Миссия психолога. Основная задача и миссия психологии как науки

Дисциплина: Психология
Тип работы: Доклад
Тема: Миссия психолога в системе образования

Миссия психолога в системе образования.
В современных условиях государство не берёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда не может
вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем. Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе
это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог, принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два
простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи
Битяновой,
Бегловой,
Сартана, Степановой и других авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких
представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые
частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому \"помогать\" - точно не отвечают, кажется, детям. Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи,
которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.
Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом
сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли
можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем, адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от
консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога
расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет
психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.
Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может
выглядеть, что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным
процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не
рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные
особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,
взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу. Ситуация обследования в
школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже
не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между
людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы
можем дать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше,
школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает
ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что
психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как
ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог точки
прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности. Видится проблема в том, что нет пока в образовательном
сообществе представления о миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься
развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили,
чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый
специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического
коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как,
хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
Наверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение.
С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.
Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии
школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное...

Забрать файл

Многие люди до сих пор относятся к профессии «психолог» с небольшой настороженностью, так как плохо представляют себе, кто такие психологи и как они работают.

Данная профессия до сих пор окружена различными мифами, мешающими, порой, вовремя обращаться за помощью и разрешать свои жизненные проблемы.

Вот одни из самых распространённых мифов и заблуждений о психологах.

Миф 1. Психологи и психотерапевты работают только с психами.

Сегодня многим людям необходима психологическая помощь, но из-за устоявшихся стереотипов люди не обращаются за помощью к специалисту. И дело здесь ни сколько в ограниченных финансовых возможностях, сколько в самом восприятии профессии психолога. Разговоры о том, что человек ходил к психологу или консультировался у психотерапевта, часто вызывают насмешку или отторжение, и в сознании нашего человека проносятся картины смирительных рубашек, кушеток, и таблеток, если пошел к психологу – значит, психически болен.

А все дело в том, что многие не видят различий межу работой психиатра и психолога, психотерапевта. В то время, как это совершенно разные профессии, и цели работы у них разные.

Большинство людей, имеющих психологические проблемы, на самом деле, являются психически здоровыми людьми. Эти люди обращаются к психологам и психотерапевтам, которые работают по определению с психически здоровыми людьми, сталкивающимися в повседневной жизни с теми или иными трудностями или занимающимися саморазвитием.

Психиатр же – это врач, который работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьезные нарушения и отклонения в психике. Это медицинское направление работы, которое занимается преимущественно фармакологическим лечением. Такой врач диагностирует психическое расстройство и назначает конкретные медицинские препараты пациенту (не клиенту). Такое лечение может быть амбулаторным или же в условиях стационара. Примером психических расстройств могут быть шизофрения, паранойя и др.

Разница между психологом и психотерапевтом же не столь очевидна.

Главной целью психолога является расширение восприятия клиента до того уровня, на котором клиент понимает причины своих проблем, сам находит способы решения, переосмысливает свои поступки и определяет стратегию на будущее. Области работы психолога –это консультирование, коучинг, целеполагание и др.

Психотерапевт же работает более глубоко и основательно, со сложными ситуациями, глубокими психотравмами и личностными проблемами. В процессе психотерапевтической работы может существенно измениться внутренний мир клиента, а это значит, что появляется новое поведение, новое отношение к чему либо, новое понимание жизни себя и других

Главная цель психотерапевта - это изменение настроек психики у клиента. Это может быть работа с ощущениями, чувствами и мыслями, такими как ненависть, фобии, стыд, страх, неуверенность в себе и многое другое. И в данном случае мало понять, в чем проблема, важно так же изменить эти настройки в себе.

Психотерапевты также работают с психотехнологиями (методами, техниками), позволяющими проработать детский травматический опыт или, например, проблемы с внутриутробным периодом развития, проблемы созависимости с другими людьми, техниками изменения ограничивающих убеждений и многие другие так же входят в арсенал работы психотерапевта.

Психологическое консультирование и психотерапия взаимно переплетены. Сейчас трудно найти психолога без знания психотерапевтических техник, как и психотерапевта без теоретической психологической базы и навыков консультирования.

Порой, работа, которая начинается как консультация, часто перерастает в серьезную психотерапию с глубокой личностной трансформацией.

Миф 2. Основная задача психолога - это дать совет.

Психологи и психотерапевты не занимаются раздачей советов. Основной целью работы специалиста является оказание помощи клиентам для разрешения волнующих их вопросов, а так же создание условий для того, чтобы человек смог самостоятельно найти выход.

Ведь давно известно, что глубоко в бессознательном человек уже знает решение своей проблемы. Поэтому специалист, работая с клиентом, помогает ему найти в себе самом выход и взять на себя ответственность за свою жизнь, убрать всё преграды на пути к желаемому.

Миф 3. Психолог не может иметь своих проблем, а если проблемы есть, то разве он специалист?

Психотерапевты ничем особенно не отличаются от других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении или у врача - стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса. Все мы живые люди, и психологи не исключение.

Только в отличие от своих клиентов у психолога больше соответствующих знаний и опыта, позволяющих наиболее эффективно справляться с трудностями. Человек, обладающий психологическими знаниями, гораздо быстрее и легче понимает, где лежат причины возникшей проблемы.

Миф 4. Психолог и психоналитик – это одно и то же.

В сознании современного человека, очень крепко засел образ голливудского психоаналитика из фильмов. Такой специалист из кинофильмов участливо выслушивает жалобы клиента, с пониманием кивает и что-то записывает в свой дневник. А клиент, не теряя ни минуты, комфортно расположившись на кушетке, изливает все то, что наболело.

На самом деле психолог и психоаналитик - это не слова-синонимы.

Психоанализ – это лишь одно из направлений (хоть и очень обширное) в психологии, позволяющее консультировать людей.

Между тем, например, в Российской Психотерапевтической лиге на сегодняшний день насчитывается более 40 официально признанных направлений психологического консультирования.

Это может быть гештальт-психология, транзактный анализ, интегральное нейропрограммирование, нлп и др. У каждого направления своя специфика и свои принципы, на которых строится работа. И каждому человеку подойдет какой-то свой метод работы.

Миф 5. «Психологи помогают решить только психологические проблемы».

Устоявшееся убеждение, о том что сфера психологии – это только душевные терзания, и психические патологии человека, закрывает для людей возможности решить денежные проблемы, вернуть здоровье, подняться по карьерной лестнице, изменить свое будущее и многое другое.

Например, психолог, психотерапевт вам легко объяснит, что не денег не хватает, а не хватает ваших внутренних ресурсов (например, понимания своей цели, адекватного отношения к деньгам, смелости, чтобы открыть свое дело, самооценки, чтобы претендовать на большую зарплату). А самое главное, что не только объяснит, но и поможет проработать или минимизировать влияние внутренних и внешних ограничений.

Миф 6. Психологи видя т собеседников насквозь.

Бытует мнение, что психологи мгновенно считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно видят человека насквозь и знают все о нем.

Но это также один из распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше «читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.

Чаще бывает, что за годы работы профессионалы собирают достаточное количество материала по клиентским запросам, которые по своей сути схожи у многих. Например, такие темы как развод, воспитание детей, сложности со здоровьем или карьерный рост довольно распространены.

Но и это не может быть решающим фактором, потому что каждый случай индивидуален, и истина будет выявлена только в процессе самой работы с человеком.

Субъективное оценивание же происходящего, развешивание ярлыков на клиента, определение человека как того или иного типа личности, классифицирование на самом деле не являются решением проблем.

Миф 7. Психолог в прошлом должен был сам пережить ту проблему, с которой к нему обратился клиент.

Этот миф наиболее распространен среди людей, которые пережили определенную психологическую травму. И в связи с этим такие люди считают, что им может помочь только лишь тот специалист, который сам пережил нечто подобное.

Если на минутку представить, то сам запрос на такого специалиста немножко абсурден, как если бы лежа на операционном столе с острым аппендицитом, вас волновал бы вопрос, имел ли ваш оперирующий врач в прошлом такой же диагноз. Или другой пример: как если бы врачами-акушерами были бы только женщины и не было бы в этой профессии мужчин, которые по умолчанию не могут выносить и родить ребенка.

Скорее всего, в этих ситуациях по-настоящему волнует только одно – своевременно оказанная помощь профессионала. Так же и в отношении психологической помощи.

Тут, скорее всего, вопрос в доверии к конкретному специалисту, конкретному методу работы или реальном желании решить свои проблемы.

Миф 8. Психологи – самые мягкие и тактичные люди, которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют.

Несомненно, одна из задач психолога - это помочь клиенту и поддержать его. Но наряду с другими мифами о его работе, сложилось мнение, что психологи и психотерапевты - это такие специалисты, которые просто по умолчанию не делают больно, словно они должны только «поглаживать» клиента (соглашаться, кивать, потакать).

И если клиент вдруг начинает испытывать какой-либо психический дискомфорт во время терапии или консультирования, то этот его психолог какой-то не такой, не мягкий, не добрый, жесткий, «обижающий» клиента.

Но на самом деле, для того, что произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую нужно пережить различные эмоции, часто обозначающие сопротивление работе и изменениям, такие как страх, дискомфорт в теле, потерянность и агрессия.

В работе психотерапевта используются не только так называемые «поглаживания». Умение говорить болезненную правду, умение провоцировать вносят существенное качество, помогая выявить скрытое сопротивление, делая работу более плодотворной.

Грамотными психологами не становятся за минуту. На обучение профессии уходят годы, к тому же специалисты постоянно занимаются профессиональным самосовершенствованием, изучая новые методы, проходя супервизии и индивидуальную психотерапию.

Аудитория сайта - психологи, психотерапевты, бизнес тренеры, организаторы тренингов . А также все те, кто ищет предоставляемую ими информацию и услуги, интересуется личным развитием, тренингами и обучающими программами.

Статьи по психологии, блоги, видео, форум.

На сайте можно записаться на личную встречу с психологом или на онлайн консультацию.

Есть расписание тренингов и вебинаров по психологии.

Отсюда происходит множество психологических проблем.

Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе это – психолог. Кому и зачем мы нужны в школе? То, что школе нужен психолог, принимается как постулат.

Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи Битяновой, Бегловой, Сартана, Степановой и других авторов.

Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому "помогать" - точно не отвечают, кажется, детям.

Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи, которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.

Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.

Вместе с тем, с родителями отношения складываются адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога расширены возможности – ребенок все время перед глазами. Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.

Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может выглядеть, что должно быть в результате.

Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не рождало у окружающих неоправданные надежды. Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала.

Только это надо, скорее, взрослым – учителям, родителям – знать, что делать.

Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу.

Ситуация обследования в школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата). В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы можем дать детям.

Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше, школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.

Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу.

Учитель добивается результата, психолог - исследует процесс.

Именно психолог может выявить точки прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения. Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности.

Видится проблема в том, что нет пока в образовательном сообществе представления о миссии школьного психолога.

Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь.

Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили, чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ.

Именно поэтому каждый специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему. Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического коллективов оставит место для свободы Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию.

Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как, хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования. Н аверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение. С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.

Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного - принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностями развития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подхода к становлению личности каждого ученика. Это в корне противоречит устоявшемуся представлению о том, что задача психолога - находить недостатки в развитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт «нормального ученика». Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает больший отпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самого хорошего психолога.

Оспаривая это мнение, особо отметим, что задача психолога, занимающегося сопровождением, - открыть ребенку «различные грани бытия», показать, что жизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или иной субкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и право выбора своего жизненного пути остается за ребенком.

Подводя итоги отметим значимость подобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий. Стоит признать, что право на существование имеют различные модели психологического сопровождения.

Главное при этом, чтобы психолог постоянно осознавал цели своей деятельности.

Должны ли школьные психологи принимать участие в воспитании? Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не должен слепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многие представители психологической науки считают, что именно с ее помощью можно решить все проблемы и как бы встать над остальными.

Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока.

Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизация образования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. В начале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, что существуют четыре сферы бытия человека.

Первая сфера - биологическая.

Вторая - социальная.

Третья охватывает сферу культуры.

Четвертая рассматривает человека как члена «социума духовных существ». Психолог в большей степени может воздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знания культуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. А при неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск. От воспитателя требуется определенный уровень личностного развития.

Многие известные психологи и психиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности.

Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательными воспитателями.

Принципы в ассортименте П рофессиональное сообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можно считать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводил список вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий не появилось, но и прежних не поубавилось.

Рассмотрим их еще раз в том же порядке.

Вернее, наоборот, в том же бес порядке, поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может.

Обеспечение психологического здоровья и психологического комфорта ребенка и всех участников образовательного процесса Безусловно, красивая идея, но само понятие «психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическую реализацию.

Мониторинг образовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений - распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный, например, в Самарской области.

Принцип хорош четкостью разделения обязанностей и логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но его оборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А это создает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легко скатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется». Помощь ребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборе собственного жизненного пути - идеология психологического сопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочь ребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.

Содействие образовательному учреждению в создании социальной ситуации развития - официальная формулировка из Положения о службе практической психологии образования. За несколько лет так и не встретил человека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.

Комплексная помощь различных специалистов в профилактике и преодолении трудностей - питерская модель сопровождения.

Мучительно пытается перерасти рамки метода организационного построения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и свое назначение.

Защита интересов ребенка, его уникальности и индивидуальности - воплощение тезиса о психологе как специалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, но организационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока не разработаны.

Возврат в школу воспитательного процесса - ностальгический реликт, озвучиваемый самыми разными специалистами.

В одно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.
(Омар Хайям)

Омар Хайям - поэт, философ и ученый. Его светлые мысли, четверостишия зацепили меня в начале моей профессиональной деятельности. Уж слишком изящны и точны по глубине и форме его слова, трактаты и цитаты. Не так ли, друг мой!? «Да - да» - ответишь ты, и поддержу тебя я в этом! Поддержу, помогу, увижу «листвы зеленой вязь, весну и небо голубое» в тебе, мой ученик, коллега, ребенок иль клиент.

Моя профессия – психолог. Я так давно решила. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это: чужие проблемы, чужие ссоры и конфликты. А нет!!! Я радовалась, когда мир вокруг становился добрее и прекраснее.

Миссия… Когда слышишь это слово, начинаешь думать о чем-то высоком, значимом. Кажется, что ты, отдельно взятый человечек, не можешь нести в себе все, что заключено в это понятие – не под силу. Профессия психолога наряду с некоторыми другими - например учителя или врача - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, психолог - помочь стать человеком, увидеть положительное даже там где его... Может и нет?А может оно так спрятано далеко, что понадобятся годы, чтобы взрастить его!

Психология зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии: быть всегда готовым оказать помощь, хранить тайну, внимательно и заботливо относиться к любому, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни ребенка, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Психолог встречает ребенка в детском саду, в школе, центрах раннего развития, поликлиниках,... К нему обращаются за помощью родители, бабушки, дедушки, воспитатели, педагоги. Изо дня в день мы сражаемся с Нечто (равнодушием, злостью, агрессией, скукой), спасаем страну, Школу и ее жителей. Это определяет и особую ответственность профессии психолога, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Промахи и ошибки психологов не остаются без внимания.

Искусство психолога - это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с детьми, родителями, воспитателями, учителями. Психолог должен быть добрым человеком, чувствовать чужую боль, настроение другого.

Профессия психолога - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к ребенку, любовь к человеку, любовь даже к «трудному» подростку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Часто я возвращаюсь к словам «Сначала полюби - потом воспитывай, сначала полюби, потом обучай». Почему? Видимо сила этих слов в их глубоком понимании. Ведь часто в глазах детей я читаю «Люби меня таким, какой я есть, помоги мне, если можешь».

Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит детская жизнь. Я бесконечно рада, когда ребенок говорит, что ему нравятся мои занятия, когда он не хочет уходить. Я очень долго шла к этой профессии, но моя ДОРОГА все-таки нашла меня, или я нашла ее, это уже неважно, важно, что кому-то я приношу пользу и для кого-то пусть на чуть - чуть делаю мир ярче и волшебнее.

Я от всей души желаю тебе, мой друг, удачи. Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией психолога!

Галактионова Юлия Сергеевна - педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 12» г. Петрозаводска Галактионова Юлия Сергеевна.

Кто такой психолог? Кто такой психотерапевт?

Практикующий психолог - это человек, получивший профессиональную подготовку в области психологии и получивший соответствующий диплом государственного образца. Психолог работает с нормальными трудностями психически нормальных людей. Психолог не решает за клиента его проблему, а помогает клиенту самому найти выход из трудной ситуации.

Врач-психотерапевт - это врач, получивший профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии.

Дадим самое общее определение психотерапии. Психотерапия (ее психологическая модель) - это помощь словом, которая оказывается человеку, страдающему от психологических трудностей.

В нашей стране психолог, получивший высшее психологическое образование, формально не может называться психотерапевтом. Но, по сути, психолог, прошедший подготовку в области клинической психологии и прошедший длительную программу по обучению психотерапии (дополнительно к вузовскому образованию), имеет все необходимые навыки для того, чтобы заниматься психотерапией.

Таким образом, существенным отличием между врачом-психотерапевтом и квалифицированным психологом является наличие медицинского образования и право выписывать лекарства. Что касается профессиональных психотерапевтических навыков, то и врач-психотерапевт, и клинический психолог, прошедший длительную программу по обучению психотерапии, обладают ими в равной степени.

Врач-психотерапевт (или врач-психоневролог) может использовать медикаментозную терапию вместе с психотерапией, или только медикаментозную терапию, если у пациента есть угроза суицида, есть психическое заболевание. Если психолог, работающий с клиентом, подозревает наличие этих факторов риска, то он консультирует своего клиента у врача-психоневролога для того, чтобы подкрепить психотерапию приемом медикаментов. В случаях, когда нет серьезного психического заболевания, медикаменты могут не помогать (или помогают на время), потому что снятие симптома с помощью приема таблеток не помогает решить психологическую проблему. Психологические трудности человека решаются не медикаментозным путем, а только психологическими методами.

Если у Вас остались вопросы после прочтения этой статьи, напишите мне о них на почту [email protected], я с удовольствием на них отвечу.

В чем различия между психологическим консультированием и психотерапией?

Психологические консультирование отличается от психотерапии сроками проведения и результатом. Методы проведения психологического консультирования и психотерапии схожи: в основном, это беседа, в психотерапии также используются рисование, проигрывание жизненных ситуаций, ролевых экспериментов, работа с пластилином глиной, песком и другие методы.

Коренное отличие консультирования от психотерапии - это результат работы. В результате психологического консультирования клиент осознает возможные причины своего поведения, видит те несоответствия между своим поведением и своими целями, которые раньше не видел, психолог может дать соответствующие рекомендации. Все это остается лишь на уровне знания клиента о своей проблемной ситуации.

В результате психотерапии клиент получает новые способности и новые возможности к тому, чтобы разрешить данную проблемную ситуацию, и, как правило, в ходе психотерапии он ее изменяет в лучшую для себя сторону, воплощает в жизнь найденные решения.

Таким образом, психологическое консультирование является лишь прологом для дальнейшей психотерапии.


Как психолог может помочь другому человеку решить его проблему?

В постсоветском обществе услуги психолога или психотерапевта еще относительно новы. Часто в трудных жизненных ситуациях люди пытаются использовать советы друзей: «да выкинь ты все из головы», «не переживай», «абстрагируйся и расслабься», и как правило, подобные советы мало помогают, потому что именно «забывание», подавление негативных переживаний ведет к их «застою». Только психолог может так направить клиента, чтобы переживание травмирующей ситуации было действительно завершено, а не «выкинуто из головы». Именно эта завершенность психотравмирующей ситуации рождает новый для человека смысл. Например: Какие уроки я извлекла из развода? Чему научил меня трудный опыт переживания конфликта на работе? Психологически грамотное завершение психотравмирующей ситуации гарантирует то, что человек перестает болезненно реагировать на неприятные воспоминания и обретет силы жить дальше уже с учетом извлеченных уроков.

Пример: женщина разводится с мужем, который ушел жить в другую семью. Эта драматическая ситуация сопровождается сложными переживаниями гнева на мужа, собственной вины за то, что оказалась плохой женой, страха перед тем, как теперь жить одной, как снова выстраивать отношения с другими мужчинами, отчаяния из-за того, что уже не так молода и никому не нужна, стыд от того, что оказалась брошенной, и так далее. Подавление, «забывание» этих переживаний, стремление «переключиться», «уйти с головой в работу» может привести к затяжной депрессии, которая может длиться годами. Подавленные переживания останутся в душе этой женщины. Каков же будет итог? И через десять лет она с болью будет вспоминать уход мужа как свое самое большое несчастье в жизни, и видеть в этом причину собственного одиночества, неустроенности, отсутствия интереса к жизни.

В данном случае работа с психологом может помочь женщине полностью выразить эти болезненные переживания, что всегда приводит к ослаблению психологического страдания, уменьшению душевной боли. Работая с психологом, женщина постепенно осознает, что, несмотря на то, что этот мужчина ее отверг, она продолжает оставаться женственной и привлекательной для других мужчин, у нее есть возможность собственного развития, как в личностном, так и в профессиональном плане. Она почувствует себя самодостаточной личностью, способной выстраивать свою дальнейшую жизнь независимо от пережитой психологической травмы. Бывшего мужа она будет вспоминать с благодарностью за то, что он был в ее жизни. Она будет испытывать благодарность за то, что, пройдя через это душевное испытание и окончательно пережив расставание с ним, она почувствовала свою силу, внутреннюю личностную цельность, не перестала ощущать себя желанной и привлекательной женщиной, способной создать семью с другим мужчиной. И достигнутое ощущение внутренней гармонии будет являться одним из важнейших составляющих ее счастья.

Психолог без ведома клиента никогда не пользуется гипнозом, внушением или какими то другими техниками, которые могут оказать влияние на психику клиента. Психолог помогает разговором, словом, и именно это является самой действенной помощью страдающему человеку.

«Люди извлекают пользу только из тех истин, которые они открывают сами» - это слова замечательного американского психотерапевта Ирвина Ялома. Именно этим принципом руководствуется квалифицированный психолог, который никогда не будет советовать или решать за клиента, как ему жить дальше. Но он всегда будет рядом с клиентом в подчас мучительном процессе поиска решения. Психолога можно сравнить с проводником альпиниста в горах. Проводник никогда не проходит вместо альпиниста трудный путь на вершину, но он подсказывает более легкую и верную дорогу, оберегает от трещин и обрывистых скал, протягивает руку помощи, когда в нем нуждаются. Точно также и психолог не сможет за вас пройти ваш путь в лабиринте поиска верного решения. Но, как акушер, помогающий в родах, психолог помогает родиться новому решению с максимальной эффективностью и быстротой, и наименее безболезненно для клиента.


Каковы гарантии, что помощь психолога будет эффективна, и клиент решит свою проблему?

Представьте себе, что человек пришел на прием к врачу с физическим недугом и спрашивает у него, может ли тот дать стопроцентную гарантию его выздоровления. Что ему ответит врач? Скорее всего, ответ будет приблизительно следующим: «Стопроцентную гарантию я Вам дать не могу, так как есть болезни, от которых люди, как правило, вылечиваются, а есть хронические заболевания, где требуется постоянная профилактика обострений. Ваше выздоровление во многом зависит от Вас, от Вашей дисциплинированности в выполнении медицинских процедур, от Вашей настойчивости в стремлении вылечиться. Я же, как врач, гарантирую создание тех условий, при которых выздоровление будет наиболее вероятно.»

Психолог, точно так же, как и врач, гарантирует создание тех условий, при которых выздоровление наиболее вероятно. И конечно же, как и в случае медицинских заболеваний, когда выздоровление во многом зависит от самого больного, успех в работе с психологом зависит от клиента, от его желания понять, как он живет, от его любопытства к своему внутреннему миру, от его настойчивости.

За что платят психологу, за разговор?

Да, за разговор. Но это не обычный разговор. Разговор психолога имеет свои особенности, особую душевность и искренность, теплоту и содержательность. Психолог, не умеющий в процессе беседы расположить к себе, вызвать доверие человека, вряд ли может рассчитывать на успех в практической работе.

Помощь, которую оказывает психолог, зачастую сводится именно к искренней, откровенной беседе с клиентом. Практически всегда, проговаривая, формулируя свою проблему в беседе с квалифицированным специалистом, человек неожиданно для себя совершенно по-новому начинает к ней относиться, понимать её суть. Профессиональная психологическая помощь и заключается в искусстве таким образом формулировать вопросы, так вести беседу, чтобы человек сам для себя нашёл выход из трудной жизненной ситуации. Консультация психолога является наиболее эффективной именно в таком случае, ведь решение, выход найден клиентом самостоятельно, без внешнего давления и подсказок. Соответственно и отношение к найденным решениям будет у человека более доверительное - ведь это его собственные мысли. Известнейший американский врач, психолог, психотерапевт Милтон Эриксон считал такой результат для практикующего психолога наилучшим показателем высочайшей степени квалификации.

Неискушённому наблюдателю работа психолога могут показаться делом лёгким и не требующим особенных навыков. Но это - призрачная лёгкость. За изяществом и непринуждённостью работы психолога всегда скрываются долгие годы обучения и практики, сотни часов работы под супервизией более опытных коллег, огромное количество прочитанной литературы, размышлений и дискуссий с коллегами. В работе с клиентом далеко не всегда правильный путь находится сразу. Работа психолога не ограничена временем его непосредственного общения с клиентом. Очень часто после окончания консультации идет тщательный анализ прошедшей беседы, сомнения «а все ли сделано правильно?», сочувствие клиенту, беспокойство за него. Все это - работа души.

Может ли психолог помочь за одну встречу?

Иногда - да. Если требуется лишь консультативная помощь, то двух - трех встреч бывает достаточно. Если клиент в ходе работы с психологом хочет добиться решения проблемной ситуации, а не получить знания о том, как это можно сделать самостоятельно (но далеко не все психологические проблемы человек способен решать самостоятельно, даже получив соответствующие рекомендации), то тут требуется более длительная работа. Порою требуется ряд еженедельных консультаций в течение нескольких недель.

Человек не способен быстро меняться в своих личностных проявлениях. Например, вспыльчивый эмоционально чувствительный человек не может быстро стать устойчивым и контролирующим проявления своих эмоций, а человек, не привыкший осознавать свои чувства, не может быстро научиться это делать. Любые быстрые изменения являются поверхностными и обратимыми. Поэтому, если взрослый человек хочет стабильных изменений своих личностных особенностей, то это, как правило, длительная работа.

В любом случае, первая встреча с психологом - всегда ориентировочная, когда двое присматриваются друг к другу. Клиент решает для себя, сможет ли он доверять этому специалисту, а психолог решает, возьмется ли он за работу с этим клиентом или порекомендует его коллеге, более опытному в данной проблематике. Если договоренность о дальнейшей работе достигнута, то тогда, как правило, намечаются первые 8 - 10 встреч, после которых подводятся предварительные итоги: чего удалось добиться, какие изменения у клиента уже произошли, каковы дальнейшие ожидания клиента от работы с психологом и так далее. Если через некоторое время клиент решает, что он уже готов самостоятельно справляться со своими трудностями без помощи специалиста, то для завершения работы (особенно, если она была длительной) требуется еще одна - заключительная встреча, на которой подводятся и осмысляются итоги совместной работы.


Может ли психолог «видеть» людей насквозь и сразу сказать человеку, какая у него главная проблема и как ее решать?

Нет, это невозможно. Не стоит доверять людям, которые предлагают такого рода услуги. Квалифицированный психолог избегает ставить какие-либо диагнозы, а тем более, давать готовые советы на все случаи жизни. Несмотря на то, что есть люди, схожие по чертам характера и типу личности, каждый человек - индивидуальность, которую невозможно прочесть, как открытую книгу. На все 100% человек никогда не поймет другого человека. И это, может быть, самое интересное во взаимоотношениях, когда есть место удивлению неповторимой сущности другого.

Может ли психолог ответить на вопрос клиента: «Нормален ли я?»

Очень часто людей мучает тайный вопрос: «А нормален ли я? Нормально ли, что я так мучаюсь от того, что часто и по пустякам плачу / раздражаюсь / обижаюсь / пугаюсь и так далее? Нормален ли я, если все окружающие вроде довольны жизнью, и только я в душе страдаю?»

Вопрос психологической нормы и не нормы - это очень сложный вопрос, так как границы между условно нормальным человеком, человеком с выраженными личностными акцентуациями и человеком с психическими нарушениями размыты и четко не определены. Очень часто вопрос о собственной нормальности возникает у людей, которые хорошо адаптированы и социализированы в обществе, ведут активную профессиональную деятельность, и достигают в ней определенных успехов. Но их личностная сфера имеет ряд особенностей. Во-первых, они эмоционально более чувствительны, чем окружающие люди. А это значит, что они легко ранимы, более тревожны, более подвержены воздействию стресса. И во-вторых, их уровень развития интеллекта позволяет им замечать и анализировать свои поступки и поступки окружающих, сравнивать себя с окружающими, задумываться о причинах частого несоответствия внешнего поведения человека и его внутреннего состояния. Этим людям часто нужно поверить в то, что они имеют право быть более эмоциональными, чем их окружение. И в этом помощь психолога неоценима. Так как очень часто психологами становятся люди именно с такой душевной организацией, но в силу полученных знаний и опыта прохождения собственной личной психотерапии, они способны оказать поддержку тем, кто мучается вопросами собственной «нормальности».


Нужно ли квалифицированному психологу самому иметь опыт личной психотерапии и работать с другим психологом в качестве клиента?

Да, для эффективной работы с клиентом квалифицированный психолог проходит собственную психотерапию в качестве клиента у более опытного специалиста. Это необходимо для того, чтобы собственные психологические проблемы психолога не мешали ему в работе с клиентом. Это необходимо для устойчивости психолога при встрече с различными тяжелыми переживаниями клиента. Прохождение более 50 часов собственной психотерапии (50 часов - это еженедельное посещение психолога в течение целого года) является необходимым условием сертификации психолога при завершении долгосрочных обучающих программ (обычно такие программы длятся от 2 до 3 лет) профессиональной подготовки психотерапевта.


Зачем психолог в работе с клиентом уделяет такое большое значение самопознанию клиента?

Зачем нужно самопознание, если многие люди живут прекрасно и без него, особенно не углубляясь в размышления о себе?

Представьте, что человек хочет поехать на автомобиле, но совершенно не знает, с какой стороны к нему подойти. Для того чтобы двигаться в нужном направлении, сначала надо узнать, как машина может передвигаться, откуда берется энергия для движения. Чтобы эффективно достигать намеченных целей человек должен знать себя, свои истинные потребности (которые не всегда являются осознанными и ясными), свои способы налаживания контакта с окружающим миром. Особенно это важно, когда наступает пробуксовка, что-то не получается, когда «хочу, но не могу»: хочу, но не могу найти новую работу, помириться с другом, поладить с ребенком, избавиться от острого чувства одиночества и так далее. Вот тогда надо обратиться к своему внутреннему миру и исследовать то, что же мешает мне достичь того, что я хочу? Ведь не только же злой шеф, требовательная мама, капризный ребенок, невнимательный друг виноваты в том, что у меня не складываются отношения с ними? Что-то ведь зависит и от меня? И даже больше: очень многое в моей жизни зависит от меня. Только я являюсь творцом моей собственной жизни!

Работу психолога часто можно сравнить с работой врача. Точно так же как и врач, психолог, в первую очередь, руководствуется принципом «не навреди». Точно так же, как и в кабинете врача, в работе психолога соблюдается строгая конфиденциальность. Путь выздоровления от физического недуга может лежать через физическую боль (например, при хирургической операции), также и выздоровление от психологического недуга часто лежит через боль от горестных, тягостных переживаний. Рождение новой личности не обходится без психологической боли, точно так же, как и рождение человека не обходится без родовых болей. Встреча с душевной болью (печалью, горем, отчаянием, страхом, обидой, виною) - это шанс от нее избавиться, так как только выраженные и прожитые чувства ослабевают и перестают мучить человека.

В работе психолога и врача прослеживается еще одна параллель. Достоверно известно, что подавляющее большинство заболеваний имеют психосоматическую природу. Они возникают не тогда, когда в организме человека что-то нарушается, а когда нарушается гармония на психологическом уровне. Так, на фоне развода у человека вдруг возникает язва желудка, или начинает болеть голова после «замятого» конфликта, или после разрыва отношений с мужчиной у женщины вдруг воспаляются лимфатические узлы (воспаление также внезапно исчезает после работы с психологом, направленной на осознавание болезненных переживаний расставания с некогда близким человеком). Пока заболевание еще не стало хроническим, когда симптомы только появились, психолог может эффективно помочь осознать клиенту, на какое травмирующее воздействие из его окружения тело отвечает болью. Когда подавляется боль от психологической травмы (нас же всех в детстве учили, что не надо переживать, показывать свои чувства, нельзя злиться, обижаться, завидовать и так далее), то болью отвечает тело, потому что тело и душа - это неразрывное единство, название которому - человек.