Политология. Методы прогнозирования в политике

Прогнозирование в политике - объяснение возможных состояний, изменений политической системы, ее институтов, других политических явлений в определенных границах социального времени и пространства. Политическое прогнозирование - результат прогнозной деятельности, его содержание - вероятностное суждение о будущем состоянии данной полит. системы, ее элементов с указанием опр. сроков, их изменением. Структура политического прогнозирования: проектирование и управление, способы подготовки и выработки политических решений. Условия достоверности политического прогнозирования: объективные закономерные тенденции изменения политической системы; принципы и нормы функционирования данной ПС; временной фактор; геополитические и демографические факторы; цели прогностической деятельности. Происходящие и ожидаемые изменения системы следует рассматривать как в определенной мере заданные ее ценностно-нормативной основой.

Изучение проблем политики в политологической науке опирается на применение различных методов исследования.

Метод - это совокупность приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений. Выбор метода обусловлен конкретными задачами исследования. Как заметил Г. В. Плеханов:

Ошибка в результатах непременно будет замечена и исправлена при дальнейшем применении правильного метода, между тем как ошибочный метод, наоборот, лишь в редких частных случаях может дать результаты, не противоречащие той или другой частной истине. В современной политологии используются как традиционные, так и новые методы. Из традиционных издавна применяется в политологии исторический метод. Посредством этого метода описывается, например, история государства, характеризуются исторические личности; он позволяет раскрывать диалектику реальных политических процессов с точки зрения их возникновения и дальнейшего развития. С его помощью выясняются общие закономерности развития политических явлений. Этот метод позволяет также выделить конкретные особенности политических явлений и показать их роль в тех или иных исторических условиях.

К традиционным относится нормативный метод. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку путем их соотнесения с Определенной нормой. Нормативный метод применяется в прогнозах всех типов, он позволяет определять оптимальные параметры изменений изучаемого объекта, оценивать степень вероятности получения нормативного (идеального) варианта, пути и средства его достижения. Примером такого подхода является доклад «Социальная и социально-политическая ситуация в России; состояние и прогноз», подготовленный в 1993 г. Институтом социально-политических исследований РАН при участии ряда научных центров страны, представленный в вышестоящие органы власти.

К традиционным можно отнести также институциональный метод. Суть его заключается в «... реалистическом подходе к изучению институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Он позволяет понять реальность, интересуясь больше процессом, чем структурами, больше интересуясь группами, действительно контролирующими власть, чем конституциональным отправлением той власти» Со второй половины XX столетия активно применяются и другие методы исследования политических явлений и процессов. В 60 - 80-е годы одним из широко применяемых в политологии стал сравнительный метод. Он предполагает сопоставление однотипных политических событий (политических систем, партий, способов деятельности государственного аппарата в одинаковых или разных условиях и т.д.); на его основе делаются соответствующие выводы.

Сравнительный метод дает возможность выявить и раскрыть общие черты политической жизни разных народов и стран, общие закономерности и тенденции развития политических процессов, сделать вывод о специфике политических режимов, определить факторы, повышающие эффективность действия механизмов власти, и т.д.

Весьма широкие возможности познания сравнительный метод создает при анализе политических систем. При этом выявляются общие и особенные черты в политическом развитии различных обществ, раскрываются связи и взаимодействия политической системы с экономическими и духовными явлениями общественной жизни.

Сравнительный метод позволяет творчески использовать как отечественный, так и зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития. Это особенно важно сегодня для России, стран СНГ, вступивших на путь демократических преобразований.

В современной политологии нередко применяются такие методы, как системный, структурно-функциональный, бихевиористский.

Системный метод в исследовании общественных, в том числе политических явлений был детально разработан в 50--60-е годы XX столетия Дэвидом Истоном (р.1917) - канадско-американским политологом, профессором политических наук Калифорнийского университета, и Толкоттом Парсонсом (1902-- 1979) - американским социологом, профессором Гарвардского университета.

Суть метода заключается в исследовании политической жизни как системы. Д. Истон отмечает: «Политическая жизнь может рассматриваться как система разнообразных взаимосвязанных видов деятельности, влияющих в своей совокупности на способ принятия и исполнения решений».

Поскольку эта система открыта, она подвержена вмешательствам извне и изнутри. Однако она может принимать меры для обеспечения своего существования. Ими могут быть требования самостоятельности личности, а также требования потребительских благ, равноправия, подкрепленного государственной политикой, т. е. актами и постановлениями правительства.

Системный подход в политологии имеет преимущества перед другими методами. Он ориентирует на то, чтобы рассматривать политическую жизнь общества не как простую совокупность ее элементов, а как динамично функционирующую и постоянно изменяющуюся систему. Он позволяет определить наиболее значимые цели функционирования государств, других элементов политической системы, а также оптимальные пути и способы их достижения. Основа системного метода - построение модели, аккумулирующей все факторы и взаимосвязи реальной политической ситуации.

Структурно-функциональный метод исследования политических явлений предполагает расчленение сложного объекта (например, политической системы общества) на составные части, выявление и изучение связей между ними, определение их роли в удовлетворении соответствующих потребностей системы. Этот метод разработан американскими социологами Робертом Мертоном (р. 1910) и Толкоттом Парсонсом. В политологии наиболее последовательными его разработчиками являются американский политолог Гэбриэл Аамонд (р. 1911) и Дэвид Истон.

Цель структурно-функционального анализа - дать количественную оценку разного рода социальных изменений, к которым данная система, в том числе и политическая, может приспосабливаться. Такой анализ целесообразен, а иногда просто необходим для исследования способов сохранения и регулирования данной системы. Эффективность применения структурно-функционального метода в исследовании политических систем очевидна. Этот метод позволяет ответить на вопросы: что должна делать политическая система (какие функции она должна выполнять) и как система это делает (при помощи каких структур и с какой эффективностью).

В числе новых методов политологам следует назвать бихевиористский. Он стал складываться еще в начале XX в., когда Чарльз Мерриам (1874--1953) - старейшина американской политической науки - указал на то, что определяющую роль в политической жизни общества играет политическое поведение людей.

Бихевиористский подход ориентирует на систематическое наблюдение за поведением (личности, социальных групп). Его исходные принципы:

Действия людей, направленные на достижение своих политических целей;

Исследование эмпирических фактов, объясняющих их политическое поведение.

Бихевиористский метод эффективен, в частности, при исследовании причин расхождения между устойчивыми политическими принципами поведения людей и принимаемыми ими конкретными решениями. Этот метод как бы призывает отказаться от поиска решающего влияния какого-либо одного фактора на политическое поведение людей. При этом он ориентирует на учет роли количественных показателей их деятельности и поведения, например, при исследовании избирательных кампаний, в том числе процесса голосования, а также при анализе общественного мнения, деятельности политических партий, процессов принятия политических решений государственными органами и т.д. Моделируя заданную ситуацию, можно предугадать с наибольшей вероятностью ход будущих политических событий.

Апогей бихевиоризма в политологической науке приходится на середину XX столетия. Систематическое наблюдение за поведением стало модным. Рассуждения о свободе, демократии, власти отошли на второстепенные позиции, главное внимание исследователей концентрировалось на поиске данных, касающихся поведения тех или иных субъектов, а также на использовании эффективной техники сбора и анализа этих данных. Так, в США научные институты и университеты включались в этот процесс, работая по контракту с федеральной администрацией. Ими разрабатывались программы, связанные с внешней политикой США, с системой обороны, децентрализацией управления, борьбой с бедностью, с этическими проблемами. Эти программы разрабатывались при серьезной поддержке таких крупных фондов, как Фонд Форда, Фонд Рокфеллера и др.

С рассмотренными выше методами связаны следующие наиболее распространенные методы прикладной политологии:

Метод экспертных оценок (метод Дельфи). Он предполагает сбор независимых, не связанных друг с другом экспертных данных, которые обобщаются, систематизируются и сводятся в непротиворечивый прогноз.

Метод имитационного моделирования. Его стали часто применять в последние десятилетия, особенно в связи с развитием кибернетики. Создается упрощенная модель изучаемого объекта (например, модель международных отношений). Затем с помощью ЭВМ исследуется его эволюция и делаются соответствующие выводы. Этот метод позволяет рассматривать альтернативные варианты развития политических явлений, обнаруживать новые факты и тенденции.

Метод деловых игр. Суть его в том, что создается определенная игровая ситуация; в ней несколько действующих лиц должны принимать решения, от которых зависят результаты, ожидаемые участниками деловой игры. Этот метод позволяет исследовать проблемы обеспечения общественной и политической стабильности, процессы политических переговоров и факторы достижения согласия. Он применяется также при анализе дипломатических и военных стратегий крупных держав и т.д.

Составной частью метода деловых игр является принятие решений.

Количественные методы. С их помощью анализируются и измеряются различные количественные параметры политических явлений, что дает возможность существенно повысить научную обоснованность предпринимаемых действий. Приемами количественного метода являются статистический анализ, позволяющий выявить те или иные процессы политической жизни общества во всем их многообразии (например, поведение участников политических событий, в том числе интенсивность их политического участия в период избирательных кампаний) и анкетный опрос. Последний используется для изучения общественного мнения: выявляются рейтинг того или иного лидера, намерения избирателей и т. д. При помощи этого метода можно выявить не только само общественное мнение и основанное на нем поведение людей, их отношение к тем или иным проблемам, но и те обстоятельства, которые их обусловливают.

Есть и другие современные «технологии» политического анализа, используемые в политологии, существуют также разные точки зрения относительно классификации методов, применяемых в современной политологии. Их разнообразный арсенал позволяет решать важную задачу - получать достоверные знания о политических процессах в современном обществе.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать:

1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Специалисты в области международной политики, исходя, из реальностей современного мира, прогнозируют три пути формирования мирового порядка. Согласно первой мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР займет социалистический Китай. Однако этот вариант, по мнению большинства исследователей, маловероятен и умозрителен.

Третья, как не конфронтационная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами - центрами политического влияния и мощи.

И, хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, все же не исключено, что ее реализация будет испытывать на себе давление и влияние двух первых вариантов развития.

политический прогнозирование социальный

Традиционно широко применяются в политическом прогнозировании:

1. Метод экстраполяции (воображаемого продолжения в будущее тех или других существующих политических процессов).

Использование этого метода основано на том, что большинство политических феноменов – собственно процессы, то есть явления, которые длятся во времени и имеют свою траекторию движения, которую можно установить, знавая цепь прошлых и настоящих событий.

2. Метод аналогии. Активно используется в политическом прогнозировании на основе похожести условий, которые вызвали ту или другое событие в прошлому, позволяет сделать вывод о возможности осуществления события в будущем.

Метод аналогии можно использовать в прогнозировании в самый раз для прогноза событий или отдельных феноменов

3.Метод сценариев предусматривает описание возможных будущих событий в каком-нибудь регионе или во всем мире. Его используют, прежде всего, для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее продолжительную перспективу.

Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывание, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, которые относятся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.Осуществление выбора того или другого сценария требует включения в прогностическую деятельность экспертной оценки, которая получается с помощью опрашивания ученых.

4.Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании.

Политическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативные пути и сроки его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для употребления практических мер в условиях реальной деятельности.

Сферы использования:

1.Экономико-политическая.

2.Социально-политическая.

3.Государственно-правовая.

4.Политико-идеологическая.

5.Военно-политическая.

6.Внешнеполитическая.

7.Внутриполитическая.

Основные принципы:

1.Системность.

2.Согласованность.

3.Непрерывность.

4.Достоверность.

5.Оптимальность

6.Альтернативность.

7.Рентабельность.

8.Аналогия.

За типами прогнозы делятся на:

2.Нормативные.

За периодом предупреждения:

Оперативный - до 1 месяца.

Краткосрочный – от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный – от 1 до 5 лет.

Долгосрочный – от 5 до 15 лет.

Сверхдолгосрочный – на период больше 15 лет.

За сферами:

1.Внутриполитический.

2.Внешнеполитический.

Основные этапы политического прогнозирования:

1.Передпрогнозная ориентация.

2.Построение базовой модели.

3.Сбор данных прогнозного фона.

5.Оценка достоверности и точности прогноза.

6.Построение поисковой модели.

Основные методы политического прогнозирования:

1. За признаком информационной основы:

фактографические;

экспертные;

комбинированные.

2. По принципу обработки информации:

статистические;

аналогии;

прямые экспертные оценки;

экспертные оценки с обратной связью;

опережающие

3. За признаком аппарата реализации:

Экстраполяция;

Интерполяция;

Факторный анализ;

Корреляционный анализ;

Математические аналогии;

Исторические аналогии;

Экспертное опрашивание;

Экспертный анализ.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании

Разделение власти политико правовая теория согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга но при.. теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века.. до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии естественное состояние состояние при котором..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология бывает 2-х видов. Теоретическая изучает сущность политики, ее прир

Субъекты и объекты политики- см.вопрос 1
4. Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный Изучение политический явлений и процес

Политические учения в Средние века и эпоху Возрождения (Б.Августин, Ф.Аквинский, Н.Макиавелли)
Политические теории средневековья представлены следующими именами. Иоанн Солсбирийский разработал теорию правления, основанную на различии 2-х видов государей.

Политическая доктрина социализма К.Маркса и Ф.Энгельса
Социали́зм - экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей чертой, которая

Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности
Идеология занимает особое место в полит-м сознании. Политическая идеология – ценностная система, выражающая отн-е к сущ-им общ-м порядкам, обосновывающая полит. идеалы, принципы, нормы, цели

Политические идеологии в СССР и постсоветской России
Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии


Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, об

Формы правления и административно-территориального устройства государства
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устро

Формы государственного устройства. Российская модель федерализма
Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его част

Конституция РФ 1993 г. о характере отношений между обществом и государством. Тенденции развития российской государственности
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональ


Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.


Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается прав

Распределение властных полномочий в парламентской монархии
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Мо

Концепция плюрализма элиты
Единой элиты как таковой не существует. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Каждая элита находится под контролем материнских групп ее со

Политические партии и их предназначение. Типы партийных систем, их стабильность и эффективность
Партийные системы – совокупность имеющихся в обществе партий и характер отношений между ними, а также между ними и гос-м. Существует 2 типа партийных систем: конкурентные и неконкур

Понятие политической партии. Исторические условия их возникновения, их место и функции в политической системе общества
Партия – политическая организация единомышленников, базирующаяся на определенной идеологии, выражающая и отстаивающая интересы какого-либо социального слоя или класса. Цель партии – борьба за полит

Развитие партийной системы в РФ. Парламентская деятельность партии, партии и исполнительная власть
В широком смысле под политической партией понимают любую группу людей, ставящей своей целью – овладение властью. В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Запа

Партии в России
ЛДПРГлавная цель ЛДПР – возрождение демократического Российского гос-ва. В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерали

Ф-ия легитимации
Парламентаризм есть система государственного устройства, при кот. парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля

Лоббизм, его возникновение и развитие
Лоббизм - оказание давления на парламентария лоббистами путем личного или письменного обращения - лоббирования или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со сторон

Группы интересов и давления, особенности их деятельности в современной Росии
Общественные организации – добровольные объединения, которые имеют фиксированное членство, организационную структуру, свой устав. В политологии принято общественно-п

Особенности политического режима современной России
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе. Особенностью современно


Демократия – возможность избирать и переизбирать власть. Признаки: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. 2. Равноправие граждан. Равноправие фор

Феномен современной российской демократии
Демократия в России с сильными авторитарными чертами. Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в соврем


Представительная демократия - форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется

Понятие политического процесса. Характерные черты политического процесса в современной России
ПО - Это устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. ПП – совокупность действий субъектов по осуществле

Роль цивилизационного фактора в политическом процессе
Цивилизационный подход в политологии базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динам

Стадии развития конфликта
Типология ПК: с точки зрения зон и областей их проявления: · внешнеполитические · внутриполитические по качественным характеристикам – степень в

Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире
Термин «этнополитика» неразрывно связан с понятием «нация» и «этнос». Нация - это общность людей, которая имеет общий язык, об­щую территорию, общую культуру, единство экономических

Основные принципы формирования современных международных отношений
Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж­д. отнош-й (МО).

Национально-государственные интересы на современном этапе
Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к: - обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

Оборона государства
Приоритетным для РФ является политическая, военная и экономическая интеграция со странами СНГ. Устойчивые отношения РФ сложились (особенно за последние 2 года) с Белоруссией, Арменией, Таджикистано


Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в гос. органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс». В ходе избирательного п

Глобализация, ее тенденции и воздействие на ход мировой политики
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мирово

Характерные черты мирового политического процесса
Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по

Политическое прогнозирование,методы
Практика политического прогнозированияразнообразная и различается: 1.За целями и направлениями. 2.За сроками. 3.За основаниями. 4.За инструментарием

Составление политического прогноза
Представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют: структурный анализ соответствующей политической системы, выявление ее компонентов, определение характера связей, зави

55. Политическое прогнозирование: сущность, принципы и методы.

В теории под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Политическое прогнозирование - процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.

Выделяют два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Исходя из этого, в проблеме прогнозирования выделяется также две стороны: теоретикопознавательная и управленческая, связанные с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, т.е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные. Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель

- выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?» Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Цель - прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз

- различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных) политические прогнозы.

Поскольку политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю

совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни, то оно основывается на следующих принципах : альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость):

- принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях;

- принцип системности означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования; принцип непрерывности требует от субъекта, разрабатывающего прогноз, осуществления по мере поступления новой информации, непрерывного корректирования прогнозных разработок;

- принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научнопрогностических исследований. В политической науке существуют различные типологии методов политического прогнозирования. В частности, подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные: объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.);

- спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры («мозговая атака», написание сценариев, прогнозные графы и др.).

Рассмотрим основные методы политического прогнозирования.

1. Моделирование. Это метод исследования объектов познания на их моделях. Возможность моделирования, переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу.

2. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных ее сфер, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом). Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки. Метод «Дельфы». Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опросов; статистическая характеристика группового ответа.

3. Построение сценариев. Написание сценариев означает метод, позволяющий установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, может шаг за шагом развиваться будущее состояние.

4. Метод экстраполяции. Суть данного метода в возможности экстраполирования во времени того или иного явления, не превышая некоторой допустимой для той или иной задачи ошибки прогноза.

5. Брейнсторминг - метод «мозговой атаки». Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной

ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей.

Таким образом, политические прогнозы разрабатываются с целью повышения эффективности и результативности принимаемых решений, избегания нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономическую, социальную и духовную сферы.

Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни. Поэтому политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость).

Принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя “смешивать” с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основаиного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития политических событий. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации (3, с. 93).. Необходимо отметить то обстоятельство, что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует “своя” совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.

Каков же источник возникновения альтернатив? В первую очередь им служат возможные качественные сдвиги, например, при переходе к новому политическому курсу. Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, так и внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следует учитывать и то, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Они определяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей, необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принцип альтернативности взаимодействует с принципом целенаправленности прогнозирования.

Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования в области политики следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования на данном этапе, на данном этапе, практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Решение задачи возможно достигнуть на основании унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватно выражена лишь при максимальном приближении к внутренним, особенностям отдельных блоков прогнозирования, наиболее рациональным представляется использование “блочного” принципа при формировании комплексного прогноза политического развития.

Принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных. политических акций, митингов, забастовок и т.д (4, с. 157).

В качестве примера непрерывного прогнозирования следует назвать разработки Института социально-политических исследований РАН.

Принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.

Все названные принципы прогнозирования нельзя брать изолированно, в отрыве друг от друга.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований. Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов необходимых для этого. “Не только результат исследования, - писал К.Маркс, - но и ведущий к нему путь должен быть истинным”. Принятие научно обоснованного прогноза всецело зависит от того, какой метод или система методов лежит в основе прогностического исследования. Расширение сферы прогнозирования в связи с модернизацией России ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования. Есть основания полагать, что развитие новых методов прогнозирования приведет к появлению новых специальных дисциплин, например, политической прогностики, имеющей своей задачей изучение закономерностей и принципов разработки политических прогнозов.

К настоящему времени сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий характер, так и применяемых в узких областях знания. Основной вопрос состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный в каждом конкретном случае.

Нередко в политологии используются методы, разработанные теми или иными учеными и ими же успешно применяемые. Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политике или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает как бы четыре действия:

  • * для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов. Они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
  • * перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);
  • * в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление “руководящего” мнения должно быть исключено;
  • * проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация идей - метод “мозговой атаки” - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при “мозговой атаке” проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод “мозговой атаки” называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Метод “Дельфы”. Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:

  • а) анонимность экспертов;
  • б) использование результатов предыдущего тура опросов;
  • в) статистическая характеристика группового ответа.

Построение сценариев. По словам известного австрийского специалиста по прогнозированию Э.Янча, написание сценариев означает метод, который пытается установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние. В сценарии, словесном описании прогнозируемой ситуации, особое внимание должно быть обращено на привязывание событий к временной сетке, на связи между событиями, на критические точки, где малые воздействия могут иметь непропорционально сильный эффект. Среди российских политологов это, пожалуй, самый распространенный метод прогнозирования, на основе которого можно более или менее точно предвидеть развитие политических событий в нашей стране.

Разработка сценария принуждает исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить если бы ограничился абстрактными соображениями. Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна основная цель проводимой работы в свете политических задач на прогнозируемый период.

Последовательность действий при написании сценария может быть такова: определение временного интервала - формулировка события - словесное истолкование смысла событий - количественная оценка в эскалационной шкале. Приняв такой порядок, можно, например, начертить график реального течения взаимодействия (между странами - внешнеполитический прогноз - или участниками политического события внутри страны), где по оси абсцисс будут откладываться временные интервалы, по оси ординат - шкала событий в категориях, заранее разработанных и количественно оцененных. Цели и политику целесообразно отобразить в терминах потребностей и интересов.

Одним из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования являются методы экстраполяции.

Сколь далеко можно экстраполировать во времени, не превышая некоторую допустимую для той или иной задачи ошибку прогноза? Существует мнение, что для политических событий предел экстраполяции равен примерно 5-10 годам. Чтобы избежать грубых ошибок в прогнозировании, практикует сложное экстраполирование, представляющее собой комбинацию математико-статистических расчетов с применением выводов теории вероятностей, теории пределов, теории игр, теории множеств - всего арсенала современной математики и кибернетики.

Распространенной методикой описания каких-либо процессов, событий, явлений служит моделирование. Это такой метод исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели. В связи с этим знания полученные" с помощью моделирования не могут быть абсолютно истинными, т.е. полной аналогии между объектами исследования и его моделью добиться невозможно. Кроме того нужно учитывать и то обстоятельство, что события, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке могут привести к совершенно различным результатам.

Конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели составляют содержание метода моделирования. Если при экстраполяции обычно производится, в некотором смысле, “смелое” продолжение динамического ряда на перспективу, то при прогнозировании с помощью модели на будущее переносится в определенной мере существующий механизм процесса.

Выбор того или иного метода прогнозирования политических процессов, событий зависит от целевой группировки прогнозов, от его сроков и времени на разработку.

политический прогнозирование международный внешний

Политическое прогнозирование и моделирование, - две составляющих политического анализа. Термин прогноз происходит от греческого prognosis - предвидение. Политическое прогнозирование это - процесс разработки научно обоснованного суждения о возможных состояниях политической реальности в будущем, альтернативных путях политического развития и сроках достижения политически значимых целей, а также определение конкретных рекомендаций для достижения этих целей.

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня.. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Прогнозирование как научное предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Специфика политического прогнозирования заключается в том, что: оно строится только на базе статистически достоверной информации.

Объектом политического прогнозирования выступает политика. Отличием прогнозов в общественных науках является то обстоятельство, что объекты прогнозов трудно поддаются описанию. Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Первым этапом разработки программы прогностического исследования является определение и уточнение объекта

Типологии прогнозов могут строиться по различным критериям. На основе проблемно-целевого критерия , то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем продолжение существующих тенденций. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, объекта, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей. Такой прогноз должен отвечать на вопрос: какими путями достичь желаемого?

По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования выделяют самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы. В первом случае прогноз имеет настолько сильное воздействие на объект, что сбывается даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Особое желание успеха и творчества в массах под влиянием позитивного прогноза называют «эффектом Пигмалиона» .


Напротив, самоопровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако в этом и состоит их цель. Главное в таких прогнозах - показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации, с тем, чтобы предотвратить подобное развитие событий. Социально-управленческая реакция на неблагоприятный прогноз в виде организованных действий, направленных на то, чтобы он не осуществился, называют «эффектом Эдипа».

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (текущие) (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных).

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Практика прогнозирования руководствуется принципами альтернативности и верификации. Принцип альтернативности означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация прогноза – это определение степени его достоверности, точности и обоснованности.

Существуют три способа разработки прогнозов:

Анкетирование - опрос населения и экспертов.

- экстраполирование и интерполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);

Моделирование - построение поисковых и нормативных моделей.

В политическом прогнозировании выработано много методов, процедур и приемов. По степени формализации все методы подразделяются на интуитивные иформализованные.

Интуитивное прогнозирование применяется при сложности объекта исследования и невозможности учета всех факторов влияния. В этих случаях прибегают к опросу экспертов. Интуитивные методы можно разделить на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных включают «метод интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. В группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссий», «мозговых атак» («деловую игру», «мозговой штурм»). Особую разновидность коллективной экспертной оценки представляет метод Дельфи или дельфийского оракула. Ценность данных полученных путем опроса экспертов во многом определяется составом и компетентностью опрашиваемой группы.

Класс формализованных методов можно разделить на группы системно-структурных методов, ассоциативных методов, методов опережающей информации, математического моделирования и др.

Построение прогнозной модели представляет собой логическую последовательность операций.

1. Предпрогнозная ориентация (программа исследования).

2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта.

3. Сбор данных прогнозного фона и их измерение.

4. Построение динамических рядов показателей - основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции.

5. Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта.

6. Построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта.

7. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза - уточнение гипотетических моделей (обычно методами опроса экспертов).

9. Экспертное обсуждение (экспертиза прогноза) и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения.

10. Вновь предпрогнозная ориентация.

Прогнозное моделирование осуществляется в следующих формах: словесное описание, графическое представление в виде кривых, чертежей, блок-схемы, математическое описание.

При разработке политического прогноза надо помнить, что он всегда носит вероятностный характер, и выступает только в качестве рекомендаций.