Урок жанровые особенности оды презентация. Презентация на тему "ода как жанр лирической поэзии" - скачать презентации по литературе

Cлайд 1

Cлайд 2

«Ода на день восшествия…» Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей», разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Cлайд 3

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

Cлайд 4

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Cлайд 5

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Cлайд 6

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ее истоки - хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические - по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные - "преложения" псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии.

Описание слайда:

Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ". Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

Слайд 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга. В.К.Кюхельбекер

3 слайд

Описание слайда:

Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

4 слайд

Описание слайда:

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 вв., а идеальным героем был Петр 1. Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

5 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Патриотический восторг, призыв и т.п.) Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.

7 слайд

Описание слайда:

Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической. Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими? Картины мирной жизни; Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?); Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России; Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками. Это и структура оды, и ее основные темы.

8 слайд

Описание слайда:

Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины. Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

9 слайд

Описание слайда:

Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.

10 слайд

Описание слайда:

Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

11 слайд

Описание слайда:

Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равному которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра 1.

12 слайд

Описание слайда:

Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

13 слайд

Описание слайда:

вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.








Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого




Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.


Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.




Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись













Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Традиционно оды подразделяются на типы: Жанр оды Победно-патриотические Торжественные (похвальные) Философские Духовные Анакреонтические

Cлайд 7

В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой. Композиция оды

Cлайд 8

1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

Cлайд 9

3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…

Cлайд 10

В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

Cлайд 11

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Cлайд 12

22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Cлайд 13

Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого, миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

Cлайд 14

Тематика и проблематика оды Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. О важности миролюбивой политики императрицы. О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.

Cлайд 15

Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ. Художественное своеобразие

Cлайд 16

Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри; образов, почерпнутых из античной мифологии: Минерва – богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря, Борей – северный ветер;

Cлайд 17

Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая судьбина!» «Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»

Cлайд 18

Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют, Как в понт пловца способный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».

Cлайд 19

4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон. 7 - Послал в Россию Человека... - Петра I. 9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. 10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году. 11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица. Примечания к оде

Cлайд 20

11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук. 19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал. 22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик. 23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).