О крепостном праве и духовных скрепах.

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин считает, что защита прав человека не должна создавать угрозу государственному суверенитету, а также не должна подрывать нравственные устои и религиозную идентичность общества.

"Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету", - говорится в лекции Зорькина, подготовленной к Петербургскому международному юридическому форуму и опубликованной на сайте КС РФ 19 мая.

В лекции также говорится, что "защита достоинства человека не должна вести к отказу от тех моральных универсалий, на которых сформировалось когда-то человечество и которые до сих пор позволяли ему сохранять себя от саморазрушения".

Эти принципы, по мнению Зорькина, помогут бороться с разрушением общества, характерным для общества потребления. "Рынку нужны массы потребителей, состоящие не из социализированных личностей, ориентированных на общечеловеческие ценности, а из носителей индивидуальных потребительских предпочтений", - подчеркнул он.

Зорькин считает опасными для развития права тенденции по отделению человека от социума, ослаблению социальных связей, которое наблюдается как на уровне семьи, так и на уровне государства.

"Думаю, что было бы неверно, как иногда предлагается, сводить решение этой проблемы к перенесению акцентов с защиты прав различного рода меньшинств на приоритетную защиту прав большинства. Хотя, как показали события 2016 года, например, Brexit, принцип защиты прав большинства, долгое время игнорировавшийся западными обществами, актуален и для них тоже", - говорится в лекции главы КС.

Зорькин выступил со своей лекции на VII Петербургском международном юридическом форуме 18 мая. Сам форум проходит с 16 по 20 мая. На него приглашены делегаты 79 стран, свыше 3,5 тысячи гостей, в том числе иностранные делегации, возглавляемые министрами юстиции, главами конституционных судов, руководителями профильных международных ассоциаций.

Зорькин: ЕСПЧ оторван от потребностей общества

В своей лекции глава КС также заявил, что Европейский суд по правам человека зачастую оторван от реальных проблем общества. В настоящее время заметно недовольство граждан национальных государств экспансией наднационального регулирования, которое, в свою очередь, испытывает "демократический дефицит", заявил Зорькин.

"Под демократическим дефицитом я имею в виду отсутствие у граждан полноценной возможности влиять на принятие решений в тех сферах, где они традиционно считают свой голос значимым", - сообщил Зорькин в лекции. По поводу "значимых сфер" он привел пример: "В вопросах объединения в союзы с другими государствами, передачи компетенции наднациональным органам, открытия границ, влияния на процессы назначения судей в наднациональные судебные органы и так далее".

В этой связи Зорькин особо выделил "проблему демократического дефицита наднациональных органов по защите прав человека, в том числе и Европейского суда по правам человека".

"С момента вступления в силу 11 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ЕСПЧ получил все формальные возможности для того, чтобы целенаправленно изменять конвенционную систему и более свободно воплощать в жизнь свою активистскую позицию, для чего Суд использует разного рода теоретические обоснования и конструкции", - подчеркивает глава КС РФ.

По словам Зорькина, влияние граждан европейских государств на деятельность и решения ЕСПЧ минимально. Это делает Страсбургский суд оторванным от реальности, полагает он. "При этом влияние граждан европейских государств на сам суд практически сведено к минимуму, что, с одной стороны, позволяет обеспечить независимость данного органа, но, с другой стороны, делает его оторванным от реальных социальных потребностей и от реального консенсуса, который имеет место в обществах", - отметил глава КС РФ.

КС готов на компромисс с ЕСПЧ, но при условии диалога

Валерий Зорькин заявил, что Конституционный суд РФ готов идти на компромисс с наднациональными структурами в случае противоречий, в том числе с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), однако это должны быть "диалог и согласование", а не "вертикальная субординация, при которой российский правовой порядок занимал бы подчиненное положение".

"Конституционный суд в своих постановлениях говорит о готовности к компромиссу, границы которого очерчены Конституцией РФ, и выражает стремление к максимально возможному согласованию идентичности конституционного правопорядка с универсальными положениями Европейской конвенции", - подчеркнул Зорькин (цитата по ТАСС).

Он напомнил, что правовой механизм разрешения вопроса о возможности или невозможности исполнить постановление ЕСПЧ в законе "О Конституционном суде РФ" нужен для борьбы с "чрезмерной, то есть не вполне добросовестной, экспансии со стороны наднациональных структур".

По словам Зорькина, именно КС России готов идти навстречу международному сообществу и расширять гарантии прав человека в том случае, если для этого есть "необходимая устойчивая конституционно-правовая конструкция". "В диалоге и согласовании заключается суть правового подхода к решению спорных проблем", - подчеркнул он.

На фоне весенних и июньских акций протеста символично прозвучали слова председателя Конституционного суда Валерия Зорькина о том, что права человека представляют собой угрозу государству и даже человечеству

Эксперт InterSectionProject Олеся Захарова в статье, посвященной этому казусу, приводит цитату полностью: «Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету. Наконец, защита достоинства человека не должна вести к отказу от тех моральных универсалий, на которых сформировалось когда-то человечество и которые до сих пор позволяли ему сохранять себя от саморазрушения».

Это высказывание крайне важно еще и потому, что недавно толкования КС РФ были приравнены по юридической силе к законам, а стало быть слова Зорькина можно толковать как официальную позицию его ведомства.

Главная мысль в высказывании Зорькина состоит в том, что права человека – это идея, таящая в себе угрозу, от которой в современной ситуации, когда «авторитет права утрачен», гораздо больше опасности, чем пользы. Не случайно само словосочетание «права человека», отмечает автор, употребляется почти исключительно в негативном контексте: нарушение, слом, шок, ломка, обрушение, угроза, катастрофа, самоубийство, похороны и т.п.

Председатель КС РФ не отрицает само это понятие: «из того мира, в котором мы живем, не могут быть изъяты права человека», но одновременно он подчеркивает: «Нынешняя эпоха перемен несет с собой риск того, что под руководством определенным образом настроенных «дирижеров» «светлая музыка» правовых текстов прозвучит траурным маршем». Разумеется, под «дирижерами» Зорькин имеет в виду Запад, а траурная музыка с их помощью грозит зазвучать в России. Он добавляет: «Пакты о правах человека были приняты не для того, чтобы с их помощью человечество совершило самоубийство». «Во имя права ныне живущих и будущих поколений мы обязаны сделать все, чтобы светлая музыка «правовых сфер» не обернулась похоронным звоном».

Читайте также: ЕСПЧ не стал рассматривать жалобу футболиста Кокорина

Любопытно, что мысль уже закреплена законодательно. В п.45 Концепции внешней политики РФ, принятой в ноябре 2016 года, предусмотрено, что «Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государств, в том числе в целях их дестабилизации и смены законных правительств».

То есть, объявление прав человека опасным инструментом Запада для дестабилизации российского общества, уже носит официальный статус.

Права человека и прочие подобные понятия Зорькин предлагает заменить традицией и нравственностью.

Все эти «прямое нарушение фундаментальных религиозных заповедей» для религиозных людей, и «болезненный слом традиционных нравственных принципов», «социально-психологический шок» и «ломка глобальной социальности» для светских людей предстают у Зорькина «нравственной катастрофой», в которую Запад ввергает мир. В результате обрушится «весь нравственный закон», рухнут традиции, исчезнет род человеческий…

6 июня в Российская газета опубликовала еще одно выступление Зорькина, в котором он производит права человека из ««голого» рационализма», не связанного какими-либо этическими рамками», который «стихиен и слеп» и «таит в себе опасность апокалиптического «сна»… При этом по Зорькину «рассудок эмансипируется от эмоционально-нравственной составляющей разума … он становится разрушительным». «Не пора ли всерьез задуматься о новом «издании» концепции естественных прав?» — задается вопросом председатель КС.

Читайте также: Удар по Коломойскому = удар по Зеленскому?

Концепция Зорькина состоит из трех элементов:

— признание каких-либо интересов правами человека должно осуществляться «с учетом значимости национальных и региональных особенностей»;

— формирование каталога прав человека невозможно без признания его естественных обязанностей (и Зорькин даже формирует такой список естественных обязанностей, среди которых обязанность поддерживать и сохранять суверенитет страны и ее целостность);

— правами человека следует признавать только те права, которые являются «постоянными ценностями, неприкосновенными для всех».

Само собой разумеется, что институтом способным определить «постоянные ценности», Зорькин называет Конституционный Суд, который, по его мнению, единственный имеет право на «легитимную интерпретацию смыслов», то есть норм Конституции. Демократические механизмы легитимации права больше не нужны, так как «большинство часто бывает незрячим…»

Причины того, почему председатель КС РФ, заслуженный юрист РФ, который должен помнить один из основных юридических принципов разграничения права и морали, религии, вдруг стал много говорить о нравственности и этических основах, понятны. Верховенство права (the rule of law) и права человека, даже если они существуют в редуцированной форме (как это наблюдается сейчас в России), ставят вопрос о легитимности власти через юридические механизмы. При всех ограничениях, которые существуют в нынешнем режиме, официальное закрепление прав человека позволяет населению хотя бы изредка находить лазейки воздействия на власть (пусть точечного, и спорадического). И власти приходится что-то объяснять. Попытки заместить право нравственностью и религией, представив это как некую самобытную черту России, в лучшую сторону отличающую ее от Запада, направлены на смену типа легитимности – безусловной преданности как проявления нравственности. Неслучайно в публичном дискурсе появились разговоры о том, хотят ли россияне видеть путина царем.

«Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету», - заявил Валерий Зорькин в своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме18 мая (см..http://interfax-religion.ru/?act=news&div=67128).

Говоря о религиозной идентичности граждан в связи с государственным суверенитетом и правами граждан, председатель Конституционно суда РФ Валерий Зорькин, как мне кажется, имел ввиду довольно простую вещь и руководствовался следующей логикой.
Вероятно, по мнению, Зорькина соблюдения прав человека на свободное распространение и получение информации, на свободу творчества и соблюдение принципа свободы совести разрушительно для православной религиозной идентичности людей в российском обществе. А поскольку православие уже давно рассматривается властями РФ и руководством РПЦ МП как государствообразующая религия, то обеспечение православной религиозной идентичности большинства граждан РФ по этой логике является необходимым и значимым звеном обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации.

Поэтому по «логике Зорькина», видимо, нельзя позволять печатать, распространять и показывать у нас в стране то, что руководство РПЦ МП считает религиозным кощунством и / или подрывом православия. Например, нельзя позволять распространять и популяризировать «Живую Этику» , чем занимался общественный Музей имени Рериха, который Минкультуры, думаю, именно, «по заказу» РПЦ уничтожает, т.к. с точки зрения РПЦ «Живая Этика» подрывает религиозную идентичность общества, поскольку «Живая Этика» это «сектантство», о чем прямо сказали бывший спикер РПЦ Чаплин, дьякон Кураев, религовед Дворкин.
По этой же логике защиты православной религиозной идентичности граждан «вредно» и нельзя разрешать визиты в Россию Папы Римского, Далай Ламы, поэтому их и не разрешают. Нельзя и «вредно» пускать по логике защиты православной религиозной идентичности на телевидение в посвященные религии передачи протестантов, католиков, да и старообрядцев тоже, поэтому их и не пускают, а священников РПЦ на телевидение пускать для обеспечения религиозной идентичности общества можно и правильно, поэтому их и пускают и т.д. и т.п.. По этой же логике нужно и «полезно» запретить деятельность в России Свидетелей Иеговы, поэтому суд их недавно и запретил.

В общем «логика Зорькина» - это, по-моему мнению, логика ставящая на первое место не защиту и обеспечение Конституционным судом прав человека в Российской Федерации, а логика человека, видящего в обеспечении прав людей на свободу совести, на свободу получения и распространения информации, на свободу творчества угрозу их религиозной православной идентичности, что в свою очередь, угрожает государственному суверенитету Российской Федерации. Мне эта логика представляется архаичной, антиконституционной, антиправовой и, по сути, антигосударственной. Если я правильно понял и правильно описал «логику Зорькина», то, вообще говоря, он не может оставаться членом Конституционного суда РФ..

Валерия Зорькина председателем Конституционного суда. Не остановило сенаторов даже то, что Зорькину 74 года, в то время как предельный возраст пребывания судьи на госслужбе - 70 лет. Зорькин стал председателем Конституционного суда в 1991 году и не дал Ельцину запретить КПСС и слить МВД с органами безопасности. В 1993 году Зорькин поддержал Хасбулатова в конфликте с Ельциным, и когда президент этот конфликт выиграл, вынужден был уйти с поста главы КС, вернувшись уже только в 2003 году. С тех пор он неизменно поддерживал все инициативы исполнительной власти, включая поправки к Конституции, продлевающие президентский срок. За это время он отметился рядом громких заявлений, в том числе поддержав крепостное право и выступив против гендерного равноправия. The Insider выбрал 7 самых безумных высказываний Зорькина в период его работы во главе Конституционного суда.

1. О крепостном праве и духовных скрепах

Зорькин дал положительную оценку крепостному праву, отмененному в 1861 году. «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши»», - написал он в статье под названием «Сон права рождает произвол», опубликованной 26 сентября 2014 года в «Российской газете».

Зорькин также провел аналогию между реформами Александра II и девяностыми годами XX века, когда президентом России был Борис Ельцин. По мнению председателя КС, такие резкие изменения всегда приводят к социальному хаосу, который «как правило, приходится гасить контрреформами и репрессиями».

2. Явь, Навь и Правь — как Зорькин отправил себя в мир богов

«В славянском мифологическом миропонимании (в некоторых его интерпретациях) различают три стороны бытия или три мира — Явь, Навь и Правь. Явь — это мир явленный, осязаемый, соотносимый с понятием материи. Навь — можно уподобить области отражения, или информации. Правь — это мир „богов“, а, точнее говоря, сфера должного, законов, управляющих реальностью, или мера вещей. Причем все эти три мира неразрывно связаны и одновременно заключены один в другом, подобно трем сказочным царствам — хрустальному, серебряному и золотому, — свернутым внутри волшебного яйца», - эту картину мира глава КС также изложил в своем трактате на страницах «Российской газеты».

В действительности вся эта теория взята из известной исторической фальсификации — «Велесовой книги», созданной уже в середине XX века русским эмигрантом Юрием Миролюбовым и имитирующей праславянский язык.

3. О неравенстве мужчин и женщин из-за «биологических различий»

Попытки уравнять права мужчин и женщин, «не принимая во внимание их естественные биологические различия», расходятся с традиционными семейными ценностями и угрожают существованию человечества, считает председатель КС. Об этом Зорькин на открытии ХХ Всемирного русского народного собора в Москве в ноябре 2016 года.

4. Об отсутствии прав у «сексуальных и гендерных меньшинств»

Зорькин выступил также против ряда западноевропейских законов, в частности, против признания прав сексуальных меньшинств. «Я имею в виду такие законодательные новеллы, которые объявляют правовой нормой нетрадиционные модели поведения сексуальных и гендерных меньшинств, санкционируют вторжение государственных органов и правительственных организаций во вполне благополучные семьи».

5. О том, как права человека в России не должны создавать угрозу государству

Защита прав человека не должна «подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность», заявил Зорькин на Петербургском международном юридическом форуме в мае 2017 года.

«Вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи должно быть очень осторожным, оно должно укреплять, а не разрушать отношения между ее членами. Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету. Наконец, защита достоинства человека не должна вести к отказу от тех моральных универсалий, на которых сформировалось когда-то человечество и которые до сих пор позволяли ему сохранять себя от саморазрушения» — убежден глава КС.

6. Об Амстердаме и Махачкале

«Давайте оставим в стороне, как ты хочешь жить, свободу мысли и так далее, я это не затрагиваю, я затрагиваю специфические условия, которые явно говорят, что не может быть одинаково в Амстердаме и в Махачкале», заявил Зорькин, обосновывая право местных властей запрещать гей-парады.

7. Самый туманный суд в мире

«В решениях Конституционного Суда должна сохраняться некая загадка, намеренная многозначительная недоговоренность, скрывающая многозначность, которая лишь подчеркивает главное, конституционное содержание, в остальном оставляя законодателю полную свободу выбора», — так Зорькин охарактеризовал работу КС.