Что означает знак «Жилая зона. Что такое в ПДД "прилегающая территория"? Особенности движения, парковка и рекомендации Скорость движения в жилой зоне пдд

Знать назначение дорожных знаков необходимо не только водителям, но и пешеходам, поскольку они тоже являются участниками дорожного движения. Нужно усвоить не только указатели пешеходного перехода, значение разных цветов светофора, но и знак «Жилая зона». Он имеет важное значение для организации дорожного и пешеходного движения в спальных кварталах и территориях, на которых расположены социальная и коммунальная застройки, служащие местом жизнедеятельности граждан.

Как выглядит знак «Жилая зона» и что означает

Знак представляет собой прямоугольник синего цвета, где в левом верхнем углу изображён автомобиль, в правом верхнем углу располагается схематичное изображение дома, а под ними - пешехода и игры в мяч («Жилая зона» 5.21). Его назначение - информировать водителя об особом порядке осуществления дорожного движения вблизи расположения домов, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, коммунальных построек и объектов. Сегодня далеко не все жилые территории обозначены соответствующими дорожными указателями.

На территории знака преимущество имеют пешеходы, перемещение которых разрешается не только по тротуарам, но и по проезжей части

Преимущества

Преимущества установки 5.21, прежде всего, заключаются в напоминании водителям о необходимости соблюдать запреты и ограничения, связанные с дорожным перемещением на территории действия указателя. Того, кто не соблюдает требования и запреты, которые предполагает 5.21, наказывают штрафами. Это предупредительная мера для профилактики совершения нарушений ПДД. В настоящее время актуальность этого дорожного указателя не уменьшается, а напротив, поступательно увеличивается. Все ещё на слуху резонансные случаи нарушений водителями правил дорожного движения, повлёкшие угрозу детским жизням и здоровью. Знак призван ещё раз напомнить водителям о необходимости соблюдать особый режим движения в зоне его действия.

Где устанавливается

Знак «Жилая зона» 5.21 обозначает въезд в жилую территорию, а «Конец жилой зоны» 5.22 (перечёркнутый) - выезд. Соответственно, 5.21 располагается при въезде в территорию жилой застройки с постройками социального и коммунального назначения, а 5.22 - при выезде из этой зоны. Несмотря на то что большинство подобных территорий не отмечены данным указателем, на их территории действует особый порядок организации и осуществления дорожного движения. К жилой зоне могут быть отнесены территории жилой застройки, а также прилежащая спортивная, социальная и другая инфраструктура, растительность, детские площадки, сады, парки, скверы, аллеи и т.д.

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения

ПДД

В первую очередь, 5.21 предоставляет преимущества использования дорожной инфраструктурой пешеходам: им разрешено свободно перемещаться как по тротуарам и пешеходным дорожкам, так и по проезжей части. В связи с этим для автомобилистов действует ряд следующих запретов на осуществление:

  • сквозного движения;
  • маневрирования;
  • учебной езды.

Зона действия

Зоной действия формально считается пространство, ограниченное с одной стороны указателями 5.21 и 5.22 - с другой. Вместе с тем, как уже сказано ранее, не все жилые территории отмечены знаком. Тем не менее, для перемещения в них определён аналогичный порядок. Таким образом, отсутствие знака на территории расположения частной жилой застройки и социальных учреждений не является основанием для несоблюдения особого режима дорожного движения, предполагающего ряд запретов и ограничений.

«Жилая зона - специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22» (Градостроительный Кодекс РФ)

Если на дворовой и придомовой территории не установлены 5.21 и 5.22, то обычно имеется указатель с ограничением скорости 3.29 до 20 или 5 км/ч

Скорость и порядок движения

К скорости и порядку езды внутри ограниченной территории установлены требования:

  • скорость не должна превышать 20 км/час;
  • запрещено пересекать сплошную линию разметки при выезде из границ жилой территории.

Остановка и парковка

Касательно остановок и парковок внутри жилой территории действуют следующие ограничения и требования:

  • запрещается стоянка более 5 минут с невыключенным двигателем;
  • запрещается стоянка грузовиков вне специально отведённых мест, за исключением транспорта специального назначения, в том числе коммунальных служб;
  • при въезде и выезде необходимо остановиться, чтобы пропустить движущийся по главной дороге транспорт.

Как самостоятельно установить, получить разрешение на установку

Причин для установки дорожного указателя может быть несколько:

  • привычка водителей объезжать пробки и затор через частный сектор;
  • прецеденты, являющиеся причиной необходимости обезопасить территорию;
  • противодействие стихийным стоянкам грузовых и коммерческих автомобилей;
  • защита детей от злоумышленников.

Так или иначе, главная причина, объединяющая решение множества задач, - обеспечение своей безопасности, детей и пожилых людей, проживающих в границах территории.

Автомобилист должен знать, что на ограниченной территории продолжает сохранять актуальность та же система штрафов, что и дорогах общего пользования

При соблюдении требований к месту размещения указателя он может быть установлен инициативной группой граждан или гражданином самостоятельно, но придётся соблюсти обязательные условия.

Во-первых, решение об установке принимается на уровне органов местного самоуправления. Для установки дорожного указателя требуется в установленном порядке подать соответствующее заявление. Требование к нему общие:

  • наличие на заявлении наименования государственного органа или должностного лица, которому оно подаётся;
  • наличие подписи, даты и контактной информации для осуществления обратной связи;
  • описание сути проблемы, предложения;
  • приложение в случае необходимости относящихся к сути дела соответствующих материалов.

Заявление может быть подано в бумажном или электронном виде. В качестве заявителя могут выступать:

  • гражданин;
  • общественная организация;
  • группа граждан (например, все жители территории, в которой необходимо установить дорожный указатель).

Следует отметить, что рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентировано соответствующим федеральным законом (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), предельный срок для рассмотрения ограничен 30 днями.

Во-вторых, в функции ГИБДД входит согласование решения с администрацией или же представление мотивированной позиции в пользу решения не устанавливать знак. По этой причине потребуется дополнительное время для рассмотрения ситуации и принятия по ней решения полномочными представителями ГИБДД.

Знак 5.21 создаёт приоритет для пешеходного перемещения над движением автотранспорта. Кроме того, его действие всесторонне направлено на обеспечение безопасной и комфортной жизни пешеходов, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории действия указателя. Кроме ограничений движения, он предполагает ряд мер, направленных на ограничение временной стоянки и опасного для пешеходов маневрирования и дорожного движения. Хотя не все территории оборудованы им, в них, тем не менее, действует особый режим организации дорожного движения. Чтобы самостоятельно установить упомянутые знаки (5.21 и 5.22), которые призваны запрещать превышение скорости, необходимо обратиться с личным или коллективным заявлением в орган местного самоуправления и получить согласование ГИБДД.

Понятие «жилая зона» четко раскрывается в 17 разделе ПДД. За несоблюдение правил предусматриваются серьезные штрафные санкции, вплоть до изъятия прав на год. Так что каждый водитель обязан уделять особое внимание их изучению.

Жилая зона – это обустроенная специальным образом территория, на которой действуют особые правила. Въезд в жилую зону и выезд из нее обозначается соответствующими знаками 5.21 и 5.22.

Из самого определения понятно, что эта территория располагается в спальных районах, в зонах, где присутствуют многоэтажные и частные дома. Автомобиль должен осуществлять движение в жилых зонах по особым правилам.

Дворовая территория предполагает некоторые ограничения, которые касаются:

  1. Скорости движения ТС;
  2. Правил остановки;
  3. Правил въезда и выезда.

Важно подчеркнуть, что эти требования являются действительными лишь для дворовых и придомовых территорий. Сложность в том, что в ГК России не расшифровываются данные понятия. Так что водителям стоит ориентироваться только на знаки. Если они отсутствуют, то обычно имеется знак, ограничивающий скорость.

Важно и то, что автомобили ДПС не так часто заезжают на дворовые территории. Водители это знают и располагают свои автомобили на газонах и детских площадках.

Правила передвижения и остановки при наличии знака 5.21

Этот знак предполагает соблюдение ряда правил:

  1. Скоростное ограничение до 20 км/ч;
  2. Предоставление преимущества пешеходам. Водитель должен их пропускать. Пешеходы же в свою очередь обязуются намеренно не загораживаться проезжую часть и не создавать на ней помехи;
  3. Дворовые территории не предусматриваются для сквозного проезда, запрещается использовать их для уменьшения длины маршрута. Подобным образом решаются поступить многие водители. Зачастую они не соблюдают скоростной режим;
  4. Дворовая территория не создана для маневрирования.

Если водителю все же нужно проехать дворами, то подобное действие не будет признано сквозным проездом в том случае, если автомобилист выполнит остановку на время менее пяти минут.

На жилых территориях помимо всего прочего запрещается:

  1. Учебная езда;
  2. Стоянка с включенным двигателем;
  3. Стоянка для ТС категории «С».

Если жильцам дома требуется перевозка вещей, то грузовое авто не должно располагаться дольше пяти минут в зоне дворовой территории. Это требование не относится к грузовым авто, имеющим табличку, а также к автомобилям коммунальных служб.

Выезд из жилой зоны должен осуществляться так же, как и выезд с других территорий.

Водителю при этом стоит соблюдать некоторые требования:

  1. Предоставлять приоритет другим автомобилям, которые едут по основной дороге, пешеходам и т.д.;
  2. При выезде запрещено переезжать сплошную линию, если такая есть. Осуществлять поворот можно только вправо.

Стоянка на детской площадке и газоне является распространенным нарушением. Оставлять свое ТС можно лишь в предусмотренных для этого местах.

Наказания за нарушения в жилой зоне

Если водитель нарушил правило, относящееся к проезду и остановке в данной зоне, ему могут быть выписаны следующие штрафы:

  1. 1,5 или 3 тыс. руб. для Москвы и Санкт-Петербурга — за нарушение правил въезда и выезда, сквозной проезд, отказ уступить дорогу пешеходам, стоянку с включенным двигателем;
  2. Для конкретного региона за стоянку на газоне, игровой площадке действует свой размер штрафов.

Особым образом наказывается несоблюдение скоростного режима. Здесь работают такие же правила, как и на общих дорогах. За превышение скорости на 20-60 км/ч придется уплатить штраф. Если скорость превышена на более, чем 80 км/ч, в этом случае водителя могут лишить прав.

Пешеходы имеют преимущество

Если перед вами появился знак жилая зона ПДД, то он требуют поменять свое поведение за рулем. Прежде всего, стоит забыть обо всех преимуществах, которые вы имели ранее.

Согласно закону, в зоне, где действует знак 5.21, ни один автомобиль не должен создавать помех для пешеходов, у которых действительно есть право на перемещение по проезжей части.

Если водитель увидел обозначение жилая зона ПДД в этом случае требуют уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Последние тоже не должны создавать специально помех для проезда транспорта, в противном случае это будет расценено как серьезное нарушение.

Сергей , понятие не расшифровывается в правилах дорожного движения.

Например, если человек стоит посреди проезжей части и намеренно не пропускает машину (высказывает свое недовольство), то это необоснованная помеха.

Если же пешеход, который идет по проезжей части, просто не заметил машину, находящуюся сзади, то нельзя говорить о необоснованной помехе.

На практике вопрос о необоснованности может быть решен сотрудниками ГИБДД или судом.

Удачи на дорогах!

сергей-697

Спасибо Максим я приблизительно тоже так думаю. А вот твой первый пример привёл меня к конфликту с таким "быком". Он правдо

Лексус свой от снега чистил. Это очень не приятно.

Проблема заключается в том что через двор нашего дома осуществляется сквозной проезд автотранспорта.

Как его закрыть? Раньше был один выезд во двор, потом постоили магазин и соединили дорогу нашего двора с дорогой к магазину,но к магазину так же есть еще заезд с главной дороги, соответственно автолюбители с близлежащих домов едут через наш двор через территорию магазина на центральную дорогу. Мы (жильцы) хотим закрыть въезд на территорию магазина с нашего двора,тем самым прекратить сквозной проезд через двор. так как не соблюдают скоростной режим, потсоянно движение автотранспорта, подъезды выходят все во двор на эту дорогу, что бы попасть на детские площадки так же надо переходить эту дорогу. Посоветуйте куда обращаться?

Натали , для начала следует разобраться, кому принадлежит участок земли, на котором расположена указанная дорога.

Например, если он относится к жилому дому, то можно на общем собрании жильцов дома принять решении об использовании данного участка.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Принадлежность дороги к дворовой территории определяется однозначно по градостроительным планам. Если нет знаков "Жилая зона", то можно определить дворовые территории по тому, что эти дороги требуются именно для подъезда к самим зданиям и чаще всего их делают пятой категории (всего одна полоса для движения в обе стороны). В этом случае все подобные дороги можно считать равнозначными, на которых действует правило правой руки. Часто для однозначного ответа приходится изучать конкретную конфигурацию дорог.

Добрый день.

Можно больше конкретики, а то возникают некоторые споры при движении в придворовой территории.

Дорога вокруг дома так что хватает на: припарковать автомобиль вдоль тротуара, двигаться по дороге в обе стороны, но уже по одно оставшейся полосе.

На практике всегда когда есть два автомобиля двигающиеся друг на встречу другу, то у кого есть карман или свободное место с права - прижимается. В не зависимости где находятся от него припаркованные машины.

В ситуациях когда встречных машин больше или проще для всех, чтобы я прижался в карман слева - не вопрос. Если понимаю, что не разъедемся - остановлюсь за 3 километра и пропущу авто. Это нормально. Это уважение к другим участникам движения.

В чем возникает конфликтная ситуация.

По ходу движения с права от меня стоят припаркованные машины и нет возможности прижаться, но есть карман/место от меня слева. В случае если на этом месте "встречаюсь" со встречным автомобилем - кто должен прижаться в этот свободный карман/место?

п.с. про того кто умный - можно не писать

Екатерина-112

Здравствуйте. Во дворе нашего дома очень часто паркуются вторым рядом, перекрывая выезд для тех автомобилей, которые паркуются по правилам, не всегда при этом оставляют номера телефонов. Подскажите пожалуйста есть ли какая-нибудь возможность найти управу на подобных водителей?

На автомобилях ГИБДД обычно пишут телефон дежурной части. Обнаружив нарушителя, звоните в деж часть и сообщаете. Они должны приехать с эвакуатором и убрать тот авто на штрафстоянку. В случае бездействия ГИБДД пишите на них жалобу в прокуратуру.

Здравствуйте. Возник большой спор сегодня с утра. Женщина остановила машину (выключив двигатель и нажав аварийки) посередине дороги во дворе, тем самым перегородив проезд с трех сторон, для того чтобы проводить своего ребенка в школу (!). Школа находится в 10 минутах ходьбы от места остановки. Вопрос: это все таки стоянка или остановка? И действует ли закон 12.4 на дворовую территорию? Муж говорит, что правила она не нарушала.

Евгений-272

Это является стоянкой, так как время занимает более 5 минут. Пункт 12.4 действует на любую дорогу предназначенную для движения т/с. Поход в школу не включат в себя время выделяемое для посадки и высадки. И она нарушила 2 из 9 подпунктов пункта 12.4. Это 1 - остановилась на пересечении проезжих частей (это не обязательно должен быть перекресток) и 2 - создаёт помехи для движения других т/с. То, что она включила аварийку - так поступают все хитрые водятлы. Это на всякий случай, вдруг гаишники, они дурачка включают, что машина заглохла или самому плохо стало, типа того, вот они и вынуждены были остановиться. Но на каждую хитрую...опу находится болт с винтом. У нас гаишники уже таких раскусили, они видимо наблюдают за ними некоторое время, записывают видео на регистратор и потом наказывают, во всяком случае за стоянку на остановках общественного транспорта (в большинстве это частные извозчики в ожидании клиентов на остановках).

Очень исчерпывающий ответ. Спасибо.

Наталья-214

Добрый день! Хочу задать вопрос и услышать на него ответ. Как быть в такой ситуации, что пешеходная дорожка превращена в проезжую часть? Тротуар находиться состороны парадных/лестничных клеток/, сколько помню всегда эта дорожка была пешеходной. Сама проезжая часть немного в стороне. Находиться этот дом на углу ул. Коммуны и пр. Ударников в г. Санкт-Петербурге.

Наталья , здравствуйте.

Если Вы хотите ограничить движение транспортных средств по указанному участку, то в первую очередь выясните, кому принадлежит земля. Если земля относится к жилому дому, то можно провести общее собрание жителей и принять решение о том, чтобы отгородить тротуар от дороги.

Удачи на дорогах!

Евгений-296

Подскажете я нарушил или нет,заезжаю в свою придомовую территорию идущую параллельно основной дороги и вижу что сдругой стороны заезжае другая машина, по моей правой стороне стоит ряд машин но мое место напротив моего подъезда свободно, включаю быка и упираюсь на середине дома лоб в лоб со встречной в итоге он объехал потротуару, но получаетсяон просто всквозную проехал через мой двор вместо того чтобы чуть попозже свернуть на основную дорогу и объехать мой дом с внешней стороны подскажите кто прав я или мой визави надеюсь понятно объяснил

Светлана-153

Здравствуйте. У нас был двор как все, но к ЧМ’18 построили дополнительно дорогу, соединяющую разные улицы (очень удобно, что говорить). И теперь по нашей улице (жилая зона, по сути) ездят не только легковые авто, но и рейсовые автобусы, маршрутные автобусы (сокращают путь). Из-за узких дорог и перекрёстков возникают большие пробки во дворах. Но, никаких знаков не установлено, разметки нет, ограждений нет. Подскажите, пожалуйста - насколько такое движение правомерно, и должен ли быть в такой зоне знак «жилая зона» и все сопутствующие знаки и разметки.

Светлана , здравствуйте.

Жилой зоной являются только те территории, где установлены знаки "жилая зона". Если знаков на дороге нет, то это обычная дорога и по ней могут ездить указанные Вами транспортные средства.

Если Вы хотите, чтобы на указанное дороге установили дополнительные знаки, то по этому вопросу следует обратиться в местное ГИБДД или администрацию.

Удачи на дорогах!

Татьяна-188

Здравствуйте.

Подскажите, пожалуйста, по следующему вопросу:

Установлено ли какое-то приоритетное движение во дворе?

Ситуация следующая: есть Г-образный дом, во двор въезжают с обоих сторон, и часто случается так, что машины разъехаться не могут - в подобном случае, кто-то из водителей сдаёт назад, до кармана, чтоб была возможность разъехаться.

Сегодня произошла аналогичная ситуация, но с разницей в том, что никто из водитетей уступать не захотел, на что один из водителей включил аварийку, закрыл машину и ушёл, перекрыв движение во дворе.

Следует отметить, что припаркованные машины, которые фактически мешали водителям разъехаться, были со стороны движения водителя, покинувшего авто.

Есть ли какое-то правило в данных случаях? Кто прав, кто виноват? Есть способ "наказать" неправую сторону?

Добрый день, интересует такой вопрос, у нас в городе Ставрополе есть очень большой жилой микрорайон, но когда въезжаешь в его дворы начинается "вакханалия". Знаков жилой зоны нет в большинстве дворов, меж дворов есть полноценные дороги их связывающие, но знаков опять же нигде нет. Как правильно выезжать со двора, чтобы тебя так сказать не "засадили" слева/справа, я так понимаю тут действует помеха справа, но когда въезжаешь со двора и слева летит дама, у которой помеха справа, никто и не думает останавливаться?

Андрей , здравствуйте.

Если Вас интересует приоритет разъезда на каком-то конкретном пересечении, то приложите его схему или ссылку на панораму указанного места.

Удачи на дорогах!

Евгений-302

А автостоянка, автозаправка,будет являться жилой зоной? И нужно ли там уступать дорогу пешеходам? Какие ограничения скорости при движении по заправке или автостоянке?

Евгений-302 , жилой зоной является территория, обозначенная знаком 5.21. Если территория заправки обозначена этим знаком - то это жилая зона. Не обозначена знаком - не более чем прилегающая территория. На прилег территориях действуют общие правила и требования ПДД - и по пешеходам, и по скорости движения. Напомню всем, что требования к жилым зонам распространяются и на дворовые территории (п 17.4 ПДД).

Евгений , по умолчанию стоянка и заправка жилыми зонами не являются. Также они не являются дворовыми территориями.

То есть ограничение скорости там 60 км/ч, если не установлены дополнительные знаки. Пешеходы не имеют преимущества на проезжей части.

Удачи на дорогах!

При движении по дворовой территории автомобиля и велосипедиста кто имеет преимущество (пункт правил?) ? Знака жилая зона нету.

Автомобиль и велосипедист во дворе - ровно такие же участники дорожного движения, как и не во дворе.

п 1.2 ПДД. "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами ПДД 2019.

Урал , тип транспортного средства (велосипед, автомобиль) преимущества в данном случае не дает. Следует руководствоваться другими пунктами правил, подходящими к ситуации.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста решение ситуации. Отделение почты находится на первом этаже жилого дома, ГРУЗОВАЯ машина чтобы привезти почту заезжала со двора и выгружала,довольно тяжелые все посылки и письма. Сейчас жильцы дома начали открыто протестовать, с какими-то документами,якобы запрещено заезжать для погрузки-выгрузки. Буквально на днях привезли шины и закрыли проезд почтовой машине. Приходилось таскать приличное расстояние. Вопрос:правомерны ли действия жильцов дома? Как можно в этой ситуации помочь работникам почты? Приезжала полиция и ничего не решили. У почтового отделения два входа,есть и не со двора(второй вход),но туда нет подъезда для машины вообще. На какие правила,постановления,законы опереться. Помогите пожалуйста.

Ольга, другими словами Вы задаёте вопрос - каким образом лишить (ограничить) права собственности жильцов дома. п 9.9 ПДД допускает движение грузовика к почте. Именно допускает и не учитывает, при этом, права собственности жильцов дома. Если по суду - маловероятно. Попробуйте договориться о пропуске почтового грузовика с жильцами.

Доброго дня. Поясните, пожалуйста, как поступать в сложившейся ситуации:

Многоквартирный дом построен "Г" -образно. Во внутреннем дворе оборудована детская площадка, есть объезд вокруг дома с другой его стороны. Инициативная группа "мамашек" с приходом весны самовольно перегораживает проезд во доворе, выпуская кататься своих маленьких детей на дорогу и запрещая проезжать автомобилям жильцов дома к своим подъездам по внутреннему двору, требуя объезжать вокруг дома и подъезжать к своим подъездам с другой стороны.

Пересекая место установки знака 5.21 «Жилая зона», водитель въезжает в зону с особым режимом движения.

С этого момента водитель обязан выполнять все требования Раздела 17 Правил.

Конец жилой зоны обозначают соответствующим отбойным знаком 5.22.

Кроме того, Правила приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

Требования Раздела 17 Правил дорожного движения.

1. В жилых зонах движение пешеходов разрешается не только по тротуарам, но и по всей ширине проезжей части!

Тем более что порой пешеходам и ходить-то негде, кроме как по проезжей части.

2. В жилых зонах пешеходам не просто разрешено ходить по всей ширине проезжей части. В жилых зонах пешеходы наделены приоритетом в движении!

И, например, сейчас водитель не вправе сердиться на пешехода за то, что он пересекает проезжую часть в месте, где нет пешеходного перехода.

Более того, двигаясь в жилой зоне, водитель должен быть готов к такому поведению пешеходов и должен быть готов уступать им дорогу.

3. В жилых зонах максимальная разрешенная скорость движения – 20 км/час!

Правда, об этом сказано не в 17-том разделе Правил, а в 10-том:

Правила. Радел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

4. В жилых зонах запрещена стоянка с работающим двигателем!

Имейте в виду! Когда вы во дворе греете двигатель своего автомобиля, вы нарушаете Правила дорожного движения!

И штраф за такое нарушение, между прочим – 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

5. В жилых зонах запрещается сквозное движение.

За перекрёстком знак «Жилая зона». Правила разрешают въезжать в жилую зону только тем, кому именно сюда и надо.

Если конечный пункт вашего маршрута находится за пределами этой жилой зоны, и вы намерены двигаться к нему без остановки, в этом случае Правила «предлагают» вам объехать эту зону (справа или слева), а не двигаться транзитом сквозь неё.

Да, в общем-то, это в ваших же интересах. Чем «тащиться» через жилую зону со скоростью 20 км/ч, лучше уж объехать её со скоростью 60 км/час.

6. В жилых зонах запрещена учебная езда!

Это требование перекочевало к нам из прошлого века. Тогда ещё можно было учится ездить на машине без всякого инструктора.

А сегодня – только с инструктором.

А инструктор с вами ни в какой двор не поедет, у него есть утверждённый маршрут, и он с него не свернёт.

Тем не менее в Билетах про это по-прежнему спрашивают:

7. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.