Ярослав Мудрый: внешняя и внутренняя политика. Внутренняя политика Ярослава Мудрого: основные моменты Ярослав мудрый его политика кратко






Внешняя политика. Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.


Внутренняя политика При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В Киеве при Ярославе было построено около 400 церквей и 8 рынков. Киев был обнесен высокой каменной стеной, Был выстроен парадный въезд в Киев - Золотые ворота.


Софийский Собор В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников.


Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.


С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные: изображения святых, изображения Иисуса Христа, изображения Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.


При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли "


Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили: письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.


При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево- Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.


Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда".


При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.


Эпоха Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение: 1. Благодаря усилиям Ярослава началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура. 2. Позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. 3. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению. Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. В итоге…. "В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20- го успение царя нашего…".

Вскоре после принятия христианства Владимир ввел новую систему управления Древнерусским государством. Владимир посадил своих сыновей наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов. Сам князь остался в Киеве. Наместники управляли княжествами и собирали дань, значительную часть которой отправляли в Киев. Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Самым почетным и важным, после киевского, было новгородское княжение. Его занимал старший из братьев. Младший брат княжил в наименее важном и значимом княжестве. Если старший брат умирал, его место занимал следующий по старшинству князь, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжения. Они как бы поднимались на одну ступеньку по лестнице (такую систему распределения княжений называют лествичной). Нарушение ее было возможно в случае смерти одного из младших княжичей. Его княжение наследовали собственные сыновья и внуки. При этом княжение, которое он занимал, выпадало из общей системы распределения княжеских престолов.

«Лествичная система» действовала только при жизни главы правящей династии - князя Киевского. Уже в 1014 г. незадолго до смерти отца княживший в Новгороде Ярослав Владимирович прекратил выплату в Киев положенной части новгородской дани. В ответ Владимир решил наказать непокорного сына. Но подготовку к походу на Новгород прервала смерть киевского князя в 1015 г. Между сыновьями Владимира началась кровопролитная борьба за власть. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. киевский престол. Ему не удалось одолеть лишь Мстислава Тмутараканского. В результате Русская земля была поделена между братьями по Днепру.

С именем Ярослава, вошедшего в историю с прозвищем Мудрый, связывают дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивыс­шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При­балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча­тельно стал единодержавным князем Киевской Руси.

Особенно покровительствовал Ярослав церкви. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илларио­на - русского по происхождению. Во время правления Ярослава Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. С появлением в городе храма св. Софии, Золотых ворот, монастырей святых Георгия и Ирины столица Древнерусской державы в основных чертах дублировала святые места Константинополя. Тем самым бросался вызов могущественной Византийской империи; Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира, вместо утративших эту функцию «ветхого» Иерусалима и даже Константинополя. Мысль о переходе центра мира на Русь, которая ответственна за судьбы всех православных христиан, надолго стала идеей, сплачивавшей древнерусские земли. Она объясняла необходимость и цель существования Древнерусского государства. С этой идеей в дальнейшем будут сверять свои действия древнерусские правители и их подданные.

С большой настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Как уже говорилось выше, он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ. Еще в 30-е годы XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города», Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками, польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Лишь в 1046 г. был заключен новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава - Всеволода. В 1053 г. у них родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия. Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны.

С именем Ярослава связан первый писаный закон Древнерусского государства - «Русская Правда». Древнейшая часть ее, так называемая «Правда Ярослава», регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таких его архаичных проявлений, как институт кровной мести. «Правда Ярослава» еще не отменяет, а лишь ограничивает кровную месть кругом близких родственников. Разветвленная система штрафов теперь лишает дальних родственников права мстить виновным за погибшего сородича, нанося тем самым невосполнимый удар по родоплеменным представлениям.

Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров, лодок, за вторжение в охотничьи угодья и за иные имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна каралось по новому закону или смертью, или огромным штрафом, разорявшим сразу всю деревню. «Правда Ярославичей» вошла в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений.

Вступление

В истории развития Киевской Руси значительное место занимает период правления князя Ярослава Мудрого. Именно в этот период произошел подъем Руси, она стала одним из сильнейших мировых государств. Во время княжества Ярослава окончательно утвердилось христианство. Культура и экономика достигли невиданного ранее расцвета. Князя по праву можно считать основателем книжности и учености на Руси.

Предмет исследования: освещение аспектов внутренней и внешней политики, дипломатической деятельности и культурных процессов Киевской Руси во времена княжества Ярослава Мудрого.

Объект исследования: государственно созидательная и культурная деятельность Ярослава Мудрого.

Актуальность: актуальность темы определяется стремлением изучения своего прошлого через исследования деятельности лучших государственных деятелей.

Цель: проведение объективного анализа исторического наследия, внутренней и внешней политики, дипломатии и культуры Ярослава Мудрого.

  • 1. проанализировать внутреннюю политику Ярослава Мудрого и ее результаты для Киевской Руси;
  • 2. дать оценку дипломатической деятельности Ярослава Мудрого;
  • 3. осветить основные аспекты расцвета культурной жизни Киевской Руси;
  • 4. определить вклад в это Ярослава Мудрого.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опеки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево-Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства.

«Русская Правда».

«Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого. Сыновья Ярослава, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве.

Основные положения Русской Правды.

Преступление и наказание по «Русской Правде».

С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию.

Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.

Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»:

  • 1. Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.
  • 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.
  • 3. Членовредительство. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть.
  • 4. Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.
  • 5. Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Целый ряд статей рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц. Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение, значительно превышал штраф за его убийство.

Историческое значение Русской правды.

По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства.

дипломатический княжество ярослав мудрый

Упорно и настойчиво князь продолжал внешнюю политику деда и отца. При нем мощь Руси возросла, расширялись ее границы. Утвердилась власть Руси на западном берегу Чудского озера, предпринимались походы против воинственных балтских племен литовцев и ятвягов. После отвоевания червенских городов у Польши государства заключили мирный договор, поскольку в борьбе с Чехией и Германией польские короли предпочли иметь Русь союзником. Союз скрепили династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге, а Изяслав, старший сын русского великого князя, взял в жены сестру короля.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией и Норвегией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Замуж за норвежского короля выдали младшую дочь Ярослава - красавицу Елизавету.

Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами, нанеся им в 1036 г. сокрушительное поражение под стенами Киева. После этого набеги печенегов на русские земли прекратились.

Ярослав не отличался большой физической силой, и все же нередко сам вел войско в бой, был очень храбр. В честь победы русского оружия над врагами Руси в Киеве были воздвигнуты Золотые ворота, которые поражали своим великолепием и русских людей, и иностранцев.

В 1043 г. после долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Близ западных берегов Черного моря буря разметала и потопила часть русских судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно. Узнав об этом, византийский император Константин Мономах приказал кораблям преследовать русский флот, а своему лучшему полководцу Кекавмену - атаковать русское сухопутное войско. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам, после чего двинулись на Родину. Сухопутная же рать была окружена. Взятых в плен воинов Вышаты одних ослепили, другим отрубили правые руки, чтобы никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные, пробираясь к родным очагам.

В 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Мудрого Всеволода и дочери Константина Мономаха Анастасии. Брак еще раз подчеркнул рост международного престижа Руси.

К концу жизни Ярослава Мудрог все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии и Византии. Старшая дочь Анна, жена французского короля Генриха I, после его смерти и до совершеннолетия сына управляла Францией. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. Елизавета после гибели мужа, норвежского короля Гаральда, вступила в брак с королем Дании.


...

Русь при Ярославе Мудром превратилась в великую державу. С ее политикой считались все соседи.На Востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь небыло соперников. Протяженность ее границ составляла около 7 тыс. км, они простирались от Карпатскихгор до реки Камы, от Балтийского моря - до Черного.К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.

Ярослав умер в 1054 г. на 76-м году жизни, в ореоле славы, почитаемый русским обществом, любимыймногочисленными детьми. Перед смертью он передалвеликокняжеский престол старшему сыну - Изяславу. Святославу Ярослав оставил черниговские и тмутараканские земли, Всеволоду - Переяславское княжество. Ярослав завещал, чтобы впредь великимкнязем на Руси был старший в роду. Наследованиепо прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах Европы, отступило передпатриархальным, чисто семейным обычаем. В дальнейшем это явилось одной из причин распрей в родуРюриковичей.

Древняя Киевская держава, зародившись с призвания на княжеский престол Олега Рюрика, наивысшего расцвета достигла при Ярославе. Не зря сын Владимира Красное Солнышко вошел в историю под прозвищем Мудрый. Он правил действительно разумно, заботясь не только о себе и своих близких, но и о простых людях. Он строил школы и храмы, основывал города, укреплял власть гуманными способами.

Приход к власти

Ярослава Мудрого поможет обрисовать этого человека. Он был умным, рассудительным правителем, который действительно заботился о своем государстве. Но сначала необходимо разобраться с тем, как он пришел к власти.

У отца Ярослава, было двенадцать сыновей. Среди них он и разделил Русь, предоставив каждому свой удел. Ярославу достался Новгород, славный и богатый город. Между тем уже со временем он отказывается платить в стольный Киев налог, заручившись поддержкой варягов. Разгневанный отец собирает дружину, чтобы усмирить бунтовщика, однако скоропостижно умирает.

Воспользовавшись смертью отца и поддержкой тестя Болеслава Храброго (польский король), Святополк (другой сын Владимира) объявляет себя великим князем. Он же убивает других своих братьев - Бориса и Глеба. За это он вошел в историю как Окаянный. Ярослав собирает войско и, победив брата, захватывает Киев. Потом было еще два сражения со Святополком и польским войском, после которых Ярослав окончательно укрепляется в столице.

Борьба с Тмутараканью

После победы над Святополком новый князь не смог сосредоточиться на государственных делах, и внешняя политика Ярослава Мудрого, которая была вялой на то время, - тому подтверждение. В живых оставалось еще четыре брата, которым он должен был раздать земли. Но не стал этого делать, чем сильно разозлил их. Тмутараканский князь Мстислав организовывает поход на Киев и одерживает победу. Наказав жадного брата в битве в 1023 году, он предлагает мир и разделение государства по реке Днепр. Условия были приняты. Уже потом их объединенная дружина отпразднует ряд блистательных побед. Отчего выиграет и внешняя политика Ярослава Мудрого, и состояние древнерусского государства.

Политика внешняя

Внешняя политика Ярослава Мудрого состояла в укреплении позиции Киевской Руси на международной арене. В первую очередь князь совершил поход вместе с Мстиславом на Польшу, от которой отбил Червенские города. Потом он направил свой взор на Прибалтику, где селились племена чуди. Там он заложил в свою честь город Юрьев (сегодня Тарту), ведь христианское имя князя - Юрий. Затем, соединив в одно войско новгородцев, киевскую дружину и наемников-варягов, он нанес сокрушительный удар печенегам, после которого кочевники так и не оправились. Также были походы на ятвягов, Литву и Мазовию, Византию. Большая часть этих кампаний была успешная, кроме похода на Византию, которым командовал сын Ярослава.

Но внешняя политика Ярослава Мудрого (таблица тому подтверждение) основывалась не только на войне. Правитель применял династические браки, выдав своих дочерей и сестру за зарубежных монархов.

Внешняя политика таблица браков

Политика внутренняя

Кратко описана выше. Но портрет исторической личности, выдающегося правителя был бы неполным без описания внутренних мер. Князь направлял свои усилия на градостроительство, развитие, а также постройку церквей и монастырей. Так, именно он в 1037 году велел заложить в златоверхом Киеве который приурочил к своей победе над кочевниками. Таким образом он приравнял значение своей столицы и державы с Константинополем и Византией, где также существовал одноименный храм. Не менее величественные церкви Ярослав построил в Пскове, Юрьеве и других городах Руси.

Ярослав также известен своим пристрастием к книгам, приказами массово переводить их с греческого языка на славянский. Он открывал школы, где детей учили грамоте, благоприятствовал летописанию. И именно его перу принадлежит первый кодекс права, известный как «Русская правда».

Итоги правления

Итоги внешней политики Ярослава Мудрого таковы: Киевская Русь существенно укрепила свой авторитет на международной арене, стала центром культурной, церковной и экономической жизни в Восточной и Центральной Европе. Начав свое правление с междоусобных войн, он укрепил государство и свою власть, просвещал народ, распространял христианство. Он оставил после себя не только храмы и города, но и умного преемника, а еще - завещание жить в мире всем своим сыновьям.

Умер русский князь в 1054 году 20 февраля. Но летописи иногда противоречат друг другу, называя разные даты. А вот прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом только в девятнадцатом столетии.