 года. На сайте gov.ru не размещена или размещена не полностью информация по закупкам. Лучше внести не размещенную информацию или оставить все так, как есть, и внести только то, что изменилось при новом руководителе? В случае нарушения кто будет привлечен к административной ответственности: бывший руководитель, нынешний руководитель или юридическое лицо?

Эти сведения должны быть размещены в ЕИС. Однозначно за каждый факт нарушения будет привлечено к ответственности юридическое лицо. Вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц решается исходя из документации организации. Обычно это лицо, которое ответственно за действия (бездействия) всех подчиненных ему лиц.

Штраф за одно правонарушение накладывается дважды? Один раз на юридическое лицо, второй раз на физическое (должностное)?

Дважды возбуждается производство: на юридическое и должностное лицо. По каждому из них будет вынесено отдельное решение.

Организация работает по 223-ФЗ. Аудит по 44-ФЗ. Закупка проведена по закону, но по технической причине не был размещен договор. Является ли нарушением неразмещение заключенного договора по итогам проведения закупки по 44-ФЗ в реестре контрактов и в реестре договоров по 223-ФЗ?

Ответственность предусмотрена при неразмещении договора как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Каким образом правильно получить предписание? По 223-ФЗ ФАС его не публикует и не присылает.

Требование о том, что решения и предписания должны быть опубликованы, обязательно. В течение 5 рабочих дней с момента оглашения предписание должно быть размещено на официальном сайте. Можно написать письмо на почту [email protected], если сроки нарушены и предписание не размещено. Важно помнить, что положение о наложении штрафа изготавливается в течение 3 дней и не публикуется. Оно только направляется на почту организации, где работает должностное лицо. Можно получить его на руки, связавшись с исполнителем.

Участник закупки не представил бумажную копию заявки по требованию документации о закупки. Является ли это существенным критерием для недопуска участника к процедуре закупки?

Этот вопрос требует изучения документации. Но если исходить из его формулировки, то в настоящем случае требования закона это не нарушает, так как законодательство стремится привести все закупки к электронному виду. Если было такое требование в документации, то, конечно, это может явиться причиной недопуска участника к процедуре закупки.

Несет ли административную ответственность председатель конкурсной комиссии, если будут выявлены нарушения в проведении конкурса и будут ли нести ответственность конкурсные управляющие по 223-ФЗ и 44-ФЗ?

Вопрос общий. Если были допущены нарушения при рассмотрении заявки по 223-ФЗ или 44-ФЗ, если заявку нужно было отклонить, а ее допустили или наоборот, то к ответственности будут привлечены все лица, которые принимали решения и подписали документ. Если конкурсный управляющий является председателем комиссии, как обычно это и бывает, то он будет также нести ответственность. Если управляющий не входит в состав комиссии, находился в отпуске или не принимал участие в допуске и отклонении заявок, то к ответственности он привлекаться не будет.

В статье рассмотрим, какая ответственность сторон по контракту предусмотрена 44-ФЗ, а также какие могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.

Из статьи вы узнаете:

Постановление Правительства об ответственности по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ предусматривает ответственность для заказчиков и поставщиков на случай нарушения сроков и других важных условий контракта. Санкции указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Далее рассмотрим, что ждет поставщика, а что - заказчика.

Ответственность по 44-ФЗ для поставщика

Если говорить о нарушениях, не касающихся сроков, за каждое поставщика ждет штраф. Сумма напрямую зависит от цены контракта. Установлена такая градация:

  • при цене до 3 млн руб. - 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб - 5%;
  • 50-100 млн руб. - 1%;
  • 100-500 млн руб. - 0,5%;
  • 500 млн - 1 млрд руб. - 0,4%;
  • 1-2 млрд руб. - 0,3%;
  • 2-5 млрд руб. - 0,25%;
  • 5-10 млрд руб. - 0,2%;
  • более 10 млрд руб. - 0,1%.

Бывает так, что нарушением является обязательство, которое не имеет стоимостного выражения. В этом случае размер штрафа будет таким:

Если же нарушение связано со сроками, начисляются пени: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств, за каждый день просрочки.

Штраф за неисполнение контракта по 44-ФЗ поставщиком СМП

Если поставщик из числа малых предприятий, для него суммы штрафов менее жесткие:

  • 3% от цены контракта, если цена менее 3 млн. руб.;
  • 2% - если цена больше 3 млн, но меньше 10 млн руб.;
  • 1% - если цена больше 10 млн, но меньше 20 млн руб.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ

Для заказчика действуют фиксированные суммы штрафов за нарушение обязательств, не связанных со сроками:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. - от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если заказчик сорвал сроки, он выплачивает пострадавшей стороне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченной в срок суммы.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2019 году

Грозит за:

  • неправильный выбор способа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • неверный расчет НМЦК по ГОЗ - ст. 7.29.1 КоАП РФ;
  • отказ от заключения контракт по ГОЗ - ст. 7.29.2 КоАП РФ;
  • нарушение правил планирования закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушение порядка осуществления закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • несоблюдение регламента ведения реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Тип административной ответственности по 44-ФЗ зависит от конкретного нарушения. Например, за отклонение заявки по основаниям, не предусмотренным в 44-ФЗ, заказчику грозит штраф - 5% от НМЦК. Если нарушены сроки размещения необходимых документов, штраф может доходить до 30 тыс. руб. для контрактного управляющего и до 100 тыс. руб. для юрлица.

Методы воспитания поставщиков-нарушителей

а подаче заявок невозможно определить - исполнительный поставщик или нет. Вы определяете его соответствие вашим требования по формальным признакам. А самое интересное всплывает уже при исполнении контракта. Выбрать нового поставщика не так просто, для этого нужно основание. А проводить новую закупку не всегда выгодно по времени и деньгам. Значит, надо воспитывать имеющегося поставщика. Читайте, как вести себя с поставщиком-нарушителем, чтобы он исправился. Три кейса в конце статьи научат правильно рассчитывать неустойку по любому виду нарушения с учетом новой ключевой ставки.

Три кейса по расчету неустойки

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок - 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Заказчикам и должностным лицам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Кроме того, контролеры штрафуют сотрудников уполномоченных органов, операторов электронных площадок и специализированные организации.

Практика

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры. В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)». Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д. То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса. По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса - не менее чем 1 см, а максимальное - не более 15 см. Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика. Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех - 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя. В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму. Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области. В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то - на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени. Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон. А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб. 11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки. Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. - 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами. В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.