Нирвана достигается. Нирвана: значение слова

1.Nirvana

Одним из самых узнаваемых логотипов в истории музыки, действительно можно назвать, этот смайл и надпись со шрифтом Onyx. Логотип Nirvana впервые появился на флаере, по случаю выхода альбома Nevermind. Лицо с улыбкой, по-видимому, было нарисовано самим Кобейном - но что послужило для него вдохновением, точно не известно. По одной версии, он немного переделал эмблему сиэтлского стрип-клуба Lusty Lady, по другой - попытался нарисовать лидера Guns’n’Roses Эксла Роуза в своей интерпретации. Лого Nirvana стало культовым и не сходило с футболок и худи на протяжении более двух десятилетий.

2. Unkle

Американский граффити-художник Futura был известен, как иллюстратор и графический дизайнер для многих музыкальных групп. Два робота с пушкой вместо рук отлично передали атмосферу первого альбома Unkle – Рsyence Fiction.

3. The Doors

Логотип культовый американской рок-группы во главе с Джимом Моррисоном передает всю простоту и гармоничность их музыкального стиля. Смелый, геометрический дизайн, стильные зеркальные «O» и крошечное, но психоделическое «The» как нельзя лучше возвращает в атмосферу 60-х годов.

4. Wu-Tang Clan

Знаменитое лого нью-йоркского коллектива не спутать ни с одним другим. Вдохновившись логотипом Бэтмена, дизайнеры решили обыграть большую букву W и размещать ее на разнообразных атрибутах хип-хоп культуры.

5. Run DMC

Run DMC, будучи разрушителями барьеров в музыке, ворвались музыкальный мейнстрим и задали ему темп. Вставленные между двумя жирными красными полосами, набранные тяжёлым шрифтом Franklin Gothic Heavy, эти шесть заглавных букв стали наиболее копируемым логотипом всех времён.

6. Justice

Скандальный логотип французского электронного дуэта в виде креста в различных световых вариациях сопровождает каждое выступление коллектива. Кроме того, этот символ появился на афишах, обложках студийных альбомов Justice и стал практически синонимом к их песням. Как расcказал солист группы Гаспар Оге: « Мы приняли такое решение потому что мы считаем, что музыка, она как церковь – объединяет и собирает вместе хороших людей».

7. Ramones

Друг четырех основателей рок-н-рольной группы из Квинса художник Артуро Вега, делая им логотип, не раз его модифицировал и менял, но неизменным всегда остается одно: символ силы – американский геральдический белоголовый орел с надписью.

8. Misfits

Один из самых запоминающихся панк-рок-логотипов на самом деле был позаимствован: в 1979 году лидер группы Гленн Данзиг увидел знаменитый череп на постере к фильму «The Crimson Ghost» и решил использовать его сам. Лого оказалась настолько популярным, что этот образ быстро стал талисманом для группы и часто использовались на релизах группы и товаров для фанов.

9. Metallica

Знаковый зубчатый логотип был придуман к выходу первого альбома коллектива «Kill Em All» в 1983 году Джеймсом Хэтфилдом. На пластинке «Load» в 1996 году логотип претерпел незначительный редизайн, но фирменный колотый дизайн «M» и «A» вернулся после «St. Anger» в 2008. Надпись-лого Metallica в школьные годы можно было найти на каждой третей кожаной куртке и толстовке, в то время как более старшее поколение отдавало дань группе с помощью тату.

10. The Rolling Stones

Ну как мы могли пройти мимо легендарного высунутого языка Rolling Stones? Известный во всем мире логотип британской рок-группы в виде губ и нагло высунутого языка Мика Джаггера впервые появился на альбоме «Sticky Fingers». Он был создан в 1971 году дизайнером Джоном Паше, получившим за свою работу всего 50 фунтов.

Нирвана (санскр. — угасание, прекращение, исчезновение) — в дхармических религиях : конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного познания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Нескончаемый покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при неотклонимом сохранении особенности. Достигнув нирваны, человек начинает сознавать себя во всём сущем и всё сущее внутри себя.

В брахманизме и индуизме нирвана понимается какслияние с Брахмой.

В буддизме нирвана:

  • непознаваемое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости;
  • разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый покой;
  • не поддается никаким определениям;
  • по поводу того, как конкретно нужно осознавать нирвану, посреди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры.
  • Принципно принято различать 3 вида нирваны:

  • мгновенная нирвана — краткосрочное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку;
  • актуальная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни;
  • нескончаемая нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
  • Согласно учению Будды, невзирая на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в каком мучения больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме нередко обозначается понятием амата, абсолютного духовного заслуги, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

    Сутра-питака охарактеризовывает нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с парадоксами бытия, он становится непреходящим, нескончаемым, тем становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание неведения (авидьи), погружающего разум в нескончаемую вереницу перерождений, зависимого существования (сансару). В серьезном смысле нирвана не является любым местом либо состоянием, это — постижение бесспорной правды.

    Ведущие буддийские направления по-разному толкуют это важное для первой мировой религии понятие. В тхераваде (хинаяне) нирвана — выход из круга перерождений (сансары) и переход в полное небытие. Будда Шакьямуни как раз и был первым из людей, который обрел нирвану. Исходя из убеждений тхеравады, нирвана — это приведение в состояние покоя дхарм, «волнение» которых конституирует то, что на уровне обыденного («непросветленного») сознания воспринимается как живое существо. Это достигается, согласно четвертой «благородной истине», следованием «благородному восьмеричному пути».

    В тхераваде различают два вида нирваны:

  • нирвана «с остатком» — в ней пребывает буддийский святой (архат) перед окончательным выходом из круга перерождений («остатком» является его тело, которое именуют «последним»);
  • нирвана «без остатка», когда у архата «успокаивается» весь набор дхарм, и он надолго прекращает существование.
  • Тхеравада построила противопоставление нирваны и сансары в ранг основной трудности обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим конечную цель существования, состоящую в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. Но, в отличие от махаянистских школ, тхеравада не считает двойственность нирваны и сансары преодолимой, два этих контраспекта результативны всегда и для всех, включая Будду и архатов.

    Как показательный пример этой двойственности, часто приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достигнул нирваны, однако был также и в сансаре, ибо был воспринимаем органами эмоций окружающих.

    Понятие нирваны (как и многие другие и, сначала, представление о Будде) было кардинально переосмыслено в махаяне . В согласовании с доктринами махаяны, нирвана сначала рассматривалась как контраспект сансары, составляя с последней единую действительность. Позднее, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Нирвана тут уже не небытие, а, напротив, самое совершенное бытие, состояние, в каком пребывает Будда (Будда). Будда же в собственном базовом методе бытия — «теле Дхармы» — вечен, вездесущ, всеобъемлющ и вроде бы пронизывает все сущее своими свойствами. Отсюда делался вывод, что хоть какой человек вначале наделен «природой» Будды, а как следует, может пребывать в нирване. Это важное положение учения махаяны об освобождении формулируется как «сансара есть нирвана».

    Религиозная практика в махаянистских школах направляется на постижение и реализацию человеком собственной изначальной природы, что подразумевает и обретение нирваны. Правда, не все школы допускали возможность подобного прозрения всеми в отсутствие исключения людьми, а именно, в этом отрешалось различного рода грешникам.

    Источники:

  • waylove.ru — определение нирваны;
  • ru.wikipedia.org — информация о нирване в Википедии;
  • sr.artap.ru — статья «Нирвана» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010;
  • ru.encyclopedia-of-religion.org — Философская энциклопедия;
  • terme.ru — дополнительно о нирване.
  • Дополнительно на сайт о религии:

  • Что такое дхармические религии?
  • Что такое авраамитические (авраамические) религии?
  • Что такое индуизм?
  • Что такое буддизм?
  • Что такое христианство?
  • Что такое ислам?
  • Что такое сунна?
  • Что такое Библия?
  • Что такое иудаизм?
  • Что такое шаббат?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Что такое исихазм?
  • Что такое старчество в Православии?
  • Как именуется чин прославления подвижника в лике святых?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Что такое хрислам?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
    • Что такое нирвана?

      Нирвана (санскр. — угасание, прекращение, исчезновение) — в дхармических религиях: конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного познания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Нескончаемый покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при неотклонимом сохранении особенности. Достигнув...

    Людям свойственно к чему-то стремиться. О чем-то мечтать, предпринимать какие-то шаги к достижению тех или иных целей. Есть понимание того, что для человека хорошо, а что плохо, и когда возникают расхождения между желаниями и действительностью, человек испытывает разочарование, боль, страх и другие негативные чувства.

    Многие люди полагают, что будут счастливы, если получат все, что им необходимо. Хорошую работу, много денег, здоровье, семью и т.д. и т.п. – этот список можно продолжать долго. Но на практике такое счастье является обусловленным, ненастоящим. Радость от получения желаемого быстро проходит, возникают новые желания. В итоге вся жизнь проходит в погоне за теми или иными достижениями.

    Состояние нирваны исключает саму потребность в чем-либо. Оно напрямую связано с угасанием человеческого «я», той самой личности, которая имеет имя и фамилию, профессию, взгляды и убеждения, желания и привязанности. Но что останется от человека, если личность исчезнет?

    Сознание и осознание

    Сознание обычно определяют как способность сознавать – то есть понимать происходящее, свое состояние и место в мире. Мыслительная способность человека напрямую связана с сознанием. Но что происходит, когда мыслительный процесс останавливается?

    В такие моменты человек просто смотрит на мир. Все видит, слышит, воспринимает, но не анализирует. Осознавать – значит присутствовать, быть, находиться в текущем моменте. Есть только то, что существует в данный момент, ничего другого нет – ни прошлого, ни будущего. Нет мыслей, а значит, нет и переживаний, надежд и стремлений.

    Именно в такие моменты человек начинает осознавать свое разделение на две части – на «я» как личность и «Я» как осознание, как Того, Кто Наблюдает. Попробуйте понаблюдать за своими мыслями – и вы поймете, что это возможно, что есть тот, кто думает – «я», эго, и истинное вечное «Я» человека – его суть, дух, монада, смотрящее на мыслительный процесс со стороны.

    Достижение нирваны

    Состояние нирваны напрямую связано с потерей человеческого «я», эго, личности. Исчезает тот, кто стремился, боялся, мечтал, желал и т.д. и т.п. Лично вы никогда не сможете достичь нирваны, потому что на этом пути вы умираете как личность, как эго. Именно эго стремится достичь нирваны, не понимая, что на этом пути его ждет смерть. Но в момент этой смерти человек рождается заново как существо более высокого порядка. Теперь он – само осознание, само бытие. Жалкая человеческая личность, порождение ума, исчезла. Этот процесс известен как просветление, он и приводит к нирване как к состоянию свободы от страстей и желаний.

    Как достичь нирваны на практике? Прежде всего, необходимо осознать всю условность и ограниченность человеческих мнений, знаний, рассуждений. Очистить сознание от всего лишнего, отбросить все, что не является ценным, без чего можно обойтись. Это очень сложная и долгая работа, так как эго судорожно цепляется за жизнь. Чтобы жить, оно должно кем-то быть – иметь имя и фамилию, профессию, социальный статус, что-то собой представлять в этом мире. По мере того, как все это нагромождение ментальных построений начинает осыпаться, слабеет и эго.

    В какой-то момент человек осознает, что он больше не стремится к нирване и вообще к чему бы то ни было. Все, что ему остается, это быть – пребывать в текущем моменте без надежд и стремлений. Именно в этом состоянии однажды и приходит тот краткий миг, когда эго умирает. Наступает просветление, человек рождается заново.

    Состояние просветления очень приятно – это самое приятное из того, что вообще можно испытать. При этом человек не становится существом, которое просто сидит с блаженной улыбкой и ничего не хочет делать. От прежней личности у него остается память, какие-то прежние интересы и стремления. Но они уже не имеют над человеком силы – если он и работает над достижением чего бы то ни было, то исключительно по привычке, ради самого процесса. Одно дело не лучше другого, человек просто чем-то занимается, получая удовольствие от любого занятия. При этом в его сознании царит абсолютный покой.

    НИРВАНА

    НИРВАНА

    (санскр. nirvana, пали nibbana - затухание, угасание, иссякание, успокоение) - согласно всем школам буддизма, человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». В буддийских текстах различаются Н. и паринирвана - полная Н., осуществляемая лишь с последним развоплощением. Если в первоначальном и ортодоксальном буддизме Н. может быть достигнута лишь обретшим высшее монахом и должен пройти весь долгий путь к ней самостоятельно, то в махаянском (где Н. приобретает Абсолюта) - любым человеком, черпающим силы для ее достижения благодаря аккумуляции заслуг и непосредственной помощи будд и бодхисаттв.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    НИРВАНА

    (санскр., букв.- остывание, угасание, затухание) , одно из центр. понятий инд. религии и философии. Получило особое в буддизме, где означает высшее вообще, конечную человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. , с - как центр. понятие ролиг. философии.

    Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в крых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстаёт как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешённости. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, которое предстаёт с интеллектуальной стороны как истинное , с нравств.-эмоциональной - как нравств. совершенство, с волевой - как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не «Я», а, наоборот,- раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта) . Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо , добро) , от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны - это покоя (блаженства - в отличие от счастья как ощущения движения) , с внешней - состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его . Поскольку снимается само «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишёнными смысла.

    В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хи-наяны в этом отношении характерна вайб-хашики, согласно которой Н. в роли абс. реальности предстаёт как некий неподвижный, неизменный, единственный в своём роде элемент - дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей - космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит всем религиям на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей её и от брахманистскоиндуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность её с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

    Vаlleе Poussin L. de la, Nirvana, P., 1925 ; Steherbatskу T h., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927 ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Westerninterpreters, Chi.- L., 1908 ; Joliansson E., The psychology of Nirvana, N. Y. , 1970 ;

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

    НИРВАНА

    (санскр. – прекращение, на языке пали – nibbana)

    состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное . Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .

    НИРВА́НА

    (санскр. – nirvāna, пали – nibbāna, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель "пути освобождения" и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: "Есть , где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на "земной мир" и "неземной", "этот мир" и "тот мир", "обусловленный мир" и "необусловленный". Существование "необуслов-ленного" мира нигде не доказывается. Одним из обозначений "того мира" является Н. Буддисты различают два рода людей: обыкновенных и "святых", принадлежащих к двум совершенно различным планам существования – "мирскому" и "потустороннему". Человек становится "святым" при вступлении на "путь", т.е. когда он отрывается от всего "земного", порывает связи с "обусловленными" вещами и стремится только к Н.

    Н. представляется "немыслимой", "непостижимой", в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. "Святой" постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это , бессмертие в изменчивым, непостоянным вещам. Н. – , прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера , мужество, внимание , сосредоточение и мудрость) и через "три двери освобождения": пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита). Как только поняты эти "три двери освобождения", высший учения не представляет больше трудностей и все становится самоочевидным.

    Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и "обусловленных". Н. в противоположность им относится к "необусловленным" дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются "дверями освобождения". Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – " ", поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая.

    Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvâna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; Sangharakshita В., А survey of Buddhism, Bangalore, ; Сonze Ε., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., .

    И. Кутасова. Москва.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

    НИРВАНА

    НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbдna - угасание, потухание) - в индийской религиозной (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши , ашая), которые “подпитывают” перерождения (сансара , карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия - прежде всего духкхи.

    В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более “продвинутых” - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую . Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

    В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании ( тождества нирваны и сансары).

    В. Г. Лысенко

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "НИРВАНА" в других словарях:

      - (инд.: покой, блаженство). В буддизме: священное самозабвение путем погружения духа в ничто; удаление от всего суетного; нирвана или нирвена: слитие Будды с высочайшим существом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

      Нирвана - (санскр., пали – ниббана – сөзбе сөз (буквально) «тіршілік етуді тоқтату», «өшу», «сөну») – үнді діни философиялық ойының негізгі категорияларының бірі. Күнделікті азап қасіретке толы бақытсыз болмыстан арылып, карма заңының негізінде қайта… … Философиялық терминдердің сөздігі

      - (санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы … Энциклопедия мифологии

      - (иноск.) полное спокойствіе. Ср. Нынѣшній человѣкъ, если онъ не буддистъ въ душѣ и не ставитъ Нирвану идеаломъ существованія, можетъ мечтать только объ устойчивомъ равновѣсіи... чаши страданій и радостей точкѣ счастія... Серг. Печоринъ. Любовь и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      Блаженство, небытие Словарь русских синонимов. нирвана см. небытие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Нирвана

    санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

    В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

    В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓