1 понятие виды государственных гражданских служащих. Государственные органы и служащие: понятие и виды
- Государственная служба в системе власти и государственного управления
- Концепция дихотомии государственной власти
- Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
- Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
- Теоретико-методологические основы государственной службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Структура теории и методологии государственной службы
- Понятие «государственная служба»
- Характер государственной службы
- Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
- Государственная служба как социальный институт
- Государственная служба как правовой институт
- Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
- Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
- Система государственной службы Российской Федерации
- Сущность и структура системы государственной службы современной России
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
- Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
- Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
- Структура и особенности федеральной государственной службы
- Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
- Государственная служба федеральной исполнительной власти
- Государственная служба судебной ветви власти
- Государственная служба субъектов Российской Федерации
- Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
- Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
- Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
- Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
- Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
- Государственный служащий: понятие, классификация
- Государственный служащий: понятие, признаки
- Классификация государственных служащих Российской Федерации
- Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
- Должности государственной службы: понятие
- Признаки государственной должности
- Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
- Квалификационные требования к должностям
- Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
- Должности государственной службы: понятие
- Прохождение государственной гражданской службы
- Теоретические основы прохождения государственной службы
- Основные типы процесса прохождения государственной службы
- Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
- Организация прохождения государственной службы
- Социальный и правовой статус государственного служащего России
- Статус государственного служащего: понятие и классификация
- Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
- Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
- Основные обязанности гражданского служащего
- Ограничения, связанные с гражданской службой
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
- Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
- Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
- Управление государственной службой
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Субъекты и объекты управления
- Система управления государственной службой Российской Федерации
- Федеральный уровень управления
- Уровень управления субъектов РФ
- Повышение эффективности системы управления государственной службой России
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
- Теоретические основы реформирования государственной службы
- Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
- Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
- Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
- Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
- Теоретические основы государственной кадровой политики
- Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
- Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
- Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
- Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
- Субъекты и объекты государственной кадровой политики
- Объекты государственной кадровой политики
- Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
- Основные принципы реализации государственной кадровой политики
- Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
- Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
- Механизм организационного обеспечения кадровой политики
- Научно-исследовательский механизм кадровой политики
- Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
- Сущность, задачи и принципы кадровой политики
- Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
- Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
- Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
- Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
- Кадровая служба государственного органа
- Формирование кадрового состава гражданской службы
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
- Теоретические и организационные основы отбора персонала
- Способы замещения государственных должностей
- Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Методика оценки персонала государственной службы
- Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
- Аттестация на гражданской службе
- Квалификационный экзамен гражданских служащих
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
- Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
- Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
- Особенности формирования резерва управленческих кадров
- Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
- Управление служебно-деловой карьерой
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Продвижение по службе
- Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
- Кадровые технологии
- Факторы служебного роста
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
- Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
- Организация дополнительного профессионального образования
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
- Коррупция в органах государственной власти
- Сущность коррупции как социального явления
- Аспекты коррупции
- Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
- Формы проявления коррупции
- Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
- Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
- Сущность коррупции как социального явления
- Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
- Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
- Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
- Принцип служения государству и обществу
- Нравственные проблемы государственных служащих
- Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Государственная гражданская служба в Великобритании
- Государственная гражданская служба во Франции
- Государственная гражданская служба в ФРГ
- Управление государственной службой в зарубежных странах
- Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
- Кадровая политика на государственной службе во Франции
- Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
- Кадровая политика в сфере государственной службы в США
- Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Опыт государственной службы и кадровой политики России
- Государственная служба в царской России
- Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
- Государственная служба в партийно-советский период
Государственный служащий: понятие, признаки
Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.
Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди - дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами - поместье.
Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов - воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.
На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.
В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.
Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян. К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве - военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур - аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».
И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле - это профессиональный управленец органов государственной власти. Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход - государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.
Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ. Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.
Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.
Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ - субъект РФ.
Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий - это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.
Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.
Гражданство Российской Федерации . Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах - законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.
Наличие должности государственной службы , главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.
Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта . Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.
Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.
Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы . Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).
Денежное содержание из государственного бюджета - федерального или регионального . Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы - денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.
Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18-65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.
Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:
- его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ (например, депутатство) или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе.
Государственный орган - это организация или лицо, которая выступает от имени государства, выполняет его функции и наделена для этого властными полномочиями.
Государственные органы вправе самостоятельно принимать и осуществлять от своего имени властные решения в пределах своей компетенции. При этом под компетенцией понимается совокупность властных полномочий органа и совокупность задач, которые подлежат разрешению (предмет ведения). В зависимости от компетенции властные решения государственных органов распространяются на всё общество, либо на какую-то его часть.
Независимо от того, объединяет ли государственный орган много людей или одного человека во внешних отношениях он всегда выступает как самостоятельный субъект.
Государственный орган действует от имени и по поручению государства. В своей деятельности он опирается на юридические источники. В них формулируются права, обязанности и ответственность государственных органов, предметы их ведения, устанавливаются порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами.
В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы.
Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан.
Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов.
Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством.
Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению.
По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера.
В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.)
По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач).
В государственных органах работают государственные служащие - первичная ячейка государственного аппарата.
Государственным служащим («чиновником») называется лицо, занимающее должность в государственном аппарате, и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами функции его органов. Основными признаками государственного служащего выступают:
Занятие определённой государственной должности. Должность - это особое положение, занимаемое чиновником в государственном аппарате, которое предполагает, во-первых, наличие совокупности прав и обязанностей, во-вторых, определение функций реализуемых от имени государства и, в-третьих, специальные меры поощрения и принуждения обеспечивающие исполнение служащими своих должностных обязанностей. Должность всегда индивидуальна. Это достигается разделением на чины, ранги, классы и т.д.
Доступ к службе осуществляется через специальную процедуру. Для участия в механизме государства, человеку недостаточно только его желания. В зависимости от того, на какую именно должность претендует соискатель, процедура допуска к службе может заключаться в выборах, назначении, в замещении должности по конкурсу, сдачи квалификационного экзамена, и т.д.
Профессиональный характер государственной службы. Служба является основным местом работы и источником средств существования чиновников. Им запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, творческой и научной.
Подчинение деятельности государственных служащих правовым нормам и процедурам. Государственные служащие в своей деятельности руководствуются Конституцией, федеральными законами и другими юридическими источниками. Служебные действия облекаются в специальные процедуры, актам придаётся особая форма.
В зависимости от порядка замещения должностей государственные служащие могут быть классифицированы на назначаемых, выборных, замещающих должность по конкурсу, занявших должность в результате сдачи квалификационного экзамена, наследуемых.
По характеру труда среди государственных служащих могут быть выделены руководители, специалисты, технические исполнители.
В РФ государственные служащие могут быть классифицированы в зависимости от вида юридического источника, закрепляющего статус государственного служащего на служащих категории А, Б и В. Правовой статус служащих категории А определяется Конституцией РФ, статус служащих категории Б определяется законами РФ, статус служащих категории В определяется внутренними локальными актами.
Некоторыми правоведами в понятие государственный аппарат включается так же государственный сектор общественной жизни (предприятия, организации, учреждения). Государственным сектором обеспечивается нормальное функционирование всего государственного аппарата: материально-техническое обеспечение, снабжение, подготовка и переподготовка кадров, научные исследования и др.
Государственный служащий - субъект административного права и субъект государственно-служебных отношений.
В административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. Его трактуют в широком и узком смысле. В широком смысле - это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками: работают на благо государства; работают в государственной организации; занимают в ней соответствующую должность; обладают профессиональной подготовкой, позволяющей замещать определенную должность; наделены государственными полномочиями; выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета.
К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах.
Между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. «Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией про-
цессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, то есть выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» 1 .
Признаки служащих государственного аппарата закреплены в статье 8 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» 2: занятие должности в предусмотренном законодательстве порядке в особой государственной организации - органах государственного аппарата; наличие соответствующих полномочий, реализуемых от имени государства.
Служащие государственного аппарата проходят службу в следующих органах: в аппарате Национального Собрания Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных учреждениях, образуемых Национальным Собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.
К служащим государственного аппарата приравниваются депутаты, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе в Советах всех уровней.
Должности служащих государственного аппарата перечислены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 1994 г. №325 «Об утверждении перечня должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата» с изменениями и дополнениями 3 . Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 183.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 32. Ст. 416;
1994. № 14. Ст. 191; 1995. № 17. Ст. 176.
3 Собрание декретов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 20. Ст. 702; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 45, 56.
К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Перечень таких лиц установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 46 от 31 января 1994 г. «Об утверждении перечня категорий работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата» 1 . Ими, в частности, являются:
1) начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование соответствующего органа государственного аппарата;
2)начальник хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других подразделений с аналогичными функциями, его заместитель;
3)заведующий: архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, кладовой, научно-технической библиотекой (библиотекой);
4)старший: инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор, диспетчер;
5)инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор;
6)кассир, счетовод, учетчик, дежурный бюро пропусков, агент, библиотекарь, диспетчер, инкассатор;
7)секретарь руководителя органа государственной власти, государственного управления, суда, прокуратуры и его заместителей, секретарь руководителя структурного подразделения этих органов и его заместителей; секретарь: судебной коллегии, судебного заседания, суда;
8)стенографистка, секретарь-стенографистка, машинистка, машинистка диктофонной группы, секретарь-машинистка;
9)делопроизводитель, архивариус, экспедитор, кладовщик;
10)оператор: копировальных и множительных машин, ЭВМ, связи; светокопировщик, стеклографист (ротаторщик), телеграфист, телефонист всех видов связи;
11)комендант, курьер, гардеробщик, уборщица, дворник, кочегар, истопник, лифтер, конюх, рабочий (всех видов профессий), сторож;
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 4. Ст. 39.
12)водитель легкового, грузового автомобиля и других транспортных средств;
13)руководители, специалисты, служащие и рабочие автобаз (гаражей) и других подразделений (организаций), обслуживающих государственный аппарат.
К служащим государственного аппарата предъявляются повышенные требования. Поэтому в соответствии со статьей 9 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» должности в государственном аппарате не могут занимать лица:
1) профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям;
2) ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать эти должности или заниматься определенной деятельностью, а занятие должности в государственном аппарате предполагает осуществление такой деятельности;
3) имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей; имеющие не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость.
Служащими государственного аппарата также не могут быть лица, не предоставившие декларацию о доходах или указавшие в ней ложные (недостоверные) сведения.
При выяснении перечисленных обстоятельств, препятствующих осуществлению службы в государственном аппарате, даже в случае заключения контракта и фактического начала работы, контракт с лицом прекращается в одностороннем порядке.
Специальные признаки служащих органов финансовых расследований закреплены в Положении «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» 1 . Согласно ему, служба в этих органах признается разновидностью государственной службы, а государственными служащими являются лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава и занимающих штатные должности в Департаменте финансовых расследований, управлениях Департамента по областям и г. Минску, межрайонных отделах управлений Департамента по областям и г. Минску, а также находящихся в распоряжении Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Го-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46, 1/2630.
сударственную службу в органах внутренних дел согласно Положению «О прохождении службы личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь» 1 проходит личный состав органов внутренних дел. К нему относятся служащие органов внутренних дел, которые обладают следующими специальными признаками: имеют специальные звания и занимают штатные должности в органах, учреждениях внутренних дел, учебных заведениях Министерства внутренних дел. Таким образом, на основании анализа указанных положений мы можем сделать вывод о том, что не все работники, осуществляющие трудовую деятельность в этих органах, являются государственными служащими, а лишь обладающие специальными признаками. Работники, не имеющие специальных званий, не проходят службу в органах финансовых расследований или органах внутренних дел, а функционально или организационно-технически обеспечивают их надлежащее функционирование, т.е. они являются государственными служащими в широком смысле слова, но не являются служащими особых государственных органов.
В настоящее время не существует единого нормативного акта, который бы определял понятие государственного служащего, устанавливал перечень видов государственных служащих, их общие признаки и отличия разных видов государственных служащих в зависимости от особенностей службы, регламентировал бы общие вопросы государственной службы во всех государственных органах.
В Российской Федерации, в отличие от Беларуси, эти вопросы более четко урегулированы законодательством – Законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации». По мнению российских ученых, основанному на анализе действующего российского законодательства, «к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими)» 2
Государственные служащие наделены совокупностью прав и обязанностей по занимаемой должности, которые производны от компетенции организации, в которой они работают, и включают в
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 7.
2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 199.
себя: задачи, функции по данной должности, соответствующие им права и обязанности, правовые формы деятельности (приказы, распоряжения), организационные отношения с другими государственными служащими и так называемыми третьими лицами. Полномочия государственного служащего отражаются в правовых актах (положениях, инструкциях, трудовых договорах, контрактах).
Одним из признаков государственного служащего является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и управленческие навыки; личные и морально-психологические качества.
К первому уровню относятся следующие требования: неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных актов; соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей; поддержание профессионального уровня и совершенствование управленческих навыков; уважительное отношение к гражданам и своевременное рассмотрение их обращений; сохранение государственной тайны; не совершение действий, затрудняющих работу государственных органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др.
Второй уровень профессиональной компетентности требует наличие следующих организаторско-управленческих навыков: умения организовать процесс управления, подбор, расстановку кадров и распределение труда среди подчиненных; планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций; повышение квалификации и управленческих навыков, внедрение передового опыта в управлении и др.
Третий уровень включает следующие требования: аналитичность и системность мышления; ответственность за порученное дело; организаторские способности и гуманистические позиции; требовательность к себе и окружающим; принципиальность, добропорядочность, дисциплинированность, справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей; политическая и индивидуальная культура, высокие морально-этические качества.
Основные требования к личным и деловым качества государственного служащего сформулированы в пункте 6.4 Квалификационного справочника должностей государственных служащих (Постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.;
изм. и доп.: Постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г. 1). Согласно ему государственный служащий должен знать:
1. общую социально-экономическую политику, и ситуацию в республике, концепцию развития региона, отрасли;
2.научные и практические вопросы соответствующей области знаний, исходя из сферы деятельности структурного подразделения, а также в определенной мере - смежные с основной деятельностью;
3.отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем;
4.современные методы технологии и организации управленческого труда, применения электронно-вычислительной и другой оргтехники;
5.действующие законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие или регулирующие соответствующую сферу деятельности;
6.основы теории и практики управления, социально-психо- логические аспекты управления, особенности управленческого труда, действующую структуру органов государственного управления в республике, регионе;
7.законодательство о государственной службе, основные права, гарантии, обязанности, ответственность государственного служащего;
8.государственный язык Республики Беларусь;
обладать:
9.чувством высокой ответственности за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей;
10.необходимыми морально-этическими качествами, эмоциональной устойчивостью, тактичностью и доброжелательным отношением при контактах с гражданами и решении их личных вопросов организаторскими способностями;
а руководитель дополнительно должен:
11.планировать и рационально использовать свое рабочее время; организовать труд подчиненных; координировать, регулировать и контролировать их работу;
12.четко ставить перед подчиненными задачи, рационально делегировать им права, полномочия и ответственность;
13.обеспечить расстановку кадров с учетом их квалификационного потенциала и деловых качеств;
1 Архив Министерства труда и социальной защиты.
14.обладать способностью своей манерой поведения и стилем руководства обеспечить нормальный социально-психологический климат в коллективе;
проявлять:
15.производственную дисциплинированность и исполнительность;
16.инициативность и самостоятельность в работе, новаторство, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать па себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;
17.принципиальность и смелость, способность принимать оперативные решения при меняющихся производственных, политических, социально-экономических ситуациях;
18.умение лаконично, аргументировано, четко и в логичной последовательности излагать устно и письменно ми ели, вести деловую переписку.
Поскольку профессиональная компетентность является главным стержнем высококвалифицированной и высокоэффективной государственной службы, постольку целесообразно обеспечение роста профессиональной компетентности каждого работника. Это достигается многими путями, такими, например, как совершенствованием подготовки государственных служащих, а также системы их переобучения и повышения квалификации. Для этого желательно разработать единую, лишенную формализма, систему проверки и подтверждения профессиональных и управленческих навыков государственных служащих. При назначении па должность следует чаще использовать конкурсные отборы.
Основным признаком государственного служащего является занятие им должности в государственной организации. Она определяет права и обязанности, пределы ответственности, профессиональные и иные требования к замещающему ее лицу и к выполняемой им работе, место государственного служащего среди других государственных служащих.
В законодательстве определение должности закреплено в статье 14 Закона «Об основах службы в государственном аппарате»: «Должность служащего государственного аппарата - это предусмотренная актами законодательства либо учрежденная в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая в зависимости от компетенции данного органа объем полномочий и функций занимающего ее лица». Это опре-
деление содержит в себе все основные признаки должности как организационно-правового и социального явления.
Должность является составной частью органа государственного управления, входит в качестве элемента в его общую структуру и, следовательно, имеет все признаки последней, несущей в себе организационную, правовую и социальную сущность.
Организационный и правовой аспект должности заключается в следующем. Орган государственного управления не является однородным явлением. Он является сложным в структурном плане образованием, состоящим из структурных подразделений, которые включают в себя должности, т.е. должность представляет собой ячейку внутренней организации органа, его низшую ступень.
С точки зрения правовой орган государственного управления наделен компетенцией, которая распределяется между его структурными подразделениями, а внутри структурных подразделений - по должностям.
Таким образом, происходит четкое разделение единого органа на структурные части - должности и разделение труда в нем путем распределения всего объема компетенции по должностям.
Должность это не только статичное, но и динамичное явление. Динамику должности определяет ее социальный аспект. Эффект от существования должности достигается только благодаря ее замещению государственным служащим и осуществлением работы по ней. Объем и характер взаимоотношений служащего с другими служащими - выше- и нижестоящими, находящимися с ним на одной ступени служебной лестницы, работающими с ним в одной организации или нет, иными физическими лицами, определяют социальную сущность должности.
Следовательно, должность - понятие многогранное, несущее в себе социальную, организационную и правовую сущность. Однако она наиболее тесно связана с правом. Это проявляется в том, что должность несет в себе часть компетенции органа, которая регламентируется нормативными актами: законами, положениями, инструкциями и др. Например, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» предусмотрено наличие должности Премьер-министра и полномочия по ней, Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25 июня 2001 г. 1 предусмотрено наличие и функции бухгалтерии организации, полномочия главного бухгалтера по управлению бухгал-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3170.
терией, «Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь» (Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь №371 от 24 декабря 1998 г. 1), закрепляются задачи, функции, обязанности, права и ответственность юридической службы предприятия (объединения) всех форм собственности и предусматривается наличие в ней таких должностей, как главный (ведущий) юрисконсульт, юрисконсульт, заместитель руководителя по правовым вопросам.
Чаще всего полномочия по замещаемой должности определяются в служебных инструкциях, а в некоторых случаях - в индивидуальных контрактах, приказах и распоряжениях руководителя.
Все должности, имеющиеся в государственном органе, и их место в его общей структуре фиксируются в специальном официальном документе - штатном расписании.
Таким образом,должность - это важное государственно-правовое установление, обособленная часть организационной структуры государственного органа с частью его компетенции, закрепленная в нормативном акте, замещаемая государственным служащим с целью реализации задач и функций, определенных по ней.
В силу наличия множества должностей их можно классифицировать по нескольким основаниям.
В зависимости от видов органов следует выделять должности, замещаемые в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.
По порядку их правового закрепления выделяют должности, существование которых предусмотрено Конституцией (Президент, Премьер-министр), законами (судья, прокурор), положениями и другими нормативными актами (главный бухгалтер, ведущий специалист, референт). Государственный орган может самостоятельно определять должности, существование которых в нем необходимо. Однако в этом случае реальное существование должности возможно только после прохождения полной процедуры ее установления, включающей этапы разработки ее статута (определение наименования, объема полномочий, места в структуре органа), утверждения ее вышестоящим органом, т.е. принятия акта, имеющего юридическое значение (приказ), включения должности в структуру органа посредством ее введения в штатное расписание.
1 Бюллетень нормативно-правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2.
При замещении должности конкретным государственным служащим говорят о занятых должностях, а при отсутствии на ней работающего государственного служащего - о вакантных.
Таким образом, исходя из изложенного, можно предложить следующее общее определение государственного служащего:государственный служащий - это лицо, работающее на благо государства в государственных организациях, предприятиях, учреждениях, занимающий в них определенную должность с соответствующей частью компетенции, получающий за свой труд установленную государством заработную плату. Труд государственного служащего отличается от труда других работников тем, что он непосредственно не связан с созданием материальных благ, выполнением работ или оказанием услуг материального характера. Его деятельность направлена на организацию, обеспечение работы государственных предприятий (учреждений, организаций), осуществление культурного обслуживания, создание духовных ценностей.
Государственные служащие играют весьма важную роль. В процессе осуществления своей деятельности они в рамках предоставленной им компетенции посредством осуществления возложенных на них функций реализуют государственную политику.
Существуют разные виды государственных служащих. Их можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики.
В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.
Должностные лица - это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения _с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов - министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений - начальники отделов, служб).
Представители административной власти - государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями
в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц - третьих лиц (инспекторы, милиционеры).
Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).
Функциональные работники (специалисты) - это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении
задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).
Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).
В науке предлагается иное деление государственных служащих. Например, В.Е. Чиркин 1 классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал - это технические работники.
1 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 263-264.
Квалификационным справочником должностей государственных служащих (постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г. 1) закреплено деление служащих государственного аппарата по характеру труда на руководителей структурных подразделений государственного аппарата и специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).
Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)
Институт Экономики и управления
Реферат на тему:
« Государственный служащий. Виды государственных служащих»
Выполнил:
Студент гр. Эбс-212
Волкова Лидия Вячеславовна
Проверил:
Преподаватель кафедры « БЖД и право»
Галочкина Галина Владимировна
г. Владивосток
2015
Введение.
Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.
Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:
- Федеральных органов государственной власти
- Субъектов РФ
- Органов государственной власти субъектов РФ
- Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
- Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ
Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.
Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:
- Государственно-гражданская служба
- Военная служба
- Правоохранительная служба
Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:
- Федеральную государственную гражданскую службу
- Государственную гражданскую службу субъекта РФ
- Общие положения в системе организации государственной службы.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
- Федерализм
- Законность
- Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
- Равный доступ граждан к государственной службе
- Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
- Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
- Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
- Профессионализм и компетентность государственных служащих
- Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.
2 Виды государственной службы.
Государственная служба подразделяется на несколько видов:
- Федеральная государственная служба.
- Гражданская государственная служба.
В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.
Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.
Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.
На государственную службу по контракту могут поступать граждане:
- Владеющие государственным языком РФ.
- Граждане, достигшие возраста 18 лет.
- Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.
Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.
Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:
- При заключении срочного служебного контракта.
- При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
- При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
- При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.
Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.
Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.
Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:
Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.
Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.
Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.
В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.
Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:
- На неопределенный срок.
- На определенный срок.
Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.
По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.
Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:
- Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
- Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
- Паспорт.
- Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
- Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
- Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
- Документы воинского учета.
- Документ об образовании и квалификации.
- Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.
4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.
Государственный служащий гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.
Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.
- По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
- По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
- Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
- Гражданских.
Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.
- В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.
Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.
Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».
- По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.
Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.
Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:
- Внутриорганизационные(внутренние).
- Внешние.
Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.
Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).
- В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
- На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
- На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
- В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
- Высшие государственные должности.
- Главные государственные должности.
- Ведущие государственные должности.
- Старшие государственные должности.
- Младшие государственные должности.
- В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.
Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.
5 Права и обязанности государственного служащего.
Государственный служащий имеет право :
- На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
- На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
- На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
- На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
- На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
- Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
- На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
- На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
- Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :
- Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
- Добросовестно исполнять должностные обязанности.
- Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
- Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
- В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
- Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
- Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.
В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.
Государственный служащий не вправе :
- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
- Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
- Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
- Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
- Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
- Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
- Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
- Принимать участие в забастовках.
- Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
- Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.
Заключение.
Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.
Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:
- Дисциплинарной.
- Материальной (ограниченная или полная).
- Административной.
- Уголовной.
- Гражданско-правовой.
Список литературы.
- гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
- Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
- http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
- http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
- http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
11176. | Управление карьерой государственных служащих | 94.61 KB | |
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы... | |||
21516. | Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих | 52.16 KB | |
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного... | |||
18281. | Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан | 93.66 KB | |
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих... | |||
19143. | Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих | 34.28 KB | |
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности. | |||
11036. | Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан | 105.59 KB | |
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы.. | |||
4727. | Государственный долг и государственный бюджет | 37.57 KB | |
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ. | |||
6119. | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ | 15.23 KB | |
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга | |||
309. | Правовой статус муниципальных служащих | 16.6 KB | |
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества... | |||
20357. | Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» | 570.98 KB | |
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения всё... | |||
19783. | Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») | 415.98 KB | |
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет. |
Гражданским служащим признается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, признаки гражданского служащего сводятся к тому, что он:
а) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;
б) владеет государственным языком Российской Федерации;
в) взял на себя обязательство по прохождению гражданской службы;
г) замещает гражданскую должность;
д) осуществляет профессиональную служебную деятельность на гражданской должности;
е) должность замещает в соответствии с актом о назначении на нее и со служебным контрактом;
ж) получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Нанимателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осуществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, занимающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.
Очевидно, что гражданскими служащими не являются служащие государственных предприятий, в том числе и осуществляющие властно-распорядительные, управленческие полномочия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических оснований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распорядительные полномочия), замещающих должности в организациях, которые по закону не являются государственными должностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их служащие содержатся за счет средств бюджета (например, учителя школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.
Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.
Подразделение гражданских служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.
В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданские служащие субъектов РФ.
Федеральный государственный гражданский служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие,замещающие
высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.
Гражданские служащие могут бытьклассифицированы по классным чинам.Они присваиваются в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы. Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:
а) действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной гражданской службы высшей группы;
б) государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной гражданской службы главной группы;
в) советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы ведущей группы;
г) референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы старшей группы;
д) секретарь государственной гражданской службы- должности гражданской службы младшей группы.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Деление гражданских служащих по государственным органам, в которых они состоят на службе, предполагает необходимость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в государственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоохранительной службы подлежат уточнению в нормативных правовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государственных служащих ни один из этих подходов не может быть принят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.