Какое наказание за скрытие с места дтп. Основания, порядок и сроки лишения прав за оставление места дтп

Скрылся с места ДТП - наказание неминуемо. Об этом многие водители знают, но почему-то не придают этому большого значения. А напрасно, так как уезд с места ДТП может повлечь за собой достаточно серьезные правовые последствия. О том, как ответит водитель за то, что уехал с места ДТП, поговорим ниже.

Уезд с места ДТП

Если водитель уехал с места ДТП и об этом стало известно сотрудникам полиции, то в отношении него могут быть применены санкции в виде:

  • лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 1,5 лет;
  • ареста на 15 суток.

Мера ответственности за оставление места ДТП при этом определяется судом на основании составленного работниками ГИБДД протокола и зависит от тяжести аварии, характеристики водителя, наличия пострадавших и т. п.

Если скрылся с места ДТП (покинул место ДТП), что грозит?

Скрытие с места ДТП (самовольный уезд) является серьезным правонарушением. При этом важно отметить, что даже если оба водителя согласны с причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия, объемом причиненного ущерба и стоимостью восстановления, то до приезда сотрудников ГИБДД им необходимо оставаться на месте аварии. Им надлежит принять все возможные разумные меры к тому, чтобы сохранить место ДТП в том виде, в котором оно было на момент происшествия. При этом должно быть организовано объездное движение других автомобилей.

Перемещение столкнувшихся автомобилей возможно, но для этого должна быть очень веская причина — например, если объехать место аварии иным способом просто невозможно.

Однако перемещать столкнувшиеся автомобили можно только в том случае, если стороны имеют свидетелей произошедшего, которые могут предоставить полную картину случившегося, а владельцы столкнувшихся автомобилей не имеют разногласий относительно произошедших событий и причиненного ущерба. При этом обязательно составление подробной схемы дорожно-транспортного происшествия, заверенной подписями свидетелей и владельцев транспортных средств.

Также нужно помнить, что если не будут оформлены документы, то в дополнение к административной ответственности возможны проблемы с возмещением ущерба. Даже если в аварии виноват другой участник, доказать ущерб в суде и взыскать возмещение может оказаться невозможным.

Когда можно покинуть место ДТП, избежав ответственности за это?

Закон определяет несколько случаев, когда можно покинуть место дорожно-транспортного происшествия:

  1. Если в результате ДТП имеется пострадавший, которому необходима медицинская помощь, водитель имеет право покинуть место аварии с целью доставить его в медицинское учреждение. За оставление места ДТП наказание в этом случае не назначается. Но после этого водитель обязан вернуться на место аварии. Кроме того, он обязан зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, доказательства, следы и иные предметы, которые могут понадобиться для восстановления картины произошедшего, и принять меры по организации объезда места аварии.
  2. В случае если у обоих водителей (а разъехаться без ожидания сотрудников ГИБДД возможно, только если в аварии участвовало не более 2 транспортных средств) в наличии полисы ОСАГО, они не имеют разногласий по вопросам произошедшего ДТП, в аварии нет пострадавших и повреждено только имущество (чуть далее об этом будет рассказано подробнее).
  3. Уехать с места ДТП можно также для того, чтобы самостоятельно добраться до ближайшего поста ГИБДД с целью дальнейшего оформления документов. При этом водители, как и в прошлом случае, должны иметь общее мнение по поводу того, каким образом произошла авария и какие повреждения при этом получили автомобили, а также составить схему и засвидетельствовать ее правильность своими подписями. Кроме того, в данной ситуации не должно быть потерпевших. В противном случае придется действовать либо таким образом, как указано в пункте 1, либо ждать приезда сотрудников полиции и скорой помощи.

Оставление места ДТП при оформлении европротокола

Закон допускает ситуацию, когда можно оформить документы на месте и уехать с места ДТП, не дожидаясь инспектора. Эта процедура получила название европротокола. Она применяется, если участников ДТП только двое, они договорились между собой и никто из людей не пострадал. В этом случае водители обязаны заполнить бланк извещения о ДТП, предусмотренный законом об ОСАГО, — именно этот документ и называется еще европротоколом (подробнее см. Как оформить ДТП без ГИБДД? Процедура оформления ДТП по европротоколу ).

Важно сказать, что выплаты по нему ограничены: с августа 2015 г. сумма выплат составляет не более 50 тысяч рублей (только для водителей, заключивших договор ОСАГО после 2 августа 2014 г.).

Несмотря на то что закон предусматривает исключения из общего правила, лучше потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД, чтобы потом не столкнуться с проблемами серьезнее. Исключение, пожалуй, составляет только европротокол, но, с другой стороны, никто не дает гарантию, что потом вам не придется тратить время, если страховая компания решит провести экспертизу вашего авто.

Привет, это Игорь. При маневрировании на парковке коснулись чужой машины, уехали не заметив, а теперь вас хотят из-за маленькой царапины на бампере, с которой, возможно, «потерпевший» ездит уже не один год?

Да, за это предусмотрено строгое, но не всегда оправданное наказание за оставление места ДТП как избежать ответственности за такое правонарушение я расскажу в этой статье. Поехали!

Публикуя эту статью, я полагаюсь на честность моих читателей, и, надеюсь, что советы будут использованы только тогда, когда наказание действительно несоразмерно с вредом, нанесённым окружающим людям. Я не несу никакой ответственности, за возможные последствия применения советов, изложенных в этой статье, в реальной жизни.

Так как статья посвящена ответственности за незаконное оставление места ДТП, я не буду рассматривать аварии, за которые положено наказание независимо от покидания места случившегося. А это любое происшествие, в котором причинён .

Более того, эти советы из данной статьи неприменимы к авариям с пострадавшими, так как срок давности по ним составляет от 1 года до 6 лет, и ищут виновников с гораздо большей тщательностью, чем при авариях, где повреждено только «железо».

Почему не стоит скрываться с места происшествия

Всё тайное становится явным. А в последнее время, со всё большим распространением как стационарных камер, так и , найти виновника становится всё легче. И, кроме , ему придётся понести наказание за оставление места происшествия. Поэтому его лучше никогда самовольно не покидать.

Имейте в виду, что за оставление места происшествия одинаково наказываются как виновник, так и потерпевший. Но когда с отсутствующим участником, велика вероятность признания именно его в ДТП.

Какое наказание положено за оставление места ДТП

Покидание места аварии - классифицируется как серьёзное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 2, ст. 12.27 КоАП РФ: 1 — 1,5 года или до 15 суток ареста. Также подобное нарушение будет считаться серьезным отягчающим обстоятельством при назначении наказания за последствия аварии, в которой пострадали люди, особенно если имел место .

Помимо этого, покидание места аварии является основанием для предъявления от страховой компании, возместившей ущерб потерпевшему. То есть выплаченные пострадавшему деньги страховая совершенно законно стребует с вас.

Когда покидание места аварии не будет считаться сокрытием

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, можно уезжать после аварии, не сообщая о ней в правоохранительные органы. Основные условия:

  • Отсутствие раненых и погибших.
  • Согласие между участниками по обстоятельствам ДТП, в т. ч. о том, кто его виновник.

Кроме того, многие считают оставлением аварии действия, которые на самом деле не являются правонарушением. Незаконное оставление места происшествия – это когда документы оформлялись сотрудниками ГИБДД, а одного из участников не было при этом. Все остальные случаи, в том числе уехал, а потом вернулся, передвижение транспортного средства (ТС) и т. д. не могут быть наказаны как скрытие.

Естественно, нельзя уехать с места того, чего не было. Так что, если повреждений имущества и здоровья людей не было, из чего следует отсутствие факта наступления ДТП, можно смело разъезжаться.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь .

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Что нужно делать, чтобы избежать ответственности за покидание места аварии

Если вы действительно виноваты в ДТП, самым правильным действием будет встретиться с потерпевшим и возместить ущерб в частном порядке. Нужно всегда стремиться поступать так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.

А потом, материальные потери всё равно придётся понести, так как в случае вашей виновности в ДТП страховая компания взыщет с вас по регрессу свои затраты на возмещение потерпевшему. Кроме того, договорившись с потерпевшим, можно проще и надёжней избежать ответственности за сокрытие.

Способ 1 – тянуть срок

Срок давности за сокрытие с места аварии – 3 месяца. То есть по прошествии этого времени вынести судебное постановление уже невозможно. Следовательно, если в течение этого периода не попадаться стражам порядка, то наказания может не быть.

Однако подобное возможно лишь при ненадлежащем уведомлении, а также каких-то внутриведомственных причин и ошибок, вероятность чего небольшая. Более всего шансов избежать наказания в случае отсутствия у правоохранителей реквизитов нарушителя, но способов их установления тоже немало (камеры наблюдения, и т. п. – достаточно одного госномера).

Иногда, владельцы пострадавших авто сами проводят розыскные работы зачастую более эффективно чем работники ДПС просто потому, что они реально ищут.

В иных случаях, уповать на истечения срока давности не стоит – составленная процессуальная документация идет в дело и судебное решение о наказании может быть принято даже без участия или фактического ведома (фактического, а не юридического) виновной стороны. Также течение срока давности во многих случаях может быть перезапущено, о чем нарушитель как правило не знает.

Внимание! В течение 3 лет после аварии потерпевший вправе требовать с вас компенсацию ущерба, как и страховая компания может в продолжение этого же срока предъявить к вам регресс за сокрытие с места ДТП.

Если вы получили повестку в суд

Если вы попались инспекторам, то шансов избежать наказания немного, но они есть т. к. судом могут быть учтены разные факты и обстоятельства дела, которые не всегда могут выступать против вас.

Если же процессуальные документы были составлены, то порядок же действий может быть таким:

  • Встреча с потерпевшим и договоренность с ним , чтобы он не опознал вас в ГИБДД. Естественно, понадобится возмещение ущерба.
  • Явка на опознание в ГИБДД в назначенный день.
  • Потерпевший объявляет, что он не узнаёт вас , как и ваше транспортное средство и пишет заявление о прекращении административного дела.
  • Дело закрывают , ваш автомобиль снимается с розыска.

Потерпевшему участнику ДТП во многих случаях выгодно сразу получить деньги. Конечно, всегда есть шанс нарваться на вредную обидчивую личность, которая эмоционально заинтересована в наказании нарушителя.

Кстати, это единственный вариант, при котором не придётся оплачивать страховой компании регрессные требования, если вы скрывшийся виновник аварии. Но тут возможен и лицемерный умысел со стороны потерпевшего.

То есть он, получив от вас деньги, захочет получить выплату и от СК, которую она взыщет с вас. Чтобы такого не произошло, возьмите с потерпевшего об отсутствии претензий.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • Лишение прав;
  • Административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.

Некоторые судьи сами предлагают выбор, а некоторые категоричны в своих решениях. А в некоторых случаях можно получить оба взыскания. Поэтому здесь как повезёт, но лучше вообще не покидать места ДТП, чтобы не пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Внимание! Неявка в суд может автоматически заблокировать такую меру наказания, как административный арест, что вытекает из положений ч. 3 (абз. 2), ст. 25.1 КоАП РФ. Но тут следует учитывать, что у суда, правоохранителей ОВД и даже у инспекторов ДПС имеются полномочия по принудительной доставке в суд лица укрывающегося от административного наказания с места его обнаружения.

Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Верховный Суд постановил, что признать человека находящимся в нетрезвом виде можно только по результатам соответствующих обследований. Показания свидетелей не являются доказательством пребывания подшофе.

Поэтому если скрывшегося находят через продолжительное время после аварии, доказать, что он был пьяным очень сложно. Однако если сильное опьянение нарушителя с выраженными признаками заснято на видео, то суд может учесть это как серьезное отягчающее обстоятельство.

Дополнительные нюансы по рассмотренному вопросу можно почерпнуть из видео:

Подведем итоги

  • Покидание места ДТП – это серьёзное нарушение, за которое предусмотрено лишение прав или административный арест.
  • За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
  • Покидание места аварии является основанием для предъявления регрессных требований от страховой компании.
  • Место ДТП можно покинуть , если у его участников отсутствует вред здоровью, они не имеют претензий друг к другу и процессуальные документы инспектором ДПС не составлялись.
  • Истечение срока давности может помочь лишь изредка.
  • Неявка на разбирательство дела не останавливает его ход.
  • Если у ГИБДД нет реквизитов нарушителя или сведений, по которым они будут найдены, то наказания удастся избежать.
  • Юристы в некоторых случаях могут убедить суд не применять наказание ввиду обстоятельств неодолимой силы, экстремального характера, форс-мажоров.
  • Суд может прекратить дело на основании незначительности , если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т. п.).
  • Суд может прекратить дело на основании неумышленности , если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
  • Если вина очевидна , то упор целесообразно делать на минимизации наказания.
  • Нарушителю может быть предложен выбор между арестом и лишением прав.
  • При частной договоренности в некоторых случаях потерпевший может помочь прекратить дело.

Заключение

Старайтесь не попадать в ситуации, в которых пришлось бы воспользоваться советами из данной статьи. А если уж случилось так, что попали, действуйте по совести и не бойтесь ответить за свои реальные проступки.

На этом я заканчиваю статью. Удачи всем на дорогах и до скорых встреч!

Факт совершения дорожно-транспортного происшествия влечет негативные последствия для его участников. От надлежащего поведения участников конфликта зависит не только правильность составления процессуальных документов о ДТП, но и жизнь или здоровье пострадавших от аварии. С этой целью законодательство предусматривает дополнительную ответственность и наказание за оставление места ДТП.

Основания для привлечения к ответственности

Последствия аварии могут различаться по характеру повреждений имуществу и степени тяжести вреда здоровью. В ряде случаев законодательство допускает покинуть место ДТП при соблюдении процессуальных формальностей:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия отсутствуют пострадавшие, а между участниками аварии не возникло разногласий относительно вины и обстоятельств произошедшего конфликта;
  • характер повреждений имуществу допускает составление процессуальных документов без привлечение сотрудников правоохранительных органов (оформление по европротоколу);
  • в результате аварии имеются пострадавшие граждане, и место аварии оставлено в связи с необходимостью оказать им срочную медицинскую помощь (после доставления пострадавших в лечебное заведение участник ДТП должен вернуться на место происшествия для оформления процессуальных документов);
  • необходимо освободить дорогу для беспрепятственного проезда других транспортных средств.

Каждый такой случай является исключительным обстоятельством, поэтому указан в конкретной норме Правил дорожного движения. Во всех остальных случаях оставление места происшествия будет признаваться нарушением ПДД.

Виды ответственности

Если будет установлено, что участник аварии самовольно покинул место ДТП, по факту нарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Составление данного документа входит в компетенцию сотрудников правоохранительных органов, а надлежащим образом оформленный протокол будет являться единственным основанием для привлечения виновника к ответственности.

Наказание регламентировано в ст. 12.27 КоАП РФ и заключается в следующих видах санкций:

  1. лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет;
  2. административный арест до 15 суток.

Финансовых санкций за совершение данного правонарушения не установлено, они будут возникать в результате нарушения иных норм ПДД. Указанные виды наказания являются альтернативными вариантами и не могут применяться одновременно. Окончательное решение о выбранной мере наказания будет принимать судебный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Для привлечения к ответственности требуется надлежащим образом составить протокол.

Его оформлением занимаются сотрудники ГИБДД с учетом следующих обстоятельств:

  • сведения о дорожно-транспортном происшествии фиксируются на основании показаний иных участников аварии, оставшихся на месте, либо свидетелей произошедшего инцидента;
  • информация о наличии вины участника ДТП, покинувшего место аварии, устанавливается исходя из совокупного анализа обстоятельств (показания очевидцев, осмотр места происшествия, изучение данных видеорегистрации и т.д.);
  • все обстоятельства подлежат включению в протокол, который будет впоследствии рассматриваться судьей по делу об административном правонарушении.

При составлении протокола должностные лица правоохранительных органов обязаны установить наличие или отсутствие обстоятельств, допускавших покидание места происшествия. Если такие факты будут надлежащим образом установлены, в протоколе требуется описать их максимально подробно во избежание случаев необоснованного привлечения к ответственности.

Смотрите видео об оставлении места ДТП и ответственности за данное правонарушение:

Для установления личности участника дорожно-транспортного происшествия, покинувшего место аварии, проводится расследование. Поиск и установление виновника правонарушения осуществляется с учетом срока давности для привлечения к ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ – три месяца с момента выявления правонарушения. Если данный срок истец, виновник не может быть привлечен к ответственности, а вынесеное постановление будет признано незаконным.

По факту установления личности нарушителя будет рассматриваться дело об административном правонарушении. Для его надлежащего рассмотрения необходимо, чтобы нарушитель был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения процессуальных документов. В ходе судебного процесса у лица, привлекаемого к ответственности, имеется право предъявлять доказательства отсутствии вины в совершении правонарушения.

Привлечение к ответственности может наступить даже в том случае, если водитель не виновен в самом факте аварии. Таким образом, может сложиться ситуация, когда по итогам одной аварии оба водителя будут привлекаться к ответственности за различные правонарушения.

Факт наказания не устраняет ответственность за совершение иных норм Правил дорожного движения. дела по каждому правонарушению будут рассматриваться самостоятельно с учетом степени вины водителя в каждом из них.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.