Председатель редакционных комиссий 1859. Создание редакционных комиссий

образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. - Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (кн. В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Составленный Р. к. проект реформы подлежал обсуждению депутатов дворянских губернских комитетов. Деятельность Р. к. прошла через три этапа: март - окт. 1859 - изучение проектов губ. комитетов, закончивших свою работу и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно сделанным замечаниям и рассмотрение мат-лов остальных губ. комитетов; июль - окт. 1860 - окончат. завершение проекта реформы. 10 окт. 1860 Р. к. закончили свою работу. Проект, составленный Р. к., вызвал недовольство дворян, что нашло свое выражение в заявлениях депутатов губ. комитетов. Окончат. проект реформы претерпел серьезные изменения в сторону ущемления крест. интересов. В этот период (с февр. 1860), после смерти Ростовцова, пред. Р. к. назначается ярый крепостник граф В. Н. Панин, что явилось определенной уступкой дворянству. Источн.: Первое изд. мат-лов Редакц. Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание мат-лов редакц. комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60; Приложения к трудам Редакц. Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения по помещичьим имениям, т. 1-6, СПБ, 1860; Семенов Н. П., Освобождение крестьян в царствование имп. Александра II. Хроника деятельности Комиссий по крест. делу, т. 1-3, СПБ, 1889-92; Семенов Тян-Шанский П. П., Эпоха освобождения крестьян в России (1857-1861 гг.) в воспоминаниях, т. 1-4, СПБ, 1911-16; Соловьев Я. A., Записки о крест. деле, "PC", 1880-84, т. 27, 30-31, 33-34, 36-37, 41. Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ, 1903. П. А. Зайончковский. Москва.

Классовая борьба, разгоревшаяся вокруг реформы, заставила правительство изменить свою пер­воначальную программу. Под влиянием нарастающего крестьянского движения значительные слои помещиков стали думать о необходимости «развязаться с крестьянами» посредством выкупной операции. С точки зрения этого нового плана многие проекты губернских комитетов, составленные по старой программе, требовали значительной переработки. Правительство решило взять инициативу в собственные руки и образовало особое вспомогательное учреждение при Главном комитете - редакционные комиссии, создаваемые с целью свести воедино отредактировать заново материалы губернских комитетов В марте 1859 г. редакционные комиссии, составленные из представителей разных ведомств и приглашённых экспертов из среды помещиков, приступили к работе под фактическим руководством Н. А. Милютина.

Как учреждение государственное комиссии старались руководствоваться в своей работе преимущественно мотивами установленного «государственного» порядка, т. е. интересами помещичьего класса и самодержавной власти в целом. Но члены редакционных комиссий - как чиновники, так и приглашённые правительством «члены-эксперты» - были всё же помещиками, представлявшими интересы различных помещичьих групп; поэтому внутри редакционных комиссий продолжалась та же борьба, которая шла раньше в губернских комитетах.

В результате продолжительных прении были отвергнуты проекты безземельного освобождения крестьян, хотя сторонники освобождения без земли были и среди членов комиссий. Земельный надел должен был служить обеспечением не только «быта» крестьян, но и исправного отбывания ими государственных повинностей. Кроме того, наделение крестьян землёй должно было предотвратить образование «класса свободных, но бездомных и безземельных работников», т. е. пролетариата, наличие которого могло бы грозить опасностью для «государственного спокойствия». Сочувственно отнеслись комиссии и к вопросу о выкупе крестьянского надела в собственность, правда, при непременном условии согласия помещиков.

«Государственными» соображениями самодержавия редакционные комиссии руководствовались и при решении вопроса о размерах наделов и крестьянских повинностей. Редакционные комиссии приняли значительно более высокие нормы наделов, чем это предполагалось многими губернскими комитетами. Размеры повинностей были установлены, наоборот, меньшие, чем предполагали губернские комитеты. Помимо мотивов «общественного спокойствия» редакционные комиссии в этом вопросе исходили из того соображения, что крестьяне, чрезмерно обделённые землёю и непосильно обложенные повинностями в пользу помещиков, будут плохими плательщиками государственных налогов.

Те же соображения руководили редакционными комиссиями и в вопросе об административном устройстве крестьян. Было решено не сохранять вотчинной власти, а создать особое крестьянское управление, подчинённое общим административно-полицейским органам. Комиссии мотивировали своё решение тем, что уничтожение вотчинной власти, «кроме непосредственного влияния на будущее благосостояние освобождаемых крестьян», «имеет первостепенную важность и в видах сохранения общего порядка и спокойствия».

В августе 1859 г. первоначальный проект «Положений о крестьянах» был закончен, но затем он подвергся изменению в связи с замечаниями депутатов от губернских комитетов, вызванных в Петербург для ознакомления с трудами редакционных комиссий. Депутатам было предложено представить письменные отзывы на проект редакционных комиссий, притом по каждой губернии отдельно; кроме того, председателю редакционных комиссий Ростовцеву было предоставлено право приглашать их «по своему усмотрению и по мере надобности» на заседания комиссий «для словесных объяснений». Такая постановка дела породила острое недовольство среди вызванных депутатов.

Первая группа депутатов от 21 губернии, уже закончивших составление проектов, не ограничилась резкими нападками на редакционные комиссии, а обратилась к Александру II с адресами, в которых выражала свои пожелания относительно дальнейшего хода крестьянского дела. 18 депутатов заявили, что предложения редакционных комиссий «не соответствуют общим потребностям», и просили разрешить им представить свои соображения относительно окончательных трудов комиссий до поступления их в Главныи комитет. Член Симбирского комитета Д. Н. Шидловский ходатайствовал о созыве под председательством царя «нарочито избранных уполномоченных от дворянства» для окончательного решения крестьянского вопроса. Пять либеральных депутатов во главе с А. М. Унковским указывали, что для окончательного завершения крестьянского дела необходимо провести ряд реформ в области печати, суда и ад­министрации. Адреса депутатов раздражили Александра II: «адрес пяти» Александр признал «ни с чем не сообразным и дерзким до крайности»; депутатам, подписавшим «адрес восемна­дцати», было «разъяснено», что они не должны были «утруждать его императорское величество» и что члены не имели права подавать подобную просьбу за «общим всех подписом». На адресе же Шидловского Александр II написал: «Вот какие мысли бродят в головах этих господ».

В феврале 1860 г. в Петербург были вызваны депутаты от остальных 24 губернских комитетов, которые также представили свои отзывы на проект редакционных комиссий. В это время после смерти Ростовцева председателем редакционных комиссий был назначен известный своим реакционным направлением крепостник министр юстиции граф В. Н. Панин. Домогательства крайних реакционеров нашли поддержку в лице нового председателя комиссий - при окончательном пересмотре проекта нормы земельных наделов для многих уездов были понижены, во многих губерниях повышены нормы крестьянских повинностей, причём было установлено, что размер оброка может быть пересмотрен через 20 лет (разумеется, в сторону повышения).

Реформа в Главном комитете и Государственном совете.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили свою работу, и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где в него были внесены ещё некоторые изменения в интересах крепостников; нормы крестьянских наделов для многих местностей были ещё более понижены.

28 января 1861 г. началось рассмотрение проекта в Государственном совете, куда он поступил из Главного комитета для окончательного обсуждения. «Я надеюсь, господа,- сказал на этом заседании Александр II,- что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Государственный совет, однако, нашёл, что можно ещё кое-что сделать в этом направлении. По предложению князя П. Гагарина в проект было внесено ещё одно дополнение в интересах крепостников: в тех случаях, когда крестьяне соглашались получить одну четверть нормального надела, он предоставлялся им в собственность немедленно и бесплатно; приманкой «даровщины» крестьяне побуждались брать ничтожные наделы, заслужившие впоследствии название «нищенских», «сиротских» или «кошачьих»

Порядок проведения отчетно-выборного

собрания (конференции)

1. Правомочность профсоюзного собрания, конференции определяется Уставом соответствующего профсоюза. В соответствии с Примерной инструкцией отчетно-выборное профсоюзное собрание считается правомочным при участии в нем более половины членов профсоюза, состоящих на учете в данной организации. Конференция считается правомочной, если в ней приняли участие не менее 2/3 избранных делегатов, для конференции территориального объединения профсоюза необходимо, чтобы эти делегаты представляли не менее 2/3 членских организаций.

2. Рабочие органы отчетно-выборного собрания, конференции.

Для руководства конференцией, собранием открытым голосованием избираются рабочие органы.

Собрание: Председатель, Секретарь, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Конференция: Председатель (президиум), Секретариат, Мандатная комиссия, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Президиум.

В состав рабочего президиума отчетно-выборного собрания (конференции) избирается или состав профкома или председательствующий и секретарь. Возможны другие варианты состава рабочего президиума, которые ставятся на голосование участников собрания (конференции). Президиум ведет собрание (конференцию), обеспечивает соблюдение повестки дня , регламента времени и порядка работы собрания (конференции), формирует список выступающих, организует учет предложений и замечаний, высказываемых участниками собрания (делегатами конференции) по процедурным вопросам. Информирует участников собрания (делегатов конференции) о поступивших в секретариат записках, предоставляет возможность ответа на них.

Рабочий президиум из своего состава определяет председательствующего.

Председательствующий организует работу собрания (конференции) и закрывает его (ее), следит за соблюдением принятого порядка, предоставляет слово для доклада и выступлений, ставит на голосование проекты принимаемых решений, объявляет результаты голосования, оглашает запросы, справки, заявления, предложения, поступившие в президиум или секретариат, обеспечивает порядок в зале проведения собрания (конференции).

Председательствующий способствует созданию деловой атмосферы, сближению позиций по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений в общих интересах, принимает необходимые меры для проведения консультаций с постоянными комиссиями профкома, представителями вышестоящих профорганов, присутствующих на собрании (конференции) в целях преодоления разногласий в ходе отчетно-выборного собрания (конференции).

Секретариат.

Решение о необходимости избрания секретариата, его количественном и персональном составе принимается на конференции. В обязанности секретариата входит: сбор записок и предложений по выступлению на конференции в прениях по основным докладам; вопросов к докладчикам по темам докладов; ведение протокола отчетно-выборной конференции, а также оказания помощи президиуму в решении организационных вопросов, возникающих в ходе конференции.

Редакционная комиссия.

Состав редакционной комиссии избирается из 3-5 человек. Целесообразно включить в состав редакционной комиссии председателя выборного профсоюзного органа, других разработчиков проекта постановления конференции.

Комиссия дорабатывает проекты постановлений и приложений к ним по вопросам повестки дня с учетом предложений и замечаний, высказываемых делегатами конференции.

Редакционная комиссия из своего состава избирает председателя, которому поручает огласить проект принимаемого документа.

Проект постановления принимается за основу. Затем идет постраничное обсуждение текста. Замечания редакционной комиссии и замечания делегатов, поступившие в редакционную комиссию, ставятся на голосование для принятия или отклонения. Окончательный текст постановления ставится на голосование для его принятия в целом.

После принятия конференцией постановлений, они передаются председательствующему (с визой председателя редакционной комиссии).

Мандатная комиссия избирается на конференции в целях проверки полномочий делегатов. Это необходимо для того, чтобы решения конференции были правомочны, так как принимать решения могут лишь те члены профсоюза, которые были избраны делегатами, и которым было делегировано это право остальными членами профсоюза. Мандатная комиссия проверяет соблюдение нормы представительства при выборах делегатов и наличие кворума на данной конференции. Кроме того, при представительстве профкома в органах судопроизводства по вопросам защиты прав как коллектива в целом, так и отдельных членов профсоюза, может возникнуть необходимость проверки правомочности конференции. В этом случае протокол мандатной комиссии становится одним из документов, ее подтверждающих.

Примечание:

Любое решение мандатной комиссии обязательно оформляется протоколом. На заседании мандатной комиссии избирается председатель.

Для работы мандатной комиссии необходимо подготовить:

Списки делегатов конференции;

Выписки из решений собраний профгрупп, цеховых профорганизаций по выборам делегатов на конференцию первичных организаций или выписки из решений собраний первичных организаций по выборам делегатов на конференции территориальных организаций;

Бланки мандатов (по количеству делегатов, принимающих
участие в работе конференции).

Доклад мандатной комиссии утверждается решением конференции и состоит из предложенных на утверждение конференцией протоколов:

Протокол: об избрании председателя и секретаря мандатной
комиссии;

Протокол: о проверке полномочий делегатов конференции.
Счетная комиссия избирается на конференции (собрании) для организации процедуры голосования и подсчета голосов при принятии решений, особенно при выборах профсоюзного комитета.

Количественный состав счетной комиссии (группы счетчиков) зависит от числа присутствующих на собрании членов Профсоюза или делегатов конференции.

Выборы счетной комиссии (группы счетчиков) целесообразно проводить после выдвижения кандидатур в состав выборных органов и делегатов на соответствующие конференции вышестоящей организации.

Доклад счетной комиссии состоит из:

Предложения принять к сведению конференции протокола №1 – о распределении обязанностей, избрании председателя и секретаря комиссии;

Оглашения протокола №2 о результатах тайного голосования по выборам профсоюзного комитета и ревизионной комиссии.

3. Выборы профсоюзных органов. После заслушивания и обсуждения собранием, конференцией отчетных докладов и принятия по ним решения проводятся выборы соответствующих профсоюзных органов.

Профсоюзное собрание, конференция, съезд открытым голосованием утверждают количественный состав избираемого профсоюзного органа. В соответствии с уставами формирование профсоюзных органов проводится путем избрания в их состав кандидатов на собрании, конференции, съезде либо по принципу прямого делегирования.

Выдвижение кандидатур

Все выдвинутые кандидатуры обсуждаются персонально в том порядке, в котором они были предложены участниками собрания, делегатами конференции, съезда. Свою кандидатуру в состав профсоюзного органа вправе предложить любой член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции. В состав профсоюзных органов могут быть выдвинуты кандидатуры из числа членов профсоюза, отсутствующих на собрании, не являющихся делегатами конференции, с их согласия.

Каждый член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции имеет право отвода и критики кандидатур, в том числе и намеченных совещанием представителей делегаций или комиссией. Кандидатуры, против которых отводов не поступило, включаются в список для проведения выборов без голосования.

На предприятиях со сменным режимом и вахтовым методом работы обсуждение отчетного доклада, выдвижение и обсуждение кандидатур в состав профсоюзного органа проводятся на каждом профсоюзном собрании смены. После обсуждения выдвинутых кандидатур на всех собраниях составляется единый список для проведения выборов.

По решению собрания, конференции, съезда выборы профсоюзных органов могут проводиться закрытым (тайным) или открытым голосованием. Решение о форме голосования (закрытое или открытое) принимается после выдвижения и обсуждения кандидатур.

Председатели первичных профсоюзных организаций, территориальных организаций профсоюзов, общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов избираются на соответствующих собраниях, конференциях, съездах. Председатели ревизионных комиссий избираются на заседаниях комиссий. Избранными в состав выборных профсоюзных органов считаются те кандидатуры, которые в результате голосования набрали более половины голосов участвующих в конференции (собрании).

Все материалы закрытого (тайного) голосования (списки кандидатур, бюллетени, протоколы счетной комиссии, подсчеты результатов голосования и т. п.) хранятся до следующих выборов на правах документов строгой отчетности в соответствующем профсоюзном органе.

После избрания нового состава профсоюзного органа материалы прошлых выборов уничтожаются, о чем составляется акт за подписью председателей профоргана и ревизионной комиссии, кроме протокола (стенограммы), который должен храниться в этом профоргане постоянно.

В случае избрания нового председателя осуществляется прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

4. Требования к ведению конференции.

Успех конференции, во многом зависит от ведущего ее председателя. Очень хорошо, если этот человек будет принимать участие в подготовке конференции и будет посвящен в некоторые проблемы, которые могут возникнуть в ходе самой конференции. Следует помнить, что при подборе ведущего надо учитывать, прежде всего, степень его авторитетности , умение четко придерживаться порядка и регламента и некоторые другие качества.

Чтобы отчетно-выборное собрание (конференция) прошло четко и по-деловому, необходимо учесть следующее:

1. Прежде чем перейти к вопросу о выборах, целесообразно
провести перерегистрацию делегатов в целях проверки правомочности
конференции.

Недействительными считаются бюллетени (списки) неустановленной формы, а также бюллетени (списки), по которым невозможно установить волеизъявление голосовавших: т. е. количество голосов, поданных «за» избрание кандидатов, больше утвержденного количества членов выборного органа; при выборах председателей – бюллетени (списки), в которых оставлено более одного кандидата.

3. В случае, когда некоторые делегаты покинули конференцию, а количество оставшихся и продолжающих работу не обеспечивает кворума, конференцию необходимо созывать заново.

5. Оформление материалов конференции (собрания)

Оформление материалов конференции (собрания) – важный момент. Необходимо правильно оформить протокол отчетно-выборной конференции (собрания).

По результатам отчетов и выборов заполняются соответствующие формы статистической отчетности, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР, и направляются вышестоящему профоргану в установленные сроки. Ответственность за своевременное оформление соответствующих документов возлагается на председателя организации.

Если на конференции (собрании) был избран новый председатель, то производится прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

Отдел организационной работы

Редакционные комиссии

Редакционные комиссии образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Редакционной комиссии прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Редаково (Новокузнецк)
  • Редант (хутор)

Смотреть что такое "Редакционные комиссии" в других словарях:

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ - в России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства … Большой Энциклопедический словарь

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ - РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… … Русская история

    редакционные комиссии - государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов представителей… … Энциклопедический словарь

    Редакционные комиссии - образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 … Большая советская энциклопедия

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ - образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… … Советская историческая энциклопедия

    Комиссии - общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    комиссии - коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… … Москва (энциклопедия)

    Комиссии - общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… …

    Александр II (часть 2, I-VII) - ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    Крестьяне - Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сочинен i я Ю. Ф. Самарина, т. 3. Крестьянское дело с 20 ноября 1857 по июнь 1859 года , Ю. Ф. Самарин. В III-м томе сочинений Ю. Ф. Самарина собрано все, что им было написано по крестьянскому делу после Высочайшего Рескрипта 20 ноября 1857 года до вступления его в Редакционные Комиссии въ июне… Купить за 2593 грн (только Украина)
  • Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Том 2, часть 2 , А.И. Скребицкий. Материалы для истории освобождения крестьян по официальным источникам. Губернские Комитеты, их депутаты и редакционные комиссии в крестьянском деле. Воспроизведено в оригинальной авторской…

В этой сложной ситуации, когда по стране бродили десятки проектов отмены крепостного права, Министерство внутренних дел предложило создать две комиссии: одну - для выработки общего положения о реформе; другая - для подготовки конкретных условий освобождения крестьян по местности или полосам(нечерноземный, черноземной и степной). Александр II одобрил эту идею, и комиссии, получившие название Редакционных, начали свою работу. Однако вскоре комиссии были соединены в одну, хотя название во множественном числе сохранилось. Они имели четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. 1

Редакционные комиссии оказались небывалым в России учреждением. Они были призваны выработать важнейшие для жизни страны законодательные акты. В нарушение всех традиций, комиссии оказались поставлены вне всякой зависимости от главных законодательных учреждений - Государственного совета и главного комитета по крестьянскому делу. Председателем комиссии Александр II назначил Ростовцева. Комиссии во главе с Ростовцевым развернули бурную законотворческую работу и решительно вторглись в самую секретную сферу государственного управления - финансы и банковское дело. Ростовцев все больше втягивался вместе с приглашенными им специалистами в практическую работу над планами выкупной операции. Проектирование выкупа увязывалось ими с мерами по выпуску долгосрочных облигаций государственного займа и поддержанию их биржевой цены за счет нажигавшейся тогда продажи государственных имуществ. Созданная им внутри Редакционных комиссии особая финансовая комиссия в своей первой программной записке выражала свое намерение “не ограничиваться известной рамкой”, а напротив того “,самой определить, какие именно из финансовых мер возложены в настоящее время для достижения цели правительства по крестьянскому делу”.

Такому подходу гораздо более соответствовала постановка выкупана регулярную и планомерную основу, чем представление его воле стихии добровольных сделок. Поэтому Ростовцев первоначально указал членам Редакционных комиссий на сугубо промежуточность периода срочнообязанных отношений и фактически оставлял за Редакционными комиссиями право между “полюбовными” выкупными договорами и общегосударственным, обязательным выкупом.

Лишь по настоянию царя Ростовцев снабдил свое предложение редакционным комиссиям говорной о том, что выкуп должен совершаться по “полюбовному” соглашению, но вмешательство Александра не обескуражило председателя - скоро он вновь попытается оказать давление на “высочайшую волю”. : мая 1859 года он опять обратился к членам Редакционных комиссий с предложением о том, что по истечению 12 - летнего или меньшего срока все не вышедшие добровольно к тому времени из срочнообязанного состояния крестьяне будут переведены на выкуп. Угроза принуждения к выкупу была немедленно замечена П.П. Шуваловым - членом Редакционных комиссий, петербургским предводителем дворянства. Он возразил против увязки полного личного освобождения крестьянина с покупкой земли в собственность и предложил построить законодательство на праве крестьянского бессрочного пользования надельной землей, совмещенном с правом отказа от надела и свободного передвижения.

Александру II пришлось выступить в роли судьи в этом споре. Он принял сторону Ростовцева и большинства Редакционных комиссий. Условия перехода на выкуп и выкупных сделок вызывали в дальнейшем у императора особый интерес при ознакомлении с трудами Редакционных комиссий. По этому поводу Долбилов пишет: “Александр отстаивает добровольность соглашений о выкупе наделов не из одной лишь боязни нарушить собственнические права дворянства. В той же мере для него было неприемлемо принуждение к выкупу крестьян.” 2

Уже в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах” был закончен. Начали вносить в него поправки по замечаниям депутатов от губернских комитетов.

Ситуация неожиданно осложнилась печальным событием - в феврале 1860 года скончался Я.И. Ростовцев. Перед смертью Яков Иванович обратился к ежедневно посещавшему его императору с последним напутствием: “Государь! Не бойтесь!”

Александр II тяжело переживал потерю единственного сотрудника. Теперь, на пост председателя Редакционных комиссий назначается граф Панин, многолетний противник преобразований. Это назначение вызвало в российском обществе бурю эмоций и оценок. Герцен поместил в траурной рамке объявление о назначении Панина. “В прошлое царствование, - писал Герцен - одного из умнейших людей в России. П.Я. Чаадаева считали по высочайшему повелению умалишенным. Теперь сумасшедший Панин по высочайшей воле считается умным. Действительно, неограниченное самодержавие”

Н. Милютин заявил, что он немедленно выйдет из состава редакционных комиссий, если убедится, что не в силах отстоять проект Ростовцева. Такое же решение приняли эксперты, привлеченные к работе комиссий: князь Черкасский, Самарин, Татаринов, Галаган и другие.

Однако сторонники реформ рано начали оплачивать реформу. Во-первых, Александр II твердо решил довести дело до конца. Во-вторых, он предпочитал двигаться вперед осторожно, но уверенно. Об этом он сказал в речи 21 февраля 1860 года дворянским депутатам второго созыва: “У меня две цели, или, лучше сказать, одна - благо государственное… Я хочу, чтоб улучшение быта крестьян было не на словах, а на деле и чтоб переворот совершился без потрясений.” 3 В-третьих при выборе Панина Александр II трезво взвесил и все обстоятельства, и свои собственные силы. Он решил, что в тот момент кандидатура Панина наиболее приемлема.