Адам и ева православие. Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы? Но вы должны помнить, что буквальное, внешнее мышление ограничивает ум узким пониманием того, что можно и чего нельзя делать

Ирина задала следующий вопрос : Здравствуйте, у меня вот какой вопрос: были ли люди на Земле до (во время) Адама и Евы? Когда Каин ушел в землю Нод, где он нашел себе жену? Следовательно, не каждый человек на Земле может быть потомком Адама и Евы? - С уважением, Ирина .


ВВЕДЕНИЕ:
Многие люди, недавно начавшие изучать Библию, задают тот же самый вопрос: "Откуда взялась жена Каина?" Некоторые из них считают, что для того, чтобы Каин нашёл жену, на Земле в то время должны были бы присутствовать другие "расы" людей, которые по своему происхождению не являлись бы потомками Адама и Евы. А это значит, что утверждение Библии о том, что Адам и Ева были единственными людьми, которых сотворил Бог, не является истиной.
Для многих людей этот вопрос является камнем преткновения. Сталкиваясь с ним, они отказываются верить не только книге Бытия, но и записи о том, что в начале истории на Земле был только один мужчина и одна женщина.
Однако в Библии нет противоречий. Есть такое правило для изучающих Библию: "Если нам что-то в Библии непонятно, то это не означает, что Библия неправильна или неточна. Это означает только одно - что мы чего-то не понимаем".

Все люди являются потомками двух сотворённых Богом людей - Адама и Евы. Каин и его жена являются потомками Адама и Евы. И сейчас мы это объясним.

Итак, в Книге Бытие 4: 16-17 сказано "И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох ".

Возникает вопрос: "Где Каин нашёл свою жену?"

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо выяснить, сколько же людей Бог сотворил на земле: двоих (Адама и Еву), или же их было намного больше?

I. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ

1. Адам - первый человек.
Ветхий Завет рассказывает о том, что Бог сотворил сначала Адама из праха земного, а потом сотворил Еву из ребра Адама. Однако книга Бытия не является единственным местом в Библии, которое повествует нам о первых людях. В послании к Римлянам 5:12 написано: "Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков , потому что в нём все согрешили ". И в Первом Послании к Коринфянам 15:45 говорится, что Адам был первым человеком - "первый человек Адам стал душою живущею ".

2. Все являются родственниками
Согласно Библии все люди являются родственниками. Деяния 17:26 "От одной крови Он произвёл род человеческий для обитания по всему лицу земли ". Все люди (кроме Евы) являются потомками первого мужчины - Адама.

3. Ева - первая женщина
Ева была сотворена из ребра Адама: Бытие 2:21-22 "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ".
В Книге Бытия 3:20 читаем: "И нарёк Адам имя жене своей - Ева, ибо она стала матерью всех живущих ". Другими словами, все люди, кроме Адама, - потомки Евы, она была первой женщиной.
В новом завете, Иисус (Евангелие от Матфея 19:4-6) и Павел (Послание к Ефесянам 5:31) используют это историческое событие как основание для брака между одним мужчиной и одной женщиной.
Также в Бытие 2:20 говорится, что когда Адам посмотрел на всех живых существ, сотворённых Богом, то не смог найти себе помощника, подобного ему, подобного человеку. Всё это делает весьма очевидным тот факт, что с самого начала присутствовала только одна женщина — Ева - жена Адама .

Итак, выходит, что нигде в Библии не написано о том, что Бог сотворил каких-то других людей, кроме Адама и Евы. Это значит, что все люди, когда-либо существовавшие на Земле, являются потомками первых двух людей: Адама и Евы.

II. СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ.

1. Кем был Каин?
Каин был ребёнком Адама и Евы, о чём говорится в Бытие 4:1 "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа ". Он и его братья Авель (Бытие 4:2) и Сиф (Бытие 4:25) были частью ПЕРВОГО поколения детей, когда-либо рождённых на Земле.

2. Братья и сёстры Каина
Не смотря на то, что имена только троих сыновей упоминаются в Священном Писании, у Адама и Евы были и другие дети. Об этом написано в Бытии 5:5 "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей ".
В Бытии 5:6 сказано, что Адам прожил 930 лет: "Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер". Как вы думаете, сколько детей могло родиться у Адама и Евы за эти годы? В книге рекордов Гиннеса записано, что рекордсменкой по количеству рождённых детей является русская женщина, жившая в начала 19 века, которая за свои 63 года родила 58 детей. Вы только подумайте: 58 детей за 63 года!!! А в распоряжении Адама и Евы было несколько столетий!!! К тому же, Бог дал им повеление: "Плодитесь и размножайтесь " (Бытие 1:28 ). Библия не сообщает точное количество детей Адама и Евы, но говорит, что у Адама и Евы было множество сыновей и дочерей. Еврейский историк Джозэфус писал: "Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери ".

3. Жена Каина
Если кроме Адама и Евы других людей не было, то получается, что первым мужчинам приходилось жениться на своих собственных сестрах, ведь других женщин просто не было!
Нам неизвестно, когда женился Каин, не даются подробности о других браках и детях, но можно предположить, что жена Каина была его сестрой, племянницей или другим близким родственником.

III. ВОЗРАЖЕНИЯ СКЕПТИКОВ:

1. Закон Божий

Одни, когда слышат, что первые поколения людей женились на своих сестрах, удивляются и говорят, что это невозможно. На это хотелось бы сказать, что Адам вообще женился на своем ребре. Но почему-то это никого не удивляет.
Другие, же утверждают, что дети Адама и Евы не могли жениться друг на друге, потому что существуют законы, запрещающие браки между близкими родственниками.
Третьи говорят, что вообще нельзя вступать в брак с родственником. Таким людям хочется напомнить, что если вы вступаете в брак не с родственником, то это вообще не человек. Жена родственна мужу ещё до брака, потому что ВСЕ люди - потомки Адама и Евы, все произошли от одной крови.
Закон же, запрещающий близким родственникам вступать в брак появился во времена Моисея, когда Бог дал Закон народу Израилеву (Левит 18-20 главы ). А до этого времени люди женились на своих близких родственниках.
Заметьте, что Авраам (живший более, чем за 400 лет до Моисея) женился на своей сестре по отцу: Бытие 20:11-13 "Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне : она дочь отца моего , только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой ".
А когда у Авраама родился сын Исаак, то он послал своего раба в дом "родства своего", чтобы взять жену для сына своего из числа своих близких родственников: Бытие 24:2-4 "И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку ". Читая дальше, мы обнаруживаем, что Ревекка - жена Исаака - была внучкой Нахора, который был братом Авраама - (Бытие 24:15 "Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова ").
А сын Исаака - Иаков женился на Лие и Рахили, которые были его двоюродными сестрами (дочерями Лавана - родного брата Ревекки, матери Иакова). Об этом читаем в Бытии 28:1-2 "И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей ".

2. Генетические уродства

Сегодня по существующим законам родные братья и сёстры (а также братья и сёстры по одному из родителей) не могут вступать в брак друг с другом. А если они поженятся, то здорового потомства у них не будет.
Это правда, что дети от брака между братом и сестрой подвергаются риску иметь отклонения от нормы. Между прочим, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявлений генетических аномалий у потомства. Это легко понять обычному человеку, не вдаваясь в подробные объяснения. Каждый получает набор генов от своих родителей. К сожалению, сегодня гены содержат очень много ошибок (из-за греха и проклятия), и эти ошибки проявляются весьма различно. Например, у одного человека уши либо оттопыренные, либо расположены несимметрично, и поэтому ему приходится отращивать волосы и прикрывать ими свои уши. У другого человека нос расположен не совсем на середине лица. У третьего - глаза расположены несимметрично. Мы просто перестали это замечать.

Чем ближе родство двух людей, тем выше возможность наличия одинаковых ошибок в их генах, полученных от одних и тех же родителей. Поэтому, у брата и сестры, скорее всего, будут одинаковые ошибки в их генетической информации. Ребёнок, рождённый от брака сестры и брата, унаследует один набор генов от каждого родителя. А из-за сходных ошибок в генах родителей, эти нарушения дублируются в генетическом коде потомства, и результатом будут уродства среди таких детей.

Наоборот, чем дальше родство родителей, тем выше вероятность того, что их гены не будут нести одинаковых ошибок. Дети, наследующие один набор генов от каждого из родителей, скорей всего получат хороший ген в каждой паре с плохим геном. Обычно хороший ген доминирует над плохим, и, таким образом, уродство (по крайней мере, серьёзное) подавляется. Например, вместо полностью деформированных ушей будут лишь несколько искривлённые уши. (В целом, однако, человеческая раса постепенно дегенерирует, накапливая ошибки поколения за поколением).
Однако этот факт сегодняшней жизни не относится к Адаму и Еве. Первые два человека были созданы совершенными. Всё, созданное Богом, было, по словам Бога, "хорошо весьма" (Бытие 1:31 ) Это значит, что их гены были совершенны, без ошибок! Но когда грех вошёл в мир (из-за Адама - Бытие 3:6 ), Бог проклял мир и совершенное творение начало дегенерировать, болеть, стареть и умирать. За продолжительный период времени этот процесс проявил себя во всякого рода искажениях генетического материала всех живущих. Поэтому Бог и дал людям через Моисея закон, запрещающий жениться на близких родственниках.
Но Каин принадлежал к первому поколению детей, рождённых на Земле. Он (как и его братья и сёстры) получили фактически безукоризненный набор генов от Адама и Евы, потому что последствия воздействия греха на человеческий организм тогда ещё были минимальными. В такой ситуации, брат и сестра могли вступать в брак без опасения за потомство.
Ко времени Моисея дегенеративные ошибки в генофонде человечества накопились в таком масштабе, что Богу необходимо было ввести законы, запрещающие браки между братьями - сёстрами (и другими близкими родственниками), иначе бы человечество совершенно выродилось. Кроме всего прочего, не нужно забывать, что во времена Моисея на земле жило много людей, и необходимость браков между братьях и сестрами полностью отпала.

3. Каин и земля Нод

Некоторые утверждают, что стихи в книге Бытия 4:16-17 означают, что Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Из этого они приходят к мнению, что на Земле существовала другая раса людей, не состоящая из потомков Адама и Евы, к которой и принадлежала жена Каина. "И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".
Однако, при внимательном чтении этого отрывка видно, что Каин не нашёл свою жену в земле Нод, а "познал" свою жену в земле Нод, после чего у них родился сын Енох. Многие богословы полагают, что Каин был уже женат к моменту убийства Авеля, иначе бы в Библии что-то говорилось о женитьбе Каина.

4. Кого боялся Каин?

Бытие 4:14 "…вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня".
Некоторые, опираясь на этот стих, утверждают, что на Земле было много людей, не являющихся потомками Адама и Евы, иначе бы Каину не нужно было бояться людей, желающих убить его из-за того, что он убил Авеля. Кого же боялся Каин?

Во-первых , причиной, по которой кто-либо захотел бы отомстить Каину за убийство Авеля, было их близкое родство! А близкие родственники Авеля автоматически являлись близкими родственниками Каина, поскольку Каин и Авель были родными братьями.

Во-вторых , Каин и Авель родились задолго до того, как произошла смерть Авеля. В Бытии 4:3 сказано: "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу ". Обратите внимание на фразу "спустя несколько времени". Мы знаем, что Сиф родился, когда Адаму было 130 лет (Бытие 5:3 ), и Ева видела в нём замену погибшему Авелю (Бытие 4:25 ). Поэтому, период времени от рождения Каина до смерти Авеля может быть около ста лет, что вполне достаточно для того, чтобы другие дети Адама и Евы не только вступили в браки, но и родили детей и внуков. Ко времени убийства Авеля, число потомков Адама и Евы могло быть значительным, включая несколько поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библия есть Слово Божье - Слово Творца, который присутствовал во время всех исторических событий. Это Слово Того, кто знает всё и является свидетелем прошлого, настоящего и будущего, на Которого можно положиться.
И если мы начнём относиться к Книге Бытия как к непогрешимому источнику информации об истории сотворения мира и человека, тогда мы сможем понять события, которые без помощи Священного Писания кажутся нам непонятными и таинственными.

Предпоследнее воскресение перед Рождеством Христовым Русская Православная Церковь празднует память Святых Праотец. Не сказать, что праздник этот широко известен, как те, что посвящены событиям жизни Господа Иисуса Христа, Богоматери или любимых в народе святых. Но в этот день чтится память тех, кто своим ожиданием пришествия Спасителя, своей праведной жизнью, надеждой и верностью Богу сделали возможным приход Искупителя во всеобщее спасение. Это – праведники Ветхого Завета. Начиная от первых людей - Адама и Евы - до новозаветных времен.

Ветхий Завет редко прочитывается полностью даже верующими людьми. Возможно, из-за его большого объема, а так же из-за того, что нам не все всегда ясно в описываемых в нем событиях, что-то вызывает изумление, непонимание. Ведь речь идет о глубокой древности, когда общество еще не знало современной христианской нравственности. Возможно, Ветхий Завет стоит читать, уже имея за плечами некоторый жизненный и богословский опыт, позволяющий многое понять и объяснить. И тогда люди, которых Церковь вспоминает в день Святых Праотец, неожиданно предстают со страниц Библии на удивление живыми, яркими личностями, со своими достоинствами и недостатками. Их истории оказываются очень интересными и поучительными. Особенно мы выделяем тех, в роду которых суждено было родиться Христу. Церковь чтит предков Господа Иисуса Христа как Святых Отцов, и память их празднуется отдельно в последнее воскресение перед Рождеством.

В Неделю Святых Праотец мы вспоминаем ветхозаветную историю, начинающуюся с сотворения мира. Господь творил мир шесть дней и, взирая на свое создание, видел, что это хорошо. И в конце шестого дня Он создал существо, которому суждено было увенчать собой все сотворенное – существо по образу и подобие Своему. Господь создал человека. «Мужчину и женщину сотворил их», - так говорит книга Бытия.

«Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества» (Преподобный Ефрем Сирин «Толкования на Священное Писание»).

И совсем уже уникальным, необыкновенным было создание Евы.

«Плодитесь и размножайтесь», - сказал Господь первым людям, и для того Ева была сотворена из ребра Адамова, но не просто как супруга, от которой Адам мог иметь потомство, чтобы наполнять землю. «Не хорошо быть человеку одному», - говорит Создатель. Это начало любви, это спасение от одиночества человека, которому познание дарованного Творцом мира не подарит полноты бытия, если познавать этот мир он будет один.

И вот в акт Творения вводится нечто уникальное. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию». Адам, как и все населяющие первосозданную землю существа, создается из праха земного, но с Евой – иначе. Ева творится из самого Адама, жена создается из мужа.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Сам Господь приводит женщину к мужчине – так совершается первый брак в истории Вселенной. В этом великий смысл и таинство – брак перед очами Божиими происходит только между людьми. Человек настолько прекрасен и так дорог Творцу, что он не отпускает его в мир просто так, как других созданных тварей, он принимает личное участие в его жизни.

Увидев сотворенную Господом женщину, Адам не остался безмолвен. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]». «Для русского слуха в этой фразе логики нет: ну взята от мужа, почему женой должна называться, почему, не дочкой, не сестрой, не тещей, в конце концов. Но для еврейского читателя здесь все было очень понятно. В еврейском языке слово муж это «иш», жена «иша»... И это очень важное утверждение: она взята от иша, и поэтому будет иша». (Диакон Андрей Кураев, «В чем согрешили Адам и Ева»).

Итак, Адам, нарекающей имена всякой твари, дает созданной из него женщине свое имя, признавая в ней самого себя, свою суть, свою природу… Жена – такой же человек, как и муж, но она, явившись на земле по воле Создателя, видит уже Райский сад. И к ней, к этому поистине райскому созданию, Господь заповедает мужчине прилепляться, оставив отца и мать. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».

Власть мужа над женой Господь устанавливает уже после грехопадения, за которым последовало изгнание человека из Рая. Изгнал Господь первых людей, уберегая их от вечного существования в помраченном, падшем, униженном состоянии, желая их возрождения и очищения и наследования ими вечной жизни в спасении. Спасение придет от далекой пока еще дочери праматери Евы, от Девы, от «семени Eе», как говорит книга Бытия. Но до того праматерь Ева слышит от Господа: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

«При виде плодов своего греха в настоящем, при мысли о будущих его последствиях, Адам своим взором, полным нежной грусти, говорит жене: "Возврати мне милость Божию, возврати мне мир с самим собой; возврати мне райские дни, возврати мою невинность, мою святую любовь к Господу и к тебе самой?" И Ева чувствует, понимает, этот взгляд. Она знает, что очень мало даст своему мужу, если будет расточать перед ним утешения земные, не доставляя радостей небесных, и сознавая свое бессилие загладить все зло, причиненное мужу, она умоляет, заклинает его постоянно обращать свой взор к обетованному Избавителю, могущему загладить все грехи, восстановить все разрушенное и открыть для падшего рода человеческого второй рай, еще прекраснее того, вход в который охраняет отныне меч Херувимов. А при этом как много отрады, как много утешения доставляет она мужу!» (Протоиерей Димитрий Соколов «Назначение женщины по учению Слова Божия»).

Дольше всех на свете пришлось ждать пришествия Спасителя и освобождения от власти первородного греха праотцу Адаму и праматери Еве. Но их же первых вывел из Ада Господь, разрушивший Ад чудесным Своим Воскресением. С них начался род ветхозаветных патриархов, горячо любивших Бога и исполнявших Его волю. Из года в год, из столетия в столетие возводили они духовную лестницу, на самую высокую ступеньку которой взойдет Пречистая Дева Мария и соединит наконец Небо с землей…

Марина Кравцова

С егодня мы будем подсматривать через замочную скважину. И тема сегодняшних размышлений: в чём грех Адама. Но до этого надо внимательно посмотреть на библейский текст и попробовать понять, какие заповеди получил Адам, каким видел его Господь, к чему предназначал.

Обычно говорят, что Адам и Ева получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, - вот её, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше.

Первая из них - это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ». Вот повеление, которое Господь дал людям прежде всего. И надо заметить, что наличие такого повеления означает, что неумён тот антихристианский аргумент, который отождествляет грех Адама и Евы с их сексуальной жизнью, и затем торжествующе спрашивает, вытаскивая палец не то из носа, не то ещё откуда-то: А, вот как же это размножались бы люди, если б не согрешили-то, а? - Размножались бы. И грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни человека, к семейной его жизни. Не в этой области произошёл грех.

Вторая заповедь, которую получает Адам - это заповедь возделывания земли, заповедь труда: «в поте лица твоего ты будешь возделывать землю ». Там ещё пота даже нет, но просто вот, возделывай её. Господь вводит человека в Эдемский сад и говорит: храни её и возделывай её. Вот здесь есть трудность в еврейском тексте Священного Писания. Дело в том, что не только в еврейском языке, но и в русском слово сад («гоном») мужского рода. А, тем не менее, повеление Божие говорит о женском лице, в женском роде: храни её и возделывай её.

Вот, с одной стороны, действительно ближайшее существо женского рода, которое ближе по тексту находится, оказывается земля: храни землю и возделывай землю. С другой стороны, ну, скажем, раввины полагают, что речь идёт о Торе, о Слове Божием, о заповедях и о жене, которой, правда, ещё нет, её дарование предстоит впереди.

Следует заметить, что Адам создан вне Эдемского сада и вводится потом туда. Это важное замечание, потому что святые отцы, описывая жизнь человека в Эдемском саду, в райском саду, говорят, что там не было боли, не было скорби и так далее. Но, однако же, не надо эти описания механически переносить на обстоятельства антропогенеза, в тот мир, в котором человек возник. То есть, изначально человек был изолирован от мира своего происхождения и помещён в некое ограниченное пространство. Этот Эдемский сад, он имел свои границы, он не заполнял собою всю землю.

Итак, заповедь труда даётся человеку. В этом труде человек должен пройти большой путь. В начале библейского рассказа о сотворении человека есть такая подробность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ». Однако в следующей фразе Библии слово «подобие» отсутствует: «И создал Бог человека по образу Своему ». Вот, начиная, по меньшей мере, со святого Иринея Лионского, со второго столетия, христианская мысль различает эти два понятия: образ Бога и подобие Бога. Образ Бога - это те таланты, которые Господь дал человеку. То, что отличает нас и от животных, и от ангелов. Способность к творчеству, прежде всего. Личностный характер нашего бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Вот это богообразные черты человека. Но, к сожалению, все эти черты человек может использовать во зло. Мы можем творить беззаконие, продумывать преступления, свою сферу мы можем не созидать, а убивать. И вот если человек, подобно Богу, все свои таланты направляет только к добру, тогда он достигает подобия Божия, становится преподобным.

Итак, то, что мы - образ Божий, это дано нам, а мы должны стать подобием Бога в ходе нашей жизни. Вот поэтому и даётся заповедь труда. Есть нечто, что человеку нельзя подарить - самого себя. Человек должен уметь произрасти себя, понудить к труду свою душу, чтобы себя изменить в этом подвиге. Потому что, ну и мы сами по своей жизни это знаем, когда всё дарится и ничего не достигается трудом, то эти дары оказываются зачастую разрушительными и смертельными и отнюдь не радостными.

Итак, заповедь труда - вторая из заповедей, которую получает Адам. И опять же замечу, в советской пропаганде антицерковной утверждалось, что, якобы согласно христианству, труд - это проклятие. Вот мы-то строим общество труда, а вот церковь - антисоветский институт, потому что, дескать, труд считается проклятием и наказанием за грехопадение. Это неправда. Церковь считает труд призванием человека. А вот тяжкий труд церковь действительно считает уже наказанием, такой труд, который способен рас -человечить человека. Труд, который растирает человека своими жерновами и не позволяет ему вздохнуть. В свое время, в четвёртом веке, святой Кирилл Иерусалимский так пояснял, зачем Господь дал людям субботу. Говорит, суббота дана людям для того, чтобы хотя бы в этот день рабы могли бы отдыхать от произвола своих господ. Значит, поэтому заповедь труда даётся до грехопадения, а после грехопадения она будет уже усложнена потом и скорбью.

Третья заповедь, которая даётся человеку - это заповедь познания: нареки имена животным . Дело в том, что для архаичного сознания имя и сущность - это одно и то же. Даже в латинском языке была поговорка mimina est mimina : имена - это знамения, знаки, предзнаменования. Для древне-шумерской цивилизации, для египетской знание имени означает знание вещи, власть над этой вещью.

Ну, например, в Египте был такой миф. Однажды Изида поругалась с богом Ра и решила сделать ему гадость. Сделала какую-то ужасно ядовитую змею и пустила эту змею ползать по тем полям, где имел обыкновение прогуливаться Ра. И когда Ра был на прогулке, эта змея укусила его в пятку. Нога распухла. Но это же ведь был укус не обычной змеи, а заговорённой, поэтому на бога подействовало. И вот Ра пробует снять с себя эту порчу и не может, потому что, согласно поверью колдунов, снять порчу может только тот колдун, который её изготовил и наслал. Ра мучается и ничего не может сделать. Тогда он начинает звать других богов на помощь, те приходят, стараются, тоже ничего не получается. Ну, все боги пробовали помочь Ра, кроме Изиды, и тут Ра соображает: дело в Изиде. Зовёт её и говорит: Сестрёнка, помоги. Помоги мне избавиться от боли. Изида говорит: С радостью, с радостью, пожалуйста. Только ты знаешь, что для того, чтобы моё заклинание сработало, назови мне свое подлинное имя. Ра понимает, что если он скажет Изиде свое подлинное имя, то у Изиды появится власть над ним. Поэтому он, не будь дурак, называет ей другое имя. Изида, не будь дурочкой, говорит: нет. Ты мне не свое имя назвал. Называй свое. Долго идёт торг. Но тут Ра понимает, насколько же правы братья Стругацкие, сказавшие, что трудно быть богом. Понятно, что трудно, потому что у человека в такой ситуации есть надежда: ну, поболею, поболею, ну, помру в конце концов. А боги, к сожалению, бессмертны, поэтому с этой пяткой больной ковылять по вечности - это уж очень долго. Поэтому Ра сдаётся, называет Изиде свое настоящее имя, она его использует в заклинании, боль проходит, но у Изиды с той поры действительно есть власть над Ра.

Вот это чрезвычайно устойчивое представление в религиозном сознании людей. Вот, например, в Вятской области на севере России мне рассказывал батюшка такой случай. На приходе этого священника жил человек, ну, старенький, конечно, сейчас уже, где-то там с середины двадцатых годов рождения. Двадцатые годы были интересными годами в жизни Советского Союза, ну, чем-то похожие на современную Белоруссию, то есть, такая странная смесь вроде бы и старого уклада православного и советского. Вот у меня дома есть замечательный документ: «Постановление Краснодарского краевого совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, и казачьих заодно об объявлении праздничных дней в наступающем 24-ом году». Линейка праздников была следующая: Рождество Христово, День февральской революции, Пасха, 1 Мая, Троица, День Парижской коммуны, Успение, Великий Октябрь. Вот такая замечательная была линейка праздников.

Ну, и соответственно, в двадцатые годы детей-то всех крестили, продолжали, но вот покрестили ребёнка с нормальным именем, а потом его ещё и звездили. Вот позвездили этого мальчика с именем Адольф. Ну, мода такая была тогда давать детям коминтерновские иностранные экзотические имена. Двадцатые годы, ну, зовётся он по паспорту Адольф и зовётся, ну, и ничего. В тридцатые годы с именем Адольф, как вы понимаете, в мире стало жить неуютно, в сороковые годы просто невозможно, ну, и в последующие тоже. Так вот, у него было христианское имя, он был окрещён, но он никогда никому, кроме батюшки, его не называл. Почему? Потому что объяснял так: ежели моё крещёное имя узнают прихожанки, бабки, они ж меня заживо отпоют. Значит, вот из этого глубокого чувства братской христианской любви он скрывал свое имя от своих сестёр во Христе.

Кстати говоря, тоже очень устойчивая вещь, может кто-нибудь из православных людей знает, что никакого царевича Димитрия в истории Русской церкви не существовало. Царевич Димитрий Угличский, последний Рюрикович на царском троне или около него, в крещении он был Уар, младенец Уар. У многих русских людей были крещальные тайные имена, которые не назывались.

Так вот, в Библии, скажем, тема: имя равняется сущность, а знание имени равняется власть, - в Библии эта тема звучит разнообразно. Например, когда Моисей встречается с Купиной Неопалимой - куст, объятый огнём, горит, но не сгорает. Так же поясняют - Божия Матерь: в Неё Огонь Божий вошёл, Слово Божие в Неё вместилось, но Она не сгорела, не исчезла и так далее.

Ну, и после этого отступления будет понятно, что происходит на первых страницах Библии. Господь даёт повеление Адаму назвать имена животных. Дело в том, спрашивает Ефрем Сирин в четвёртом веке: кто в семье даёт всем имена? Старшие члены семьи дают имена младшим членам семьи или, наоборот, младшие старшим? Конечно, старшие нарекают имена младшим. Но тут вопрос: кто старше на нашей планете, жираф или Адам? Несомненно, жираф. И это даже не то, что из дарвинизма, а даже по библейскому рассказу. Так вот, то, что Адам, человек, нарекает имена животным - это означает утверждение первенства Адама.

Тут начинается чрезвычайно важная тема для всего библейского повествования: тема переходящего первенства: «И последние станут первыми, и первые станут последними » - евангельские слова. Адам - последыш божественного творения, он последним появляется в бриллиантовой цепи божественных созданий. И, тем не менее, он - первенец Божией любви. И поэтому право первородства должно быть у него, к нему переходит. Эта тема потом будет звучать неоднократно. Скажем, Каин - первенец, Авель - последний сын. Тем не менее, Авель благословлен и Сиф, а не Каин. Давид - последний, младший из сыновей, Иосиф Прекрасный опять же - младший из сыновей, но благословлены именно они. Да и о христианах апостол Пётр говорит: вы, некогда не народ, а теперь народ, - последние стали первыми. Итак, Адам - последний, и он должен наречь имена животным для того, чтобы утвердить свое особое место в этом мире.

Теперь дальше. Я расскажу один апокриф, но апокриф высокого значения, статуса. Этот апокриф мы читаем в «Повести временных лет », в первой русской летописи. Там рассказывается, что когда князь Владимир слушал проповедь греческого философа о христианстве, то этот греческий философ рассказал ему следующее.

Когда Адам нарекал имена животным, то он нарекал имена и ангелам также. Тут смущаться не надо. Для церковно-славянского языка слово «животное» относится к ангелам точно так же. У нас в молитвах Великого повечерия мы читаем: животные шестокрыльные серафимы.

Ну вот, всей твари, всем живым существам Адам нарекает имя, утверждая свой высший статус. И вот тут, согласно «Повести временных лет», ну, конечно, рассказывается как некая более древняя легенда, просто она фиксируется здесь только в «Повести временных лет», и произошло падение сатаны, Денницы. Когда ангелам Адам нарекал имена, и все они должны были поклониться ему и служить, - а это очень важная и характерная черта православной антропологии - то, что человек выше ангелов; ангелам дано повеление служить людям: «ангелам Своим заповесть о тебе », - то вот среди этих ангелов был и Денница, я бы сказал так: ангел-хранитель планеты Земля, такой наш планетарный логос. Вот он тоже должен был служить человеку, но тут-то, согласно «Повести временных лет», его и зациклило. Как это я, высший из ангелов, какой-то лысой обезьяне служить буду?

Очень интересный рассказ. Это означает, что из-за человека идёт сверхчеловеческая война во Вселенной. То есть, человек настолько серьёзен, что из-за него произошло даже восстание ангелов против Бога. Это стоит помнить, потому что есть красивая и опасная в своей красоте фраза Достоевского: «Здесь дьявол с Богом борются, и поле битвы - сердца людей ». Видите ли, в чём опасность этой фразы? Человек в этой фразе предстаёт в качестве просто мата, борцовской подстилки, по которой топчутся два атлета, Бог и дьявол, а человек - просто поле, арена их сражения. Нет, человек - это не татами, не мат, не борцовская подстилка. Человек - это такая ценность, ради которой Бог и сатана сражаются между собой.

Следующий сюжет, который мне хотелось бы пояснить. Слишком часто мы говорим о том, что, согласно христианству, история человечества началась с неудачи: первородный грех. Однако, это не так. История человечества началась с удачи. Адаму удалось назвать имена животных. Это не разгадка кроссворда. Это очень серьёзная вещь. Видите ли, пусть мы не знаем, как Адам назвал этих животных, на еврейском языке или нет. Дело не в этом. Дело не в том, что он жирафа назвал жирафом, а бегемота бегемотом. А дело в том, что ни в ком из животных Адам не узнал себя. Ни о ком из животных он не сказал: это я.

Вот в становлении человека, человеческой личности очень важен этот этап самопознания через противопоставление. «Нет, я не Байрон, я другой». Это очень важно в становлении подростка, в становлении народа, нации, культуры и так далее: заметить и осознать свое отличие, свою уникальность. И вот Адаму именно это удалось. Он смог понять свое отличие от всех животных.

Сегодня не всем людям это удаётся. Сегодня - замечательная новость из России. Не слышали? Я Новости посмотрел, успел сегодня. Это просто звучит как поэзия, это просто фантастика: В Государственном Дарвиновском музее в Москве открыта экспозиция, посвящённая году свиньи. Серьёзно, это не анекдот, это сегодняшняя новость № 1 из Москвы. Привет большой науке!

Вы знаете, мы, православные люди - консерваторы, но когда я слышу такие вещи, мне хочется призвать к реформе русского языка. Я предлагаю отменить поздравления с Новым годом, а 31-го декабря призываю дикторов радио и телевидения изъясняться так: «Дорогие друзья! Кончается год красной крысы, начинается год голубой свиньи, с новым гадом вас, дорогие товарищи!»

Так вот, сегодня сплошь и рядом люди сами себя уподобляют скотам: «Ты кто?» - «Я скорпион». - «А ты кто?» - «А я там какой-нибудь, не знаю, козлорог». Вот Адам этого астрологического дарвинизма избежал. Он себя не узнал в животных, и животных не узнал в себе. И вот тут-то мы и понимаем необычную деталь в структурах библейского повествования. Именно здесь и возникает тема женщины, жены. Казалось бы, так логично сказать: сначала создан Адам, тут же про Еву, а потом с животными. Нет. Похоже, что, когда Адам нарекал имена животным, он понял эзотерический смысл известной песенки: все девчонки парами, только я одна. То есть, он ощутил свое онтологическое одиночество в этом мире. И вот он почувствовал потребность в помощнике и спутнике.

Вот начинается уже новая страница библейского рассказа: создание жены. На Адама наводится сон, здесь интереснейший термин в еврейском языке стоит: тардема, а в греческом переводе, в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, стоит слово, более вам знакомое: экстасис . Вот экстатический сон. Тардема в еврейском языке означает не просто сон, а такой пророческий сон, сон с видениями, тонкий сон на языке аскетики святоотеческой. Вот в такое экстатическое состояние вводится Адам, и тут и следует знаменитая хирургическая операция, когда из его ребра создаётся жена.

В прошлый мой приезд мы этот текст разбирали уже? Про рёбрышко? Нет разве? Интереснейший текст, с массой комментариев, толкований.

Самую замечательную экзегезу этого текста мне доводилось услышать четверть века тому назад в стенах МГУ. Приехали к нам в университет студентки Теологического факультета Западно-Берлинского университета. Встал вопрос, с кем их спаривать, надо найти им коллег, теологов, нашли студентов кафедры атеизма, решили, что они для этого подходят. Ну, и вот была у нас встреча. И эти, прости, Господи, теоложки, они нас шокировали следующим заявлением. Они феминистки. Я впервые увидел звериный оскал феминизма, эти феминистки нас порадовали заявлением, оказывается: женщина - венец творения. Что означает, что жена создана от Адама? Что мужик - это полуфабрикат, это промежуточное звено на пути к высшему созданию, а именно женщина - это и есть венец творения.

Кстати, в этом есть своя правда. Если уж строго придерживаться библейского текста, то именно Ева, именно жена - это райское создание. Вот Адам, помните, я подчеркнул, создан вне рая, а жена создана в раю.

Так вот, что же касается нефеминистского толкования, а научного, то перед нами здесь отголосок, пожалуй, первый в истории человечества, сознательной литературной игры словами. Это именно отголосок первой игры словами. Потому что игра словами эта происходит не в Библии, не в еврейской культуре, а в шумерской.

Вот там, в Шумере есть богиня Нинти, и вот её имя переводится двояко: богиня жизни и богиня ребра. Дело в том, что на аккадском языке, языке древнего Шумера, аккадский язык - это семитский язык, родственный еврейскому, на аккадском языке слово цин имеет два значения, цин - ребро и жизнь. То есть, понятна семантическая связь. Славянин скажет: живот - жизнь, да. А здесь очевидно дыхание, сердце, грудь, ребро - вот в итоге эта ассоциация: ребро и жизнь.

Значит, в шумерском языке это цин , а в еврейском языке, иврите, это цела , цела - ребро. Соответственно, эта игра словами, началась связка смысловая обыгрываться ещё в литературе древнего Шумера, и в Библии позднее она находит свой такой отголосок. Но, собственно, в еврейском языке, как и в русском, слово цела имеет два других значения. То есть ребро, да, но ребро может означать анатомически «кость», а ребро имеет ещё другое значение - это некий аспект, грань. И вот в этом смысле женщина, женственность оказывается гранью, аспектом человеческой природы.

И, наконец, с точки зрения богословской уже, собственно, то, что я вам говорил, феминистское толкование, собственно, научное этимологическое и богословское толкование со времён, опять же, Иринея Лионского, со второго столетия.

Здесь делается следующая увязка. Ветхий и Новый Заветы. В Ветхом Завете проображаются события Нового Завета. Двумя словами Осипа Мандельштама: «и прежде губ уже сложился шепот, и в бездревесности кружилися листы ». Вот тень Евангелия в Законе. Значит, в Ветхом Завете Адам - родоначальник человечества, в Новом Завете Христос - родоначальник нового человечества. У Адама есть жена, Ева. У Христа есть невеста - Церковь, невеста - аренс . Жена Адама создана из ребра Адама, когда он спал. В смертном сне Христа на Кресте прободается Его ребро, и из ребра изливается кровь, которой Он и созидает Свою Церковь, Свою Невесту.

Вот после того, как Адам приходит в себя, он видит жену. Да, здесь опять же важно заметить, что никакой Евы в этом рассказе и близко нет, и Адама тоже. Здесь русскому переводу не стоит верить. Ни Адама, ни Евы в этом рассказе нет. В еврейском оригинале есть га-Адам , то есть, Адам с артиклем - это означает термин, а не личное имя человека. А Ева появляется позже, Хавва появляется позже, уже после грехопадения, где-то к 7-ой главе это имя появляется. А во второй всё время «жена».

Так вот, га-Адам, первый человек, видит жену и произносит фразу: «Она наречётся женою, потому что взята от мужа». Для русского слуха в этой фразе логики нет: ну, взята от мужа, почему женой должна называться, почему не дочкой, не сестрой, не тёщей, в конце концов. Но для еврейского читателя здесь всё было очень понятно. В еврейском языке слово муж - это «иш », жена - «иша ». Я подозреваю, что отсюда местечковый глагол «ишачить» как обозначение тяжкой женской доли.

И это очень важное утверждение: она взята от иша, и поэтому будет иша. Это очень логично. Но дело в том, что это уже очень полемический тезис.

То есть, здесь я прошу православных людей избавиться от одной иллюзии. Этот библейский текст рассказывает о первых страницах истории человечества, но сам этот рассказ возник очень поздно. Где-то там, на 1500-й странице истории человечества. Понятно или нет? Да? То есть, к этому времени уже давно стояли египетские пирамиды, ко времени жизни Моисея и написания Пятикнижия, давно уже финикийские корабли проплавали Гибралтары и так далее, и много чего произошло в истории человечества. Поэтому как бы уже было, какие Авгиевы конюшни расчищать библейским словом?

Чтобы вы поняли всю красоту этого хода мысли: наречётся женой, потому что взята от мужа, проведём простой эксперимент. Берёте лист бумаги, графите его, делите пополам. Дальше я буду называть разные парные категории, а вы ассоциативно пробуете их распределить по колонкам. Вот правая колонка, левая колонка. Дальше - добро и зло, куда пишем, в какую колонку, куда кого пишем? Добро - правая, зло - левая: свет - тьма, куда пишем? Свет - правая, добро, тьма - левая, зло. Верх - низ, куда пишем? Верх - свет, добро, низ - тьма, зло, левая. Мужское - женское, куда пишем? Ну, во-первых, вспомните школьные годы чудесные: мальчики - направо, девочки - налево.

Но дело не только в этом. Вспомните китайский даосский символ инь - янь. И там чёрным цветом именно женская половинка закрашена. Это не урок по христианскому богословию, инь-янь, эта табличка и так далее, это речь идёт именно о неких архетипах, о фольклоре, о язычестве. Вот в язычестве именно женское начало, как ни странно, оно очень часто отождествлялось с разрушительным. Богиню Кали уж достаточно вспомнить, индийскую богиню смерти.

Так вот, то, что в еврейском языке слова муж и жена - однокоренные, перечёркивает все возможные спекуляции на эту тему. То есть, в еврейской культуре эти спекуляции запрещены, что, дескать, женское начало разрушительное, тёмное, мрачное, другое, чем мужское.

Для многих даже европейских языков это до конца не усвоено. Во многих европейских языках до сих пор слова «мужчина» и «человек» - это синонимы. Чтоб далеко не ходить, вот на украинский язык посмотрите. Про английский man опять же я молчу. Поэтому современным политкорректным западным политикам приходится изъясняться для русского слуха дико: Мужчины и женщины, сидящие в этом зале.

То есть, с нашей точки зрения - это просто даже невежливо: зачем эти гендерные подчёркивания там, просто «люди» можно сказать, в конце концов, да? Нет, мужчины и женщины, - потому что нет у них такого общего единого слова.

Итак, она назовётся «иша», потому что она взята от «иша».

Дальше следует фраза, не менее интересная: «И отныне оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене». Попробуйте на эту фразу посмотреть глазами социолога, антрополога, этнографа. Перед нами типичная формула матриархата. То есть, муж оставляет свой дом, отца и мать и прилепляется к жене. Если говорить языком недоросля, то получается, что жена - имя существительное, а муж - имя прилагательное, поелику прилагается к жене. То есть, это, несомненно, формула матриархата. И именно матриархальной согласно Библии представляется первая модель человеческого общежития.

Что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того - что мы все почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с нашей жизнью, с жизнью наших близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?

Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса.

Проще говоря, в раю случилось предательство .

Человек предал своего Создателя , когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.

Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе .

Человек предал самого себя . Ведь «предать» означает буквально - передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы - дьявола.

Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно.

Вы представить себе не можете!

Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки - что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?

А потому, что и сам человек тогда был другим - чистым, радостным, не знающим тревог и забот, открытым миру, встречающим этот мир счастливой и властной улыбкой его повелителя. Причина тут проста: человек тогда еще не вычеркнул Бога из своей жизни, был с Ним в теснейшем общении и получал от Бога такие познания, утешения и дары, о которых мы сегодня и представления не имеем.

Нам, нынешним, как уже было сказано, остается только пофантазировать на райскую тему. Причем - с натугой протискивая эти свои фантазии сквозь узенькие просветы между невеселыми думами о падающем курсе рубля, обидами на тещу, заботами о покупке зимней резины для автомобиля, грядущем ЕГЭ для старшего сына и еще тысячью неприятных мыслей, одновременно терзающих любого современного человека каждый день с утра до ночи. Тот скудный фарш фантазий, который вывалится на выходе этой мысленной мясорубки, и будет нашими сегодняшними представлениями о рае.

Конечно же, райский сад был прекрасен. Но жизнь с Богом может оказаться для человека раем даже посреди безводной пустыни, поросшей кустиками верблюжьей колючки. А жизнь без Бога и райский сад мгновенно превращает в обычные заросли травы, кустов и деревьев. Лишь поняв это, можно понять и все остальное, случившееся в раю с первыми людьми.

В творении Божьем человек занял уникальное место. Дело в том, что Бог сотворил мир духовный и мир материальный. Первый населяли ангелы - бестелесные духи (часть из которых впоследствии отпала от Бога и стала демонами). Второй - все жители Земли, имеющие тело. Человек же оказался неким мостиком между этими двумя мирами. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня . Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст: «То тело не было такое смертное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало». А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «…Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному ви́дению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».

Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть . И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.

Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь - хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир .

Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему . Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях.

И всего лишь один запрет получил от Бога этот почти полновластный владыка мира : «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт 2:16–17).

Вот этот-то единственный запрет и нарушил человек в райском саду . Человек, у которого было всё, решил, что для полного счастья ему осталось сделать еще и то, чего нельзя.

Песочница заминирована

Но для чего же насадил Бог в раю такое опасное дерево? Прямо хоть табличку вешай на него с черепом и костями «Не влезай - убьет». Что за странная затея - посреди самого прекрасного места на планете взять и развесить на ветках смертоносные плоды? Как если бы современный архитектор при планировке детского сада вдруг зачем-то спроектировал на игровой площадке небольшое минное поле, а воспитательница потом говорила бы: «Дети, везде можете играть - и на горке, и на каруселях, и в песочнице. Но вот сюда даже подходить не вздумайте, иначе будет большой бабах-бадабум и очень много неприятностей для нас всех».

Здесь сразу же нужно пояснить: запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла вовсе не означал, будто человек без этих плодов ничего не знал о добре и зле . Иначе какой смысл был давать ему такую заповедь?

Златоуст пишет: «Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое. Что он исполнен был духовной мудрости, смотри ее обнаружение. “Привел”, сказано, к нему Бог зверей, “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт 2:19). Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей… Итак, знавший столько, неужели, скажи мне, не знал, чтó есть добро и чтó зло? С чем же это будет сообразно?»

Итак, древо не было источником знаний о добре и зле. И ядовитыми его плоды тоже не были , иначе Бог оказался бы подобен уже упомянутому здесь альтернативно одаренному архитектору детского садика. А называлось оно так по одной простой причине: человек имел представления о добре и зле, но - лишь теоретические. Он знал, что добро - в послушании и доверии создавшему его Богу, а зло - в нарушении Его повелений. Однако на практике познать, что есть добро, он мог, лишь исполняя заповедь и не трогая запретных плодов . Ведь и сегодня любой из нас понимает: знать о добре и делать добро - очень сильно не одно и то же . Точно так же, как знать о зле и не делать зло. И для того чтобы свои знания о добре и зле перевести в практическую плоскость, необходимо совершить некоторое усилие. Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал тебе нечто обидное, добром, безусловно, будет промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя. А злом в этой ситуации, столь же безусловно, будет - наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом. Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда.

Древо познания добра и зла названо так в Библии потому, что было для первых людей возможностью опытным путем проявить свое стремление к добру и отвращение от зла .

Но человек был создан не как робот, жестко запрограммированный на одно лишь добро. Бог дал ему свободу выбора, и древо познания стало для первых людей именно такой точкой, где этот выбор мог быть осуществлен на практике. Без него райский сад, да и весь сотворенный Богом прекрасный мир оказался бы для человека лишь золотой клеткой с идеальными условиями содержания . И суть Божьего запрета сводилась к заботливому предупреждению, обращенному к людям, свободным в своем решении, им словно бы говорилось: «Вы можете не послушать Меня и сделать по-своему. Но знайте, что такое непослушание - смерть для вас, сотворенных Мною из праха земного. Вот, я оставляю вам открытым также и путь зла, на котором вас ждет неминуемая погибель. Но не для этого Я вас создал. Укрепитесь же в добре через отказ от зла. Это и будет для вас познанием того и другого».

Но - увы! - люди не вняли этому предупреждению и решили познать зло через отвержение добра.

Не виноватые мы!

Далее Библия описывает события в райском саду так: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:1–6).

Под змеем здесь подразумевается сатана - глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Один из самых могучих и прекрасных духов, он решил, что Бог ему не нужен, и превратился в сатану - непримиримого врага Бога и всего Его творения. Но с Богом справиться сатана, конечно же, не мог. И потому всю свою ненависть направил на венец Божьего творения - на человека.

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей . И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди , уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он - благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги» .

Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они - голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.

Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу . Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит - жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу .

В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.

Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу . Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:11–13).

Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя . Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников - и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».

Все в Адама

Вот, собственно, и всё. Предав Бога, люди отпали от источника своей жизни. И стали медленно умирать . Так отломанная от родного ствола ветка какое-то время еще зеленеет в придорожной пыли, но дальнейшая ее участь предопределена и неизбежна. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него. А сам рай - место встречи человека и Бога на земле - стал для человека местом страха и мучения . Теперь, услышав голос своего Создателя, он, объятый ужасом, метался по райскому саду в поисках укрытия. Оставлять такого человека в раю было бы бессмысленной жестокостью .

Так, по слову Библии, человек оказался изгнаным из рая , стал уязвимым, смертным и подвластным сатане существом. Таким было начало человеческой истории. Все эти страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога, унаследовали их потомки, а значит - и мы, и наши друзья, и все современники .

Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек - бессмертный царь вселенной. Без Бога - смертное существо, слепое орудие дьявола.

Череда рождений и смертей не приближала человека к Богу. Напротив, каждое поколение, живя в духовной тьме, принимало в себя все новые и новые оттенки зла и предательства, зерна которых были посеяны согрешившими людьми еще в раю. Макарий Великий пишет: «…Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой закваски. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».

Такова вкратце связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.

На вопросы, интересующие новоначальных Православных верующих, отвечает руководитель миссионерского отдела Самарской епархии, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары протоиерей Алексий Богдан.

Куда попали души Адама и Евы после их кончины? Где сейчас души Адама и Евы? В раю или в аду?
Ольга Почашева

Уважаемая Ольга! Первые люди были сотворены с возможностью не умереть, поскольку Бог - не Творец смерти. Смерть возникла как результат грехопадения людей и отступления их от Бога. Соответственно, и вход в рай для них был закрыт, о чем свидетельствует Книга Бытия (3, 22-24), таким образом, вплоть до Крестных страданий Христовых все люди были разлучены с Богом, в том числе и праведники Ветхого Завета.
Так, Патриарх Иаков, скорбя о потере мнимоумершего сына Иосифа, говорит: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37, 35). И в Псалме 88, ст. 49, говорится: «Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?». Также Иов говорит о своем отшествии в «страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства» (Иов. 10, 22).
Души Адама и Евы после смерти тоже сошли во ад. Нужно сказать о неком «лоне Авраамовом», где находились ветхозаветные праведники (Лк. 16, 22-26). Это такое место в аду, где праведники не испытывали мучений. И только после Крестной смерти Спасителя, когда Он душою сошел во ад, Он вывел оттуда всех ветхозаветных праведников (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6), ожидавших Его пришествия на землю. Таковыми были и Адам с Евой, которым первым было сказано о семени жены, поражающем змия, то есть пришествии Спасителя в мир (Быт. 3, 15).
Пасхальная икона «Сошествие во ад» как раз изображает этот момент. Господь Иисус Христос стоит на поверженных вратах ада и выводит за руки Адама и Еву, за которыми следуют сонмы ветхозаветных праведников. И Писание повествует о грехопадении первых людей, но Предание Церкви сохранило сведения о величайшем покаянии Адама и Евы и их надежде на грядущего Искупителя мира, посему их можно считать первыми Христианами. Ветхозаветные отцы спасались верой в грядущего Мессию, как мы спасаемся верой в пришедшего Христа.
Память Адама и Евы и всех ветхозаветных праотцев совершается за две недели перед Рождеством Христовым.

«Пустите детей приходить ко Мне»

В каком возрасте можно крестить ребенка? Хотела окрестить свою дочку вскоре после ее появления на свет, но мои верующие друзья отсоветовали, сказали, что маленький ребенок не готов к Крещению, она еще ничего не понимает и будет лучше, если она сама в зрелом возрасте придет к вере и примет сознательное решение креститься.
Ольга Днепрова, Украина

Ваше желание окрестить дочку вполне оправдывается рядом высказываний Самого Спасителя: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). «Оставите детей приходити ко Мне и не браните им» (Лк. 18, 15-16). В Ветхом Завете завет с Богом заключался через обрезание младенцев в восьмой день, причем этот обряд был прообразом Крещения. Поэтому детей можно крестить уже с восьмого дня, а в случае смертельной опасности и в особых случаях - и ранее. Например, мне самому не раз приходилось крестить в реанимации недоношенных детей семи и восьми месяцев, только появившихся на свет. Ваши верующие друзья, которые вам советуют отложить Крещение до зрелого возраста, или слишком самонадеянны, или же принадлежат к какой-нибудь секте, так как большинство сект протестантского направления как раз и воспрещают крестить младенцев. Конечно, очень хорошо, когда человек в зрелом возрасте осознанно пришел к вере и желает окреститься, но где гарантия, что все поголовно народившиеся младенцы доживут до этого возраста?! И дело не только в смерти, которая может наступить когда угодно и где угодно, но и в том, что непросвещенный Крещением с возрастом обрастает такой «коростой» всевозможных грехов, что и к вере прийти для него становится уже подвигом. То, что ребенок ничего не осознает, восполняется наличием крестных, прямая обязанность которых - помогать родителям воспитывать в вере крещеного младенца и приобщать к храму и церковной жизни.
В Святом Писании описываются случаи, когда крестились целые семьи: например, дом Лидии (Деян. 16, 14-15), дом Стефанов (1 Кор. 1, 16). Апостол Петр говорит, что обетование о Крещении «принадлежит вам и детям вашим» (Деян. 2, 38-39), а необходимость Крещения утверждена и соборными определениями. Так, Правило 72 и 110 Карфагенского собора гласит: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, тот да будет анафема».