Все о боге зевсе. Зевс

Зевс считался главным божеством древнегреческого пантеона. Он "заведовал" не только громом и молнией, но также всем Олимпом и человеческим миром.

Рождение

Родителями Зевса были Кронос и Рея. Отец знал о предсказании, которое гласило, что один из его сыновей свергнет его. Кронос очень боялся этого. Он сам в свое время погубил своего отца Урана - самого первого бога. Миф о Зевсе гласит, что Кронос приказал Рее приносить ему новорожденных детей, которых он проглатывал без всякой жалости. Эта судьба уже постигла Гестию, Посейдона, Деметру, Аида и Геру.

Рея, испугавшись за своего младшего сына, решила родить его в пещере на острове Крит. Кроносу она дала камень, обернутый в пеленки, который тот проглотил, не подозревая о подвохе.

Миф о рождении Зевса также сообщает о куретах - загадочных спутниках Реи. Именно они охраняли ребенка, пока тот рос на Крите. Стражники громко лязгали доспехами и щитами, если младенец начинал плакать. Это делалось для того, чтобы Кронос не услышал этих криков. Миф о рождении Зевса позже был перенят у греков римлянами. Они называли этого

Детство в пещере

Зевс питался медом местных пчел, который они сами ему приносили с ульев на горе Дикти. Одна из пещер у ее подножия до сих пор считается «пещерой Зевса». Когда археологи провели здесь первые раскопки, они обнаружили огромное количество алтарей и статуэток, посвященных громовержцу. Миф о Зевсе был известен каждому жителю Эллады. Младенец также был вскормлен молоком козы Амалфеи. Это животное было приведено в пещеру двумя нимфами: Адрастеей и Идеей. Когда Амалфея умерла, ее рог был превращен в а шкура была использована Зевсом в изготовлении щита, с которым он пошел на войну против титанов.

Война с титанами

Когда Зевс вырос и возмужал, то открыто выступил против своего отца, не подозревавшего о существовании сына. Он заставил Кроноса вернуть обратно детей, которых тот проглотил много лет назад. Тогда они начали войну против отца за власть над всем миром. Миф о Зевсе гласит, что жертвенник, на котором они поклялись бороться с Кроносом, был превращен в созвездие.

Война с титанами продлилась девять лет. Поначалу она не выявила победителей из-за равности сил противников. Дети Кроноса сделали своим местом жительства откуда они и руководили войной. Помимо Кроноса во втором поколении богов были и другие титаны, и некоторые из них перешли на сторону Зевса. Главным из них был Океан, который мог управлять морями и реками.

Циклопы и гекатонхейры

Наконец, Зевс решился на крайнюю меру и прибегнул к помощи циклопов. Они были детьми Урана и Геи. С самого рождения они оказались в Тартаре, где томились до тех пор, пока их не освободили олимпийцы. Эти одноглазые великаны выковали для Зевса молнии, которые громовержец метал в своих врагов во время сражений. Аиду они подарили шлем, Посейдону - трезубец. Афина и Гефест научились у циклопов ремеслам.

Миф о Зевсе упоминает и о гекатонхейрах. Это были великаны с 50 головами и сотней рук, заключенные в недрах земли. Они также стали союзниками Зевса. Эти гиганты отрывали от гор целые куски и метали их прямо в титанов, попытавшихся взять Олимп приступом. Колоссальное сражение сотрясало весь мир, даже подземный Тартар.

Союз олимпийцев дал плоды. Они победили титанов и низвергли их прямо в Тартар, где те были закованы в цепи. Гекатонхейры стали охранять узников, чтобы те никогда не могли освободиться. С этого момента миром стали править боги-олимпийцы. Война с титанами стала называться Титаномахией. Согласно мифам, она имела место за множество столетий до появления человеческого рода.

Новый порядок

Власть над миром была поделена между тремя братьями. Зевс получил господство над небом. Посейдон стал владыкой моря. Аиду досталось царство мертвых. Земля была признана общим владением. При этом Зевс назывался старшим из богов. Он повелевал всем человеческим миром.

Однако не все были довольны новым порядком вещей. Гее не понравилось то, как олимпийцы поступили с ее детьми-титанами. Краткий миф о Зевсе, который включает в себя и этот конфликт, рассказывает о том, что богиня Земли вступила в брак со страшным Тартаром. От этой связи на свет появился Тифон - могучий великан. Он олицетворял все огненные силы земли. Новый бог попытался свергнуть Зевса.

От одного приближения Тифона кипели моря, и многие боги-олимпийцы в ужасе ждали его нашествия. Обо всем этом повествует миф о Зевсе. Краткое содержание этой новой войны есть в некоторых древнегреческих источниках, например, в Теогонии. Зевс снова взялся за молнии, с помощью которых разил Тифона. Великан был побежден и обратно сброшен в Тартар. Однако там он по-прежнему беспокоит земной мир. От его связи с Ехидной появилось множество чудищ, например, трехголовый пес Цербер, гидры и Химера.

Жизнь на Олимпе

Зевс царил на вершине Олимпа, где его постоянно окружал сонм младших богов. Врата в его чертоги окутаны облаком, которым управляют Оры. Эти богини времен года пускали на Олимп посетителей и открывали вход для богов, которые спускались на землю.

В царстве Зевса царит вечное лето - здесь нет снега, дождя и природных катаклизмов. Сын громовержца Гефест соорудил великолепные чертоги, в которых боги пировали и проводили свободное от забот время. Миф о Зевсе (5-классники проходят по программе эту тему) также упоминает о его жене Гере. Она стала покровительницей человеческого брака и родила мужу множество детей. Самой известной из них была дочь Геба, которая стала богиней юности и виночерпием на Олимпе.

Зевс — младший сын Кроноса и титаниды Реи. Зевс является самым могущественным из олимпийских богов, он столь же силен, как все другие боги Олимпа вместе взятые.

Только его дочери, Мойры имеют некоторое представление о нём, поскольку они воплощают неизбежно его судьбу. Зевс обычно изображается с молнией и скипетром. Часто он сидит на троне, что подчеркивает его особую роль Бога.

Описание Зевса

Освобождённый бог долго не колебался и отправился на Олимп, чтобы снова взять молнии и подготовиться к очередному бою. Он мог поразить самого великана на горе Хайм, где сильно ранил его.

Зевс положил его на землю и бросил на него вулкан Этны, который похоронил гигантского Тифона под массивной скалой. Считается, что гнев Зевса все еще заставляет Этну дрожать и взрываться даже сегодня.

Возлюбленные и дети Зевса

Жена Зевса — Гера, которая также была его сестрой, а Метида была первой возлюбленной своего бога- отца. Тем не менее, есть многочисленные женские персонажи, которые сыграли роль в жизни Зевса и к которым он испытывал страсть.

Ему зачастую было чрезвычайно сложно завоевать благосклонность своих возлюбленных и таким образом победить их. Например, он превратился в быка, чтобы общаться с Европой или лебедем, чтобы соблазнить Леду.

Жёнами Зевса были:

  • Метида (проглочена Зевсом)
  • Фемида
  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Когда миром правил Кронос, Зевс и 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:

  • Эвринома
  • Мнемозина
  • Лето (Латона)
  • Европа
  • Леда
    И другие.

Зевс - это владыка Олимпа, отец богов и людей, бог неба, грома и молний.

Отцом Зевса был Кронос, а матерью Рея. Так как Кроносу было предсказано, что он погибнет от руки собственного сына, чтобы избежать этого он каждый раз проглатывал рожденного Реей ребенка. Рея решила пойти на хитрость и втайне от своего мужа родила Зевса, а Кроносу вместо новорожденного она дала проглотить запеленатый камень. Согласно разным версиям мифа Зевс родился на Крите или во Фригии, купали его в реке Лусий в Аркадии. Критский вариант мифа повествует, что Зевса отдали на воспитание куретам и корибантам, которые вскормили его молоком козы Амальтеи. На Крите малыш отведал и пчелиного меда. Пещеру, где прятали Зевса, охраняли стражники. Когда маленький Зевс начинал плакать, стражники стучали копьями в щиты, чтобы плач малыша не услышал Кронос.

Зевс Олимпийский, статуя работы Фидия, одно из 7 чудес света.


Наконец, Зевс вырос. Он пришел к своему отцу и вывел из утробы Кроноса своих братьев и сестер, напоив отца по совету Метиды зельем. В знак благодарности братья и сестры Зевса отдали ему во владение громы и молнии, после чего началась его война за власть с Кроносом и с титанами. Титаномахия длилась целых десять лет. В этой войне помощниками Зевса были сторукие, а циклопы выковали ему гром, молнию и перун. В конце концов, Зевс одержал победу и сверг титанов в тартар.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевс стал властвовать на небе, Посейдон ─ на море, Аид - в царстве мертвых. Утверждение Зевса на Олимпе происходило с большим трудом, например, против него восстала Гея и наслала Тифона. Однако Зевс победил это существо огненными молниями. Согласно одному варианту мифа, Зевс отправил Тифона в тартар, а согласно другому - навалил на него Этну. Однако война на этом не закончилась, Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. Зевс даже со своими ближайшими родственниками боролся за власть, к примеру, против него восстали Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии Аполлон). Однако при помощи Фетиды Зевс призвал на Олимп сторуких, которые укротили заговорщиков.

Первой женой Зевса была Метида, которая была им проглочена. Вскоре владыка Олимпа женился на Фемиде, которая была богиней справедливости. Их дочерьми были оры и мойры - богини судьбы. Дочери Зевса от Эвриномы, хариты, вносили в жизнь радость, веселье и изящество. Супругой Зевса была и Деметра. Мнемозина, богиня памяти, родила ему девять муз. От Лето у Зевса - Аполлон и Артемида . Третьей по счету, но первой по значению женой Зевса считалась Гера - богиня супружества и покровительница брачных законов.

Интересно узнать: в облике змея Зевс соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы - Европу, в облике быка - Ио, в облике орла - Ганимеда, в облике лебедя - Немесиду или Леду, в облике перепела - Лето, в облике муравья - Евримедусу, в облике голубя - Фтию, в огненном обличии - Эгину, в виде золотого дождя - Данаю, в облике сатира - Антиопу, в облике пастуха - Мнемосину.

Зевс был отцом многих героев, которые проводили его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья - Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы: Минос, Радаманф и Эак.

Несмотря на то, что Зевс ─ «отец людей и богов», он представляет собой грозную карающую силу. Именно по его приказанию был прикован к скале Прометей, который украл искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал весь род людской, таким образом он пытался создать совершенного человека. Потоп - это его рук дело. Спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Троянская война - это тоже своего рода наказание людей за их нечестие.

Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор, иногда орел .

В древности Греция называлась Элладой. Это была красивая, с прекрасным климатом страна, омываемая с трех сторон водами Средиземного моря. Самая высокая гора Греции Олимп расположена в северой части страны. По греческим преданиям с глубокой древности на Олимпе воцарились великие боги, построившие дворцы на крутой вершине горы. В главном дворце жил правитель богов и людей, громовержец Зевс.

Зевс (Zευς), в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца титана Кроноса, Зевс стал владыкой всех богов и людей. Первоначально Зевс (в римской мифологии Юпитер) – универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. Атрибутами Зевса были щит (эгида), скипетр, иногда орел.

Родился Зевс на далеком острове Крит в самый короткий день года – 22 декабря. Его поила своим молоком коза Амалтея, а его нянями были две нимфы – Идея и Адрастея. Зевс вырос и стал юношей могучего телосложения. Свергнув своего отца Кроноса – бога Времени – с олимпийского престола, Зевс сам стал великим богом Олимпа. Когда он гневался, то метал золотые стрелы-молнии, которые вызывали громовые раскаты, поэтому прозвали его Громовержцем. Впрочем, царствование его до поры до времени было благополучным – на Земле стоял Золотой век.

Воцарившись окончательно над миром, Зевс первою супругою берет Метиду (Метис), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого Зевс сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второй супругой Зевса феогония называет Фемиду, родившую ему Гор и мойр, третьею – Евриному, родившую харит (граций). Затем Зевс имеет от Деметры – Персефону, от Леты – Аполлона и Артемиду, от Мнемозины – девять муз. Другие источники упоминают еще о союзе Зевса с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса.

Своим братьям и сестрам Зевс подарил каждому по малому трону. Посейдон стал богом морей, Аид – богом подземного царства, Деметра – богиней плодородия и земледелия, Гестия – богиней домашнего очага. Наконец, свою хорошенькую сестру Геру Зевс взял себе в жены.
Все другие союзы Зевса с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, были низведены на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто Зевс достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так, Алкмене Зевс явился мужем ее – Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере Зевс иногда являлся в виде кукушки.

В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греческих богах Зевс стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, Зевс открывает иногда людям тайны будущего.


Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

У Зевса и Геры было двое сыновей – Арес и Гефест и две дочери – Геба и Илетия. С раннего детства Арес увлекся луком и дротиком, играл в войну, учился управлять военной колесницей, так что когда он вырос, то с согласия отца стал богом войны. Гефест был умельцем и изобретателем, он изобрел колеса и построил колесницы, а дочери обучались танцам и пению. Геба (римляне называли ее Майей) стала богиней вечной юности. Дети Зевса от других богинь и земных женщин становились младшими богами или титанами – героями древней Эллады. Каждый из них был наделен каким-нибудь талантом и управлял стихией или ремеслом. Так, Аполлон был богом света и покровителем искусств, которых олицетворяли музы. Гермес (римляне назвали его Меркурий) – богом торговли и скотоводства, Дионис (Вакх) – богом виноделия, Артемида (Диана) – богиней охоты. Многие известные герои Эллады – Персей, Геракл, Полидевк, Елена Прекрасная и все музы, включая музу астрономии Уранию, были его детьми. Мы еще встретимся с ними на страницах нашей рубрики, посвященной мифологии звездного неба.

Власть Зевса на Олимпе укреплялась еще и другим путем. Он ради продолжения потомства вступал в незаконные связи. Но, что самое интересное, дети от этих неканонических браков ничуть не уступали его другим, законным. Наоборот, Зевс утвердил себя на Олимпе именно через богинь, им любимых, ради которых он терпел унижения от ревнивой Геры и ради которых ему приходилось пускаться на хитрости.

Евринома и рождение Харит

ЕВРИНОМА И РОЖДЕНИЕ ХАРИТ . Первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков - третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis - милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена Харит - Аглая (Сияющая), Евфросина (Благомыслящая), Фалия (Цветущая). Здесь природа повернута к человеку своей благодетельной стороной вопреки злой и разрушающей стихии архаики.

Хариты, можно сказать, совершенно необходимы в мире, утверждаемом Олимпийским Зевсом и построенном на гармонии и порядке. Доброта, ласка, радость наряду с высокими подвигами, страстями и страданиями героев - привилегия классической мифологии. Это то, чего так не хватает в архаике, что ей было абсолютно чуждо и что облагородило и подняло в собственных глазах человека, способного на суровое мужество и на доброе сострадание к подобному себе.

Деметра и рождение Персефоны

ДЕМЕТРА И РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ . Но вот оказывается, что Зевс претендует и на роль помощника в добывании средств к жизни. Вступив в незаконную связь со своей сестрой Деметрой (четвертый брак по общему счету), богиней плодоносной земли и урожая, Зевс начинает отвечать за прокормление людей, за их жизненную устойчивость, за их физическое благополучие (там же 912-914). А если принять во внимание, что его дочь от Деметры, Персефона, стала женой Аида и владычицей царства мертвых, то Зевс как бы вновь, уже в своем потомстве, возвращается к функциям древнего божества Зевса Подземного, или Хтония, а не только Зевса Небесного.

Мнемосина и рождение Муз

МНЕМОСИНА И РОЖДЕНИЕ МУЗ . Еще более значителен любовный союз Зевса с титанидой Мнемосиной (греч. mnemosyne - память), хотя и он не освящен законом (пятый по общему счету брак). Этот брак совершенно необходим для укрепления Зевса в мире культурных классических ценностей (там же 915-917; 56-62).


Ведь без памяти и вне памяти немыслимо поступательное движение, невозможно любое развитие. Зевс объединяется с Памятью (как он раньше объединился с Мыслью) и порождает девять сестер, которые именуются Музами.

Эти Музы, рожденные в Пиерии, носят имя Олимпийских. Их имена - Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания - указывают на связь Муз с пением, танцами, музыкой и вообще с утонченным наслаждением духа. Урания (Небесная) и Клио (Дарующая славу) наделяют человека способностями изучать небо и землю, ход небесных светил и земных дел.


Дальнейшая, уже не мифологическая, а реальная история античной культуры имела все основания считать Уранию покровительницей астрономических занятий, а Клио - исторических разысканий. Эрато стала Музой лирической поэзии, Евтерпа - музыки, сопровождающей лирическую песню, Каллиопа - эпической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнических песен, Терпсихора - танца и Талия - комедийного искусства.


Эти девять Олимпийских муз, видимо, имеют истоки в трех музах архаической мифологии, где они выражали первые начатки мудрости земли. Архаических муз почитали не певцы и поэты, а великаны Алоады (Паве. IX 29, 1-2), которые некогда принесли на горе Геликон жертвы и дали им характерные имена - Мелета (Опытность), Мнема (Память), Аойда (Песнь). Получается, что некогда существовали так называемые старшие музы, дочери Урана и Геи, а те, которые от Зевса, - музы младшие. Так, доолимпийская мифология уже имела ряд предпосылок для формирования не чисто физических, а каких-то новых, высших потребностей и способностей человека, который должен был сознательно ориентироваться в жизни, закрепляя свои знания в памяти, и ощущать некую усладу души.


Видимо, все-таки хтоническое прошлое Олимпийских муз давало себя знать и в классической мифологии, потому что они имели иной раз потомство явно оргиастического и стихийного типа, например корибантов и сирен наряду с такими певцами героического времени, как Орфей и Лин.

Прислушаемся к тому, что повествует об Олимпийских музах Гесиод, поэт и земледелец из селения Аскра, расположенного у подножия Геликона.


В "Теогонии" - поэме о рождении и поколениях богов, одном из главных источников мифологии, - Гесиод рассказывает, не смущаясь невероятностью событий, о своей встрече с Музами на геликонских вершинах. Оказывается, девять олимпийских сестер имеют обыкновение водить там хороводы, обходя жертвенник Зевса и источник "фиалково-темной" воды. Они омывают свои тела в течениях Пермеса или в роднике Иппокрены (его выбил копытом из скалы крылатый конь Пегас), а затем предаются пляскам. Когда же наступает ночь, то, одевшись непроглядным туманом, Музы спускаются со священной горы и приходят вниз, ближе к людям. Они распевают чудесные песни, прославляя великих Олимпийцев - Зевса и Геру, Афину и Аполлона с Артемидой, Посейдона и Афродиту с Фемидой, Гебу, Диону и ее дочь Лето, - древних титанов Иапета и Кроноса, Зарю и Ночь, Солнце и Луну, мать-Землю и воды Океана.


Именно эти Олимпийские музы повстречались с Гесиодом, когда он пас у подножия Геликона овец, поведали ему о том, как они умелы на хитрые выдумки, о том, как можно превращать лживые рассказы в чистейшую правду.

Собственно говоря, Музы открыли Гесиоду тайну поэтического вымысла - того, что мы сейчас называем фантазией. А вслед за этим они вручили Гесиоду вырезанный ими посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Вручая свой дар, Музы вдохнули в пастуха Гесиода дар божественных песен. Сам о том не подозревая, Гесиод привел замечательный пример фетишистского понимания поэтического вдохновения. Оказывается, оно, как живое существо, обитает в лавре, а значит, и в лавровом посохе, вместе с которым оно чисто физически переходит во владение Гесиода.


Так, Музы обучили Гесиода песням и создали поэта, а он в свою очередь прославил в "Теогонии" дочерей Зевса (1-116).

Их уста изливают сладкие звуки, на которые в ответ звучат не менее сладостные песни обитателей Олимпа. Музы воспевают божественный мир во всей его целостности, от Земли и Неба до Зевса и его потомков. Как и подобает божествам классической мифологии, они не только наделяют людей даром приятного слова, но воспевают установленные Зевсом законы, добрые нравы, царящие на Олимпе, внушают разумные мысли, утоляют печаль, прекращают ссоры.


Таким образом, Музы закрепляют в памяти людей и в поэтическом слове все благие начинания Зевса Олимпийского, поддерживая, как и Хариты, Оры и Мойры, гармоническое устроение мира, послушное Зевсовым законам и вполне сознательно осмысленное.

Лето рождает Зевсу Аполлона и Артемиду

ЛЕТО РОЖДАЕТ ЗЕВСУ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДУ . Эти общекультурные функции Зевса еще более укрепляются на Олимпе с рождением Аполлона (Гес. Теог. 918-920).

Бедная Лето, гонимая Герой, запре-тившей твердой земле дать приют будущей матери, с трудом нашла место, когда пришло время рожать. Она странствует по городам, горам и островам Греции - была в Афинах, Милете, на Эвбее, в Самофракии, в горах Пелиона, Иды, на островах Имброс, Лемнос, Лесбос, Книд, Наксос, Парос, Скирос, Эгина. И наконец каменистый Делос (он именовался тогда Ортигией и был плавучим, то есть не являлся твердой сушей) дает ей приют в ответ на мольбу Лето и ее клятву, что остров станет священным пристанищем Аполлона и будет почитаться в веках прославленным великолепным храмом.


Лето мучается девять дней. Ей помогают при родах мать Зевса - Рея, его бывшая супруга - Фемида, мать Афродиты - Диона, супруга Посейдона - Амфитрита. Только злобная Гера задерживает Илифию, свою дочь, богиню родов. Однако богини находят выход. Они подкупают Илифию богатыми дарами. Тогда Лето, обхватив пальму руками, рождает Аполлона прямо в мягкий луговой ковер (по Аполлодору I 4, 1, Лето сначала родила Артемиду, а с ее помощью - Аполлона). И тотчас же улыбается земля, а богини, омыв младенца, повивают его тонкой белой тканью, завязывают ее золотым ремнем. Фемида впускает в губы ребенка нектар и амбросию.

Распускается золотой ремень, спадают пеленки, и вот уже Аполлон требует лук, лиру и заявляет о своих будущих прорицаниях.

Получив желаемое, "далекоразящий" Феб зашагал по земле, "богини остолбенели", а "Делос весь засиял, словно золотом", будто бы весь зацвел лесными цветами. И мать Лето веселилась сердцем, радуясь, что родила столь мощного сына (Гом. гимн. I 25-139; Каллим. IV 55-274).


Итак, Лето, как незаконная супруга Зевса, испытала на себе гнев Геры, но зато она же оказалась счастливой матерью близнецов Аполлона и Артемиды. И если образ Артемиды, девы-охотницы, коренится в давних пластах мифологии как образ повелительницы лесов и зверей, то Аполлон являет собою пример божества, у которого его классическая сущность всячески пыталась подавить свое собственное архаическое прошлое.

Мощная фигура светлого солнечного бога, стреловержца, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств, никак не могла окончательно вытеснить оборотня-волка, истребителя пастушьих стад, фитоморфного демона, мрачного убийцу людей, насылателя смертельных болезней, разрушителя городов.


Однако чем больше укрепляется на Олимпе Зевс, тем большую силу набирает Аполлон, постепенно становясь каким-то универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец, самим светом, сияющим, и даже - Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. В конце концов этот универсализм Аполлона доходит до такой степени, что поздние мифографы на склоне античности отождествят его с Зевсом. Но если не вдаваться в крайности поздней мифографии, настроенной философско-символически, то Аполлон классического периода действительно является наряду с Афиной одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия. Правда, в отличие от Афины, неизменно верной своему отцу, в Аполлоне заметны тенденции к соперничеству с Зевсом и самоутверждению вопреки отцовской воле.

Афродита - дочь Дионы

АФРОДИТА - ДОЧЬ ДИОНЫ . По традиционной классической версии Гомера (Ил. V 370), Афродита - дочь Зевса и богини Дионы, мирно уживающейся с Герой на Олимпе. По древней версии, она родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море. Однако классическая мифология, чуждая грубого хтонизма, преображает эту мрачную картину и живописует рождение богини любви и красоты исполненным великолепия и пышности, вне которых не мыслятся олимпийские боги.


Гонимая дуновением Зефира по волнам, к острову Кипру в воздушной пене приплыла Афродита. Дочери Зевса, Оры, радостно встречают богиню, облекая ее нетленной одеждой, увенчивают голову золотым венцом, в уши вдевают золотые серьги, шею обвивают золотым ожерельем. В сопровождении прелестных Ор - Евномии, Дики, Эйрены - пришелица в мир, названная Кипридой, шествует к богам-олимпийцам. Те в знак приветствия пожимают ей правую руку и, дивясь фиалковенчанной Афродите, зажигаются страстью ввести ее супругой в собственный дом (Гом. гимн. VI). Красоте и власти Афродиты подвластны боги (все, кроме Афины, Артемиды, Гестии), герои и даже дикие звери - серые волки, медведи, огненноокие львы, барсы, - при виде богини кротко виляющие хвостами (там же IV 2-72).


Так таинственное существо, зародившееся в кровавой пене оскопленного Урана, попавшей в море (а от капель этой же крови в земле родились Эринии и гиганты), превращается в златовенчанную, улыбчивую, нежную Афродиту с изогнутыми ресницами, знаменуя этим как бы второе рождение Зевсова Олимпа и утверждение на нем красоты.

Гермес - сын Майи

ГЕРМЕС - СЫН МАЙИ . С удивительными событиями на Олимпе связано также рождение Гермеса (там же III). Если это древнее, догреческое, возможно, молоазиатское по происхождению божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса. Это сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета. Он родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа - ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала "белолокотная" Гера.


Гермес-младенец возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Он родился рано поутру, в полдень уже играл на кифаре, а вечером выкрал у Аполлона коров.


Кифару он умудрился смастерить из панциря найденной им черепахи. Он попросту выпотрошил ножом черепаху, затем нарезал тростниковые стебли, укрепил их на панцире, обтянул воловьей шкурой, сделал перекладину, приладил из овечьих кишок семь струн и тотчас же попробовал плектром струны, подпевая своей игре.


Первое, что сделал Гермес, - это воспел собственное рождение, прославив Зевса и Майю, а также дом своей матери и счастливую жизнь в нем. Вечером ему страшно захотелось мяса, и он украл стадо Аполлоновых коров, уведя их хитростью (он вел их задом, а сам шел босиком, тоже пятясь задом, выбросив сандалии в море).


Обильно вкусив жареного мяса от зарезанных двух коров, он, вернувшись домой, пробравшись сквозь замочную скважину, улегся в колыбель, прижимая к себе лиру и беседуя с матерью о своих будущих ловких проделках, мечтая взломать стену дельфийского храма и наворовать там золота.


Однако Гермесу приходится расстаться с лирой, которую он дарит Аполлону в обмен на стадо, тем более что гневный бог грозит забросить юркого Гермеса в туманный Тартар, откуда его не выведут ни отец, ни мать. Примиренные Зевсом на Олимпе, сводные братья возлюбили друг друга. Гермес вручил Аполлону в придачу сделанную им свирель, но зато получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса.


Так от древнего фетишистского демона и примитивного обманщика Гермес только за одни сутки после своего появления на свет достигает положения помощника на путях живых и мертвых (благодаря золотому жезлу), а значит, покровителя героев (лира вручается Аполлону для строителей Фив, Персею он вручает меч для убийства Медузы, Одиссею - волшебную траву, спасающую от колдовства и т. д.) и, следовательно, посредника между богами и людьми, что было крайне необходимо для классического Олимпа.


Пан - внук или сын Зевса

ПАН - ВНУК ИЛИ СЫН ЗЕВСА . Веселое смятение на Олимпе было вызвано рождением внука Зевса, сына Гермеса и древесной нимфы, дочери Дриопа (Дубовидного), Пана (Гом. гимн. XIX). Это божество с рудиментами хтонизма и миксантропизма (шерсть, козьи рожки, копытца) в классической мифологии не только пугает своими проделками встречных, но благосклонно к людям, охраняя стада и увеличивая приплод.


Страшного, бородатого младенца, заросшего шерстью, в ужасе отбросила мать, но Гермес, взяв его на руки и закутав шкурой горного зайца, принес на Олимп. Боги весело смеялись, глядя на такое милое чудище, назвали его, "всех" порадовавшего, Паном (греч. pan - все) и приняли в свою семью. Положение Пана в Олимпийском кругу богов оказалось настолько прочным, что по некоторым версиям он является даже сыном Зевса и аркадской нимфы Каллисто или Зевса и богини Гибрис - Дерзости, наставником Аполлона в прорицаниях (Аполлод. I 4, 1).


Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы

РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА, СЫНА ЗЕВСА И СМЕРТНОЙ ЖЕНЩИНЫ СЕМЕЛЫ . Другое божество, Дионис - воплощение плодоносных сил земли - тоже хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях.


То это древнейший Дионис Загрей (Великий охотник), связанный с критской мифологией, сын Зевса-Змея и Персефоны, то это не менее древний Дионис Иакх, сын Зевса и Деметры, связанный с элевсинской мифологией земли. Но на олимпийской ступени Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма.


Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей божественной мощи. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях.


Когда же громы и молнии испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом вторично (Гес. Теог. 940-942; Еврип. Вакх. 1-9, 88-98, 266-297), подобно тому, как была рождена Афина.


Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром (Гом. гимн. XXVI).


Однако Диониса, избежавшего гибели чудесным путем, преследовал гнев Геры, которая навела на него безумие, заставив его странствовать по Востоку вплоть до Индии. Это буйный бог, наводящий, в свою очередь, безумие на врагов, противников его культа (на своего родича фиванского царя Пенфея, на фракийского царя Ликурга), мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, оборотень, вечно меняющий свой лик, изменчивый, как сама природа. То плющ и виноградная лоза, то бык и козел, лев и пантера, он сокрушает оковы и стены, освобождает человека от привычной и скучно-размеренной жизни (недаром он Лиэй - Освободитель).


Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. Но Дионис, как олимпийское божество, не препятствует возвращению своих адептов к мирной и деятельной жизни, демонстрируя единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела, свободное приобщение человека к тому и к другому. Дионис, который в своей древнейшей ипостаси был растерзан титанами и возрожден Афиной, этот полубог классических мифов, в конце концов достигает высот Олимпа и бессмертия в награду за все свои страдания и даже претендует войти в число двенадцати великих Олимпийских богов.


Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми.


В дальнейшем мы станем свидетелями того, как дети Зевса, столь удивительным образом пришедшие на свет, станут помощниками и заступниками героев, тоже родившихся необычным путем от брака богов и смертных и мечтающих о чуде бессмертного бытия.


Итак, появление на свет детей Зевса - это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма с его чудовищами, дышащими убийством.


Наследники Зевса рождены для великих целей, они приходят в жизнь, исполняя возвышенные замыслы отца, утверждая новые разумные отношения, борясь со всякой иррациональностью и очищая землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей и ее потомками.