Серебренников остался в статусе свидетеля после допроса в скр. Кто участвует в процессе по делу «Седьмой студии»

Следственный комитет проводит обыски в «Гоголь-центре», у его худрука Кирилла Серебренникова, а также по ряду адресов в различных субъектах РФ.

Что случилось

«На основании материалов оперативных служб следователи Главного следственного управления СК РФ по Москве в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», проводят обысковые мероприятия по ряду адресов в различных субъектах РФ», — приводит ТАСС слова представителя ГСУ СК РФ по Москве Юлии Ивановой. Она добавила, что обыски проводятся также по месту жительства и работы худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

На сайте Следственного комитета указывается, что речь идет о 200 млн рублей, похищенных неустановленными лицами из числа руководства «Седьмой студии» с 2011 по 2014 год.

Эти средства были выделены государством на развитие и популяризацию искусства, указывается на сайте СК РФ. «В ходе расследования предстоит установить круг лиц, причастных к хищению», — говорится в сообщении.

По некоторым данным, речь может идти о деньгах, выделенных «Седьмой студии» Министерством культуры РФ. В федеральном ведомстве не смогли оперативно прокомментировать обыски у Серебренникова, но пообещали разобраться в ситуации. Не смогли дать оперативный комментарий и в пресс-службе московского департамента культуры, которому подведомственен театр; отвечающая в депкультуры за столичные театры Наталья Дрожникова не смогла ответить на звонок «Газеты.Ru».

Глава департамента Александр Кибовский заявил ТАСС, что ему ничего неизвестно о том, что дело может быть связано с хищением средств чиновниками его ведомства, и предложил дождаться окончания следственных действий.

Кроме того, по информации ТАСС, обыски проходили и в ЦСИ «Винзавод», но в пресс-службе организации «Газете.Ru» сообщили, что никаких претензий ни к ЦСИ, ни к фонду «Винзавод» у силовиков претензий нет. Не подтвердили в пресс-службе и факт проведения обысков, указав, что не могут отвечать за возможные следственные действия, которые могут производиться на территории одного из многочисленных арендаторов территории ЦСИ. Поступили и сообщения об обысках по тому же делу у Софьи Апфельбаум, ранее работавшей директором департамента поддержки искусства и народного творчества (сейчас она директор Российского академического молодежного театра, РАМТ. — «Газета.Ru»), об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителей правозащитного движения «Русь сидящая».

Что это было

Первой об обысках у худрука «Гоголь-центра» сообщила в своем фейсбуке правозащитница, координатор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Позже эту информацию подтвердили анонимные источники информагентств. Кроме того, появились сообщения о следственных действиях в самом «Гоголь-центре» и у других сотрудников театра.

«Седьмая студия» возникла на базе курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и долгое время не имела постоянного помещения. В 2011 году театр играл свои спектакли в рамках проекта «Платформа», размещавшегося в одном из цехов ЦСИ «Винзавод»; его куратором был Серебренников.

Многие спектакли «Седьмой студии» были затем перенесены на сцену «Гоголь-центра», а актеры студии вошли в труппу театра.

Театр имени Гоголя Кирилл Серебренников возглавил в августе 2012 года. Это назначение было сделано в рамках культурной политики Москвы, проводимой тогдашним главой Мосдепкультуры Сергеем Капковым. Одновременно с Серебренниковым в театр (переименованный в «Гоголь-центр») пришел и новый директор Алексей Малобродский, который был уволен в начале марта 2015-го. Увольнение Малобродского было едва ли не последним действием Сергея Капкова в качестве московского министра культуры — он ушел в отставку буквально через два дня после этого решения.

Спустя месяц после увольнения Малобродского стало известно о больших долгах «Гоголь-центра». Речь шла примерно о 80 млн рублей; заявившей об этом на пресс-конференции новому директору театра Анастасии Голуб бывший директор ответил открытым письмом, в котором уточнял, что сумма долга была в разы меньше, а также подробно рассказывал о том, какие меры были предприняты его руководством для уменьшения долга (письмо есть в распоряжении редакции).

В результате театр отказался от системы «резидентур» и свел к минимуму количество новых спектаклей, а также попросил помощи у департамента культуры. По словам Серебренникова, депкультуры не стал активно включаться в помощь театру. В театре был введен режим жесткой экономии, что, по словам руководства театра, позволило сократить сумму долга.

Что говорят

Вечером 23 мая перед театром собрались представители публики и театральной общественности, решившие поддержать театр. К собравшимся вышла Чулпан Хаматова, которая зачитала заявление, подписанное Олегом Табаковым, Евгением Мироновым, Алексеем Аграновичем и многим другими представителями театральной и кино-отрасли.

«Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра Гоголь-центр потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренников - один из самых ярких современных российских режиссёров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всём мире. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека», - пишут авторы письма, -

«Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование, и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова».

Первый директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский оставил без комментариев визит силовиков в театр и предшествующие ему обыски в квартире его худрука Кирилла Серебренникова. При этом экс-директор рассказал «Газете.Ru», что различные жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе и анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле «Отморозки», поставленном по книге «Санкъя» Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», — рассказал Малобродский.

По его словам, в отношении театра подавались и депутатские запросы — например, от Елены Мизулиной.

«В прокуратуру ходил как на работу», — замечает экс-директор, поясняя, что по каждой жалобе СК и прокуратура вынуждены были проводить доследственную проверку.

Малобродский полагает, что часть этих жалоб могла быть связана с активностью бывших актеров Театра имени Гоголя. Приход Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центр» сопровождался полным переформатированием труппы, что вызвало бурную реакцию части старой коллектива.

По данным «Интерфакса», Серебренников проходит по указанному делу свидетелем. Об этом же агентству сообщили и представитель правозащитной организации «Русь сидящая», и адвокат Серебренникова Алексей Федяров. Следственный комитет отказался уточнить «Газете.Ru» статус руководителя «Гоголь-центра» в возбужденном уголовном деле.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На этом заседание завершилось. «Газета.Ru» также завершает трансляцию из зала суда и благодарит всех читателей. Мы продолжим следить за процессом в ближайшую пятницу.

По словам Малобродского, актеры получали ежемесячные выплаты, а также гонорары за участие в постановках: «Например, если большой актер за участие в одном спектакле получает 10 тыс. рублей, то начинающий — примерно 1 тыс. рублей».

Теперь Карпинская задает своему подзащитному вопросы об артистах Седьмой студии, которые участвовали в спектаклях проекта «Платформа». Малобродский на вопрос о функциях артистов отвечает, что их задачи были самыми что ни на есть прямыми: участие в репетициях и постановках.

При этом он указывает, что в проекте участвовали около 20 молодых актеров, большинство из которых были учениками Серебренникова в МХТ. Эти актеры хотят заниматься творчеством вместе, поэтому готовы работать и за небольшую зарплату, поясняет он.

Также Малобродский пояснил, что Войкина была приглашена на работу по совету самой Масляевой — в первую очередь в качестве специалиста по кадрам. Впоследствии она также стала заниматься бухгалтерией. После прихода Войкиной отчетность о тратах проекта стала более систематизированной, отмечает подсудимый. При этом он подчеркивает, что непосредственным руководителем Войкиной была Масляева.

Александр Вильф/РИА "Новости"

Бывший главный бухгалтер театральной труппы "Седьмая студия" Нина Масляева в Пресненском суде Москвы, 27 мая 2017 года

Адвокат Карпинская уточняет, была ли Масляева лицом, ответственным за бухгалтерскую отчетность о тратах «Платформы» до прихода Войкиной. Малобродский отвечает утвердительно. При этом он еще раз обращает внимание на то, что Масляева, на его взгляд, довольно безответственно выполняла свою работу. По его словам, в отчетности не было никакого порядка.

«Надо отметить, что объем документации в бухгалтерии проекта был огромным, поскольку даже небольшая трата — будь то лампа для спектакля за 15 тыс. рублей или сумма в 150 руб — должна была быть задокументирована», - объяснил подсудимый.

Адвокат спрашивает Малобродского, как он себя чувствует. Тот говорит, что плохо. Судья спрашивает, нужно ли ему вызвать скорую. «Я себя чувствую плохо, но не настолько, чтобы вызывать скорую. Уверяю вас, что я не симулирую и хочу ответить на все вопросы, чтобы установить истину», - говорит Малобродский. Защита просит открыть дверь в судебный зал или окна.

«Мы могли бы прервать допрос? Дело в том, что у меня еще очень много вопросов, но я бы не хотела, чтобы Алексея Аркадьевича госпитализировали, как это уже случалось», - просит адвокат. Судья напоминает, что слушание было запланировано на весь день и говорит, что, пока идет рабочий день, суд будет работать. «Прошу вас, давайте не будем продолжать этот бессмысленный разговор и детский сад. Я лучше буду дальше отвечать на вопросы» - говорит Малобродский.

Отметим, что весной 2018 года экс-директора «Гоголь-центра» уже госпитализировали с судебного заседания.

Сергей Ведяшкин/Агентство "Москва"

Юрист спрашивает Малобродского, принимал ли он участие в подготовке итоговой финансовой отчетности проекта Платформа за 2012 год. Подсудимый отвечает отрицательно и поясняет, что прекратил свою работу в проекте 31 июля 2012 года, «то есть за пять месяцев до конца года». Когда составлялся итоговый отчет, он в это время уже работал в другой организации — в театре «Гоголь-центр».

После этого вопроса адвоката он еще раз отвращается к судье, сообщая, что он крайне устал и у него болит голова. До этого объявлялся 15-минутный перерыв в связи с жалобами Малобродского на плохое самочувствие. «Вы можете отвечать сидя», — говорит ему судья Аккуратова. «Окей», — соглашается Малобродский.

Малобродский говорит, что не помнит точно, но обычно гонорары кураторов (с их одобрения) урезались примерно в два раза. «Для кураторов участие в проекте не было способом обогащения. Они участвовали ради создания новаторского творческого продукта», — поясняет подсудимый. Кураторы шли навстречу проекту и соглашались на урезание гонораров для того, чтобы сохранить средства для финансирования самой «Платформы», подчеркивает он.

По его словам, кураторов приглашал именно Серебренников. Сам Малобродский знакомился с ними и участвовал в обсуждении программы направлений. Затем возникала необходимость как-то формализовать с кураторами отношения, чтобы выплатить зарплату: «Я лично встречался с ними и проводил достаточно тяжелые переговоры, чтобы они согласились на понижение гонорара и на то, чтобы эти выплаты получать не разово, а помесячно».

Карпинская спрашивает, кто определял программу «Платформы». «Кураторы были приглашены худруководителем Серебренниковым именно для того, чтобы составить интересную, сложную и насыщенную программу проекта. Дело в том, что Серебренников, например, не является экспертом в современной музыке и понимает это», — поясняет Малобродский. Для того, чтобы курировать программу направления музыки, он пригласил, например, композитора Сергея Невского.

Адвокат Карпинская просит Малобродского рассказать о знакомстве с Синельниковым. По его словам, очень поверхностное знакомство с ним произошло в октябре 2011 года. Тогда глава «Гоголь-центра» узнал, что Синельников является продюсером и предпринимателем, который может помочь с реквизитом к спектаклям. «За время моей работы я не припомню, чтобы мы пользовались его услугами», — говорит Малобродский.

На каждый вопрос адвоката Малобродский дает очень обстоятельные и детальные ответы. Судья просит его отвечать короче, без излишних подробностей.

Подсудимый не соглашается и говорит, что эти подробности и обстоятельства важны для дела.

«Я уже на стадии предварительного расследования столкнулся с тем, что какие-то люди где-то стырили какие-то деньги. В рамках судебного расследования я хотел бы, чтобы мы прояснили все моменты», - поясняет Малобродский.

Экс-глава театра также отмечает, что подобные письма с финансовой отчетностью он отсылал Серебренникову и Итину периодически, хотя они редко просили его об этом. По его словам, эти письма являются свидетельством высокого доверия, которое было в отношениях между ним, Итиным и Серебренниковым.

Рамиль Ситдиков/РИА "Новости"

Экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский в Басманном суде Москвы, 27 апреля 2018 года

Адвокат Малобродского просит суд приобщить к материалам дела письмо Малобродского Итину и Серебренникову от 22 октября 2011 года. Судя по содержанию письма, в нем глава театра отчитывался перед коллегами о предстоящих и прошедших расходах на спектакли. Так, Малобродский сообщает, что практически вся отчетность по тратам проекта была передана главному бухгалтеру. Кроме того, из письма можно сделать вывод о стоимости спектаклей. Малобродский пишет, что ожидаемые расходы на постановку спектакля «Метаморфозы» составят 1,1 млн рублей. На Историю солдата - 2,1 млн. В конце письма Малобродский также говорит о том, что траты на постановки ожидаются очень большими, а также просит Итина и Серебренников найти время для встречи.

При этом Малобродский отмечает, что он не согласовывал техзадание, прописанное в госконтракте, с работниками Минкульта. Техническое задание является стандартным при проведении такого конкурса, поясняет он. По этой причине организаторы проекта лишь прочитали техзадание в интернете (на сайте конкурса) и выполнили его. Малобродский еще раз подчеркнул, что проект это задание выполнил, если говорить о количестве мероприятий, которые нужно было провести.

Стоимость мероприятий, проведенных в рамках проекта, была не только не завышена организаторами, но, наоборот, была ниже обычной рыночной стоимости, продолжает Малобродский. По его словам, утверждения следствия не соответствуют действительности: «Добросовестная экспертиза доказала бы это».

«Я горжусь участием в проекте Платформа», — заявляет Малобродский. По его словам, проект запустил многие процессы, принципиально важные для развития современного искусства в стране. «Мы, например, реализовали авторский заказ молодым современным композиторам», — отмечает он.

Адвокат задает Малобродскому вопросы о подготовке спектакля «Ария», поставленного осенью 2011 года в рамках «Платформы». Экс-глава театра долго и обстоятельно описывает технические работы, которые потребовалось сделать при подготовке спектакля. Затем защитник Малобродского спрашивает, использовалась ли закупленная техника в других проектах и спектаклях. Тот отвечает утвердительно. При этом он поясняет, что траты, которые было необходимо сделать при подготовке целого проекта, были большими и превышали объем финансирования, полученного от Минкульта: «В сентябре 2011 года мы получили 10 млн рублей от Минкульта, но до конца того года мы реально осуществили работы на сумму более 30 млн рублей».

Адвокат зачитывает техническое задание, прописанное в контракте проекта «Платформа». Защита спрашивает Малобродского, все ли мероприятия, указанные в техническом задании, были реализованы в 2011 году проектом. «Что касается названий мероприятий, то они были выполнены не все, поскольку некоторые из спектаклей были заменены на другие. Что касается количества показов, указанного в техзадании контракта, то все спектакли были поставлены. Более того, на базе «Платформы» было поставлено даже большее количество спектаклей, а также дополнительные мероприятия, которые мы в рамках «Платформы» называли Школой проекта», — пояснил Малобродский.

Суд также спросил Малобродского, почему проект «Платформа» заключил контракт с госведомством о финансировании. Малобродский отмечает, было понятно, что финансирование проекта через субсидии может наступить только в 2012 году: «Наш театральный сезон начинался в 2011 году, поэтому было проекту необходимо получить господдержку. По предложению Минкульта, этим источником стали средства программы «Культура России». Это естественно, поскольку именно для этого программа и существует».

До начала финансирования проекта в «Платформе» участвовали следующие лица: сам Малобродский, Юрий Итин, Кирилл Серебренников, кураторы направлений (Сергей Невский, Алексей Шульгин), Екатерина Воронова, Анна Беляева (они стали исполнительными продюсерами направлений). «Ближе к сентябрю с нами стали также сотрудничать представители технической дирекции. Впоследствии эти люди не смогли работать с нами бесплатно (до получения бюджетных средств)», - говорит Малобродский.

Владимир Вяткин/РИА "Новости"

Кирилл Серебренников на пресс-конференции, посвященной открытию проекта "Платформа" в ЦСИ "Винзавод", 3 октября 2011 года

Например, отмечает экс-глава Гоголь-центра, он обратился ко всем кураторам, чтобы они «в мягкой форме» попросили артистов заранее бронировать свое время для участия в проекте: «Мы не могли гарантировать участникам денежное вознаграждение (до получения субсидий), поэтому эти договоренности заключались по дружбе или благодаря знакомствам».

«К началу октября, когда должен был открываться проект, мы понимали, что не успеваем подготовиться к нему. В этой связи мы заключали большое количество предварительных договоренностей с артистами и людьми, которые помогали реализовать проект», - поясняет Малобродский.

Малобродского спрашивают, на какие деньги осуществлялся проект «Платформа» до получения субсидий от Минкульта. По его словам, проект работал на общественных началах. «Организаторы участвовали в «Платформе» из интереса к этому проекту и увлеченности», — говорит он.

Сергей Мамонтов/РИА "Новости"

Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский и режиссер Кирилл Серебренников во время заседания Мещанского суда Москвы, 7 ноября 2018 года

Второй момент, который Малобродский назвал «самым важным», — то, что театр никогда не отчитывался за расходы, связанные с постановкой спектакля «Седьмой студией» перед департаментом культуры Москвы. Отчетность, в том числе и по «дублирующим» друг друга постановкам студии и «Гоголь-центра», по его словам, велась не по числу спектаклей, а по количеству проданных билетов.

После перерыва Малобродский рассказывает об особенностях театральной деятельности. «Любой спектакль - это чуткая структура. Он не может в неизменном виде переноситься из одного пространства в другое. На «Платформе» пространство для спектакля специфическое. Свой набор осветительных приборов, другой размер. После этого спектакль переносится в классический театр с глубокой сценой и иным расположением зала. При переносе спектакля он претерпевает некоторые изменения». Именно «трудности переноса» Малобродский называет условием переговоров с Вороновой: «Либо стоимость этого апгрейда включалась «Седьмой студией» в цену спектакля, либо мы брали на себя некоторые расходы».

При этом Мединский признал творческие заслуги режиссера: «Поэтому я могу лишь повторить то, что говорил всегда: Серебренников — яркий режиссер, его театр был во многом инновационным и очень интересно устроенным, хотя у него были свои как сторонники, так и противники».

Напомним, на прошлой неделе глава Минкультуры России Владимир Мединский призвал дать суду возможность «объективно, без давления, без истерики спокойно разобраться» в деле «Седьмой студии». Министр отметил, что любая характеристика фигурантов дела, в их защиту или против них, может оказать давление на суд.

Наконец, третья надпись — Deus conservat omnia (перевод с латыни — «Бог хранит все»). Она из спектакля Серебренникова и Аллы Демидовой — «Ахматова. Поэма без героя». Эта фраза из огромных неоновых букв располагалась на сцене, за спиной у главной героини. Она является девизом графов Шереметевых. В их бывшем дворце, Фонтанном доме, более 10 лет жила Анна Ахматова.

На второй день рассмотрения дела «Седьмой студии» режиссер пришел в футболке с надписью «Все утопить». Реплику произносит пушкинский Фауст в стихотворении «Сцена из Фауста». Эту фазу Серебренников также включил в «Маленькие трагедии». Герой страдает от скуки и просто так приказывает Мефистофилю утопить вместе с экипажем испанский корабль с золотом. Как и предыдущая надпись, «Все утопить» была расположена на спине режиссера — так, чтобы видеть ее могли только зрители в зале суда, когда Серебренников отвечал на вопросы судьи.

Отметим, что на все судебные слушания Кирилл Серебренников приходит в черных футболках с различными надписями, которые связаны с его спектаклями в «Гоголь-центре». На первое заседание режиссер пришел в майке с надписью «Жги». Одноименная песня звучит в прологе спектакля «Маленькие трагедии» — последнего, поставленного Серебренниковым в «Гоголь-центре». Песня исполняется сразу после появления на сцене поэта-пророка из стихотворения Пушкина. Название композиции отсылает к строчке поэта «глаголом жги сердца людей» и к переделанному треку «Бэнг Бэнг» рэпера Хаски, который и исполняет песню в спектакле.

    На этом мы завершаем наш онлайн, до встречи на следующей неделе!

    Судья откладывает заседание на 13 ноября на 9:30. Во вторник продолжится допрос Серебренникова прокурором.

    "Что означает сообщение: "Итин реально ссытся связываться с ГЦ (Гоголь-центр - прим. ред. )?" — спрашивает Серебренникова прокурор. Зал взрывается от хохота.

    На сайте театра "Гоголь-центр" сообщается, что Анна Шалашова — помощник художественного руководителя театра.

    "Непросто нам будет, нужно звонить Хабенскому, Хаматовой и Земфире", — зачитывает судья скриншот. Кто, кому и по какому поводу это написал не поясняется.

    Суд приступает к изучению протокола осмотра электронных гаджетов от 23 мая 2017 года и скриншотов переписки некой Анны Шалашовой и Серебренникова. Кто такая Шалашова и какую роль играет в этом деле ни прокурор, ни суд не поясняют.

    Прокурор просит дать ей исследовать некий протокол, после изучения которого она готова продолжить допрос. Участники процесса не возражают, чтобы гособвинитель перечитала документы.

    Гособвинитель интересуется зарплатой режиссера:

    Был ли у вас договор в котором четко указывалась ваша зарплата?

    Я не помню. Я не помню, по крайней мере, чтобы я подписывал подобный документ.

    Он объясняет, что за год такие масштабные проекты выполнить невозможно.

    "Можно было заявить и 3, и 5, и 15 лет, но мы заявили 3", — уже серьезно объясняет режиссер.

    По его словам, проект "Платформа" должен был и дальше продолжить свою деятельность, но новый министр культуры принял решение о том, что "все эти эксперименты нам не нужны".

    Подсудимого начала допрашивать прокурор.

    "Почему вы заявили 3 года в качестве срока реализации?" — спрашивает подполковник.

    "Цифра красивая", — пошутил Серебренников.

    Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

    Но остальные подсудимые своим правом пользоваться не стали. Единственный вопрос со стороны обвиняемых и их зашиты прозвучал от адвоката, представляющего интересы Итина.

    "Можно ли поставить спектакль только за безнал?" — интересуется он.

    "Я не знаю. Я могу только предполагать, что каждый раз это происходит по-разному", — ответил Серебренников.

    На этом адвокат Дмитрий Харитонов завершил допрос своего подзащитного Кирилла Серебренникова. Но и у других обвиняемых и их адвокатов, у прокуроров и представителей Минкультуры тоже есть право задать режиссеру свои вопросы.

    Адвокат Серебренникова задает итоговые вопросы своему подзащитному:

    Вы создавали организованную преступную группу для хищения 133 миллионов рублей?

    Вы присваивали какие-то деньги?

    Никогда в жизни. Только получал зарплату и гонорары, которые были значительно скромнее того, что получал в других проектах.

    Вы подделывали отчетную документацию, которую представляли в Минкульт?

    Нет. Все, что мы делали — мы фиксировали и представляли в виде отчетов в Минкультуры.

    Emile Alain Ducke, ТАСС

    Из показаний подсудимого следует, что у "Платформы" было, как минимум, два долга: 10 миллионов рублей — это кредит на ее открытие, который взяли до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей — то, что вложили в создание "Платформы" из личных средств фигуранты дела.

    В переписке, в частности, говорится, что для уменьшения налоговой нагрузки предполагалось "создать несколько ИП", с которыми должна была работать "Платформа".

    По ходатайству адвоката режиссера судья приступает к оглашению электронной переписки Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина (бывший глава "Седьмой студии" — прим. ред. ). В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году и возможности увеличения зарплаты.

    Адвокат переходит к оглашённым по его просьбе документам:

    Творческие отчеты, содержащиеся в материалах дела, за 2013 и 2014 годы содержат ложные данные?

    Нет, — отвечает Серебренников.

    Смета существовала на каждый проект?

    Разумеется. Они всегда составлялись до начала работы по реализации того или иного проекта.

    "Мы были вынуждены порой ставить такие проекты, как "Вася и отморозки", для привлечения внимания и публики. Чтобы на концертные площадки "Платформы" ходил зритель", — продолжает знакомить суд с деятельностью студии Серебренников.

    В этом спектакле играл певец Вася Обломов, а ведущим выступал журналист Леонид Парфенов.

    Концерт "Хардкор, только хардкор" также затребовал массу расходов.

    "Концерт самой сложной экспериментальной музыки. В нем участвовали многие люди, и все они, конечно, получили оплату за свой труд", — рассказывает обвиняемый.

    Большие затраты пошли на реализацию проекта "Катастрофа". Серебренников объясняет значительные расходы обилием уничтожаемого во время спектакля реквизита.

    Серебренников перечисляет иностранных исполнителей музыкальных постановок "Платформы". По его словам, он не знает в какой форме им выплачивались гонорары, но точно уверен, что музыканты за свою работу деньги получили. "Ну а как по другому? Без гонорара такие профессионалы не выступают", — заявляет режиссёр.

    Финансирование каждого проекта осуществлялось на средства, которые выделял Минкульт через бухгалтерию АНО "Седьмая студия", указывает режиссёр.

    Следующий проект, про который повествует Серебренников — "Аутленд" — опера, посвященная проблеме больных аутизмом.

    Перешли к проекту "Мультиплэкс". Он подразумевал создание более десятка уникальных партитур, которые по заказам "Платформы" писали молодые российские композиторы. Тем самым, по мнению Серебренникова, была оказана большая поддержка молодым талантам, которые не всегда имеют заказы от государства.

    Бобе приезжал или дистанционно работал, спрашивает у Серебренникова адвокат.

    "Нет, дистанционно работают совсем другие режиссеры. Бобе приезжал", — отвечает подсудимый. Его слова вызвали смех у части слушателей.

    Теперь суд узнает о сложностях и масштабах работы, проделанной для запуска спектакля-сериала "Метаморфозы". Серебренников работал над ним совместно с французским специалистом Давидом Бобе.

    Сцена из спектакля "Метаморфозы"// Сергей Пятаков, РИА Новости

    Процесс возобновляется. Один из слушателей, решивший без разрешения сфотографировать Серебренникова со спины, получает замечание пристава. Съемка в зале разрешена только по официальной аккредитации и только протокольная — перед началом заседания.

    По просьбе одного из участников процесса судья делает 5 минутный перерыв.

    Аккуратова отмечает, что и отчет за 2013 год не содержит подписей ответственных лиц и печатей.

    Судья зачитывает все мероприятия, перечисленные в отчетах: мастер-классы, открытые уроки, арт-выставки и концертные программы.

    "Отчет за 2012 год. Без подписей. Без печатей", — не без удивления оглашает материалы судья Аккуратова.

    По ходатайству защиты суд переходит к исследованию отчетов проекта "Платформа" АНО "Седьмая студия".

    При этом Серебренникову пришлось закрывать финансовую дыру из своего кармана. "У меня остаются большие претензии к Масляевой", — отмечает подсудимый.

    Аудит вскрыл пропажу значительных средств, рассказывает обвиняемый. "Был проведен аудит, при этом Нина Масляева (главный бухгалтер "Седьмой студии" - прим. ред. ) уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. Мое внутреннее ощущение было, что это может быть итогом деятельности Масляевой", — подчёркивает режиссёр.

    Серебренников сообщает, что в 2014 году в "Седьмой студии" был проведён аудит, и он прошёл, между прочим, по его инициативе. Режиссёр поясняет, что идея аудита пришла к нему из-за того, что денег на проведение новых акций стало не хватать.

    "Никто из сотрудников "АНО "Седьмая студия" не согласовывал со мной вопросы расходывания наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал", — говорит подсудимый.

    Адвокат зачитал подзащитному названия около 15 фирм, через которые якобы происходило обналичивание, Серебренников не знает ни одну из них.

    Компании, через которые, по версии следствия, организованная группа обналичивала денежные средства, Серебренникову неизвестны.

    "Мне было все равно какие деньги использовались для реализации этого прорывного проекта. Никаких указаний об использовании именно наличных денежных средств я никому не давал", - отмечает обвиняемый.

    Серебренников подчеркивает, что никогда не давал никому указаний использовать для запуска "Сна в летнюю ночь" именно наличные средства.

    "Ну спектакль был выпущен?" — спрашивает Серебренникова его адвокат Дмитрий Харитонов.

    "Конечно, он идет до сих пор и вы можете посетить спектакль в январе", — отвечает режиссер.

    Серебренников затрудняется объяснить процесс оплаты труда актеров спектакля "Сон в летнюю ночь", поскольку в нем участвовали как постоянные артисты, так и приглашенные.

    Режиссер соглашается, что порой коллектив не влезал в установленную смету. "Тогда мы собирались и придумывали, как их сократить или взять недостающую средства из других смет", — поясняет он.

    Случались и небольшие исключения.

    "Ну вот костюмы, я мог сказать, что знаю, где можно купить нужные костюмы, при этом даже мог купить на свои деньги, рассчитывая, что когда-то их мне отдадут", — рассказывает Серебренников.

    Говорят про нашумевший спектакль "Сон в летнюю ночь": Серебренников, по его словам, лишь высказывал свой художественный замысел и пожелания на стадии подготовки перформанса. Реализовывали технические пожелания уже ответственные за это сотрудники, указывает подсудимый.

    Фрагмент спектакля "Сон в летнюю ночь", Гоголь Центр

    Перешли к обсуждению покупки рояля: вся роль режиссера в судьбе инструмента заключалась в определении места, где он стоял. "Я не знаю стоимости рояля. Ну примерно 5 миллионов рублей. Рояль хороший. "Ямаха", — рассказывает Серебренников.

    Теперь режиссер рассказывает о том, как и чем оборудовалась площадка "Платформы".

    "Мне было неизвестно кто и что арендовал или покупал для запуска проекта, мне неизвестно, как все это оплачивалось. Эти вопросы нужно адресовать к генпродюсеру или ди⁠ректору", — указывает режиссёр.

    Серебренников также отмечает, что не имел никакого отношения к отчетной документации, которую АНО "Седьмая студия" представляла в Министерство культуры.

    "Предполагаю, что этим занимался генеральный продюсер или бухгалтерия, это же их зона ответственности. Но досконально я не знаю кто этим занимался", — говорит обвиняемый.

    Серебренников продолжает рассказывать о том, что его участие в подготовке проекта "Платформа" ограничивалась лишь подготовкой творческой документации и не касался денежной составляющей. По его словам, денежную смету на тот или иной спектакль готовили менеджеры, а он, как представитель творческой группы, никакого участия в определении предполагаемой стоимости спектаклей не принимал.

    Серебренников и его защита возвращаются к вопросу, принимал ли он участие в подготовке госконтракта вместе с Апфельбаум.

13 ноября продолжится заседание по делу "Седьмой студии". Ожидается, что начнет давать показания бывший генеральный продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский. Это означает, что продолжавшийся три заседания допрос Кирилла Серебренникова завершен. Что главного он рассказал суду?

Вот основные моменты:

1. Кирилл Серебренников высказал убеждение, что деньгами на проект "Платформа" распоряжались честно. Но, по его же словам, в его полномочия не входило принятие решений о том, как использовать бюджетные деньги. Постановки были затратными. В некоторых спектаклях участвовали иностранные артисты, которые за работу получали гонорары. Но как это происходило, Серебренников не знает.

2. Режиссер утверждает, что не контролировал процесс поступления финансов в "Седьмую студию". И не отправлял финансовые отчеты в министерство культуры.

3. "Мне неизвестно, почему штатное расписание содержит данные о числе сотрудников, которое не соответствует действительности", - ответил судье Серебренников. Деньги, по его словам, получало в действительности большее количество людей. На вопрос судьи, почему такое стало возможным, Серебренников ответил, что не знает.

4. Серебренников утверждает, что не участвовал в подготовке госконтракта в 2011 году. Этим занимались Юрий Итин и Алексей Малобродский. Вот дословное подтверждение: "Я в бумажках ничего не понимаю и панически их боюсь. Все бумажки, которые мне приносят, вызывают у меня паническую атаку". Миллионы рублей, в том числе и по этому госконтракту, шли в фирмы-однодневки и там растворялись.

5. Судья зачитала зарплатные ведомости. Серебренников заявил, что не знает, почему цифры в ведомостях в разы не соответствовали реальным суммам, которые получали сотрудники. Но сказал, что штатную численность определял он.

6. Граждан, которые не были сотрудниками "Седьмой студии", приглашал работать как сам Серебренников, так и кураторы. Но ему неизвестно, как оформлялись соглашения с этими людьми и кто определял размер выплат гонораров. Серебренников утверждает, что ему неизвестно, как платили гонорар: "Технически мне это неизвестно".

Серебренников утверждает, что не контролировал процесс поступления финансов в "Седьмую студию"

7. На вопрос, кто и каким образом определял размер зарплат технических специалистов, ответил, что "было по-разному: в случае артистов я высказывал свои пожелания генпродюсеру, а он решал, можно так или нет, а в случае техработников - это был техдиректор и генпродюсер".

Какие вопросы могут быть сегодня заданы другим фигурантам дела?

Малобродскому и двум другим фигурантам дела было предъявлено обвинение в хищении субсидии, выделенной на постановку "Сон в летнюю ночь". А Юрию Итину, экс-директору "Седьмой студии", будут задавать вопросы про фальсификацию договора с компанией "Инфостиль". Следственный комитет предъявил ему именно это обвинение.

После всех суд начнет допрашивать Софью Апфельбаум, директора Российского молодежного академического театра и бывшую руководительницу департамента господдержки искусства минкультуры. По версии следствия, она от имени министерства подписывала распоряжения о выдаче субсидий в 214 миллионов рублей.

Не будет вопросов у суда только к Нине Масляевой, главному бухгалтеру "Седьмой студии" и на сегодняшний день главному свидетелю обвинения. Она сотрудничает со следствием, признала вину в фальсификации договора "Седьмой студии" с компанией "Инфостиль" на 1,3 миллиона рублей. Ее будут судить отдельно и нестрого.