Упрощение получения гражданства рф для украинцев. Украинцам упростят получение российского гражданства

Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект, который устанавливает упрощенную процедуру получения гражданства и вида на жительство для украинцев, сообщает РИА Новости. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года.

Законопроектом вводятся нормы, которые упрощают процесс получения гражданства и вида на жительство в РФ для украинцев. Предусматривается, что граждане Украины, желающие получить гражданство РФ, подписывают заявление об отказе от украинского гражданства, этот документ оформляется нотариально, одна копия остается в миграционной службе РФ, вторая - направляется на Украину, Такое заявление будет заменять справку, которую ранее нужно было получать в уполномоченных органах Украины. Такая же процедура предусматривается для украинцев, желающих получить вид на жительство в РФ.

Ранее депутаты Госдумы поясняли, что у граждан Украины, желающих отказаться от гражданства этой страны и приобрести гражданство РФ, возникают сложности с получением необходимых документов в полномочных органах Украины, подтверждающих их обращение с заявлением об отказе от имеющегося украинского гражданства. Для решения этой проблемы и были разработаны соответствующие поправки.

Также поправками ко второму чтению в законопроект был включен текст присяги при вступлении в гражданство.

Я (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции

Говорится в тексте присяги. Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после принесения присяги. Процедура принесения присяги при вступлении в гражданство РФ будет регламентироваться указом президента РФ.

Кроме того, законопроект позволяет отменить решения о приобретении российского гражданства осужденными за терроризм и экстремизм. Решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене, если заявителем были представлены подложные документы или заведомо ложные сведения, что должно подтверждаться в судебном порядке. Устанавливается, что сообщение заведомо ложных сведений может заключаться в нарушении лицом обязательства соблюдать российское законодательство, если целью приобретения гражданства являлась деятельность против конституционного строя РФ. К таковой относится совершение преступления, приготовление, а также покушение на преступление террористической или экстремистской направленности. При этом вступивший в силу приговор суда за совершение указанных преступлений будет являться основанием для отмены решения о приобретения гражданства. Отмена решений о предоставлении российского гражданства осужденным за терроризм и экстремизм не будет касаться супругов и детей преступника.

Статус гражданина дает важные гарантии от государства, такие как получение пособий, пенсий, стипендий, участие в выборах страны, бесплатное обучение в школе и институте, устройство в детский сад. Поэтому перед иностранцами особенно болезненно стоит вопрос получения гражданства.

В 2014 году был принят закон, упрощающий получение подданства России гражданами бывшего советского союза. А с 1 сентября 2017 года вступают в силу поправки в законодательстве, ускоряющие получение паспорта России украинцами.

Общая процедура получения гражданства

Процесс получения гражданства определен Законом «О гражданстве». В нем обозначены общая и упрощенная процедуры. Так, на общих основаниях получить подданство России совершеннолетний и дееспособный иностранец может, соблюдая следующие требования законодательства:

  • Жить в России более 5 лет после оформления ВНЖ (вида на жительство)
  • Представить необходимые документы
  • Иметь постоянную законную работу
  • Свободно говорить на русском языке
  • Подать заявление об отказе от гражданства в уполномоченные органы своей страны

Время проживания на территории России может быть сокращено до 1 года людям, имеющим особые достижения в отдельных отраслях и беженцам.

Помимо общего порядка принятия в российское гражданство действует и упрощенный.

Для граждан бывшего РСФСР с 2014 года действуют «льготные» правила. Проживать 5 лет в РФ необязательно, оформление гражданства занимает всего 3 месяца. Для этого нужно соответствовать следующим критериям:

  • Родились на территории РСФСР и проживали здесь
  • Были в зарегистрированных отношениях с гражданином России больше трех лет
  • Нетрудоспособны и имеют взрослого ребенка-гражданина РФ
  • После 2002 года обучались в вузах России, имеющих аккредитацию, и официально работают более 3 лет с уплатой взносов в Пенсионный фонд
  • Являются ветеранами Великой отечественной войны
  • Имеют недееспособных взрослых детей, которые живут в России
  • Являются беженцами
  • Инвесторы, которые осуществляют вложения в экономику Российской Федерации в больших объемах
  • Предприниматели с зарегистрированной легальной деятельностью и оборотом 10 млн. рублей

Заключение брака с россиянином-одна из самых распространенных причин для получения паспорта РФ. Поэтому для исключения возможности фиктивного брака законодателем установлен минимальный трехлетний срок отношений. По истечении этого времени гражданин Украины подает необходимые справки в ФМС и после рассмотрения и одобрения получает заветный российский паспорт.

Если иностранец желает приобрести гражданство России по программе переселения соотечественников ему нужно:

  • Подтвердить факт проживания родителей на территории РФ
  • Выбрать регион для переезда (стоит знать, что иностранцу нельзя определить для проживания такие города как Москва и Санкт-Петербург) для оформления временного проживания
  • Сделать перевод паспорта и других документов, нотариально их заверить

Документы для получения гражданства

Пакет документов для оформления гражданства стандартный, однако, в зависимости от процедуры предъявляются дополнительные требования.

Предлагаемый перечень документов для оформления гражданства:

  • Личный паспорт
  • Паспорт СССР (при упрощенном порядке)
  • Паспорт гражданина России-родственника (при упрощенном порядке)
  • Свидетельство о браке (при упрощенной процедуре)
  • Справка о доходах, о работе
  • 4 фотографии
  • Диплом о получении образования в РФ (при упрощенной процедуре)
  • Подтверждение о прохождении аттестации на знание русского языка
  • Справка о здоровье
  • Заявление о выходе из гражданства Украины
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Документы стоит перевести на русский язык и нотариально заверить. В связи с частыми изменениями в законодательстве рекомендуем уточнять точный пакет документов непосредственно в миграционной службе.

Следующим шагом будет подача документов в миграционную службу и ожидание решения.

Требования к соискателю

Помимо документов соискатель должен удовлетворять ряду требований. Вот они:

  • Не нарушать Конституцию и иные нормативные документы РФ
  • Свободно общаться на русском языке
  • Отказаться от подданства другой страны
  • Работать в России легально

Рассмотрим более детально порядок получения гражданства жителями Украины и иных союзных республик.

Если иностранец решил получить гражданство РФ, нужно:

  1. Определить место его временного проживания. Регионы выделяют квоты (количество мест) для проживания иностранных граждан. Гражданину бывшего РСФСР целесообразнее будет явиться непосредственно в ГУВД МВД по месту предполагаемого проживания для оформления временного проживания (РВП). В этом случае срок рассмотрения существенно сокращается. При пересечении российской границы иностранцу нужно заполнить миграционную карту, зарегистрироваться в срок до недели.

Кроме того, иностранец может и не приезжать в Россию, а подать документы в консульство России в своей стране. Срок рассмотрения заявления и принятие решения растянется на 6 месяцев.

  1. Оформить вид на жительство. Рассмотрение заявление проходит полгода. ВНЖ выдается на 5 лет при оформлении гражданства в обычном порядке. Если украинец подает документы по ускоренной процедуре, решение принимается через 3 месяца.
  2. Последним шагом станет подача пакета документов для оформления заветного гражданства. При общем порядке иностранцы обращаются с таким требованием через 5 лет, носители языка, граждане бывшего СССР могут подать документы сразу после оформления вида на жительство. При соответствии требованиям указанным выше иностранный гражданин получит паспорт России.

Изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2017 года

Камнем преткновения для украинцев при получении гражданства РФ была необходимость предоставить в списке обязательных документов письменное согласие иностранного государства. Получалась парадоксальная ситуация: гражданин обращался в соответствующий орган Украины для получения сего документа, но, ввиду определенных политических взглядов руководства страны срок ожидания растягивался на месяцы-годы. Документ властями не выдавался.

В связи с поправками в закон сейчас украинцы могут подать документы для получения гражданства без этого документа. Нужно всего лишь представить нотариально заверенный отказ от гражданства страны. Он составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется в консульство иностранного государства, второй подается в миграционную службу России.

Кроме указанного изменения произошло еще одно. Был принят текст присяги, который обязаны произносить все иностранные граждане. Теперь текст присяги будет произноситься гражданами в торжественной обстановке, после которой заявителю будет вручен паспорт России.

Тысячи и тысячи людей столкнулись со сложным выбором после распада СССР: остаться на территории нового государства и стать гражданами Украины (или Молдовы, или Кыргызстана и т. д.) или . Но не все смогли покинуть свои дома. В настоящее время многие украинцы, учитывая родственные связи с гражданами РФ, задумываются о том, чтобы переселиться в Россию и стать ее гражданами.

Процедура - общая для стран СНГ, и изначально вопрос решается в ФМС или консульстве.

Руководство представляет:

  • Основание для приобретения гражданства.
  • Юридический адрес в течение не менее 5 лет или степень учебного заведения на территории РФ.
  • Комплект документов, соответствующий требованиям исполнительных органов.

Для граждан Украины, решивших сменить место жительства и официально оформить документы на , действуют разные статусы и программы, предоставляющие способы предельно упростить процедуру получения документов и сменить гражданство:

  1. Статус временного пребывания. Он касается жителей районов боевых действий на территории Украины. Они имеют возможность оформить его на срок, не имеющий ограничений.
  2. Временное предоставление убежища. Существует 2 способа подать заявление на гражданство:
  • По праву рождения / происхождения (применимо, только если человек родился в России, один или оба его родителя являются россиянами и гражданами бывшего СССР).
  • Путем натурализации.

Это главный раздел для всех иностранцев, которые хотят подать заявление на российское гражданство. Законы натурализации охватывают категории за инвестиции и в связи с профессиональной квалификацией.

Общая процедура включает несколько этапов. Вид на жительство предусматривает определенный срок проживания на российской территории (5 лет). Если претендент имеет достижения в любой научной области, термин может быть сокращен; без соответствующего документа заявка не рассматривается. В течение этого времени строго соблюдаются законы страны, в противном случае может последовать депортация и отказ в получении гражданства. Предусмотрен экзамен на владение официальным языком. Рассматривается и вопрос постоянного официального дохода.

Если жители Украины получают гражданство РФ на общих основаниях, предусмотрены следующие процедуры:

  1. и пересечение контрольного пункта.
  2. Визит в миграционную службу для оформления разрешения на право пребывания на территории страны.

Новые законы с поправками от 1 сентября 2017 года

19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, которые объединены в один Федеральный закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

  1. Упрощенная схема работает, когда с гражданином РФ заключен брак, который длится не менее 3 лет и действителен на конкретный момент.
  2. Вопрос с беженцами рассматривается в очень короткие сроки, при этом соискатели вправе рассчитывать на льготные условия.
  • Положения облегченной системы затрагивают вопросы семейных связей: родители (или один из родителей) - граждане РФ. Если несовершеннолетние дети - граждане РФ, то родители могут вступить в гражданство по упрощенной схеме. Резко увеличиваются шансы, если родственники по прямой линии живут или ранее проживали на территории Российской Федерации: кандидат является потомком жителей СССР или царской России.
  • Выпускники учебных заведений РФ. Диплом российского образца, в том случае если учеба закончена после первого июля 2002 года, дает право на подачу заявления на получение гражданства по облегченной системе. Или если человек имел официальную работу в стране не менее пяти лет.

После подачи заявления специальная комиссия принимает , который проходит во время расширенного интервью. Разноплановые вопросы включают знание грамматики или объяснения, почему принято решение о переезде в Россию. Соискателю, может быть, придется написать творческое эссе, чем его привлекает Россия.

Законодательство РФ предлагает процедуру по упрощенной схеме украинцам - носителям русского языка. Но требуется согласие своего государства и соответствующий документ, который представляется в МВД РФ. Двойное гражданство оговаривается конституцией Украины. Процесс является сложным, в нем задействовано несколько агентств, но окончательное утверждение должно быть подписано президентом. Многие люди получают российский паспорт, не дожидаясь долгого бюрократического процесса по выходу из украинского гражданства.

С 2018 года выйти из гражданства Украины стало легче. Подробности описаны .

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Большинство украинцев, проживающих в России намереваются оформлять российское гражданство и ищут наиболее быстрые способы получения паспорта гражданина РФ. Это связано в первую очередь с ужесточением миграционных требований. Наличие же на руках российского паспорта освобождает от обязанности соблюдения столь жестких ограничений. Во-вторых, многие связывают с наличие паспорта возможность найти хорошее место работы, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, социальные пособия и пенсию. Однако вопрос получение гражданства – серьезный шаг, идя на который следует понимать, что оформление статуса гражданина возможно только в установленном законом порядке. Приобретать паспорта у посредников, рассчитывая на «авось», имеет всегда только один результат. Паспорта, выданные без оснований, изымаются, а на их владельцев заводятся уголовные дела. Одним словом, попытка таким образом легализовать свой статус приведет к серьезным негативным последствиям.

В данной статье мы рассмотрим самые популярные среди украинцев основания упрощенного получения гражданства РФ, предусмотренные российским миграционным законодательством.

Упрощенное получение гражданства для граждан Украины: обзор самых популярных оснований

Упрощенное получение гражданства предполагает оформление паспорта гражданина РФ в максимально сжатые сроки, то есть в ускоренном порядке. На скорость оформления гражданства, как правило, влияет отсутствие необходимости постоянного проживания в РФ в течение длительного времени, а также оформления ряда миграционных разрешений. Для ряда иностранных граждан закон такую возможность предусматривает, не исключение составляют и граждане Украины. Однако для того, чтобы ускорить получение паспорта имеет значение множество обстоятельств, таких как: наличие родственных связей в РФ, высокий уровень владения русским языком, наличие востребованной специальности, стажа работы, квалификации, постоянного места жительства и прочие обстоятельства.

Основания для упрощенного получения гражданства

Все основания упрощенного получения гражданства РФ указаны в ст.14 Федерального закона «О гражданстве РФ». Никаких иных специальных оснований приобретения статуса гражданина РФ для украинцев не установлено. Слухи о том, что гражданам Украины за 2-3 месяца выдаются паспорта — не более чем миф или очередная уловка мошенников.

Гражданство через признание носителем русского языка

Имея небольшой выбор оснований, украинцы чаще других граждан прибегают к оформлению паспорта через Госпрограмму переселения соотечественников в Ленинградскую область и процедуру признания носителем русского языка. Всем известно, что любой украинец владеет русским языком на достаточно высоком уровне и хорошо знаком с российской культурой, а также традициями русской жизни. Именно это и позволяет гражданам Украины успешно проходить все процедуры по получению статуса носителя русского языка. Но не стоит заблуждаться, что любой русскоговорящий мигрант из Украины априори считается носителем языка и вправе приобрести российское гражданство по упрощенным основаниям. Это нет так. Носитель русского языка — это специальный статус, который присваивается мигрантам, успешно проведшим собеседование в комиссии, сформированной при региональных Управлениях по вопросам миграции. Для того, чтобы попасть на экзамен, гражданин Украины должен хорошо владеть не только навыками письменной и устной речи, но и соответствовать определенным критериям. Так, к экзамену может быть допущен гражданин, который имеет тесные семейные связи с Россией или проживает в России на основании вида на жительство. При оценке семейных связей мигранта учитывается наличие у него родственников, проживающих или ранее проживавших на территории РСФСР, СССР, и даже Российской империи, но в пределах действующих границ РФ. Принимаются во внимание только родственники по прямой восходящей линии, то есть родители, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка и т.п. При наличии у украинца вида на жительство в РФ, доказывать родственные связи нет необходимости. Таким образом первым шагом к получению российского гражданство через признание носителем русского языка – это обращение с заявлением в комиссию. Важно! При подаче заявления необходимо документально подтвердить основания для получения статуса — родственные связи. Далее, в случае соответствия кандидата всем требованиям, ему назначают день и время прохождения собеседования. В рамках собеседования проверяется уровень владения русским языком, знание русской истории, литературы, умение понимать скрытые и концептуальные смыслы русских текстов и пр. В случае успешного прохождения испытания кандидату вручается решение о признании его носителем русского языка. Данное решение и открывает украинцам широкие возможности для получения гражданства РФ в упрощенном порядке. Получив решение о признании носителем русского языка, украинец вправе оформить вид на жительство, минуя РВП. При этом вид выдается в максимально сжатые сроки, а именно в течение 2 месяцев. А затем, уже сразу после получения на жительство, гражданин Украины вправе оформить российское гражданство и получить паспорт гражданина РФ за 3 месяца! Для этого необходимо собрать необходимый пакет документов и направить в консульство отказ от украинского гражданства. Затем собранный документов отдается на рассмотрение в Управление по вопросам миграции. Как уже было сказано, срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство гражданина Украины, признанного носителем русского языка, составляет всего 3 месяца. После завершения всех необходимых процедур и проверок миграционная служба выдает украинцу паспорт гражданина РФ. Основными рисками и неудобствами самостоятельного оформления гражданства РФ через признание носителем русского языка являются возможные отказы в приеме документов в связи с неполнотой комплекта документов, неправильным оформление форм заявлений, а также необходимость сбора документов, для чего требуется пройти многочисленные бюрократические процедуры, ожидание в очередях.

Гражданство через Госпрограмму

Другим не менее популярным основанием получения гражданства среди украинцев является Государственная программа переселения. Как правило, участвовать в программе изъявляют желание украинские мигранты, получившие в РФ временное убежище. Получение гражданства РФ через программу переселения привлекательно сроками оформления документов. Например, статус участника Госпрограммы разрешает получить разрешение на временное проживание и гражданство РФ без оформления вида на жительство в максимально сжатые сроки. Однако одного желания стать участником Госпрограммы мало, нужны основания. Закон выдвигает требование, что в Государственной программе переселения могут участвовать украинцы, которые обладают востребованной на рынке труда профессией и намереваются переселиться в Ленинградскую область. По общему правилу наличие опыта, стажа работы и квалификации требуется подтвердить документально. Однако гражданам Украины, получившим временное убежище, этого делать не обязательно. Их заявления на участие в Госпрограмме рассматривается в особом порядке в соответствии с временными правилами, введенными в действие Постановлением Правительства РФ. Эти правила не только упрощают украинцам порядок получения статуса участника госпрограммы, но и сокращают сроки его оформления. При удачном стечении обстоятельств паспорт гражданина РФ через программу переселения можно получить менее чем за 1 год!

Также украинцы зачастую оформляют гражданство РФ по браку, а также по иным упрощенным основаниям. Однако на оформление документов в этих случаях понадобится больше времени в связи с необходимостью оформления дополнительных документов.

Упрощенное гражданство для украинцев в 2017 году

В интернете ходит много слухов о том, что украинцам в 2017 году упростили получение гражданства РФ. Многие пишут, что оформить статус гражданина РФ теперь стало проще и быстрее. Все эти слухи вызвали среди граждан Украины завышенные ожидания. Многие посредники старательно внушают доверчивым гражданам информацию о том, что теперь получить российский паспорт можно за 2 -3 месяца, не оформляя дополнительных документов. Однако это не так.

Давайте разберемся, какие именно изменения были внесены в законодательство РФ, касающиеся оформления украинцами российского гражданства.